Институт Философии
Российской Академии Наук




  Галина Владимировна Вдовина
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Мемориально-исторический раздел » Воспоминания и свидетельства » Галина Владимировна Вдовина

Галина Владимировна Вдовина

В семидесятые годы XX в. в секторе сформировалась новая область исследований – философия Испании. Вполне естественно изучение испанской мысли началось с творчества первого новоиспанского философа – Мигеля де Унамуно, мыслителя и писателя экзистенциально-религиозного толка, близкого по своим интуициям и интересам к С. Кьеркегору. Но очень скоро в центре внимания оказалась фигура Хосе Ортеги-и-Гассета – безусловно, крупнейшего испанского философа первой половины столетия. В его учении соединение экзистенциальных и феноменологических мотивов, характерное для того периода истории европейской философии, выразилось в особом, испанском варианте, со своими характерными темами и подходами. Так, была проанализирована  теория «перспективизма» испанского мыслителя, согласно которой реальность выступает перед каждым индивидом в виде «перспективы», организованной с его точки видения мира. В результате человек как субъект познания был представлен как целостное единство со своими «обстоятельствами» («Я есть «я» и мои обстоятельства»), из чего вытекает его  «миссия истины». Исследовалась в секторе и другая базовая идея Ортеги – идея «жизненного разума», получившая развернутое выражение в теории рациовитализма. Согласно этой концепции, человек есть постоянно меняющееся первоначальное «я», которое должно прожить свою жизнь; отсюда  основой философской деятельности мыслится не рационалистический (физический), а «жизненный», или «исторический», разум.

Другой полюс исследований испанской философии в секторе составили учения тех более молодых философов, которые в большей или меньшей степени испытали мощное влияние идей Ортеги-и-Гассета. В первую очередь, это Хавьер Субири, в центре зрелой философии которого стоит понятие реальности: именно на этом понятии были сосредоточены основные исследовательские усилия. Для Субири делом философии является решение смысловой проблемы реальности как единого мира и места в нем человека. Он выступает против разрушения в философии идеи единого мира, усматривая в реальности три уровня – реальность вещи как объекта, реальность как некое «предшествование», или «самость», и реальность как внемировую реальность, или божественность. Отсюда вытекает субирианская идея иерархии истин. Далее, в поле интересов сектора вошел Педро Лаин Энтральго – многогранный философ и человек сложной политической судьбы, в творчестве которого исследователей сектора особенно привлекала социально-политическая составляющая. Темы «я», «другого», но прежде всего не сводимого к ним опыта «мы» была весьма актуальной для пережившей гражданскую войну Испании. Межличностная коммуникация в форме «мы» рассматривалась Лаином Энтральго как исходная для существования человеческих сообществ и мира как мира совокупного человечества. Не могли исследователи сектора обойти вниманием и Хосе Гаоса – одного из самых известных учеников Ортеги. Внимание Гаоса сосредоточено главным образом на исследовании природы философского знания, где он близок Бергсону. Он понимает философию как процесс постоянного обновления, который происходит благодаря личному усилию философа, это его личный экзистенциальный опыт, единственный и неповторимый. Философия, по Гаосу, всегда существует в виде личных философий, содержание которых определяется личными характеристиками человека и его существованием в тех или иных «обстоятельствах». Гаос также ставит вопрос о соотношении универсальной и национальной философий.

Обращение к творчеству Хосе Гаоса, эмигрировавшего в годы франкизма в Латинскую Америку, вполне естественно привело к тому, что в восьмидесятых годах XX в. в поле зрения исследователей сектора оказались также проблемы философской жизни латиноамериканского континента. В этот период – период становления национального самосознания в странах Латинской Америки – идеи Гаоса стимулировали поиски путей самостоятельного развития философской мысли. Философия (как часть культуры) заимствовалась здесь из Испании, а затем из Европы  в целом. Здесь последовательно сменялись существовавшие в Европе философские течения, часто получавшие своеобразную интерпретацию. Открытие латиноамериканской философии как нового и самобытного явления побудило сотрудников сектора выступить с инициативой создания творческой группы по ее изучению, в состав которой вошли Аза Борисовна Зыкова, Зоя Алексеевна Заритовская и Эдуард Васильевич Деменчонок, а также латиноамериканисты из других академических институтов. Первым результатом работы этой группы был институтский сборник «К вопросу о специфике латиноамериканской философии» (М.: ИФ РАН, 1980). Затем был сборник «Проблемы философии и культуры в Латинской Америке» (М.: ИФ РАН, 1983), подготовленный к  XVII Всемирному Философскому Конгрессу в Монреале в1983 г., а также сборник «Католическая философия сегодня» (М.: ИФ РАН, 1985), с анализом латиноамериканской теологии и философии освобождения и других тенденций в католической философии. В журнале «Вопросы философии» (1986. №10) была опубликована статья Э.В. Деменчонка «Латиноамериканская философия освобождения» (а затем ее перевод на испанский язык в журнале РАН «Ciencias Sociales»). Это была первая в России (и, пожалуй, первая или одна из первых в Европе) публикация, в которой латиноамериканская философия освобождения признавалась и рассматривалась как новое философское течение.

Кульминацией работы данной группы стал коллективный труд «Из истории философии Латинской Америки XX века» (М.: Наука, 1988). В книге давалась историческая панорама развития латиноамериканской философии (старшее поколение философов – мексиканец Хосе Васконселос, аргентинец Алехандро Корн, уругваец Карлос Ваз Феррейра; среднее поколения – мексиканец Самуэль Рамос) и ее современное выражение в философии и теологии освобождения (мексиканец  Леопольдо Сеа, аргентинец Энрике Дуссель). Общей задачей книги было историко-философское исследование развития идей, связанных с поиском латиноамериканскими мыслителями «подлинной» («аутентичной») философии, вырастающей из исторического и культурного развития  региона. Другая задача состояла в том, чтобы на материале латиноамериканской философии – словосочетания, еще недавно немыслимого – исследовать вопрос о соотношении философии универсальной и национальной, о связи латиноамериканской философии с философией европейской.