Институт Философии
Российской Академии Наук




  Семинар «Энтелехия живого тела»
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Проекты и семинары » Семинар «Энтелехия живого тела»

Семинар «Энтелехия живого тела»

 

Целью научного семинара «Энтелехия живого тела: насколько актуально сегодня аристотелевское учение о душе?» является совместное чтение и обсуждение трактата Аристотеля «О душе» – первого систематического исследования души в истории западноевропейской философии. Углубленное изучение этого произведения предполагает прояснение смысла аристотелевского определения души как энтелехии живого тела, детальное рассмотрение предложенного Аристотелем объяснения различных видов деятельности живых существ (таких как питание, рост, ощущение, движение), ответ на вопрос, насколько теория Аристотеля представляет интерес для современных наук о жизни, философской психологии и философии сознания. Семинар ставит целью формирование научной среды, способствующей освоению наследия Аристотеля путем чтения и толкования его текстов на современном научном уровне, с использованием лучших изданий его текстов и посвященных им работ, с их обсуждением и уяснением наиболее перспективных подходов.


Участники семинара читают в оригинале текст De anima Аристотеля, обсуждают преимущества и недостатки стандартного русского перевода, толкуют отдельные сложные места, привлекая разъяснения из античных комментаторов (Александра Афродисийкого, Симпликия, и др.). Руководитель семинара знакомит участников с современным состоянием исследований по психологии и философии Аристотеля.


Регулярный научный семинар «Энтелехия живого тела» в период с сентября 2015 по январь 2018 гг. проводился в секторе истории античной философии и науки и был организован ЦАСФиН Института философии РАН и Институтом всеобщей истории РАН в рамках проекта «Наследие Аристотеля как конституирующий элемент европейской рациональности».


С февраля 2018 г. семинар продолжает свою работу в секторе истории западной философии Института философии РАН. На странице семинара выкладываются аудиозаписи заседаний.


О дате очередного семинара будет сообщено дополнительно, следите за лентой новостей сектора истории западной филофии

Время и место работы семинара: по четвергам, сектор истории западной философии (комн. 413)


_____________________________________________________________________________________________________

  • Руководитель семинара: к.ф.н. Светлана Месяц

_____________________________________________________________________________________________________


Основная литература

  • Греческий текст: Aristotle. De anima / Ed. with Introduction and comm. by D. Ross. Oxford, 1961. 
  • Русский перевод: Аристотель. О душе / Пер. П.С. Попова, испр. М.И. Иткиным // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Наука, 1976.

Дополнительная литература


_____________________________________________


21 июня 2018 г.

22 заседание. Чтение и обсуждение третьей главы второй книги трактата «О душе» (De anima II, 3)



31 мая 2018 г.

21 заседание. Чтение и обсуждение второй и третьей глав второй книги трактата «О душе» (De anima II, 2, 414a4–414b15)

  • На очередном заседании семинара участники читали и обсуждали фрагмент De anima II, 2, 414a43, 414b15, в котором Аристотель уточняет свое определение души как первой энтелехии органического тела, указав, в чем именно состоит эта энтелехия, и способностью к совершению каких именно форм жизнедеятельности она является.



26 апреля 2018 г.

20 заседание. Доклад М.Н. Варламовой «Проблема единства души и жизни в аристотелевском учении о частях души и о развитии эмбриона»

  • В рамках 20 заседания семинара состоялся доклад к.ф.н. Марии Варламовой (Научно-образовательный центр проблем философии, религии, культуры, г. Санкт-Петербург) «Проблема единства души и жизни в аристотелевском учении о частях души и о развитии эмбриона». В докладе излагалось учение Аристотеля о частях души в связи с представлением о множественной сложности органического целого и о душе как энтелехии. Это учение рассматривалось в перспективе проблемы единства души и жизни, а также в перспективе проблемы возникновения живого организма. В первом случае речь шла об омонимии, pollachos legomenon и энтелехии как причине единства, во втором случае - о поступательном развитии эмбриона и о душе эмбриона как причине его развития.


19 апреля 2018 г.

19 заседание. Чтение и обсуждение второй главы второй книги трактата «О душе» (De anima II, 2, 413b3–414a3)

  • В рамках очередного заседания семинара обсуждался отрывок De anima II, 2, 413b3414a3 («из чувств всем животным присуще прежде всего осязание» etc.), где Аристотель пытается дать новое определение души Аристотель сталкивается с проблемой, делится ли душа на части и если да, то локализованы ли эти части в разных частях тела? 

 

15 марта 2018 г.

18 заседание. Чтение и обсуждение второй главы второй книги трактата «О душе» (De anima II, 1, 413a11–413b10)

  • На семинаре выступил с докладом А.Т. Юнусов и рассказал участникам о четырех видах определения у Аристотеля, а также о том, какие определения можно считать выводами из силлогизмов.
  • Аудиозапись

 

15 февраля 2018 г.

17 заседание. Чтение и обсуждение первой главы второй книги трактата «О душе» (De anima II, 1, 412b10–413a10)

  • В этом фрагменте Аристотель дает свое знаменитое определение, а точнее, наиболее общее описание души как первой энтелехии органического тела или тела, «в возможности обладающего жизнью». Участники семинара пришли к выводу, что под телом, «в возможности обладающем жизнью», подразумевается уже одушевленное тело, а не то, которое только могло бы стать материей души. Это означает, что аристотелевское определение души подразумевает не дихотомию форма-материя, а просто указание на форму некоей составной сущности, как если бы мы сказали, что сфера представляет собой форму медного шара.


25 января 2018 г. 

16 заседание. Чтение и обсуждение первой главы второй книги трактата «О душе» (De anima II, 1, 412a1–412b9)

  • Закончив изложение и критику учений предшествующих философов, Аристотель приступает к реализации собственного исследовательского проекта, намеченного в начале первой книги. Он пытается определить, к какому роду сущего принадлежит душа, то есть является ли она сущностью, качеством, количеством или другой категорией. Установив, что душа – сущность, философ показывает, что она есть сущность в смысле формы, а не в смысле подлежащего (материи) или состоящего из формы и материи (единичной вещи). Но сущность в смысле формы представляет собой осуществление («энтелехию») вещи, причем либо первую, либо вторую. Так Аристотель приходит к своему знаменитому итоговому определению души как «первой энтелехии естественного тела, в возможности обладающего жизнью».


16 марта 2017 г. 

15 заседание. Чтение и обсуждение пятой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 5, 411a24b30)

  • В этом фрагменте Аристотель задается вопросом, есть ли у души части и если да, то в каком отношении они находятся к целому. Формулируя ряд апорий, доказывающих, на первый взгляд, что душа не может состоять из частей, Аристотель открывает путь для дальнейшего исследования этой проблемы. 

 

9 февраля 2017 г.

14 заседание. Чтение и обсуждение пятой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 5, 410b16411a23)

  • В этом фрагменте Аристотель продолжает критиковать учение о душе, состоящей из элементов, упрекая его за то, что оно касалось «не каждой и не всякой души». Когда прежние философы рассматривали ощущение и пространственное движение как субстанциальные свойства души, то вне сферы их внимания оказывались души растений и неподвижных животных (зоофитов).


22 декабря 2016 г.

13 заседание. Чтение и обсуждение пятой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 5, 409b6410a26)

  • Почему предшествующие философы утверждали, что душа состоит из элементов? И можно ли признать это учение истинным? Критика основного принципа древнегреческой эпистемологии о познании подобного подобным. 


24 ноября 2016 г.

12 заседание. Чтение и обсуждение четвертой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 4, 408b30409b7)

  • Аристотель подвергает критике учение Ксенократа о душе как о самодвижном числе. По мнению философа, это изначально эклектическое учение содержит трудности двоякого рода: (1) связанные с представлением о душе как о чем-то подвижном, и (2) связанные с представлением о ней как о числе. Всякое число состоит из единиц, поэтому если душа  число, то она  множество единиц. Поскольку душа находится в теле, она занимает определенное место в пространстве. Но единицы, имеющие положение в пространстве, являются точками, следовательно, душа представляет собой совокупность движущихся точек. Сводя таким образом учение Ксенократа к некоему подобию атомизма, Аристотель подвергает его уничтожительной критике. 

 

27 октября 2016 г. 

11 заседание. Чтение и обсуждение четвертой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 4, 408b409a2)

  • Аристотель спрашивает, почему душевные способности (такие как зрение, память, мышление) ослабевают в старости? Можно ли приписывать эти изменения душе? Или и здесь, как в случае со страхом, гневом, радостью и т.п., изменению подвергается не сама душа, а одушевленное тело? Особое внимание Аристотель уделяет вопросу об уме: зависит ли его деятельность от тела, и уничтожается ли вместе с гибелью разумного существа? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, о каком уме идет речь: о т.н. "пассивном" или "активном"? Что думали по этому поводу античные комментаторы Аристотеля: Александр Афродисийский, Иоанн Филопон и Симпликий?


29 сентября 2016 г. 

10 заседание. Чтение и обсуждение четвертой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 4, 408a18408b30)

  • Опровергнув учение о душе как гармонии тела и упрекнув Эмпедокла за приверженность этому учению, Аристотель возвращается к вопросу о движении души. В предыдущей главе он уже доказал, что душа не может самостоятельно совершать пространственные перемещения, так как не является пространственной величиной. Теперь же он задается вопросом, присущи ли ей качественные превращения, и можно ли считать такие претерпевания как страх, радость, печаль, гнев, размышления движениями души или же агентом здесь выступает не душа, но состоящее из души и тела живое существо? 

 

26 мая 2016 г.

9 заседание. Чтение и обсуждение четвертой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 4, 407b28408a18)

  • Доказав, что душа не может быть самодвижной сущностью и что движение может быть присущей ей только привходящим образом, Аристотель обращается к теории души как гармонии тела, которую также подвергает критике. Пифагорейское учение о душе как гармонии тела исходит из иного, нежели у Аристотеля (и Платона) понимания жизни. Если Аристотель мыслит жизнь как самовоспроизводящееся движение, то пифагорейцы (в частности, Алкмеон Кротонский) понимаютт ее как баланс противоположных сил, замечая, что только живое может примирять в себе противоположности (горячее – холодное, сухое – влажное), поскольку неживое всегда – лишь  какая-то одна из них. Но если жизнь есть баланс и соединение противоположностей, то есть гармония, то и душа как принцип жизни есть гармония. Аристотель вслед за Платоном возражает против такого учение о душе, исходя из иного понимания жизни. 

 

21 апреля 2016 г. 

8 заседание. Чтение и обсуждение третьей главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 3, 406b10407a31)

  • В третьей главе трактата Аристотель продолжает критиковать платоновское представление о душе как о самодвижной сущности, обращаясь на этот раз  к «Тимею», где душа представлена в виде двух кругов – круга тождественного и круга иного, пересекающихся в двух точках и вращающихся вокург общего центра. Вопрос, которым задается философ: может ли мысль быть телесной?

 

31 марта 2016 г.

7 заседание. Чтение и обсуждение третьей главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 3, 406a1406b10)

  • Основной проблемой, обсуждавшейся на заседании, стал вопрос о том, присуще ли душе движение. Обязательно ли душе двигаться самой, чтобы приводить в движение тело, как считал Платон, или она способна сообщать движение, оставаясь неподвижной? Участники выделили несколько аргументов против признания души самодвижной сущностью. Во-первых, движущему не обязательно двигаться самому: в частности, первый двигатель мирового движения обязан быть неподвижным. Во-вторых, анализ понятия самодвижного показывает, что самодвижное обязательно должно состоять из двух элементов: неподвижного двигателя и того, что он приводит в движение. В-третьих, если движение присуще душе по природе и по сущности, то она будет совершать пространственное движение, причем, как в теле, так и вне его, что противоречит очевидности. 


2 февраля  2016 г.

6 заседание. Чтение и обсуждение второй главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 2, 405a19405b30)

  • Аристотель продолжает критическое изложение учений предшествующих философов о душе. На этот раз Стагирит обращается к тем мыслителям, которые считали душу первоначалом и отождествляли ее с одним из основных четырех элементов: водой (Гиппас), огнем (Гераклит), воздухом (Диоген из Аполлонии) и т.д. Особое внимание участники уделили сообщению о Гераклите, согласно которому тот считал душу "вечно текучим" (ρεον αει) сухим испарением. Участники связали данное свидетельство со знаменитым фрагментом Гераклита про реки (фр. 40), расценив его как еще один аргумент в пользу нового толкования фрагмента, предложенного А.В. Лебедевым в недавно вышедшей монографии «Логос Гераклита» (2014). 

 

3 декабря 2015 г. 

5 заседание. Чтение и обсуждение второй главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 2, 404b7405a9)

  • Каких воззрений на душу придерживались мыслители до Аристотеля: Демокрит, Анаксагор, пифагорейцы, Платон? Как объясняли ее способность мыслить и ощущать?

 

19 ноября 2015 г.

4 заседание. Чтение и обсуждение фрагмента первой книги трактата «О душе» (De anima I, 1, 403b9404a5)

  • Вопросы для обсуждения: кто должен исследовать душу  физик, диалектик или представитель какой-то другой науки?  Какие науки, по Аристотелю, исследуют свойтва материи (отделимые и неотделимые от нее), а какие ставят своею целью исследование форм? Каковы основные отличия одушевленного тела от неодушевленного и не обладающего жизнью?


29 октября 2015 г. 

3 заседание. Чтение и обсуждение первой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 1, 403a2403b19)

  • Проблемы, связанные с "претерпеваниями" или "состояниями" (παθη) души. Принадлежат ли радость, печаль, страх, воображение, вожделение и т.д. одной лишь душе, или же представляют собой совместное действие души и тела? По Аристотелю, большинство приписываемых душе действий и претерпеваний совершаются не без участия тела, но означает ли это неотделимость души от тела и ее несубстанциальность? Платоновское представление о теле как инструменте души/ Интенционалистская (M. Burnyeat) и буквалистская (R. Sorabji) интерпретация отношения душа-тело у Аристотеля. 

 

13 октября 2015 г. 

2 заседание. Чтение и обсуждение первой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 1, 402a23403a1)

  • Десять затруднений, связанных с поисками определения души и методом ее исследования. Существует ли универсальная родовая идея души, по отношению к которой души разных живых существ выступали бы в качестве видов? Или же разные виды душ не сводятся в один род, и тогда единой науки о душе не существует? В качестве вспомогательной литературы участникам семинара рекоммендуется книга: Polansky, Ronald. Aristotle's De anima. Critical commentary. Cambridge University Press, 2007, а также Комментарий на "О душе" Иоанна Филопона, 36,1-37,20.

 


24 сентября 2015 г.

1 заседание. Введение в чтение трактата «О душе» (De anima)

  • Время создания трактата «О душе», процесс формирования текста, его структура. Какое место занимает учение о душе в аристотелевской системе наук? Почему Аристотель отводит науке о душе «одно из первых мест» (εν πρωτοις τιθεναι) и в каком смысле душа является «началом» (αρχη) живых существ. Античные комментарии к De anima: Александр Афродисийский, Иоанн Филопон и Псевдо-Симпликий.

 

 ___________________________________________