Институт Философии
Российской Академии Наук




  2019
Главная страница » » Сектор античной и средневековой философии и науки » Научные результаты » 2019

2019

Тема сектора по плану НИР и государственному заданию на 2017–2020 гг.: 

Рецепция античной и средневековой философии в истории европейской мысли. Рег. № 0156-2014-0010.


Исследованы особенности «геометризации» космологического и антропологического дискурса Платона в «Тимее» (ассоциирование разумных и неразумных процессов с круговым и линейным движениями, представление физических тел в виде полых объемов пространства, акцент на нарушениях симметрии и пр.), а также введенная Платоном традиция представления человека в виде «небесного растения» в связи с семантикой «переворачивания». (Петров В.В. «Тимей» Платона о видах движения, «небесном растении» и прямостоянии человека // ΣΧΟΛΗ. 2019. № 13 (2). С. 705‒716).

Проведен анализ содержания, источников и историко-философского контекста эссе Вяч. Иванова «Forma formans и forma formata» (1947). В этой связи реконструированы представления о «формативной» форме в эстетике и философии искусства таких мыслителей как Плотин, Прокл, Микеланджело, Гете. Установлено, что источником сведений о средневековых эстетических концепциях у Вяч. Иванова были работы Е.В. Аничкова и, возможно, Э. Панофски. Для прояснения теорий, отразившихся в «Forma formans» Иванова, изучены его эстетические работы 1908‒1914 гг., в которых рассмотрены вопросы дуализма духа и материи (мужского и женского начал). Впервые текстуально установлено влияние на Иванова идей и лексики Лукреция. Применительно к томистским концепциям прекрасного и концепции «эпифании» указаны параллели между «Forma formans» Иванова и разделом по томистской эстетики в «Герое Стивене» Джеймса Джойса. (Петров В.В. Философско-эстетические взгляды Вяч. Иванова в эссе “Forma formans и forma formata” // Studia litterarum. 2019. Т. 4. № 2. С. 228‒251).

Впервые в отечественной исследовательской литературе предложена новая интерпретация учения Платона о восприятии как единой и непротиворечивой доктрины, базирующейся на принципе математической соразмерности воспринимаемого воспринмающему. Полученные результаты проясняют вопрос о том, что Платон понимал под теорией приобщения или причастности (Волкова Н.П. Теория восприятия в «Теэтете» и «Тимее» Платона // Историко-философский ежегодник 2019. Т. 34. С. 6‒29).

Осуществлен подробный анализ этического учения Платона об исправительной функции наказания. Вопреки мнению ряда современных исследователей показано, что это представление об исправительной функции наказания играет важную роль в платоновском корпусе, а также распространяется на ретрибутивные практики, предполагающие причинение преступнику весьма интенсивных физических страданий. (Серегин А.В. Платон об исправительной функции наказания // Платоновские исследования. 2019. Т. 10. № 1. С. 89‒106).

Список опубликованных работ

 Работы, выполненные по грантам, отмечены знаком *

 

Научные статьи

 

1) Петров В.В. “Тимей” Платона о видах движения, “небесном растении” и прямостоянии человека // ΣΧΟΛΗ. 2019. № 13 (2). С. 705-716. DOI: 10.25205/1995-4328-2019-13-2-705-716.

2) Петров В.В. Философско-эстетические взгляды Вяч. Иванова в эссе “Forma formans и forma formata” // Studia litterarum. 2019. Т. 4. № 2. С. 228-251. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-2-228-251.

3) Петров В.В. “Воспоминания странного человека, Андрея Белого” как дневник состояний сознания // Литературный факт. 2018. № 10. С. 210-235. DOI 10.22455/2541-8297-2018-10-210-235.

4) Петров В.В. Концепты “многозвучие” и “многоструние” в музыке и культуре // Мысль о музыке в авраамических традициях - 2019: Концепции звука & звучания с древнейших времен к XXI веку. Материалы международной научной конференции (Москва, 6-7 ноября) / Отв. ред. Г. Б. Шамилли. М.: Государственный институт искусствознания, 2019. С. 166-179.*

5) Волкова Н.П. Теория восприятия в «Теэтете» и «Тимее» Платона // Историко-философский ежегодник 2019. Т. 34. С. 6–29.

6) Волкова Н.П. «Философское образование согласно Платону и Плотину» // HYPOTHEKAI. 2019. C. 200-222.*

7) Волкова Н.П. «Мера вещей» Протагора как критерий истины // Schole. Т. 13. Вып. 2. С. 695-704.*

8) Seregin A. Stoicism and the impossibility of social morality // ΣΧΟΛΗ (Schole). 2019. Том 13. Вып. 1. С. 58–77. DOI: 10.25205/1995-4328-2019-13-1-58-77.

9) Серегин А.В. Стоицизм и справедливость // Философский журнал. 2019. Том 12. № 1. С. 34–47. ISSN 2072-0726. DOI: 10.21146/2072-0726-2019-12-1-34-47.

10)Серегин А.В. «Толкования на Евангелие от Иоанна» Оригена на русском. Рецензия на перевод О. Кулиева // Философия. Журнал Высшей школы экономики. Том 3. № 1. С. 286–293. ISSN: 2587-8719. DOI: 10.17323/2587-8719-2019-3-1-286-293.

11) Seryogin A. On Axiological Atheism // Social Sciences. 2019. Vol. 50. № 1. Р. 98–109. DOI: 10.31857/S013454860005123-3.

12) Серегин А.В. Платон об исправительной функции наказания // Платоновские исследования. 2019. Т. 10. № 1. С. 89-106. DOI: 10.25985/PI.10.1.05.

13)  Серегин А.В. Об аксиологическом атеизме // Своеволие философии: собрание философских эссе / Сост. и отв. ред. О.П. Зубец. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. С. 420-434.

14) Кульпина А.В. Между ремеслом и философией: музыка глазами средневекового интеллектуала // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. № 10 (74). [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s207987840002517-7-1 (дата обращения: 01.01.2019). DOI 10.18254/S0002517-7-1.

15) Кульпина А.В. Средневековые авторы об устройстве речевого аппарата // Исторический журнал: научные исследования. 2018. № 6. – С. 123–130. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-notabene.ru/hr/article_28003.html (дата обращения: 01.01.2019). DOI 10.7256/2454-0609.2018.6.28003.