Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор истории антропологических учений
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Сектор истории антропологических учений

Сектор истории антропологических учений

Научный отчет за 2013 год

Сектор истории антропологических учений

Зав. сектором – доктор филос. наук, доктор филол. наук П.С. Гуревич

 

Проанализированы отношения между современным научным знанием и философской антропологией. Оспорено представление о том, что философская концептуализация учения о человеке основана главным образом на научных открытиях. В наши дни философия отрицает сам подход к человеку, сопряженный с прежней научной парадигмой (биологические основы сознания, толкование духовности только как продукта вершинных состояний сознания). Показано, что разум и дух невозможно объяснить с помощью химических или физических законов, что правомерно изучать и дальше основополагающие аспекты духовной природы человека (Гуревич П.С. Апофатический проект человека).

 

Осуществлен анализ отношения к труду в разные эпохи (Михаленко Ю.П. Адам Смит: становление учёного (Ч. 1); Спирова Э.М. Похвальное слово капитализму. О книге Альберта О.Хиршмана «Страсти и интересы. Политические аргументы в пользу капитализма до его триумфа»).

 

Предложено экзистенциально-феноменологическое толкование человека как бытия, которое обнаруживает себя в персонально-сущем как абстрактно-сущее и как экзистенциальная проекция свободного бытия (Резник Ю.М. К метафизике человеческого бытия: от рефлексии к реконструкции; Резник Ю.М. Философия в моём понимании (опыт феноменологического прочтения). Ч. 1: Философия как аналитика бытия).

 

Рассмотрен один из аспектов темы «основные грани человеческого бытия»: «дислокация» (в координатном пространстве основных философских категорий) человеческого «родового». Исходя из положения, что определяющее значение для толкования человеческого родового имеет понимание категории Реального, сопоставлены два принципиально разных (связанных с именами А.Лосева и Ф.Ларюэля) понимания Реального. Если у Лосева Реальное связано с трансцендентной сущностью (со всеми известными вытекающими отсюда последствиями в понимании человеческого родового, проявляющимися, в частности, в оригинальном ‑ имяславском по генезису – синтезе неоплатонизма и христианства), то для Ларюэля Реальное есть радикальная имманентность и как таковое объявляется самим «человеческим родовым». Радикальность ларюэлевского толкования имманентного родового (Реального) состоит в том, что оно толкуется как природно не дислоцированное не только в трансцендентной, но и в трансцендентальной сферах. Между имманентным и трансцендентальным Ларюэль ставит метафизическую границу, напоминающую границу между трансцендентным и трансцендентальным (Гоготишвили Л.А. Философия языка Лосева и «Не-философия» языка Ларюэля).