Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » » Сектор современной западной философии » Научные результаты

Научные результаты

ОТЧЕТ

Сектора современной западной философии Института философии РАН 

 

о научно-исследовательской работе по теме: 

 

«Западная философия конца XIX – начала XXI вв.:

история и современное состояние» (2019 г.)




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

В 2019 году сотрудниками сектора велась исследовательская работа по нескольким направлениям: персонализм, герменевтика, прагматизм, спиритуализм, психоанализ, схоластика. Основные методы исследования – историческая и рациональная реконструкция, сравнительный анализ, научный перевод, комментарий. Результаты отражены в научных публикациях, в том числе в шести монографиях и коллективных трудах. 

На материале малоизученных курсов XVII–XVIII вв. исследованы основные концепции позднесхоластической философской психологии. Показано, что главным нововведением поздних схоластов было различение двух модусов жизни – физического и интенционального, точкой пересечения которых является человек, его чувства, интеллект и воля. Выявлены характерные особенности науки о душе этого времени (соотнесение когнитивно-психологических мотивов с теологическими, широкое применение мысленных экспериментов и т.д.), а также сходства и различия между терминологией поздних схоластов и интенциональным словарем философии сознания ХХ в. Намечены дальнейшие пути философского освоения посттридентской схоластики в ее «приложении» к современной проблематике, включая концептуальную проработку параллелей между позднесхоластической интенциональной философией и школой Ф. Брентано (Вдовина Г.В. Интенциональность и жизнь. Философская психология постсредневековой схоластики. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 592 c.).

Раскрыто культурно-философское и теоретическое значение «спиритуалистического реализма» А. Бергсона; дана оценка попыткам французского философа реформировать метафизику через обращение к интуиции как основному методу самопознания духа и постижения реальности в ее изменении и развитии (Блауберг И.И. Бергсон как реформатор европейской метафизики // Бергсон А. Мысль и движущееся. Статьи и выступления / Пер. с франц., комментарии И.И. Блауберг. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. С. 235–258).

Экспозиция современных интерпретаций философии Ч.С. Пирса, У. Джеймса, Дж. Дьюи и их последователей в ХХ в. представлена в коллективном исследовании американского прагматизма от его истоков в 60-е гг. XIX в. до наших дней. Показано, что теоретические основы традиции были заложены Пирсом уже в ранних его публикациях в “The Journal of Speculative Philosophy” (1868–1869 гг.), где он выступил с критикой рационализма Декарта и «мифа об интуиции». Именно эти малоизвестные работы Пирса, а не позднейшие статьи в “Popular Science Monthly” («Закрепление верования», «Как сделать наши идеи ясными»), следует считать отправным пунктом в развитии всей традиции. Влияние классического прагматизма на западную философскую, социологическую и правовую мысль ХХ–XXI вв. и интерес, проявляемый к нему сегодня, свидетельствуют о том, что значение интеллектуального творчества прагматистов выходит далеко за рамки традиции, которую они представляют (150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. 270 с.).

На материале «Размышлений о Дон Кихоте» Х. Ортеги-и-Гассета рассмотрена характерная для философской мысли ХХ в. тенденция к переориентации с традиционной картезианской эпистемологии и занимавшего ее круга проблем (считавшихся фундаментальными для философии) на проблематику человеческого существования, истории и культуры. Одним из проявлений этой тенденции стал рациовитализм Ортеги-и-Гассета (Визгин В.П. На пути от пирамид к тропической сельве: к феноменологии приключения // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 3. С. 62–75).

Рассмотрена проблематика этики веры в ее разработке У. Клиффордом (“The Ethics of Belief”, 1877), согласно которому «всегда, везде и для каждого ошибочно верить чему-либо без достаточных сведений». Показано, что строгий эвиденциализм, вытекающий из данного утверждения, не является ни логически обоснованным, ни прагматически оправданным, поскольку имеются сведения о том, что у нас недостаточно сведений в пользу эвиденциализма. В отношении эпистемологии религиозной веры эвиденциалистской принцип также нуждается в ограничениях, поскольку центральный предмет теологии имеет весьма специфический онтологический статус и, находясь за пределами мира, не может схватываться пропозициями, которые фиксируют только то, что имеет место в мире (Гагинский А.М. Между эвиденциализмом и фидеизмом: об этике веры и мистическом опыте // Философия: Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 3. № 3. С. 78–94).

Раскрыто влияние французских персоналистов Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонселя и др. на западную философию, богословие и социологию ХХ–XXI вв. Опираясь на гуманистическую традицию западной философии, идущую от Сократа, Аристотеля и Августина, персоналисты выдвинули в качестве центральной философскую проблему человеческой личности. Показано, что идеи этих мыслителей легли в основу различных направлений современной социальной теологии, способствовали переориентации официальной доктрины католицизма, искавшего новые формы присутствия церкви в мире. Приверженцем философских принципов персонализма был, в частности, Иоанн Павел II (Вдовина И.С. Персонализм во Франции // Философская антропология. 2019. Т. 5. № 1. С. 175–188).

Представлен анализ идей малоизученного в России швейцарского философа и поэта Анри-Фредерика Амьеля (1821–1881), автора «Дневника», изданного в полном объеме в конце ХХ в. Мыслитель, оказавший влияние на Л. Толстого, М. де Унамуно и Ф. Мориака, в своих философских пристрастиях колебался между теизмом и пантеизмом, «между Лейбницем и Спинозой». Показана близость Амьеля к французскому спиритуализму (Визгин В.П. Религия и философия в дневнике Анри Амьеля // Историко-философский ежегодник’ 2019. М.: Аквилон, 2019. С. 120–140).

На основе сравнительного анализа философских концепций Б. Кроче и Э. Бетти сделан вывод об относительной самостоятельности и независимости от крочеанского историцизма теории интерпретации истории, разработанной Бетти. Доказано, что канон «актуальности понимания», при всей его схожести с концепцией «современности истории» Кроче, первоначально имел более узкую историко-правовую формулировку (Россиус Ю.Г. О подходах к пониманию истории в философии Б. Кроче и Э. Бетти // Историко-философский ежегодник’2019. М.: Аквилон, 2019. Т. 34. С. 156–177).

Выдвинут ряд теоретических аргументов против секуляристского представления о религии как факторе, препятствующем культурному и политическому диалогу. По мнению сторонника этого взгляда Р. Рорти, ссылки на «глубокие религиозные убеждения» в публичных дискуссиях слишком часто используются в качестве последнего довода, кладущего конец разговору, – религия выступает «тормозом» коммуникации. Недооценивая роль коллективного фактора в религиозной жизни, Рорти ратует за «приватизацию» и деинституциализацию культа. При этом он упускает из виду, что основу личной (private) религиозности составляют вероучительные принципы, фиксируемые в текстах или устной традиции: религия – всегда общее, а не частное дело. Лаицизм, дискриминируя верующих, идет вразрез с принципами либеральной демократии, последним же доводом, прекращающим разговор, в условиях нормальной коммуникации может служить апелляция к любым «всеобъемлющим» верованиям и доктринам, не обязательно религиозным (Джохадзе И.Д. Мешает ли религия публичному диалогу? // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 1. С. 81–96).

Рассмотрена философская теология Боэция, характеризуемая как «парадигма тождества». Показано, что данная парадигма восходит к учению Аристотеля о простоте перводвигателя, на основе чего возникает такая концептуальная модель, которая предполагает тождество сущности и действия в Боге. Отсюда берет начало одно из теоретических разногласий между западным и восточным христианством: последнее придерживалось противоположной концептуальной модели, а именно «парадигмы различия» (Гагинский А.М. Философская теология Боэция: Парадигма тождества // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 12–23).

Исследована роль музыки в философском творчестве А. Бергсона. Выдвинута и обоснована гипотеза, согласно которой музыка теснейшим образом связана с учением Бергсона о времени. Мелодия предстает у него как ведущая метафора длительности, передающая непрерывное взаимопроникновение изменчивых состояний человеческого сознания. Приводится ряд аргументов в пользу такого подхода к интерпретации бергсоновской мысли, наделяющего музыку в трактовке философа глубоким метафизическим смыслом (Блауберг И.И. О значении музыки в философии Анри Бергсона // Научный вестник Московской консерватории.2019. № 2 (37). С. 174–185).

Осуществлен перевод интеллектуальной биографии Р. Фэйрберна, принадлежащей перу его ученика и коллеги Дж. Сазерлэнда. Шотландский психоаналитик, известный своей критикой классического фрейдизма, является одним из основоположников теории объектных отношений. В своих исследованиях психических переживаний индивида он акцентировал значение социальных факторов, стремясь уйти от чрезмерной сосредоточенности анализа на инстинктивных влечениях. До настоящего времени не было издано ни одной работы Фэйрберна на русском языке (Сазерлэнд Дж. Путешествие Фэйрберна в глубины психики / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2019. 368 с.).

На примере «этноцентризма» Р. Рорти рассмотрен и подвергнут критике один из наиболее спорных вариантов дефляционистского решения проблемы истины и рационального обоснования знания, обсуждаемых в современной философской литературе (Джохадзе И.Д. Дефляционистское понимание истины и проблемы обоснования знания в неопрагматизме // Философская мысль. 2019. № 4. С. 24–35).

Исследованы проблемы социальной памяти и забвения как защитного механизма индивидуального и коллективного разума, благодаря которому общество имеет возможность, согласно концепции П. Рикёра, нейтрализировать и переносить в резерв воспоминания о травмирующем опыте или фактах прошлого. В качестве примера такого «позитивного забвения» анализируется практика амнистии, предполагающая отмену юридического преследования виновных в совершении преступлений: этически просвещенная память архивирует знания о зле ради самоочищения и отказа от ненависти (Мачульская О.И. Этические аспекты проблемы памяти в концепции Поля Рикера // Филос. науки. 2019. Т. 62. № 9. С. 35‒50).

Рассмотрен вопрос об онтологическом статусе Бога в разных типах теологических доктрин и в свете полемики между теистами и представителями «атеистической теологии», или атеологии, которая также оперирует определенной концепцией божественного. Показано, что все участники этой полемики, поскольку она ведется рациональным способом, должны признавать требования, предъявляемые к логической аргументации. Между тем, задача, которую преследуют обе стороны (доказать либо опровергнуть существование того, что прежде и «по ту сторону» бытия), изначально сомнительна. Однако для «атеистической теологии» данный метафизический ход крайне важен, ведь доказательства превращают Бога в некое сущее, которое нуждается в бытии. Именно здесь атеизм обретает рациональные основания, а без этого имеет место лишь «атеизм сердца», но не «атеизм разума» (Гагинский А.М. Быть или не быть? Идея Бога в философской теологии // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 1. С. 36–49).

Анализ теории объектных отношений представлен в работе, посвященной Р. Фэйрберну и его критике классического фрейдизма, оказавшей влияние, в частности, на М. Кляйн, Д. Винникотта и Г. Гантрипа и сыгравшей заметную роль в развитии западного психоанализа второй половины ХХ в. (Старовойтов В.В. Р. Фэйрберн – жизнь и творчество // Философская школа. 2019. № 8. С. 69–81).

 

 

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

 

1.      ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ  

 

Монографии и коллективные труды

1)        Вдовина Г.В. Интенциональность и жизнь. Философская психология постсредневековой схоластики. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 592 c. Серия «Humanitas». ISBN 978-5-98712-856-5. Тираж 500 экз.

 

Классические тексты и переводы

1)        Блауберг И.И., перевод с французского, комментарии: Бергсон А. Мысль и движущееся. Статьи и выступления. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 272 с. ISBN 978-5-98712-786-5. Тираж 500 экз.

2)        Вдовина Г.В., перевод с французского: Рикёр П. Бытие, сущность и субстанция у Платона и Аристотеля. Курс, прочитанный в университете Страсбурга в 1953–1954 гг. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2019. 286 с. ISBN 978-5-87121-051-2. Тираж 600 экз.

3)        Старовойтов В.В., перевод с английского: Сазерлэнд Дж. Путешествие Фэйрберна в глубины психики. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2019. 368 с. ISBN 978-5-88373-577-5. Тираж 1000 экз.

4)        Старовойтов В.В., перевод с английского: Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. 2-е изд., доп. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2019. 336 с. ISBN 978-5-88373-552-2. Тираж 1000 экз.

 

Сборники докладов конференций

1) 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. 270 с. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

 

1.1. Аннотация на каждую книгу на рус. яз.

Вдовина Г.В. Интенциональность и жизнь. Философская психология постсредневековой схоластики. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019.

В книге рассматривается концепция жизни, разработанная в схоластических трактатах «О душе», созданных в XVII в. и существенно расширяющих границы традиционной аристотелевской психологии. В основе этой концепции лежит представление о жизни как о предельно внутреннем, имманентном совершенстве. Жизнь мыслящего и стремящегося существа артикулируется в двух фундаментальных формах: как жизнь физическая, в которой человек есть одно из звеньев в общей последовательности творений; и как жизнь интенциональная («жизнь познания и стремления»), в которой он максимально уподобляется Богу.

 

Бергсон А. Мысль и движущееся. Статьи и выступления / Пер. с франц., комментарии И.И. Блауберг. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019.

Сборник «Мысль и движущееся», опубликованный Анри Бергсоном в 1934 г., впервые в целостном виде издается на русском языке. Он объединяет работы по общефилософской и методологической тематике, написанные в 1903–1923 гг. В них излагаются, уточняются и развиваются основные положения бергсоновской философии, в том числе концепции длительности и интуиции. Обширное «Введение» в двух частях представляет собой интеллектуальную автобиографию мыслителя, где он, среди прочего, отвечает на критику, звучавшую в его адрес после выхода в свет «Творческой эволюции». Отдельные работы из сборника вошли в книгу «Избранное: Сознание и жизнь» (М., 2010). В настоящем издании помещен новый перевод программной статьи Бергсона «Введение в метафизику», а также лекций «Восприятие изменения», прочитанных в Оксфорде в 1911 г. Том сопровождается комментариями.

 

Рикёр П. Бытие, сущность и субстанция у Платона и Аристотеля. Курс, прочитанный в университете Страсбурга в 1953–1954 гг. / Пер. с франц. Г.В. Вдовиной. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2019.

Книга классика современной философии Поля Рикёра представляет собой курс лекций, прочитанный им в университете Страсбурга в 1953–1954 годах. Автор концентрирует внимание на рассмотрении таких понятий, как «бытие», «сущность», «субстанция», ставших основополагающими в западной метафизике, в том числе и в учениях крупнейших философов XX века. Это рассмотрение ведется с помощью самого тщательного анализа текстов Платона и Аристотеля, что обуславливает исследовательский характер книги Рикёра, а также ее высокую философскую, филологическую и антиковедческую ценность. Большой интерес вызывает также то, что автор прослеживает исторические судьбы идей античных философов.

 

Сазерлэнд Дж. Путешествие Фэйрберна в глубины психики / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2019.

Р. Фэйрберн (1889–1965) – совместно с М. Кляйн и Д. Винникоттом – является одним из основоположников теории объектных отношений, в которой развитие личности основывается на переживаниях младенца в его ранних взаимоотношениях внутри семейного окружения, а не на разрядке интенсивных напряжений, порождаемых исключительно внутри индивида, как это было характерно для классической фрейдовской точки зрения. Та опасность, на которую он реагировал, была незаметно подкрадывающейся дегуманизацией человека при отсутствии какого-либо адекватного описания его природы на личностном уровне. По мнению Дж. Сазерлэнда, Фэйрберн первым среди психоаналитиков предложил в систематической форме коперниканское изменение основ психоаналитической теории развития человеческой личности. Он заменил точку зрения науки 19 века, занимавшейся исследованием закрытой системы, концепциями открытой системы, развитие которых к середине 20 века было связано с попытками объяснения развития живых организмов, в котором все время приходилось принимать во внимание вклад сопутствующего окружения.

 

150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. 270 с. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

В сборник вошли статьи участников международной конференции «150 лет прагматизма», состоявшейся 30–31 октября 2018 г. в Институте философии РАН. Классический американский прагматизм и его развитие в ХХ–ХХI вв., рецепция идей Ч.С. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи в Европе, России и Китае, влияние прагматизма на современную философию, социологию, культурологию и теорию права – эти и другие темы, обсуждавшиеся в ходе конференции, нашли отражение в представленных материалах. Среди авторов сборника – ведущие исследователи прагматизма и неопрагматизма из Австрии, Беларуси, Болгарии, Германии, Канады, Китая, России и США.

 

1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу.

Vdovina G.V. Intentionality and Life. The Philosophical Psychology of Post-Medieval Scholasticism. Moscow; St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2019.

The early philosophical origins of contemporary Western phenomenology and philosophy of mind are scrutinized in the present book on a post-Tridentine scholastic treatises De anima (17th – first half of the 18th centuries).

 

2.           ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ

 

1)        Блауберг И.И. Бергсон // Философская антропология. 2019. Т. 5. № 2. С. 118‒135. ISSN 2414-3715. DOI: 10.21146/2414‒3715‒2019‒5‒2‒118‒135 (РИНЦ, КиберЛенинка)

2)        Блауберг И.И. Марго Валь о значении эмоции в концепции Бергсона // История философии / History of Philosophy. 2019. Т. 24. №. 2. C. 141–144. ISSN 2074–5869. DOI 10.21146/2074-5869-2019-24-2-141-144 (ВАК, РИНЦ, ERICH PLUS)

3)        Вдовина Г.В., пер. с франц.: Ларше Ж.-К. О некоторых проблемах, связанных с характеристикой наследия Владимира Лосского // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 2. С. 199–220. ISSN 2658-5200. DOI 10.21638/spbu28.2019.202 (РИНЦ)

4)        Вдовина Г.В., пер. с франц.: Андиа И.Д. Сопоклонение и сопрославление Святого Духа в трактате Василия Кесарийского «О Святом Духе» // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 2. С. 221–234. ISSN 2658-5200. DOI 10.21638/spbu28.2019.203 (РИНЦ)

5)        Вдовина Г.В., Рещикова В.А., пер. с франц.: Клеман О. Владимир Лосский, богослов личности и Святого Духа // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 2. С. 127–198. ISSN 2658-5200. DOI 10.21638/spbu28.2019.201 (РИНЦ)

6)        Вдовина И.С. Персонализм во Франции // Философская антропология. 2019. Т. 5. № 1. С. 175–188. ISSN 2414-3715. DOI 10.21146/2414-3715-2019-5-1-175-188 (РИНЦ, КиберЛенинка)

7)        Визгин В.П. На пути от пирамид к тропической сельве: к феноменологии приключения // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 3. С. 62–75. ISSN 2072-0726. DOI 10.21146/2072-0726-2019-12-3-62-75 (RSCI, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO, ERIH PLUS, РИНЦ, КиберЛенинка)

8)        Визгин В.П. Религия и философия в дневнике Анри Амьеля // Историко-философский ежегодник’ 2019. М.: Аквилон, 2019. С. 120–140. ISSN 0134-8655. DOI 10.2167/AQUILO.2019.34.21028 (РИНЦ)

9)        Визгин В.П. Прощание с Герценом // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. Вып. 1. С. 118–132. ISSN 1819-2777. DOI 10.25991/VRHGA.2019.19.3.012 (РИНЦ)

10)    Гагинский А.М. Быть или не быть? Идея Бога в философской теологии // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 1. С. 36–49. ISSN 2658-5200. DOI 10.21638/spbu27.2019.104 (РИНЦ)

11)    Гагинский А.М. Философская теология Боэция: Парадигма тождества // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 12–23. ISSN 1814-5574. DOI 10.24411/1814-5574-2019-10001 (РИНЦ)

12)    Гагинский А.М. Между эвиденциализмом и фидеизмом: об этике веры и мистическом опыте // Философия: Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 3. № 3. С. 78–94. ISSN 2587-8719. DOI 10.17323/2587-8719-2019-3-78-94

13)    Гагинский А.М. Рец. на кн.: Храмов А.В. Обезьяна и Адам: Может ли христианин быть эволюционистом? // Вопросы богословия. 2019. Т. 2. № 2. С. 158–164. ISSN 2658-7491. DOI 10.31802/2658-7491-2019-2-2-158-164 (РИНЦ)

14)    Джохадзе И.Д. Мешает ли религия публичному диалогу? // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 1. С. 81–96. ISSN 2658-5200. DOI 10.21638/spbu28.2019.106 (РИНЦ)

15)    Джохадзе И.Д. Дефляционистское понимание истины и проблемы обоснования знания в неопрагматизме // Философская мысль. 2019. № 4. С. 24–35. ISSN 2409-8728. DOI 10.25136/2409-8728.2019.4.29938 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory). [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29938

16)    Джохадзе И.Д. Идеи раннего Пирса и их значение для развития философии в США // Философская школа. 2019. № 8. С. 63–68. ISSN 2541-7673. DOI 10.24411/2541-7673-2019-10819 (РИНЦ)

17)    Золотков Г.А., Джохадзе И.Д., пер. с англ.: Лэброн Т. Витгенштейн: философия, отменяющая философию // История философии. 2019. Т. 24. № 2. С. 114–125. ISSN 2074-5869. DOI 10.21146/2074-5869-2019-24-2-114-125 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO, ERIH PLUS)

18)    Коростиченко Е.И. За пределами конфессий и атеизма (Рец. на кн.: Иванеев С.В.Тажуризина З.А. Свободомыслие и атеизм: идеи и лица. М.: «Академический проект», 2018) // Народы и религии Евразии. 2019. № 4 (21). С. 150–156. ISSN 2542-2332. DOI: 10.14258/nreur(2019)4–12 (РИНЦ, ERIH PLUS, EBSCO)

19)    Мачульская О.И. Этические аспекты проблемы памяти в концепции Поля Рикера // Филос. науки. 2019. Т. 62. № 9. С. 35‒50. ISSN 0235-1188. DOI: 10.30727/0235‒1188‒2019‒62‒9‒35‒50 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

20)    Россиус Ю.Г. О подходах к пониманию истории в философии Б. Кроче и Э. Бетти // Историко-философский ежегодник’2019. М.: Аквилон, 2019. Т. 34. С. 156–177. ISSN 0134-8655. DOI 10.21267/AQUILO.2019.34.43440 (РИНЦ)

21)    Саттар А.С. Основы критической метафизики Шопенгауэра // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 2. С. 117–151. ISSN 2414-3715. DOI 10.21146/2414-3715-2018-4-2-117-151 (РИНЦ, КиберЛенинка) – не вошло в отчет 2018 г.

22)    Старовойтов В.В. Р. Фэйрберн – жизнь и творчество // Философская школа. 2019. № 8. С. 69–81. ISSN 2541-7673. DOI 10.24411/2541-7673-2019-10814 (РИНЦ)

 

3)      ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЧИХ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

 

Статьи в журналах, которые не вошли в пункт 2.

1)        Визгин В.П. Вспоминая Вячеслава Семеновича Стёпина // Человек. 2019. Т. 30. № 2. С. 89–90. ISSN 0236-2007 (РИНЦ)

2)        Блауберг И.И. О значении музыки в философии Анри Бергсона // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 2 (37). С. 174–185. ISSN 2079-9438 (РИНЦ)

 

Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций

1)        Блауберг И.И. Бергсон как реформатор европейской метафизики // Бергсон А. Мысль и движущееся. Статьи и выступления / Пер. с франц., комментарии И.И. Блауберг. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. С. 235–258. ISBN 978-5-98712-786-5. Тираж 500 экз.

2)        Вдовина Г.В., пер. с англ.: Нагль Л. Три дискурса о религии в неопрагматизме // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 12–27. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

3)        Вдовина Г.В., пер. с англ.: Романо КРичард Рорти и понятие Fach // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 37–47. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

4)        Вдовина Г.В., пер. с англ.: Абрамс Дж. Дж. Эмерсон и реконструкция прагматизма // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 77–94. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

5)        Вдовина Г.В., пер. с англ.: Шуленберг У. Завершая проект Просвещения: прагматизм и идея прогресса // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 113–121. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

6)        Вдовина Г.В., пер. с англ.: Сидорски Д. Связь между прагматическим натурализмом в метафизике, эпистемологии, логике, этике и религии и прагматической культурной критикой в США // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 122–137. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

7)        Вдовина Г.В., пер. с англ.: Чэнбин В. Исследование философии Уильяма Джеймса в Китае: 1910-е годы и позже // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 138–151. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

8)        Вдовина Г.В., Джохадзе И.Д., пер. с англ.: Килакос Д. Деятельность, практика и научное познание: оценивая заново советскую марксистскую критику прагматизма // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 186–203. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

9)        Визгин В.П. Гачевская зима с Декартом // Гачев Г. Французский образ мира. Зимой с Декартом (роман мышления). М.: «Академический проект»; Фонд «Мир», 2019. С. 822–828. ISBN 978-5-8291-2372-7 («Академический проект»), ISBN 978-5-919840-33-6 (Фонд «Мир»). Тираж 1000 экз.

10)    Джохадзе И.Д. Предисловие // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 5–11. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

11)    Джохадзе И.Д. Рорти о религии в публичном пространстве // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 28–36. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

12)    Джохадзе И.Д., пер. с англ.: Дж. Эдвард Хакет. Четыре аспекта исторической преемственности прагматизма // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 106–112. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

13)    Коростиченко Е.И., Вдовина Г.В., пер. с англ.: Форстер П. Разделения в прагматизме вчера и сегодня // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 95–105. ISBN 978-5-8291-2474-8. Тираж 700 экз.

14)    Старовойтов В.В., пер. с англ.: Хорни К. О чувстве оскорбления // Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. 2-е изд., доп. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2019. С. 294–313. ISBN 978-5-88373-552-2. Тираж 1000 экз.

15)    Старовойтов В.В., пер. с англ.: Хорни К. Нехватка внутренних переживаний // Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. 2-е изд., доп. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2019. С. 314–334. ISBN 978-5-88373-552-2. Тираж 1000 экз.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с планом НИР на 2019 г. Исследовано творчество малоизученных в России западных мыслителей, раскрыто значение их идей и теоретических разработок для современной философской мысли. Введен в оборот ряд новых текстов.

Результаты научной работы, нашедшие отражение в публикациях сотрудников сектора – индивидуальных и коллективных монографиях, статьях и переводах общим количеством 45, – могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории философии в гуманитарных вузах, а также в научно-исследовательской работе специалистов в области современной западной философии.

Исследования по отдельным направлениям и персоналиям (прагматизм Р. Рорти и Р. Брэндома, теория объектных отношений Р. Фэйрберна, философская герменевтика П. Рикёра, рецепция идей А. Бергсона в Германии, аналитическая философия религии XX–XXI вв. и др.) будут продолжены в 2020 г.