Институт Философии
Российской Академии Наук




  2010
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии исламского мира » Основные научные результаты » 2010

2010

Научный отчет cектора философии исламского мира Института философии РАН за 2010 год



I. Важнейшие научные результаты



 

Разработана методология логико-смыслового анализа культуры, понимаемой как способ смыслополагания. Предложенный подход предполагает исследование культуры как архитектоники сознания. Показана возможность двух архитектоник, субстанциальной и процессуальной, организующих магистральное русло смыслополагания. Теоретические положения применены к анализу различных сегментов арабо-мусульманской культуры, демонстрирующей процессуальное смыслополагание. (Смирнов А.В. Смыслополагание и инаковость культур // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. М.: Языки славянских культур, 2010, стр.15-123)

 

 

Впервые в отечественной науке реконструирована целостная история арабской философии, начиная с ее возникновения и кончая XXI веком, описаны и проанализированы основные направления, фигуры и проблематика, показаны экспликации философии в смежных направлениях культуры (науке и литературе). В научный оборот введен обширный оригинальный материал, касающийся становления и развития новой философии в арабских странах (конец XIX – начало XXI вв.) (Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М.: Языки славянских культур, 2010).

 

 

Выявлены перспективы диалога западной и исламской культур в условиях глобализации. Показано, что исследование фундаментальных понятий исламской культуры сегодня должно быть осуществлено на основе анализа онтологических и гносеологических взглядов представителей ведущих религиозно-философских направлений ислама классического периода (Насыров И.Р. Исламская концепция справедливости в контексте глобализирующегося мира // Феномен глобализации в контексте диалога культур / Ответ. редакторы И. К. Лисеев, Р. С. Сейфуллаев, Гезалов А. А.-оглы. – М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2010, сс. 145 – 156).  На основании перевода оригинальных текстов дано философское осмысление проблемы религиозной терпимости в ее связи с учением о бытии в поэтических сочинениях средневековых суфийских философов (Лукашев А.А. Проблема Иноверия и онтологические интуиции средневекового персидского суфизма // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 1. М.: Языки славянских культур, 2010. с. 451 – 471).

 

Выявлены основные концепции еврейской каббалы, воспринятые русскими мыслителями конца 18 – начала 19 в. (Н.И. Новиков, И.Г. Шварц, И.В. Лопухин, И.П. Елагин и др.), особенности их трансформации в сочинениях русских авторов, установлены основные модели интерпретации этих каббалистических   идей в религиозной философии и эзотеических школах в России конца XIX - первой трети XX в. (Бурмистров К.Ю. Kabbalah and Secret Societies in Russia (Eighteenth to Twentieth centuries) // Boaz Huss, Marco Pasi & Kocku von Stuckrad, eds. Kabbalah and Modernity. Interpretations, Transformations, Adaptations. Leiden: Brill 2010. P. 79-106).



 

II. Публикации

 

 

Книги

 

  • Бессмертная О.Ю., Журавский А.В., Смирнов А.В.и др. Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема / Отв. ред. А.В.Смирнов. М.: Языки славян. культур, 2010. 526 с.
  • [Бурмистров К.Ю.] Идель М. Каббала: новые перспективы. М.-Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2010 (Перевод Бурмистрова К.Ю. с англ. яз и иврита: Введение, гл.1-5, 10).
  • Фролова Е.А. Арабская философия. Прошлое и настоящее. М.: Языки славян. культур, 2010. 463 с.
  • Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1; Ishraq: Islamic Phi­losophy Yearbook. № 1. – M: Языки славянских культур, 2010. – 592 с: ил. ISBN 978-5-9551-0402-7. PDF 5 Mb
 
 

Статьи

 

  • Бурмистров К.Ю. 230 лет хасидской книги / 230 Years of Hasidic Books. Каталог выставки книг из фондов Российской государственной библиотеки. М.: РГБ, 2010. 72 с. на рус. и англ. яз. (Автор предисл., библиогр. и биогр. Аннот., сост.).

  • Бурмистров К. Kabbalah and Secret Societies in Russia (Eighteenth to Twentieth centuries) // Boaz Huss, Marco Pasi & Kocku von Stuckrad, eds. Kabbalah and Modernity. Interpretations, Transformations, Adaptations. Leiden, 2010. P. 79–106.

  • [Бурмистров К.Ю.] The Kabbalah as Primordial Tradition in Russian Secret Societies // Andreas B. Kilcher (ed.). Constructing Tradition. Means and Myths of Transmission in Western Esotericism. Leiden: Brill, 2010. P. 323-340.
  • Лукашев А.А. Проблема иноверия и онтологические интуиции средневекового персидского суфизма // Ишрак: ежегодник ислам. философии. № 1. М., 2010. С. 451–471.

  • Насыров И.Р. Взгляды Заки Валиди Тогана на проблему взаимоотношения западной и исламской цивилизаций // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе. Уфа, 2010. С. 419–422.

  • Насыров И.Р. Запад и исламский мир в философии истории Заки Валиди Тогана: проблема национальной и культурной идентичности в условиях глобализации // Ишрак: Ежегодник ислам. философии. № 1. М., 2010. С. 61–79.

  • Насыров И.Р. Исламская концепция справедливости в контексте глобализирующегося мира // Феномен глобализации в контексте диалога культур. М., 2010. С. 145–156.

  • Насыров И.Р. Исследования исламской классической исламской философии в России в 1990-х годах и начале XXI века // Ишрак: Ежегодник ислам. философии. № 1. М., 2010. С. 536–564.

  • Насыров И.Р. К вопросу о социальном утопизме мусульманского реформаторства // Мир ислама: история, общество, культура: Тез. докл. II Междунар. научн. конф. 28–30 окт. 2010 г. М., 2010 (0,1 а.л.).

  • Насыров И.Р. О перспективах диалога культур в условиях глобализации // Взаимодействие культур в условиях глобализации. М., 2010. С. 269–275.

  • Смирнов А.В. Архитектоника мусульманской этики // Ишрак: Ежегодник ислам. философии. № 1. М., 2010. С. 169–192.

  • Смирнов А.В. Можно ли строго говорить о непереводимости? // Гуманитарные чтения РГГУ–2009: Теория и методология гуманитарного знания. Гуманитарное знание и образование: Сб. материалов. М., 2010. С. 37–54.

  • Смирнов А.В. Общечеловеческое и всечеловеческое, или чему сегодня нас может научить Н.Я.Данилевский // Россия в диалоге культур. М., 2010. С. 103–109.

  • Смирнов А.В. Смыслополагание и инаковость культур // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. М., 2010. С. 15–123.

  • Смирнов А.В. Является ли универсальность философского разума стереотипом? // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 96–101.

  • Смирнов А.В. Христианские мотивы в узоре исламской мысли: Ибн Араби и ал-Кирмани // Символ. Париж-Москва. № 58 (2010). с.104-126.

  • Смирнов А.В.. Хейрат-и суфийане ва хонар-е ислами. Та’аммоли дар баре-йе тазаййон аз манзар-е фусус аль-хикам (тарджоме-йе Исма‘ил Панахи) // ‘Ирфан-е иран (маджмуэ-йе макалят) № 33,34. Техран: Хакикат, 1387. С. 179 – 196. (Суфийский принцип «растерянности» и исламское искусство: орнамент через призму «Фусус аль-хикам» (на перс. яз.).

  • Смирнов А.В. Ibn Haldūn i njegova nova nauka (prijevod sa ruskog na bosanski jezik) // Dijalog. Časopis za filozofiju i društvenu teoriju, broj 1-2, Centar za filozofska istraživanja ANUBiH (CFI), Sarajevo, 2010, str. 169–193 (Ибн Халдун и его «новая наука» // ДиалогСараево, 2010. № 1–2. С. 169–193 – на боснийск. яз.).



III. Научно-организационная работа



Работа по грантам:

Смирнов А.В.  Министерства образования и науки «Стратегия цивилизационной безопасности России (политико-философский анализ)» 2010-2012 гг.



Международное сотрудничество:

  • наши публикации, в которых приняли участие иностранные ученые:

Является ли универсальность философского разума стереотипом? // Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2010, стр. 96-101 (0,3 а.л.).

 


Сотрудничество с вузами:

  • наши публикации, в которых приняли участие преподаватели вузов:

Смыслополагание и инаковость культур // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема / Отв. ред. выпуска А.В.Смирнов. — М.: Языки славянских культур, 2010, стр.15-123 (6,5 а.л.). С участием:


1. А.В.Журавский, доцент Свято-Филаретовского православно-христианского Института.

2. Н.Ю.Чалисова, профессор РГГУ.


  • вузовские публикации, в которых мы приняли участие:

Можно ли строго говорить о непереводимости? // Гуманитарные чтения РГГУ — 2009: Теория и методология гуманитарного знания. Гуманитарное знание и образование: Сб. материалов. М.: РГГУ, 2010, стр.37-54 (0,75 а.л.).

 
  • курсы лекций, прочитанные в вузах:
  1. Классическая арабская философия. Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова, 2 семестра; (Смирнов А.В.)

  2. Классическая арабская философия. Новгородский Гос. университет им. Яр.Мудрого, 2 семестра. (Смирнов А.В.)

  3. Арабская культура и философия. Институт восточных культур и античности РГГУ (ИВКА РГГУ), 2 семестра. (Смирнов А.В.)

  4. Мусульманская этика. Философский факультет МГУ, 2 семестра. (Смирнов А.В.)

  5. Перевод классических арабских текстов. Отделение востоковедения философского факультета ГАУГН (3 курс), 2 семестра. (Смирнов А.В.)

  6. Классическая арабо-мусульманская философия. Отделение востоковедения философского факультете ГАУГН (2 курс), 2 семестра. (Насыров И.Р.)

  7. Классическая арабо-мусульманская философия. Отделение востоковедения философского факультете ГАУГН (3 курс), 1 семестр. (Фролова Е.А.)

 

Конференции, семинары и др.:


  • Наиболее крупные конференции, организованные другими учреждениями, в которых мы приняли участие:

Насыров И.Р. International Conference of Writers and Intellectuals on Sufism and Peace. Pakistan Academy of letters. 14 – 16 марта 2010, Исламабад, Пакистан. Тема доклада: “The role of the Sufi heritage in the modern era”.

Насыров И.Р. Вторая международная научная конференция «Мир ислама: история, общество, культура». РУДН и Фонд Марджани совместно с ИСАА МГУ, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и ГМ искусства народов Востока. Москва, 28-30 октября 2010 г. Тема доклада: «К вопросу о социальном утопизме мусульманского реформаторства».                                  

Насыров И.Р. Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: IV Международный симпозиум. Министерство образования и науки РФ, Правительство республики Башкортостан, IRCICA, БашГУ Уфа. 21-22 октября 2010 г. Тема доклада: «Взгляды Заки Валиди Тогана на проблему взаимоотношения западной и исламской цивилизаций».                     

Смирнов А.В. Конференция «Принцип атомизма и дискретный подход: язык и мышление». Институт «Русская антропологической школа» РГГУ при участии Кафедры ЮНЕСКО «Диалог культур» (ИФ РАН). РГГУ, 16-17 сентября 2010 г. Доклад «Атомарное время: от мутазилитов до суфиев».

Смирнов А.В. Международная конференция «Белые чтения». Пленарное заседание «От самоописания к научной парадигме: «картина мира» в культуре переходных эпох». Москва, РГГУ, 21-23 октября 2010 г. Пленарный доклад: «Картина мира как архитектоника сознания. Опыт востоковедного исследования».         

Смирнов А.В. Международный коллоквиум “Cura Vitae and Medieval Thought” (Попечение о жизни в средневековой мысли). National University of San Martin, University of Dresden. Буэнос-Айрес (Аргентина), 3-5 ноября 2010 г. Доклад “Care for Life in Medieval Islamic Though” (Попечение о жизни в средневековой исламской мысли).

Смирнов А.В. Всемирный день философии-2010. Иранский Институт философии, Тегеран (Иран). 21-23 ноября 2010 г. Доклад “Is Islamic philosophy non-Western?” (Является ли исламская философия не западной?).


 

Работа с молодыми учеными и студентами:


  • участие студентов и аспирантов ИФРАН и ГАУГН в наших публикациях и конференциях:
Ю.Е.Федорова (аспирант ГАУГН). Переход «явное – скрытое» как механизм формирования смысла поэтического текста: беседы шейха Сан‘ана с его учениками в поэме ‘Аттара «Язык птиц» // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема / Отв. ред. выпуска А.В.Смирнов. — М.: Языки славянских культур, 2010, стр.469-490.
  • полученные ими гранты:

        работа по гранту Министерства образования и науки «Стратегия цивилизационной безопасности России (политико-философский анализ)» 2010-2012 гг. — Лукашев А.А. (молодой ученый), Федорова Ю.Е. (аспирант ГАУГН).

  • руководство курсовыми, дипломными и диссертационными работами:

1. Насыров И.Р. научный руководитель – М. Хадави (ИРИ), соискатель степени кандидата философских наук, ИФ РАН, «Философия Муллы Садра».

2. Смирнов А.В. научный руководитель - Федорова Ю.Е., аспирантки ГАУГН второго года обучения.

3. Фролова Е.А. – руководство курсовой работой студентки 3-го курса ГАУГН Инжиры Бамбаевой.