Научный отчет cектора философии исламского мира Института философии РАН за 2010 год I. Важнейшие научные результаты
Разработана методология логико-смыслового анализа культуры, понимаемой как способ смыслополагания. Предложенный подход предполагает исследование культуры как архитектоники сознания. Показана возможность двух архитектоник, субстанциальной и процессуальной, организующих магистральное русло смыслополагания. Теоретические положения применены к анализу различных сегментов арабо-мусульманской культуры, демонстрирующей процессуальное смыслополагание. (Смирнов А.В. Смыслополагание и инаковость культур // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. М.: Языки славянских культур, 2010, стр.15-123)
Впервые в отечественной науке реконструирована целостная история арабской философии, начиная с ее возникновения и кончая XXI веком, описаны и проанализированы основные направления, фигуры и проблематика, показаны экспликации философии в смежных направлениях культуры (науке и литературе). В научный оборот введен обширный оригинальный материал, касающийся становления и развития новой философии в арабских странах (конец XIX – начало XXI вв.) (Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М.: Языки славянских культур, 2010).
Выявлены перспективы диалога западной и исламской культур в условиях глобализации. Показано, что исследование фундаментальных понятий исламской культуры сегодня должно быть осуществлено на основе анализа онтологических и гносеологических взглядов представителей ведущих религиозно-философских направлений ислама классического периода (Насыров И.Р. Исламская концепция справедливости в контексте глобализирующегося мира // Феномен глобализации в контексте диалога культур / Ответ. редакторы И. К. Лисеев, Р. С. Сейфуллаев, Гезалов А. А.-оглы. – М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2010, сс. 145 – 156). На основании перевода оригинальных текстов дано философское осмысление проблемы религиозной терпимости в ее связи с учением о бытии в поэтических сочинениях средневековых суфийских философов (Лукашев А.А. Проблема Иноверия и онтологические интуиции средневекового персидского суфизма // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 1. М.: Языки славянских культур, 2010. с. 451 – 471).
Выявлены основные концепции еврейской каббалы, воспринятые русскими мыслителями конца 18 – начала 19 в. (Н.И. Новиков, И.Г. Шварц, И.В. Лопухин, И.П. Елагин и др.), особенности их трансформации в сочинениях русских авторов, установлены основные модели интерпретации этих каббалистических идей в религиозной философии и эзотеических школах в России конца XIX - первой трети XX в. (Бурмистров К.Ю. Kabbalah and Secret Societies in Russia (Eighteenth to Twentieth centuries) // Boaz Huss, Marco Pasi & Kocku von Stuckrad, eds. Kabbalah and Modernity. Interpretations, Transformations, Adaptations. Leiden: Brill 2010. P. 79-106).
II. Публикации
Книги
Статьи
III. Научно-организационная работа Работа по грантам: Смирнов А.В. – Министерства образования и науки «Стратегия цивилизационной безопасности России (политико-философский анализ)» 2010-2012 гг. Международное сотрудничество:
Является ли универсальность философского разума стереотипом? // Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2010, стр. 96-101 (0,3 а.л.). Сотрудничество с вузами:
Смыслополагание и инаковость культур // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема / Отв. ред. выпуска А.В.Смирнов. — М.: Языки славянских культур, 2010, стр.15-123 (6,5 а.л.). С участием: 1. А.В.Журавский, доцент Свято-Филаретовского православно-христианского Института. 2. Н.Ю.Чалисова, профессор РГГУ.
Можно ли строго говорить о непереводимости? // Гуманитарные чтения РГГУ — 2009: Теория и методология гуманитарного знания. Гуманитарное знание и образование: Сб. материалов. М.: РГГУ, 2010, стр.37-54 (0,75 а.л.).
Конференции, семинары и др.:
Насыров И.Р. International Conference of Writers and Intellectuals on Sufism and Peace. Pakistan Academy of letters. 14 – 16 марта 2010, Исламабад, Пакистан. Тема доклада: “The role of the Sufi heritage in the modern era”. Насыров И.Р. Вторая международная научная конференция «Мир ислама: история, общество, культура». РУДН и Фонд Марджани совместно с ИСАА МГУ, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и ГМ искусства народов Востока. Москва, 28-30 октября 2010 г. Тема доклада: «К вопросу о социальном утопизме мусульманского реформаторства». Насыров И.Р. Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: IV Международный симпозиум. Министерство образования и науки РФ, Правительство республики Башкортостан, IRCICA, БашГУ Уфа. 21-22 октября 2010 г. Тема доклада: «Взгляды Заки Валиди Тогана на проблему взаимоотношения западной и исламской цивилизаций». Смирнов А.В. Конференция «Принцип атомизма и дискретный подход: язык и мышление». Институт «Русская антропологической школа» РГГУ при участии Кафедры ЮНЕСКО «Диалог культур» (ИФ РАН). РГГУ, 16-17 сентября 2010 г. Доклад «Атомарное время: от мутазилитов до суфиев». Смирнов А.В. Международная конференция «Белые чтения». Пленарное заседание «От самоописания к научной парадигме: «картина мира» в культуре переходных эпох». Москва, РГГУ, 21-23 октября 2010 г. Пленарный доклад: «Картина мира как архитектоника сознания. Опыт востоковедного исследования». Смирнов А.В. Международный коллоквиум “Cura Vitae and Medieval Thought” (Попечение о жизни в средневековой мысли). National University of San Martin, University of Dresden. Буэнос-Айрес (Аргентина), 3-5 ноября 2010 г. Доклад “Care for Life in Medieval Islamic Though” (Попечение о жизни в средневековой исламской мысли). Смирнов А.В. Всемирный день философии-2010. Иранский Институт философии, Тегеран (Иран). 21-23 ноября 2010 г. Доклад “Is Islamic philosophy non-Western?” (Является ли исламская философия не западной?).
Работа с молодыми учеными и студентами:
Ю.Е.Федорова (аспирант ГАУГН). Переход «явное – скрытое» как механизм формирования смысла поэтического текста: беседы шейха Сан‘ана с его учениками в поэме ‘Аттара «Язык птиц» // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема / Отв. ред. выпуска А.В.Смирнов. — М.: Языки славянских культур, 2010, стр.469-490.
работа по гранту Министерства образования и науки «Стратегия цивилизационной безопасности России (политико-философский анализ)» 2010-2012 гг. — Лукашев А.А. (молодой ученый), Федорова Ю.Е. (аспирант ГАУГН).
1. Насыров И.Р. научный руководитель – М. Хадави (ИРИ), соискатель степени кандидата философских наук, ИФ РАН, «Философия Муллы Садра». 2. Смирнов А.В. научный руководитель - Федорова Ю.Е., аспирантки ГАУГН второго года обучения. 3. Фролова Е.А. – руководство курсовой работой студентки 3-го курса ГАУГН Инжиры Бамбаевой. |
|||||
|