СЕМИНАР [8] ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
Литература к семинару:
Издания текста:
1. Платон. Апология Сократа / Пер. М.С. Соловьева // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. см. здесь: или здесь:
2. Платон. Апология Сократа / Пер. М.С. Соловьева / Изд. подг. А.А. Глухов, Ю.А. Шичалин // Платон. Собрание сочинений. Том I (1). М.: ГЛК, 2000. (с греч. текстом) 3. Солопова М.А. Сократ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 674–678.
Дополнительно
Текст:
С.И. Соболевский. Воспоминания о Сократе. Введение
Текст:
Текст:
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
Первая речь Сократа: содержание и аргументы (Апология 18А – 21B ‒ 24B ‒ 28A)
1) Два рода обвинителей. Кто были прежние обвинители и в чем состояли «прежние» обвинения? ‒ Апология, 18А – 24B.
начиная со слов «Правильно будет, о мужи афиняне, если сначала я буду защищаться против обвинений, которым подвергался раньше» до слов «Вот вамм, о мужи афиняне, правда, как она есть» ("обвинение, от которого пошла обо мне дурная молва"; Сократ и софисты; Дельфийский оракул о мудрости Сократа и начало занятий философией) 2) Опровержение новых обвинителей (24Β3 ‒ 28A4, до слов «я не виновен в том, в чем меня обвиняет Мелет»).
3) Сократ о своем образе жизни (28B2 – 34B5)
начиная со слов "Не стыдно ли тебе, Сократ, заниматься таким делом, от которого, может быть, тебе придется теперь умереть?" до слов "поступать иначе, чем я поступаю, я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз"
начиная со слов "Я намерен сказать вам и еще кое что" (Сократ как божий дар городу; бескорыстие как подтверждение честности)
4) Об участии в политике. О внутреннем голосе (даймонионе). почему Сократ не участвует в политической деятельности, но ведет частные беседы (31С4 – 34B5) «Даймонион» (божественный голос) Сократа ("началось у меня это с детства") ‒ 31D по тексту «Апологии» в целом, ср. 32D2 и 40Α2.
"Да я и не был никогда ничьим учителем" «Отчего же некоторые любят подолгу бывать со мною?». (34А1, упоминание о присутствии Платона: ὅδε δὲ ᾿Αδείμαντος, ὁ ᾿Αρίστωνος, οὗ ἀδελφὸς οὑτοσὶ Πλάτων)
5-6) ВТОРАЯ РЕЧЬ СОКРАТА - «Апология», 36А – 38B. "Многое не позволяет мне возмущаться тем, что сейчас случилось, тем, что вы меня осудили, между прочим и то, что это не было для меня неожиданностью". καὶ οὐκ ἀνέλπιστόν μοι γέγονεν τὸ γεγονὸς τοῦτο
количество голосов за и против "а наказание этот муж для меня полагает смерть".
"обед в Пританее" ‒ 37А.
"убежденный в том, что я не обижаю ни одного человека, ни в коем случае не стану я обижать самого себя, говорить о себе, что я достоин чего-нибудь нехорошего, и назначать себе наказание", и далее по тексту. тюрьма ‒ штраф ‒ отказ от философии (молчание) 38А8: "величайшее благо для человека: ежедневно беседовать о добродетелях и обо всем прочем, о чем вы слышите в моих беседах, когда я исследую себя и других, а жизнью неисследованной человеку не стоит и жить" μέγιστον ἀγαθὸν ὂν ἀνθρώπῳ τοῦτο ἑκάστης ἡμέρας περὶ ἀρετῆς τοὺς λόγους ποιεῖσθαι καὶ τῶν ἄλλων περὶ ὧν ὑμεῖς ἐμοῦ ἀκούετε διαλεγομένου καὶ ἐμαυτὸν καὶ ἄλλους ἐξετάζοντος, ὁ δὲ ἀνεξέταστος βίος οὐ βιωτὸς ἀνθρώπῳ,
ТРЕТЬЯ РЕЧЬ СОКРАТА
Предсказание будущего для тех, кто его осудил.
39Е4 Слова к друзьям: "Побудьте пока со мною, о мужи! Ничто не мешает нам побеседовать друг с другом, пока это возможно" ἀλλά μοι, ὦ ἄνδρες, παραμείνατε τοσοῦτον χρόνον· οὐδὲν γὰρ κωλύει διαμυθολογῆσαι πρὸς ἀλλήλους ἕως ἔξεστιν.
"Велика ли надежда, что смерть есть благо?"
"Вот уже время идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме бога" |
|||||
|