Институт Философии
Российской Академии Наук




  2012
Главная страница » » Сектор античной и средневековой философии и науки » Научные результаты » 2012

2012

Важнейшие результаты теоретических исследований

  1. Исследованы естественнонаучные принципы, лежащие в основе эсхатологических построений Беды Досточтимого (ок. 673–735). Показано, что некоторые из них были заимствованы из античных физики и космографии (учение о четырех элементах и соответствующих им регионах космоса, представление о «естественных» местах первоэлементов). Установлено, что психологическое учение Беды и его индивидуальная эсхатология также наследуют положения античной физики, естественной истории и физиологии (рудименты стоической концепции души как сгустка воздуха и огня, экпюросиса). (Петров В.В. Эсхатология Беды Досточтимого и естественная философия его времени // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. М., 2012. С. 102-114).
  2. В ходе исследования платоновского диалога «Филеб» показано, что софистический парадокс «единое есть многое, а многое – единое» берет начало из вопроса о том, каким образом одна и та же вещь, не теряя единства и равенства с самой собою, может существовать множеством разных способов и получать различные определения по отношению к разным вещам. В «Филебе» эта проблема решается путем введения «среднего» – системы более частных идей, промежуточных  между единой и неделимой идеей и беспредельным множеством ее чувственных проявлений. Идея предстает как смесь единства и множества, предела и беспредельного, то есть как число и «логос». Показано, что в данном месте «Филеба» Платон описывает не структуру идеального мира, а структуру нашего знания о нем. (Месяц С.В. Платоновский «Филеб» о едином, многом и среднем. Комментарий к фрагменту 14с-18d // ΣΧΟΛΗ Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 6,2. Новосибирск, 2012. С. 323-339)
  3. В статье «К интерпретации Plat. Gorg. 466b–468e» предложен анализ сложного и концептуально важного пассажа в платоновском «Горгии» (466b-468e), где Сократ критикует риторов и тиранов, парадоксальным образом отрицая, что они обладают каким-либо могуществом в городах. Вопреки некоторым современным интерпретациям, которые преподносят аргументацию Сократа как удачную, автор пытается показать, что она остается проблематичной. (Серегин А.В. К интерпретации Plat. Gorg. 466b–468e // Aristeas, Vol. 5, 2012, С. 141-156.)
  4. Сформулирована «вертикальная» концепция личностной идентичности в схоластике XVII в., знаменующая переход от антично-средневековых к нововременным антропологическим и психологическим представлениям. (Вдовина Г.В.  Интенциональная жизнь и тождество личности в схоластике XVII в. // Субъективность и идентичность. Издательский дом Высшей школы экономики. М. 2012. С. 101-117).
  5. Доказано, что сложившиеся в науке к сегодняшнему дню представления о структуре и композиции корпуса т.н. "магических" сочинений Джордано Бруно ошибочны: имеются бесспорные текстологические и веские философские аргументы в пользу того, что тексты, известные под названием De magia naturali и Theses de magia, в действительности представляют собой две части одного трактата, организованного (как и некоторые другие известные труды Бруно) на основе мнемотехнических принципов "луллианского искусства". Из установленных фактов неизбежно следует вывод о непригодности всех существующих изданий "магических" сочинений Бруно и о неадекватности имеющихся комментариев и интерпретаций этой части наследия философа из Нолы. (Rossius A. Works within a codex: the structure of Bruno's 'magical' writings // Bruniana & Campanelliana XVIII, 2, 2012. P. 75-94)

 

 

Книги, опубликованные сотрудниками сектора

     

1. Месяц С.В. Гете и его «Учение о цвете». Перев., вступит. статья и прим. С.В. Месяц. М.: Круг, 2012.

Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель, посвятил изучению цветовых явлений более 40 лет своей жизни (1791–1832 гг.). Центральной и самой значительной из его работ, затрагивающих проблемы цвета, является сочинение «К учению о цвете» («Zur Farbenlehre»), состоящее из трех частей: «Дидактической», где Гете излагает собственные представления о цветовых явлениях; «Полемической», в которой он опровергает теорию цвета Исаака Ньютона; и «Исторической», в которой собраны материалы, освещающие историю науки о цвете от античности до конца XVIII в. В настоящем издании впервые публикуется полный перевод на русский язык первой, «Дидактической», части трактата. К переведенным в 1957 г. И.И. Канаевым I и VI разделам, посвященным физиологии цвета и его чувственно-нравственному воздействию, добавлены разделы II–V о физических и химических цветах, знакомящие читателя с оригинальной цветовой теорией Гете, а также с более гармоничным и целостным подходом к изучению природы, позволяющим связать науку о цвете с философией, математикой, физикой и живописью. Книга представляет интерес для историков науки, художников, психологов, философов и всех интересующихся теорией цвета и цветовосприятия.

 

2. Прокл Диадох. Комментарий к "Тимею". Книга I. Перев., вступ. статья, прим. и реферат С.В. Месяц. М.: ГЛК, 2012.

Издание содержит перевод Книги I Комментария к «Тимею» Прокла Диадоха Ликийского, афинского неоплатоника V в.н.э. (412–485). Книга представляет собой построчный комментарий к драматическому зачину платоновского диалога Тимей (17a–27b), включающему в себя краткий пересказ диалога Государство и историю об Атлантиде. Определяя предмет Тимея как «всеобщее учение о природе», Прокл видит в драматическом зачине диалога иносказательное повествование о причинах и устройстве физического космоса, которое предваряет научное рассмотрение природы ее образным и символическим описанием. В переводе предпринята попытка сохранить стилистические особенности греческого текста без ущерба для ясности его философского содержания и аргументации. Перевод дополнен развернутым рефератом, позволяющим читателю лучше сориентироваться в структуре этого сочинения, а также подробными примечаниями, поясняющими основные категории и доктрины философии неоплатонизма.

 

3. Де Андиа И. Восточные и западные мистики / Перевод с французского А.В. Серёгина. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012.

В книгу известной современной исследовательницы христианской мысли Изабель де Андиа вошли ее эссе и статьи, посвященные различным аспектам христианской мистической традиции. В исследовании подробно рассматривается мистический опыт и богословская мысль восточных и западных духовных писателей (Василий Великий, Исаак Сирин, Тереза Авильская, Хуан де ла Крус, Эдит Штайн и др.), освещаются многие центральные темы христианского вероучения (Преображение, Страсти Христовы, отрицательное богословие и т.п.). Книга будет интересна как специалистам по истории религии, богословия и философии, так и всем интересующимся историей христианской культуры.

 

4. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. Новое издание, исправленное и дополненное. Т. 1-2. М.-СПб.: Центр гуманитарных исследований, 2012.

 

5. Rossius A.A., Paramonov A.A., Smirnov A.V. Catalogue of the editions published by the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Science. Moscow: Progress-Tradition, 2012.