Институт Философии
Российской Академии Наук




  Основные научные результаты
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Основные научные результаты

Основные научные результаты

 


Важнейшие итоги научной работы сектора философии исламского мира Института философии РАН за 2020 год

 


 

Основная цель НИР – выявление собственных теоретических моделей и категориального аппарата, развитого арабо-мусульманскими теоретиками, изучение еврейской религиозно-философской традиции и ее рецепции в европейской и русской мысли XVII-XX вв.; изучение влияния языковых структур на когнитивные процессы. Решение этих задач пока не развернуто достаточно широко в мировой науке, что свидетельствует о необходимости проведения исследований по данному направлению. Применяются методы филологического, текстологического анализа, метод историко-философской реконструкции, метод логико-смыслового анализа, методы сравнительно-философского и сравнительно-религиоведческого исследования.


Результаты проведенных исследований состоят в следующем:


Поставлен вопрос о самосознании современного российского общества, выявлены его проблемные точки. Предложено понимать самосознание любого общества как сложную конфигурацию трех уровней идентичности: локального, сверхэтнического и мирового. Показано, что российское самосознание может выстраиваться только на основе категории «всечеловеческое» (Смирнов А.В. Самосознание российского общества).


Выявлена связь проблематики языка и мышления с общей эпистемологической проблематикой, в особенности с актуальными достижениями в области телесно-ориентированной и энактивистской эпистемологии (Бородай С.Ю. Язык и познание: введение в пострелятивизм). Как часть проекта новой эпистемологии, предполагающей центральное место языка в когнитивности, представлена попытка переосмыслить характерное для западной философии и бытового сознания понимание языка как «набора слов», соотнесенных с «объектами» внешней действительности (Boroday S. Yu. Overcoming Word-Centrism: Towards a New Foundation for the Philosophy of Language).


Изучены новые аспекты содержания понятия «арабский разум», связанные с осознанием арабами взаимосвязи с другими народами, развитием их индивидуального сознания и самосознания, отношением к ценностям собственной культуры (Фролова Е.А. «Арабский разум» в исламской культуре. От Средних веков к Новому времени). «Революция» исследована как социальное явление на примере Египта и Сирии в 50‒60-е гг. XX в. (Фролова Е.А. Революция в свете исторического опыта арабских стран). Предложена периодизация истории исламского феминизма с делением на три этапа, подробно проанализирован второй этап развития феминистской герменевтика, дана его критика и разработана новая программа гендерных исследований ислама (Бородай С.Ю., Мухетдинов Д.В. Исламская феминистская герменевтика: идеи и перспективы). Показано, что отечественными исламоведами был осуществлен комплексный анализ онтологических, гносеологических и этических концепций ал-Газали (И.Р. Насыров. Абу Хамид ал-Газали в отечественном исламоведении: советский и раннепостсоветсткий периоды; И.Р. Насыров. Абу Хамид ал-Газали в отечественном исламоведении (конец XX – начало XXI в.)). Установлено, что на взгляды Мурада Рамзи повлияли как традиционная мусульманская историография, так и европейская историческая наука (Мурад Рамзи. О науке истории и прошлом и настоящем народов Евразии Фрагменты из сочинения «Талфик ал-ахбар». Вводная статья, перевод и комментарии И.Р. Насырова). Показано, Ибн ‘Араби внес существенный вклад в развитие межрелигиозного диалога, выдвинув тезис о фактическом равенстве всех религий (Насыров И.Р. Ибн ‘Араби и веротерпимость. С приложением: «Ибн ‘Араби. Фрагменты из “Мекканских откровений”» (пер. с арабского и коммент. И.Р. Насырова)).


Подтвержден тезис о том, что основные понятия философско-религиозного дискурса Махмуда Шабистари тесно взаимосвязаны. Показано, что системность взглядов Шабистари задается через два вида взаимосвязей: взаимную контрадикторность понятий в рамках категориальной пары и взаимное тождество самих категориальных пар. В частности, исследование системности взглядов Шабистари позволило дать непротиворечивое объяснение его интерпретации вопроса конфессиональной демаркации в контексте всей системы его взглядов (Лукашев А.А. Мир смысла в немногих словах). Суфийское учение Фарид ад-Дина ‘Аттара последовательно сопоставлено с концепциями основных представителей крупных философских школ того времени (Федорова Ю.Е. К вопросу о философском контексте поэм Ф. Аттара). Установлено, что в развитие персоязычной философской терминологии внесли вклад представители разных течений арабо-мусульманской философии (Корнеева Т.Г. Становление персоязычной философской терминологии: эволюция или революция?).


Проанализированы особенности восприятия в европейской религиозно-философской мысли одной из важнейших концепций еврейского мистицизма, представления о проявлении Абсолюта в антропоморфной форме предвечного человека (Бурмистров К.Ю. «Небесный Адам» и еврейская каббала в европейской религиозно-философской мысли конца XVII – начала XVIII вв.). Показано определяющее влияние этой концепции на антропологические, христологические взгляды протестантских мыслителей конца XVII в., ее роль в религиозных дискуссиях того времени, в которые оказались вовлечены такие философы и теологи, как Г. Мор, Г.В. Лейбниц, И.П. Шпет, И. Вахтер и др. (Бурмистров К.Ю. «Моисей Германский» и иудейско-христианские отношения эпохи Раннего Просвещения). Изучены особенности восприятия концепций еврейского мистицизма, в частности, концепции макроантропоса, во впервые введенных в научный оборот рукописях из наследия В.С. Соловьева (Бурмистров К.Ю., Максимов М.В., Рычков А.Л. Владимир Соловьев. Наброски стихотворений и лекции конца 1870 – начала 1880-х годов из папки «Бог есть всё»).


Теоретическая значимость НИР состоит в восполнении пробелов в наших историко-философских знаниях. Это касается как понимания логики развития арабо-мусульманской философии и определения фундаментальных категорий, организующих ее теоретический дискурс, так и формирования еврейской мысли, а также той роли, каковую интерес к ней, к ее достижениям, сыграл в творчестве европейских и русских философов. Изучение теоретической традиции исламского мира, еврейского мистицизма и его влияния на европейскую мысль, в том числе философскую, входят в число наиболее быстро развивающихся областей современного гуманитарного знания; есть все основания полагать, что исследования в этой области будут востребованы в ближайшее время и в отечественной науке.

 

 

Полный отчет >>