ОТЧЕТСектора современной западной философии Института философии РАНо научно-исследовательской работе в 2023 г.
ТЕМА НИР: «МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
§ 1. ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования — современные течения в западной философии: феноменология, аналитическая философия, прагматизм, экзистенциализм, философская антропология, психоанализ и др. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения современной западной философии (включая отдельные наиболее значимые концепции, идеи и разработки, заслуживающие критического анализа) для лучшего понимания ее текущего состояния и перспектив. Цели и задачи: выявление внутренних закономерностей и тенденций развития философии в Германии, Франции, США, Великобритании, Италии и других странах; введение в оборот новых философских идей и произведений; нахождение точек соприкосновения современной западной и российской философии. Методология: компаративизм, историко-философская реконструкция, научный перевод, анализ и синтез, комментарий. Практическая применимость: результаты исследования могут использоваться в образовательном процессе, в научно-исследовательской работе и издательском деле, в том числе в изучении взаимовлияний и связей между различными национальными традициями (российской, западной и др.). Важнейшие результаты. Исследованы идеи и интеллектуальные биографии ряда мыслителей ХХ в., внесших значимый вклад в западную философию, однако не получивших широкой известности и признания, в том числе А. Делакруа, Г. Тибона, В. Лютославского, Ж. Набера, Дж. Уорда и др. Раскрыты причины, по которым творчество этих философов оказалось не востребовано современниками и практически забыто, основной из которых было несоответствие их стиля мышления и постановки проблем сложившемуся дисциплинарному канону (Философы ХХ века. Nomina incognita / Отв. ред. И.Д. Джохадзе, А.М. Гагинский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023). Раскрыты предпосылки методологии М. Хайдеггера, полагавшего, что философия как тип знания «принципиально атеистична». На основании биографических свидетельств показано, что Хайдеггер предвзято относился к католической традиции, а потому его трактовка христианской философии и метафизики недостаточно объективна (Гагинский А.М. Методологический атеизм М. Хайдеггера: биография и философия // История философии. 2023. Т. 28. № 1. С. 67–81). Исследована проблема соотношения религиозного, секулярного и атеистического дискурсов в разные культурные и исторические эпохи (модерн, постмодерн, метамодерн). На примере философии Ю. Хабермаса, радикальной ортодоксии Дж. Милбанка и атеологии С. Жижека рассмотрены три теоретические модели: постсекулярная, десекулярная и метасекулярная. Выдвинута гипотеза, согласно которой метамодернистский подход наиболее адекветен культурным потребностям и запросам поколения, утратившего веру в универсальность модерна, однако пресытившегося релятивистской «всеядностью» постмодерна (Локосова М.В. Между пост-, де- и метасекулярностью: Хабермас, Милбанк, Жижек. Творение после ничто // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 11–27). Раскрыта связь этноцентризма Р. Рорти, прагматического реализма Х. Патнэма и инференциализма Р. Брэндома с классическим американским прагматизмом и с аналитической философской традицией ХХ в. Показано, что ключевыми особенностями современного прагматизма являются лингвоцентризм и связанная с этим «коммунологическая тенденция», выражающаяся в сдвиге от парадигмы субъективности и индивидуального сознания к парадигме «коммуникативной рациональности» (Джохадзе И.Д. Современный американский прагматизм. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023). Проведен историко-философский анализ основных направлений «ортодоксального» и неклассического психоанализа XX–XXI вв. Исследовано современное состояние психоанализа, прослежена генеалогия, эволюция и взаимное влияние различных его школ, а также их связь с философскими течениями: герменевтикой, феноменологией, философией диалога. Показано, что современный психоанализ все больше эволюционирует в направлении интеграции субъект-объектного и субъект-субъектного подходов к взаимодействию аналитика с пациентом (Старовойтов В.В. Психоанализ в портретах / 2-е расширенное изд. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023). Проанализированы подходы, использующие понятие информации для объяснения сознания (Д. Чалмерс, Д.И. Дубровский, Д. Тонони); показано, что данное понятие, играющее важную роль в современных когнитивных науках, не может быть механически перенесено в метафизику. Выявлены принципиальные проблемы и слабые стороны информационных подходов, в том числе теории интегрированной информации (Сысоев М.С. Проблема определения информации и современные теории сознания // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2023. № 4. С. 52–57).
§ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА О НИР
§ 2.1. Интеллектуальные биографии: личность и философия Исследованы идеи и биографии малоизученых западных философов ХХ в., таких как А. Делакруа, Г. Тибон, Ж. Набер, Дж. Уорд, Р. Беспалова, П. Гич и др. Раскрыты причины, по которым творчество этих авторов не нашло отклика у современников, основной из которых было несоответствие их стиля мышления сложившемуся дисциплинарному канону, «невстроенность» в него. Тенденции, доминировавшие в академической философии в тот или иной период времени, предопредляли запросы профессиональных философов и широкой аудитории. «Частные мыслители», лишенные статуса и репутационного капитала, не принадлежавшие к влиятельным школам и сообществам, оказались маргинализированы (Философы ХХ века. Nomina incognita / Отв. ред. И.Д. Джохадзе, А.М. Гагинский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023). Рассмотрены взгляды П.П. Гайденко по проблеме времени. Выявлены основные вехи исследования ею данной философской проблематики – от диссертации, посвященной М. Хайдеггеру (1963), до обобщающей книги «Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке» (2006). В последней итоговой работе имена трех греческих мыслителей – Платона, Аристотеля и Плотина – предстают как своего рода символы различных подходов к пониманию времени, надолго определивших линии дальнейших теоретических поисков – от античности до философии процесса с ее отрицанием вечности или трактовкой последней как бесконечного времени (Блауберг И.И. Проблема времени в работах П.П. Гайденко // Вопросы философии. 2023. № 7. С. 19–23). Опубликован перевод очерка Б. Кроче из сборника его поздних работ «Философия и историография» (“Filosofia e storiografia”) с комментариями и предисловием. В предисловии разъясняются некоторые идеи и наблюдения Кроче как методолога истории философии. В частности, говоря о теории познания Дж. Вико, он обращает внимание на противоречие в применении принципа verum-factum не только к истории, но и к математическим наукам: с одной стороны, согласно Вико, достижение истины в познании природы доступно лишь Богу как творцу мироздания, с другой, для человека оказывается достижима истина в математике, так как он «творит» математические элементы и операции, а вместе с ними и метод естествознания. Показано, что формула verum-factum может быть соединена с учением абсолютного спиритуализма, поэтому Кроче, руководствуясь историко-философским методом, предостерегает от приписывания такого соединения самому Вико, так как это означало бы перенесение в его теорию более позднего опыта и состояния знания (Россиус Ю.Г. Предисловие к переводу: Кроче Б. Вопрос о методе в истории философии // История философии. 2023. Т. 28. № 2. С. 109–112). Оригинальная философская трактовка христианского мистицизма представлена в очерке интеллектуальной биографии французского философа, психолога и религиоведа А. Делакруа, отстаивавшего мысль о том, что высшие формы мистического опыта являют собой выражение глубокой внутренней жизни, а не специфическую разновидность невроза. Исследована философско-психологическая концепция Делакруа, в рамках которой, в противовес атомистическому подходу, подчеркивается целостность сознания, его несводимость к отдельным элементам. Показано, что в творчестве Делакруа одной из ведущих была идея единства универсума, субъекта, сознания, которую философ стремился обосновать на материале разных областей и дисциплин, от языкознания до психологии искусства (Блауберг И.И. Анри Делакруа // Философы ХХ века. Nomina incognita / Отв. ред. И.Д. Джохадзе, А.М. Гагинский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. С. 8–22). Раскрыто влияние польского философа-мистика и филолога В. Лютославского на развитие стилометрии как метода определения подлинности и хронологии литературных произведений с помощью статистического анализа. Показано, что в основу спиритуализма Лютославского легли идеи Г.В. Лейбница и неолейбницианца Г. Тейхмюллера, а в своих историософских рассуждениях и утопическом социальном проекте польский мыслитель опирался на псевдонаучную расовую доктрину историка Ф. Духинского (Джохадзе И.Д. Винсент Лютославский // Философы ХХ века. Nomina incognita / Отв. ред. И.Д. Джохадзе, А.М. Гагинский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. С. 31–53). Исследовано творчество малоизвестного в России французского мыслителя Ж. Набера. Выявлены основные источники, повлиявшие на его философию. Проведен анализ рефлексивного метода Набера применительно к внутреннему опыту личности: самосознание индивида объявляется несомненной очевидностью, лежащей в основе размышления, а рефлексия понимается как процесс возвращения сознания к самому себе, в результате чего субъект формулирует объединяющий принцип интеллектуальной деятельности. Показано, что Набер, в отличие от своих предшественников, задается целью анализа экзистенциального опыта человека, обоснования внутренней свободы и построения этической системы. Эксплицированы и критически осмыслены философские выводы, обосновывающие этическую систему и христианские воззрения автора (Мачульская О.И. Жан Набер // Философы ХХ века. Nomina incognita / Отв. ред. И.Д. Джохадзе, А.М. Гагинский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. С. 54–63). Проанализированы ключевые работы британского философа и психолога Дж. Уорда, представлен обзор основных его идей, в том числе аргументы, выдвинутые мыслителем против натурализма, проблему которого он усматривал в субъект-объектной дихотомии, детерминизме и неспособности адекватно описать то сочетание единства и множественности, которое присутствует в опыте. Раскрыто влияние Уорда, в особенности его критики ассоцианизма, на развитие британской экспериментальной и теоретической психологии ХХ в. (Сысоев М.С. Джеймс Уорд // Философы ХХ века. Nomina incognita / Отв. ред. И.Д. Джохадзе, А.М. Гагинский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. С. 64–85). В очерке жизни и творчества Г. Тибона рассмотрена религиозно-мистическая интерпретация философии Ф. Ницше и французских экзистенциалистов ХХ в. В ходе исследования подтвержден тезис о сущностной парадоксальности христианства, его «метарациональности». Показано, что в основе метафизики Тибона лежит экзистенциальная онтология Г. Марселя с ее оппозицией «быть/иметь» и идеей таинства Бытия, mystère de l`Être (Визгин В.П. Гюстав Тибон // Философы ХХ века. Nomina incognita / Отв. ред. И.Д. Джохадзе, А.М. Гагинский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. С. 23–30). Исследованы идеи немецкого философа и общественного деятеля М. Шмидта-Саломона, в частности, основные принципы его монистической этики: в отличие от этического дуализма, монизм не признает разные системы норм для разных групп, а принимает эгалитарный принцип равного учета интересов всех социальных акторов – и «своих», и «чужих» (Коростиченко Е.И. Михаэль Шмидт-Саломон // Философы ХХ века. Nomina incognita / Отв. ред. И.Д. Джохадзе, А.М. Гагинский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. С. 180–201).
§ 2.2. Французско-швейцарская философская мысль Переведен и издан сборник работ А. Бергсона «Духовная энергия» (1919 г.), впервые представленный на русском языке в целостном виде. В сборник вошли тексты выступлений и статей, относящихся к 1901–1913 гг. В некоторых из этих работ дается общий обзор философии Бергсона, его теории эволюции, концепций сознания и памяти. Ряд материалов посвящен конкретным проблемам, активно обсуждавшимся в психологии и философии, таким как сновидение, ложное узнавание (дежавю), интеллектуальное усилие и его роль в познании. Показано, что оригиналы, с которых были сделаны переводы, включенные в изданное в России Собрание сочинений Бергсона (т. 1–5, СПб., 1914), были впоследствии существенно переработаны автором при подготовке к публикации их в составе «Духовной энергии» (Бергсон А. Духовная энергия / Пер. с фр. И.И. Блауберг. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023). В переводе на русский язык книги Э. Мунье «Введение в экзистенциализмы» и предисловии к изданию показано, как французский персоналист подвергает критическому анализу идеи и главные темы философии экзистенциализма. В центре внимания исследования – два направления экзистенциализма: религиозное (Г. Марсель, К. Ясперс, Н. Бердяев, М. Бубер) и атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю), которые осмысляются как формы реакции философии человека на крайности идеализма («философии идей») и материализма («философии вещей»). Сделан вывод о том, что религиозный и атеистический экзистенциализмы способствовали «личностному пробуждению» философии, что было задачей самого персонализма (Мунье Э. Введение в экзистенциализмы / Пер. с фр. И.С. Вдовиной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023). В связи с исследованием творчества философов-спиритуалистов Ш. Секретана и Ф. Равессона (Визгин В.П. Секретан и Равессон // История философии. 2023. Т. 28. № 2. С. 74–88) осуществлен комментированный перевод статьи А. Маурера об эволюции мысли и основных идеях Секретана (1815–1895). Показано, что понимание секретановской философии свободы невозможно без обращения к конкретной культурной, политической и интеллектуальной истории не только Швейцарской конфедерации, но и его малой родины – кантона Во. Такой подход позволяет более рельефно и полно представить недостаточно изученный в отечественной историко-философской литературе феномен франкоязычного спиритуализма, основоположником которого был Мен де Биран (Маурер А. Шарль Секретан: эволюция его мысли / Пер. с фр. В.П. Визгина // История философии. 2023. Т. 28. № 1. С. 90–103).
§ 2.3. Философско-теологическое измерение: история и современность Проведено углубленное исследование философской теологии Ф. Суареса (диспутации XVIII–XXX «Метафизических рассуждений») и ее места в системе метафизического знания. Важность исследования определена двумя обстоятельствами. Во-первых, главный философский труд Суареса имеет в равной мере как систематический, так и исторический характер. В нем подводятся итоги теологической мысли нескольких столетий, разбираются основные аргументы средневековых авторитетов и возможные ответы на них. Во-вторых, философская теология Суареса послужила основанием неотомизма конца XIX–XX вв., определившего богословское развитие, философскую мысль и культурную политику католицизма в указанный период (Вдовина Г.В. Результаты исследования готовятся к печати). Выполнен перевод книги болгарского патролога Г. Каприева «Византийская философия. Четыре центра синтеза», в которой рассматриваются основные идеи византийской философии на всем протяжении ее развития – начиная с эпохи Юстиниана (VI в.) и до падения Константинополя в 1453 г. Русскоязычное издание монографии делает ее доступной для использования в качестве профильного учебника в российских вузах (Каприев Г. Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022 – не вошло в отчет 2022 г.). Раскрыты предпосылки методологии М. Хайдеггера, полагавшего, что философия «принципиально атеистична». На основании биографических свидетельств показано, что Хайдеггер предвзято относился к католической традиции, а потому его трактовка христианской философии и метафизики недостаточно объективна (Гагинский А.М. Методологический атеизм М. Хайдеггера: биография и философия // История философии. 2023. Т. 28. № 1. С. 67–81). Вместе с тем продемонстрировано, что «философию тревоги» Хайдеггера нельзя понимать лишь негативно, как философию «ужаса, вины и смерти»: именно смертность и конечность бытия, которые представляют собой угрозу для человека, позволяют перейти от несобственного модуса существования к собственному. Доказано, что тревога в экзистенциальной аналитике есть один из способов размыкания бытия (Гагинский А.М. Хайдеггер, Ничто и преодоление страха смерти // Философский журнал. 2023. № 3. С. 85–102). Исследовано влияние онтологии Ф. Брентано на М. Хайдеггера. В частности, выявлено значение Аристотеля и его учения о «сущем в смысле истинного» как для Брентано, так и для Хайдеггера (Гагинский А.М. Некоторые аспекты онтологии Ф. Брентано и ее влияние на философию М. Хайдеггера // Философия и культура. 2023. № 9. С. 128–151). В связи с этим раскрыты основные вехи становления онтологии Хайдеггера, определен ее центральный пункт, который может быть обозначен феноменологическим понятием данности (Гагинский А.М. Бытие и данность в философии М. Хайдеггера // Философская мысль. 2023. № 10. С. 93–105). Кроме того, проанализирована центральная тема античной онтологии в интерпретации Хайдеггера. Показано, что немецкий мыслитель опирался на философию Аристотеля и через нее толковал понимание бытия в античности, сводя его к das Hergestelltsein – бытию-изготовленным, бытию-произведенным. Сделан вывод о том, что такая трактовка не удовлетворяет требованиям строгого историко-философского анализа, представляя собой творческую переработку античного материала (Гагинский А.М. Тезис Хайдеггера об античной онтологии: бытие как изготовленность // Философия и культура. 2023. № 10. С. 77–99). Исследована центральная тема онтологии и метафизики Платона – учение о благе и его рецепция в философии Хайдеггера. Показано, что хайдеггеровская трактовка менялась с течением времени, переходя от позитивной оценки учения о благе к крайне негативной (Гагинский А.М. Идея блага у Платона и Хайдеггера // Философская мысль. 2023. № 11. С. 34–64). Изучено творчество австралийского философа П. Сингера, известного своими утилитаристскими взглядами. Особое внимание уделено его этической концепции в отношении животных, представлен краткий обзор философских традиций и школ, на которые он опирается. Показано, что между секулярным этическим проектом Сингера и христианским учением существуют неразрешимые концептуальные и методологические противоречия (Коростиченко Е.И. Питер Сингер об отношении к животным: возможен ли диалог с христианством? // Религия, наука и теология: вызовы и проблемы современности / Отв. ред. Е.И. Аринин. Владимир: Издательство ВлГУ, 2023. С. 203–209). Исследована проблема соотношения религиозного, секулярного и атеистического элементов в разные культурные эпохи (модерн, постмодерн, метамодерн). На примере философии Ю. Хабермаса, радикальной ортодоксии Дж. Милбанка и атеологии С. Жижека рассмотрены три теоретические модели: постсекулярная, десекулярная и метасекулярная. Выдвинута гипотеза, согласно которой метамодернистский подход наиболее адекветен современным культурным потребностям (Локосова М.В. Между пост-, де- и метасекулярностью: Хабермас, Милбанк, Жижек. Творение после ничто // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 11–27).
§ 2.4. Антропологическая проблематика современной философии Раскрыта историко-философская связь этноцентризма Р. Рорти, прагматического реализма Х. Патнэма и инференциализма Р. Брэндома с классическим американским прагматизмом, а также с аналитической традицией ХХ в. Показано, что ключевыми особенностями современного прагматизма являются лингвоцентризм (вместо «опыта», базового концепта классического прагматизма, новые прагматисты вводят понятие «дискурса») и так называемая «коммунологическая тенденция», выражающаяся в сдвиге от парадигмы субъективности и индивидуального сознания к парадигме «коммуникативной рациональности». Проблемы обоснования знания, логического анализа, научно-экспериментального подтверждения и опровержения гипотез, занимавшие прагматистов ХХ в., отошли на второй план, уступив место проблематике социальной коммуникации, нормативности, интерпретации и т.п. На основании проведенного анализа сделан вывод о значительном эвристическом потенциале прагматистской традиции и возможности ее продуктивной конвергенции с другими философскими направлениями и школами (Джохадзе И.Д. Современный американский прагматизм. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023). Проведен философский анализ основных направлений «ортодоксального» и неклассического психоанализа XX–XXI вв. Исследовано современное состояние психоанализа, прослежена генеалогия, эволюция и взаимное влияние различных его школ, а также их связь с философскими течениями: герменевтикой, феноменологией, философией диалога. Показано, что современный психоанализ все больше эволюционирует в направлении интеграции субъект-объектного и субъект-субъектного представлений о взаимодействии аналитика с пациентом, тяготеет к сочетанию казавшихся прежде несовместимыми инструментов аналитической техники. Сделан вывод о конвергенции различных психоаналитических школ и течений. В частности, кризис Эго-психологии выразился в создании синтезирующих учений, вбирающих в себя отдельные положения и установки Эго-психологии и теории объектных отношений (Старовойтов В.В. Психоанализ в портретах / 2-е расширенное издание. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023). Творчество венгерского психоаналитика Ш. Ференци представлено двумя переводами, включая сборник «Травма и работа воображения». В этих трудах исследуется проблематика травмы и связанной с травматическим опытом игры воображения, предлагается оригинальная трактовка «биогенетического закона» Геккеля, согласно которому онтогенез вида кратко повторяет филогенез. Выдвигается положение о плодотворном взаимопроникновении психологии и естественных наук (Ференци Ш. Травма и работа воображения: Избранные статьи / Пер. с англ. В.В. Старовойтова; пер. с нем. Д.Г. Копелянского, Л. Сувойчик. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023; Ференци Ш. Таласса: теория генитальности / Общ. ред., пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023). Проанализированы подходы, использующие понятие информации для объяснения сознания (Д. Чалмерс, Д.И. Дубровский, Д. Тонони, К. Кох); показано, что данное понятие, играющее важную роль в современных когнитивных науках, не может быть механически перенесено в метафизику (Сысоев М.С. Проблема определения информации и современные теории сознания // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2023. № 4. С. 52–57).
§ 3. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
1. Перечень опубликованных книг Монографии и коллективные труды
Классические тексты и переводы
2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания
3. Перечень прочих опубликованных работ
2. ТЕМА НИР: «ВСЕМИРНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СИСТЕМЫ (ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)»
§ 1. ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования – направления и школы западной философии: экзистенциализм, прагматизм, томизм. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания состояния западной философии, тенденций ее развития и перспектив, а также истоков современных философских традиций и школ. Цели и задачи: выявление характерных паттернов, основных проблем и концепций в западной философии ХХ–XXI вв.; оценка новых тенденций и исследование их генезиса; фиксация различий и общих черт современной западной и российской философии. Методология: историческая и рациональная реконструкция, герменевтика, сравнительный анализ. Практическая применимость: полученные результаты могут использоваться в образовательном процессе и научно-исследовательской работе, в том числе в изучении взаимовлияний и связей между различными философскими традициями. Важнейшие результаты исследований. Собран и проанализирован материал по философии и теологии Ф. Суареса: представлен жизненный путь Суареса, подробно описаны его труды (хронология их опубликования и проблематика), суммарно обрисован вклад Суареса в догматическую теологию католицизма, философскую психологию, метафизику и философскую теологию как выделенную часть метафизики; отмечается влияние мысли Суареса на крупнейших философов Нового времени (Вдовина Г.В. Суарес, Франсиско // Электронная философская энциклопедия. 2023. URL: https://www.elenph.org). Исследован феномен неопрагматизма, который определен как философское течение, объединяющее широкий круг современных мыслителей, развивающих идеи классиков прагматистской традиции (Ч.С. Пирса, У. Джеймса и др.). Выделены основные представители данного направления: Р. Рорти, Х. Патнэм, Р. Брэндом, Р. Шустерман, Р. Бернстайн и др. Рассмотрено влияние аналитической философии ХХ в. на творчество американских и европейских неопрагматистов. Показано, что общим для них является лингвоцентризм, а также акцент на интерсубъективном характере познавательного процесса (Джохадзе И.Д. Неопрагматизм // Электронная философская энциклопедия. 2023. URL: https://www.elenph.org). Рассмотрена концепция эго-философии А. Конт-Спонвиля, реконструированы основные положения его этической системы: обоснование морали и критика имморализма, учение о добродетелях, новая формулировка категорического императива (Мачульская О.И. Конт-Спонвиль, Андре // Электронная философская энциклопедия. 2023. URL: https://www.elenph.org).
§ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЁТА О НИР
§ 2.1. Интеллектуальные биографии: личность и философия Собран и проанализирован материал по философии и теологии Франсиско Суареса: представлен жизненный путь Суареса, подробно описаны его труды (хронология их опубликования и проблематика), суммарно обрисован вклад Суареса в догматическую теологию католицизма, философскую психологию, метафизику и философскую теологию как выделенную часть метафизики; отмечается влияние мысли Суареса на крупнейших философов Нового времени (Вдовина Г.В. Суарес, Франсиско // Электронная философская энциклопедия. 2023. URL: https://www.elenph.org). Исследован феномен неопрагматизма, который определен как философское течение, объединяющее широкий круг современных мыслителей, развивающих идеи классиков прагматистской традиции (Ч.С. Пирса, У. Джеймса и др.). Выделены основные представители данного направления: Р. Рорти, Х. Патнэм, Р. Брэндом, Р. Шустерман, Р. Бернстайн, К. Уэст, Ф. Китчер, С. Хаак, Р.К. Невилл, К. Купман. Рассмотрено влияние аналитической философии ХХ в. (в особенности Л. Витгенштейна и У. Куайна) на творчество американских и европейских неопрагматистов. Показано, что общим для них является лингвоцентризм, а также акцент на интерсубъективном характере познавательного процесса и его результатов – «закрепленных верований» сообщества (Джохадзе И.Д. Неопрагматизм // Электронная философская энциклопедия. 2023. Т. 20. URL: https://www.elenph.org). Рассмотрена концепция эго-философии Конт-Спонвиля в качестве варианта экзистенциальной философии в ХХI в. Реконструированы основные положения этической системы Конт-Спонвиля: обоснование морали и критика имморализма, учение о добродетелях, новая формулировка категорического императива (Мачульская О.И. Конт-Спонвиль // Электронная философская энциклопедия. 2023. URL: https://www.elenph.org).
§ 3. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания
|
|||||
|