Важнейшие итоги научной работы сектора философии исламского мира Института философии РАН за 2024 год
На материале классической арабской литературы проверена гипотеза вариативности базовых неосознаваемых механизмов работы сознания, обеспечивающих понимание текста, связность картины мира и теоретических построений (Смирнов А.В. Слово и смысл. М.: ООО «Садра», 2024). Дана критика ряда положений функционалистского и развоплощенного подхода к сознанию (Бородай С.Ю. Несколько аргументов в пользу концепции воплощенного познания // Философский журнал. 2024. Т. 17. № 2. С. 137–152). Исследовано присутствие каббалистических мотивов в творчестве русских мыслителей Серебряного века и первой волны русской эмиграции (1900-1930-е гг.). (Бурмистров К.Ю. В поисках Зефиреи. Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024). Дан анализ термину (милла), наиболее близкому к европейскому понятию религии эквиваленту исламской традиции (Насыров И.Р. Понятие «религия» в исламе // Философия религии: аналитические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 24–52). Представлен анализ космологической концепции философа-исмаилита XI в. Насира Хусрава (Корнеева Т.Г. Метафора дерева в творчестве Насира Хусрава: философский аспект // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 4. С. 112–126). Выявлены и описаны стратегии утверждения единобожия (тавхид-и Аллах) в персидской суфийской традиции (Федорова Ю.Е., пер. с перс.: Фарид ад-Дин Аттар Нишабури. Язык птиц. О единстве Всевышнего. Часть II / Вступительная статья, перевод с персидского и историко-культурный комментарий Ю.Е. Федоровой // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 2. С. 55–71). Исследована интерпретация ключевых для исламской мистики понятий – чистота (сафа) и очищение (ихлас) у Мадждуда Ибн Адама Санаи, а также проблема движения в творчестве Махмуда Шабистари (Лукашев А.А. Глава о чистоте (сафа) и очищении (ихлас) из поэмы Мадждуда Ибн Адама Санаи «Сад истины..» // Ориенталистика. 2024. Т. 7. № 1. С. 173–188; Лукашeв А.А. Проблема движения в философии Махмуда Шабистари // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 3. С. 56–75). Завершена историко-философская реконструкция религиозно-философских взглядов самаритянского мыслителя XII–XIII в. Мунаджжи ибн Саадаки (Ас-Самирри, Мунаджжа б. Садака. Книга о различиях [между иудеями и самаритянами] / Подготовка арабо-еврейского текста, вводная статья, комментарии и индексы Ф.О. Нофала. Сергиев Посад: Издательство МДА, 2024). Изучены философские взгляды ливанского мыслителя Камала Йусуфа ал-Хаджа (Фролова Е.А. Природа, общество, Бог: религиозно-философская концепция Камала Йусуфа ал-Хаджа // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 1. С. 38–56). Полный отчет >> |
|||||
|