Институт Философии
Российской Академии Наук




  2024
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии исламского мира » Основные научные результаты » 2024

2024

Научный отчет cектора философии исламского мира Института философии РАН за 2024 год

 



I. Важнейшие научные результаты



Тема 1. Выявление и анализ базовых механизмов, обеспечивающих функционирование сознания и его связность (Смирнов А.В., Бородай С.Ю.)

 

На материале классической арабской литературы проверена гипотеза вариативности базовых, как правило, неосознаваемых механизмов работы сознания, обеспечивающих понимание текста и, шире, связность картины мира и теоретических построений. Интенциональность сознания схематизирована как способность полагания «что-и-какое». Вариативность осуществления этой способности обеспечена, во-первых, различием исходных интуиций пространства либо времени и, во-вторых, приоритизацией единства либо множественности. Понимание любого отдельного высказывания или текста предполагает задействование данной схематики в каком-то из её вариантов, причём текст как таковой никогда не обеспечивает решающего преимущества того или иного варианта. Понимание текста не может быть объяснено на основе традиционных теорий значения, развивавшихся в европейской философии начиная с Аристотеля или в арабо-мусульманской философии начиная с классической эпохи, поскольку эти теории оставляют нас с замкнутым кругом и дурной бесконечностью объяснения значения через другое значение. Предложенное теоретическое объяснение позволяет преодолеть замкнутый круг и показать, каким образом человеческое сознание способно придавать смысл словесным конструкциям. (Смирнов А.В. Слово и смысл. М.: ООО «Садра», 2024; Смирнов А.В. Стена и куст, или Как возможна культурно-социальная эпистемология? (К 70-летию И.Т. Касавина) // Человек мигрирующий: к 70-летию И.Т. Касавина / Под ред. Л.А. Тухватулиной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 103–123.)

Сформулированы основные положения логико-смысловой теории: ключевая черта сознания — способность к связности (язык, чувственное восприятия и мышление); вариативность интуиции связности объясняет категориальную разницу философских традиций (в частности, греческой и арабской); обнаруженный механизм реализации этой интуиции заполняет пробел в кантовском понимании сознания и самосознания. Логико-смысловая теория лежит в основе логико-смысловой герменевтики. Она позволяет обнаружить результаты работы скрытых механизмов сознания как установления связности «что-и-какое», решить проблему соотношения значения и смысла и осознать, что понимание неустранимо вариативно, а смыслов у любого текста всегда не меньше двух. Интерпретационный потенциал логико-смысловой герменевтики продемонстрирован на примере авторского перевода фрагмента суфийского текста. (Смирнов А.В. Логико-смысловая герменевтика // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Специальный выпуск: Статьи по материалам Всероссийской конференции «Таврические философские чтения “Анахарсис”». Т. 10 (76). 2024. С. 6–12.)

На материале когнитивной семантики и нейронаук показано, что прототипическая форма сознания невозможна без естественного языка, а язык невозможен без тела. В связи с этим дана критика дизайну мысленного эксперимента «мозг в колбе», который по ряду причин невозможен: во-первых, индивидуальный мозг отражает идиосинкратичный опыт, связанный с телом, который нельзя перевести во внемодальную «информацию», а значит нельзя представить вне конкретного биологического носителя; во-вторых, сам мозг является частью нервной системы и тела в целом, а наиболее полное понимание функционирования нервной системы возможно лишь с учетом сравнительно-эволюционной, онтогенетической и культурной перспектив — в связи с чем требуется холистический взгляд как на сам мозг, так и на его коррелят в виде сознания; в-третьих, несоизмеримость прототипической онтологии «вычисления» (информация, ввод-обработка-вывод и пр.) и онтологии биологических процессов препятствует редукции операций мозга к вычислениям. В то же время установлено, что возможны инструментальные подходы к сознанию и мозгу, которые, впрочем, не должны претендовать на построение исчерпывающей объяснительной модели (Бородай С.Ю. Несколько аргументов в пользу концепции воплощенного познания // Философский журнал. 2024. Т. 17. № 2. С. 137–152).


 

Тема 2. Историко-философский анализ идей, заимствованных из традиции еврейского мистицизма, у мыслителей Серебряного века русской культуры (Бурмистров К.Ю.)

 

Впервые приведен историко-философский анализ присутствия идей, заимствованных из традиции еврейского мистицизма, у ряда ключевых мыслителей Серебряного века русской культуры. Выявлены основные концепции каббалы (относящиеся к метафизике, космологии, антропологии, учению о языке), воспринятые русскими авторами и включенные ими в их собственные теоретические построения, а также повлиявшие на их творчество как поэтов, писателей, на их религиозные взгляды. Введен в научный оборот комплекс малоизвестных, забытых, а также впервые установленных архивных источников. (Бурмистров К.Ю. В поисках Зефиреи: Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024). Рассмотрен и впервые концептуализирован оригинальный подход к природе еврейского мистицизма у немецко-еврейского философа первой половины ХХ в. Оскара Гольдберга Бурмистров К.Ю. «Возродившийся в наши дни современник Моисея»:  Оскар Гольдберг и каббалистическая метафизика  //  Философский жур-нал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. No 3. С. 20–35). На основе впервые публикуемого архивного текста 1920 г. восстановлен важный эпизод творческой биографии поэта и филолога Г.В. Маслова (Бурмистров К.Ю. «Первый поэт Сибири»: материалы  к биографии Георгия Маслова // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 1. С. 148–167). Проанализированы герменевтические приемы, использованные авторами важнейшего произведения средневековой каббалистической традиции – «Книги Сияния» (XIII в.) (Бурмистров К.Ю. Как работает текст Книги Сияния (Зоѓар): рациональное, мистическое и магическое в еврейском эзотеризме // Человек и антропология: Материалы Всерос. науч. конф. ХХ Таврические философские чтения «Анахарсис» / Под общ. ред. Л.Т. Рыскельдиевой, О.В. Зарапина, А.В. Бойко. Симферополь: Изд-во ООО «Антиква», 2024. С. 64–67; Бурмистров К.Ю. К читателям Путеводителя // Грин А. Путеводитель по книге Зогар / Пер. с англ. Е. Левина. М.: Библиотека М. Гринберга; Книжники, 2024 (2025). С. 11–17).

 

 

Тема 3. Исследование философской и социально-политической проблематики в работах арабоязычных мыслителей (Насыров И.Р., Фролова Е.А.)

 

Проведено исследование понятия «религия» в широком историко-культурном контексте исламской традиции. Показано, что исламские теологи и философы внесли существенный вклад в осмысление различных понятий, употребляемых для обозначения коллективных верований, ритуалов и религиозных общин. Выявлено, что термин милла является наиболее близким европейскому понятию религии эквивалентом исламской традиции. Установлено, что видный представитель арабо-мусульманского аристотелизма ал‑Фараби (870–950) предложил для определения религии как таковой, без узкоконфессиональной (исламской) коннотации, термин милла (Насыров И.Р. Понятие «религия» в исламе // Философия религии: аналитические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 24–52. DOI 10.21146/2587-683X-2024-8-2-24-52).

Проведена работа по изучению проблематики божественных атрибутов в исламском богословии и арабо-мусульманском аристотелизме. Приведены доводы в пользу того, что формирование проблематики божественных атрибутов в исламской философской традиции явилось результатом взаимодействия культур Запада и исламского Востока (Насыров И.Р. Проблематика божественных атрибутов в теолого-философской мысли ислама // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2024. Т. 22. № 2. С. 36–56. DOI: 10.47132/2541-9587_2024_2_36).

Изучены философские взгляды ливанского лингвиста и писателя Камала Йусуфа ал-Х̣аджа (1917–1976). Показана зависимость его концепции от бергсонианских и экзистенциалистских теорий, реконструировано ее социально-политическое измерение. Отдельно рассмотрено учение ал-Х̣аджа о роли личности в истории – фигуре политического вождя, сохраняющего за собой, в том числе, и традиционный религиозный статус (Фролова Е.А. Философское исламоведение в Институте философии (60-е гг. ХХ – 20-е гг. XXI в.) // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 2. С. 118–127. DOI 10.21146/2949-1126-2024-2-2-118-127).

 

 Тема 4. Историко-философская реконструкция идей и концепций крупных представителей персоязычного суфизма и исмаилизма (Корнеева Т.Г., Лукашев А.А., Федорова Ю.Е.)

 

В результате анализа образа древа в философии Насира Хусрава было выявлено, что эта метафора берет свое начало в образе мирового древа – мифопоэтическом образе, воплощающем универсальную концепцию мира. Образ мирового дерева нашел свое отражение как в исламской традиции, так и в зороастрийской. Установлено, что обе традиции оказали влияние на творчество хорасанского философа XI в. Насира Хусрава, который интерпретировал образ древа в специфически исмаилитском ключе, связав его с образом имама времени (Корнеева Т.Г. Метафора дерева в творчестве Насира Хусрава: философский аспект // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 4. С. 112–126. DOI 10.21146/2072-0726-2024-17-4-112-126). Показано, что сочинение «Лик веры» Насир Хусрав посвятил изложению оснований исмаилитского учения, прибегнув к методу эзотерической интерпретации таʼвил. Подробно описана область применения метода таʼвил, его значение для этики, онтологии и эсхатологии исмаилизма (Корнеева Т.Г. Несколько слов о вступлении Насира Хусрава к трактату «Лик веры» («Ваджх-и дин») и его перевод // Восток (Oriens). 2024. № 4. С. 265–277. DOI 10.31696/S086919080031301-8).

Изучена интерпретация понятий чистота (сафа) и очищение (ихлас) на материале творчества Мадждуда Ибн Адама Санаи в контексте суфийской теории. Установлено, что понятие ихлас как чистое исповедание Единого Бога претерпело в рамках суфизма существенную трансформацию и уже у Санаи связывалось с актом таджалла – проявления божественного образа в зеркале человеческого сердца (Лукашев А.А. Глава о чистоте (сафа) и очищении (ихлас) из поэмы Мадждуда Ибн Адама Санаи «Сад истины..» // Ориенталистика. 2024. Т. 7. № 1. С. 173–188. DOI 10.31696/2618-7043-2024-7-1-173-188).

Анализ текстов Фарид ад-Дина Аттара показал, что положение о тавхид-и Аллах (единстве и единственности Бога) является для него важнейшей мировоззренческой аксиомой. Ее влияние прослеживается как в самих поэмах Аттара, так и в способе организации поэтического текста. На основе перевода пролога к поэме «Язык птиц» (Мантик ат-тайр) выявлены основные черты суфийского дискурса Аттара: дан анализ его рассуждений о единобожии и познавательных возможностях человека, определен характерный именно для него круг тем, вопросов и способов осмысления конкретных положений исламской доктрины и суфийского учения (Федорова Ю.Е., пер. с перс.: Фарид ад-Дин Аттар Нишабури. Язык птиц. О единстве Всевышнего. Часть II / Вступительная статья, перевод с персидского и историко-культурный комментарий Ю.Е. Федоровой // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 2. С. 55–71. DOI 10.21146/2949-1126-2024-2-2-55-71).

Исследована проблема движения в философии Махмуда Шабистари. Опираясь на предшествующую ему античную и мусульманскую традиции философствования, он предложил оригинальную схему виртуального универсума непрестанно движущегося вокруг единого и также непрестанно движущегося Первоначала (Лукашeв А.А. Проблема движения в философии Махмуда Шабистари // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 3. С. 56–75. DOI 10.21146/2072-0726-2024-17-3-56-75). Показана связь проблематика движения с учением о единобожии действий (перс. тавхид-е аф‘али, ар. тавхид ал-афал). В результате анализа сочинений Абд ар-Рахмана Джами было установлено, что в рамках учения о единобожии действий, т.е. возведения всех действий к единственному истинному актору – Богу, Джами решал проблему предопределенности человеческих поступков за счет утверждения того, что человек предопределен Богом к к тому, чтобы стать Совершенным человеком. Человек же способен направить свою волю и против повеления Творца (Лукашев А.А. Единобожие действий (тавхид ал-аф‘ал) в творчестве Абд ар-Рахмана Джами // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2024. Вып. 113. С. 53–69. DOI 10.15382/sturI2024113.53-69).

 

Тема 5. Концептуализация философской проблематики в источниках самаритянской мысли (Нофал Ф.О.)

 

Впервые в истории мирового востоковедения проведена работа по изучению крупнейшего памятника самаритянской мысли XII в. – «Книги о различиях [между иудеями и самаритянами]» Мунаджжи ибн Садаки ас-Самирри. Введена в оборот первая часть сочинения, посвященная отдельным проблемам религиозных философии и права. Продемонстрирована зависимость теологической системы Мунаджжи от построений представителей мусульманского калама (в частности, мутазилитской и матуридитской его школ) и арабоязычного перипатетизма (Ас-Самирри, Мунаджжа б. Садака. Книга о различиях [между иудеями и самаритянами] / Подготовка арабо-еврейского текста, вводная статья, комментарии и индексы Ф.О. Нофала. Сергиев Посад: Издательство МДА, 2024). Отдельно прослежено влияние богословия и эсхатологии Мунаджжи на философские концепции его сына, Садаки, и экзегета XVIII в. Ибрахима ал-ʻАййи (Нофал Ф.О. Садака ал-Хаким и самаритянская религиозная мысль XI–XIII вв. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 4 (24). С. 180–193. DOI 10.47132/2541-9587_2024_4_180; Нофал Ф.О. Толкование Ибрахима ал-ʻАййи на Книгу Бытия как памятник самаритянского богословия XVIII в. // Ориенталистика. 2024. Т. 7. № 3. С. 654–667. DOI 10.31696/2618-7043-2024-7-3-654-667).

Изучен программный труд самаритянского мистика Ибрахима ал-Кабаси «Путь сердца к познания Господа» (XV в.). Установлены источники предложенной им классификации знания (труды ʼАбу Хамида ал-Газали) и теории всеобщей эволюции форм – трактат «Воспитание нравов» Ибн Мискавайха (Нофал Ф.О. Кутбы, ангелы и эволюция форм: арабо-мусульманские источники самаритянина Ибрахима ал-Кабаси // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2024. Т. 25. № 3. С. 160–171. DOI 10.25991/VRHGA.2024.4.4.012). Также подготовлен критический текст «Пути…».


 

Тема 6. Обоснование ключевых теоретических положений о цивилизации и цивилизационном развитии (Смирнов А.В.)

 

Выделены три типа ошибочных подходов к истолкованию цивилизации: отрицание оправданности понятия «цивилизация» (цивилизации как «воображаемые сообщества»), классификация цивилизаций по случайному признаку, чаще всего религиозному (историки и социологи — представители «цивилизационного подхода»), универсалистское толкование цивилизации в единственном числе, как общечеловеческой. Показано особое место Н.Я. Данилевского, разработавшего учение о всечеловеческом характере всемирного цивилизационного процесса и обосновавшего невозможность его понимания как общечеловеческого. Ключевое значение имеет его положение о том, что «начала» культурно-исторического типа вырабатываются каждым из них самостоятельно и не могут быть заимствованы, в отличие от любых конкретных достижений, обмен которыми их взаимно обогащает. Положение о всечеловеческом (а не общечеловеческом) характере всемирного цивилизационного процесса непосредственно связано с тезисом о том, что в основании цивилизационного развития каждого культурно-исторического типа лежит особый вариант смыслополагания. В прояснение противопоставления «всечеловеческое-общечеловеческое» ведены ещё два ряда понятий: культура, большая культура, цивилизация; сознание, смыслополагание, разум. Культура всегда конкретна и эмпирически дана как сверхбогатый сплав языковых, этнических, географических, религиозных, исторических, социально-психологических и других характеристик. Большая культура — абстрактное понятие, обозначающее содружество культур, объединённых типом смыслополагания, исторически подвижное, но в каждый момент конкретное по своему составу. Цивилизация — институциональное закрепление форм общественно-политической и духовной жизни, разворачиваемых большой культурой. Обоснована типология смыслополагания и разума как типология вариантов разворачивания связности, способность к которой составляет отличительное свойство человеческого сознания. Российскую цивилизацию предложено понимать как исторический процесс открытия и закрепления форм всечеловеческого общежития, достигаемого как общее дело. Всечеловеческое творчески преодолевает разобщённость типов смыслополагания и представляющих их больших культур и цивилизаций (Смирнов А.В. Что такое цивилизация? // Цивилизация: контрапункты теории / отв. ред., сост. А.В. Смирнов, Н.А. Касавина, С.А. Никольский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 9–62; Смирнов А.В. Сознание и цивилизация // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2024. № 7 (489). Вып. 73. С. 5–14).

Показано, что события в сфере международной политики разворачиваются на четырёх уровнях: силовой, политический, экономический и культурно-цивилизационный. Первые более скоротечны и заметны внешнему наблюдателю, не требуют углублённого теоретического анализа, тогда как последние наименее скоротечны и скрыты от поверхностного наблюдения. Определяющее причинно-следственное воздействие направлено от более глубоких уровней к более поверхностным, притом что обратное влияние верхних уровней на базовые всегда ощущается. Примером может служить историческое разворачивание западного глобализационного проекта, начавшееся в XIX в. и подготовленное серией силовых колониальных захватов. Кризис проекта Просвещения и в целом — кризис Европы, ставший ощутимым начиная со второй половины XIX в., западный мир стремился и стремится преодолеть за счёт глобализационного проекта, втягивающего в орбиту европейской экономической эксплуатации всё новые регионы мира. Предварительный, «нулевой» этап был завершён силовым колониальным разделом мира. Первый этап развития западного глобализационного проекта характеризуется определяющим влиянием политических, второй — экономических, а последний, текущий — культурно-цивилизационных факторов. Текущий этап разворачивания западного цивилизационного проекта является последним. Его исходом может быть либо победа глобализма и уничтожение самостоятельных незападных цивилизационных проектов (что маловероятно), либо (скорее) естественная смерть глобализационного проекта, превращение европейской цивилизации в локальную и её равноправное вхождение во всечеловеческое цивилизационное содружество. (Смирнов А.В. Политика, экономика, культура: как менялся западный глобалистский проект за последние полтора века // Сборник материалов I Евразийского философского конгресса (Москва, 16-17 февраля 2024 г.). Тезисы. Доклады. Статьи. М.: Книжный мир, 2024. С. 273–278.).



II. Публикации


Монографии

 

  • Бурмистров К.Ю. В поисках Зефиреи: Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 392 с.: ил. (Серия «Studia religiosa»). 500 экз. ISBN 978-5-4448-2257-9.
  • Смирнов А.В. Слово и смысл. М.: ООО «Садра», 2024. 160 с. 600 экз. ISBN 978-5-907552-70-8.

 

Классические тексты и переводы

 

  •  Ас-Самирри, Мунаджжа б. Садака. Книга о различиях [между иудеями и самаритянами] / Подготовка арабо-еврейского текста, вводная статья, комментарии и индексы Ф.О. Нофала. Сергиев Посад: Издательство МДА, 2024. 160 с. (Корпус христианских текстов и исследований: Приложение к журналу «Библия и христианская древность; т. 10. Библейские тексты и исследования; Иудейские и ближневосточные источники; т. 4(2)). Тираж не указан. ISBN 978-5-907449-26-8.


Исправленные и дополненные издания, репринты


  • Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. 2-е изд., испр. М.: ООО «Садра», 2024. 464 с. (Философская мысль исламского мира: Исследования. Т. 2). ISBN 978-5-907552-46-3.



Статьи в журналах  

 

  • Бородай С.Ю. Несколько аргументов в пользу концепции воплощенного познания // Философский журнал. 2024. Т. 17. № 2. С. 137–152. DOI 10.21146/2072-0726-2024-17-2-137-152. ISSN 2072-0726. (WoS, Scopus, ВАК).
  • Бурмистров К.Ю. «Возродившийся в наши дни современник Моисея»: Оскар Гольдберг и каббалистическая метафизика // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 3. С. 20–35. DOI 10.21146/2072-0726-2024-17-3-20-35. ISSN2072-0726. ISSN 2072-0726. (WoS, ВАК, Scopus).
  • Бурмистров К.Ю. «Первый поэт Сибири»: материалы к биографии Георгия Маслова // Studia Litterarum. 2024. Т. 9. № 1. С. 148–167. DOI 10.22455/2500-4247-2024-9-1-148-167. ISSN 2500-4247. (WoS, ВАК, Scopus).
  • Корнеева Т.Г. Несколько слов о вступлении Насира Хусрава к трактату «Лик веры» («Ваджх-и дин») и его перевод // Восток (Oriens). 2024. № 4. С. 265–277. DOI 10.31696/S086919080031301-8. ISSN 0869-1908. (Scopus, ВАК).
  • Корнеева Т.Г. Метафора дерева в творчестве Насира Хусрава: философский аспект // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 4. С. 112–126. DOI 10.21146/2072-0726-2024-17-4-112-126. ISSN 2072-0726. ISSN 2072-0726. (WoS ВАК, Scopus).
  • Лукашев А.А. Глава о чистоте (сафа) и очищении (ихлас) из поэмы Мадждуда Ибн Адама Санаи «Сад истины..» // Ориенталистика. 2024. Т. 7. № 1. С. 173–188. DOI 10.31696/2618-7043-2024-7-1-173-188. ISSN 2618-7043 (ВАК).
  • Лукашeв А.А. Проблема движения в философии Махмуда Шабистари // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 3. С. 56–75. DOI 10.21146/2072-0726-2024-17-3-56-75. ISSN 2072-0726. (ВАК, WoS, Scopus).
  • Лукашев А.А. Единобожие действий (тавхид ал-аф‘ал) в творчестве Абд ар-Рахмана Джами // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2024. Вып. 113. С. 53–69. DOI 10.15382/sturI2024113.53-69. ISSN 1991-640X. (ВАК, WoS, Scopus).
  • Насыров И.Р. Понятие «религия» в исламе // Философия религии: аналитические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 24–52. DOI 0.21146/2587-683X-2024-8-2-24-52. ISSN 2587-683X (Scopus).
  • Насыров И.Р. Проблематика божественных атрибутов в теолого-философской мысли ислама // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2024. Т. 22. № 2. С. 36–56. DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_36. ISSN 2541-9587 (ВАК (К2)).
  • Нофал Ф.О. «Я остаюсь наедине со своей душой…»: к вопросу об источниках трактата ал-Фараби «О примирении взглядов двух мудрецов» // ΣΧΟΛΗ. 2024. Т. 18. № 1. С. 185–203. DOI 10.25205/1995-4328-2024-18-1-185-203. ISSN 1995-4328. (RSCI, Scopus, WoS).
  • Нофал Ф.О. Ат-Тийара как центральноаравийская ритуальная практика // Вестник антропологии. 2024. № 2. С. 159–169. DOI 10.33876/2311-0546/2024-2/159-169. ISSN 2311-0546. (ВАК, WoS).
  • Нофал Ф.О. Толкование Ибрахима ал-ʻАййи на Книгу Бытия как памятник самаритянского богословия XVIII в. // Ориенталистика. 2024. Т. 7. № 3. С. 654–667. DOI 10.31696/2618-7043-2024-7-3-654-667. ISSN 2618-7043. (РИНЦ, ВАК).
  • Нофал Ф.О. Садака ал-Хаким и самаритянская религиозная мысль XI–XIII вв. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 4 (24). С. 180–193. DOI 10.47132/2541-9587_2024_4_180. ISSN 2541-9587 (РИНЦ, ВАК).
  • Нофал Ф.О. Кутбы, ангелы и эволюция форм: арабо-мусульманские источники самаритянина Ибрахима ал-Кабаси // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2024. Т. 25. № 3. С. 160–171. DOI 10.25991/VRHGA.2024.4.4.012. ISSN 1819-2777. (ВАК, РИНЦ).
  • Нофал Ф.О. «Философия беспорядка»: рецепция работ Н.А. Бердяева в арабской печати середины ХХ в. // Отечественная философия. 2024. Т. 2. № 1. С. 5–18. DOI 10.21146/2949-3102-2024-2-1-5-18. ISSN 2949-3102. (РИНЦ).
  • [Нофал Ф.О.]. Друзский катехизис / Предисловие, подготовка критического текста и комментарии Ф.О. Нофала // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 1. С. 57–100. DOI 10.21146/2949-1126-2024-2-1-57-100. ISSN 2949-1126. (РИНЦ).
  • Нофал Ф.О. «Арабо-латинский вопрос». Рецензия на: Брене Ж.-Б. Что значит мыслить? М., 2024 // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 1. С. 117–126. DOI 10.21146/2949-1126-2024-2-1-117-126. ISSN 2949-1126. (РИНЦ).
  • Нофал Ф.О. «Человек, почва, время»: цивилизационная концепция Малека Беннаби // Patria. 2024. Т. 1. № 2. С. 50–61. ISSN 3034-4417.
  • Смирнов А.В. Логико-смысловая герменевтика // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Специальный выпуск: Статьи по материалам Всероссийской конференции «Таврические философские чтения “Анахарсис”». 2024. Т. 10 (76). С. 6–12. ISSN 2413-1695. (ВАК (К2), РИНЦ).
  • Смирнов А.В. Сознание и цивилизация // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2024. № 7 (489). Выпуск 73. С. 5–14. DOI 10.47475/1994-2796-2024-489-7-5-15. ISSN 1994-2796 (ВАК (К1), EBSCO, Ulrich’s Periodical Directory).
  • Смирнов А.В. Мегатема «Российский проект цивилизационного развития». 5 лет спустя (беседа врио первого зам. директора Института философии РАН, руководителя мегатемы «Российский проект цивилизационного развития», академика РАН А.В. Смирнова с главным редактором журнала «Проблемы цивилизационного развития», доктором философских наук В.Н. Шевченко) // Проблемы цивилизационного развития. 2024. Т. 6. № 1. С. 5–19. DOI 10.21146/2713-1483-2024-6-1-5-19. ISSN 2713-1483.
  • Федорова Ю.Е., пер. с перс.: Фарид ад-Дин Аттар Нишабури. Язык птиц. О единстве Всевышнего. Часть II / Вступительная статья, перевод с персидского и историко-культурный комментарий Ю.Е. Федоровой // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 2. С. 55–71. DOI 10.21146/2949-1126-2024-2-2-55-71. ISSN 2949-1126. (РИНЦ).
  • Фролова Е.А. Природа, общество, Бог: религиозно-философская концепция Камала Йусуфа ал-Хаджа // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 1. С. 38–56. DOI: 10.21146/2949-1126-2024-2-1-38-56. ISSN 2949-1126. (РИНЦ).
  • Фролова Е.А. Философское исламоведение в Институте философии (60-е гг. ХХ – 20-е гг. XXI в.) // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 2. С. 118–127. DOI 10.21146/2949-1126-2024-2-2-118-127. ISSN 2949-1126. (РИНЦ). 

 

 Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций 

 

  • Бородай С.Ю. Теория образных схем: актуальное состояние и нерешенные проблемы // Осознать смысл, осмыслить сознание: разум и Другая рациональность: сб. статей / отв. ред. серии Р.В. Псху; отв. ред. тома А.В. Смирнов. М.: ООО «Садра», 2023. С. 101–123. ISBN 978-5-907552-63-0 (online) (не вошла в отчет 2023 г.).
  • Бородай С.Ю. Об индоевропейских мотивах в ранней греческой философии // Осознать смысл, осмыслить сознание: разум и Другая рациональность: сб. статей / отв. ред. серии Р.В. Псху; отв. ред. тома А.В. Смирнов. М.: ООО «Садра», 2023. С. 289–334. ISBN 978-5-907552-63-0 (online)  (не вошла в отчет 2023 г.).
  • Бородай С.Ю., Мухетдинов Д.В. Предисловие // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 8 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 8 / [редкол.: Д. В. Мухетдинов (гл. ред.), С. Ю. Бородай (отв. ред.) и др.] М.: Медина, 2024. С. 15–33. 10 000 экз. ISBN 978-5-9756-0334-0 (РИНЦ).
  • Бурмистров К.Ю. Как работает текст Книги Сияния (Зоѓар): рациональное, мистическое и магическое в еврейском эзотеризме // Человек и антропология: Материалы Всерос. науч. конф. ХХ Таврические философские чтения «Анахарсис» / Под общ. ред. Л.Т. Рыскельдиевой, О.В. Зарапина, А.В. Бойко. Симферополь: Изд-во ООО «Антиква», 2024. С. 64–67. 100 экз. ISBN 978-5-6053038-0-0.
  • Насыров И.Р. К вопросу об исламском реформизме Мурада Рамзи и Халила Рахимова // Шейх Зайнулла Расулев и суфийская культура народов Евразии: коллективная монография / науч. ред. А.И. Уразова, И.В. Фролова. Уфа: Книга-принт, 2023. С. 30–42. Тираж не указан. ISBN 978-5-6050589-2-2. (не вошла в отчет за 2023 г.).
  • Смирнов А.В. Стена и куст, или Как возможна культурно-социальная эпистемология? (К 70-летию И.Т. Касавина) // Человек мигрирующий: к 70-летию И.Т. Касавина / Под ред. Л.А. Тухватулиной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 103–123. 300 экз. ISBN 978-5-98712-498-7.
  • Смирнов А.В. Мыслитель завтрашнего дня: Н.Я. Данилевский и ключевые идеи учения о всечеловеческом (вместо Введения) // Творческое наследие Н.Я. Данилевского: история и современность / отв. ред. В.В. Сидорин. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 7–15. 500 экз. ISBN 978-5-98712-408-6.
  • Смирнов А.В. Что такое цивилизация? // Цивилизация: контрапункты теории / отв. ред., сост. А.В. Смирнов, Н.А. Касавина, С.А. Никольский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 9–62. 600 экз. ISBN 978-5-98712-489-5.
  • Смирнов А.В. Политика, экономика, культура: как менялся западный глобалистский проект за последние полтора века // Сборник материалов I Евразийского философского конгресса (Москва, 16–17 февраля 2024 г.). Тезисы. Доклады. Статьи. М.: Книжный мир, 2024. С. 273–278. 500 экз. ISBN 978-5-6051998-8-5.
  • [Смирнов А.В.] Раздел 4. Мультикультурализм в контексте культурно-исторической эпистемологии: методологические проблемы // Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры: К юбилею Бориса Исаевича Пружинина. Коллективная монография / под ред. Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2024. С. 247, 249-256, 267-268, 274-275, 292-293. 500 экз. ISBN 978-5-8243-2589-8.

 

 Научно-популярные статьи

 

  • Бурмистров К.Ю. К читателям Путеводителя // Грин А. Путеводитель по книге Зогар / Пер. с англ. Е. Левина. М.: Библиотека М. Гринберга; Книжники, 2024 (2025). С. 11–17. Тираж не указан. ISBN 978-965-93110-0-2.
  • [Бурмистров К.Ю.] Приложение 4. Фрагменты романа М. Туган-Барановского «За чертой». 1928 (вступ. ст. К. Бурмистрова) // Борис Поплавский. В смирительной рубашке: Стихи первых парижских лет. М.: Гилея, 2024. С. 289–301. 1000 экз. ISBN 978-5-87987-278-1.
  • Смирнов А.В. «Мы работаем именно с началом мысли и сознания»: беседа с А.В. Смирновым / Г.Б. Шамилли, 4 июня 2024 г. // Musiqi Dunyasi. Баку. 2024. № 3 (100). С. 23–33.


Работа по грантам (внеплановая работа)


  •  Смирнов А.В. Разум, язык, культура: как сегодня прочитывать концепцию «арабского разума» ал‑Джабири // Вопросы философии. 2024. № 7. С. 51–58. DOI 10.21146/0042-8744-2024-7-51-58.


 

III. Научно-организационная работа


 

Подготовка и участие в научных мероприятиях

 

  • Нофал Ф.О., членство в оргкомитете научной конференции «Философия и музыка. От идеи к звучанию» (Институт философии РАН, МГК им. П.И. Чайковского, МГИМ им. А.Г. Шнитке, 26 – 27 ноября 2024 г.). Программа: URL: https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2024/prog_26_27_11_2.pdf

 


Участие сотрудников сектора в научных мероприятиях

 

  • Бурмистров К.Ю., II международная научная конференция «Философия религии на Востоке и Западе», доклад «Ни Запад, ни Восток: об отношении к еврейской мысли в русской культуре конца 19 – начала 20 в.», 16-18 мая 2024 г., Респ. Казахстан, Алматы, Программа: URL: https://seminaria.kz/zavershila-rabotu-ii-mezhdunarodnaja-nauchnaja-konferencija-filosofija-religii-na-vostoke-i-zapade/
  • Корнеева Т.Г., Международный научно-практический форум «Синтез Знания и Красоты. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха», доклад «Гармония как принцип Всеобщей Души в исмаилизме» (22 марта 2024 г.), 18-22 марта 2024 г., Москва, Институт философии РАН. Программа: URL:  https://roerich.spb.ru/doc/2024/Programma_foruma_Sintez_Znaniya_i_Krasoty_-_18_marta_2024.pdf
  • Корнеева Т.Г., XIX Конференции арабистов «Чтения И. М. Смилянской», доклад «Трактат “Ваджх-и дин” (“Лик веры”) Насира Хусрава: трудности перевода» (16 декабря 2024), 2-26 декабря 2024 г., Москва, Институт востоковедения РАН. Программа: URL: https://cais.ivran.ru/sites/68/files/XIX-Conference-of-Arabists-Programme.pdf
  • Лукашев А.А., XIX Конференция арабистов «Чтения И. М. Смилянской», доклад «Единобожие действий в классической суфийской поэзии (Санаи, Аттар, Руми, Шабистари, Джами)» (16 декабря 2024 г.), 2-26 декабря 2024 г., Москва, Институт востоковедения РАН. Программа: URL: https://cais.ivran.ru/sites/68/files/XIX-Conference-of-Arabists-Programme.pdf
  • Насыров И.Р., XIX I Конференция арабистов «Чтения И. М. Смилянской», доклад «О формировании современной турецкой философской терминосистемы» (16 декабря 2024 г.), 2-26 декабря 2024 г., Москва, Институт востоковедения РАН. Программа: URL: https://cais.ivran.ru/sites/68/files/XIX-Conference-of-Arabists-Programme.pdf
  • Нофал Ф.О., конференция с международным участием «Методологические аспекты неэкспериментальных наук и философии»,  доклад на тему «Кутбы, ангелы и эволюция форм: арабоязычные источники «Сайр ал-Калб…» Ибрахима ал-Кабаси», 11 июля 2024 г., г. Нальчик,  Институт прикладной математики и автоматизации. (Программа PDF прилагается).
  • Нофал Ф.О., III ежегодная всероссийская международная конференция «Роль библиотеки в развитии российской школы перевода», доклад «Самаритянский перевод как апологетическое средство: casus понятия “образ Божий”», 19 сентября 2024 г., г. Москва, ВГБИЛ. (Программа PDF прилагается).
  • Смирнов А.В., Всероссийская конференция XX Таврические философские чтения Анахарсис «Человек и антропология: переспективы философских исследований», доклад «Логико-смысловая герменевтика» (13 сентября 2024 г.), 13-15 сентября 2024 г., Крым, г. Судак, пгт Новый свет, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, РГГУ. Программа: URL: https://cfuv.ru/wp-content/uploads/2024/09/Программа-Анахарсис.pdf  
  • Смирнов А.В., Международная научная конференция  «Мир музыки — 2024: Информация-коммуникация-творчество, доклад  «Что арабский литературный язык может рассказать о сознании его носителей?» (16 октября 2024 г.), 15-16 октября 2024 г., Москва, Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, Государственный институт искусствознания МК РФ. (Программа PDF прилагается).
  • Смирнов А.В., Международная междисциплинарная конференция «Искусственный интеллект и  сознание», пленарный доклад  «Значение когнитивного опыта незападных больших культур» (23 октября 2024 г.), 23-24 октября 2024 г., Москва, Президиум РАН. Программа: URL:  https://phai.info/
  • Смирнов А.В., Научная конференция в рамках празднования 300-летия со дня рождения И. Канта «Кант и философия сегодня», пленарный доклад «Незавершённая критика (заметки востоковеда на полях кантовских сочинений)», 21 ноября 2024 г., Москва, Институт философии РАН. Программа: URL: https://iphras.ru/kant.htm

 

 Научно-вспомогательная работа

 

  •  редакторская работа:

 

Бородай С.Ю. Отв. редактор: Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 8 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 8. М.: Медина, 2024.

 

Бурмистров К.Ю.:

  • Научная редактура: Грин А. Путеводитель по книге Зогар. М.: Библиотека М. Гринберга; Книжники, 2024 (2025). 304 с.
  • Составление примечаний: Б. Поплавский. Парижский дневник, 1921-1922 / в кн.: Борис Поплавский. В смирительной рубашке: Стихи первых парижских лет. М.: Гилея, 2024. С. 165-276.


Корнеева Т.Г.:

  • Калбаси, Моджтаба. Спаситель в шиизме / М. Калбаси; пер. с перс. И.Р. Гибадуллина; науч. ред. Т.Г. Корнеева. М.: ООО «Садра», 2024. 192 с. ISBN 978-5-907552-74-6.

 

  •  участие в работе аттестационных и экзаменационных комиссий ВУЗов:

 

Бурмистров К.Ю., Член Государственной аттестационной комиссии (ГАК) Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по специальности «Религиоведение».

Корнеева Т.Г., Член ГЭК (магистратура и бакалавриат) и комиссии защите ВКР (магистратура и бакалавриат) (16, 30, 31 мая и 1 июня 2024 г., философский факультет МГУ, Москва).

Насыров И.Р., Член ГЭК (магистратура и бакалавриат) и комиссии защите ВКР (магистратура и бакалавриат) (16, 30, 31 мая и 1 июня 2024 г, философский факультет МГУ, Москва).

 

  •  координация постоянно действующих семинаров

 

  • Нофал Ф.О., междисциплинарный семинар Института философии РАН «Серебряный век: феномен, проблемы, решения». URL: https://iphras.ru/page18796035.htm
  • Федорова Ю.Е., координация семинара сектора философии исламского мира «Архитектоника культуры»: доклад Диланян К.А. на тему  «“О пользе науки о звездах”: философский и космологический дискурс в “Посланиях” Братьев Чистоты» (29 октября 2024 г.). URL: https://iphras.ru/page32736428.htm


Курсы лекций (семинарских занятий)

 

  • Корнеева Т.Г. Курс лекций «Введение в востоковедение», Институт восточных культур и Античности РГГУ, бакалавриат.
  • Лукашев А.А., участие в программе лекций по межрелигиозному диалогу в Таврической духовной семинарии с лекцией «Образ христианина в контексте иноконфессиональной проблематики (на материале средневековых суфийских источников)». URL: https://iphras.ru/24_09_23.htm

 

Список членов редколлегий российских журналов

 

Бородай С.Ю.:

  • ответственный редактор религиозно-философского ежегодника «Исламская мысль: традиция и современность».
  • член редколлегии религиозно-философского ежегодника «Исламская мысль: традиция и современность».

 

Бурмистров К.Ю.:

  • член редакционной коллегии журнала «Соловьевские исследования (Solovyov Studies)
  • член редакционной коллегии «Историко-философского ежегодника»
  • член редакционной коллегии журнала «Отечественная философия»

 

Лукашев А.А.: 

  • заместитель главного редактора журнала исламской философии «Ишрак».
  • член экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром.

 

Насыров И.Р.: 

  • член редколлегии журнала исламской философии «Ишрак»;
  • член редколлегии журнала «Ислам в современном мире».

 

Нофал Ф.О.: 

  • заместитель главного редактора журнала исламской философии «Ишрак».


Смирнов А.В.:

  • главный редактор «Философского журнала»;главный редактор журнала исламской философии «Ишрак»;
  • член редколлегии журнала «Вопросы философии»;
  • член редколлегии журнала «История философии».

 

Фролова Е.А.: 

  • член редколлегии журнала исламской философии «Ишрак».

 

 

Список экспертов РФФИ, РНФ, Минобрнауки и др.

 

  • Насыров И.Р.: член экспертного Совета ВАК при Минобрнауки РФ по философии, социологии и культурологии.

 

 

Выступления сотрудников сектора в СМИ (радио, газеты, журналы, телевидение)

 

  • Бурмистров К.Ю, выступление в программе «Культура повседневности», Радиостанция «Говорит Москва», 8 сентября 2024 г. URL: (https://govoritmoskva.ru/broadcasts/147/?month=9&year=2024)
  • Бурмистров К.Ю, презентация книги «В поисках Зефиреи» в Музее ГУЛАГа, 7 сентября 2024 г. URL: https://www.nlobooks.ru/events/vstrechi/literaturnye-nravy-epokhi-andropova-lektsiya-petra-druzhinina/)
  • Корнеева Т.Г., Открытая лекция «Метафора дерева и философия Насира Хусрава», 19 апреля 2024 г., Центр восточной литературы РГБ. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AtJEocB9piQ  
  • Корнеева Т.Г., Открытая лекция «“Моя жизнь”: Махатма Ганди глазами Махатмы Ганди», 5 октября 2024 г., Библиотека иностранной литературы. URL: https://libfl.ru/ru/event/lekciya-moya-zhizn-mahatma-gandi-glazami-mahatmy-gandi
  • Корнеева Т.Г., Открытая лекция «Философия в нашей жизни: опыт Махатмы Ганди», 12 ноября 2024 г., Лекторий Парка Горького. URL: https://iphras.ru/season2024_1112.htm
  • Лукашев А.А.: 
 

 

 Информация об аспирантах, диссертациях:

 

  • Корнеева Т.Г.: научное руководство работой аспирантов: Чарыева Гулширин, ГАУГН, 1 курс аспирантуры.