ДВОЯКИЕ РЕЧИ ΔΙΣΣΟΙ ΛΟΓΟΙ Dialexeis
1. О добре и зле (1) О добре и зле философы Эллады произносят двоякие речи. Одни говорят, что добро и зло различны, другие — что это одно и то же, и в то время как для одних нечто добро, для других оно зло, да и для одного и того же человека что-то бывает иногда добром, иногда злом.
(2) Я сам присоединяюсь к мнению последних, и сужу на основании человеческой жизни, для которой важны: еда, питье, дела Афродиты, — все это для больного зло, а для здорового, когда он в них нуждается — добро. Все это для больного может быть злом, но для здорового и нуждающегося в них является благом.
(3) Поэтому и неумеренность во всем этом для людей неумеренных — зло, а для продавцов, имеющих от продажи выгоду — добро. Поэтому и болезнь для больных зло, а для врачей — добро. И смерть для умерших — зло, а для гробовщиков и могильщиков — добро.
(4) Богатый урожай для земледельцев добро, а для торговцев — зло. И то, что корабли разбиваются и получают повреждения для судовладельцев — зло, а для кораблестроителей — добро.
(5) Далее, что железо ржавеет, затупляется и ломается для всех зло, а для кузнецов — добро. И что глиняная посуда бьется, для всех зло, а для гончаров — добро. И то, что обувь протирается и рвется для всех зло, а для сапожников — добро.
(6) на состязаниях гимнастических, мусических и военных: на гимнастических состязаниях в беге для победителя быстрая победа — добро, а для менее удачливых — зло.
(7) Точно так же и для борца и для кулачного бойца и для других видов (борьбы). И в музыкальном состязании, (например), победа на кифаре для победителя есть благо, для побежденных зло.
(8) Так же и на войне, — сначала скажу о недавних событиях, — победа лакедемонян, которую они одержали над афинянами и их союзниками, для них есть благо, для афинян же и их союзников — зло. И победа, одержанная эллинами над персами, для эллинов добро, для варваров — зло. (9) Падение Трои для ахейцев добро, а для троянцев — зло. То же самое можно сказать о фиванцах и страданиях аргивян. (10) Битва кентавров с лапифами для лапифов добро, а для кентавров — зло. И наконец, битва богов с гигантами, о которой говорит предание, для богов добро, а для гигантов — зло.
(11) Есть и другой довод (logos), что добро это одно, а зло — другое, и что они различны не только по имени, но и на деле. На мой взгляд, их различие можно показать следующим образом. Думаю, вряд ли кто смог себе уяснить, что благо, а что зло, если бы то и другое были одним и тем же и не различались. Это было бы удивительно. (12) полагаю, что никто не будет отвечать, если его спросят, следующим образом: — "Скажи-ка мне, сделали ли тебе твои родители что-нибудь хорошее?" — "Конечно, очень много хорошего", ответил бы он. (13) "Что же, своим близким ты сделал что-нибудь хорошее?" — Да. — "Следовательно, ты сделал своим близким зло". — "А что же врагам своим ты делал зло?" — "Очень даже много". — "Следовательно, ты оказал им величайшее благодеяние".
(14) "Ладно, теперь ответь мне на следующий вопрос. Жалко ли тебе нищих, так как они претерпевают много зла, и в то же самое время не считаешь ли их счастливыми, так как они имеют много хорошего, если зло и благо одно и то же?"
(15) В таком случае ничто не мешает считать самого Великого царя [персидского] равным нищему. В самом деле, многие и великие блага, которыми он обладает, являются многим и великим злом, если благо и зло одно то же. И эти доводы могут быть применены к любому вопросу.
(16) Я рассматриваю каждую вещь в отдельности, начиная с еды, питья и дел Афродиты. А именно, для больных это - зло и опять же для них это — благо, так как добро и зло одно и то же. И хворать для больных одновременно и плохо и хорошо, так как благо тождественно со злом.
(17) Это и все тому подобное уже сказано мною выше. Я не говорю, что есть благо, но пытаюсь научить, что зло и благо не одно и то же, но каждое отлично от другого.
3. О справедливом и несправедливом
[1] Двоякие речи говорятся также о справедливом и несправедливом. Одни утверждают, что справедливое — это одно, а несправедливое — другое; другие же, что справедливое и несправедливое — одно и то же. Я попробую защитить это последнее утверждение.
[2] Прежде всего скажу, что лгать и обманывать — справедливо. Говорят же, что поступать так с врагами прекрасно и справедливо, но с друзьями — безобразно и стыдно так поступить. Почему для врагов справедливо, а для друзей нет?
[3] Справедливо лгать и обманывать тех, кто дороже всего на свете, например, родителей: если бы отец или мать должны были выпить и съесть какое-нибудь лекарство, но отказывались, разве это не справедливо положить его в еду или питье и отрицать, что оно там есть? Итак, лгать и обманывать своих родителей справедливо.
И справедливо украсть то, что принадлежит друзьям, и применять насилие против близких. Например, если кто из родных в состоянии горя собирался бы покончить с собой с помощью меча, веревки или как-то еще, ‒ справедливо будет эти вещи у них украсть, если только есть такая возможность, а если он опоздает и застанет родственника уже в руках с мечом или веревкой, то справедливо силой у него отнять их.
[5] А разве не справедливо обратить в рабство врагов на войне, если можно продать в рабство целый город после его захвата? А врываться в общественные заведения сограждан, очевидно, справедливо. Ибо если чей-то отец был свергнут политическими врагами и приговорен к смертной казни, разве не справедливо ворваться в тюрьму, чтобы украсть своего отца и спасти его?
И лжесвидетельство: если кто-нибудь, попавший в плен к врагам на войне, пообещает под присягой, что в случае освобождения непременно предаст свой город,поступил бы он справедливо, если бы сдержал клятву? По моему мнению, нет, вместо этого он должен спасти свой город, своих друзей и храмы своих предков, лжесвидетельствуя. Так что лжесвидетельство ‒ справедливо.
Далее, святотатство, ограбление храмов. Я не буду говорить о тех, что связаны с теми или иными полисами; скажу о тех, что принадлежали всей Греции, ‒ в Дельфах и Олимпии, ‒ когда варвар собирался завоевать Грецию и вопрос безопасности заключалась в деньгах, разве не было справедливо взять эти сокровища и использовать их для войны?
[9] убить близкого человека — это справедливо. И для Ореста, и для Алкмеона: и бог провозгласил, что то, что они оба сделали, было справедливо.
[10] Я обращусь к искусству и произведениям поэтов. Ибо в трагедии и живописи тот лучший, кто больше всех обманывает, придавая вещам сходство с истинными. Приведу как свидетельство и более древние стихотворения.
К примеру, Клеобулина:
Видала я мужа, он крал и обманывал силой, И силою было содеять такое весьма справедливо.
Это строки древние. А вот слова Эсхила:
Обмана и бог не стоит в стороне: Иной раз и бог ждет случай удобный солгать. Но говорится и другая речь, этой противоположная: что справедливое и несправедливое различны, различаясь как по имени, так и на деле.
Ибо если бы кто-нибудь спросил тех, кто говорит, что несправедливость и справедливость одно и то же, поступали ли они когда-нибудь справедливо по отношению к своим родителям, то они ответили бы да.
Значит, что несправедливо: ведь они признают, что несправедливость и справедливость — одно и то же.
[14] Другой пример: если кто знает человека справедливого, то, следовательно, этот человек несправедлив; и то же самое про большое и малое, согласно тому же аргументу. Так пусть его приговорят к смерти за то, что он совершил много несправедливых дел, пусть его приговорят к смерти за то, что он совершил. Но довольно об этом.
Я же продолжу, обратившись к словам тех, которые утверждают, что они доказывают, что справедливое и несправедливое одно и то же. Допустим, украсть у врага справедливо, но оно же тогда будет и несправедливым, если их речь истинна о том, что это одно и то же. Они на самом деле знакомят с искусными приемами, в которых нет справедливого и несправедливого. И поэты, конечно, сочиняют свои стихи не ради истины, а ради удовольствия людей.
|
|||||
|