Научный отчет за 2014 годCектор аналитической антропологииЗав. сектором – доктор филос. наук В.А. Подорога
Представлены узловые пункты и принципы аналитико-антропологического подхода к исследованию поэзиса национальной литературы как спектра темпоральных метафизик (Подорога В.А. Антропограммы: Опыт самокритики).
Завершена работа по составлению научно-библиографического комментария к курсу лекций М.К. Мамардашвили «Психологическая топология пути. По роману Марселя Пруста “В Поисках утраченного времени”» (А.А. Парамонов) (Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Кн. 2).
Подвергнуты переосмыслению философско-эстетические концепции раннего советского авангарда. Выдвинута оригинальная гипотеза об особой рациональности, которая связывает практики авангарда в ранний советский период с практиками «биополитической» (М. Фуко) интервенции, призванной изменить саму жизнь («быт») людей (Пензин А. (Penzin A.). The Biopolitics of the Soviet Avant-garde).
Исследованы модели коллективности в русском художественном авангарде и массовых медиа (газета, фото, кино) на материале творчества русских конструктивистов, производственников и фактографов 1920-х гг. Большое место уделено анализу теории подобия и бессознательного мимесиса Вальтера Беньямина, которые он, в частности, прилагает к изучению природы конструктивного орнамента (Чубаров И.М. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда; Чубаров И.М. Письмо и опыт насилия).
Проведен анализ произошедших изменений в содержании и методологии медиа-исследований последние нескольких лет в сравнении с периодом их институционального оформления в середине 1990-х. Прояснено, насколько измерение медиа соотносимо с измерением «человеческого». Даны характеристики дискурса, развиваемого медиа-теоретиками и медиа-практиками, выходящие за рамки гуманитарного знания и проблематизирующие главный предмет их интереса (Сосна Н.Н. The Ghost of The Universal Spectator; Сосна Н.Н. «Научно» прекрасное: от «нульмерного» к физике чувств; Сосна Н.Н. Кино до и после новой истории).
Проведен анализ причин выхода на первый план в современной массовой культуре темы конца истории и апокалипсиса, в качестве инструмента философского анализа этого феномена предложено понятие «катастрофического времени» (Тимофеева О.В. (Timofeeva O.V.). The End of The World: Form Apocalypse to The End of History and Back).
|
|||||
|