Институт Философии
Российской Академии Наук




  2012
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии исламского мира » Основные научные результаты » 2012

2012

Научный отчет cектора философии исламского мира Института философии РАН за 2012 год




I. Важнейшие научные результаты


 

Впервые выделены и описаны основные темы арабского философского дискурса второй половины XX-начала XXI вв.: возрождение арабской культуры, отношение к западной мысли, подражание ей и отстаивание самобытности, оценка роли ислама в современном мире, понимание сущности таких течений, как исламизм и фундаментализм, а также видение будущности арабской культуры (Фролова Е.А. Дискурс современной арабской философии. Часть 1 / Отв. ред. А.В. Смирнов. М.: Языки славянских культур, 2012. 72 с. (Сер. «Философская мысль исламского мира»).

 

Дано понимание логико-смыслового подхода к исследованию культуры как пути, избегающего крайностей традиционного универсализма, придающего частному культурному опыту общечеловеческий характер, с одной стороны, и цивилизационного подхода, замыкающего культуру в жестких рамках ее отличительных черт, с другой. Логико-смысловой подход позволяет понять культуру как способ смыслополагания, а учет плюральности этих способов — интерпретировать универсализм как все-человеческое, а не обще-человеческое (Смирнов А.В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 21–34).

 

Выделены основные принципы и этапы формирования современной еврейской философской мысли (18-21 вв.) и составлено энциклопедическое описание взглядов всех основных течений и представителей (Бурмистров К.Ю. Современная еврейская философия, раздел статьи «Еврейская философия» для электронной версии Новой еврейской энциклопедии на сайте ИФ РАН /elib/3672.html#13)

 

Выявлено расхождение социально-политических воззрений Ибн Халдуна и Аристотеля: для Аристотеля цель государства — утверждение справедливости и добродетели в жизни членов полиса (государства), тогда как для Ибн Халдуна государство служит средством установления господства сильнейшего с опорой на насилие // Ilshat Nasyrov. Views of Ibn Khaldun and Aristotle on State // Religious and Philosophical Texts: Re-reading, Understanding and Comprehending them in the 21st Century" (Dînî ve Felsefî metinler. Yirmibirinci Yüzyilda Yeniden Okuma, Anlama ve Algilama). Istanbul: 2012. Vol. 1. P. 67-75).

 

Проведено компаративное исследование фундаментальной проблемы исламской философии – соотношения категорий Единого и множественного. На материале работ Ибн Араби и Махмуда Шабистари удалось выявить существенные различия не только в выстраивании данными авторами категориальных отношений (Ибн Араби пишет о взаимном соответствии противопоставленных категорий без их слияния или отождествления, Шабистари же вовсе отвергает множественность как нечто, существующее вне человеческого сознания), но и в их представлениях о мироустройстве. Результаты исследования могут в перспективе создать условия для определения персоязычной философии как независимого явления в исламской мысли. (Лукашев А.А. Ибн Араби и Махмуд Шабистари: два подхода к решению проблемы соотношения единого и множественного // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 3. М., 2012. С. 252–263.)

 

Выявлен и рассмотрен ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме, опиравшийся, с одной стороны, на представления о структуре бытия, где каждая вещь была проявлением Единого Бога (в силу этого обстоятельства, поклонение идолам не препятствовало исповеданию единобожия), а с другой – на утверждение исключительной важности философских взглядов человека в вопросе о религиозной демаркации и, как результат – отказ от внешних признаков религиозной принадлежности как показателя религиозного статуса (Лукашев А.А. Ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Восток и Запад: приоритеты эпох. Сборник статей участников ежегодной научной конференции. М.: 2012.  С. 347–353.)

 

Впервые предпринята попытка определения границ применимости отношения «явное-скрытое» как принципа построения категориальных отношений в персоязычной философской мысли (Лукашев А.А. Об ограниченной применимости принципа «явное-скрытое» в средневековой суфийской философской поэзии (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // VII  Международная конференция «Исторические источники Евразийских и Североафриканских цивилизаций: компьютерные подходы». Тезисы докладов. М., 2012. С. 70–71.)

 

Проанализированы структурные особенности философской поэмы "Язык птиц" (Мантик ат-тайр) Фарид ад-Дина Аттара, в которой он представил процессуальное понимание истины в контексте изложения суфийской концепции богопознания. Выявлено, что процессуальность является сущностной характеристикой истины, которая выявляется через соотношение понятий «явное» и «скрытое». В то же время процессуальность является и способом достижения истины, который в философии суфизма связан с понятием «путь [к Богу]» (тарик). Вся поэма «Язык птиц» выстраивается Аттаром таким образом, чтобы раскрыть содержание понятия "истина" (Федорова Ю.Е. Путь к Истине: структура философской поэмы “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII в.) // «Философия и культура» №9 (57). М.: Nota Bene, 2012. С. 83-93.

 


 

II. Публикации

 

  

Книги

 


Статьи


 

  • Бурмистров К.Ю. Современная еврейская философия, раздел статьи «Еврейская философия» для электронной версии Новой еврейской энциклопедии на сайте ИФ РАН /elib/3672.html#13

  • Бурмистров К.Ю. Письмо прот. Сергия Булгакова иеромон. Афанасию (Петрову). Предисловие, публикация, комментарии // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 71–77.

  • Бурмистров К.Ю. «Я не знаю, что такое “русская каббала”». Интервью // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 4. С. 53-57.  

  • Бурмистров К.Ю. «Каббала как поэзия». Интервью // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 9. С. 54-58.

 
 
 

Материалы конференций

 

  • Лукашев А.А. Соотношение единого и множественного. Специфика решения проблемы в средневековой персидской традиции (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Тезисы доклада на Российском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». Нижний Новгород: 2012. С. 163–164.                     

  • Лукашев А.А. Ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Восток и Запад: приоритеты эпох. Сборник статей участников ежегодной научной конференции. М.: 2012. С. 347–353.                       

  • Лукашев А.А. Об ограниченной применимости принципа «явное-скрытое» в средневековой суфийской философской поэзии (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // VII  Международная конференция «Исторические источники Евразийских и Североафриканских цивилизаций: компьютерные подходы». Тезисы докладов. М., 2012. С. 70–71.                       

  • Насыров И. Views of Ibn Khaldun and Aristotle on State // Religious and Philosophical Texts: Re-reading, Understanding and Comprehending them in the 21st Century (Dînî ve Felsefî metinler. Yirmibirinci Yüzyilda Yeniden Okuma, Anlama ve Algilama). Istanbul: 2012. Vol. 1. P. 67-75.            

  • Насыров И.Р. Турецкий историк Заки Валиди Тоган о сходстве в реформах в России и Турции в середине XIX – начале XX века // Исторические, культурные и экономические связи между Турцией и Россией. М., 2012. С. 155-122.                 

  • Насыров И.Р. Как сравнивать и различать аскетические практики разных культур? // VI Российский философский конгресс «Философия в современном обществе: Диалог мировоззрений». Нижний Новгород, 2012. С. 164.             

 


III. Научно-организационная работа


  • Научные мероприятия
 

Постоянно действующий семинар сектора философии исламского мира «Архитектоника культуры» http://iph.ras.ru/seminar.htm (4 заседания в 2012 г.)

 

 

  • Наиболее крупные конференции, организованные другими учреждениями, в которых приняли участие сотрудники сектора:  

 

  • Бурмистров К.Ю. Доклад «Спиноза и еврейская традиция: проблема источников и влияний в контексте истории эзотерических идей второй половины 17 в.». Международный симпозиум «Спиноза: между Средневековьем и Новым временем», Санкт-Петербургский университет, Философский факультет, 22-24 ноября 2012 г.

  • Бурмистров К.Ю. Доклад «Каббала и космогония русских масонов конца 18 – нач. 19 вв.». Международная научная конференция «Россия и Гнозис», ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, Москва, 15-17  октября 2012 г.

  • Бурмистров К.Ю. Доклад «Основные тенденции в развитии хасидского книгопечатания». Международный семинар «История еврейской книжности», Institute for Jewish Studies, Иерусалим, Израиль, 20-30 марта 2012 г.                   

  • Насыров И.Р. Доклад «Турецкий историк Заки Валиди Тоган о сходстве в реформах в России и Турции в середине XIX – начале XX века». Международный симпозиум «Исторические, культурные и экономические связи между Турцией и Россией. Стамбульский университет, 05 апрель 2012. Стамбул.         

  • Смирнов А.В. Доклад «Зачем востоковеду методология компаративистики?». VI Российский философский конгресс. Российское философское общество, Правительство Нижегородской области, Институт философии РАН, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачесвского, Нижегородский институт управления РАНХ и ГС, Нижегородский государственный педагогический  университет им. К. Минина. Н.Новгород, 27-30 июня 2012 г.

  • Смирнов А.В. Доклад «Новый гуманизм как новый универсализм?». Международный семинар «Век XXI: к новому гуманизму». Федеральное Агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству при поддержке ЮНЕСКО, Париж, 23-24 января 2012 г.     

  • Смирнов А.В. Доклад «Happiness as self-realization: two Islamic approaches (ас-Сухраварди и Ибн ‘Араби о счастье как раскрытии Я).  Международный коллоквиум «Евдемония и поиск счастья в иранской мысли». Межуниверситетский центр Эльзаса по иранистике. Страсбург (Франция), Страсбургский университет, 3-5 апреля 2012 г.         


 

  • Выступления сотрудников сектора в СМИ (радио, газеты, журналы, телевидение, Интернет-издания):

     

  • Интервью Николая Александрова с Константином Бурмистровым «Я не знаю, что такое “русская каббала”» // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 4.

  • Интервью Александра Иличевского с Константином Бурмистровым «Каббала как поэзия» // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 9.

  • Смирнов А.В. Хотим учиться! Но чему? («Основы религиозных культур и светской этики» надо переписывать?) // Газета «Столичность», 30 октября 2012.

  • Смирнов А.В. Передача «Диалог культур». Телеканал «Просвещение», программа «История идей». Эфир: 19 апреля 2012 (Часть 1), 25 апреля 2012 (Часть 2).

 

 

  • Сотрудничество с вузами

           

  • Вузовские публикации, в которых приняли участие сотрудники ИФ РАН

 

Лукашев А.А. Ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Восток и Запад: приоритеты эпох. Сборник статей участников ежегодной научной конференции. М.: 2012. С. 347–353.

           

  • Курсы лекций, прочитанные в вузах
 
  • Бурмистров К.Ю. «История религий изучаемой страны» (1 семестр, 4 курс отделение востоковедения ГАУГН)

  • Лукашев А.А.«История исламской философии» в рамках обязательного курса «История восточных философий» (один семестр) на пятом курсе философского факультета ГАУГН; «Информатика» (один семестр)  на четвертом курсе философского факультета ГАУГН; «Базы данных» (один семестр) на четвертом курсе философского факультета ГАУГН.

  • Насыров И.Р. «История арабо-мусульманской философии»,  3 курс отделения востоковедения философского факультета ГАУГН, 2 семестра.

  • Смирнов А.В. «Классическая арабская философия», ИСАА МГУ, 3 курс, 2 семестра; «История арабо-мусульманской философии», ИВКА РГГУ, 3 курс, 4 семестра; «Классическая арабская философия», НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1 семестр

  • Фролова Е.А. «Философия перипатетизма». Учение Ибн Сины. (1 семестр, 3 курс отдел. востоковедения ГАУГН); «Современная арабская философия» (1 семестр, 4 курс отдел. востоковедения ГАУГН).

 

 

  •  Полученные сотрудниками почетные звания, премии, медали

 

Лукашев А.А.: Грант президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук в области знания «общественные и гуманитарные науки», проект МК-5558.2012.6.   

                       

 

  • Работа с молодыми учеными и студентами
  • Руководство курсовыми, дипломными и диссертационными работами:

 

Насыров И.Р.: Руководство курсовыми работами Д. Гундлах, Е. Кадымовой, И. Бамбаевой, А. Елисеевой, Ш. Хан.

Фролова Е.А.: Руководство курсовой работой М. Родионовой «Концепция возрождения (нахда) у М.А.аль-Джабири» (3 курс отдел. востоковедения ГАУГН).