Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел философии науки и техники
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2012 » Отдел философии науки и техники

Отдел философии науки и техники

Научный отчет за 2012 год

 

Отдел философии науки и техники

Зав. отделом – доктор филос. наук В.И. Аршинов

 

Сектор античной и средневековой философии и науки

Зав. сектором – доктор филос. наук В.В. Петров

 

Исследованы естественнонаучные принципы, лежащие в основе эсхатологических построений Беды Досточтимого (ок. 673–735). Показано, что некоторые из них были заимствованы из античных физики и космографии (учение о четырех элементах и соответствующих им регионах космоса, представление о «естественных» местах первоэлементов), а само учение наследует положения античной физики, естественной истории и физиологии (рудименты стоической концепции души как сгустка воздуха и огня, экпюросиса) (Петров В.В. Эсхатология Беды Досточтимого и естественная философия его времени // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. М., 2012. С. 102–114).

В ходе исследования платоновского диалога «Филеб» показано, что софистический парадокс «единое есть многое, а многое – единое» берет начало в вопросе о том, каким образом одна и та же вещь, не теряя единства и равенства с самой собою, может существовать множеством разных способов и получать различные определения по отношению к разным вещам. В «Филебе» эта проблема решается путем введения «среднего» – системы более частных идей, промежуточных между единой и неделимой идеей и беспредельным множеством ее чувственных проявлений. Идея предстает как смесь единства и множества, предела и беспредельного, то есть как число и «логос». Показано, что в данном месте «Филеба» Платон описывает не структуру идеального мира, а структуру нашего знания о нем (Месяц С.В. Платоновский «Филеб» о едином, многом и среднем. Комментарий к фрагменту 14с–18d // ΣΧΟΛΗ Филос. антиковедение и клас. традиция. Т. 6(2). Новосибирск, 2012. С. 323–339).

Предложен анализ сложного и концептуально важного пассажа в платоновском «Горгии» (466b–468e), где Сократ критикует риторов и тиранов, парадоксальным образом отрицая, что они обладают каким-либо могуществом в городах. Вопреки некоторым современным интерпретациям, которые преподносят аргументацию Сократа как удачную, показано, что она остается проблематичной (Серегин А.В. К интерпретации Plat. Gorg. 466b–468e // Aristeas. 2012. Vol. 5. С. 141–156).

Сформулирована «вертикальная» концепция личностной идентичности в схоластике XVII в., знаменующая переход от антично-средневековых к нововременным антропологическим и психологическим представлениям (Вдовина Г.В. Интенциональная жизнь и тождество личности в схоластике XVII в. // Субъективность и идентичность. М., 2012. С. 101–117).

Доказано, что сложившиеся в науке к сегодняшнему дню представления о структуре и композиции корпуса т. н. «магических» сочинений Джордано Бруно ошибочны: имеются бесспорные текстологические и веские философские аргументы в пользу того, что тексты, известные под названием De magia naturali и Theses de magia, в действительности представляют собой две части одного трактата, организованного (как и некоторые другие известные труды Бруно) на основе мнемотехнических принципов «луллианского искусства» (Россиус А. [Rossius A.] Works within a codex: the structure of Bruno's 'magical' writings // Bruniana & Campanelliana. 2012. XVIII. 2. P. 75–94).

На основе дешифровки черновика письма Джордано Бруно, адресованного сенату Франкфурта, впервые подробно реконструированы исторический контекст пребывания Бруно во Франкфурте весной 1591 г. и обстоятельства, вынудившие его спешно покинуть город. Пролит свет на наименее документированный период жизни и творчества Бруно, непосредственно предшествовавший его аресту (Россиус А. [Canone E., Rossius A.] Il contesto enigmatico di una minuta bruniana // Bruniana & Campanelliana.2012. XVIII. 2. P. 137–142).

 

 

Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития

Зав. сектором – доктор филос. наук В.И. Аршинов

 

В результате исследования синергетически ориентированной «парадигмы сложности» показано, что новое «нелинейное мышление» формируется в конкретной когнитивной практике конструирования новых реальностей как один из результатов реализации масштабных трансдисциплинарных проектов в практике управления процессами конвергенции современных высоких технологий (NBICS-процесс) (Аршинов В.И. Синергетика: от нелинейности к сложности // Неизбежность нелинейного мира. К 100-летию со дня рождения В.С.Готта. М., 2012. С. 60‑73; Аршинов В.И. Конвергирующие технологии в перспективе будущего человека // Человек и его будущее. Новые технологии и возможности человека / Отв. ред. Г.Л.Белкина. М., 2012. С. 262‑273).

Проанализировано соотношение между постнеклассическими стратегиями познания и сетевой парадигмой, как она предлагается Б.Латуром, особенности сложностного восприятия реальности в контексте постмодернизма (Свирский Я.И. Постнеклассические практики как способ работы с «гибридными» объектами // Постнеклассические практики: опыт концептуализации. СПб., 2012. С. 202–212; Свирский Я.И. «Сложностное» мышление в контексте философских стратегий Ж.Делёза и Ф.Гваттари // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. 2012. № 1. С. 37–47).

Предложена концепция философии управления как социальной дисциплины, предполагающей широкую рефлексию над социальными процессами и формирование практики нового типа (Розин В.М. Философия управления как рефлексия над общественными процессами и практическая дисциплина // Политика и общество. 2012. № 8. С. 53–63).

Проведен содержательный методологический анализ истории технических наук, преодолевающий разрыв между абстрактными философскими дискурсами, одной стороны, и эмпирическим описанием историко-научных фактов, с другой (Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с филос. точки зрения). М., 2012; Горохов >В.Г. [Gorokhov V.] Nanotechnoscience as Combination of the Natural Sciences // Philosophy Study. 2012. Vol. 2. № 4. С. 257–266; Горохов В.Г. Логика и техника: от релейно-переключающих схем до нанотехнологий // Логические исследования. Вып. 18. М.–СПб., 2012. С. 97-126).

Проанализирована концепция науки, представленная в опубликованной в 1923 г. книге В.Н.Ивановского «Методологическое введение в науку и философию». Показан приоритет нашего соотечественника в создании многомерной модели науки, охватывающей социальные, психологические, логико-методологические, мировоззренческие аспекты науки, учитывающей разнообразие типов, методов и содержаний разных наук, связывающей их развитие как с внутренними факторами, так и с взаимодействием с другими науками и другими областями культуры (Алексеева И.Ю. Научная философия как культурная система (о Владимире Николаевиче Ивановском и его идеях) // Вопр. философии. 2012. № 11. С. 3–9).

 

 

Сектор философских проблем естествознания

Зав. сектором – доктор филос. наук Е.А. Мамчур

 

Обоснована непродуктивность инструменталистской идеологии в истолковании природы научных понятий и теорий. Будучи легитимной на коротких дистанциях развития научного знания, на длительном «пробеге» теорий она неизбежно ведет к застою в развитии науки. Стратегия использования теоретических понятий лишь как инструментов для предсказания новых результатов элиминирует стимулы для выхода исследователя «за пределы сущего, в сферу сверх сущего» - важнейший источник интеллигибельности самого сущего (Хайдеггер) (Мамчур Е.А. Философия и будущее цивилизации // Вестн. РФО. 2012. № 3. С. 127–130).

В связи с анализом гносеологических истоков эпистемологического релятивизма показано, что в новейшей философии науки главный аргумент, выдвигаемый релятивистами, имеет своим истоком особенности квантово-механического описания реальности. Показано, что в случае с релятивизмом смешиваются два различных понятия: объектность и объективность научного знания. Обосновано, что квантовое описание реальности, не являясь объектным, является объективным. Выявление такого смешения понятий подрывает позиции релятивизма (Мамчур Е.А. Эпистемологический релятивизм: гносеологические истоки // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012. С. 273–296).

Проанализированы работы Эрвина Шредингера, посвященные проблемам взаимосвязи физической реальности и познающего сознания. Переосмысление онтологических подходов древних греков позволяет предположить, что в картине мира Парменида выявляется субъект, обладающий разумом, который связан с самим мирозданием. Показаны общие корни подходов Парменида и Рольфа Ландауэра, утверждавшего что информация – есть физический мир. Указанные онтологические подходы могут способствовать развитию фундаментальной физической теории путем введения формализованного понятия наблюдателя (Коняев С.Н. Проблема физической реальности: философские истоки и физические модели // Вестн. РФО. 2012. № 4. С. 139–144).

Проведен специальный анализ сложившихся представлений о социальных системах. Показано, что термину «социальный» в настоящее время присуща неоднозначность, связанная с одновременным обозначением как собственно «социального» анализа социальных организаций, так и их более полного «социотехнического» рассмотрения, учитывающего также техно-технологический базис социальных организаций. Такие системы, как предприятия и города, социотехнически практически не рассматриваются. Для заполнения этой лакуны выработаны специальные новые концептуальные средства (Крушанов А.А. О социотехнической реальности в контексте трансдисциплинарных исследований // Вестн. РФО. 2012. № 3. С. 117–123).

Показано, что осознание коммуникативной природы рациональности и познания в современной философии и методологии науки (в том числе и естествознании) ведет к явному обнаружению коммуникативности не только в рамках рефлексивного методологического сознания, но и на уровне нерефлексивного интенционального сознания (Черновицкая Ю.В., Калинин Э.Ю. Философский анализ информационно-коммуникативной реальности // Тез. «Философия в современном мире: диалог мировоззрений»: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.). В 3 т. Т. III. Н.Новгород, 2012. С. 244–245).

Разработаны понятия техники и технологии применительно к социально-гуманитарной практике на материале психологического знания. Материал социально-гуманитарных наук рассмотрен с философско-технических позиций. Проведен сравнительный анализ процесса реализации техники в психологической и технической практиках (Стебаков Д.А. Понятия «техника» и «технология» в психологическом дискурсе // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. С. 226–236).

Показано, что основной причиной недостаточности внимания к одной из базовых категорий системного подхода – понятию иерархии выступает тот факт, что нередко это понятие ассоциируется с представлениями об управлении, подчинении и принуждении Предлагается расширить значение понятия иерархии за счет включения в рассмотрение таких систем, в которых между уровнями не существует отношений подчинения (Сачков Ю.В. Базовые категории системного видения мира // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Рос. филос. конгр. (Н.Новгород, 27–30 июня 2012 г.): В 3 т. Т. I. Н.Новгород, 2012. С. 283).

 

 

Центр методологии и этики науки

Руководитель центра – кандидат филос. наук Ф.Н. Блюхер

 

На основе конкретно-исторических исследований существенно уточнены понятия «республика», «федерация», «конфедерация». Рассмотрена взаимозависимость конкретных политических событий и философских, экономических и социальных исследований в средневековой Франции (Неретина С.С. Воскресение политической философии и политического действия. Парижское восстание 1356–1358 гг. М., 2012).

В рамках исследования идеологий выдвинута гипотеза темпоральной типологии современных идеологических течений (Блюхер Ф.Н., Гурко С.Л. Идеологические формы политической борьбы // Филос. журн. 2012. № 2. С. 87–103).

Рассмотрена процедура идеального конструирования как установления логических связей между идеальными объектами в рамках установленных схематизмов. Описаны отношения между научной идеальной конструкцией и жизненным миром (Гутнер Г.Б. Практики идеального конструирования. Естествознание и жизненный мир // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXII. № 2. С. 168–183). Показаны особенности идеального конструирования в гуманитарных науках. Выявлена специфика идеологии как идеальной конструкции и описаны особенности языка идеологии (Гутнер Г.Б. Гуманитарное знание и идеальные конструкции // Vox: Филос. журн. 2012. Дек.).

 

 

Центр био- и экофилософии

Руководитель центра – доктор филос. наук И.К. Лисеев

 

В рамках исследования направлений и перспектив будущего развития человечества показано, что установка на диалог мировоззрений без разработки его социокультурных механизмов превращается в набор утопических концепций и мифов. Заимствование этих механизмов из практики других культурных традиций не всегда демонстрирует удачные результаты. Российский опыт многовекового взаимодействия и диалога различных культур представляет поэтому огромный интерес и поле для научного исследования (Лисеев И.К., Сметанина Т.А. Единство и разнообразие культур: ислам в контексте культуры нижегородского региона // Диалог культур в условиях глобализации. М., 2012. С. 153–157; Баксанский О.Е. Информационные технологии как фактор глобализации // Диалог культур в условиях глобализации. М., 2012. С. 536–542; Петрова Е.В. Проблема формирования ценностей у подрастающего поколения в современном обществе // Диалог культур в условиях глобализации. М., 2012. С. 592–599; Хен Ю.В. Основания подлинного гуманизма: проблемы и перспективы либерализации евгеники // Диалог культур в условиях глобализации. М., 2012. С. 569–575).

Издан энциклопедический справочник по глобалистике (Глобалистика. Персоналии, организации, издания: энцикл. справ. / Редкол.: И.В.Ильин, И.И.Мазур, А.Н.Чумаков. М., 2012), содержащий информацию об известных мировых и российских ученых, политических и общественных деятелях, внесших крупный вклад в глобалистику, а также о существующих в мире организациях, периодических изданиях и специальной литературе, имеющих непосредственное отношение к теории и практике глобалистики.