Институт Философии
Российской Академии Наук




  2009
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии исламского мира » Основные научные результаты » 2009

2009

Научный отчет cектора философии исламского мира Института философии РАН за 2009 год



I. Важнейшие научные результаты



 

Выдвинуто и обосновано положение о субстанциальной и процессуальной архитектонике, характерной (соответственно) для западной и арабо-мусульманской культур. Дана общая постановка вопроса и проанализированы отдельные сегменты культур: язык; религиозная доктрина; право; философия; изобразительное искусство (Смирнов А.В. Как различаются культуры? // Философский журнал. № 1(2), 2009. М., 2009, С. 61-72; Смирнов А.В. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009).

 

Выявлены источники возникновения в рамках ислама самобытной мистической традиции (суфизма) и причины ее дальнейшей эволюции в сторону философского суфизма. Развитие суфизма показано как последовательная смена способов решения ключевых задач, составляющих единое проблемное поле для каждого нового поколения суфиев (Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция. М.: Языки славянской культуры, 2009.)

 

Реконструированы учения персидского философа Махмуда Шабистари (XIV в.) о познании и бытии. Изучены отношения между онтологическими категориями в системе его философских взглядов, впервые дано непротиворечивое объяснение его трактовке проблемы религиозной инаковости. (Лукашев А.А. Соотношение существования и несуществования в философской поэме-трактате Махмуда Шабистари «Гулшан-и раз» («Цветник тайны») // История философии. №14. М, 2009. С. 64 – 84; он же.Онтологические основания соотношения веры и неверия в персидской суфийской поэзии (по произведениям Шабистари, Баба Кухи Ширази) // Известия академии наук республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. № 1. Душанбе, 2009. С. 16 – 25.)

 

Выявлены основные положения каббалистической алхимии, показаны причины ограниченного распространения каббалистико-алхимических идей в еврейской мысли и их активного восприятия в европейской («христианской») алхимии (Бурмистров К.Ю. «Ибо Он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М.: ИФ РАН, 2009.). Выявлены универсалистские тенденции в каббале, которые могли способствовать восприятию отдельных ее концепций европейскими мыслителями конца 17–18 вв. (Бурмистров К.Ю. The Christian Kabbalah and Jewish Universalism // От Библии до постмодерна. Статьи по истории еврейской культуры. М., 2009. С. 150-176.). Рассмотрены попытки адаптации учения о самосокращении Божества, предшествовавшем творению (ивр. цимцум), некоторыми христианскими богословами и философами (Кнорр фон Розенрот, Ф.М. ван Гельмонт, Ф.К. Этингер, Ф.В.Й. Шеллинг, Ф.Й. Молитор) в направлении решения ряда важнейших проблем, связанных с возможностью сотворения несовершенного и ограниченного мира абсолютным, совершенным и вездесущим Творцом (Бурмистров К.Ю. «Он сжал Себя в Самом Себе»: Каббалистическое учение о «самоудалении» Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре // История философии. № 14. М.: ИФ РАН, 2009. С. 3-44.)

 

Исследованы инновации в области религиозного образования российских мусульман, предложенные российским мусульманским реформатором Ризаитдином Фахретдином (1859-1936) (Насыров И.Р. Уроки толерантности // Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье: 1-е Фахретдиновские чтения. Сб. мат. Всеросс. науч.-прак. конф. / Под ред. Асадуллина Р.М. Н.Новгород, 2009. С. 102 – 103).

 

 

 

II. Публикации

 

Книги


  • Бурмистров К.Ю. «Ибо Он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М.: ИФ РАН, 2009. 296 с., 24 с. ил. (16,3 а.л.).

  • Ефремова Н.В. Мусульманская священная история. От сотворения мира до вознесения Иисуса. 346 с. 22 а.л. Тираж 500 экз. М.: Отражение, 2009. (в соавторстве с Ибрагимом Т.К.) (гриф Министерства образования и науки).
  • Ефремова Н.В. Сира: жизнеописание пророка Мухаммада (углубленное изучение истории и культуры ислама): Хрестоматия: В 2-х тт. / Авт.-сост. Т.К.Ибрагим, Н.В.Ефремова.  1197 с. 72 а.л. Казань: Магариф, 2008. (в соавторстве с Ибрагимом Т.К.) (гриф Министерства образования и науки) (не вошла в отчет 2008 г.).
  • Насыров И.Р. Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция. М.: Языки славянской культуры, 2009. 552 с. (34,5 а.л.).
  • Смирнов А.В. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. 132 с., ил. (8,25 а.л.).

 
 

Статьи

 
  • Бурмистров К.Ю. The Christian Kabbalah and Jewish Universalism // От Библии до постмодерна: Ст. по истории еврейской культуры. М., 2009. С. 150–176.

  • Бурмистров К.Ю. «Он сжал Себя в Самом Себе»: Каббалистическое учение о «самоудалении» Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре // История философии. № 14. М., 2009. С. 3–44.

  • Бурмистров К.Ю. Рец. на кн.: RaffaellaFaggionato. A Rosicrucian Utopia in Eighteenth-Century Russia: The Masonic Circle of N.I.Novikov. Dordrecht: Springer 2005 // Aries: Journal for the Study of Western Esotericism 9:1 (Leiden: Brill, 2009). Р. 101–110.

  • Ефремова Н.В. О влиянии фальсафы на западноевропейскую средневековую философию // Сагадеевские чтения. Сб. статей. М., 2009.  C. 15-21.
  • Ефремова Н.В. Призвание в пророки // Ежегодный богословский альманах, № 3. C. 3-18.
  • Лукашев А.А. Онтологические основания проблемы иноконфессиональности в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны» // Аида Иманкулиева – 70. Восток и запад: общие духовные ценности, научно-культурные связи: Сб. тез. к междунар. конф. [Баку], [2009]. С. 133–134.

  • Лукашев А.А. Онтологические основания соотношения веры и неверия в персидской суфийской поэзии (по произведениям Шабистари, Баба Кухи Ширази) // Изв. акад. наук респ. Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение. № 1. Душанбе, 2009. С. 16–25.

  • Лукашев А.А. [Сектор философии исламского мира] // Наш философский дом. К 80-летию Института философии РАН. М., 2009. С. 480–481.

  • Лукашев А.А. Соотношение существования и несуществования в философской поэме-трактате Махмуда Шабистари «Гулшан-и раз» («Цветник тайны») // История философии. № 14. М., 2009. С. 64–84.

  • Насыров И.Р. Ал-Газали. «О сердце человека, знании рациональном и религиозном и о причине ограниченности людей в Богопознании (ма‘рифа)». Фрагменты из «Возрождения религиозных наук» (Ихйа’ ‘улум ад-дин) // История философии. № 14. М., 2009. С. 207–239.

  • Насыров И.Р. Ал-Газали об интуитивном познании трансцендент­ного // Сагадеевские чтения 2008'1: Сб. ст. научн. семинара. М., 2009. С. 31–36. (не вошло в отчет за 2008 г.).

  • Насыров И.Р. Духовная практика в исламском мистицизме (суфизме): альтернатива откровению или имитация // Филос. журн. 2009. № 2(3). С. 49–63.

  • Насыров И.Р. Пределы духовной практики в исламском мистицизме // Точки/Puncta. 2008. № 1–4(8). С. 114–148. (не вошло в отчет за 2008 г.).

  • Насыров И.Р. Уроки толерантности // Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье: 1-е Фахретдин. чтения. Сб. мат. Всерос. научно-практ. конф. / Под ред. Р.М.Асадуллина. Н. Новгород, 2009. С. 102–103.

  • Смирнов А.В. Как возможен перевод? Язык, мышление и логика смысла // Философия и этика: сб. научн. тр. К 70-летию акад. А.А.Гусейнова. М., 2009. С. 360–374.

  • Смирнов А.В. Как различаются культуры? // Филос. журн. 2009. № 1(2). С. 61–72.

  • Смирнов А.В. Логические основания философии времени мутазилитов // Филос. журн. 2009. № 2(3). С. 132–163 (в соавт. с А.М.Анисовым).

  • Смирнов А.В. Можно ли строго говорить о непереводимости?: Тез. докл. // Междисциплинар. круглый стол «Перевод как проблема социальных и гуманитарных наук». Б. м., б. г. С. 17–18. (тез. выпущены изд-вом РГГУ к: Гуманитар. чтения РГГУ 2009, 25 марта–2 апр. 2009 г.).

  • Смирнов А.В., сост.: Арабо-мусульманская философия: программа учебной дисциплины / Сост. А.В.Смирнов; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Вел. Новгород, 2009. 35 с. 

  • Смирнов А.В. Типология культур и картина мира // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские чтения, 14-15 мая 2009 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009, стр.292-299

  • Смирнов А.В. Суфи-но сондзай рикай - мугэнтэй дэ фухэнтэкина канъё ва икани ситэ кано ка (кюкёкутэки сюкётэки канъё-но сондзайтэки кибан) // Тоё гакудзюцу кэнкю) /Journal of Oriental Studies. Tokyo: The Institute of Oriental Philosophy, 2009, vol. 48, № 2, стр. 143-167 (Суфийская концепция бытия: где границы универсальной терпимости? Онтологические основания предельной религиозной терпимости — на японском языке)

  • Смирнов А.В. Шифоу цуньцзай «дунфан чжэсюэ»: цзяньлунь игэ гулао ды вэньти «шэньмэ ши чжэсюэ» // Цзячжи юй вэньхуа. Бэйцзин, Бэйцзин шифань дасюэ чубаньшэ, 2009, №6, с. 304-313. (Существует ли «восточная философия»? Еще раз по поводу старого вопроса о том, что такое философия // Ценности и культура. Пекин: Издательство Пекинского педагогического института, 2009, №6, с. 304-313 — на кит. яз.)
  • Фролова Е.А. Арабские философы-марксисты // История философии. № 14. М., 2009. С. 85–111.

  • Фролова Е.А. Аль-Фараби: от комментирования Аристотеля к оригинальному философскому мышлению // Наследие аль-Фараби и проблемы современного межкультурного диалога. Алматы, 2009. С. 37–43.

 


III. Научно-организационная работа



Работа по заданию министерств:


Смирнов А.В. - член Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Минобрнауки России.

 


Сотрудничество с вузами:

  •  вузовские публикации, в которых мы приняли участие:
  1. Смирнов А.В. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.  (Издание Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, серия «Избранные лекции университета», вып.94) (6,5 а.л.)
  2. Смирнов А.В. Можно ли строго говорить о непереводимости? Тезисы доклада // Междисциплинарный круглый стол «Перевод как проблема социальных и гуманитарных наук». Б.м., б.г., стр.17-18. (тезисы выпущены издательством РГГУ к: Гуманитарные чтения РГГУ 2009, 25 марта – 2 апреля 2009 г., организатор — Российский государственный гуманитарный университет. 27 марта, пленарное заседание: «Теория и методология гуманитарного знания») (0,1 а.л.)

 

  • учебники, учебные пособия и программы учебных курсов, опубликованные нами или совместно с вузовскими учеными:
  1. Ефремова Н.В. Мусульманская священная история. От сотворения мира до вознесения Иисуса. 346 с. 22 а.л. Тираж 500 экз. М.: Отражение, 2009. (в соавторстве с Ибрагимом Т.К.) (гриф Министерства образования и науки).
  2. Ефремова Н.В. Сира: жизнеописание пророка Мухаммада (углубленное изучение истории и культуры ислама): Хрестоматия: В 2-х тт. / Авт.-сост. Т.К.Ибрагим, Н.В.Ефремова.  1197 с. 72 а.л. Казань: Магариф, 2008. (в соавторстве с Ибрагимом Т.К.) (гриф Министерства образования и науки) (не вошла в отчет 2008 г.).
  3. Смирнов А.В. Арабо-мусульманская философия: программа учебной дисциплины / сост. А.В.Смирнов; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2009. (36 стр., 1,1 а.л.)

 

  • курсы лекций, прочитанные в вузах:
  1. Ефремова Н.В. Спецкурс «Арабо-мусульманская политическая философия» для студентов политологического факультета ГАУГН (4-5 курсы).
  2. Ефремова Н.В. Цикл семинаров и лекции по теме «Арабо-мусульманская философия классического периода» для студентов философского факультета ГАУГН (2 курс).  
  3. Насыров И.Р. Арабская философия (4 семестра). Отделение востоковедения философского факультета ГАУГН, 2 курс
  4. Смирнов А.В. Классическая арабская философия. Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова, 2 семестра;
  5. Смирнов А.В. Классическая арабская философия. Новгородский Гос. универститет им. Яр.Мудрого, 2 семестра.
 

 

Конференции, семинары и др.:

  • Конференции, организованные сотрудниками ИФ РАН:
  1. Смирнов А.В. Семинар «Архитектоника культуры», 4 июня 2009 г., ИФ РАН, доклад «Можно ли представить философскую лексику как тезаурус?».
  2. Смирнов А.В. Всемирный день философии. Москва-СПб, 16-19 ноября 2009 г. Доклад на Круглом столе № 1 «Освобождаясь от стереотипов в истории философии» 17 ноября 2009 г. на тему: «Является ли универсальность философского разума стереотипом».

 

  • Наиболее крупные конференции, организованные другими учреждениями, в которых мы приняли участие:
  1. Бурмистров К.Ю. XV всемирный конгресс по иудаике (Fifteenth World Congress of Jewish Studies). Всемирный совет по изучению иудаики (The World Union of Jewish Studies), Еврейский Университет в Иерусалиме. 2-6 августа 2009 г., Иерусалим, Израиль. Секционный доклад на тему «Jewish Kabbalah as a Source of the Blood Libel Accusations in Russia».
  2. Бурмистров К.Ю. Столицы европейского эзотеризма и межкультурный диалог. Вторая международная конференция Европейского общества по изучению западного эзотеризма (Capitales de l’ésoterisme européen et dialogue des cultures. IIè Colloque international, European Society for the Study of Western Esotericism). Европейское общество по изучению западного эзотеризма, Страсбургский Университет. 2-4 июля 2009 г., Страсбург, Франция. Пленарный доклад на тему: «Topography of Russian Esotericism: from Moscow to Harbin and Asuncion».
  3. Лукашев А.А. Конференция «Аида Иманкулиева – 70. Восток и запад: общие духовные ценности, научно-культурные связи». Баку, 2009, Национальная академия наук Республики Азербайджан, фонд Гейдара Алиева.
  4. Смирнов А.В. IX Международные Лихачевские научные чтения. 14-15 мая 2009 г. СПб, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Секция 1. Диалог культур и партнерство цивилизаций. Доклад: «Типология культур и картина мира».
  5. Смирнов А.В. XV Международные Волошинские чтения. Организаторы — Дом-музей М.А.Волошина и Институт философии РАН. 19-22 мая 2009 г. Доклад «М.А. Волошин как философ».
  6. Смирнов А.В. Конференция «O tempora, o mores! – О времени и временах в культуре», посвященная 15-летнему юбилею Института восточных культур и античности РГГУ (организатор — ИВКА РГГУ, Москва). Доклад на пленарном заседании 20 ноября 2009 г. «Время и процессуальность: опыт арабо-мусульманской культуры».
  7. Фролова Е.А. Международная научно-практическая конференция «Наследие аль-Фараби и проблема современного межкультурного диалога». Институт философии и права Казахстана. Алматы, май 2009.
 

Работа с молодыми учеными и студентами:

  • руководство курсовыми, дипломными и диссертационными работами:

Ефремова Н.В.:

  1. Клюева Е.А. студентка V курса ГУГН Дипломная работа на тему «Проблема предопределения в философии Ибн-Сины» (диплом защищен на «отлично»); В 2009 г. Е.А. Клюева поступила в аспирантуру ГАУГН в сектор философии исламского мира.
  2. Лебедев А.В. руководство кандидатской диссертацией на тему «Шиитская концепция государства (на примере современного Ирана)».

Насыров И.Р.:

  1.  Х. Хадави (ИРИ), соискатель степени кандидата философских наук, ИФ РАН, «Философия Муллы Садра»

Смирнов А.В.:

  1. Федорова Ю.Е., аспирант ГАУГН первого года обучения.
  2. Золотухин В.В., аспирант 3 года обучения, ИФ РАН, диссертация «Философия Ибн Халдуна» защищена 18.06.2009.
  • защищенные диссертации (докторские и  кандидатские):
Смирнов А.В.:

1. Лукашев Андрей Александрович. «Философские взгляды Махмуда Шабистари (XIV в.) (на материале поэмы «Цветник тайны»)», 09.00.03 история философии, защита 24.12.2009 в 15.00 в ИФ РАН, Совет Д.002.015.04.