Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел аксиологии и философской антропологии
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2011 » Отдел аксиологии и философской антропологии

Отдел аксиологии и философской антропологии

Научный отчет за 2011 год

 

Отдел аксиологии и философской антропологии

Зав. отделом – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук – Н.И. Лапин

 

Сектор этики

Зав. сектором – доктор филос. наук Р.Г. Апресян


Обосновано, что конкретные нравственные решения и действия предопределяются не только общими принципами, но и реальной практикой человеческих отношений; моральная императивность действует как в нормативной форме, так и через реакции на другого человека (Апресян Р.Г. Коммуникативный источник морального долженствования).

Показано, что английский этический интеллектуализм Нового времени представляет собой особую теорию морального познания, смысл которой выражен в положениях о том, что мораль основана на разуме, а необходимым условием моральности человека является интеллектуально-интуитивное познание морали, осуществляемое в понятиях (Артемьева О.В. Английский этический интеллектуализм XVIII–XIX вв.).

Предложена новая интерпретация аристотелевского фрагмента, посвященного образу величавого; показано, что он является наиболее цельным и адекватным воплощением понятия морального субъекта (Зубец О.П. Megalopsykhos, Magnanimus, Величавый).

Обоснована гипотеза, согласно которой моральные абсолюты приобретают действенность в качестве категорических запретов, реализуются в негативных поступках, в этом свете проанализирована норма «не лги» в интерпретации Канта (Гусейнов А.А. Что говорил Кант, или Почему невозможна ложь во благо).

Исследована проблема допустимости сокрытия правды с помощью различных форм притворства и уловок (Корзо М.А. О допустимости замалчивания правды (на материале дискуссий западной религиозной мысли до Канта)). На материале популярных катехизисов XVI в. реконструирован процесс становления конфессиональной идентичности кальвинистских общин в Речи Посполитой (Корзо М.А. Przyczynek do roli druków bazylejskich w XVI-wiecznym piśmiennictwie ewangelickim Wielkiego Księstwa Litewskiego).

Показано, что позиция Канта как теоретика морали является следствием ошибочной трактовки морали как особого рода «знания» (Максимов Л.В. «Коперниканский переворот» Канта в эпистемологии и проблема моральной допустимости лжи).

Выдвинут тезис о том, что рациональное обоснование фундаментальных принципов морали не только невозможно логически, но и не нужно практически: люди принимают эти ценности независимо от их рационального обоснования (Максимов Л.В. Возможно ли рациональное обоснование морали?).

Сделан вывод о том, что моральные нормы следует рассматривать не как догмы, не терпящие исключений, а как ориентиры, принципы, в соответствии с которыми человек находит оптимальный выход из сложных ситуаций, где моральная обязанность может сталкиваться как с другой обязанностью, так и сама с собой (Николаичев Б.О. Мораль – не догма).

Выявлены принципы и критерии, позволяющие устанавливать факты экологической несправедливости в отношении территориальных сообществ или социальных групп (Прокофьев А.В. Экологическая справедливость: теория, идеология, практика; Прокофьев А.В. Климатическая справедливость: российский контекст).

 

Сектор эстетики

и/о Зав. сектором – кандидат филос. наук Е.В. Петровская


Проведен анализ современной эстетической мысли, вопроса о предмете эстетики и искусства (Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура).

Сформулирована и разработана проблема десемиотизации изображения как условия понимания современной визуальной культуры (Петровская Е.В. Теория образа).

Выявлено и проанализировано этическое измерение актуальных художественных практик (Аронсон О.В. Проблемы сценарного мастерства в современном отечественном кино. Материалы конференции НИИ киноискусства).

Показано, что уже в русском средневековом эстетическом сознании, которое опиралось как на фольклорный багаж дохристианского славянского мира, так и на византийскую эстетику, были заложены многие специфические для русской эстетики последующих периодов принципы понимания красоты, возвышенного, искусства, его символического характера, софийности искусства и соборности эстетического опыта (Бычков В.В. Древнерусская эстетика).

В плоскости компаративистских исследований на основе анализа языка и опыта мышления Парменида, Канта и Вл. Соловьёва исследованы генезис и развитие метафизического символизма как глобальной основы европейского художественно-эстетического символизма (Кормин Н.А. Метафизический символизм. Ч. 1).

Выявлена одна из главных тенденций движения современных арт-практик в направлении освоения художественным сознанием виртуальных пространств современных дигитальных сетей, приведшая к существенной трансформации современного художественно-эстетического опыта как в плане ценностной ориентации, так и в области вербального инструментария (Маньковская Н.Б., Бычков В.В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации).

 

Сектор философии религии

Зав. сектором – доктор филос. наук В.К. Шохин

 

Предложена авторская классификация разновидностей рациональной теологии в перспективе философско-религиозной рефлексии. Различены спекулятивная теология (метафизическое философствование как цель-в-себе), апологетическая теология (философская диалектика как средство защиты веры и убеждения оппонентов) и естественная и философская теология (философствование и как цель, и как средство) (Шохин В.К. Философия религии и разновидности рациональной теологии).

Впервые в отечественной и зарубежной науке осуществлено комплексное исследование философской теории «умопостигаемой триады»: бытие – жизнь – мышление в неоплатонизме и патристике. Реконструированы основные элементы теории «умопостигаемой триады» в неоплатонизме Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Сириана и Прокла, а также в философствующем гностицизме и особенно в западной и восточной патристике (Фокин А.Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике).

Установлена специфика мистического сознания, состоящая в представлении о непосредственной связи адепта с сакральным началом (божеством или абсолютом) в онтологическом, аксиологическом или гносеологическом плане, выявлены формы его проявления. Проанализированы морфологические разновидности мистики (Балагушкин Е.Г. Аналитическая теория мистики и мистицизма; Балагушкин Е.Г. Мистифицированный «современный буддизм» Оле Нидала).

Определен статус теологии как науки в схоластической философии XIV в. на примере подхода к этой проблеме Григория из Римини (1300–1350). Установлено, что в позднем средневековье имелась тенденция рассматривать теологию не как спекулятивное знание, а, скорее, как практическое (Карпов К.В. Статус теологического знания в философии Григория из Римини).

 

Cектор аналитической антропологии

Зав. сектором – доктор филос. наук В.А. Подорога


Установлено, что в последних актуальных исследованиях, посвященных литературе, живописи, фотографии и кинематографу, особое внимание уделяется обработке понятийного инструментария метода аналитической антропологии, разбираются вопросы, насколько те или иные методы могут эффективно участвовать в реконструкции отдельной исследовательской области и существования ее объектов. Впервые в отечественной научной литературе исследуется проблема возможности философии искусства сегодня (в частности, «философии литературы») наряду с другими темами, по которым уже проделана основательная аналитическая работа – феноменология тела, психобиография, модели власти (Подорога В.А. Мимесис: Материалы по аналитической антропологии литературы. Т. 2. Ч. 1).

 

Сектор истории антропологических учений

Зав. сектором – доктор филос. наук, доктор филол. наук П.С. Гуревич


Восстановлена традиция углубленного изучения истории и предметности философской антропологии, переосмыслены философско-антропологические идеи в работах А.Шопенгауэра (Гуревич П.С. Артур Шопенгауэр как философский антрополог).

Доказано, что исследование понятия символа неизменно влияло на приращение философско-антропологического знания. В то же время философское осмысление человека расширяло представление о символе, преображало его содержание как базовой категории философской антропологии (Спирова Э.М. Знак и символ: психолого-философские аспекты).

Произведен первичный сквозной анализ доктрины «не-философии» Ф.Ларюэля, ставшей в последнее время объектом пристального внимания. Рассмотрены базовые идеи Ф.Ларюэля: понимание Реального как радикальной имманентности, не допускающей проникновения в себя не только трансцендентных, в том числе имеющих материальное воплощение, но и трансцендентальных фрагментов (мышление, язык и сознание в целом тоже дистанцируются от имманентизированного Реального); критика любых «философских решений», лежащих в основе каждой замкнутой философской позиции; теория «односторонней дуальности», направленная на обоснование особых взаимоотношений Реального с сознанием, философией, наукой и «человеком», утверждение не-позициональности и не-тетичности дискурса «не-философии», тяготеющей к аксиоматике и керигматичности и др. (Гоготишвили Л.А. Имманентное, трансцендентное и дуальное на пятом этапе «не-философии» Ф.Ларюэля).

 

Центр изучения социокультурных изменений

Руководитель центра – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук Н.И. Лапин


Раскрыта социокультурная дилемма России: стагнирующая стабилизация или интегрированная модернизация. На основе данных всероссийского мониторинга (1990–2010 гг.) выявлена двойственность социокультурной эволюции России в последнее десятилетие. С одной стороны, после хаоса 1990-х гг. осуществлена стабилизация, которая, однако, обретает черты стагнации. С другой стороны, еще сохраняется возможность движения к интегрированной модернизации путем социокультурного консенсуса большинства граждан (Беляева Л.А. Агенты модернизации в России и регионах (социоструктурный анализ); Лапин Н.И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации).

Создан Альбом социокультурных карт 10 регионов России, наглядно демонстрирующий сходства и глубокие различия субъектов РФ

(Новые проблемы социокультурной эволюции регионов / Редкол.: Н.И.Лапин (председатель), Л.А.Беляева и др.).

Положено начало измерению социокультурных параметров включенности России в Европу. Проведено сравнение России с 25–28 европейскими странами по ряду социокультурных параметров на основе международного мониторинга «Европейское социальное исследование» (2006, 2008, 2010 гг.). Показано, что по структуре занятости, социально-классовому составу, уровню образования население России недостаточно модернизировано, а по структуре ценностных ориентаций не отстает от развитых стран Европы (Беляева Л.А. Культурный капитал в транзитивном обществе: случай России (по результатам европейского социального исследования);Лапин Н.И. Сверяем человеческие измерения модернизации (по результатам третьей волны Европейского социального исследования, 2006)).

 

Центр философских исследований идеологических процессов

Руководитель центра – кандидат филос. наук А.В. Рубцов


Показано, что парадигма постмодернизма искусственно имитирует свойства спонтанного, естественного и исторически сложившегося процесса, утраченные под натиском идеологии модерна с ее культом тотального проекта и воинствующего инженеризма (Рубцов А.В. Архитектоника постмодерна. Время; Рубцов А.В. Свобода и порядок. Политика и архитектура постмодерна в контексте постсовременной ситуации).

Выявлено противоречие между установкой на более активное участие философии и гуманитарных наук в общественной жизни и внедряемыми библиометрическими техниками, учитывающими только академические издания (рецензируемые журналы, список ВАК и т. п.). Предложены варианты коррекции существующих методов (Рубцов А.В. «Точное» управление неточным знанием).

Исследована роль идеологии в процессе изучения истории России. Подвергнуто критике представление о моменте принятия в Древней Руси христианства как начале истории, которое является чисто идеологическим (Любимова Т.Б. История как идеология).

Установлено, что в русской философии имеется самобытное и оригинальное течение, которое можно назвать «русской философией жизни» (Н.И.Пирогов, К.Леонтьев, В.Розанов, русские космисты) (Любимова Т.Б. Розанов – философ жизни; Любимова Т.Б. Метафизический реализм и русская философия жизни).

Изучены аспекты и составные компоненты художественной культуры, влияние на тематику современного искусства идей массовой культуры и постмодернизма (Самохвалова В.И. Глобальный мир как пространство современных информационных войн; Самохвалова В.И. Специфика современной информационной войны: средства и цели поражения).

Выявлена несостоятельность принятой оценки Н.И.Новикова как просветителя. Исследование показало, что идейное содержание эпохи правильно рассматривать в парадигме Возрожденческого гуманизма (Щербатова И.Ф. Николай Новиков в русской культуре).

Рассмотрена проблема смертной казни в России второй половины XIX – начала XX вв. как один из аспектов фундаментальной темы соотношения права и нравственности (Чижков С.Л. Проблема смертной казни в русской правовой мысли второй половины XIX – начала XX вв.).