Институт Философии
Российской Академии Наук




  Цицерон. О природе богов
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары » Эллинизм » Цицерон. О природе богов

Цицерон. О природе богов

Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты / Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи Г.Г. Майоров / Перевод с латинского и комментарии М.И. Рижского.  М., Наука, 1985.

1. Книга первая  https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1422369001

2. Книга вторая  https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1422369002

3. Книга третья   https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1422369003



Цицерон. О природе богов

De natura deorum

 

Три книги - три речи, излагающие позицию одной из ведущих эллинистических школ (эпикурейской, стоической, скептической).

 

Введение (от имени самого Цицерона)

Проблема бытия богов и ее важность: теоретическая, практическая.

 

много еще есть в философии вещей, до сих пор не получивших достаточного объяснения, а в особенности трудным и темным является вопрос о природе богов

 

вопрос, который в высшей степени и для познания духа важен, и для устроения религии необходим.

 

Многие говорят и о наружности богов, и об их местопребывании, и образе жизни, и обо всем этом между философами величайшее разногласие в спорах. Главное же в этом вопросе: живут ли боги в полном бездействии, ни во что не вмешиваясь, совсем не заботясь о мире и об управлении им, или, напротив, они с самого начала и все сотворили, и установили, и всем в мире до бесконечного времени (ad infinitum tempus) управляют, и все приводят в движение. Вот о чем особенно велико расхождение во мнениях; и если все это не рассудить, то неизбежно пребывать людям в крайнем заблуждении и невежестве относительно вещей наиважнейших.

 

Большинство думает, что боги существуют, — это ведь и правдоподобнее, и сама природа всех нас к этому приводит.

 

Есть и были ранее философы, которые считают, что боги совершенно не пекутся о человеческих делах. Если их мнение истинно, то какое может быть благочестие (pietas)? Какая набожность (sanctitas)? Какая религия (religio)?

 

Ибо все то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам, имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние. Если же боги и не могут нам помочь, и не хотят, и совсем не пекутся о нас, и не обращают внимания на то, что мы делаем, и если с их стороны не может быть никакого влияния на жизнь человеческую, то для чего нам воздавать бессмертным богам какое-то поклонение (cultus), почести, обращаться к ним с молитвами?


 

 

КНИГА I (стр. 60–100)

 

Книга первая. Речь эпикурейца Веллея

  • критика теологии Платона и стоиков (ND I, § 18-24),
  • история представлений о богах от Фалеса до Диогена Вавилонского (Ι, § 25-41),
  • изложение эпикурейского учения (I, § 42-56).  –  стр. 74–77.

 

«Боги существуют именно потому, что знания об этом заложены в нас (insitae), являются врожденными (innatae)».

 

«Та же самая природа запечатлела в наших умах, чтобы мы считали их вечными и блаженными» (§ 45).

 

«То, что вечно и блаженно, ни само не имеет никаких хлопот, ни другому их не доставляет».

Облик богов: антроморфизм и его обоснование. Аргументы "естественный" (от природы) и "рациональный" (от суждения разума).

 


КНИГА II (стр. 100–156)

 

Книга вторая. Речь стоика Бальба

 

Четыре раздела стоической теологии:

«Наши делят вопрос о бессмертных богах на четыре части».

 

1. Бытие богов (существуют ли боги). II, 45–72.   Стр. 100–114.

2. Природа (качества) богов (каковы боги).   II, 45–72.   Стр. 114–124.

3. Божественный Промысл (управляют ли миром).   II, 73–132.   Стр. 124–145.

4. Попечение богов о делах человеческих (оказывают ли благодеяния людям, наказывают ли их).   II, 133–167.    Стр. 145–156.

 

1. Доказательства бытия богов

  • С. 101: «Когда мы взираем на Небо, когда созерцаем небесные явления, разве не становится вполне ясным, вполне очевидным, что есть некое божество превосходнейшего ума, которое всем этим управляет?» и т.д.

 

2. Природа богов/бога

  • Стр. 114: «Остается обсудить, какова природа богов»

об опасности антропоморфизма.

 

3. Доказательства существования Промысла.

  • Стр. 124: «Теперь моя задача доказать, что мир управляется провидением богов»

4. Доказательства попечения богов о делах человеческих.

  • Стр. 145: «Ради кого же все это таким образом сотворено? Ради деревьев и трав? Это было бы нелепостью», и т.д.


Стр. 156, II, 167: «Мы не должны думать, что если у кого буря повредила посевам или виноградникам или случай отнял часть жизненных благ, то это означает, что такого человека, которого постигло что-нибудь подобное, бог или возненавидел, или пренебрегает им. Боги пекутся о великом, малым же пренебрегают».
 

 

КНИГА III

 

Книга третья. Речь скептика Котты.

  • Скептическая критика эпикуреизма
  • Скептическая критика стоицизма
  • Скептики о богах и религии

 

С. 101. "Мне легче оспаривать чужие мнения, чем утверждать свое".