Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел философии науки и техники
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2011 » Отдел философии науки и техники

Отдел философии науки и техники

Научный отчет за 2011 год

 

Отдел философии науки и техники

Зав. отделом – доктор филос. наук В.И. Аршинов

 

Сектор философских проблем естествознания

Зав. сектором – доктор филос. наук Е.А. Мамчур

 

Показано, что современная космология (и неразрывно связанная с ней физика элементарных частиц) базируется на рациональных основаниях и может быть эмпирически обоснована. Выявлена эвристическая роль в развитии физического знания концепции универсального эволюционизма («Большой истории»), помогающей заполнить разрывы в основаниях научного поиска между космологией и другими эволюционными дисциплинами (Современная космология: философские горизонты / Отв. ред. В.В.Казютинский; Будущее фундаментальной науки: концептуальные, философские и социальные проблемы / Отв. ред. Е.А.Мамчур, А.А.Крушанов; Космология, физика, культура / Отв. ред. В.В.Казютинский).

Показано, что с появлением антропного принципа культурно-антропологический и натуралистический подходы к мировоззренческим основаниям космологии сближаются. Выявлены различия в механизмах взаимодействия социокультурного контекста функционирования космологического знания в классической и неклассической космологии (Казютинский В.В. Физическая космология и культура; Казютинский В.В. Революции в космологии, их когнитивные и социокультурные аспекты).

Эпистемологический анализ понятия «технонаука» позволил выявить, что наиболее существенной чертой технонауки, отличающей ее от традиционной (классической) науки, является феномен ее ориентированности на прикладное использование. Обосновано, что и на современном этапе фундаментальная наука полностью сохраняет свою специфику и присущие ей цели и ценности, отличные от таковых у прикладных и технологических разработок (Мамчур Е.А. Фундаментальная наука и технология; Мамчур Е.А. Феномен технонауки: эпистемологический аспект; Мамчур Е.А. Является ли понятие технонауки адекватным образом современной науки?).

В ходе анализа возможных направлений развития научной методологии показано, что перспективным является формализация границы наблюдателя, функционирующей на различных уровнях материальной реальности. Рассмотрены пути построения новой парадигмы естествознания, учитывающей сознание наблюдателя (Коняев С.Н. Становление современной парадигмы естествознания).

 

Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития

Зав. сектором – доктор филос. наук В.И. Аршинов


С целью осмысления конвергентных процессов в области современных высоких технологий введено новое понятие «наблюдателя сложности», аналогичное понятию наблюдателя в квантовой механике (Аршинов В.И. Синергетика конвергирует со сложностью).

Исследованы особенности современной технонауки на примере нанотехнонауки, роль фундаментальных исследований в ней, выявлена общая методологическая основа нано- и макросистемотехники (Горохов В.Г. От инженерной задачи к научной проблеме и от нее к разработке новейших технологий на наноуровне).

Предложена постструктуралистская интерпретация биологической дихотомии «живое – неживое» в свете сюжетов, порождаемых прогрессом в сфере нанотехнологий (Свирский Я.И. Конфигурация биопроблематики в контексте нанотехнологий).

Сформулирована проблема полноценного участия социогуманитарных наук в конвергенции знаний и технологий, развития «технологической компоненты» социально-гуманитарного знания (Алексеева И.Ю. Общество знаний и гуманитарные технологии).

В контексте представлений о постнеклассической научной рациональности на основе субъектно-ориентированного подхода разработана методология организации «человекоразмерных» динамических моделей социальных систем (стратегические рефлексивные игры – рефлексивно-активные среды развития) и их использования в стратегическом проектировании и стратегическом аудите (Лепский В.Е. Стратегические рефлексивные игры – социогуманитарные технологии сборки субъектов российского развития).

 

Сектор античной и средневековой философии и науки

Зав. сектором – доктор филос. наук В.В. Петров

 

Реконструированы утраченные отрывки, посвященные силлогистической логике в сочинении С.Д.Кржижановского «Красный снег». Показано, что в одном из отрывков речь идет о «квадрате оппозиций», представляющем в виде схемы соотношения между логическими суждениями. Исследована история формулы ›ν καˆπ©ν в европейском пантеизме XIX в. (Ф.Якоби, Гёльдерлин, Гёте, Шопенгауэр) и вывода силлогизма «Кай смертен» в европейской философской и литературной традиции (Петров В.В. С(игизмунд) К(ржижановский) | К(расный) С(нег)).

Исследована история понятия «ипостась» в античной философии. Показано, что у философов классической эпохи ипостась еще не имеет онтологического значения. С распространением аристотелизма в I–II в. н. э. термин «ипостась» переносится из стоической философии в учение Аристотеля, где начинает означать единичную чувственно воспринимаемую вещь. К III–IV в. у Плотина и Порфирия термин постепенно приобретает философское содержание (Месяц С.В. Ипостась в античной философии).

Осуществлен новый перевод классического сочинения Джордано Бруно «О бесконечном, Вселенной и мирах», соответствующий современным научным стандартам (Бруно Дж. О бесконечном, Вселенной и мирах / Пер. с ит.А.В.Серегина, вступ. ст. и коммент. А.А.Россиуса).

Проанализированы общие характеристики схоластической психологии XVII в. и прослежены трансформации, определяющие поворот к нововременным представлениям о душе и познании (Вдовина Г.В. Трансформация «науки о душе» в философских курсах XVII в.).

Определены основные направления французских публикаций последнего времени по постсредневековой схоластике, намечены наиболее перспективные линии исследований в данной области историко-философской науки (Вдовина Г.В. Французские исследователи о постсредневековой схоластике).

Исследована идейная перекличка Достоевского, Вяч. Иванова и Г.Марселя. Показано, что творческие импульсы, обусловливающие культуры, стимулируются подобными резонансными явлениями (Визгин В.П. Резонансное движение культуры: Достоевский–Иванов–Марсель).

 

Центр методологии и этики науки

Руководитель центра – доктор филос. наук А.П. Огурцов


Предложен проект синергийной антропологии как нового научного направления в гуманитарном контексте, в котором отдается приоритет открытости человека. Показан кризис классической антропологии, изменения в антропологической реальности, произошедшие благодаря инновациям в технонауке (Фонарь Диогена / Сост., общ. и научн. ред. С.С.Хоружего).

Изучена история различных программ исследования науки – от Э.Маха до Б.Латура. Особо выделено отношение тех или иных философских концепций к наиболее значительным теориям ХХ в. (теории относительности, квантовой механике). Выявлено значение философии науки в определении стратегий историко-научных реконструкций (от аналитической программы до системной и деятельностной концепций, поворота к социальной истории науки, особенностей историко-научных реконструкций в исторических и антропологических исследованиях) (Огурцов А.П. Философия науки. Двадцатый век. Ч. I–III).

Выявлены концепты политического сознания, раскрыты альтернативные модели (от рефлексии до коммуникаций) политических концепций, показан поворот политического сознания к коммуникативной концептуализации (поворот к дискурсу, к модели коммуникаций, к концепту как ядру политических концепций). На материале современных концепций политической философии (Л.Штраус, Х.Арендт, Д.Истон и др.) описаны критические оценки современной политической теории и проанализированы сами концепты (власть, страх, равенство, гражданское общество) (Неретина С.С., Огурцов А.П. Концепты политической культуры).

Введена в научный оборот физикалистская по идеям книга известного логика Д.М.Армстронга, раскрывающая его оригинальный подход к проблеме универсалий. Анализ различных видов номинализма (от номинализма классов до номинализма сходства) и реализма приводит Армстронга к исследованию троп как заместителей универсалий и к обсуждению троп с универсалиями (Армстронг Д.М. Универсалии. Самоуверенное введение / Пер. С.С.Неретиной).

 

Центр био- и экофилософии

Руководитель центра – доктор филос. наук И.К. Лисеев


Проанализировано, как современные вызовы, идущие от развития комплекса наук о жизни, влияют на трансформацию существующего философского знания. Предпринята одна из первых в современной мировой науке попытка сформулировать новый статус философии природы, рассмотреть основные этапы становления современного понимания природы, проанализировать новые идеи, принципы и ориентации в функционировании философии природы наших дней (Filozofia przyrody – dzis / Отв. ред. И.К.Лисеев).

Исследовано значение идеи эволюции для функционирования современного философского знания в науке и культуре (Идея эволюции в биологии и культуре / Отв. ред.: И.К.Лисеев, О.Е.Баксанский).

Издан юбилейный сборник работ И.К.Лисеева, посвященный проблемам философии биологии и экологии (Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура (работы разных лет)).

Исследованы перспективы «качественной демографии» в современных условиях. Установлено, что либеральная евгеника не является «хорошей» альтернативой традиционной евгенике, поскольку также предполагает насилие над личностью (Хен Ю.В. Государственный контроль: проблемы и перспективы либеральной евгеники).

Процесс адаптации человека проанализирован как тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая в то же время возможность прогресса (Петрова Е.В. Проблема адаптации в ее эволюционном аспекте: от биологии к культуре).