Институт Философии
Российской Академии Наук




  2018
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор античной и средневековой философии и науки » Научные результаты » 2018

2018

Тема сектора по плану НИР и государственному заданию на 2017–2020 гг.: 

Рецепция античной и средневековой философии в истории европейской мысли. Рег. № 0156-2014-0010.

 

Проанализированы особенности античных и средневековых программ по присвоению и переносу знания и учености от предшествующих культур в последующие (Петров В.В. Присвоение чужеземной учености в античной и средневековой латинской традиции // ΣХОΛН. 2018. № 12(2). Р. 557-568). Продемонстрировано, что последовательно антипруденциалистская точка зрения, согласно которой подлинная добродетель должна быть абсолютно незаинтересованной и бескорыстной, не является необходимым компонентом любой исторически данной морали, но впервые возникла в Средние века (Ансельм) и стала особенно влиятельной в Новое время, например, у Канта, Шопенгауэра и др. (Серёгин А.В. «Бескорыстная» добродетель в истории европейской этики. К генезису понятия // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2018. № 4. С. 120-163). Установлено, что сформулированный в схоластической традиции тезис об обратимости бытия и блага можно рассматривать как естественный вывод из восходящей к античности перфекционистской концепции блага (Серёгин А.В. Перфекционистские предпосылки тезиса об обратимости бытия и блага и их возможная субъективистская критика // Вестн. ПСТГУ Сер. I. «Богословие. Философия. Религиоведение». 2018. Вып. 77. С. 72-85). Показано, что, согласно Плотину, предметом первой философии является не сущность, а сущее, поскольку «сущность» не может быть родом и не может одновременно относится как к телесной, так и к бестелесной природе (Волкова Н.П. Проблема сущности как рода сущего в контексте критики Плотином аристотелевской системы категорий в трактате VI 1 (42). О родах сущего // ΣХОΛН. 2018. № 12(2). С. 137-146). Исследованы место и функции латинских деривационных словарей XI-XIII вв. в философии европейского высокого Средневековья. Установлено, что задействованный в них деривационный анализ представляет собой особый вид эпистемологических практик, а структура деривационного словаря является системой представления полученного знания (Кульпина А.В. Деривационные словари и латинская ученость в Италии XI-XIII веков // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2018. № 4. С. 269-286). Реконструирована история и смысл псевдонима «Frater Tertius», которым подписаны ранние философские эссе и проза Сигизмунда Кржижановского (1887-1950) (Петров В.В. Frater Tertius у ап. Павла, Петра Абеляра и Сигизмунда Кржижановского // Диалог со временем. 2018. № 63. С. 339-346). Исследованы скрытые мировоззренческие принципы теоретика русского символизма Вячеслава Иванова в период его работы над докладом «Евангельский смысл слова “земля”» (Петров В.В. Доктринальное содержание и источники доклада Вячеслава Иванова «Евангельский смысл слова “земля”» // Литературный факт. 2018. № 7. С. 257-287). Изучены особенности философской рецепции и переосмысления Андреем Белым научных открытий рубежа XIX и XX веков, в частности, его трактовка физической теории атома как эфирного вихря (Петров В.В. Революция в физике и антропософское учение Андрея Белого о солнечном атоме // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2018. № 4. С. 349-390).


Список опубликованных работ

Работы, выполненные по грантам, отмечены знаком *

 

Публикации в журналах

Научные статьи

  1. Волкова Н.П. Две теодицеи в философии Плотина // ΣХОΛН. 2018. № 12(2). С. 570-585. DOI: 10.21267/schole.12.2.18.
  2. Волкова Н.П., Синеокая Ю.В., Гагинский А.М. Открывает ли философия новое? // Человек. 2018. № 6. С. 98-113. DOI: 10.31857/S02362007000234748.
  3. Волкова Н.П. Плотин о родах сущего // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2018. № 4. С. 226-246. DOI: 10.21267/AQUILO.2018.4.17520.
  4. Волкова Н.П. Проблема зла в современных исследованиях философии Плотина // Диалог со временем. 2018. № 63. С. 330338. DOI: 10.21267/aquilo.2018.63.13483.
  5. Волкова Н.П. Проблема сущности как рода сущего в контексте критики Плотином аристотелевской системы категорий в трактате VI 1 (42) О родах сущего // ΣХОΛН. 2018. Т. 12. Вып. 1. С. 137-146. DOI: 10.21267/AQUILO.2018.12.10422.
  6. Кульпина А.В. Деривационные словари и латинская ученость в Италии XI-XIII веков // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2018. № 4. С. 269-286. DOI: 10.21267/AQUILO.2018.4.17524.
  7. Кульпина А.В. Деривационный словарь как зеркало культуры Высокого Средневековья // Клио. 2018. № 6(138). С. 30-35.
  8. Кульпина А.В. «Изобретение музыки»: история двух средневековых толкований // История: факты и символы. 2018. № 2(15). С. 72-80. DOI: 10.24888/2410-4205-2018-15-2-72-80. URL: http://historic-journal.ru/2018/izobretenie-muzyki-istoriya-dvux-srednevekovyx-tolkovanij/
  9. Кульпина А.В. Представления о музыкальных инструментах в европейской интеллектуальной традиции Раннего и Высокого Средневековья // Genesis: исторические исследования. 2018. № 5. С. 58-64. DOI: 10.25136/2409-868X.2018.5.25948. URL: http://e-notabene.ru/hr/article_25948.html
  10. Петров В.В. Frater Tertius у ап. Павла, Петра Абеляра и Сигизмунда Кржижановского // Диалог со временем. 2018. № 63. С. 339-346. DOI: 10.21267/aquilo.2018.63.13484.
  11. Петров В.В. Доктринальное содержание и источники доклада Вячеслава Иванова «Евангельский смысл слова “земля”» // Лит. факт. 2018. № 7. С. 257-287. DOI: 10.22455/2541-8297-2018-7-257-287.
  12. Петров В.В. Присвоение чужеземной учености в античной и средневековой латинской традиции // ΣХОΛН. 2018. № 12(2). P. 557-568. DOI: 10.21267/schole.12.2.17.
  13. Петров В.В. Революция в физике и антропософское учение Андрея Белого о солнечном атоме // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2018. № 4. С. 349-390. DOI: 10.21267/aquilo.2018.4.17534.
  14. Серёгин А.В. (Seregin A.). Seneca on gratitude and justice: how to translate Ep. 81, 19? // ΣХОΛН (Schole). 2018. Т. 12. Вып. 2. С. 393-401. DOI: 10.21267/schole.12.2.05.
  15. Серёгин А.В. «Бескорыстная» добродетель в истории европейской этики. К генезису понятия // Интеллектуал. традиции в прошлом и настоящем. 2018. № 4. С. 120-163. DOI: 10.21267/AQUILO.2018.4.17513.
  16. Серёгин А.В. Перфекционистские предпосылки тезиса об обратимости бытия и блага и их возможная субъективистская критика // Вестн. ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 77. С. 72-85. DOI: 10.15382/sturI201877.72-85.


Статьи, разделы в книгах и другие публикации

Научные статьи

  1. Петров В.В. «Две бездны» в русской литературной и философской традиции: Ф. Тютчев, Д. Мережковский и Вяч. Иванов // Д.С. Мережковский: писатель – критик – мыслитель: Сб. ст. / Ред.-сост.: О.А. Коростелев, А.А. Холиков. М.: Дмитрий Сечин; Литфакт, 2018. С. 240-268.
  2. Петров В.В. Вячеслав Иванов и его толкование евангельского слова «земля» // Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред.: О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018. C. 78-97. (Сер. «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 4).
  3. Петров В.В. Киннор и невел в семействе струнных Ближнего Востока, Средиземноморья и Передней Азии // Концептуализация музыки в авраамических традициях: коллективная монография / Отв. ред. Г.Б. Шамилли. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2018. С. 18-37. *
  4. Петров В.В. Революция 1917 г. в современной ей литературно-философской апокалиптике // Революция, эволюция и диалог культур: Докл. к 100-летию русской революции на Всемир. дне философии в Ин-те философии РАН 14 и 16 нояб. 2017 г. / Отв. ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2018. С. 69-92.
  5. Петров В.В. Телеология, четвертое измерение и обратный ход времени в работах А. Белого, Вячеслава Иванова и М. Волошина // Вячеслав Иванов: исследования и материалы. Вып. 3 / Сост.: С.В. Федотова, А.Б. Шишкин. М.: ИмЛИ, 2018. С. 13-61.