Научный отчет cектора философии исламского мира Института философии РАН за 2012 год
I. Важнейшие научные результаты
Впервые выделены и описаны основные темы арабского философского дискурса второй половины XX-начала XXI вв.: возрождение арабской культуры, отношение к западной мысли, подражание ей и отстаивание самобытности, оценка роли ислама в современном мире, понимание сущности таких течений, как исламизм и фундаментализм, а также видение будущности арабской культуры (Фролова Е.А. Дискурс современной арабской философии. Часть 1 / Отв. ред. А.В. Смирнов. М.: Языки славянских культур, 2012. 72 с. (Сер. «Философская мысль исламского мира»).
Дано понимание логико-смыслового подхода к исследованию культуры как пути, избегающего крайностей традиционного универсализма, придающего частному культурному опыту общечеловеческий характер, с одной стороны, и цивилизационного подхода, замыкающего культуру в жестких рамках ее отличительных черт, с другой. Логико-смысловой подход позволяет понять культуру как способ смыслополагания, а учет плюральности этих способов — интерпретировать универсализм как все-человеческое, а не обще-человеческое (Смирнов А.В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 21–34).
Выделены основные принципы и этапы формирования современной еврейской философской мысли (18-21 вв.) и составлено энциклопедическое описание взглядов всех основных течений и представителей (Бурмистров К.Ю. Современная еврейская философия, раздел статьи «Еврейская философия» для электронной версии Новой еврейской энциклопедии на сайте ИФ РАН /elib/3672.html#13)
Выявлено расхождение социально-политических воззрений Ибн Халдуна и Аристотеля: для Аристотеля цель государства — утверждение справедливости и добродетели в жизни членов полиса (государства), тогда как для Ибн Халдуна государство служит средством установления господства сильнейшего с опорой на насилие // Ilshat Nasyrov. Views of Ibn Khaldun and Aristotle on State // Religious and Philosophical Texts: Re-reading, Understanding and Comprehending them in the 21st Century" (Dînî ve Felsefî metinler. Yirmibirinci Yüzyilda Yeniden Okuma, Anlama ve Algilama). Istanbul: 2012. Vol. 1. P. 67-75).
Проведено компаративное исследование фундаментальной проблемы исламской философии – соотношения категорий Единого и множественного. На материале работ Ибн Араби и Махмуда Шабистари удалось выявить существенные различия не только в выстраивании данными авторами категориальных отношений (Ибн Араби пишет о взаимном соответствии противопоставленных категорий без их слияния или отождествления, Шабистари же вовсе отвергает множественность как нечто, существующее вне человеческого сознания), но и в их представлениях о мироустройстве. Результаты исследования могут в перспективе создать условия для определения персоязычной философии как независимого явления в исламской мысли. (Лукашев А.А. Ибн Араби и Махмуд Шабистари: два подхода к решению проблемы соотношения единого и множественного // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 3. М., 2012. С. 252–263.)
Выявлен и рассмотрен ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме, опиравшийся, с одной стороны, на представления о структуре бытия, где каждая вещь была проявлением Единого Бога (в силу этого обстоятельства, поклонение идолам не препятствовало исповеданию единобожия), а с другой – на утверждение исключительной важности философских взглядов человека в вопросе о религиозной демаркации и, как результат – отказ от внешних признаков религиозной принадлежности как показателя религиозного статуса (Лукашев А.А. Ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Восток и Запад: приоритеты эпох. Сборник статей участников ежегодной научной конференции. М.: 2012. С. 347–353.)
Впервые предпринята попытка определения границ применимости отношения «явное-скрытое» как принципа построения категориальных отношений в персоязычной философской мысли (Лукашев А.А. Об ограниченной применимости принципа «явное-скрытое» в средневековой суфийской философской поэзии (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // VII Международная конференция «Исторические источники Евразийских и Североафриканских цивилизаций: компьютерные подходы». Тезисы докладов. М., 2012. С. 70–71.)
Проанализированы структурные особенности философской поэмы "Язык птиц" (Мантик ат-тайр) Фарид ад-Дина Аттара, в которой он представил процессуальное понимание истины в контексте изложения суфийской концепции богопознания. Выявлено, что процессуальность является сущностной характеристикой истины, которая выявляется через соотношение понятий «явное» и «скрытое». В то же время процессуальность является и способом достижения истины, который в философии суфизма связан с понятием «путь [к Богу]» (тарик). Вся поэма «Язык птиц» выстраивается Аттаром таким образом, чтобы раскрыть содержание понятия "истина" (Федорова Ю.Е. Путь к Истине: структура философской поэмы “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII в.) // «Философия и культура» №9 (57). М.: Nota Bene, 2012. С. 83-93.
II. Публикации
Книги
Статьи
-
Бурмистров К.Ю. Современная еврейская философия, раздел статьи «Еврейская философия» для электронной версии Новой еврейской энциклопедии на сайте ИФ РАН /elib/3672.html#13
-
Бурмистров К.Ю. Письмо прот. Сергия Булгакова иеромон. Афанасию (Петрову). Предисловие, публикация, комментарии // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 71–77.
-
Бурмистров К.Ю. «Я не знаю, что такое “русская каббала”». Интервью // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 4. С. 53-57.
-
Бурмистров К.Ю. «Каббала как поэзия». Интервью // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 9. С. 54-58.
-
Лукашев А.А. Ибн Араби и Махмуд Шабистари: два подхода к решению проблемы соотношения единого и множественного // Ишрак: ежегодник исламской философии. № 3. М., 2012. С. 252–263.
-
Насыров И.Р. Пер. с араб. и коммент.: Ибн ‘Араби. О знании числа [божественных] тайн, что достаются свидетельствующему при предстоянии напротив [Бога] . Фрагменты из Мекканских откровений (Ал‑Футухат ал‑маккиййа) // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М., 2012. С. 77-97.
-
Насыров И.Р. Турецкий историк Заки Валиди Тоган о сходстве в реформах в России и Турции в середине XIX – начале XX века / Исторические, культурные и экономические связи между Турцией и Россией. Материалы международного симпозиума, Стамбул, 5 апреля 2012 г. / Сост. О.Ю. Кузнецов. – М.: Турецко-русский культурный центр С. 155-122. 0,4 п.л.
-
Насыров И.Р. Views of Ibn Khaldun and Aristotle on State // Religious and Philosophical Texts: Re-reading, Understanding and Comprehending them in the 21st Century" (Dînî ve Felsefî metinler. Yirmibirinci Yüzyilda Yeniden Okuma, Anlama ve Algilama), Vol. 1 / Istanbul University-Sultanbeyli Belediyesi. Istanbul, Turkey, 2012. P. 67-75. 0,7 п.л.
-
Насыров И.Р. Как сравнивать и различать аскетические практики разных культур? / Тезисы доклада VI российского философского конгресса «Философия в современном обществе: Диалог мировоззрений». Нижний Новгород: изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. С. 164. 00,5 а.л.
-
Насыров И.Р. Взгляды Мурада Рамзи по вопросам реформирования и модернизации ислама / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 27-34. 0,3 п.л.
-
Насыров И.Р. Абу Йазид ал-Бистами / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 295-299. 0,2 п.л.
-
Насыров И.Р. Ал-Джунайд / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 299-306. 0,3 п.л.
-
Насыров И.Р. ‘Абд ал-Вахид ибн Зайд / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 307-310. 0,15 п.л.
-
Насыров И.Р. Абу Зарр / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 310-313. 0,15 п.л.
-
Насыров И.Р. Ибн ал-Мубарак / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 326-331. 0,2 п.л.
-
Насыров И.Р. Ибрахим ибн Адхам / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 334-338. 0,2 п.л.
-
Насыров И.Р. Раби‘а ал-‘Адавиййа / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 341-345. 0,2 п.л.
-
Насыров И.Р. Сахл ат-Тустари / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 346-351. 0,25 п.л.
-
Насыров И.Р. Салман ал-Фариси. / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 351-354. 0,1 п.л.
-
Насыров И.Р. Фудайл ибн ‘Ийад / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 354-357. 0,1 п.л.
-
Насыров И.Р. Шакик ал-Балхи / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 357-359. 0,1 п.л.
-
Насыров И.Р. Время (вакт) / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 359-361. 0,1 п.л.
-
Насыров И.Р. Зухд / Ежегодник «Арабские исследования». М.: – РУДН, 2012. С. 362-368. 0,3 п.л.
-
Смирнов А.В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 21–34.
-
Смирнов А.В. Ибн ‘Араби. Геммы мудрости (отрывок). Перевод с арабского и комментарии А.В.Смирнова // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М., 2012. С. 62–76.
-
Смирнов А.В. Бог-и-мир и Истина истин: логико-смысловой анализ оснований концепции Ибн ‘Араби // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М., 2012. С. 41–61.
-
Смирнов А.В. Logic of Sense. Chapter II: The Key Exemplifications of Logic-and-Meaning Configuration in Arabic Philosophy // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М., 2012. С. 514–546.
-
Смирнов А.В. Работа над ошибками: чем можно объяснить герменевтическую неудачу Т.Ибрагима? // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М.: Вост. лит., 2012, стр. 601-634.
-
Смирнов А.В. Как можно говорить о логиках мышления разных культур? (Послесловие к статье Го Сяоли) // Философский журнал. 2012. № 1(8). С. 98–102.
-
Смирнов А.В. Философия перевода и перевод философии / Философский журнал. 2012. № 1(8). С. 40–58.
-
Смирнов А.В. Зачем востоковеду методология компаративистики? Тезисы доклада на секции "Сравнительная философия" на VI Российском философском конгрессе (Н.Новгород 26-30 июня 2012 г.).
-
Федорова Ю.Е. Путь к Истине: структура философской поэмы “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII в.) // Философия и культура. 2012. №9 (57). С. 83–93.
Материалы конференций
-
Лукашев А.А. Соотношение единого и множественного. Специфика решения проблемы в средневековой персидской традиции (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Тезисы доклада на Российском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». Нижний Новгород: 2012. С. 163–164.
-
Лукашев А.А. Ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Восток и Запад: приоритеты эпох. Сборник статей участников ежегодной научной конференции. М.: 2012. С. 347–353.
-
Лукашев А.А. Об ограниченной применимости принципа «явное-скрытое» в средневековой суфийской философской поэзии (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // VII Международная конференция «Исторические источники Евразийских и Североафриканских цивилизаций: компьютерные подходы». Тезисы докладов. М., 2012. С. 70–71.
-
Насыров И.Р. Views of Ibn Khaldun and Aristotle on State // Religious and Philosophical Texts: Re-reading, Understanding and Comprehending them in the 21st Century (Dînî ve Felsefî metinler. Yirmibirinci Yüzyilda Yeniden Okuma, Anlama ve Algilama). Istanbul: 2012. Vol. 1. P. 67-75.
-
Насыров И.Р. Турецкий историк Заки Валиди Тоган о сходстве в реформах в России и Турции в середине XIX – начале XX века // Исторические, культурные и экономические связи между Турцией и Россией. М., 2012. С. 155-122.
-
Насыров И.Р. Как сравнивать и различать аскетические практики разных культур? // VI Российский философский конгресс «Философия в современном обществе: Диалог мировоззрений». Нижний Новгород, 2012. С. 164.
III. Научно-организационная работа
Постоянно действующий семинар сектора философии исламского мира «Архитектоника культуры» http://iph.ras.ru/seminar.htm (4 заседания в 2012 г.)
- Наиболее крупные конференции, организованные другими учреждениями, в которых приняли участие сотрудники сектора:
-
Бурмистров К.Ю. Доклад «Спиноза и еврейская традиция: проблема источников и влияний в контексте истории эзотерических идей второй половины 17 в.». Международный симпозиум «Спиноза: между Средневековьем и Новым временем», Санкт-Петербургский университет, Философский факультет, 22-24 ноября 2012 г.
-
Бурмистров К.Ю. Доклад «Каббала и космогония русских масонов конца 18 – нач. 19 вв.». Международная научная конференция «Россия и Гнозис», ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, Москва, 15-17 октября 2012 г.
-
Бурмистров К.Ю. Доклад «Основные тенденции в развитии хасидского книгопечатания». Международный семинар «История еврейской книжности», Institute for Jewish Studies, Иерусалим, Израиль, 20-30 марта 2012 г.
-
Насыров И.Р. Доклад «Турецкий историк Заки Валиди Тоган о сходстве в реформах в России и Турции в середине XIX – начале XX века». Международный симпозиум «Исторические, культурные и экономические связи между Турцией и Россией. Стамбульский университет, 05 апрель 2012. Стамбул.
-
Смирнов А.В. Доклад «Зачем востоковеду методология компаративистики?». VI Российский философский конгресс. Российское философское общество, Правительство Нижегородской области, Институт философии РАН, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачесвского, Нижегородский институт управления РАНХ и ГС, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Н.Новгород, 27-30 июня 2012 г.
-
Смирнов А.В. Доклад «Новый гуманизм как новый универсализм?». Международный семинар «Век XXI: к новому гуманизму». Федеральное Агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству при поддержке ЮНЕСКО, Париж, 23-24 января 2012 г.
-
Смирнов А.В. Доклад «Happiness as self-realization: two Islamic approaches (ас-Сухраварди и Ибн ‘Араби о счастье как раскрытии Я). Международный коллоквиум «Евдемония и поиск счастья в иранской мысли». Межуниверситетский центр Эльзаса по иранистике. Страсбург (Франция), Страсбургский университет, 3-5 апреля 2012 г.
- Выступления сотрудников сектора в СМИ (радио, газеты, журналы, телевидение, Интернет-издания):
-
Интервью Николая Александрова с Константином Бурмистровым «Я не знаю, что такое “русская каббала”» // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 4.
-
Интервью Александра Иличевского с Константином Бурмистровым «Каббала как поэзия» // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 9.
-
Смирнов А.В. Хотим учиться! Но чему? («Основы религиозных культур и светской этики» надо переписывать?) // Газета «Столичность», 30 октября 2012.
-
Смирнов А.В. Передача «Диалог культур». Телеканал «Просвещение», программа «История идей». Эфир: 19 апреля 2012 (Часть 1), 25 апреля 2012 (Часть 2).
- Вузовские публикации, в которых приняли участие сотрудники ИФ РАН
Лукашев А.А. Ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Восток и Запад: приоритеты эпох. Сборник статей участников ежегодной научной конференции. М.: 2012. С. 347–353.
- Курсы лекций, прочитанные в вузах
-
Бурмистров К.Ю. «История религий изучаемой страны» (1 семестр, 4 курс отделение востоковедения ГАУГН)
-
Лукашев А.А.«История исламской философии» в рамках обязательного курса «История восточных философий» (один семестр) на пятом курсе философского факультета ГАУГН; «Информатика» (один семестр) на четвертом курсе философского факультета ГАУГН; «Базы данных» (один семестр) на четвертом курсе философского факультета ГАУГН.
-
Насыров И.Р. «История арабо-мусульманской философии», 3 курс отделения востоковедения философского факультета ГАУГН, 2 семестра.
-
Смирнов А.В. «Классическая арабская философия», ИСАА МГУ, 3 курс, 2 семестра; «История арабо-мусульманской философии», ИВКА РГГУ, 3 курс, 4 семестра; «Классическая арабская философия», НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1 семестр
-
Фролова Е.А. «Философия перипатетизма». Учение Ибн Сины. (1 семестр, 3 курс отдел. востоковедения ГАУГН); «Современная арабская философия» (1 семестр, 4 курс отдел. востоковедения ГАУГН).
- Полученные сотрудниками почетные звания, премии, медали
Лукашев А.А.: Грант президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук в области знания «общественные и гуманитарные науки», проект МК-5558.2012.6.
- Работа с молодыми учеными и студентами
- Руководство курсовыми, дипломными и диссертационными работами:
Насыров И.Р.: Руководство курсовыми работами Д. Гундлах, Е. Кадымовой, И. Бамбаевой, А. Елисеевой, Ш. Хан.
Фролова Е.А.: Руководство курсовой работой М. Родионовой «Концепция возрождения (нахда) у М.А.аль-Джабири» (3 курс отдел. востоковедения ГАУГН).
|