ГИМН ЗЕВСУ (SVF I 537) https://ancientrome.ru/antlitr/kleanthes/kleanth.htm Клеанф. Гимн Зевсу / Перевод М. Грабарь-Пассек, цит. по:
[invocatio, 1-6] Ты, из бессмертных славнейший, всесильный и многоименный, [laudatio, 7-31] Все мироздание это, что землю обходит кругами, Молнии блеск огневой, ослепительный, вечноживущий, Ты согласуешь в единстве дурное совместно с хорошим, Ты же, о Зевс, всех даров властелин, темнокудрый, громовый, [oratio, 32-39] Ты изгони из души неразумье и путь укажи нам
Лит. Смирнов Д.В. Клеанф // Православная энциклопедия. Т. XXXV. М.: Прав. энц., 2019. С. 340-353.
"Хотя ни античные авторы, ни древние христ. писатели не упоминали и не цитировали «Гимн», исследователи XIX-XXI вв. единогласно признают его подлинным сочинением Клеанфа, опираясь как на наличие смысловых и стилистических связей между «Гимном» и фрагментами Клеанфа, так и на идейное содержание «Гимна», согласующееся с известными из др. источников теологическими мнениями К. и общими принципами религ. философии раннего стоицизма. С т. зр. жанра сочинение К. является классическим античным религ. гимном, на что указывает ряд формальных и содержательных признаков: 1) стихотворный размер - эпический гекзаметр; 2) употребление автором различных форм с корнем «ὑμν-» (стихи 6, 37, 39); 3) постоянное использование местоимения 1-го лица ед. ч. «ты» (стихи 3, 4, 6, 7, 8 и т. д.); 4) добавление к эпитетам образованных от прилагательных гиперболизирующих приставок: «все-», «едино-», «много-», «вечно-» (стихи 1, 2, 3, 5, 6, 7 и т. д.); 5) частое повторение союза «ибо» (γάρ; стихи 3, 4, 11, 20); 6) упоминание особой силы бога и ее материального символа; признание его помощником людей и заявление о наличии у молящегося религ. обязанностей по отношению к богу (стихи 6, 8-10, 32-37). «Гимн» К. имеет типичную для античных произведений этого жанра 3-частную структуру: 1) призывание (ἐπίκλησις; invocatio), содержащее обязательное упоминание имени бога и его личных свойств, а также общие хвалы в адрес бога (стихи 1-6); 2) хвалебное повествование (εὐλογία; laudatio, также pars epica), в к-ром рассказывается о конкретных благих деяниях бога и об отношениях между ним и людьми; тем самым создается основание для обращения к богу с некой просьбой (стихи 7-31); 3) молитва (εὐχή; oratio), в которой повторяются хвалы богу и испрашивается его помощь в каком-либо деле (стихи 32-39; подробнее о жанре античного гимна и его характеристиках см.: Keyssner. 1932; Тахо-Годи. 1988; Furley. 1993; Furley, Bremer. 2001). Используя традиционную структуру античного гимна, Клеанф наполнил ее новым, философским содержанием. В отличие от обращенных к богам греческого пантеона обычных религ. гимнов «Гимн» Клеанфа в повествовательном разделе содержит не описания мифических или исторических событий, но перечисление философских свойств верховного божества. Призываемый Клеанфом Зевс - это не традиционный бог олимпийской религии, но философский единый Бог, Творец и Управитель космоса; при этом известные из мифа свойства Зевса метафорически переосмысляются, и тем самым развертывается как бы «внутренняя биография» Зевса (Тахо-Годи. 1988. С. 26). Вместе с тем Зевс не становится у Клеанфа всецело абстрактным принципом, но остается реальным божественным существом, к которому можно обращаться с молитвой. Исследователи по-разному объясняли присутствие в «Гимне» Клеанфа молитвенного раздела, к-рый был важнейшей частью религиозных гимнов, однако часто опускался в философских гимнах, и пытались, исходя из структуры «Гимна», понять его предназначение. По мнению мн. ученых, стоическая школа первоначально была отчасти организована по принципу религ. общины и имела свою обрядность, частью к-рой могли быть религ. гимны, воспеваемые во время общих собраний, или симпозиумов (см., напр.: Festa. 1935. P. 173-175; Pohlenz. 1940. S. 122; Sier. 1990. S. 93; Zuntz. 2005. S. 41; Фрагменты ранних стоиков. 1998. С. 188. Примеч. 7; ср.: Thom. 2005. P. 11-12). Согласно др. гипотезе, «Гимн» К. не был самостоятельным сочинением и выполнял функцию «пролога» (προοίμιον), т. е. стихотворного призывания бога, к-рым часто открывались крупные лит. произведения; однако это предположение плохо согласуется с очевидной структурной и тематической цельностью и завершенностью «Гимна» (Furley. 1993. P. 39-40). Нек-рые ученые вообще отказывались воспринимать молитвенную часть «Гимна» как действительное призывание божества и предлагали видеть в ней отображение в религ. языке философских убеждений К. (Sier. 1990. S. 106) или «искусную литературную аллегорию», посредством к-рой читатели побуждаются к поиску бога (логоса) в себе самих, «напоминают себе, что их внутренний даймон всегда должен быть в согласии с законом вселенной (логосом)» (Algra. 2003. P. 176; ср.: Glei. 1990; Thom. 2005. P. 10-11). Независимо от первоначального замысла К. и возможной обрядовой функции, с т. зр. религ. и философского содержания «Гимн» К., по выражению нем. филолога У. фон Виламовиц-Мёллендорфа (1848-1931), является «стоическим исповеданием веры» (stoisches Glaubensbekenntnis), обращенным не только к членам стоической общины, но и ко всем людям (Wilamowitz-Moellendorff. 1925. S. 317). К. создает в гимне «собирательно-обобщенный образ заблудшего, жалкого человечества, к которому, однако, поэт причисляет и самого себя», и в силу этого «личность автора гимна, мудреца, философа, растворяется во всем человечестве», осмысляемом К. в его бытийном отношении к божественному первоначалу универсума (Тахо-Годи. 1988. С. 26). Вероятно, «Гимн» изначально имел также и миссионерскую цель, способствуя привлечению новых членов в стоическую общину и пропаганде учения стоиков (ср.: Фрагменты ранних стоиков. 1998. С. 188)." |
|||||
|