Институт Философии
Российской Академии Наук




  2020
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор античной и средневековой философии и науки » Научные результаты » 2020

2020

Тема сектора по плану НИР и государственному заданию на 2017–2020 гг.: 

Рецепция античной и средневековой философии в истории европейской мысли. Рег. № 0156-2014-0010.

Основной целью исследований было изучение особенностей формирования и трансляции научного знания в Античности и Средние века, анализ онтологических и этических учений, оказавших воздействие на последующие западноевропейские и российские философию, науку и культуру. Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

Предпринят герменевтический анализ памятника ранней христианской традиции — апокрифического «Мученичества апостола Петра». Впервые установлена зависимость доктринального ядра «Мученичества» от диалога «Тимей» Платона, в котором говорится о «перевернутом человеке», воспринимающем правое как левое, а истину как ложь. Показано, что в «Мученичестве Петра» платоновский миф истолкован в свете ветхозаветной истории изгнания первого человека Адама из рая: апостол Петр, потребовавший распять себя на кресте в «перевернутом» виде, сделал себя живой иллюстрацией экзистенциальной опрокинутости человека после грехопадения. Обнаруженное в исследовании заимствование представляет собой образец одного из наиболее ярких примеров рецепции и адаптации сочинений Платона раннехристианской богословской традицией. Работа сопровождается переводом «Мученичества Петра» на русский язык (Петров В.В. Опрокинутый человек “Тимея” Платона в апокрифических “Мученичестве Петра” и “Мученичестве Филиппа” // ΣΧΟΛΗ. 2020. 14 (2), 535-566).

Исследовано то, каким образом стоический ригоризм (считавший неморальные блага и зло «безразличными» вещами) может быть совмещен с социальной моралью, предполагавшей, что моральное зло состоит в причинении неморального зла. Впервые предложена объективистская или субъективистская интерпретация: в первом случае  речь идет причинении того, что объективно является злом, а во втором — о причинении того, что субъективно считает злом сам агент (Серегин А.В. Интенционализм Сенеки и возможность социальной морали в контексте стоической этики // История философии. 2020. Том 25. № 2. С. 5–15).

Предпринято изучение учения об обонянии, изложенного Платоном в диалоге «Тимей». Показано, что по Платону запах есть смесь воды и воздуха, а не конгломерат неправильных многогранников. Сделан вывод о том, что запахи не имеют видов и названий потому, что не принадлежат к одной единственной стихии. В свете этой реконструкции теория запаха и обоняния Платона представлена как ближайшая предшественница теории обоняния Аристотеля (Волкова Н.П. Безымянные запахи: теория обоняния в «Тимее» Платона. ΣΧΟΛΗ. 2020. Том 14, вып. 2. С. 709 – 727).

Выявлены и проанализированы познавательные стратегии, способы формализации и структурирования знания, реализованные в деривационном словаре, этом малоизученном объекте интеллектуальных практик европейского Средневековья (Кульпина А.В. Словарь рукописный и печатный: об инкунабулах «Католикона» Иоанна Генуэзского // Библия Гутенберга и начало нового времени. Сборник материалов международной научной конференции – 2019. М., 2020. С. 89-96).

 

Список опубликованных работ

Работы, выполненные по грантам, отмечены знаком *

  

Публикации в журналах

Научные статьи

  1. Петров В.В. Опрокинутый человек “Тимея” Платона в апокрифических “Мученичестве Петра” и “Мученичестве Филиппа” // ΣΧΟΛΗ. 2020. 14 (2), 535-566. DOI:10.25205/1995-4328-2020-14-2-535-566.
  2. Петров В.В.  Филологический экзистенциализм Карла Кереньи // Цивилизация и варварство. 2020. Вып. 9. С. 96-129. DOI: 10.21267/AQUILO.2020.9.9.023 (РФФИ, проект № 20-59-23001 «Россия и Венгрия в прошлом и настоящем: кросскультурный диалог»). *
  3. Серегин А.В. Интенционализм Сенеки и возможность социальной морали в контексте стоической этики // История философии. 2020. Том 25. № 2. С. 5–15. ISSN 2074-5869. DOI: 10.21146/2074-5869-2020-25-2-5-15.
  4. Серегин А.В. Максим Тирский о парадоксах несправедливости (Diss., 12, 2–5), или как античные перфекционисты понимали социальную мораль // Платоновские исследования. 2020. Т. 13. № 2. С. 128-147. ISSN 2410-3047. DOI: 10.25985/PI.13.2.06.
  5. Seregin A. On Stoic Self-Contradictions: ἀδικεῖν vs. βλάπτειν in Chrysippus (SVF III, 289) // ΣΧΟΛΗ (Schole). 2020. Том 14. Вып. 2. С. 448–455. ISSN 1995-4328.  DOI:10.25205/1995-4328-2020-14-2-448-455.
  6. Волкова Н.П. Плотин об идеях индивидов // Философский журнал. Том 13. №1. С. 5 -19. ISSN 2072-0726 (печатн.) ISSN 2658-4883 (электр.) DOI: 10.21146/2072-0726-2020-13-1-5-19.
  7. Волкова Н.П. Аристотелевская интерпретация тезиса Протагора и «Теэтет» Платона // Платоновские исследования. 2020. Вып. 13. 2 С. 56-68 (РНФ, проект № 19-18-00128 «Античная эпистемология: элеаты, софисты, Платон в новых интерпретациях»). DOI: 10.25985/PI.13.2.02. *
  8. Варламова М.Н. (асс. сотр.) Одушевление эмбриона в комментарии Иоанна Филопона на "О душе" Аристотеля // Платоновские исследования. 2020. Вып. 13. 2 С. 157-173. (РФФИ, проект № 18-311-00090 «Душа и семя как причины развития эмбриона: проблема единства физического сущего в процессе возникновения»)  DOI 10.25985/Pl.13.2.07. *

  

Статьи, разделы в книгах и другие публикации

  1. Петров В.В. “О природе вещей” Беды и каролингская глоссографическая традиция // Сочинения Беды Досточтимого и интеллектуальные традиции его эпохи / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2020. С. 114-152. 600 экз.
  2. Петров В.В. Эсхатология Беды и естественная философия его времени // Сочинения Беды Досточтимого и интеллектуальные традиции его эпохи / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2020. С. 153-163. 600 экз.
  3. Петров В.В. Спекулятивная органология Оригена и ранние христианские комментарии на Псалмы // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 5. 2020. С. 214–256. DOI:10.21267/AQUILO.2020.65.65.001 (РФФИ, проект № 18-012-00227а «Концептуализация музыки в авраамических традициях. История — Теория — Практика»). *
  4. Бородай Т.Ю., Петров В.В., Петрова М.С. Натурфилософские трактаты Беды “О природе вещей” и “О временах” // Сочинения Беды Досточтимого и интеллектуальные традиции его эпохи / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2020. С. 153-163. 600 экз. (РИНЦ). [Петрову В.В. в статье принадлежат 2 раздела, их авторство указано: с. 96-101; 105-108].
  5. Гайденко П.П. От исторической герменевтики к "герменевтике бытия": критический анализ эволюции М. Хайдеггера // М. Хайдеггер: Pro et Contra. Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли. СПб, 2019.  С. 213-226.
  6. Гайденко П.П. "Фундаментальная онтология" М. Хайдеггера и проблема творчества // М. Хайдеггер: Pro et Contra. Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли. СПб, 2019.  С. 136-146.
  7. Кульпина А.В. Словарь рукописный и печатный: об инкунабулах «Католикона» Иоанна Генуэзского / Handgeschriebenes und gedrucktes Wörterbuch: über die Wiegendrucke des «Catholicon» von Johannes von Genua // Библия Гутенберга и начало нового времени. Сборник материалов международной научной конференции – 2019. М., 2020. С. 177–204, 433, 441, 448. ISBN 978-5-7510-0805-5.