Тема сектора по плану НИР и государственному заданию на 2017–2020 гг.: Рецепция античной и средневековой философии в истории европейской мысли. Рег. № 0156-2014-0010.
Исследованы особенности «геометризации» космологического и антропологического дискурса Платона в «Тимее» (ассоциирование разумных и неразумных процессов с круговым и линейным движениями, представление физических тел в виде полых объемов пространства, акцент на нарушениях симметрии и пр.), а также введенная Платоном традиция представления человека в виде «небесного растения» в связи с семантикой «переворачивания». (Петров В.В. «Тимей» Платона о видах движения, «небесном растении» и прямостоянии человека // ΣΧΟΛΗ. 2019. № 13 (2). С. 705‒716).
Проведен анализ содержания, источников и историко-философского контекста эссе Вяч. Иванова «Forma formans и forma formata» (1947). В этой связи реконструированы представления о «формативной» форме в эстетике и философии искусства таких мыслителей как Плотин, Прокл, Микеланджело, Гете. Установлено, что источником сведений о средневековых эстетических концепциях у Вяч. Иванова были работы Е.В. Аничкова и, возможно, Э. Панофски. Для прояснения теорий, отразившихся в «Forma formans» Иванова, изучены его эстетические работы 1908‒1914 гг., в которых рассмотрены вопросы дуализма духа и материи (мужского и женского начал). Впервые текстуально установлено влияние на Иванова идей и лексики Лукреция. Применительно к томистским концепциям прекрасного и концепции «эпифании» указаны параллели между «Forma formans» Иванова и разделом по томистской эстетики в «Герое Стивене» Джеймса Джойса. (Петров В.В. Философско-эстетические взгляды Вяч. Иванова в эссе “Forma formans и forma formata” // Studia litterarum. 2019. Т. 4. № 2. С. 228‒251).
Впервые в отечественной исследовательской литературе предложена новая интерпретация учения Платона о восприятии как единой и непротиворечивой доктрины, базирующейся на принципе математической соразмерности воспринимаемого воспринмающему. Полученные результаты проясняют вопрос о том, что Платон понимал под теорией приобщения или причастности (Волкова Н.П. Теория восприятия в «Теэтете» и «Тимее» Платона // Историко-философский ежегодник 2019. Т. 34. С. 6‒29).
Осуществлен подробный анализ этического учения Платона об исправительной функции наказания. Вопреки мнению ряда современных исследователей показано, что это представление об исправительной функции наказания играет важную роль в платоновском корпусе, а также распространяется на ретрибутивные практики, предполагающие причинение преступнику весьма интенсивных физических страданий. (Серегин А.В. Платон об исправительной функции наказания // Платоновские исследования. 2019. Т. 10. № 1. С. 89‒106).
Список опубликованных работРаботы, выполненные по грантам, отмечены знаком *
Научные статьи
|
|||||
|