Тема сектора по плану НИР и государственному заданию на 2017–2020 гг.:
Рецепция античной и средневековой философии в истории европейской мысли. Рег. № 0156-2014-0010.
Проведено комплексное исследование философских и научных идей и концепций Античности и Средних веков, оказавших влияние на формирование мысли последующих эпох, включая философию, науку и культуру новейшего времени (как в Западной Европе, так и в России). В ходе исследования герменевтических принципов построения «Ареопагитского корпуса», доказана продуктивность применения методик анализа текста, разработанных современной текстологической наукой (Х.-Г. Гадамером, Ю. Кристевой, У. Эко), к памятникам историко-философской мысли. Методом текстуального анализа впервые установлено, что текст Ареопагитик принципиально выстроен как двунаправленный – одновременно отсылающий читателя к двум контекстуальным областям: философии платонизма (Платон, Прокл) и христианскому богословию (Петров В.В. (Petroff V.). “Corpus Areopagiticum” as a Project of Intertextuality // DIRE DIEU. Principes méthodologiques de l’écriture sur Dieu en patristique / Eds.: B. Pouderon et A. Usacheva. Paris: Beauchesne, 2017. P. 253–275).
Изучены две традиции репрезентации телесности в Античности и в Средние века, формулируемые как облачение души в тело или же соткание душой своего тела. Применительно к первой традиции (в результате анализа текстов стоика Сенеки, среднего платоника Плутарха, неоплатоников Плотина, Макробия, Аристида Квинтиллиана) показано, что у средних платоников трактовка метемпсихоза в терминах переоблачения также обсуждалась в контексте рассуждений о нисхождении души с небес на землю через планетные сферы. На репрезентативной выборке текстов, полученной посредством анализа цифровых текстовых баз данных, установлено, что, после того, как Филон Александрийский связал представление о теле, как одежде души, с библейским сказанием о «кожаных ризах» (Быт. 3:21), эта теория получила широкое распространение и встречается у Иринея Лионского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и его последователей, включая Иоанна Скотта Эриугену. Применительно к проблемам телесности изучены теории неоплатоников и христианских платоников, согласно которым душа сама изготавливает свое тело, «сплетает для себя свой хитон». В этой связи исследованы соответствующие рассуждения Платона, Порфирия, Оригена, Макария Египетского/Симеона Месопотамского, Прокла Константинопольского. В качестве контекста привлекались близкие теории Плотина, Ямвлиха и Иоанна Скотта (Петров В.В. Душа, облачающаяся в тела, душа, ткущая тела // ΣΧΟΛΗ. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 166–176).
В результате исследования философских и научных теорий античной философии, связанных с учением Аристотеля о чувственном восприятии, предложена его новая интерпретация, основанная на тезисе о необходимости различать изменение, совершающееся в органе чувства по материи, от изменения, совершающегося в нем по форме. Это позволило рассматривать ощущение одновременно и как актуализацию способности чувственного восприятия («энтелехию»), и как материальное изменение («кинесис») (Месяц С.В. Аристотелевская теория ощущения: конфликт интерпретаций // Историко-философский ежегодник 2017. М.: Аквилон, 2017. С. 5‒20).
Исследована проблема роли неморального («внешнего») блага и зла в этическом учении Аристотеля. Показано, что, согласно Аристотелю, неморальные ценности имеют лишь инструментальное значение для достижения счастья, способствуя или препятствуя конституирующей его добродетельной деятельности, но сами не входят в его содержание (Серёгин А.В. Инструментализм и инклюзивизм в аристотелевской трактовке «внешних» благ (к вопросу об интерпретации EN 1099a24–b7) // Этич. мысль / Ethical Thought. 2017. Т. 17. № 2. С. 73–90).
Список опубликованных работ
Работы, выполненные по грантам, отмечены знаком *
Книги
Монографии и коллективные труды
- Волкова Н.П. Плотин о материи и зле. М.: Аквилон, 2017. 156 с. *
Публикации в журналах
Научные статьи
- Волкова Н.П. Бог-ум в философской теологии Платона, Аристотеля и Плотина // Вестн. ПСТГУ. Сер. I. «Богословие. Философия. Религиоведение». 2017. Вып. 73. С. 95–105. DOI: 10.15382/sturI201773.95-105. *
- Волкова Н.П. О делении философских дисциплин и единстве философского знания у Аристотеля // ΣΧΟΛΗ. 2017. Т. 11. Вып. 2. С. 482–492.
- Петров В.В. (Petroff V.). “Armonia rerum” in John Scottus’ Aulae sidereae // Micrologus: Nature, Sciences and Medieval Societies. Vol. 25: Ideas of Harmony in Medieval Culture and Society. Firenze: SISMEL Edizioni del Galluzzo, 2017. P. 47–66.
- Месяц С.В. Аристотелевская теория ощущения: конфликт интерпретаций // Историко-философский ежегодник 2017. М.: Аквилон, 2017. С. 5‒20. DOI: 10.21267/AQUILO.2018.2017.9371.
- Петров В.В. Arist. Nicom. ethic. III 4, 1111b4–7, 1113b22 как источник концептуального аппарата в учении Максима Исповедника о волении и волевом акте // ΣΧΟΛΗ. 2017. Т. 11. Вып. 2. С. 393–406. DOI: 10.21267/AQUILO.2017.11.6469 *
- Петров В.В. Душа, облачающаяся в тела, душа, ткущая тела // ΣΧΟΛΗ. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 166–176. DOI: 10.21267/AQUILO.2017.11.4525.
- Серёгин А.В. Инструментализм и инклюзивизм в аристотелевской трактовке «внешних» благ (к вопросу об интерпретации EN 1099a24–b7) // Этич. мысль / Ethical Thought. 2017. Т. 17. № 2. С. 73–90. DOI: 10.21146/2074-4870-2017-17-2-73-90.