Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Научные результаты

Научные результаты

 

ОТЧЕТ

Сектора современной западной философии Института философии РАН  

о научно-исследовательской работе в 2021 г.



Объект исследования: основные философские направления и традиции западной мысли конца XIX, ХХ и XXI вв. (аналитическая философия, феноменология, экзистенциализм, философская антропология, спиритуализм, прагматизм, психоанализ).

 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения современной западной философии (включая отдельные наиболее значимые концепции, идеи и разработки, заслуживающие критического осмысления и анализа) для лучшего понимания ее современного состояния и перспектив.

 

Цели и задачи: выявление внутренних закономерностей и тенденций развития философии в США, Великобритании, Франции, Германии, Испании и других странах; введение в оборот новых философских идей и произведений; исследование ранних истоков философских традиций и школ XX–XXI вв.; нахождение «точек соприкосновения» современной западной и российской философии.

 

Методология: историко-культурная и историко-философская реконструкция, сравнительный анализ, научный перевод, комментарий.

 

Важнейшие результаты исследований.

Выявлена и проанализирована одна из особенностей развития современной западной философии, нашедшая отражение в творчестве представителей питтсбургской школы (США) – тенденция к взаимному сближению, а в ряде случаев конвергенции национальных традиций и школ, к преодолению существующих научно-институциональных границ, культурных и лингвистических разделений, дисциплинарных канонов. Это показано на примере комментариев Р. Брэндома к «Феноменологии духа» Гегеля (Brandom R. A Spirit of Trust. Camb., 2019), в которых американский философ пытается «реактуализировать» немецкого классика, связав его спекулятивную диалектику с аналитической философией, прагматизмом и герменевтикой. Рассмотрена интерпретация Брэндомом основных гегелевских тем и идей – диалектики господина и раба, метафизики абсолютного духа как «единства самосознаний», проблематики признания (Anerkennung) и прощения (Verzeihung). Предложен критический анализ ряда аргументов, выдвинутых Брэндомом в обоснование его версии Гегеля (Джохадзе И.Д. Брэндом о Гегеле: опыт аналитического прочтения «Феноменологии духа». М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021).

 

На примере творчества Ф. Ницше, Г. Марселя, М. Хайдеггера, С. Цвейга, В. Розанова, М. Ремизова и других экзистенциальный философов и писателей рассмотрены эвристические возможности вненаучного (преимущественно литературного) дискурса – с его специфическим «аппаратом», выразительными средствами и приемами – в исследовании истории философии, культуры, религиозных традиций и общественной жизни (Визгин В.П. Между философией и литературой. Работы разных лет. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021).

 

Подвергнут критике один из устойчивых историко-философских стереотипов относительно современной аналитической философии – представление о прямолинейном развитии этой традиции в течение ХХ в. и возможности сведения всего многообразия представленных в ней концепций, идей и подходов к единому методологическому основанию. Показано, что оценка перспектив аналитической философии в рамках альтернативы «назад к лингвистицизму – вперед к новой метафизике» не дает адекватной картины ее актуального status quo и динамического потенциала, препятствует осмыслению ряда метафилософских проблем (продуцирует ли философия новое знание? что общего у «традиционной» и «аналитической» метафизики? имеет ли современная модальная метафизика эпистемологические преимущества (и если да, то какие) перед концептуальным анализом?) (Золотков Г.А. Назад к лингвистическому повороту? Перспективы развития аналитической философии глазами П.М.С. Хакера и Т. Уильямсона // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2021. № 3. С. 47-59).

 

Обоснована актуальность учения о трансценденталиях, отвергнутого, но не опровергнутого философией Нового времени. Показано, как деструкция единства трансценденталий («истинное», «благое», «прекрасное»), выделение и противопоставление их друг другу, ведет к нигилизму и филистерству, характерным для интеллектуальной культуры XIX–XX вв. (эстетизм и аморализм Ницше, морализм и антиэстетизм Толстого). Отмечена необходимость «перевода» трансцендентальной онтологии на язык современной философии (Гагинский А.М. Transcendentalia entis как актуальный философский проект // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 67–87).

 

На примере философского творчества спиритуалиста Ж. Лашелье, близкого к неокантианству, раскрыто влияние эпистемологии и метафизики Канта на французскую философию конца XIX – начала XX в. (Блауберг И.И. Из истории французского спиритуализма: философия Жюля Лашелье // История философии. 2021. Т. 26. №. 1. С. 25–38).

 

В ходе исследования американского прагматизма ХХ–XXI в. определены характерные особенности и тенденции развития этого направления мысли. Раскрыта генетическая связь неопрагматизма Р. Рорти, Х. Патнэма, Р. Брэндома, Р. Шустермана и др. с аналитической философией ХХ в. (поздний Л. Витгенштейн, У. Селларс, У. Куайн). На основании проведенного анализа сделан вывод о значительном эвристическом потенциале прагматистской традиции и возможности ее продуктивной конвергенции с другими направлениями и школами (Джохадзе И. Неопрагматизм как Lebensphilosophie // Философская мысль. 2021. № 7. С. 65–73).

 

Раскрыта специфика «нетеистического мистицизма» Э. Фромма, сочетающего в себе элементы иудейского мессианства и негативной теологии Маймонида, а также учений Гегеля, Маркса и Фрейда. Обоснована теоретическая продуктивность и социокультурная значимость гуманистического подхода Фромма, отказавшегося рассматривать религиозные феномены как исключительно невротические симптомы и выдвинувшего спорный в глазах фрейдомарксистов тезис о врожденной религиозности человека (Коростиченко Е.И. Критическая теория религии Эриха Фромма: от мессианского иудаизма до радикального гуманизма // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 4. С. …).

 

Выявлены «нефилософские корни» творчества Г. Марселя и Ж. Валя, раскрыта взаимосвязь философии и поэзии на примере литературных, историко-филологических и философских работ западных и отечественных авторов. Показано, как «художественное измерение» мысли сближает философию с поэзией. Истоки обеих западная феноменология (П. Рикёр, Я. Паточка и др.) усматривает в экзистенциальном «трансцензусе» – особом экстатическом состоянии индивида, выражающемся в чувстве изумления и «замешательства» (perplexité) от неожиданного столкновения человека с чем-то радикально иным, выходящим за рамки обыденно-повседневного опыта (Визгин В.П. Поэзия и философия // Вестник культурологии. 2021. №1 (96). С. 163–184).

 

В работе, посвященной Ф. Равессону, дана оценка гипотезе французского философа-спиритуалиста о «сродности» метафизики и искусства. Показано, что одной из особенностей метода как в философии, так и в искусстве является организация, упорядочивание частей в соответствии с общим видением целого. Однако рефлексия (диалектика) уступает место в искусстве интуиции как способу метарационального постижения действительности (Блауберг И.И. Значение искусства в метафизике Феликса Равессона // Музыка – Философия – Культура. Сборник статей участников цикла конференций (2013–2017). М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020. С. 300–312 – не вошло в отчет за 2020 г.).

 

Роль социально-коммуникативного и культурного опыта в психическом развитии индивида раскрыта в очерке теории британского психиатра и психоаналитика Д. Винникотта, сторонника интерсубъективной модели клинического психоанализа (Старовойтов В.В. Психоаналитическая теория детского развития Д. Винникотта // История философии. 2021. Т. 26. № 2. С. 69–81). Представлено творчество одного из ведущих американских психоаналитиков, антропологов и этнопсихологов конца ХХ – начала XXI в. Б. Килборна. В своем исследовании генеалогии понятий зависти и стыда в западной культурной традиции Килборн критикует подход Фрейда, рассматривавшего зависть, вину и агрессию как универсальные человеческие эмоции, без учета национально-культурных и исторических факторов, обусловливающих их разнообразные проявления и осмысление (Килборн Б. Неправильное понимание трагического: зависть, стыд и страдание / Общая редакция и пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021).

 

Исследовано философское творчество малоизученных в России мыслителей (Э. Леруа, П.М.С. Хакер, Р. Скрутон, Д.Б. Харт и др.), раскрыто значение их идей и теоретических разработок для современной философии.

 

Возможная практическая применимость: полученные результаты могут использоваться при подготовке лекционных курсов по истории философии в вузах, в научно-исследовательской работе специалистов по западной философии, в том числе в изучении взаимных влияний, рецепций и связей между различными национальными традициями (англосаксонской и континентальной, русской и западной), а также в исследовании ранних истоков философских течений и школ ХХ–ХХI вв.

 

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

 

  1. 1.      ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ  

 

Монографии

1) Визгин В.П. Между философией и литературой. Работы разных лет. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021 (серия Humanitas). 448 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-98712-767-4.

2) Джохадзе И.Д. Брэндом о Гегеле: опыт аналитического прочтения «Феноменологии духа». М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. 224 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-88373-690-1.

 

Классические тексты и переводы

1) Старовойтов В.В., перевод с английского: Килборн Б. Неправильное понимание трагического: зависть, стыд и страдание. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. 335 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-88373-646-8.

 

  1. 2.      ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ

1)        Блауберг И.И. Из истории французского спиритуализма: философия Жюля Лашелье // История философии / History of Philosophy. 2021. Т. 26. №. 1. С. 25–38. ISSN 2074–5869. DOI: 10.21146/2074-5869-2021-26-1-25-38 (ВАК, РИНЦ, ERICH PLUS)

2)        Блауберг И.И. От Бергсона к Томасу Манну: Опыт времени в романе «Волшебная гора» // Вопр. философии. 2021. № 11. С. 177–187. ISSN 0042-8744. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-11-177-187 (Scopus, Web of Science, RSCI, ВАК)

3)        Блауберг И.И. Леруа // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 239–250. ISSN 2414-3715. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-2-239-250 (РИНЦ, КиберЛенинка)

4)        Визгин В.П. Поэзия и философия // Вестник культурологии. 2021. № 1 (96). С. 163–184. ISSN 2658-3291. DOI 10.31249/hoc/2021.01.07 (РИНЦ, КиберЛенинка)

5)        Гагинский А.М. Transcendentalia entis как актуальный философский проект // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 67–87. ISSN 1991-640X. DOI: 10.15382/sturI202195.67-87 (Scopus)

6)        Гагинский А.М. Рец. на кн.: Скрутон Р. Красота // Вопросы теологии. 2021. Т. 3. № 4. С. 588–596. ISSN 2658-5200. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.411 (ВАК, РИНЦ, EBSCO)

7)        Джохадзе И. Новое прочтение «Феноменологии духа»: Брэндом о Гегеле // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2021. Т. 14. № 1. С. 97‒112. ISSN 2072-0726. DOI: 10.21146/2072-0726-2021-14-1-97-112 (Scopus, Web of Science, РИНЦ, КиберЛенинка, Ulrich’s Periodicals Directory, CrossRef, ERIH PLUS)

8)        Джохадзе И.Д. Неопрагматизм как Lebensphilosophie // Философская мысль. 2021. № 7. С. 65–73. ISSN 2409-8728. DOI: 10.25136/2409-8728.2021.7.36042 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, ВАК). [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36042

9)        Золотков Г.А. Назад к лингвистическому повороту? Перспективы развития аналитической философии глазами П.М.С. Хакера и Т. Уильямсона // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2021. № 3. С. 47–59. ISSN 2073-6401. DOI: 10.28995/2073-6401-2021-3-47-59 (РИНЦ, КиберЛенинка, WorldCat)

10)    Коростиченко Е.И. Критическая теория религии Эриха Фромма: от мессианского иудаизма до радикального гуманизма // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 4. С. 62–78. ISSN 2541-8831. DOI: https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-62-78 (RSCI, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO)

11)    Коростиченко Е. Организации свободомыслящих через призму обоснованной теории (Рец. на кн.: Schröder S. Freigeistige Organisationen in Deutschland: Weltanschauliche Entwicklungen und strategische Spannungen nach der humanistischen Wende) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2021. Вып. 93. С. 152–157. ISSN 1991-640X (Scopus, Web of Science, ERIH PLUS)

12)    Мачульская О.И. Ален // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 1. С. 134–142. ISSN 2414-3715. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-1-134-142 (РИНЦ, КиберЛенинка). [Электронный ресурс] URL: https://pa.iph.ras.ru/issue/view/370

13)    Мачульская О.И., пер. с франц.: Бараш Дж.Э. Коллективная память и конфигурация общественного информационного пространства в эпоху масс-медиа // Философские науки. 2021. Т. 64. № 9. С. 132–156. ISSN 0235-1188. (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory) Электронная версия ожидается

14)    Старовойтов В.В. Психоаналитическая теория детского развития Д. Винникотта // История философии / History of Philosophy. 2021. Т. 26. № 2. С. 69–81. ISSN 2074-5869. DOI: 10.21146/2074-5869-2021-26-2-69-81 (ВАК, РИНЦ, ERICH PLUS)

 

  1. 3.      ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЧИХ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

1)        Блауберг И.И. Борис Николаевич Бабынин // Институт научной философии. Начало. М.: РОССПЭН, 2021. С. 192–200. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-8243-2470-9.

2)        Блауберг И.И. Федор Федорович Бережков // Институт научной философии. Начало. М.: РОССПЭН, 2021. С. 201–208. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-8243-2470-9.

3)        Блауберг И.И. Значение искусства в метафизике Феликса Равессона // Музыка – Философия – Культура. Сборник статей участников цикла конференций (2013–2017). М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020. С. 300–312. Тираж 300 экз. ISBN 978-5-89598-399-7 (не вошло в отчет за 2020 г.).

4)        Вдовина Г.В., пер. с франц.: Марион Ж.-Л. Идол и икона // Звучащие смыслы: духовная встреча. Культурологический альманах / Отв. ред. и сост. С.Я. Левит. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. С. 382–400. ISBN 978-5-98712-249-5. Тираж 500 экз.

5)        Вдовина Г.В., пер. с франц.: Марион Ж.-Л. Свобода быть свободным // Звучащие смыслы: духовная встреча. Культурологический альманах / Отв. ред. и сост. С.Я. Левит. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. С. 426–446. ISBN 978-5-98712-249-5. Тираж 500 экз.

6)        Визгин В.П. О русской версии этой книги // Дульгеру Е. Фильм как молитва: Поэтика сакрального в киноискусстве Андрея Тарковского / Пер. с рум. Е. Дульгеру. Под ред. В.П. Визгина. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. С. 9–11. ISBN 978-5-987612-584-7. Тираж 500 экз.

7)        Гагинский А.М., Волкова Н.П. Открывает ли философия новое // Реплики: философские беседы / Автор идеи, сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: ЯСК, 2021. С. 167–188. ISBN 978-5-907290-49-5.

8)        Гагинский А.М. Философский молот ювелира // Харт Д.Б. Иллюзии атеистов. М.: Никея, 2021. С. 9–13. ISBN 978-5-907457-21-8.