Научный отчет cектора философии исламского мира Института философии РАН за 2008 год I. Важнейшие научные результаты
Продолжено исследование логико-смысловой архитектоники арабо-мусульманской философской мысли как на уровне понятия, так и на уровне целостного учения. Вскрыта логика построения категории «вера» как процессуального единства «знания» и «действия», показан логический контраст с выстраиванием соотношений между «знанием» и «верой» в западной мысли. Обосновано понимание логически-контрастирующих традиций мысли как взаимно-инаковых при невозможности описать их взаимоотношение как соотношение общего и специфического (А.В.Смирнов. Специфика или инаковость? Проблема соотношения знания и веры и логико-смысловая архитектоника культуры // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008, стр. 139-154). Показано, что в основе категориальной системы Ибн Халдуна лежит принцип выстраивания оппозиций в соответствии с логикой взаимного обусловливания и их процессуального объединения, что определяет основные положения учения (А.В.Смирнов. Ибн Халдун и его «новая наука» // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, стр.159-186). Применительно к сфере невербального этот подход реализован в А.В.Смирнов. La Ḥayra [perplessità] Ṣūfī e l’Arte islamica: La contemplazione della decorazione attraverso i Fuṣūṣ al-Ḥikam // Atrium: Centro Studi Metafisici e Tradizionali. Lavarone: Anno X (2008), № 2, pp. 110-123, где продемонстрировано архитектоническое единство исламского орнамента и суфийского гносеологического принципа хайра «растерянность» как процесса перехода между «явным» и «скрытым» как взаимно-обусловленными противоположностями.
Доказано, что абсолютная веротерпимость в философском суфизме обоснована архитектоникой ежемгновенного процессуального перехода между Богом и миром как скрытой и явной сторонами миропорядка (А.В.Смирнов. II concetto di ‘essere’ nel sufismo: quanto puo essere illimitata la tolleranza universale? II problema del fondamento onto-logico della tolleranza religiosa // Atrium. Centro Studi Metafisici e Tradizionali. Rivista Trimestrale. Lavarone, Anno IX (2007), Numero 4, pp.101-134 (на итал. яз.)
Показано, что учение видного суфийского мыслителя Абу Талиба ал-Макки (ум. 996 г.) о бытии основано на положении, что множественный мир есть условие реализации полноты абсолютного бытия как единого и единственного. В учении о познании эзотерическое («сокрытое») знание и экзотерическое («явное») знание представляют два вида знания, которые не могут обходится друг без друга. Впоследствии эти идеи были развиты крупнейшим мусульманским мыслителем Абу Хамидом ал-Газали (ум. 1111 г.). (И.Р.Насыров. Проблема веры и знания в суфийском трактате Абу Талиба аль-Макки «Кут аль-кулуб» («Пища сердец») // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008, стр. 180-186).
Обоснован подход к пониманию сравнительной философии как самостоятельной философской дисциплины, выявляющей архитектонику логически контрастирующих культур (А.В.Смирнов. Сравнительная философия как философская дисциплина // Актуальные проблемы развития мировой философии. Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2008, с. 37-43), показаны истоки проработки такого подхода в отечественной мысли (А.В.Смирнов. Глобализация и национальная культура. Чему нас может научить Н.Я. Данилевский сегодня? // Научный вестник Сучжоуского Университета. Серия «Философские и общественные науки». 2007, №5, с. 1-4 (на кит. яз.).). Вскрыты некоторые особенности аверроистской гносеологии, касающиеся соотношения материального, активного и спекулятивного интеллектов человеческой души, выдвинута идея об имманентно-трансцендентом характере активного интеллекта. Показана роль Аверроэса в утверждении статуса философии при решении им проблемы соотношения веры и знания, светского и духовного (Н.В.Ефремова. Ибн Рушд. БРЭ. М., 2008. Т.10; Н.В.Ефремова. О единстве философии и религии согласно Ибн-Рушду // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008, стр. 172-179).
Раскрыты религиозно-философские взгляды Зайн Аллаха Расулева (1833-1917), представителя российской мусульманской интеллигенции XIX – начала XX вв. Показано, что они выражали идеологию практического суфизма, в котором мистическое учение сочетается с нормативным исламом. Расулев стоял на позициях умеренного консерватизма, но благосклонно относился к некоторым инициативам мусульманских реформаторов в области религиозного образования (И.Р.Насыров. Духовное наследие башкирского религиозного мыслителя и суфийского шейха Зайн Аллаха ар-Расули (Расулева) в диалоге прошлого и настоящего // Материалы международного научно-практической конференции«Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира» 5-7 июня 2008 года. Уфа, БГУ).
Проанализированы подходы современных арабских философов к вопросу о соотношении веры и разума (Е.А.Фролова. Концепция веры и разума в современной арабской философии // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008, стр. 187-195).
Выявлены универсалистские тенденции в каббале, которые способствовали восприятию отдельных ее концепций европейскими авторами конца 17 – 18 вв., а также обусловили интерес к ним и породили специфические их интерпретации в культуре русского символизма начала 20 в. (К.Ю.Бурмистров. Каббала и русский символизм: к постановке проблемы // Спивак М.Л. (ред.). Андрей Белый в меняющемся мире. М.: Наука, 2008. С. 237-252).
Подбор, перевод и анализ доктринальных и философских текстов позволил продемонстрировать две линии, собственную и заимствованную (аристотелевско-неоплатоническую), в трактовке проблематике блага и зла (А.В.Смирнов. «Благо» и «зло» в исламской традиции и философии (к постановке вопроса). Избранные тексты // Этическая мысль. Выпуск 8 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2008, стр. 154-193). Перевод фрагментов ал‑Мукаддимы Ибн Халдуна показал эффективность передачи философской терминологии на основе принципа тезауруса (логики внутренних связей между терминами), а не принципа «телефонной книги» (поиск иноязычных эквивалентов для каждого отдельного термина) (Ибн Халдун. Введение (ал‑Мукаддима) / составл., пер. с араб. и примеч. А.В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, стр. 187-217).
II. Публикации
Книги
Статьи
III. Научно-организационная работа
Участие в Федеральных целевых / региональных программах или программах Президиума и Отделения РАН:
Программа Президиума и Отделения РАН «Россия в глобализирующемся мире», тема «Пределы трансформации национальной культуры в условиях глобализации», рук. А.В.Смирнов.
Международное сотрудничество:
Сотрудничество с вузами:
Ефремова Н.В. Мусульманская священная история. От сотворения мира до вознесения Иисуса. Учебное пособие (совместно с Т.К. Ибрагимом) – М.: Московский лингвистический университет, 2008. Ефремова Н.В. Сира. Хрестоматия (совместно с Т.К. Ибрагимом) - Казань: Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, изд-во Магариф, 2008. Смирнов А.В. Архитектоника мусульманской этики. Видеолекция на DVD для студентов исламских учебных заведений.
Семинары по курсу «Восточная философия». Факультеты философии политологии ГУГН, 2 курс, 1 семестр (Ефремова Н.В.); Персидский язык. Факультеты философии и политологии ГУГН, 1, 5 курсы, 2 семестра (Лукашев А.А.); Классическая арабская философия. Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова, 2 семестра (Смирнов А.В.); Классическая арабская философия. Институт восточных культур и античности РГГУ, 2-3 семестры 4-семестрового курса (Смирнов А.В.); Классическая арабская философия. Новгородский Гос. универститет им. Яр.Мудрого, 2 семестра (Смирнов А.В.); О подходе к сравнительному изучению культур. Цикл лекций (10 часов) для студентов старших курсов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (Смирнов А.В.); Архитектоника мусульманской этики. Видеолекция для студентов Московского исламского университета 5 ноября 2008 г. Выпущена на DVD. (Смирнов А.В.); Арабо-мусульманская философия. Открытый курс лекций для студентов РГГУ и других ВУЗов. 1 семестр (Ефремова Н.В., Лукашев А.А., Насыров И.Р., Смирнов А.В., Фролова Е.А. при участии профессора Я.Эшотса, Латвийский ун-т, Рига).
Конференции, семинары и др.:
Работа с молодыми учеными и студентами:
Ефремова Н.В.: Мирзаметова С.К., дипломная работа на V курсе ГУГН на тему «Политическая философия аль-Фараби» (защитила диплом в мае 2008 г.); Клюева Е.А., курсовая работа на IV курсе ГУГН на тему «Нравственный идеал мусульманина по Корану и Сунне» (работа сдана с оценкой «отлично»; на V курсе на тему «Проблема божественного предопределения в мусульманском перипатетизме»; Лебедев А.В., кандидатская диссертация на тему «Шиитская концепция политической власти (на примере современного Ирана)». Насыров И.Р.: М.Хадави (ИРИ), соискатель степени кандидата философских наук, ИФ РАН, тема «Философия Муллы Садра». Смирнов А.В:. Федорова Ю.Е., дипломная работа на V курсе философского ф-та ГУГН в 2007/08 уч. году на тему «Проблема истины в философии суфизма (на примере поэмы «Язык птиц» Фарид ад‑Дина ‘Аттара)», поступила в аспирантуру ГУГН в 2008 г. Лукашев А.А., аспирант 3 года обучения, ИФ РАН, «Философские взгляды Шабистари (на примере Гулшан-и раз)» Золотухин В.В., аспирант 2 года обучения, ИФ РАН, «Философия Ибн Халдуна». |
|||||
|