Научный отчет Института философии РАН за 2023 годВажнейшие итоги по плановым темамРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов, координатор – член-корр. РАН, доктор филос. наук Н.А. Касавина) Объектом исследования является современное российское общество в его цивилизационном измерении. Актуальность проекта обусловлена динамикой мировых геополитических процессов в модусе цивилизационного взаимодействия и противостояния стран и их ареалов, что заставляет вновь обратиться к осмыслению особенностей национального пути России. Цель исследования – философский анализ оснований и перспектив цивилизационного развития России с опорой на своеобразие исторического прошлого и вызовы современности. Научная проблема проекта определяется существенными изменениями глобальной архитектуры, острыми проявлениями тенденций деглобализации, противоречиями техногенного развития, что требует междисциплинарного исследования с акцентом на понимании особой роли России на современном этапе мирового развития. В 2023 г. было продолжено развитие трех основных проблемных блоков проекта: – переосмысление концептуального аппарата изучения цивилизации, разработка стратегии ее философского познания, выявление центральных векторов и результатов развития данной тематики в Институте философии РАН как ключевой школы отечественных философских исследований цивилизации; – изучение факторов и этапов истории России как особой цивилизации (цивилизационный проект Екатерины II, формирование и критика «северной идентичности», советская цивилизация, роль аграрно-крестьянской культуры); – исследование современных проблем и процессов цивилизационного развития России (динамика геополитического пространства, общественная безопасность, человеческий потенциал, социальная структура общества, процессы миграции, значимость экологических преобразований, гендерная политика, интеллектуальный суверенитет, цивилизационная самоидентификация на основе концепции «государства-цивилизации»). В ходе исследовательской работы были получены следующие основные результаты. Опубликована книга «Цивилизация: многозвучие смыслов. Memoria» (отв. ред. А.В. Смирнов, Н.А. Касавина, С.А. Никольский. М.; СПб., 2023. 540 с.), в которой представлена аналитическая панорама истории цивилизационных исследований в Институте философии РАН. Книга является первой частью трилогии, посвященной методологии, истории и современным аспектам изучения цивилизации в российской перспективе. Сквозной проблемой, определяющей ее содержание, выступает представление о России как особой цивилизации, о ее специфике и самоосознании в современном мире. Авторами книги переосмыслены идеи А.С. Ахиезера, В.С. Библера, В.М. Межуева, В.Ж. Келле, Н.В. Мотрошиловой, А.С. Панарина, В.Л. Цымбурского, В.С. Степина. Фундаментальные работы, сформировавшие ключевую повестку в области философии цивилизации, сопровождаются вступительными аналитическими статьями, раскрывающими их новизну и значение. Обозначены два исследовательских вектора творчества А.С. Панарина – поиск сегодняшней Россией своей цивилизационной идентичности и анализ проблем, возникающих в контексте перехода отечественного социального знания от доминирующей формационной логики к исторической феноменологии (Сиземская И.Н. Александр Сергеевич Панарин о России в цивилизационном процессе // Цивилизация: многозвучие смыслов. Memoria. М.; СПб., 2023. С. 423–430). Обосновано, что соединение в равной степени значимых исследований цивилизационных, культурно-исторических, политических и личностных состояний социума на рубеже XX–XXI вв. показало перспективу междисциплинарной проективности в гуманитарных науках и социальной философии (Киселева М.С. Владислав Жанович Келле: личность философа и ученого в контексте истории страны // Цивилизация: многозвучие смыслов. Memoria. М.; СПб., 2003. С. 98–110). Проанализировано значение для исследования цивилизационного поля России идей В.В. Бибихина , который обозначил особенности становления страны как государства, ее правового состояния (прежде всего крепостного права, оказавшего огромное воздействие на цивилизационно-правовое будущее) (Неретина С.С. «Пора» устроения «мира» // Цивилизация: многозвучие смыслов. Memoria. М.; СПб., 2023. С. 263–275). Дано понимание идей В.С. Библера, А.П. Огурцова в исследовании цивилизации и культуры в контексте панорамного видения будущего (Неретина С.С. Человек культуры vs Homo sacer; Неретина С.С. Трансцендентность невидимого // Цивилизация: многозвучие смыслов. Memoria. М.; СПб., 2023. С. 215–223). Показано, что смысл российской истории, скрепляющий ее воедино несмотря на все разрывы и революционные катастрофы, – это вызревание и осуществление логики соборной всесубъектности в практике российского культурного и цивилизационного строительства. Обоснована идея, что «человечество» может быть только соборным, но не унитарным понятием, поскольку в своем развитии развернуло несколько больших культур, каждая из которых построена на собственной внутренней логике и не может быть сведена к логике других больших культур. Дано понимание процессов развития цивилизаций с позиций концептов «общечеловеческое» и «всечеловеческое». Проанализированы подходы А.В. Смирнова и Р. Бенедикт к вопросу о национальной идентичности. Рассмотрены идеи Н.Я. Данилевского о народном характере (Веряскина В.П. Всечеловеческое и образы народного характера в концепции Н.Я. Данилевского // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 4. С. 61–71). Обосновано значение гуманистических ценностей, духовной зрелости человека, идеала свободной мыслящей личности как подлинного предназначения цивилизации (Касавин И.Т. Философия: цивилизационно-культурный проект // Цивилизация: многозвучие смыслов. Memoria. М.; СПб., 2023. С. 15–23; Касавина Н.А. «Экзистенция – это судьба…». Беседа Н.Н. Шульгина с Н.А. Касавиной // Вопр. философии. 2023. № 7. С. 59–68). Представлена концепция «советского» в историософском, историческом и политическом аспектах от своего возникновения и до окончания Второй мировой войны (Никольский С.А. Советское. Идея и практика. М., 2023. 392 с.). На основе базовых принципов федерализма и анализа основных этапов трансформации государственного устройства Российской Федерации (1992–2022) показана трансформация страны от «кооперативного федерализма» к «централизованной федерации». Обосновано, что федеративные образования представляют собой адекватные формы развития для больших полиэтнических сообществ и гетерогенных цивилизаций (Гранин Ю.Д. Федерализм и цивилизационно-имперская парадигма развития России // Гуманитарный вестн. МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2023. № 1. С. 1–14; Гранин Ю.Д. Эволюция российского федерализма в новых геополитических реалиях // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер.: «Философия». 2023. № 1. С. 98–112). Разработана концепция, в рамках которой современная Россия рассматривается как цивилизационно гетерогенная общность, развитие которой сопряжено с преодолением модернизационной неравномерности социального пространства страны (Беляева Л.А. Цивилизационная и модернизационная гетерогенность России: исторические закономерности или результат торможения развития страны? // Консолидация российского общества в новых геополитических реалиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. I Лапинские чтения (г. Москва, 21–22 ноября 2022 г.). Вологда: ВолНЦ РАН, 2023. С. 47–51). Представлена экологическая модель государства-цивилизации как приоритетная для развития современной России, позволяющая конкретизировать ее экоевразийскую перспективу (Резник Ю.М. Местобытие человека как предмет геофилософии (концептуальный анализ) // Вестн. РХГА. 2023. Вып. 3. С. 22–40; Олейников Ю.В. К проблеме построения экологической цивилизации в России: аргументы «за» и «против» // Вопр. социальной теории. Научный альманах. 2023. Т. XV. С. 131–153). Проанализирована цивилизационная специфика России и Запада в контексте исторических вызовов и найденных на них ответов (А. Тойнби) (Ильинская С.Г., Угрин И.М. Диалогизм российской цивилизации против монологизма Запада // Вопр. социальной теории: научный альманах. 2023. Т. XIV. С. 248–269; Ильинская С.Г. Обосновано, что обратным эффектом стремления Запада унифицировать мир и навязать ему универсалистскую парадигму развития стало превращение западной цивилизации в локальную цивилизацию, существующую наряду с другими. Сделан вывод о том, что новый глобальный мир стремится к реальному равновесию культур и цивилизаций (Спиридонова В.И. Столкновение «Мира» и «Запада» как новая реальность // Полилог / Polylogos. 2023. Вып. 7. № 3; Спиридонова В.И. Современное противостояние Запада и России как этап столкновения цивилизаций и его особенности // Общественные науки и современность. 2023. № 2. С. 7–20). Продолжена разработка концепции интеллектуального суверенитета государства и общества, включающая вопросы исторической памяти, информационно-психологической и научно-образовательной политики. Изучена взаимосвязь ценностей образования с условиями обеспечения безопасности общества (Алексеева И.Ю. Безопасность общества и ценности образования // Философия и общество. 2023. № 3. С. 36–50 (в соавт.)). Рассмотрены вопросы развития китайской цивилизации с конца ХIХ в. по настоящее время в контексте возможных уроков для российского проекта цивилизационного развития (Буров В.Г. Исторический опыт развития китайской цивилизации // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 4. С. 113–130). Переосмыслены философские прогнозы о противостоянии России и Запада (Шевченко В.Н. Н.Я. Данилевский о геополитических отношениях России и Запада в контексте современной ситуации в стране и в мире // Проблемы цивилизационного развития. 2023. Т. 5. Вып. 1. С. 114–130; Горелов А.А. Русские философы конца XIX – начала ХХ веков о безопасности и будущем России как государства-цивилизации // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 4. С. 49–65 (в соавт.)). Проведен концептуальный анализ современного состояния гендерных исследований в России (Воронина О.А. Теоретические, эмпирические и политические аспекты гендерных исследований в России // Вестн. РГГУ. Сер.: «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 2. С. 84–92; Воронина О.А. Комплексный гендерный подход как методология социальной политики // Государственное управление. Электронный вестн. 2023. № 100. С. 73–88). Рассмотрена проблема научной эмиграции из СССР и современной России, причины ее нескольких волн, их цивилизационные особенности (Наумова Т.В. Научная эмиграция из СССР и современной России: потери и приобретения // Социально-политические исследования. 2023. № 2 (19). С. 6–21). Изучено взаимодействие аграрно-крестьянского компонента российской истории и отечественной цивилизационной динамики (Кознова И.Е. Русское крестьянство в российском цивилизационном процессе // Проблемы цивилизационного развития. 2023. Т. 5. № 2. С. 40–77). Раскрыта роль идеологии в укреплении государственного суверенитета, обозначены условия смены идеологических конструктов (Блюхер Ф.Н. Идеология и война // Вопр. философии. 2023. № 4. С. 40–43).
ПОЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ТЕКСТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ НАУК И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский, координатор – доктор филос. наук Е.О. Труфанова)
Было продолжено исследование философских аспектов проблем познания, сознания и коммуникации, связанных с осмыслением современных когнитивных наук и процессов цифровизации. На данном этапе исследования были подразделены на четыре блока: 1) актуальные проблемы исследований познания и сознания; 2) актуальные проблемы онтологии и логики; 3) философско-методологический анализ творчества; 4) методологические вопросы социогуманитарных наук и междисциплинарные исследования человека. В 2023 г. в рамках этих тематических блоков были достигнуты следующие основные результаты. В рамках демонстрации углубления связей эпистемологии с вопросами философской антропологии и социальной философии была уточнена концепция конструктивного реализма как стратегии современных когнитивных исследований (Конструктивизм, реализм, человек. К 90-летию В.А. Лекторского. М.; СПб., 2023; Lektorsky V.A. Epistemological Realism and Cognitive Science // Global philosophy. 2023. Vol. 33. P. 49). Показано значение отечественного философского и психологического наследия в свете современных научных и социальных вызовов, продемонстрирована актуальность трудов ряда советских философов и психологов для актуальных дискуссий в когнитивной науке (Лекторский В.А. О философских «шестидесятниках» // Политическая концептология. 2023. № 1. C. 34–41; Лекторский В.А. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и современные когнитивные исследования // Вестн. Московского ун-та. Сер. 14: «Психология». 2023. Т. 46. № 2. С. 67–83; Дубровский Д.И. К 50-летию дискуссии по проблеме идеального // Семиотические исследования. 2023. № 4. С. 15–29; Mikhailov I.F. L.S. Vygotsky: Journey to the West // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2023. No. 6 (3). P. 187–205). Проведено исследование нормативности сознательного опыта. Продемонстрировано, что натуралистическое объяснение не способно учесть нормативность ментального содержания. Показано, что возможное решение потребовало бы пересмотра оснований натурализма и допущения, что действия живых существ определяются прежде всего смыслами, которые уже наличествуют в мире (Иванов Д.В. Нормативность и трудная проблема содержания // Философия науки и техники. 2023. Т. 28. № 2. С. 63–78). Выявлены основные проблемы коммуникативного и когнитивного функционирования человека в цифровой реальности. Рассмотрены нестандартные эмоционально-психологические ситуации, провоцируемые применением Hi-tech устройств в процессе решения изобретательских задач. Показаны риски, возникающие от придания программному электронному вычислителю свойств «субъектности» (Ярославцева Е.И. Постнеклассическая модель науки и творческий потенциал человека в киберсреде // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Материалы междунар. конф. Москва, 20–23 июня 2023 года / Предложено понятие виртуальных объектов как чувственных и рациональных знаний о предметах, возникающих в отсутствие этих предметов и переживаемых субъектом в фиксированном интервале как сами эти предметы. Различены виртуальные объекты, возникающие в границах чувственного и рационального познания (Левин Г.Д. Типы виртуальных объектов // Вопр. философии. 2023. № 8. С. 93–104). В результате междисциплинарного взаимодействия телесно-ориентированной эпистемологии с когнитивной лингвистикой были сформулированы ключевые понятия, позволяющие выразить телесную обусловленность процедур лингвистической референции: опытный гештальт, образная схема и изначальная образная схема. Эксплицирован эвристический потенциал понятия «образная схема», исследованы значение и функции образных схем в пространстве междисциплинарного диалога. Показано, что философская значимость понятия образной схемы как рекуррентного паттерна сенсомоторного опыта обусловлена тем, что с его помощью артикулированы более глубокие сенсомоторные основания абстрактного мышления и смыслополагания на основе современной телесно-ориентированной теории познания (Смирнова Н.М. Образ и знак на перекрестье телесно-ориентированной эпистемологии и когнитивной лингвистики // Философия науки и техники. 2023. Т. 28. № 2. С. 5–19). Показано, что эмоциональное восприятие имеет абстрактный уровень. Эксплицировано значение идей Харьковской психолингвистической школы (конец XIX – нач. XX в.) для современного развития когнитивной поэтики. Проведены философски важные сопоставления достижений отечественной и зарубежной школ психолингвистики (Моркина Ю.С. Поэтическое творчество как способ мышления // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 9. М., 2023. С. 250–302). В ходе исследования проблемы интерсубъективности личностного знания показано, что существует эпистемологический разрыв между знанием о наших переживаниях, выраженным в языке, и самими этими переживаниями, непосредственно доступными нам лишь в субъективном опыте. Не все содержание личностного опыта может быть сведено к артикулированному знанию, но и оно содержит в себе неэлиминируемые имплицитные предпосылки объективированного знания (Филипенок С.А. Субъективное и интерсубъективное в структуре творческого процесса // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 9: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2023. С. 346–360). Проведен анализ общего определения понятия алгоритма. Показано широкое распространение алгоритмических преобразований и явлений не только в области математики, но и в других областях человеческой деятельности (Шалак В.И. Естественное обобщение тьюринговой модели вычислимости // Логич. иссл. / Logical Investigations. 2023. T. 29. № 2. С. 9–35; Шалак В.И. Выделение некоторых важных унитарных операторов, играющих особую роль в квантовых вычислениях (логических вентилей), позволило построить язык квантовой вычислительной логики (QCL). Предложена аксиоматизация QCL, трактующая ее как разновидность так называемой бинарной квантовой логики Гольдблата. Доказаны некоторые металогические теоремы о необычных свойствах QCL (паранепротиворечивость и полнота) (Vasyukov V.L. An Axiomatization of Quantum Computational Logic // Логич. исслед. / Logical Investigations. 2023. Т. 29. № 2. С. 119–133). Найдены все трехзначные логики, в которых определимы операции логики Клини. Построена решетка таких логик, упорядоченная по отношению определимости связок одной логики в другой. Для каждой логики в описанной решетке установлено число исчислений в том же языке, содержащих все правила вывода данной логики (Девяткин Л.Ю. О трехзначных расширениях логики Клини // Логич. исслед. / Logical Investigations. 2023. Т. 29. № 2. C. 59–88). Изучены различные подходы к определению параполноты логик. Рассмотрены критерии параполноты, которым должна удовлетворять логическая система для корректной работы в условиях неполноты информации. Приведены условия, при которых различные определения эквивалентны. Исследованы свойства параполного отрицания (Томова Н.Е. К вопросу о критерии параполноты логик // Логич. исслед. / Logical Investigations. 2023. Т. 29. № 2. С. 104–124). Обосновано, что рациональность может определяться исходя либо из логики, генетически связанной с языком и грамматикой, либо из эффективности, требующей количественного подхода. Первый вариант может быть оправдан метафизической верой в то, что мир структурирован логически, и требует общей реалистической позиции. Второй не нуждается ни в каких метафизических допущениях и совместим как с номинализмом, так и с инструментализмом в философии науки (Mikhailov I.F. Fallibilism as the basis of rationality: philosophical implications for natural and artificial intelligence // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер.: «Философия, социология, политология». 2023. № 75. С. 76–93). Выяснены основания для развития философской антропологии как самостоятельной области знания, сложившейся с начала ХХ в., заключавшиеся в происходящем синтезе наук о человеке в пространстве междисциплинарности и рефлексии этого процесса в философии и науке того времени. Показано, что проблематика философии человека, не имея институциональной самостоятельности, включалась в существовавшие тогда предметные области философского знания. Сделан вывод о том, что к началу 1990-х гг. в Институте философии была осознана предметная самостоятельность философии человека как научного направления в контексте междисциплинарности (Киселева М.С. Философия человека в Институте философии: 20–80-е годы ХХ века // Вопр. философии. 2023. № 11. С. 137–148). Показано, что современная реальность требует смены приоритетов гуманистических ценностей на более прагматичные ценности технократизма: экономической эффективности, управляемости, технических достижений, заменяемости человека, безответственности (Степанова Г.Б. Технократизм и гуманитарные перспективы будущего человека // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2023. Т. 6. № 4. С. 224–245). Показано, что предпонимание как феномен сознания – то, что предшествует ясности нашего понимания (языка, речи, жеста, образа, текста), сопровождает познавательную деятельность и является важной составляющей процесса интерпретации. Методологические основания ее рассмотрения объединяются в междисциплинарном поле герменевтики, феноменологии и социологии (Шульга Е.Н. Предпонимание как феномен сознания // Вестн. Ивановского гос. ун-та. Сер.: «Гуманитарные науки». 2023. Вып. 3. С. 153–162). Для концептуализации и определения исторической памяти рассмотрены философские и социологические концепции памяти и самоидентификации. Показано, что память на всех уровнях и во всех формах является основанием для самоидентификации и сохранения целостности, она связывается с временными, лингвистическими, коммуникативными аспектами (Пилюгина М.А. Поль Рикер о забвении как проклятии памяти // Молчание и умолчание в истории: монография. М., 2023. С. 64–73; Пилюгина М.А. Историческая память vs коллективная память в концепции М. Хальбвакса // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Материалы междунар. конф. Москва, 20–23 июня 2023 года / Отв. ред. В.А. Лекторский, В.Г. Буданов. М.; Курск: Университетская книга, 2023. С. 546–550). Описана история возникновения междисциплинарных исследований начиная с последней трети XVIII в., которая в конце концов привела к возрастанию роли проблемного подхода в научной деятельности, возрождению синтетического метода исследований, стиранию границ между региональными онтологиями. Проанализированы отечественные идеи в области междисциплинарных исследований в науке первой половины ХХ в. (Малков С.М. От «региональной онтологии» и дисциплинарной структуры науки к междисциплинарной коммуникации и «человеческой размерности» научного познания // «Экспедиции» в науку. Архитектоника региональных онтологий. М.; СПб.; Белгород, 2023. С. 114–129).
НАУКА, ЧЕЛОВЕК И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук В.А. Лекторский, координатор – доктор филос. наук В.Г. Буданов) Объектом исследования, как и ранее, являлись процессы трансформации социо-техно-антропосферы в период глобального цивилизационного транзита, а предметом исследования – сопряженные онтологические, эпистемологические, методологические и аксиологические основания и смена эпистемологических доминант процессов Макросдвига, обусловленных сложными взаимосвязями между технонаукой и антропосферой в режиме цифровизации техногенной цивилизации. Следствием транзита является радикальная смена образа жизни, картины научной, технологической и социальной реальности, деформации антропологических конституций. Выявлены онтологическая и метафизическая специфики сингулярного перехода к посттехногенной цивилизации. Поставлены проблемы: экзистенциальных вызовов в цифровой антропосфере, демаркации зон ответственности естественного и искусственного интеллектов, посткритической рациональности и сосуществования человеко-машинных форм жизни и разума. Продолжена В области междисциплинарных проблем научно-технического развития получены следующие основные результаты. Выявлены онтологическая и метафизическая специфики сингулярного перехода – Макросдвига – к посттехногенной цивилизации, поставлены проблемы возникающих в антропосфере экзистенциальных вызовов, трансдисциплинарности и посткритической рациональности (Буданов В.Г. Метафизика, онтологии и сценарии Большого антропологического перехода // Наука и феномен человека в эпоху цивилизационного Макросдвига / Отв. ред. В.Г. Буданов, Л.П. Киященко. М.: ИОИ, 2023. С. 76–157). Показано, что концепт мышление-вместе-со-сложностностью как способ понимания преемственно связан с концептом постнеклассической рациональности В.С. Степина как мышления, автопоэтически сопряженного с конкретной исторической социокультурной средой (Аршинов В.И. Наука как когнитивно-семиотический процесс в оптике парадигмы мышления-вместе-со-сложностностью // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. № 2 (36). С. 81–105). Разработан междисциплинарный подход к проблеме сбалансированной взаимоувязанности ресурсов социотехнических практик (проблема ресурсоэффективности). Подход сочетает концепты экономики науки, методологии науки и социальной философии науки (Герасимова И.А. Наука как человеческий капитал и ресурс // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2023. Т. 60. № 4. С. 104–123). Человек в современной культуре Макросдвига не является самотождественным, попадая в разные условия, в том числе угрожающие жизни и благополучию, ведет себя как совершенно разные субъекты (Розин В.М. Маятник философского осмысления «архитектуры мира»: от земной реальности к небесной (духовной) и обратно // Вопр. философии. 2023. № 6. Важнейшие результаты исследований в области социальной эпистемологии связаны с разработкой особого российского проекта социальной эпистемологии, представляющего ее как социальную философию науки. Он предполагает комплексное взаимодействие между эпистемологией, историей науки, социологией, политическими и культурными исследованиями (Kasavin I. В области биоэтики и гуманитарной экспертизы решалась комплексная задача социогуманитарного обеспечения инновационного развития биомедицинской науки и поиска ответов на вызовы техногенной цивилизации и защиты традиционных гуманистических ценностей российской культуры. Было продолжено изучение идей современного гуманизма академика И.Т. Фролова в контексте постановки вопроса о жизни в постковидной реальности и адаптации к цифровым технологиям (Фролова М.И. Хрупкость жизни в условиях новой реальности // Человек. 2023. № 1. C. 172–180). Также были исследованы традиционные гуманистические корни биоэтики в творчестве В.В. Вересаева (Тищенко П.Д. Биоэтика как практическая философия и открытие другого (В.В. Вересаев В области философии естествознания проведена разработка методологических аспектов полидисциплинарных параметров современных продвинутых исследований как в области физики, так и в области наук о живом. В центре внимания проблематика коллаборационной природы современной науки, построенной на сотрудничестве специалистов различных дисциплин в рамках научных исследовательских программ, ориентированных на социокультурные запросы и вызовы техногенной цивилизации. Продемонстрирован междисциплинарный и человекоразмерный характер современных мегасайенс (Пружинин Б.И. Междисциплинарность как феномен современной науки, или Об актуальности идей М.К. Петрова // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 5–10), а также показана принципиальная связь науки и образования в информационную эпоху, исследованы методологические характеристики эпистемологической стратегии социального программирования в науке и образовании (Пружинин Б.И. Социальное программирование в студенческой аудитории: мотивация на познание // Вопр. философии. 2023. № 10. С. 5–15; Пружинин Б.И. Архив университетской науки как ядро исследовательского образования в России: «мотивационный» потенциал социального программирования // Высшее образование в России. 2023. № 12. С. 107–119 (в соавт.)). Обосновано, что основной недостаток синтетической эволюционной теории, призванной объединить дарвинизм (т.н. первый синтез) с данными генетики, состоит в том, что она оказалась неспособна навести мосты между макро- и микроэволюцией, а также представить натуралистическую картину развития жизни на земле от прокариот до высших форм животных и растений (Хен Ю.В. «Эволюционные концепции современной биологии: некоторые проблемы «третьего синтеза» // Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху. Материалы междунар. конф. Москва,
ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.А. Гусейнов, координатор – кандидат филос. наук Н.Б. Афанасов) Исследуемые в рамках проекта «Практическая и прикладная философия» проблемы определены меняющимися социальными, политическими, культурными и ценностными условиями, в которых существуют современный человек и общество. Объектом исследования, таким образом, становится сознательная деятельность человека в ее многочисленных и изменчивых социальных, политических и культурных воплощениях. Эта деятельность направлена на воспроизводство общественных отношений, культуры, национальной и политической традиции, индивидуальное целе- и местополагание, представления о долге, должном и прекрасном, конструирование желаемого будущего и постижение истории как ценности. Подход практической философии и ее прикладные импликации позволяют критически оценить деструктивные социальные тенденции и сформировать теоретическую базу, которая должна стать основой для созидательного коллективного труда на благо общества, в котором сможет реализовать свое достоинство и права человек. В 2023 г. проводившиеся в рамках темы исследования предметно обращались к: 1) идеологии как ключевому феномену социальной, политической и культурной реальности; 2) социально-экономическим трансформациям в рамках перехода к цифровой стадии постиндустриального капитализма; 3) вопросам конкретного влияния экологических факторов на жизненный мир человека и паттерны его социальных взаимодействий; 4) роли отечественной философской традиции в становлении в России национальной культуры и национальной модели государства; 5) нравственным механизмам ограничения и предотвращения вреда; 6) историко-философскому анализу эволюции представлений о практической и прикладной философии в ее связи с меняющимся общественно-экономическим устройством; 7) медиатизации социальных и эстетических феноменов технонаучностью; 8) потенциалу отечественной культуры для картографирования подобающего человеку места в меняющемся мире; 9) трансформациям предмета эстетики в современном мире; 10) конвергенции социального, политического, этического и эстетического в современной общественно-политической дискуссии; 11) размыванию в рамках глобализирующих дискурсов таких понятий, как «правда», «истина» и др., и их замещению концептами «постправды» и проч., которые требуют критического анализа. На материале анализа традиционных и современных толкований практической философии а) установлено, что практическая философия совпадает с нравственной философией в той мере, в какой сама философия является практикой и выступает как жизненный проект, задающий наиболее общее направление сознательной деятельности человека; б) продемонстрировано, что философия, представляющая собой «мышление как поступок», противостоит сервильности разума и является практической не как инструментально или познавательно обслуживающая разнообразные человеческие практики, но будучи самодостаточным и персональным мышлением; в) философия (в том числе, практическая или нравственная) и идеология – разные, хотя и взаимно перекрещивающиеся сферы духовной жизни, попытки их полного отождествления, как и полного разведения, оказываются гибельными для обеих. Рассмотрены перспективы трансформации взаимоотношений теоретического и практического в философии на этапе выхода из постмодерна. (Гусейнов А.А. Идеология в России: прошлое и настоящее // Вопр. философии. 2023. № 1. С. 5–9; Гусейнов А.А. Практическая философия: традиция и современные тенденции // Этич. мысль / Ethical Thought. 2023. Т. 23. № 1. С. 5–26; Гусейнов А.А. Философия и идеология (к 100-летию «Философского парохода») // Вопр. философии. 2023. № 9. С. 5–13; Рубцов А.В. Идеология в России времени постмодерна // Вопр. философии. 2023. № 1. С. 10–14). Обосновано, что актуальный капитализм, который также определяют как «цифровой», остается основой новых тенденций социально-культурного развития и служит важной теоретической рамкой для понимания и формирования новых языков описания современности. Показано, что постправда является его коммуникативной логикой. Для этого было выявлено, что постправда является следствием политэкономии цифрового капитализма и функционирует в качестве его риторической и коммуникативной стратегии. Исследованы различные подходы к социально-философским интерпретациям популярной культуры и концепции сексуального капитала. Показано, каким образом эти концепции конкурируют на «академическом поле» социологии, оказывая влияние на язык мышления об обществе в более широком смысле (Павлов А.В. «Бойцовский клуб», капиталистическая готика и значение интерпретации // Логос. 2023. Т. 33. № 3. С. 169–219; Павлов А.В. Сексуальный капитал // Экономическая социология. Т. 24. № 4. С. 112–133). На основе анализа наиболее значимых дискуссий в отношении ключевых историософских понятий и смыслов показано, что понятие «живого прошлого», предполагающее нелинейное и «многослойное» понимание исторического времени, позволяет разрешить противоречия между идеей прошлого как иного по отношению к настоящему, с одной стороны, и тезисом о «непрошедшести» прошлого и продолжении его существования в настоящем. Показано, что темпоральные определения общественного состояния остаются наиболее значимыми для современности, а их качественная составляющая подчиняется логике ускорения, которая сама должна стать предметом критики (Афанасов Н.Б. Ускоренная рефлексивность – депрессивная социальность // Логос. 2023. Т. 33. № 6. С. 1–27; Федорова М.М. О парадоксах времени истории // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 2. С. 127–143). Обозначены вновь возникающие конфигурации, определяющие и формирующие новую парадигму отношений человек (общество) – среда (природа). Осмыслено влияние экологических и социальных факторов на трансформацию человека. Показано, как экологический кризис и неолиберальный капитализм меняют основы человеческой жизнедеятельности. На примере агентного реализма Карен Барад произведен анализ взаимоотношения дискурсивных практик и материальных феноменов. Рассмотрены возможности иного видения философии-физики Нильса Бора и ее онтологического прочтения, отличного от предлагаемого в агентном реализме (Канарш Г.Ю. Экология и капитализм // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 1. С. 92–107; Олейников Ю.В. Мировоззренческие прозрения философствующего натуралиста // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 2. С. 125–136; Парамонов А.А. Дана системная интерпретация моделирования как вектора отечественной социально-философской мысли. Показано, что общество может развиваться, органично соединяя в себе как ценности традиционной культуры, так и ключевые достижения западной цивилизации (демократия, права человека, гражданское общество и др.). Исследованы ключевые характеристики российской нации и национальной культуры. Показано, что все народы в России живут на условиях равноправия и совместно участвуют в строительстве государства, общества и культуры. Отмечено, что текущая политика памяти не всегда соответствует культурной сложности российского общества. Предпринимаемые попытки унификации памяти, игнорирование (этно)региональных контрнарративов нередко вызывают мнемоническое сопротивление, чреватое серьезными конфликтами. Рассмотрена традиция отечественного философско-литературного поиска содержания понятий «человек», «личность», «достоинство» (Аршин К.В. Русские как «государствообразующий народ» или «государствообразующий народ» как русские (ответ на статью В.А. Ачкасова «Зачем русским статус “государствообразующего народа”?») // Политическая экспертиза. 2023. Т. 19. № 2. C. 333–348; Сиземская И.Н. Опыт социального моделирования в исторической ретроспективе отечественной Эксплицировано содержание понятий вред и «невреждение» через призму различных этических парадигм: а) обоснован тезис, что мораль, понятая как ответ на вопрос «Что я должен не делать?», является способом погружения индивида в бытийную основу своего персонального существования, а следование моральным запретам, среди которых центральное место занимает запрет на лишение другого человека жизни, выступает как источник позитивной деятельности индивида, соответствующей моральным предписаниям; б) показано, что ряд признанных фундаментальными для философии и культуры идей и направлений мысли допускают и даже опосредуют катастрофу Аушвица – уничтожение человека на основе противопоставления благой жизни и жизни как таковой; в) анализ эволюции понимания ростовщичества в западной богословской и канонической мысли позволил зафиксировать трансформацию “usura” из попрания преимущественно заповеди любви в действие, причиняющее социальный вред, и стигматизирующий маркер (Гусейнов А.А. О позитивном смысле негативной этики (в ответ и благодарность профессору Инь Мао) // Вопр. философии. 2023. № 8. С. 15–25; Зубец О.П. О «философии до…» // Филос. журн. 2023. Т. 16. № 4. С. 70–87; Корзо М.А. Ростовщичество в богословско-канонической мысли и конфессионально-культурные практики раннего Нового времени // Этич. мысль / Ethical Thought. 2023. Т. 23. № 2. С. 39–52). Представлен анализ механизмов ограничения и предотвращения причинения вреда. Установлено, что моральные санкции в диапазоне от внешнего морального осуждения до различных форм эмоционально-нагруженного самоосуждения, являющиеся важнейшим механизмом ограничения и предотвращения вреда, правомерно применяются в случае пренебрежения агентом всеми элементами ценностно-нормативного содержания морали, за исключением призывов к совершению сверхдолжных действий (Прокофьев А.В. Моральная ответственность, моральные санкции Продолжена разработка внелингвистической теории знака, ориентированной на действие внешних материальных сил. Описана логика изменения предмета эстетики в контексте изменяющейся технической повседневности. Проанализированы центральные эстетические установки и проблемы у представителей немецкого и французского романтизма. Проведено исследование эстетики как способа самопостроения метафизики (Бычков В.В. Путь к эстетике романтизма: Жан Поль // Вопр. философии. 2023. № 5. С. 86–96; Маньковская Н.Б. Человек действия французского романтизма. Эстетические взгляды Виктора Гюго и их воплощение в поэзии и драматургии // Культура и искусство. 2023. № 8. С. 50–73; Кормин Н.А. Эстетика и метафизика: коллизии современности // Вопр. философии. 2023. № 8. С. 70–73; Petrovsky H. Action and Relation: Toward a New Theory of the Image // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2023. Vol. 81. No. 2. P. 250–259). Показано, как в современном мире коммуникационных технологий информация, будучи влиятельным общественным фактором, выступает катализатором конституирования специфического социального субъекта. Продемонстрирован потенциал феномена интернета как эффективного средства выстраивания горизонтальных связей между самыми разными социальными слоями и разнесенными в пространстве акторами (Сыродеева А.А. Среди новых социальных акторов // Филос. антропология. 2023. Т. 9. № 1. С. 62–73). Проведен анализ проектов «человеческого», представленных в работах теоретика медиа Ю. Такера, культуролога К.Э. Аппия, философа техники Ю. Хуэя, антрополога В. де Кастру. Показано, что выдвинутая в этих проектах идея непосредственной связи морального деяния и космического устройства, буквально разлитой по всему космосу человечности, хотя и не может рассматриваться в качестве основания для всеобщего сосуществования, но способна выступить двигателем практического общения (Сосна Н.Н. «Нескончаемый гуманизм», «природный» космополитизм // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 3. С. 118–131).
МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов, координатор – кандидат филос. наук В.В. Сидорин) Проводимые в рамках проекта исследования направлены на историко-философский и концептуальный анализ целого ряда проблем и концепций в истории русской, арабо-мусульманской, западной, китайской, индийской, японской философий, введение в научный оборот новых и малоизвестных источников. Важнейшими направлениями работы в 2023 г. стали выявление особенностей понимания разума и рациональности в различных интеллектуальных культурах – китайской, индийской, арабской; анализ проблем междисциплинарного взаимодействия в исследовании эволюции философии арабо-мусульманского Востока; исследования вопроса о соотношении понятий «русская философия» и «философия в России»; изыскания в области эпистемологии религиозного опыта и философской теологии. Проанализированы публицистические статьи Б.Н. Чичерина, исследована представленная в них концепция развития русского общества и развития в нем правосознания, вопросы взаимоотношения общества и государственной власти в России, перспективы развития представительства и формирование правовой системы на основе развития и укрепления прав личности и ее свободы (Чижков С.Л., научн. ред., подгот. текста, вступ. ст. и предисл. к статьям: Чичерин Б.Н. Мера и границы. М., 2023. 400 с.). Исследовано, как ход русской философии и ее облик на каждом конкретном этапе ее развития были предопределены рядом конкретных социально-политических и иных обстоятельств: философия в подобной перспективе оказывается составной частью русской цивилизации и изменяется вместе с ней; одновременно русская философия испытывает воздействие со стороны идеологических задач, стоящих перед государством (Сухов А.Д. Идеологические ориентиры в истории русской философии. М., 2023. 160 с.). Завершено изучение философских взглядов поэта-суфия кон. XII – нач. XIII в. Фарид ад-Дина Аттара Нишапури, определено его место в интеллектуальном ландшафте эпохи, предложена новаторская методология прочтения поэтического текста на фарси, позволяющая выявить его подлинный философский смысл (Федорова Ю.Е. Странствие в познании: Опыт философского прочтения поэмы Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц» / Отв. ред. А.В. Смирнов, Л.Г. Лахути. М., 2023. 288 с.). Выявлена степень зависимости первых зайдитских мыслителей от хариджитско-мутазилитской (Зайд б. ʻАли, ал-Хаким Выполнен перевод книги болгарского патролога Г. Каприева Исследованы идеи и биографии малоизученных западных философов ХХ в., таких как А. Делакруа, Г. Тибон, Ж. Набер, Переведен и издан сборник работ А. Бергсона «Духовная энергия» (1919 г.), впервые представленный на русском языке в целостном виде. В книгу вошли тексты выступлений и статей, относящихся к 1901–1913 гг. Показано, что оригиналы, с которых были сделаны переводы, включенные в изданное в России Собрание сочинений Бергсона (Т. 1–5. СПб., 1914), были впоследствии существенно переработаны автором при подготовке к публикации их в составе сборника «Духовная энергия» (Блауберг И.И., пер. с фр.: Бергсон А. Духовная энергия. М.; СПб., 2023. 208 с.). В переводе на русский язык книги Э. Мунье «Введение в экзистенциализмы» и предисловии к изданию показано, как французский персоналист подвергает критическому анализу идеи и главные темы философии экзистенциализма. Сделан вывод о том, что религиозный и атеистический типы экзистенциальной мысли способствовали «личностному пробуждению» философии, что было задачей самого персонализма (Вдовина Г.В., пер. с фр.: Мунье Э. Введение в экзистенциализмы. М.; СПб., 2023. 144 с.). Подробно представлено творчество венгерского психоаналитика Ш. Ференци. Осуществлен перевод двух его важных работ, включая сборник «Травма и работа воображения». В этих трудах исследуется проблематика травмы и связанной с травматическим опытом игры воображения, предлагается оригинальная трактовка «биогенетического закона» Геккеля, согласно которому онтогенез вида кратко повторяет филогенез. Выдвигается положение о плодотворном взаимопроникновении психологии и естественных наук (Старовойтов В.В. Теория травмы, ее последствий и лечения Ш. Ференци // Ференци Ш. Травма и работа воображения: Избранные статьи. М., 2023. С. 29–42; Старовойтов В.В., пер. с англ.: Ференци Ш. Таласса: теория генитальности. М., 2023. 240 с.). Опубликовано первое русскоязычное монографическое исследование, посвященное мистерианству в аналитической философии сознания. В монографии прослеживаются основные вехи «интеллектуальной биографии» Колина Макгинна; выявляются базовые методологические и мировоззренческие принципы Раскрыта историко-философская связь этноцентризма Р. Рорти, прагматического реализма Х. Патнэма и инференциализма Р. Брэндома с классическим американским прагматизмом, а также с аналитической традицией ХХ в. Показано, что ключевыми особенностями современного прагматизма являются лингвоцентризм (вместо «опыта», базового концепта классического прагматизма, новые прагматисты вводят понятие «дискурса») и так называемая «коммунологическая тенденция», выражающаяся в сдвиге от парадигмы субъективности и индивидуального сознания к парадигме «коммуникативной рациональности». На основании проведенного анализа сделан вывод о значительном эвристическом потенциале прагматистской традиции и возможности ее продуктивной конвергенции с другими философскими направлениями и школами (Джохадзе И.Д. Современный американский прагматизм. М., 2023. 464 с.). Установлено, что для европейских языков и арабского литературного языка (АЛЯ) невозможен один метаязык: их анализ и описание должны строиться в двух различных, взаимно инаковых системах рациональности, использующих (мета)языки, построенные на разных логиках, имеющие различную содержательную наполненность и напрямую не переводимые друг в друга (Смирнов А.В. Сознание и язык (ответ П.С. Куслию) // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2023. Т. 60. № 3. С. 224–237). Выявлены особенности понимания разума и рациональности в различных интеллектуальных культурах – китайской, индийской, арабской. Сделан вывод, что на уровне формулировок единое понимание разума между европейской и китайской традициями, может быть, и не прослеживается, но оно, возможно, присутствует на более высоком уровне обобщения, в силу чего актуальными и плодотворными могут быть дальнейшие попытки компаративного анализа. Выделена особенность рациональности индийской философии, в которой признается важность достоверного знания, достигаемого умозрением и умозаключением, но в то же время утверждается существование области знания, недоступной разуму, о которой нельзя сделать какие-то достоверные заключения (Степанянц М.Т. Разум в истории философии: единство и множественность // Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 253–297 (в соавт.)). Проведен анализ проблем междисциплинарного взаимодействия в исследовании эволюции философии арабо-мусульманского Востока. Определена роль междисциплинарной кооперации в историко-философских исследованиях социально-политической и философской мысли исламского Востока (Насыров И.Р. О важности междисциплинарного взаимодействия в изучении развития мусульманского Востока // Ишрак. Журнал исламской философии. 2023. Т. 1. № 2. С. 24–47). Исследован вопрос о соотношении феноменов «русская философия» и «философия в России». Сделан вывод, что эти явления не тождественны друг другу, и русская философия, будучи важным фрагментом интеллектуальной субкультуры, часто развивалась и вне пределов России (Кара-Мурза А.А. Философия в России и русская философская публицистика // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 3. С. 17–23). В результате исследований была осуществлена проблематизация возможности актуализации отечественного философского наследия в современном философском и культурно-историческом контексте, выявлены условия подобной актуализации (Сидорин В.В. К преодолению разрывов: отечественное философское наследие в современном контексте // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 3. С. 34–40). Изучены источники концепции третьего, «славянского», возрождения античности, выдвинутой российским антиковедом и теoретиком культуры Ф.Ф. Зелинским (1859–1944). Посредством анализа текстуальных отрывков показано, что под влиянием таких французских философов культуры и религии, как Ипполит Тэн и Эрнест Ренан, Зелинский трансформирует присущие немецкому антиковедению идеи относительно сущности античного гуманизма и его значимости для современности в культурософскую концепцию и проект (Петров В.В. Обращение к античному наследию как условие для «возрождения» национальной культуры: источники и контексты концепции Ф.Ф. Зелинского // Приношение: Азе Алибековне Тахо-Годи от благодарных учеников и коллег к 100-летию со дня рождения: Fuga temporum / Отв. ред. и сост. Е.А. Тахо-Годи. СПб.: Алетейя, 2023. С. 157–169). В результате архивной работы обнаружены и опубликованы ранее неизвестные и малоизвестные статьи и рецензии Б.Ф. Шлецера, восстановлена история его сотрудничества с изданием «Биржевые ведомости» (Ворожихина К.В. Борис Шлецер о философии России начала XX века // Отечественная философия. 2023. T. 1. № 2. С. 74–92). На основе архивных изысканий в РГАЛИ подготовлена публикация архивных материалов из наследия Н.А. Бердяева, позволяющих существенно уточнить представления философа о феномене войны (Макарова А.Ф. «Выступление о войне» Н.А. Бердяева 1940 года // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2023. Т. 6. № 3. С. 206–229). Впервые произведен историко-философский анализ взглядов русско-еврейского мыслителя Ф.Б. Геца, составлена полная библиография его работ, подробно изучена его творческая биография, опубликованы его ранее не введенные в научный оборот воспоминания о В.С. Соловьеве, написанные им в эмиграции (Бурмистров К.Ю. Файвель Гец, «талмудский юноша» и «любезный друг» Владимира Соловьева: материалы к биографии // Соловьевские исследования. 2023. № 1 (77). С. 18–51). Проанализированы творческие судьбы русских философов-эмигрантов, живших в Китае в первой половине ХХ в., подробно рассмотрена философская система И.Б. Коджака, до сих пор не ставшая предметом историко-философского изучения (Бурмистров К.Ю. Русские философы в Китае в первой половине ХХ в. // Вопр. философии. 2023. № 12. С. 155–168). Исследована рукопись М.М. Бахтина «К философии поступка», сделан вывод о принципиальной важности в ней прежде не замеченного исследователями сюжета об изначальном поступке, на концептуальную необходимость которого указывает значительная (около половины) часть текста Бахтина. Доказывается, что игнорирование этого сюжета порождало в научно-исследовательской литературе невозможность аналитически учесть «христианский» и прочие слои текста первой философии и соединить их в непротиворечивой картине. Сделан вывод об адекватности характеристики ранней философии Бахтина как ценностной онтологии и философской антропологии в духе христианского персонализма (Борисова И.В. Изначальный поступок (о незамеченном сюжете нравственной философии М.М. Бахтина) // Ф.М. Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 2. С. 172–224). Произведено развернутое сопоставление двух изданий: монографии П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки», увидевшей свет в 1980 г., и книги «Философско-религиозные истоки науки» (1997), подготовленной под ее научной редакцией и при ее авторском участии. Выявлено, что одной из основных идей, отстаиваемых в этих работах, является мысль о том, что исторически построение научных понятий во многом определяется образом Бога, который задает культура (Соловьев Э.Ю. Религия и эволюция науки (памяти Пиамы Гайденко) // Вопр. философии. 2023. № 10. С. 85–99). Проанализирована комплексная проблема эволюции представлений о философии и науке. Исследовано становление профессиональной истории философии, философии науки и теоретической социологии в советской философии 50–60-х гг. Рассмотрена роль исследований экзистенциализма в развитии исследований человека, а также истоков науки и основных этапов трансформации научного знания (Михайлов И.А. Путь к «нормальной науке» через экзистенциализм // Вопр. философии. 2023. № 9. С. 157–161). Исследовано творческое наследие А.Н. Паршина, выдающегося математика, академика РАН (1942–2022), ученого с универсальными интересами, затрагивавшего философские проблемы науки и культуры. Показано, что осью мировоззрения А.Н. Паршина был христианский платонизм, раскрыта специфика его подхода к гуманитарным наукам, к проблеме единства знания и культуры, в том числе и религиозной, особое внимание уделено проблеме циклов и ритмов в структуре времени (Визгин В.П. А.Н. Паршин (1942–2022): Доброволец Лучшего // Вопр. философии. 2023. № 4. С. 5–17). В результате архивных изысканий найдена тюремная рукопись расстрелянного сотрудника Института философии Э.Ф. Лепиня о натурфилософии, собраны воспоминания родственников о философе; текст рукописи прокомментирован и опубликован (Тюремная рукопись деборинца Э.Ф. Лепиня о натурфилософии / Публ. С.Н. Корсакова // Наука. Искусство. Культура. 2023. № 3. С. 75–91). Проведена реконструкция истории изучения корреляции мозговых процессов и религии. Проанализированы гипотеза височной эпилепсии (Д. Сейвер, Д. Рэбин, С. Шахтер, М. Персингер), гипотеза лобных долей (П. Макнамара, Э. Ньюберг). Выявлено, что на данном этапе концептуальное осмысление проблемы все еще далеко от удовлетворительного, гипотеза височной доли оказывается во многом идеологизированной и не имеющей достаточного уровня верификации, в то время как исследования лобных долей в нейропсихологии создают больше вопросов, чем дают ответов (Самарина Т.С. Религиозный опыт: нейротеологическая перспектива // Богословский вестн. 2022. № 4 (47). С. 270–285). На основании обсуждения этикотеологии крупнейшего аналитического философа религии Р. Суинберна в контексте его космотеологии были подвергнуты критике индуктивные доказательства существования Бога и критерий простоты в мирообъяснении. Обоснованы ограничения для построения общей «успешной теодицеи» через высчитывание рассуждений Бога (ср. этику калькуляций в утилитаризме Бентама) и приведены примеры в пользу так называемого скептического теизма. В противоположность этому представление об эмоциональности Бога sui generis оценивается как рациональное, соответствующее теистическому персонализму и креационизму не противоречащее (Шохин В.К. Этикотеология Ричарда Суинберна и христианский креационизм // Философия религии: аналитические исследования. 2023. Т. 7. № 1. С. 5–21). Проанализированы ответы на проблему религиозного разнообразия, даваемые в трех современных проектах философской теологии (Ричарда Суинберна, Алвина Плантинги и Уильяма Олстона). Показано, что «примирительный подход», призывающий к снижению познающим религиозным субъектом уверенности в истинности своих религиозных убеждений, в рамках указанных проектов философской теологии не реализуем (Карпов К.В. Проблема эпистемического разногласия в современной философии религии. Ч. I // Вопр. философии. 2023. № 10. С. 188–197; Карпов К.В. Проблема эпистемического разногласия в современной философии религии. Ч. II // Вопр. философии. 2023. № 11. С. 195–203). Изучена интерпретация единобожия действий Джалал ад-Дином Руми. Показано, что он стремился уравновесить представление о детерминированности человеческих действий актом божественного творения за счет обоснования наличия у человека свободы выбора (Лукашев А.А. Единобожие действий в творчестве Джалал ад-Дина Руми // Ишрак. Журнал исламской философии. 2023. Т. 1. № 1. С. 48–65). Исследованы малоизученные аспекты общественной мысли мусульман предреволюционной России в свете проблемы отношения реформаторства и традиции. Осуществлен анализ российского умеренного исламского реформизма. Определены два течения мусульманского реформаторства предреволюционной России – «обновленчество» (джадидизм) и умеренный реформизм. Установлено, что представителем умеренного исламского реформизма был башкирский педагог, просветитель и религиозный мыслитель Халил Рахимов (Насыров И.Р. Исламский мистицизм (суфизм) и модернизация мусульманского сообщества России в начале XX в. (на примере творчества Халила Рахимова) // История философии. 2023. Т. 28. № 2. С. 89–108). На материале трактата «Шесть глав» (Шиш фасл) исмаилитского философа XI в. Насира Хусрава рассмотрена проблема происхождения множественного мира из единого Первоначала, переведены и введены в научный оборот наиболее репрезентативные отрывки из трактата (Корнеева Т.Г. Перевод главы «О слове Бога Всевышнего (слава Ему!)» из трактата Насира Хусрава «Шесть глав» (Шиш фасл) // Ориенталистика. 2023. Т. 6. № 5. С. 920–935). Введен в научный оборот ценный первоисточник по общественной мысли мусульман предреволюционной России – сочинение педагога, просветителя и религиозного деятеля Халила Рахимова «Защита избранников Аллаха от поношений заблудших людей» (Химайат ал-авлийа’ мин иханат ал-агвийа’). Перевод на русский с языка тюрки фрагментов этого труда снабжен комментариями и указателями (Насыров И.Р. Халил Рахимов. Фрагменты из «Защиты избранников Аллаха от поношений заблудших людей» (Химайат ал-авлийа’ мин иханат ал-агвийа’) // История философии. 2023. Т. 28. № 2. С. 89–108). Подвергнута критике недавняя попытка Джека Вишника придать стоическому понятию καθῆκον («надлежащее») статус «морального долга». Демонстрируется, что традиционная интерпретация καθῆκον как морально нейтрального действия, которое может становиться как морально правильным, так и морально неправильным, в зависимости от мотивации агента, остается предпочтительной (Seregin A.V. The notion of καθῆκον in the Early Stoa and “moral duty.” Reflections on Jack Visnjic’s book “The Invention of Duty. Stoicism as Deontology” // ΣΧΟΛΗ (Schole). 2023. Т. 17. № 2.). Показано, что ранние греческие философы не ограничивались дескриптивным и экспликативным подходом к феномену языка, но ставили перед собой задачу «исправления» обыденного языка в поисках более совершенного и идеального языка, «согласного с природой вещей», и в соответствии с этой программой разрабатывали новую научно-философскую терминологию, которая частично была усвоена и литературным языком образованных слоев общества и тем самым обогатила греческий язык (Lebedev A.V. I. Greek philosophy as a reform and therapy of the ordinary language. II. Heraclitus’ experiments with language, grammar and style // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2023. Т. 27 (2). С. 705–766). Предложен новый подход к дискуссиям о взаимоотношении философии и науки. Показано, что причины дискуссий восходят к разнородным процессам: 1) к радикализации вопроса о научности философии и основаниях знания в немецком идеализме; 2) к процессам разделения областей знания, в первую очередь науки и искусства; 3) к вовлечению в науку более широких социальных слоев, а также изменению организационных форм самой науки (Михайлов И.А. Философия и наука: тождество – родство – вражда // Вопр. философии. 2023. № 11. С. 44–55). Выявлена роль философских идей средневековых мыслителей в разработке хайдеггеровского проекта построения онтологии как феноменологии. Показано, что в рассуждениях Августина о времени, а также в размышлениях схоластов о проблеме соотношения и различия сущности (essentia) и существования (existentia) Хайдеггер усматривает возможности для разработки экзистенциальной аналитики Dasein, обнаружена точка соприкосновения между построениями схоластов и хайдеггеровским проектом фундаментальной онтологии в богословском контексте творения ex nihilo (Марчукова Е.С. Роль средневековой философии в становлении хайдеггеровского проекта фундаментальной онтологии // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер.: «Философия». 2023. № 4. С. 135–148). Проведено исследование ранее неизвестного в отечественной научной литературе корпуса трудов В.Н. Забугина, посвященных теме контактов между итальянскими ренессансными авторами и греко-византийской и славянской культурными традициями в эпоху Возрождения. В российский научный оборот введены тексты, опубликованные в журнале “Roma e l’Oriente”, выходившем в Италии в первые десятилетия XX в. (Кусенко О.И. В поиске единства. Владимир Забугин о Данте, итальянских гуманистах и Византии // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер.: «Философия». 2023. № 3. С. 114–129). Продемонстрировано, что «философию тревоги» Хайдеггера нельзя понимать лишь негативно, как философию «ужаса, вины и смерти»: именно смертность и конечность бытия, которые представляют собой угрозу для человека, позволяют перейти от несобственного модуса существования к собственному. Доказано, что тревога в экзистенциальной аналитике есть один из способов размыкания бытия (Гагинский А.М. Хайдеггер, Ничто и преодоление страха смерти // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2023. № 3. С. 85–102). Выявлена актуальность осмысления и интерпретации «Этики» Бенедикта Спинозы, предложенной современным историком философии Клэр Карлайл. Отмечено, что несмотря на всю новизну и актуальность, работа Карлайл не свободна от ряда недостатков, прежде всего от необоснованного расширения понятия теологии, а также формальности параллелей между пониманием Бога и religio у Спинозы и у Фомы Аквинского (Слепцова В.В. Бытие-в-Боге, Благо, аффекты: еще раз о религии у Спинозы // Философия религии: аналитические исследования. 2023. Т. 7. № 1. С. 143–153). Впервые в отечественной философской науке проведено исследование, посвященное теологии Питера ван Инвагена. Опубликован цикл работ, раскрывающих творческое наследие данного мыслителя (Павлов А.С., Шпаковский М.В., пер. с англ.: Инваген, Питер. «Метаонтология» // Историко-философский ежегодник. 2023. № 38. С. 371–400; Павлов А.С. Питер ван Инваген. Возможность воскресения // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2023. № 7 (2). С. 321–330). Проанализированы проблемы материалистического объяснения воскресения у ван Инвагена (Павлов А.С. Питер ван Инваген: проблемы материалистического объяснения учения о всеобщем воскресении мертвых // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 7. № 2. С. 305–320). Сделан первый полный комментированный перевод на русский язык с вэньяня глав 17–19 из корпуса моистских текстов Мо-цзы 墨子 «[Трактатов] Учителя Мо». Впервые в российской синологии приводится критическая редакция текста оригинала, а также проводится анализ датировки, целей написания, текстологических характеристик, композиции и тематики данных глав (Рыков С.Ю. Моистское отношение к войне: предисловие к переводу; Рыков С.Ю., пер. с вэньяня: «Мо-цзы». Отвержение нападений, верхняя часть (17). Отвержение нападений, средняя часть (18). Отвержение нападений, нижняя часть (19) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2023. № 4 (66). С. 63–125). Продолжена авторская работа над наследием индийского философа-энциклопедиста Шантаракшиты (VIII в.) и его ученика Камалашилы (также VIII в.) (Шантаракшита. «Таттва-санграха» с комментарием Камалашилы «Панджика». Глава «Исследование атмана» («Атма-парикша») Раздел «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») (часть 1-я) / Пер. с санскрита Л.И. Титлина // Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 224–253). Выдвинуто и обосновано положение, согласно которому в традиционной индийской философии, стремящейся установить свою идентичность в опоре на рационально непознаваемый Абсолют (Атман, Брахман), вербальная выразимость последнего является одним из центральных вопросов. Сделан вывод, что в индийской традиции способом передачи опыта переживания высшей реальности стала демонстрация их радикальной инаковости по сравнению с повседневным речевым поведением (вьявахара) и дискурсивными способами сообщения о нем (Лысенко В.Г. Проблема выразимости невыразимого: слово-звук, сознание и реальность в индийской мысли // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 3. Ч. 1. С. 179–199). Проанализирован опыт построения современной онтологии в работах японского философа Накамуры Юдзиро. Показано, что сама категория «место», введенная в оборот Нисидой Китаро, приобрела у Накамуры Юдзиро статус универсальной когнитивной (онтогносеологической) метафоры, широко применяемой в самых разных контекстах (Карелова Л.Б. Концепция «места» Накамуры Юдзиро // Вопр. философии. 2023. № 10. С. 169–180). На примере творчества Дж. Моханти, современного феноменолога индийского происхождения, продемонстрирован межкультурный подход к философским традициям Индии и Запада. В частности, проанализирована проблема включения незападных философских систем в общемировой ландшафт мысли. Выполнен комментированный перевод с англ. языка работы Дж. Моханти «Теория и практика в индийской философии» (Белимова В.С. Индия и Европа: на путях к межкультурному диалогу в философии. Дж. Моханти о теории и практике в индийской философии (Приложение: Белимова В.С., пер. с англ.: Джитендра Натх Моханти. Проанализированы методологические наработки современных китайских философов в области межкультурной философии. В поле зрения исследования включены не рассмотренные ранее аспекты межкультурных теорий Бо Моу, Винсента Шэня и Ма Линь (Kocherov O. Approaches of Modern Chinese Philosophers to Intercultural Philosophy // Social Sciences. 2023. Vol. 54. No. 2. P. 80–96). Проведен комплексный анализ вклада русских философов в межкультурную философию, полученные результаты представлены для ознакомления зарубежных читателей с отечественными исследованиями в данном направлении (Stepanyants M.T. Striving for Intercultural Philosophy: The Contribution of Russian Philosophers // Dialogue and the New Cosmopolitanism. Conversations with Edward Demenchonok / Ed. by F. Dallmayr. Lanham; Boulder; New York; London: Lexington Books, 2023. P. 69–94).
ВСЕМИРНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СИСТЕМЫ (ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)(руководитель – академик РАН, доктор филос. наук А.А. Гусейнов, координатор – кандидат филос. наук С.В. Месяц) В ходе изучения основных понятий античной философии раскрыто содержание философского понятия «апатия». Показано, что в зависимости от понимания аффицируемости как способности претерпевать воздействие «апатия» может означать либо отсутствие всякого претерпевания, либо невосприимчивость к воздействию, либо неподвластность ему. Выделены два вида неаффицируемости: общая, предполагающая неподвластность никакому воздействию, и особая, душевная неаффицируемость как свобода от страстей (Столяров А.А. Апатия // Филос. антропология. 2023. Т. 9. № 1. С. 177–190). Прослежена проблематика философской рефлексии относительно телесной идентичности и ее сохранения в условиях телесных метаморфоз от архаической Греции вплоть до современных рассуждений о «дигитальном теле», трансгуманизме и клонировании. Реконструирована «поэма о Тифоне» Сапфо, дошедшая до нас в различных вариантах на фрагментах папирусов. Предложена релевантная интерпретация воссозданного произведения (Петров В.В. Эос и Тифон: метаморфозы телесности // ΣΧΟΛΗ (Schole). 2023. Т. 17. № 2. С. 899–938). Реконструировано религиозно-философское учение басрийского мутазилита Ибрахима б. Саййара ан-Наззама (ум. ок. 845). Уточнены положения доктрины арабского мыслителя о познании и чувственном восприятии. На основании детального анализа источников сделан вывод о натуралистической ориентированности мысли басрийского мутазилизма, отказавшегося как от атомистической концепции своих предшественников, так и от их «метафизической» точки зрения на человеческое существо. Прослежены связи наззамовских теорий с перипатетической и каламической интеллектуальными школами арабского Халифата VII–XI вв. (Нофал Ф.О. Религиозно-философское учение ан-Наззама в свете новооткрытых источников // Концепт: философия, религия, культура. 2023. Т. 7. № 1. С. 62–73). Собраны и проанализированы материалы о жизни и творчестве деиста XVII в. Чарльза Блаунта, реконструированы идеи его философии религии. Проанализировано содержание пяти «авторских истин» естественной религии и соотношение между идеями Блаунта и Томаса Гоббса. Сделан вывод о том, что Блаунт был первым из мыслителей, отказавшихся трактовать деизм как пейоративное понятие и не сомневавшихся в его совместимости с христианством (Поляков А.А. Философия религии Чарльза Блаунта // Труды Реконструированы представления Рене Декарта и Бенедикта Спинозы о стыде. Показано, что в ранненовоевропейской этике сложились два подхода к интерпретации стыда: социализированный, привязывающий чувство стыда к оценке стыдящегося агента со стороны других людей, и десоциализированный, рассматривающий стыд в качестве автономного переживания. Как удалось установить, подавляющее большинство философов раннего Нового времени, включая Декарта и Спинозу, принадлежало к первому подходу (Прокофьев А.В. Стыд в этических учениях Рене Декарта и Бенедикта Спинозы // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2023. № 2 (46). C. 5–39). Реконструировано представление Джона Локка о стыде и его роли в моральном опыте. Показано, что оно принадлежит к традиции, отождествляющий стыд со страхом или страданием от порицания другими людьми или потери уважения с их стороны. Прослежено изменение общего контекста локковского понимания стыда от трактата к трактату и выдвинуты гипотезы, касающиеся причин этого изменения. Установлено, что стыд является для Локка ключевым механизмом в формировании и исполнении «законов общественного мнения, или доброго имени» (Прокофьев А.В. Стыд в моральной философии Джона Локка // Этич. мысль / Ethical Thought. 2023. Т. 23. № 1. С. 66–81). Собран и проанализирован материал, касающийся жизни и творчества философов-спиритуалистов Шарля Секретана и Феликса Равессона. Показано, что понимание секретановской философии свободы невозможно без обращения к конкретной культурной, политической и интеллектуальной истории Швейцарской конфедерации. Более рельефно и полно представлен недостаточно изученный в отечественной историко-философской литературе феномен франкоязычного спиритуализма, основоположником которого был Мен де Биран (Визгин В.П. Секретан и Равессон // История философии. 2023. Т. 28. № 2. С. 74–88). Реконструирована концепция нейропсихологических исследований Эндрю Ньюберга. Произведено поэтапное воссоздание разработанной им системы изучения религиозных практик. Установлено, что концепция Ньюберга укоренена в традиции изучения мистического опыта Инга, Джеймса, Юнга и Стейса, но в то же время сквозным мотивом через нее проходит идея секуляризации религиозной практики и превращения ее в механизм для улучшения жизни человека вне зависимости от религиозных убеждений (Самарина Т.С. Эссенциалистский редукционизм Э. Ньюберга // Вопр. философии. 2023. № 8. С. 162–173). Классифицированы результаты ранней религиозной эпистемологии Джона Хика по направлениям его понимания соотношения веры и Откровения, его собственной концепции веры как интерпретации опыта, предложенной им концепции эсхатологической верификации в контексте парадигмы неопозитивизма. Оценены основные возражение против религиозной эпистемологии Хика и ответные аргументы философа на данные возражения (Рыжаков И.А. Религиозная эпистемология раннего Джона Хика (1957–1971): основные идеи и критика // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. Т. 3. № 19. С. 163–179). Исследована центральная тема онтологии и метафизики Платона – учение о благе и его рецепция в философии Хайдеггера. Показано, что хайдеггеровская трактовка менялась с течением времени, переходя от позитивной оценки учения о благе к крайне негативной (Гагинский А.М. Идея блага у Платона и Хайдеггера // Философская мысль. 2023. № 11. С. 34–64). Проведен сравнительный анализ гражданских движений в науке и политике, применяющих популистские тактики и стратегии в намерении привлечь симпатии аудитории. Показаны крайности популизма и случаи, когда популизм находит оправдания. Сделан вывод о том, что популизм критикуют, когда его разоблачают, но вряд ли он изживет себя сам (Аргамакова А.А. Популизм // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер.: «Философия. Социология. Политология». 2023. № 74. С. 257–265). Прослежена генеалогия понятия «революция» в философии истории школы праксиса югославского гуманистического марксизма XX в. Показана связь «революции» с категорией «практики». Раскрыта специфика содержания категории «революция» у отдельных представителей школы праксиса – М. Кангрги и Г. Петровича (Останина Е.М. Философия истории школы праксиса: от практики к революции // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер.: «Философия». 2023. № 1. С. 243–249). Проанализирована и осмыслена как кризисная ситуация, сложившаяся в настоящее время в математике. Показано, что математику, с одной стороны, можно считать эмпирической наукой, а с другой – конструктивной научной дисциплиной, в которой на основе исходных идеальных объектов и знаний создаются более сложные идеальные объекты. Выдвинут тезис, что антиномии в математике не могут быть устранены в принципе. Сделан вывод о том, что их источником является приписывание объектам математики несогласованных характеристик, что обусловлено самим строением математики. Описаны особенности современного кризиса математики и показано возможное направление его разрешения (Розин В.М. Математика: становление, обоснование, разрешение кризиса // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 1. Ч. 2. С. 372–387).
НАСЛЕДИЕ АРИСТОТЕЛЯ (ПОДГОТОВКА ПОЛНОГО СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ АРИСТОТЕЛЯ)(руководитель – кандидат филос. наук С.В. Месяц) Предложена целостная реконструкция аристотелевского учения о душе, опирающаяся на последние достижения мировой науки. Показано, что в философии Аристотеля душа понимается как принцип жизни, который разнится в зависимости от того, идет ли речь о растении, животном или человеке. Указанный подход радикально отличает аристотелевскую психологию от современной, в той мере, в какой последняя изучает не все живые существа, а только наделенные разумом. Реконструирован аристотелевский подход к поиску общего определения души; показано, что знаменитое определение души как первой энтелехии органического тела является не собственным определением ее природы, а только схематичным наброском (Волкова Н.П. Психология Аристотеля // Филос. антропология. 2023. Т. 9. № 1. С. 218–242). В ходе исследования перипатетической традиции изучен вклад в античную историографию философии Гераклида Лемба, перипатетика II в. до н.э., известного своими выдержками из историко- Посредством текстологического анализа работ наиболее значимых представителей этики добродетели было показано, что антропологический поворот этики добродетели основан на обращении к философии Аристотеля и в первую очередь происходит при разработке способа определения морального содержания действия в конкретной ситуации, где применение универсального правила должно быть дополнено множеством условий данной ситуации, а также при попытках вернуть мотив и личностные качества человека в описание таких условий. Установлено, что даже выборочное возвращение в моральную философию отдельных концепций прошлых теорий возвращает и проблемы данных теорий, а также затрудняет комплексное описание феномена морали в деятельности человека (Платонов Р.С. Антропологический поворот этики Реконструировано учение о душе и особенности его репрезентации в анонимном «Трактате о мессе». Выявлены основные философские термины и понятия, используемые в «Трактате о мессе» (BSB, Мюнхен, Сgm 89), позволяющие систематизировать представления анонимного автора о душе и ее структуре. Установлено, что содержащееся в «Трактате о мессе» учение о душе генеалогически восходит к учениям античной и средневековой философии Рассмотрены взгляды П.П. Гайденко на проблему времени. Выявлены основные вехи исследования ею данной философской проблематики – от диссертации, посвященной М. Хайдеггеру (1963), до обобщающей книги «Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке» (2006). В последней итоговой работе имена трех греческих мыслителей – Платона, Аристотеля и Плотина – предстают как своего рода символы различных подходов к пониманию времени, надолго определивших линии дальнейших теоретических поисков – от античности до философии процесса с ее отрицанием вечности или трактовкой последней как бесконечного времени (Блауберг И.И. Проблема времени в работах П.П. Гайденко // Вопр. философии. 2023. № 7. С. 19–23). Проанализирована центральная тема античной онтологии в интерпретации Хайдеггера. Показано, что немецкий мыслитель опирался на философию Аристотеля и через нее толковал понимание бытия в античности, сводя его к das Hergestelltsein – бытию-изготовленному, бытию-произведенному. Сделан вывод о том, что такая трактовка не удовлетворяет требованиям строгого историко-философского анализа, представляя собой творческую переработку античного материала (Гагинский А.М. Тезис Хайдеггера об античной онтологии: бытие как изготовленность // Философия и культура. 2023. № 10. С. 77–99). Подготовлен к печати перевод с английского научной монографии Уильяма Дэвида Росса «Аристотель» (1923), до сих пор представляющей собой классическое и проверенное временем руководство для ознакомления с мыслью Аристотеля. Перевод снабжен введением и комментариями переводчика (Юнусов А.Т., пер. с англ., введ. и коммент.: Росс У.Д. Аристотель (готовится к изданию)). В ходе работы над составлением поясняющего комментария к трактату Аристотеля «О сновидениях» (“De Insomniis”) исследовано учение Аристотеля о причинах возникновения сна и сновидений. Вопреки утвердившемуся в научной литературе мнению было показано, что сон, бодрствование и другие состояния одушевленного существа исследуются Аристотелем с применением теории четырех причин. Были уточнены понятия формальной, целевой, материальной и действующей причины у Аристотеля применительно к биологии и психологии. В ходе изучения истории термина «действующая причина» (causa efficiens) установлено, что это латинское выражение вполне соответствует аристотелевскому пониманию данного вида причинности как чего-то движущего и вызывающего изменение. Было показано, что в своих произведениях Аристотель зачастую сам именует движущее начало «действующим» (Met. V 2, 1013a 31), из-за чего уже у ранних греческих комментаторов, в частности Александра Афродисийского, термин «действующая причина» (ποιητικὸν αἴτιον) начинает использоваться как синоним движущего начала (Месяц С.В. Аристотель о причинах сна // ΣΧΟΛΗ. (Schole). 2024 Т. 18. Вып. 2. (готовится к изданию)). |
|||||
|