В этом разделе представлены воспосминания действующих и бывших сотрудников, а так же докторантов и аспирантов разных лет.
Ирена Сергеевна Вдовина В Институте философии АН работаю с 1962 года. По окончании МГУ я была принята в Сектор критики современной буржуазной философии и социологии стран Запада. В то время это подразделение занималось подготовкой материалов для вышестоящих инстанций в связи с предстоящим участием делегации советских философов во втором Всемирном философском конгрессе (1963 г., Мехико), и ему срочно требовался специалист со знанием французского языка. Собственно, с этого и началась моя исследовательская работа по изучению философии Франции ХХ века. Вспомнить, что и сколько мои коллеги и я перевели, отреферировали, составили аннотаций, служебных записок, сегодня невозможно: руководство сектора, насколько мне известно, отчитывалось лишь общим числом подготовленных материалов; индивидуальный вклад каждого отдельного сотрудника никак не учитывался; слова «авторская работа» не произносились.
Ольга Игоревна Мачульская (Сотрудник сектора с 1993 г.). Поль Рикёр неоднократно говорил о том, что несмотря на то, что свои научные изыскания он проводил главным образом в сфере западно-европейской и северо-американской культур, он испытывает интерес к России и русской культуре. Во время Второй мировой войны, находясь в немецком плену в 1940-1945 гг., Рикёр изучал русский язык. Занятия вёл другой французский узник лагеря, такой же интеллектуал из университетской среды, волею судьбы ставший военным. Сам Рикёр преподавал в лагере историю философии. Среди величайших писателей мирового значения, оказавших сильное влияние на его творчество, Рикёр называл Достоевского и Толстого. Со слов философа, книги Достоевского помогали ему осмысливать морально-этические проблемы, в частности, темы зла, вины, нравственного обращения, прощения. Рикёр часто перечитывал Достоевского, называл его самым выдающимся из русских философов, книгу «Братья Карамазовы» во французском переводе он взял с собой во время поездки в Москву на Всемирный философский конгресс.
Ирина Игоревна Блауберг (Сотрудник сектора с 2005 г.). Философию А. Бергсона в секторе исследовала Тамара Андреевна Кузьмина. В своей монографии «Проблема субъекта в современной буржуазной философии» (М., 1979) она посвятила главу его учению. Т.А. Кузьмина также стала автором статьи о Бергсоне, которая вошла в первый том коллективного труда «Философы XX века» (М., 2004). Концепция Бергсона – главная тема моих исследований. В монографии «Анри Бергсон» (М., 2003), написанной в жанре интеллектуальной биографии, я подробно исследую эволюция взглядов французского мыслителя – от философской психологии, развитой в ранних работах, до этико-религиозного учения, изложенного в «Двух источниках морали и религии». В последней главе книги рассмотрены некоторые аспекты рецепции учения Бергсона в России в конце XIX – первые десятилетия XX в. В 2008 г. в моём переводе вышла в свет монография шотландской исследовательницы Френсис Нэтеркотт «Философская встреча. Бергсон в России (1907–1917)». Виктор Павлович Визгин (Сотрудник сектора с 2012 г.). Изучение творчества Габриэля Марселя в рамках сектора Современной западной философии ИФ РАН ведет свой отсчет со второй половины 60-ых годов прошлого века, начиная с пионерских статей Гаянэ Михайловны Тавризян. В эти годы творчество Марселя начинали вводить в оборот и интерпретировать такие исследователи, как Г.Д. Сульженко и В. В. Бибихин. В частности, Г.Д. Сульженко - автор статьи о Г.Марселе в 3-ем томе пятитомной «Философской энциклопедии» (1964 г.). В. В. Бибихин перевел (с краткими комментариями) статью Марселя из книги «К трагической мудрости и за ее пределы» (Plon, 1968) под таким же названием, опубликованную в известном сборнике. Аза Борисовна Зыкова Окончив философский факультет МГУ, я в 1951 году по распределению поступила в Институт философии на должность научно-технического сотрудника в сектор русской философии; затем меня понизили («неправильно» вышла замуж) и какое-то время я была помощником библиотекаря; затем помиловали и отправили в сектор, которым руководила Е.Д. Модржинская. В 70-е годы в секторе (уже под руководством Л.Н. Митрохина) я начала изучать испанскую философскую мысль, её связь с новейшими течениями европейской философии и с испанской культурой. Это была новая тема в секторских исследованиях. Анализу были подвергнуты идеи Мигеля де Унамуно, Хосе Ортеги-и-Гассета, Хулиана Мариаса, Хавиера Субири, Педро Лаина Энтральго, Хосе Гаоса, Луиса Абельяно и др.
Эдуард Васильевич Деменчонок Большое видится издалека. Годы моей работы в Институте философии РАН (1970-1995), которые тогда казались чем-то привычным, видятся с дистанции времени и зарубежья значительными, наполненными большим смыслом как биографически, так и в плане событий в философской жизни. Я, тогда выпускник МГУ с широкими возможностями выбора профессионального будущего, пришел в Института философии в 1970 г. из любви к философскому знанию – на минимальную ставку младшего научно-технического сотрудника с зарплатой чуть больше дворника (нередкий в те времена интеллигентский выбор, которым можно было гордиться), зато имел возможность читать, писать и общаться с философами. Там же со временем закончил аспирантуру, защитил диссертацию и вырос до старшего научного сотрудника.
Галина Владимировна Вдовина В семидесятые годы XX в. в секторе сформировалась новая область исследований – философия Испании. Вполне естественно изучение испанской мысли началось с творчества первого новоиспанского философа – Мигеля де Унамуно, мыслителя и писателя экзистенциально-религиозного толка, близкого по своим интуициям и интересам к С. Кьеркегору. Но очень скоро в центре внимания оказалась фигура Хосе Ортеги-и-Гассета – безусловно, крупнейшего испанского философа первой половины столетия. В его учении соединение экзистенциальных и феноменологических мотивов, характерное для того периода истории европейской философии, выразилось в особом, испанском варианте, со своими характерными темами и подходами. Так, была проанализирована теория «перспективизма» испанского мыслителя, согласно которой реальность выступает перед каждым индивидом в виде «перспективы», организованной с его точки видения мира. В результате человек как субъект познания был представлен как целостное единство со своими «обстоятельствами» («Я есть «я» и мои обстоятельства»), из чего вытекает его «миссия истины». Исследовалась в секторе и другая базовая идея Ортеги – идея «жизненного разума», получившая развернутое выражение в теории рациовитализма. Согласно этой концепции, человек есть постоянно меняющееся первоначальное «я», которое должно прожить свою жизнь; отсюда основой философской деятельности мыслится не рационалистический (физический), а «жизненный», или «исторический», разум.
Борис Львович Губман В 1980-1982 гг. обучался в докторантуре сектора современной западной философии Института философии Академии наук СССР. В 1983 г. – защитил докторскую диссертацию, посвященную критическому анализу неотомистской концепции духовной культуры по специальности «история философии» в совете Института философии Академии наук СССР. В ходе работы над диссертацией испытал большое влияние общей теоретико-методологической платформы подхода к изучению панорамы современной западной философии, сформировавшейся в секторе под руководством Б.Т. Григоряна и развиваемой в этот период такими его сотрудниками, как И.С. Вдовина, Г.М. Тавризян, М.С. Козлова, Н.С. Юлина, Ю.Н. Семенов, Т.А. Кузьмина, А.Б. Зыкова, и др. Своеобразную лабораторию творческих идей, во многом контрастировавших с общим "климатом" изучения этих феноменов в официальной советской философии этого периода, представляли семинары сектора.
Грета Георгиевна Соловьева (Докторант сектора в 1987-1992 гг.) Научную деятельность я начала в Алма-Ате, в Институте философии и права Казахской ССР. В середине шестидесятых здесь сформировалась философская школа диалектической логики, ставшая вскоре известной и в Советском Союзе, и за его пределами. Молодые ученые, свободные от навязчивых догм и карьерных амбиций, создали сообщество, в котором только и может вольно дышать и жить философия. То, чем они занимались, оказалось недоступным ограниченным умам партийных контролеров: теория материалистической диалектики. Было высказано много вдохновляющих идей, были дискуссии на семинарах и споры до хрипоты в коридоре. Выходили книги, созывались всесоюзные Симпозиумы, попасть на которые стремились все, для кого философия была делом всей жизни. Значимым итогом стала коллективная «Диалектическая логика» в четырех томах, за которую была присуждена государственная премия Казахской ССР. Удалось ли молодым первопроходцам осуществить свой грандиозный замысел? Что-то важное и существенное было, конечно, сделано – приблизиться к созданию подлинно творческой, открытой философской теории, позволяющей совершенствовать человека и его мир. Алма-Ата стала одним из центров на философской карте страны.
Окончив философский факультет Ленинградского университета в 1969 г., поехал в Москву в Институт философии АН СССР, расположенный на Волхонке 14. Походив в Институту философии по коридорам, нашел сектор зарубежной философии, который мне показался близок по моим научным интересам. Зашёл, поговорил с сотрудником сектора Ниной Степановной Юлиной, и решил поступать в аспирантуру. В ноябре 1969 г. сдал экзамены и поступил в аспирантуру в сектор критики современной буржуазной философии. Моим научный руководителем стал зав. сектором доктор философских наук Митрохин Л.Н. Мне крайне повезло с научным руководителем, поскольку он не вмешивался в ход диссертационного исследования, и по истечении времени я принес ему готовую работу. В основном я занимался в библиотеках Москвы, в спецхранах, изучая необходимую литературу.
Светлана Николаевна Ковальчук С 1983 (ноябрь) по 1987 (февраль) – аспирантка целевой дневной аспирантуры Института философии АН СССР. Тема диссертации «Протестантский модернизм в США. Критический анализ процесс-теологии», научный руководитель доктор философских наук Тамара Андреевна Кузьмина. Защитила диссертацию 1 декабря 1988 г., диссертация утверждена в ВАКе 24 мая 1989 г., присуждена учёная степень кандидата философских наук.
Нина Александровна Цыркун В 1972 году я поступила в аспирантуру Института философии, в Сектор современной западной философии. Думаю, что попала сюда благодаря Людмиле Анатольевне Шершенко (моему будущему научному руководителю), которая, понятия обо мне не имея и в глаза меня не видя, отличила мой реферат, написанный на основе студенческой работы по философии Альфреда Айера, с которой я стала лауреатом Всесоюзного конкурса студенческих работ. Потом я на отлично сдала экзамены, прошла конкурс и была принята – при том, что для меня это была чистая авантюра: я не имела специального образования, закончила педагогический институт во Владимире по специальности «английский язык». Дело в том, что меня всегда привлекала междисциплинарная область лингвистики и философии и она конкретизировалась в лингвистической философии, особенно в философии Людвига Витгенштейна. В 1977 году я защитила кандидатскую диссертацию по теме «Критика методологических основ философии лингвистического анализа». (Конечно, без слова-пароля «критика» было в ту пору не обойтись). А в 1978 году я, с благословения Ирены Сергеевны Вдовиной, видимо чутко уловившей мою склонность к работе на междисциплинарных полях, что называется «с повышением» перешла на работу в Институт истории и теории кино.
Владимир Васильевич Старовойтов (Сотрудник сектора с 1994 г.). Осмыслением философских аспектов психоанализа в 90-х годах ХХ века в секторе занимался дфн Руткевич А.М. В своей книге («Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций». М., ФОРУМ, 1997) он уделяет особое внимание генезису психоанализа, а также первым этапам его развития. Он считает, что условия большого города, порождающие обособившегося от всех прочих индивида, утратившего религию, традицию, почву, национальную идентичность, в повседневной коммуникации которого стало слишком много разрывов, потребовали создания особого вида психотехники, которой стал психоанализ. Историческими предпосылками учения З. Фрейда он считает науку XIX в., материализм и позитивизм в философии. Так, А.М. Руткевич пишет о том, что гидравлические и энергетические модели основателя психоанализа прямо связаны с естествознанием XIX в. (механицизмом). Сам Фрейд учился по учебнику психологии И. Гербарта, в котором говорится о бессознательном, об энергетическом пороге сознания и даже о вытеснении. Он следовал за Г.Т. Фехнером в понимании психики как гомеостатической системы. Екатерина Игоревна Коростиченко Исследованием творчества современных немецких философов в секторе занимались Г.М. Тавризян, А.М. Руткевич, Б.Т. Григорьян, И.А. Михайлов. Результаты работ, помимо публикаций в рецензируемых журналах, были сформулированы в нескольких фундаментальных монографиях сотрудников сектора, затрагивающих различные аспекты современной немецкой философии. В книге Г.М. Тавризян «Техника, культура, человек» (1986 г.) исследуется философия техники. Особое внимание уделяется теме технического прогресса в современной западной философии. Тавризян анализирует западные философские концепции техники, появившиеся в XX в., выделяет их основные черты: идеализм в объяснение исторических процессов, недооценка социальной сущности техники, зависимость развития техники от эволюции идей. Западным концепциям автор противопоставляет философскую концепцию техники, разработанную марксизмом. |
|||||
|