Институт Философии
Российской Академии Наук




  2021
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии исламского мира » Основные научные результаты » 2021

2021

Научный отчет cектора философии исламского мира Института философии РАН за 2021 год




I. Важнейшие научные результаты



Теоретически обосновывана возможность процессуальной логики, показано ее разворачивание на конкретном материале арабо-мусульманской культуры (язык, теоретическое мышление, включая формальное доказательство, система категорий, мировоззрение, этика, эстетика). Предложено понимание логики всесубъектности как логики смыслополагания, характерной для России, показана ее связь с категорией «всечеловеческое» в ее отличии от категории «общечеловеческое» (Смирнов А.В. Логика смысла как философия сознания: приглашение к размышлению / А.В. Смирнов. М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. 448 с.).


Исследованы формы рецепции учения об обществе арабского историка Ибн Халдуна (1332-1406) в османской историографической мысли; изучены представления видных представителей этой школы мусульманского историописания об обществе и государстве и их концепции исторического развития общества, основанные на ряде основных положений учения Ибн Халдуна (Насыров И.Р. Ибн Халдун в османской историографии / Отв. ред. В.А. Кузнецов. М.: ООО Садра, 2021. 248 с.).


Изучены философские взгляды авторитетного исмаилитского мыслителя Насира Хусрава (1004 - после 1074), предложен новый взгляд на его философское наследие на основе процессуального подхода к анализу философских текстов арабо-мусульманской традиции. В рамках исследования впервые на русский язык был переведен философский трактат «Раскрытие и освобождение» Насира Хусрава (Корнеева Т.Г. Насир Хусрав и его философские взгляды / Отв. ред. А.В. Смирнов, Н.Ю. Чалисова. М.: ООО «Садра», 2021 г. 224 с.).


Полностью переведен, откомментирован и исследован классический памятник средневековой суфийской философии – поэма Махмуда Шабистари (1288–1321) «Цветник тайны» (Шабистари, Махмуд. Цветник тайны (персидский текст поэмы, перевод, комментарий) / А. А. Лукашев; отв. ред. Н. Ю. Чалисова. М.: ООО «Садра», 2021. 360 с.).


Показано влияние крупнейшего средневекового арабского историка и мыслителя Ибн Халдуна (1332–1406) на формирование османской историографической мысли (Насыров И.Р. Ибн Халдун в османской историографии. М.: Садра, 2021. 248 с.). Установлено, что лезгинский просветитель и историк Гасан Алкадари (1834–1910), один из ведущих представителей образованных кругов дореволюционного Дагестана, в ряде своих работ размышлял о социальных, философских и этических проблемах, которые он считал актуальными для мусульманской общины (Насыров И.Р. Гасан Алкадари – мыслитель Дагестана / Ислам в современном мире. 2021. Том 17. № 3. С. 85–106). Приведены доводы, согласно которым предпосылками учения арабо-мусульманского философа и историка Ибн Халдуна являются античная мысль, политическая культура Передней Азии и мусульманская интеллектуальная традиция (Насыров И.Р. Предпосылки возникновения философии истории Ибн Халдуна / Ислам в современном мире. 2021. Том 17. № 2. С. 51–76).


Проведено исследование суфийского дискурса, нашедшего воплощение в дидактической поэме (маснави). На основе философского анализа  четырех главных поэм персидского поэта-суфия и мыслителя конца XII – начала XIII в. Фарид ад-Дина Аттара («Книги тайн», «Книги скорби», «Божественной книги» и «Языка птиц») установлено, что маснави стала одной из наиболее востребованных форм выражения теоретического знания у суфийских персидских авторов классического периода (Федорова Ю.Е. Маснави Фарид ад-Дина Аттара как форма репрезентации суфийского учения).


Выявлены основные механизмы рецепции и адаптации еврейских космогонических и антропологических идей некоторыми представителями русской мысли конца 19 – начала 20 в. (Бурмистров К.Ю. «Господь дохнул на преисподний лик»: Максимилиан Волошин и Каббала // Соловьевские исследования. 2021. Вып. 1 (69). С. 125-149). Впервые опубликован и проанализирован важный источник, касающийся «еврейской темы» в творчестве В.С. Соловьева (Бурмистров, К. Ю. О том, как Владимир Сергеевич обиделся на Файвеля Бенциловича. Неопубликованное письмо В.С. Соловьева Ф.Б. Гецу // Соловьевские исследования. 2021. № 3 (71). С. 6-18; Письмо В.С. Соловьева Ф.Б. Гецу, 18 июля 1891 г. Подготовка публикации и комментарии К.Ю. Бурмистрова // Соловьевские исследования. 2021. № 3 (71). С. 19-21).  Впервые введены в научный оборот и проанализированы ранее не известные источники, связанные с первым этапом формирования учения Г.И. Гурджиева (Burmistrov, K. Y. Gurdjieff inConstantinople: New evidence and documents // Aries. 2021. Vol. 21. No 2. P. 185-224).


Проведена работа по изучению и опубликованию уникального памятника XI в. — «Толкования “Источников и ответов”» ал-Хакима ал-Джишшами (ал-Хаким ал-Джишшами. Толкование «Источников вопросов и ответов». Книга четвертая: речи о тонких [материях] / Подготовка текста, предисловие, комментарии и указатели Ф.О. Нофала; отв. ред. акад. РАН А.В. Смирнов. М.: ООО «Садра», 2021, 774 с. ). Прослежены взаимовлияния ранней зайдитской и мутазилитской мысли; также реконструирована система взглядов самого ал-Джишшами — последнего видного мутакаллима басрийской школы мутазилизма. Полученные в ходе исследования результаты позволяют оценить степень дискурсивной мобильности современной зайдитской доктрины, а также по-новому оценить и интерпретировать ее идеологические основания. Не меньшую ценность имеет и историко-философский анализ памятника, позволивший воссоздать учение мутакаллимов о субстанции и пространстве (Нофал Ф.О. Пространство в учениях мутакаллимов-классиков (VIII — XIII вв.) // Философия религии: аналитические исследования. 2021. Т. 5. №1. С. 18-31).


Впервые изучен философско-религиозный дискурс самаритянской общины. Установлено, что ранняя самаритянская мысль, представленная в трактатах Садаки ал-Хакима (XIII в.) находилась под влиянием мутазилизма и арабоязычного перипатетизма (Нофал Ф.О. Апологетические трактаты Ибрахима ал-ʻАййи и самаритянское богословие XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 20-37), тогда как богословы XVIII в. (ал-Газзал б. Аби Сурур, Ибрахим ад-Данфи) осуществляли рецепцию как мусульманских, так и иудейских источников. Отдельно рассмотрены параллели между легендами мидраша «Пирке де рабби Элиэзер» и преданиями корпуса сунны (Нофал Ф.О. Мидраш «Поучение рабби Эилэзера» и корпус мусульманской сунны: компаративный очерк // Вестник РХГА. 2021. Т. 22. Вып. 2. С. 270-279).


Проанализированы актуальные тенденции в т.н. «вернакулярном религиоведении». Сделан вывод о принципиальной нежизнеспобности этого направления науки о религии: в частности, его представители не учитывают как поливалентность религиозного опыта, так и его фрактальное выражение в традиционных (догмат, ритуал, этика) и собственно культурных (философия, литература, обычай, право) формах (Нофал Ф.О. На пути к религиозной целостности: чем объяснить герменевтический провал Грэма Харви? (Отзыв на книгу «Секс, еда и незнакомцы. Религия как повседневная жизнь» (М.: НЛО, 2020))// Христианское чтение. 2021.  № 1. С. 196–204).


Проанализирован дискурс ряда трактатов суфийского мыслителя Ибн Сабʻина (XII-XIII ст.). Сделан вывод о близости его взглядов идеям Махмуда Шабистари о монистичном характере бытия (Нофал Ф.О. Теология атрибутов Ибн Сабʻина // Ислам и исламоведение в современной России. Сборник докладов II Всероссийского исламоведческого форума / Под общ. ред. М.Я. Яхьяева. Махачкала: ООО «Алеф», 2021. С. 166-173). Также прослежена рецепция суфийских идей в литературном творчестве современного ливанского писателя и мыслителя М. Нуайме (Нофал Ф.О. «Последний день» творения: мистический манифест М. Нуайме // Вопросы литературы. 2021. №5. С. 246-263).


Исследован ряд категорий, использованных мутакаллимами разных школ — мутазилитами, ашаритами и зайдитами. Реконструированы биографии нескольких мыслителей Ближнего и Среднего Востока, восстановлены основные вехи их творчества, прослежена рецепция их религиозно-философских взглядов (статьи «Фахруддин ар-Рази», «ас-Саййид Хумайдан», «ʻАбд ал-Джаббар», «ал-Джуббаʼи-старший», «ал-Джуббаʼи-младший», «ал-Каʻби»).


Рассмотрено неомодернистское направление исламской мысли, в частности его новаторская теория откровения, теория Сунны, герменевтика и социально-политическая теория. Выявлены слабые места неомодернистских подходов и дана критика  ряда презумпций современной исламской мысли, с демонстрацией проблематичности указанных подходов в целом (Бородай С.Ю. Исламский неомодернизм: критический анализ; Бородай С.Ю., Мухетдинов Д.В. Исламская мысль: приглашение к тематическому прочтению).

 


II. Публикации



Монографии и коллективные труды 

  • Корнеева Т.Г. Насир Хусрав и его философские взгляды / Отв. ред. А.В. Смирнов, Н.Ю. Чалисова. М.: ООО «Садра», 2021 г. 224 с. 300 экз. ISBN 978-5-907041-51-6.

  • Насыров И.Р. Ибн Халдун в османской историографии / Отв. ред. В.А. Кузнецов. М.: ООО Садра, 2021. 248 с. 300 экз. ISBN 978-5-907041-82-0.

  • Смирнов А.В. Логика смысла как философия сознания: приглашение к размышлению / А.В. Смирнов. М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. 448 с. 300 экз. ISBN 978-5-907290-42-6.


Классические тексты и переводы 

  • Ал-Хаким ал-Джишшами. Толкование «Источников вопросов и ответов». Книга четвертая: речи о тонких [материях] / Подготовка текста, предисловие, комментарии и указатели Ф.О. Нофала; отв. ред. акад. РАН А.В. Смирнов. М.: ООО «Садра», 2021. 774 с. (Философская мысль исламского мира. Первоисточники. Т. I). 600 экз. ISBN 978-5-907041-77-6.

  • Шабистари, Махмуд. Цветник тайны (персидский текст поэмы, перевод, комментарий) / А. А. Лукашев; отв. ред. Н. Ю. Чалисова. М.: ООО «Садра», 2021. 360 с. 600 экз. ISBN 987-5-907041-58-5.

  • Ван Эсс, Йозеф. Богословие и общество II–III столетия по хиджре. Том I. История религиозной мысли в раннем исламе / Пер. с нем. П. Казаку; научн. ред. И.Р. Насыров. М.: ООО «Садра», 2021. 632 с. ISBN: 978-5-907041-70-7


Статьи в журналах

  • Бородай С.Ю. Исламский неомодернизм: критический взгляд // Ислам в современном мире. 2021. № 17(1). С. 101-124. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-1-101-124 (ВАК)

  • Бурмистров К.Ю. «Господь дохнул на преисподний лик»: Максимилиан Волошин и Каббала // Соловьевские исследования. 2021. Вып. 1 (69). С. 125-149. DOI: 10.17588/2076-9210.2021.1.125-149 (RSCI, ВАК)

  • Бурмистров К.Ю. О том, как Владимир Сергеевич обиделся на Файвеля Бенциловича. Неопубликованное письмо В.С. Соловьева Ф.Б. Гецу // Соловьевские исследования. 2021. № 3 (71). С. 6-18. DOI 10.17588/2076-9210.2021.3.006-018 (RSCI, ВАК)

  • Бурмистров, К.Ю. . Подготовка публикации и комментарии К.Ю. Бурмистрова / К. Ю. Бурмистров // Соловьевские исследования. 2021. № 3 (71). С. 19-21. DOI 10.17588/2076-9210.2021.3.019-021 (RSCI, ВАК)

  • Burmistrov, K.Y. Gurdjieff in Constantinople: New evidence and documents // Aries: Journal for the Study of Western Esotericism. 2021. Vol. 21. No 2. P. 185-224. DOI 10.1163/15700593-20201002 (WoS, Scopus)

  • Насыров И.Р. Предпосылки возникновения философии истории Ибн Халдуна / Ислам в современном мире. 2021. Том 17. № 2. С. 51–76. DOI: 10.22311/2074-1529-2021-17-2-51-76 (ВАК)

  • Насыров И.Р. Гасан Алкадари – мыслитель Дагестана / Ислам в современном мире. 2021. Том 17. № 3. С. 85–106. DOI: 10.22311/2074-1529-2021-17-3-85-106 (ВАК)

  • Нофал Ф.О. «Философская робинзонада» Ибн ан-Нафиса // Философский журнал | Philosophy Journal. 2021. Т. 14. №4. С. 98-112. DOI: https://doi.org/10.21146/2072-0726-2021-14-4-98-112 (RSCI, Scopus, Web of sciences) 

  • Нофал Ф.О. «Самаритянский Шестоднев» как арабо-мусульманский антропологический манифест. Чтение первых глав толкования Садаки ал-Хакима на книгу Бытия // Ислам в современном мире. 2021. 3. С. 179–194. DOI 10.22311/2074-1529-2021-17-3-179-194 (RSCI)

  • Нофал Ф.О. «Последний день» творения: мистический манифест М. Нуайме // Вопросы литературы. 2021. №5. С. 246-263. DOI 10.31425/0042-8795-2021-5-246-263 (RSCI, Scopus)

  • Нофал Ф.О. Мидраш «Поучение рабби Эилэзера» и корпус мусульманской сунны: компаративный очерк // Вестник РХГА. 2021. Т. 22. Вып. 2. С. 270-279. DOI 10.25991/VRHGA.2021.22.2.017. (RSCI)

  • Нофал Ф.О. Апологетические трактаты Ибрахима ал-ʻАййи и самаритянское богословие XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 20-37. DOI: 10.15382/sturI202196.20-37 (RSCI, Scopus, WoS)

  • Нофал Ф.О. Пространство в учениях мутакаллимов-классиков (VIII — XIII вв.) // Философия религии: аналитические исследования. 2021. Т. 5. №1. С. 18-31. DOI: 10.21146/2587-683X-2021-5-1-18-31 (RSCI)

  • Нофал Ф.О. Теонимы сафаитских надписей: предварительные замечания // Письменные памятники Востока. 2021. Т. 18. №1 (44). С. 53-61. DOI: 10.17816/WMO57177. (RSCI)

  • Нофал Ф.О. На пути к религиозной целостности: чем объяснить герменевтический провал Грэма Харви? (Отзыв на книгу «Секс, еда и незнакомцы. Религия как повседневная жизнь» (М.: НЛО, 2020)) // Христианское чтение. 2021.  № 1. С. 196–204. DOI 10.47132/1814-5574_2021_1_196. (RSCI)

  • Смирнов А.В. Текущие задачи русской философии // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Том 3. № 1. С. 209-231. DOI 10.21146/2713-1483-2021-3-1-188-210.

  • Смирнов А.В. Институт философии как учреждение и общественный институт // Вопросы философии. 2021. № 11. С. 5–21. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-11-5-21 (RSCI, Scopus, WoS) (в соавт. с А.А. Гусейновым)

  • Федорова Ю.Е. Маснави Фарид ад-Дина Аттара как форма репрезентации суфийского учения // История философии. 2021. Т. 26. № 2. С. 13–24. DOI: 10.21146/2074-5869-2021-26-2-13-24 (ВАК)

  • Федорова Ю.Е. Рец. на кн.: Лукашев А.А. Мир смысла в немногих словах: философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи / Отв. ред. А.В. Смирнов; Шабистари М. Цветник тайны (персидский текст поэмы, перевод, комментарий) / Пер., комм., пред. А.А. Лукашева; отв. ред. Н.Ю. Чалисова // Историко-философский ежегодник. 2021. № 36. С. 449–454.


Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций

  • Бородай С.Ю. Исламская мысль: приглашение к тематическому прочтению // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 5  / [редкол.: Д. В. Мухетдинов (гл. ред.), С. Ю. Бородай (отв. ред.) и др.]. М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2021. С. 549–644 ( в соавт. с Д.В. Мухетдиновым).

  • Насыров И.Р. Проблема перевода выражения айн сāбита (Ибн ‘Араби) / Прошлое и настоящее исламской философии. Избранные статьи участников научного семинара «Сагадеевские чтения» (2009–2019) [Текст] / Н. С. Кирабаев, Р. В. Псху. Москва: ООО «Садра», 2020. (Исламский и доисламский мир: история и политика). С. 168–175.

  • Насыров И.Р. Взгляды Мурада Рамзи на реформы в исламе / «Восточные философии». Т. 1. Материалы VIII Российского Философского конгресса – «Философия в полицентричном мире» (Москва: РФО – ИФ  РАН – МГУ, в 4-х томах. Т. I). Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 698–700.

  • Насыров И.Р. Предисловие / Гасан Алкадари. Диван ал-Мамнун. Пер. с арабского и коммент. И.Р. Насырова; вступительная статья А.А. Гусейнова; Ин-т востоковедения РАН. М.: Наука – Вост. лит., 2020. 392 с. С. 28–39 (в соавт. с Аликберовым А.К.).

  • Насыров И.Р. Предисловие научного редактора к первому русскому изданию / Ван Эсс, Йозеф. Богословие и общество II–III столетия по хиджре. Том I. История религиозной мысли в раннем исламе / Й. ван Эсс; пер. с нем. П. Казаку; научн. ред. И.Р. Насыров. М.: ООО «Садра», 2021. С. 9–13.

  • [Нофал Ф.О.] Ханафи Х. Наша цивилизационная позиция / Вступительное слово, перевод с арабского и примечания Ф.О. Нофала // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 5  / [редкол.: Д. В. Мухетдинов (гл. ред.), С. Ю. Бородай (отв. ред.) и др.]. М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2021. С.  513–548.

  • [Нофал Ф.О.] Ал-Фараби, ʼАбу Наср. Книга о примирении взглядов двух мудрецов (фрагмент)/ Вступительное слово, перевод с арабского и комментарии Ф.О. Нофала // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 5  / [редкол.: Д. В. Мухетдинов (гл. ред.), С. Ю. Бородай (отв. ред.) и др.]. М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2021. С. 103–118.

  • Нофал Ф.О. Теология атрибутов Ибн Сабʻина // Ислам и исламоведение в современной России. Сборник докладов II Всероссийского исламоведческого форума / Под общ. ред. М.Я. Яхьяева. Махачкала: ООО «Алеф», 2021. С. 166-173.

  • Смирнов А.В. Сознание, язык, реальность // Реплики: философские беседы / Автор идеи, сост. и отв. ред. Ю. В. Синеокая. М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. С. 93-137 (в соавт. с А.К. Павловым-Пинусом).


Дублирующие публикации

  • Смирнов А.В. Текущие задачи русской философии (на кит. языке) // China Social Science Review. 2021/01. ISSN 2095-9095. С. 139-148 (китайский перевод статьи на русском по госзаданию).

  • Andrey V. Smirnov. Classical Eurasianism as a Post-Revolutionary Philosophy // Russian Studies in Philosophy: Contemporary Russian Philosophers / Ed. Marina F. Bykova Vol 58. Iss 6. 2020. Pp. 522-534. DOI https://doi.org/10.1080/10611967.2020.1868263 (английский перевод раздела книги «Логика смысла как философия сознания», не вошла в отчет 2020).

  • Andrey V. Smirnov. Translation as the Manufacturing of Meaning: A Few Words about the Title of Ibn Khaldūn’s History // Russian Studies in Philosophy: Contemporary Russian Philosophers / Ed. Marina F. Bykova. Vol. 58. Iss. 6. 2020. Pp. 491-52. DOI https://doi.org/10.1080/10611967.2020.1868262 (не вошла в отчет 2020, английский перевод раздела книги «Логика смысла как философия сознания»).

  • Andrey V. Smirnov. A “Big Culture” and Cogito // Russian Studies in Philosophy: Contemporary Russian Philosophers / Ed. Marina F. Bykova. Vol 58. Iss 6. 2020. Pp. 457-466. DOI https://doi.org/10.1080/10611967.2020.1868260 (английский перевод раздела книги «Логика смысла как философия сознания»).

  • Andrey V. Smirnov. A Simpleminded Discourse on Enfolding and Unfolding // Russian Studies in Philosophy: Contemporary Russian Philosophers / Ed. Marina F. Bykova. Vol 58. Iss 6. 2020. Pp. 467-490. DOI https://doi.org/10.1080/10611967.2020.1868261(английский перевод раздела книги «Логика смысла как философия сознания»).