Научный отчет cектора философии исламского мира Института философии РАН за 2024 год
I. Важнейшие научные результаты Тема 1. Выявление и анализ базовых механизмов, обеспечивающих функционирование сознания и его связность (Смирнов А.В., Бородай С.Ю.)
На материале классической арабской литературы проверена гипотеза вариативности базовых, как правило, неосознаваемых механизмов работы сознания, обеспечивающих понимание текста и, шире, связность картины мира и теоретических построений. Интенциональность сознания схематизирована как способность полагания «что-и-какое». Вариативность осуществления этой способности обеспечена, во-первых, различием исходных интуиций пространства либо времени и, во-вторых, приоритизацией единства либо множественности. Понимание любого отдельного высказывания или текста предполагает задействование данной схематики в каком-то из её вариантов, причём текст как таковой никогда не обеспечивает решающего преимущества того или иного варианта. Понимание текста не может быть объяснено на основе традиционных теорий значения, развивавшихся в европейской философии начиная с Аристотеля или в арабо-мусульманской философии начиная с классической эпохи, поскольку эти теории оставляют нас с замкнутым кругом и дурной бесконечностью объяснения значения через другое значение. Предложенное теоретическое объяснение позволяет преодолеть замкнутый круг и показать, каким образом человеческое сознание способно придавать смысл словесным конструкциям. (Смирнов А.В. Слово и смысл. М.: ООО «Садра», 2024; Смирнов А.В. Стена и куст, или Как возможна культурно-социальная эпистемология? (К 70-летию И.Т. Касавина) // Человек мигрирующий: к 70-летию И.Т. Касавина / Под ред. Л.А. Тухватулиной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 103–123.) Сформулированы основные положения логико-смысловой теории: ключевая черта сознания — способность к связности (язык, чувственное восприятия и мышление); вариативность интуиции связности объясняет категориальную разницу философских традиций (в частности, греческой и арабской); обнаруженный механизм реализации этой интуиции заполняет пробел в кантовском понимании сознания и самосознания. Логико-смысловая теория лежит в основе логико-смысловой герменевтики. Она позволяет обнаружить результаты работы скрытых механизмов сознания как установления связности «что-и-какое», решить проблему соотношения значения и смысла и осознать, что понимание неустранимо вариативно, а смыслов у любого текста всегда не меньше двух. Интерпретационный потенциал логико-смысловой герменевтики продемонстрирован на примере авторского перевода фрагмента суфийского текста. (Смирнов А.В. Логико-смысловая герменевтика // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Специальный выпуск: Статьи по материалам Всероссийской конференции «Таврические философские чтения “Анахарсис”». Т. 10 (76). 2024. С. 6–12.) На материале когнитивной семантики и нейронаук показано, что прототипическая форма сознания невозможна без естественного языка, а язык невозможен без тела. В связи с этим дана критика дизайну мысленного эксперимента «мозг в колбе», который по ряду причин невозможен: во-первых, индивидуальный мозг отражает идиосинкратичный опыт, связанный с телом, который нельзя перевести во внемодальную «информацию», а значит нельзя представить вне конкретного биологического носителя; во-вторых, сам мозг является частью нервной системы и тела в целом, а наиболее полное понимание функционирования нервной системы возможно лишь с учетом сравнительно-эволюционной, онтогенетической и культурной перспектив — в связи с чем требуется холистический взгляд как на сам мозг, так и на его коррелят в виде сознания; в-третьих, несоизмеримость прототипической онтологии «вычисления» (информация, ввод-обработка-вывод и пр.) и онтологии биологических процессов препятствует редукции операций мозга к вычислениям. В то же время установлено, что возможны инструментальные подходы к сознанию и мозгу, которые, впрочем, не должны претендовать на построение исчерпывающей объяснительной модели (Бородай С.Ю. Несколько аргументов в пользу концепции воплощенного познания // Философский журнал. 2024. Т. 17. № 2. С. 137–152).
Тема 2. Историко-философский анализ идей, заимствованных из традиции еврейского мистицизма, у мыслителей Серебряного века русской культуры (Бурмистров К.Ю.)
Впервые приведен историко-философский анализ присутствия идей, заимствованных из традиции еврейского мистицизма, у ряда ключевых мыслителей Серебряного века русской культуры. Выявлены основные концепции каббалы (относящиеся к метафизике, космологии, антропологии, учению о языке), воспринятые русскими авторами и включенные ими в их собственные теоретические построения, а также повлиявшие на их творчество как поэтов, писателей, на их религиозные взгляды. Введен в научный оборот комплекс малоизвестных, забытых, а также впервые установленных архивных источников. (Бурмистров К.Ю. В поисках Зефиреи: Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024). Рассмотрен и впервые концептуализирован оригинальный подход к природе еврейского мистицизма у немецко-еврейского философа первой половины ХХ в. Оскара Гольдберга Бурмистров К.Ю. «Возродившийся в наши дни современник Моисея»: Оскар Гольдберг и каббалистическая метафизика // Философский жур-нал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. No 3. С. 20–35). На основе впервые публикуемого архивного текста 1920 г. восстановлен важный эпизод творческой биографии поэта и филолога Г.В. Маслова (Бурмистров К.Ю. «Первый поэт Сибири»: материалы к биографии Георгия Маслова // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 1. С. 148–167). Проанализированы герменевтические приемы, использованные авторами важнейшего произведения средневековой каббалистической традиции – «Книги Сияния» (XIII в.) (Бурмистров К.Ю. Как работает текст Книги Сияния (Зоѓар): рациональное, мистическое и магическое в еврейском эзотеризме // Человек и антропология: Материалы Всерос. науч. конф. ХХ Таврические философские чтения «Анахарсис» / Под общ. ред. Л.Т. Рыскельдиевой, О.В. Зарапина, А.В. Бойко. Симферополь: Изд-во ООО «Антиква», 2024. С. 64–67; Бурмистров К.Ю. К читателям Путеводителя // Грин А. Путеводитель по книге Зогар / Пер. с англ. Е. Левина. М.: Библиотека М. Гринберга; Книжники, 2024 (2025). С. 11–17).
Тема 3. Исследование философской и социально-политической проблематики в работах арабоязычных мыслителей (Насыров И.Р., Фролова Е.А.)
Проведено исследование понятия «религия» в широком историко-культурном контексте исламской традиции. Показано, что исламские теологи и философы внесли существенный вклад в осмысление различных понятий, употребляемых для обозначения коллективных верований, ритуалов и религиозных общин. Выявлено, что термин милла является наиболее близким европейскому понятию религии эквивалентом исламской традиции. Установлено, что видный представитель арабо-мусульманского аристотелизма ал‑Фараби (870–950) предложил для определения религии как таковой, без узкоконфессиональной (исламской) коннотации, термин милла (Насыров И.Р. Понятие «религия» в исламе // Философия религии: аналитические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 24–52. DOI 10.21146/2587-683X-2024-8-2-24-52). Проведена работа по изучению проблематики божественных атрибутов в исламском богословии и арабо-мусульманском аристотелизме. Приведены доводы в пользу того, что формирование проблематики божественных атрибутов в исламской философской традиции явилось результатом взаимодействия культур Запада и исламского Востока (Насыров И.Р. Проблематика божественных атрибутов в теолого-философской мысли ислама // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2024. Т. 22. № 2. С. 36–56. DOI: 10.47132/2541-9587_2024_2_36). Изучены философские взгляды ливанского лингвиста и писателя Камала Йусуфа ал-Х̣аджа (1917–1976). Показана зависимость его концепции от бергсонианских и экзистенциалистских теорий, реконструировано ее социально-политическое измерение. Отдельно рассмотрено учение ал-Х̣аджа о роли личности в истории – фигуре политического вождя, сохраняющего за собой, в том числе, и традиционный религиозный статус (Фролова Е.А. Философское исламоведение в Институте философии (60-е гг. ХХ – 20-е гг. XXI в.) // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 2. С. 118–127. DOI 10.21146/2949-1126-2024-2-2-118-127).
Тема 4. Историко-философская реконструкция идей и концепций крупных представителей персоязычного суфизма и исмаилизма (Корнеева Т.Г., Лукашев А.А., Федорова Ю.Е.)
В результате анализа образа древа в философии Насира Хусрава было выявлено, что эта метафора берет свое начало в образе мирового древа – мифопоэтическом образе, воплощающем универсальную концепцию мира. Образ мирового дерева нашел свое отражение как в исламской традиции, так и в зороастрийской. Установлено, что обе традиции оказали влияние на творчество хорасанского философа XI в. Насира Хусрава, который интерпретировал образ древа в специфически исмаилитском ключе, связав его с образом имама времени (Корнеева Т.Г. Метафора дерева в творчестве Насира Хусрава: философский аспект // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 4. С. 112–126. DOI 10.21146/2072-0726-2024-17-4-112-126). Показано, что сочинение «Лик веры» Насир Хусрав посвятил изложению оснований исмаилитского учения, прибегнув к методу эзотерической интерпретации таʼвил. Подробно описана область применения метода таʼвил, его значение для этики, онтологии и эсхатологии исмаилизма (Корнеева Т.Г. Несколько слов о вступлении Насира Хусрава к трактату «Лик веры» («Ваджх-и дин») и его перевод // Восток (Oriens). 2024. № 4. С. 265–277. DOI 10.31696/S086919080031301-8). Изучена интерпретация понятий чистота (сафа) и очищение (ихлас) на материале творчества Мадждуда Ибн Адама Санаи в контексте суфийской теории. Установлено, что понятие ихлас как чистое исповедание Единого Бога претерпело в рамках суфизма существенную трансформацию и уже у Санаи связывалось с актом таджалла – проявления божественного образа в зеркале человеческого сердца (Лукашев А.А. Глава о чистоте (сафа) и очищении (ихлас) из поэмы Мадждуда Ибн Адама Санаи «Сад истины..» // Ориенталистика. 2024. Т. 7. № 1. С. 173–188. DOI 10.31696/2618-7043-2024-7-1-173-188). Анализ текстов Фарид ад-Дина Аттара показал, что положение о тавхид-и Аллах (единстве и единственности Бога) является для него важнейшей мировоззренческой аксиомой. Ее влияние прослеживается как в самих поэмах Аттара, так и в способе организации поэтического текста. На основе перевода пролога к поэме «Язык птиц» (Мантик ат-тайр) выявлены основные черты суфийского дискурса Аттара: дан анализ его рассуждений о единобожии и познавательных возможностях человека, определен характерный именно для него круг тем, вопросов и способов осмысления конкретных положений исламской доктрины и суфийского учения (Федорова Ю.Е., пер. с перс.: Фарид ад-Дин Аттар Нишабури. Язык птиц. О единстве Всевышнего. Часть II / Вступительная статья, перевод с персидского и историко-культурный комментарий Ю.Е. Федоровой // Ишрак. Журнал исламской философии. 2024. Т. 2. № 2. С. 55–71. DOI 10.21146/2949-1126-2024-2-2-55-71). Исследована проблема движения в философии Махмуда Шабистари. Опираясь на предшествующую ему античную и мусульманскую традиции философствования, он предложил оригинальную схему виртуального универсума непрестанно движущегося вокруг единого и также непрестанно движущегося Первоначала (Лукашeв А.А. Проблема движения в философии Махмуда Шабистари // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 3. С. 56–75. DOI 10.21146/2072-0726-2024-17-3-56-75). Показана связь проблематика движения с учением о единобожии действий (перс. тавхид-е аф‘али, ар. тавхид ал-аф‘ал). В результате анализа сочинений Абд ар-Рахмана Джами было установлено, что в рамках учения о единобожии действий, т.е. возведения всех действий к единственному истинному актору – Богу, Джами решал проблему предопределенности человеческих поступков за счет утверждения того, что человек предопределен Богом к к тому, чтобы стать Совершенным человеком. Человек же способен направить свою волю и против повеления Творца (Лукашев А.А. Единобожие действий (тавхид ал-аф‘ал) в творчестве Абд ар-Рахмана Джами // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2024. Вып. 113. С. 53–69. DOI 10.15382/sturI2024113.53-69).
Тема 5. Концептуализация философской проблематики в источниках самаритянской мысли (Нофал Ф.О.)
Впервые в истории мирового востоковедения проведена работа по изучению крупнейшего памятника самаритянской мысли XII в. – «Книги о различиях [между иудеями и самаритянами]» Мунаджжи ибн Садаки ас-Самирри. Введена в оборот первая часть сочинения, посвященная отдельным проблемам религиозных философии и права. Продемонстрирована зависимость теологической системы Мунаджжи от построений представителей мусульманского калама (в частности, мутазилитской и матуридитской его школ) и арабоязычного перипатетизма (Ас-Самирри, Мунаджжа б. Садака. Книга о различиях [между иудеями и самаритянами] / Подготовка арабо-еврейского текста, вводная статья, комментарии и индексы Ф.О. Нофала. Сергиев Посад: Издательство МДА, 2024). Отдельно прослежено влияние богословия и эсхатологии Мунаджжи на философские концепции его сына, Садаки, и экзегета XVIII в. Ибрахима ал-ʻАййи (Нофал Ф.О. Садака ал-Хаким и самаритянская религиозная мысль XI–XIII вв. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 4 (24). С. 180–193. DOI 10.47132/2541-9587_2024_4_180; Нофал Ф.О. Толкование Ибрахима ал-ʻАййи на Книгу Бытия как памятник самаритянского богословия XVIII в. // Ориенталистика. 2024. Т. 7. № 3. С. 654–667. DOI 10.31696/2618-7043-2024-7-3-654-667). Изучен программный труд самаритянского мистика Ибрахима ал-Кабаси «Путь сердца к познания Господа» (XV в.). Установлены источники предложенной им классификации знания (труды ʼАбу Хамида ал-Газали) и теории всеобщей эволюции форм – трактат «Воспитание нравов» Ибн Мискавайха (Нофал Ф.О. Кутбы, ангелы и эволюция форм: арабо-мусульманские источники самаритянина Ибрахима ал-Кабаси // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2024. Т. 25. № 3. С. 160–171. DOI 10.25991/VRHGA.2024.4.4.012). Также подготовлен критический текст «Пути…».
Тема 6. Обоснование ключевых теоретических положений о цивилизации и цивилизационном развитии (Смирнов А.В.)
Выделены три типа ошибочных подходов к истолкованию цивилизации: отрицание оправданности понятия «цивилизация» (цивилизации как «воображаемые сообщества»), классификация цивилизаций по случайному признаку, чаще всего религиозному (историки и социологи — представители «цивилизационного подхода»), универсалистское толкование цивилизации в единственном числе, как общечеловеческой. Показано особое место Н.Я. Данилевского, разработавшего учение о всечеловеческом характере всемирного цивилизационного процесса и обосновавшего невозможность его понимания как общечеловеческого. Ключевое значение имеет его положение о том, что «начала» культурно-исторического типа вырабатываются каждым из них самостоятельно и не могут быть заимствованы, в отличие от любых конкретных достижений, обмен которыми их взаимно обогащает. Положение о всечеловеческом (а не общечеловеческом) характере всемирного цивилизационного процесса непосредственно связано с тезисом о том, что в основании цивилизационного развития каждого культурно-исторического типа лежит особый вариант смыслополагания. В прояснение противопоставления «всечеловеческое-общечеловеческое» ведены ещё два ряда понятий: культура, большая культура, цивилизация; сознание, смыслополагание, разум. Культура всегда конкретна и эмпирически дана как сверхбогатый сплав языковых, этнических, географических, религиозных, исторических, социально-психологических и других характеристик. Большая культура — абстрактное понятие, обозначающее содружество культур, объединённых типом смыслополагания, исторически подвижное, но в каждый момент конкретное по своему составу. Цивилизация — институциональное закрепление форм общественно-политической и духовной жизни, разворачиваемых большой культурой. Обоснована типология смыслополагания и разума как типология вариантов разворачивания связности, способность к которой составляет отличительное свойство человеческого сознания. Российскую цивилизацию предложено понимать как исторический процесс открытия и закрепления форм всечеловеческого общежития, достигаемого как общее дело. Всечеловеческое творчески преодолевает разобщённость типов смыслополагания и представляющих их больших культур и цивилизаций (Смирнов А.В. Что такое цивилизация? // Цивилизация: контрапункты теории / отв. ред., сост. А.В. Смирнов, Н.А. Касавина, С.А. Никольский. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 9–62; Смирнов А.В. Сознание и цивилизация // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2024. № 7 (489). Вып. 73. С. 5–14). Показано, что события в сфере международной политики разворачиваются на четырёх уровнях: силовой, политический, экономический и культурно-цивилизационный. Первые более скоротечны и заметны внешнему наблюдателю, не требуют углублённого теоретического анализа, тогда как последние наименее скоротечны и скрыты от поверхностного наблюдения. Определяющее причинно-следственное воздействие направлено от более глубоких уровней к более поверхностным, притом что обратное влияние верхних уровней на базовые всегда ощущается. Примером может служить историческое разворачивание западного глобализационного проекта, начавшееся в XIX в. и подготовленное серией силовых колониальных захватов. Кризис проекта Просвещения и в целом — кризис Европы, ставший ощутимым начиная со второй половины XIX в., западный мир стремился и стремится преодолеть за счёт глобализационного проекта, втягивающего в орбиту европейской экономической эксплуатации всё новые регионы мира. Предварительный, «нулевой» этап был завершён силовым колониальным разделом мира. Первый этап развития западного глобализационного проекта характеризуется определяющим влиянием политических, второй — экономических, а последний, текущий — культурно-цивилизационных факторов. Текущий этап разворачивания западного цивилизационного проекта является последним. Его исходом может быть либо победа глобализма и уничтожение самостоятельных незападных цивилизационных проектов (что маловероятно), либо (скорее) естественная смерть глобализационного проекта, превращение европейской цивилизации в локальную и её равноправное вхождение во всечеловеческое цивилизационное содружество. (Смирнов А.В. Политика, экономика, культура: как менялся западный глобалистский проект за последние полтора века // Сборник материалов I Евразийского философского конгресса (Москва, 16-17 февраля 2024 г.). Тезисы. Доклады. Статьи. М.: Книжный мир, 2024. С. 273–278.). II. Публикации Монографии
Классические тексты и переводы
Исправленные и дополненные издания, репринты
Статьи в журналах
Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций
Научно-популярные статьи
Работа по грантам (внеплановая работа)
III. Научно-организационная работа
Подготовка и участие в научных мероприятиях
Участие сотрудников сектора в научных мероприятиях
Научно-вспомогательная работа
Бородай С.Ю. Отв. редактор: Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 8 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 8. М.: Медина, 2024.
Бурмистров К.Ю.:
Корнеева Т.Г.:
Бурмистров К.Ю., Член Государственной аттестационной комиссии (ГАК) Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по специальности «Религиоведение». Корнеева Т.Г., Член ГЭК (магистратура и бакалавриат) и комиссии защите ВКР (магистратура и бакалавриат) (16, 30, 31 мая и 1 июня 2024 г., философский факультет МГУ, Москва). Насыров И.Р., Член ГЭК (магистратура и бакалавриат) и комиссии защите ВКР (магистратура и бакалавриат) (16, 30, 31 мая и 1 июня 2024 г, философский факультет МГУ, Москва).
Курсы лекций (семинарских занятий)
Список членов редколлегий российских журналов
Бородай С.Ю.:
Бурмистров К.Ю.:
Лукашев А.А.:
Насыров И.Р.:
Нофал Ф.О.:
Смирнов А.В.:
Фролова Е.А.:
Список экспертов РФФИ, РНФ, Минобрнауки и др.
Выступления сотрудников сектора в СМИ (радио, газеты, журналы, телевидение)
Информация об аспирантах, диссертациях:
|
|||||
|