Институт Философии
Российской Академии Наук




  Основные труды
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор античной и средневековой философии и науки » Основные труды

Основные труды

mirror

          

2020 

 

Интеллектуальные традции. Вып. 5

 

 

Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 5 / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2020. — 344 с. 

 

Оглавление.

 

Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем — научное периодическое издание, посвященное истории идей, проблемам их рецепции, переноса и трансформации. Применительно к истории, философии, филологии, науке, культуре изучается кросс-культурное и межцивилизационное взаимодействие при трансляции знания, выявляются и прослеживаются традиции и цепочки интеллектуальных влияний для разных исторических периодов. Для историков, историков философии, культурологов, социологов и литературоведов.

 

Сочинения Беды Досточтимого 

 

Сочинения Беды Досточтимого и интеллектуальные традиции его эпохи / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2020. 624 с., с илл. (Гуманитарные науки в исследованиях и переводах. Т. XI). ISBN 978-5-906578-51-8.

 

В коллективной монографии реконструируется мировоззрение  Беды Досточтимого (672/3 - 735 гг.) -  выдающегося средневекового ученого, историка и богослова. Вошедшие в книгу эссе исследуют различные интеллектуальные традиции (глоссографическую, экзегетическую, богословскую), на пересечении которых формировалась мысль и доктрины англо-саксонского эрудита. Анализируются особенности рецепции и трансформации теорий Античности в его сочинениях. публикуются (целиком или в отрывках) комментированные переводы натурфилософских, риторико-грамматических, экзегетических и агиографических сочинений Беды.

 

 

   

2018

 

Интеллектуальные традиции. Вып. 4

 

Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 4 / Под общ. ред. М.С. Петровой. — М.: Аквилон, 2018. — 512 с.


Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем — научное периодическое издание, посвященное истории идей, проблемам их рецепции, переноса и трансформации. Применительно к истории, философии, филологии, науке, культуре изучается кросс-культурное и межцивилизационное взаимодействие при трансляции знания, выявляются и прослеживаются традиции и цепочки интеллектуальных влияний для разных исторических периодов.  В сборник вошли статьи: А.В. Серегина "Бескорыстная добродетель в истории европейской этики: к генезису понятия", Н.П. Волковой "Плотин о родах сущего", П.П. Гайденко "Движение и материя в физике Аристотеля и механике Галилея" и В.В. Петрова "Революция в физике и антропософское учение Андрея Белого о солнечном атоме".

 

 


   

2017

 

АРИСТОТЕЛЬ. Идеи и интерпретации 

 

 

АРИСТОТЕЛЬ. Идеи и интерпретации / Под общей редакцией М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2017.

 

В книге публикуются результаты историко-философских исследований концепций Аристотеля и его последователей, а также комментированные переводы их сочинений. Показаны особенности усвоения, влияния и трансформации аристотелевских идей не только в ранний переод развития европейской науки и культуры, но и в более позние эпохи - Средние века и Новое время. Обсуждаются впервые переведенные на русский язык ранние биографии Аристотеля. Анализируются те теории аристотелевской натурфилософии, которые имеют отношение к человеку и его телу. 

Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности

 

 

Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Материалы Московской международной конференции по Аристотелю. Институт философии РАН, 17-19 октября 2016 г. / Под общ. ред. В.В. Петрова. Москва: Аквилон, 2017. 

 

Книга представляет собой сборник материалов Московской международной конференции "Аристотелеское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности", состоявшейся в Институте философии РАН 17-19 октября 2016 г. в год празднования 2400 летнего юбилея Аристотеля. В книге собраны работы отечественых и зарубежных ученых, рассматривающих разнообразные аспекты учения самого философа, а также особенности усвоения его идей в последующей традиции. Дается анализ теорий и идей самого Аристотеля, рассматривается отношение его взглядов к предшествующим учениям. В ряде публикаций исследуется рецепция и трансформация аристотелизма в последующей интеллектуальной, философской, научной традициях: западноевропейской латинской, византийской, ренессансной, нововременной. Особый раздел книги составили работы, исследующие влияние аристотелизма на естественные науки. В составе авторов — ученые из России, постсоветских государств, дальнего зарубежья. 

 

Волкова Н.П. Плотин о материи и зле 

 

 

Волкова Н.П. Плотин о материи и зле. Москва: Аквилон, 2017 - 160с. 

 

Проблема зла и его генезиса является одной из главных тем сначала античной, а потом - и христианской мысли, занимая центальное место в круге вопросов, относящихся к свободе воли, теодицее и др. Эта книга посвящена проблеме зла в философии Плотина (205-270), который справедливо считается одним из самых значительных и оригинальных мыслителей Античности. Сочинения Плотина оказали огромное влияние на последующую философскую традицию и христианское богословие как греческого Востока, так и латинского Запада. Оригинальное учение Плотина, тем не менее, во многом явилось развитием и продолжением учений предшествующих мыслителей, в частности, Платона и Аристотеля. Решения, предложенные Плотином, по сей день значимы для многих областей философской науки (истории философии, религиоведения, теологии). 

 

 

   

2016

 

Интеллектуальные традиции. Вып. 3   

Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 3 / Отв. ред. М.С. Петрова. М.: Аквилон, 2016. С. 287-331. – 336 с. 

 

Научное периодическое издание, подготовленное сектором Античной и средневековой философии и науки совместно с Центром гендреной истории Института всеобщей истории РАН, посвящено проблемам изучения истории идей. На обшироном историческом материале авторы демонстрируют, как сосуществовали и влияли друг на друга разные традиции, как они усваивались, трансформировались и веидоизменялись. В сборник вошли ряд статей и переводов, посвященных 2400-летнему юбилею Аристотеля: перевод Vita Aristotelis Marciana, выполненный М.В. Егорочкиным, статья Н.П. Волковой "Ум и умопостигаемое как предмет науки о душе" и работа М.С. Петровой "Прояснение смысла и содержания фрагмента Об опьянении, приписываемого Аристотелю". Сборник также включает статьи из истории науки и религиозной мысли. 

   

2015


Мера вещей. Человек в истории европейской мысли

 

МЕРА ВЕЩЕЙ. Человек в истории европейской мысли / Под общей редакцией Г.В. Вдовиной. — М.: Аквилон, 2015. — 944 с. (Гуманитарные науки в исследованиях и переводах, т. V).

 

 Коллективное историко-философское исследование, не ограничиваясь антропологическими идеями в узком смысле, реконструирует широкую картину реальности, которую мыслит, которой является и в которой живёт человек на протяжении многих столетий непрерывной европейской традиции. В книге освещаются вопросы античной этики и аксиологии; античная и средневековая теории мышления и познания; аспекты христианской теологии, значимые для средневековых концепций интеллектуальной и, шире, духовной жизни человека; проблемы языка и речи; некоторые существенные характеристики европейской культуры, определяющие мироощущение европейца. Книга содержит как авторские исследования, так и переводы классических философских текстов, выполненные специально для этого издания.

   

2014

Интеллектуальные традиции. Вып. 2

 

 

 

Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2 / Отв. ред. М.С. Петрова. — М.: Аквилон, 2014. – 376 с. 


Научное периодическое издание, подготовленное сектором Античной и средневековой философии и науки совместно с Центром гендреной истории Института всеобщей истории РАН, посвящено проблемам изучения истории идей. На обшироном историческом материале авторы демонстрируют, как сосуществовали и влияли друг на друга разные традиции, как они усваивались, трансформировались и веидоизменялись. В сборник вошли статьи: А.В. Серегина "Трактат Филона О нетленности мира" вместе с переводом соответствующего сочинения, Н.П. Волковой "Понятие просто материи у Плотина", С.В. Месяц "Гёте и Ньютон: спор о цвете" и В.В. Петрова "Бытие и логика в философской прозе Сигизмунда Кржижановского"

Киссель И.А. Великое восстановление веры

 

Киссель М.А. Великое восстановление веры. Британский Платон. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 256 с. 

 

В книге во многом по-новому рассмотрено учение Ф. Бэкона (1561-1626). На передний план выдвинута не его методология науки, хорошо изученная в литературе, а система его философии. Автор решительно возражает против укоренившегося представления о Бэконе как «основоположнике эмпиризма» противосоявшего рационализму Декарта. Обильным цитированием собственных высказываний философа автор доказывает мысль, что Бэкон стоял на позициях рационалистического эмпиризма, или эмпирического рационализма. Среди прочих нетривиальных суждений, встречающихся в книге, стоит отметить «бэконовскую педагогику научного труда», особенно актуальную в наши дни, когда профессия ученого стала массовой. В монографии бэконовские идеи постоянно сопоставляются с проблемами и задачами науки наших дней. В приложении поднимается и обсуждается проблема перевода философских текстов в связи со спецификой английского языка XVII века. Автор заново перевел тексты Бэкона и широко использовал зарубежную комментаторскую литературу. Книга обращена к широкому кругу читателей, включая специалистов и учащуюся молодёжь.

 

   

2013


ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма

 

 

 

ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма / Под общ. ред. В. В. Петрова. — М.: Кругъ, 2013. — 880 с. (Гуманитарные науки в исследованиях и переводах [Т. III]: изд. с 2010 г.). ISBN 978–5–7396–0256–5

 

Работы сборника посвящены изучению платоновской традиции на различных этапах ее развития. В книге анализируется учение самого Платона (генология, метафизика, космология, этика), рассматриваются концепции Плутарха, Плотина, Ямвлиха, Сириана, Прокла, Макробия, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника. В просопографических исследованиях реконструируются биографии платоников — язычника Марциана Капеллы и христианина Оригена. Предложен опыт феноменологического прочтения теорий Иоанна Скотта (Эриугены). Исследуется вопрос о знании Платона и его диалогов в России начала XX века. В книгу включены беседы с известными французскими специалистами по античной и средневековой философии. Публикуются переводы сочинений Плутарха Херонейского (О возникновении души вТимее’. Часть I), неоплатоника Порфирия (Подступы к умопостигаемому), книг 10–11 Комментария на Евангелие от Матфея’ Оригена.

 

Егорочкин М.В. Рецензия на книгу: «ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма / Под общ. ред. В.В. Петрова. М.: Кругъ, 2013» // Платоновские исследования. Вып. I / Ред. И.А. Протопопова и др. М.–СПб.: РГГУ–РХГА, 2014. С. 513-520. 

Стамп Э. Аквинат

 

Стамп Э. Аквинат / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. К.В. Карпов / Ин-т философии РАН. М.: Языки славянских культур, 2012. - 352 с. 


Элеонор Стамп - американская исследовательница философии и теологии Фомы Аквинского, автор многочисленных статей и книг, посвященных проблемам философской медиевистики и философской теологии. Монография "Аквинат", опубликованная в 2003 г., признана одной из лучших работ о философии св. Фомы, вышедших в свет в последнее десятилетие. На русский язык переводится впервые.

 

 

 

2012


Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Кн. I / Пер. с греч., предисловие, реферат и вступительная статья С.В. Месяц

 

 

Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Кн. I / Пер. с греч., предисловие и реферат С.В. Месяц. М: ГЛК, 2012. 375 с.


Издание содержит перевод Книги I Комментария к «Тимею» Прокла Диадоха Ликийского, афинского неоплатоника V в.н.э. (412–485). Книга представляет собой построчный комментарий к драматическому зачину платоновского диалога Тимей (17a–27b), включающему в себя краткий пересказ диалога Государство и историю об Атлантиде. Определяя предмет Тимея как «всеобщее учение о природе», Прокл видит в драматическом зачине диалога иносказательное повествование о причинах и устройстве физического космоса, которое предваряет научное рассмотрение природы ее образным и символическим описанием. В переводе предпринята попытка сохранить стилистические особенности греческого текста без ущерба для ясности его философского содержания и аргументации. Перевод дополнен развернутым рефератом, позволяющим читателю лучше сориентироваться в структуре этого сочинения, а также подробными примечаниями, поясняющими основные категории и доктрины философии неоплатонизма.

Месяц. Гёте и его учение о цвете

 

 

Месяц С.В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете (часть 1). М: Кругъ, 2012. xxxii+464 с. (илл.)

 

Иоганн Вольфганг Гёте (1742‒1832), великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель, посвятил изучению цветовых явлений более 40 лет своей жизни. Центральной и самой значительной из его работ, затрагивающих проблемы цвета, является трактат «К учению о цвете» (Ζur Farbenlehre, 1810), состоящий из трех частей: «Дидактической» (1), где Гёте излагает собственные представления о цветовых явлениях; «Полемической» (2), в которой он опровергает теорию цвета Исаака Ньютона; и «Исторической» (3), в которой собраны материалы, освещающие историю науки о цвете от античности до конца XVIII в. В настоящем издании впервые публикуется полный русский перевод первой части трактата, называемой также «Наброском учения о цвете». Книга знакомит читателя с оригинальной цветовой теорией Гёте, а также с более гармоничным и целостным подходом к изучению природы, позволяющим связать науку о цвете с философией, математикой, физикой и живописью. Издание представляет интерес для историков науки, художников, психологов, философов и всех интересующихся теорией цвета и цветовосприятия.

Де Андиа. Восточные и западные мистики

 

Де Андиа И. Восточные и западные мистики / Перевод с французского А.В. Серёгина. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012.

  

В книгу известной современной исследовательницы христианской мысли Изабель де Андиа вошли ее эссе и статьи, посвященные различным аспектам христианской мистической традиции. В исследовании подробно рассматривается мистический опыт и богословская мысль восточных и западных духовных писателей (Василий Великий, Исаак Сирин, Тереза Авильская, Хуан де ла Крус, Эдит Штайн и др.), освещаются многие центральные темы христианского вероучения (Преображение, Страсти Христовы, отрицательное богословие и т.п.). Книга будет интересна как специалистам по истории религии, богословия и философии, так и всем интересующимся историей христианской культуры.

 
 
  
 
 

 

2011


Нуччо Ордине. Граница тени. Литература, философия и живопись у Джордано Бруно

 

 

Нуччо Ордине. Граница тени. Литература, философия и живопись у Джордано Бруно / Пер. с итал. СПб.: Изд-во СПГУ, «Академия исследования культуры», 2008, (2-е издание — Москва, 2011). 

 

В выносимой на суд отечественного читателя книге Н.Ордине впервые предлагает целостную реконструкцию литературного и философского замысла, который Джордано Бруно воплотил в серии своих итальянских сочинений, опубликованных в промежутке между 1582 и 1585 гг., до сих пор во многом загадочных и необъясненных. Вычленяя ряд повторяющихся мотивов в произведениях на поверхностный взгляд столь несхожих, как несхожи парижская комедия "Подсвечник" и лондонский диалог "Изгнание торжествующего зверя", Н.Ордине находит ключ к пониманию их как частей продуманного плана: это неизменное соединение образов и функций философа и художника в одном лице, живопись как иллюстрация к философии и философия как комментарий к творениям живописи, всюду присутствующая метафора поиска границы тени, не только возрождающая античный миф о происхождении изобразительных искусств, но и оборачивающаяся неожиданным прочтением платоновского мифа о пещере. 

 

Жильсон. Дух средневековой философии

 

 

Этьен Жильсон. Дух средневековой философии : Гиффордовские лекции / Пер. с французского Г.В. Вдовиной - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. - 500 с. 

 

Гиффордовские лекции Этьена Жильсона, прочитанные в университете Абердина в 1931-1932 гг. и опубликованные на французском языке в 1932 г. под заглавием «Дух средневековой философии» (второе издание 1969 г.) - одна из самых известных и фундаментальных книг замечательного французского философа и медиевиста. По убеждению Жильсона, определяющей чертой средневековой философии было то, что она развивалась в рамках, заданных христианским откровением, и это обстоятельство не только не сковывало движения философской мысли, но и послужило мощным импульсом к ее расширению и углублению. Поэтому, считает Жильсон, мы можем говорить об этой философии как сущностно христианской. На русский язык книга переведена впервые.

Киссель М.А. Идеалы разума и тайна бытия

 

Киссель М.А. Идеалы разума и тайна бытия. С-Пб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.

 

В центре внимания автора - специфика западноевропейской мысли Нового времени, противостояние и взаимодействие философии самосознания и философии бытия, рационалистической критики сущего и христианского традиционализма. Особый интерес вызывает "феноменология революционного сознания", то есть сопоставление абстрактных принципов Просвещения с реальностью Французской революции 1789-1794 гг. В каждом разделе книги встречаются нетривиальные идеи (например, сближение интенционального анализа Гуссерля с гегелевской диалектикой). Книга обращена к широкому кругу читателей, включая специалистов и учащуюся молодежь. 

 

 

 

2010


Космос и душа (выпуск второй). Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время: исследования и переводы

 

КОСМОС И ДУША. Вып. 2: Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время: исследования и переводы / Сборник под редакцией Серёгина А.В. М.: Прогресс-Традиция, 2010.

 

В Сборнике «Космос и душа» (Выпуск второй) рассматриваются античные, средневековые и новоевропейские учения о природе, Боге и сознании (например, платоновское учение об идеях-числах, представления Плотина об умопостигаемой материи и причине зла, трактовка естествознания в средние века, понятие бесконечности в философии Дунса Скота, семиотические аспекты схоластики XVIIв. и др.). Книга включает в себя современные исследования по истории философии и науки, а также новые, сопровождаемые комментариями переводы текстов Оригена, Плотина, Теодориха Шартрского, Роджера Бэкона, Уртадо де Мендосы.

 

 

 

 

 

2009


Вдовина Г.В. Язык неочевидного

 

Вдовина Г.В. Язык неочевидного. Учение о знаках в схоластике XVII в. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 648с.

  

Учение о знаках, соответствующее позднейшей семиотике, составляет одну из новых областей схоластической философии XVII в. – почти не изученного явления в истории европейской мысли. Схоласты XVII в. исследуют понятие знака, его сущность, типологию знаков, природу и характер знаковой репрезентации, особенности функционирования знаков в различных областях познания и практической жизни. Среди наиболее оригинальных достижений семиотики этого периода – теория «морального бытия», исследование в семиотической перспективе понятия истины, концепция речевых актов, интенциональной причинности и т. д. Эта книга представляет собой попытку целостной реконструкции и анализа семиотического дискурса XVII в. Ее итогом становится тот вывод, что расхожие представления о схоластике века Декарта абсолютно не соответствуют действительности. Это зрелая и живая философия, и разработанные в ней учения о знаках убедительно подтверждают это.

   

2007


Петров. Максим Исповедник

 

Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. / В.В. Петров. М.: Институт Философии РАН, 2007. – 200 с.

 

В книге исследуется метафизика и диалектический метод Максима Исповедника (582-662) – одного из наиболее глубоких и сложных византийских мыслителей. Реконструируется понятийная система Максима и источники его построений в предшествующей античной и христианской традиции. Рассматриваются соответствующие концепции Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, а также учения христианских философов – Оригена, Григория Нисского и пс.-Дионисия Ареопагита. Многие тексты впервые переведены с греческого языка.  


Фокин А.Р. Рецензия на книгу: «Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. М.: ИФ РАН, 2007» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. № 1 (21). С. 116-120.

 

 

2006 


Гайденко. Время. Длительность. Вечность   

Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко.  М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с. 

 

В книге подвергнуто теоретическому анализу понятие времени: выявлены место и роль категории времени в системе таких философских понятий как тождество и различие, единство и множество, число, непрерывное и неделимое, бытие и становление, изменение, движение, эволюция. Поскольку время имеет три измерения: прошедшее, настоящее и будущее, - было рассмотрено философское значение этой троичности времени и в особенности смысл  настоящего («теперь»), имеющего парадоксальную природу. Логико-теоретический анализ времени был дополнен сравнительным историческим анализом, в результате чего было показано, что каждой крупной эпохе в развитии мысли присущи некоторые общие подходы к исследованию времени. Так, в классической античности время рассматривалось в связи с жизнью космоса (Платон, Аристотель); в эпоху эллинизма оно представлялось как форма жизни мировой души (Плотин), а у отцов Церкви – как форма жизни души индивидуальной (Августин). В Средние века на первый план выходит тема «время – вечность» (не чуждая, впрочем, и предшествующим эпохам). В новоевропейской философии и классической науке подчеркивается относительность и субъективность времени, имеющего, однако, объективную основу – длительность, еще не утратившую связь с вечностью (Декарт, Ньютон, Лейбниц). Наконец, в постметафизической философии 19-20 вв., где на первый план  вышла «философия процесса», время объявляется последней онтологической реальностью, утрачивая свою онтологическую укорененность в вечности. Параллельно в философии науки того же периода – в учениях о времени Маха и Пуанкаре – пересматриваются представления классической физики. Этот пересмотр подготовляет концепцию времени в теории относительности А. Эйнштейна.  

 

 

2005


Космос и душа: учения о вселенной и человеке в античности и в средние века. 2005

 

 

КОСМОС И ДУША: учения о вселенной и человеке в античности и в средние века / Cборник под ред. П.П.Гайденко и В.В.Петрова, М.: Прогресс-Традиция, 2005. 

 

В сборнике «Космос и Душа» рассматриваются античные и средневековые учения о человеке, мире и Боге. Книгу составили исследования ведущих специалистов в области истории философии и науки. Публикуются новые переводы трактатов Аристотеля, Фемистия, Плотина, Оригена, Максима Исповедника, Фомы  Аквинского, Роберта Гроссетеста. Все они подробно откомментированы.

Для историов философии, богословия, науки, студентов гуманитарных специальностей, всех, интересующихся историей античной и средневековой культуры и мысли.

 

О сб. «Космос и душа» см.: Н.В. Мотрошилова. История философии: статьи, их роль в науке и в публичном пространстве // История философии в формате статьи / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Культурная революция, 2016. Культурная революция С. 68-69 [35-70].

Серегин. Гипотеза множественности миров Оригена

 

Серёгин А.В. Гипотеза множественности миров в трактате Оригена «О началах». М., 2005. – 200 с.

 

Ориген Александрийский (185–254 гг. н.э.) – один из наиболее значительных и спорных мыслителей в истории раннехристианской церкви. Принадлежащий его перу трактат «О началах», дошедший до нас преимущественно в латинском переводе 4 в., содержит в себе ряд метафизических и космологических гипотез неортодоксального характера. В данном исследовании подробно рассматривается одна из этих гипотез, предполагающая существование множества миров до и после нынешнего мира. Для анализа философского содержания данной гипотезы, а также решения вопроса о степени ее аутентичности, привлекаются тексты Оригена, сохранившиеся в греческом оригинале

 

 

 

2003 

 

Гайденко П.П. Научная рациональность

 

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с. 

 

Тема научной рациональности стала одной из ключевых не только в современной философии науки, но и в философиикультуры и в социальной философии. В книге П.П. Гаиденко рассмотрен процесс рождения науки Нового времени, прослежены те факторы — религиозные, общекультурные, социальные, — которые содействовали формированию принципов научной рациональности. Автор проводит сравнительный анализ античного и новоевропейского типов рациональности, обсуждает попытки ряда мыслителей XX в. преодолеть зауженные представления о рациональности и найти выход из кризисов, порожденных индустриально-технической цивилизацией. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами философии, науки и культуры. 

 

 

2001 

 

 Прокл. Начала физики

 

Прокл. Начала физики. Предисловие, перевод и комментарии С.В. Месяц. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. - 115 с.

 

Трактат знаменитого неоплатоника V в. н.э. Прокла Ликийского «Начала физики» долгое время не привлекал к себе должного внимания, которое он сам по себе более чем заслуживает. Не смотря на то, что трактат представляет собой краткое изложение аристотелевского учения о движении, жанр его представляется весьма необычным для античности. Никто кроме Прокла не пытался представить физическое учение перипатетиков в виде системы сопровождаемых доказательствами теорем. Единственное произведение, которым можно было бы соотнести «Начала физики», - это знаменитые «Начала» Евклида. Трактат состоит из двух частей и включает, в общей сложности, 52 теоремы. Каждая часть открывается списком утверждений, принимаемых без доказательства. Прокл собрал и упорядочил в своем трактате все, что может быть изложено с математической точностью в VI и VIII книгах аристотелевской «Физики» и I книги его трактата «О небе».

 

 

2000


Философия природы в античности и в средние века. 2000 

 

Философия природы в античности и в средние века. Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В.Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 608 с. ISBN 5-89826-067-6

 

Сборник посвящен памяти Ивана Дмитриевича Рожанского (1913–1994) – выдающегося исследователя античной науки и философии. Книгу составили статьи современных ученых и переводы философских трактатов поздней античности и раннего средневековья. Целиком публикуются переводы трактатов Плутарха, Александра Афродисийского, Плотина, Прокла, Фомы Аквинского, в отрывках – трактаты Симпликия, Макробия, Беды Досточтимого, Иоанна Скотта (Эриугены), анонимных каролингских ученых. Все они подробно откомментированы.

Для историков философии, науки и всех интересующихся историей античной и средневековой культуры и мысли.

 

 

1995 

 

Эриугена. Гомилия

 

Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. / На латинском и русском языках. Вступительная статья, пер. с латинского, примечания В.В. Петрова. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. - 352 с.

  

Книга представляет собой двуязычное издание последнего законченного произведения выдающегося богослова, философа и поэта Иоанна Скотта (Эриугены) - мыслителя IX в., работавшего при дворе короля франков Карла Лысого. Во вступительной статье дается историко-культурный очерк эпохи, подробно разбираются сочинения Эриугены, анализируются философское содержание и художественные особенности Гомилии, признаваемой самой совершенной работой Иоанна Скотта. Издание снабжено примечаниями, обширной библиографией и указателями.