Институт Философии
Российской Академии Наук




  Аристотель
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары » Аристотель

Аристотель

СЕМИНАР 07.03.2024

Учение Аристотеля о душе

 

  • Структура трактата «О душе»
  • Аристотелевское определение души как первой энтелехии тела.
  • Строение души, ее части или способности (в сопоставлении с Платоном).
  • Душа растительная
  • Душа чувственно воспринимающая. 
  • Понятие «общего чувства».
  • Различение ума деятельного и страдательного.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА

 

1. Аристотелевское определение души как энтелехии.

«О душе», кн. II, глава 1

                кн. II, глава 2, 414a15–28.

 

2. Какие части души называет Аристотель? Особенности терминологии: «части» и «способности»  –  «О душе» II, 23.

 

3. Душа растительная. Рост и питание.  с

                                   Что такое пища. – «О душе» ΙΙΙ, 12, 434а21–27.

 

4. Душа чувственно воспринимающая.  – «О душе» II, 5.

    Органы чувств и соответствующие восприятия.  – «О душе» II, 6.

    Ощущение и претерпевание (pathos)  –  II, 7.

    Среда и ощущение: ощущающее – среда – ощущаемое  –  II, 12.

 

5.  Чувство как способность восприятия форм без материи  – «О душе» ΙΙ, 12, 424а16-424b5.

 

6. Что такое «общее чувство» и «общие свойства»?   «О душе» ΙΙ, 6, 418a18-19, 20-25.

Различение на ощущение «привходящим образом» и «само по себе» III, 1.

Понятие «общего чувства» (koinê aisthêsis) у Аристотеля.   III, 2.

 

7.  Душа разумная. Ум деятельный (активный) и страдательный (пассивный) -  «О душе» ΙΙΙ, 5.

 

 

избранные фрагменты

 

ΙΙ, 3, 415а13  рассмотрение каждой отдельной способности души есть наиболее подобающее исследование самой души.


ΙΙ, 4, 415а14-15 Тому, кто хочет исследовать способности души, необходимо выяснить, что такое каждая из них, далее 
исследовать все связанное с ней и все другое сопутствующее ей. Если же нужно уразуметь, что такое каждая
из них, например: что такое мыслительная способность, способность ощущения и растительная способность, то до этого необходимо еще уразуметь, что
такое мыслить и ощущать

 

ΙΙ, 12, 424а16-424b5 «Относительно любого чувства необходимо вообще сказать, что оно есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи»

 


СЕМИНАР [3], 01.03.2024

Физика Аристотеля (темы лекции и семинара*)

 

1. Природа как предмет физики. Метод познания от первого для нас к первому по природе.
2. Природа как начало движения и изменения в отличие от искусства и случая.
3. Четыре значения понятия причина в "Физике" (II, 3) и "Метафизике" (I, 3).
4. Аристотель о материи и понятии "первой материи".
5. Форма, материя и лишенность.
6. Учение о четырех элементах, их движении к «собственному месту» и взаимопревращении.
7. Учение о движении: определение движения и понятие "энтелехии"*.
виды движения, понятия места и времени; анализ понятия «бесконечного»: бесконечность потенциальная и актуальная.
8. Пятый элемент (эфир). Мир надлунный и подлунный.
9. Учение о Перводвигателе (согласно восьмой книге "Физики")*.
10. Аристотель о строении космоса и его вечности.

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА


1) Движущая причина как одна из четырех причин. Виды движений.
2) Аристотелевское определение движения. 
3) Понятие "энтелехия". Бытие в возможности и бытие в действительности.
4) Учение о Перводвигателе согласно восьмой книге "Физики".


Тексты

  • Аристотель. Физика. Книга третья. Глава 1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 3. М., 1981. С. 103–105.

1. «Движения помимо вещей не существует: ведь все меняющееся меняется всегда или в отношении сущности, или количества, или качества, или места» (Phys. III, 1, 200b31–201a2).

 

2. Движение как «действительность (энтелехия) суще­ствующего в возможности, поскольку оно возможно» (Phys. III, 1, 201a10). 

 

3. «[действительность] могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению, есть качественное изменение; [действительность] способного к росту и к противолежащему — убыли есть рост и убыль; [действительность] способного возникать и уничтожаться — возникновение и уничтожение, способного перемещаться — перемещение». (Phys. III, 1, 201a13–15).

 

4. «движущее физически [всегда] подвижно, ибо все подобное приводит в движение, будучи и само движимым. Некоторым кажется, что все [вообще] движущее движется, но, как обстоит в этом отношении дело, будет ясно из других [книг], ибо существует нечто движущее, что остается неподвижным; а действительность существующего в возможности, когда [оно] проявляет деятельность, но не само по себе, а поскольку способно к движению, и есть движение». (Phys. III, 1, 201a24–29).

 
 
  • Аристотель. Физика. Книга восьмая // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 3. М., 1981.

1. «Возникло ли когда-нибудь движение, не будучи раньше, и исчезнет ли снова так, что ничто не будет двигаться? Или оно не возникло и не исчезнет, но всегда было и всегда будет, бессмертное и непрекращающееся, присущее всем существующим [вещам], как некая жизнь для всего образовавшегося естественно?» (Phys. VIII, 1, 250b10–15).

 

2. «Мы начнем с того, что нами было установлено раньше в [первых] книгах «Физики». Мы сказали там, что движение есть деятельность способного к движению, поскольку оно способно к движению» (Phys. VIII, 1, 251a9–11).

 

  • Аристотель. О душе. Книга вторая. Глава 1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 394–396. (читаем по файлу PDF) 

1. «поэтому душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами» (De an. II, 1, 412a25–26.



_____________________________________________________________


СЕМИНАР [2], 21.02.2024

  • Учение о четырех причинах
  • Первая и вторая сущность


СЕМИНАР [1], 16.02.2024

  • Аристотель о знании и мудрости
  • Учение Аристотеля о десяти категориях
  • Различение первой и второй сущности

 

Тексты

  • Аристотель. Метафизика. Книга первая, главы 1–2, 3.
  • Аристотель. Категории, главы 1–4, 5.

 

Издания


1) Аристотель. Метафизика. Книга первая / Пер. А.В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 65–71 (Ι, 1, 980а – 3, 983b5).  

PDF:  https://www.philosophy.ru/library/sobranie-sochineniy-v-4-tomakh-tom-1/ , html:  https://plato.spbu.ru/TEXTS/ARIST/book1.htm  

2) Аристотель. Категории / Пер. А.В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 53–62 (1а1 – 4b19).  

PDF: https://www.philosophy.ru/library/sobranie-sochineniy-v-4-tomakh-tom-2/ 

 

 

ВОПРОСЫ для обсуждения на семинаре


  • по "Метафизике"

Глава первая

Постепенное восхождение от чувственного восприятия к познанию начал: память, опыт, искусство, наука. Превосходство искусства над опытом, теоретических наук — над практическими.

Высшая наука — познание первых причин и начал, или мудрость.

Глава вторая

О мудром и мудрости. Удивление — источник появления науки о первых началах и причинах. Божественность мудрости.

Глава третья, 

Четыре значения понятия "причина", I, 1, 983а24 – 983b5.

 

  • по "Категориям" (чтение и комментарий) 

Учение Аристотеля о категориях как языке выражения наших знаний

 

глава 1. Синонимы и омонимы по Аристотелю. Различение слов и вещей.

глава 2. Словарь Аристотеля: "подлежащее", "находящееся в подлежащем", "сказываемое о подлежащем"

глава 3. О роде и виде как общем.

глава 4. Десять категорий.

глава 5. Первая сущность и вторая сущность.