ПЛОТИН (204/5, Ликополь – 270 н. э., Рим) Плотин (мраморный бюст 3 в. н.э., Museo Ostia Antica, Рим); Плотин с учениками (деталь мраморного саркофага, Museo Gregoriano Profano, Ватикан) ВОПРОСЫ 1. Жизнь Плотина. 2. Сочинения Плотина. 3. Издание Порфирия и принцип построения "Эннеад". 4. Трактат "О прекрасном". Словари: Википедия, Wikipedia, Православная энциклопедия, Stanford Encyclopedia of Philosophy, Античная философия: Энциклопедический словарь
Биография Плотина Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М.Л. Гаспарова // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 427—440 (приложение)
ЭННЕАДЫ
1. О прекрасном (Enn. I 6) 2. О трех начальных ипостасях (Enn. V 1) 2. О Благе, или Едином (Enn. VI 9)
О ПРЕКРАСНОМ (Энн. Ι, 6) фрагменты
ГЛАВА 7
ГЛАВА 8 Обращение к истинной красоте как бегство в дорогое отечество. Пробуждение внутреннего зрения
Но как обернуться? С помощью какого средства? Как увидеть непостижную красоту, пребывающую словно внутри в святом храме и не выходящую во вне, — да не увидит непосвященный?
Пусть могущий выступит в путь и следует внутрь, оставив вовне взоры очей и не обращаясь к прежнему блеску тел, потому что увидевший телесную красоту не должен стремиться к ней, но поняв, что она — подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является.
Так бежим в дорогое отечество, — вот что могло бы быть вернейшим призывом. Отечество же наше там, откуда мы пришли, и там отец. — Так в чем все-таки состоит этот поход и это бегство?
ГЛАВА 9 Постепенное восхождение в свету красоты
Что оно такое, зрение, глядящее внутрь? Конечно, если оно только пробудилось, оно не очень-то может взирать на сияющее. Поэтому нужно приучать душу, чтобы она поначалу взирала на прекрасные занятия, затем на прекрасные произведения — не те, что производят ремесла, но мужи, называемые достойными; затем разгляди душу тех, кто производит прекрасные произведения.
Обернись к самому себе и гляди:
и даже если увидишь, что еще не прекрасен, тогда — как создатель статуи, которая должна стать прекрасной, одно убирает, другое соскабливает, это выравнивает, то вычищает, пока не придаст своей статуе прекрасный облик, — так и ты убери, что чрезмерно, и выправь, что криво, очищая темное, сделай, чтобы сияло, и непрерывно созидай свою статую, пока не просияет тебе боговидный блеск добродетели, пока не увидишь здравомыслие, воздвигшееся на священном престоле.
Если ты уже стал этим, и увидел его, и, чистый, воссоединился с самим собой, не зная больше никакой помехи к тому, чтобы в этом смысле стать единым, и не имея ничего чужеродного, смешавшегося с тобой внутри, но став целиком одним только истинным светом, который не измеряется величиной и не ограничивается убавляющим его очертанием, но и не возрастает по величине из-за безграничности, а повсюду безмерен, как если бы он превосходил всякую меру и побеждал всякое количество; если ты увидишь, что стал этим, то есть уже стал зрением, потому что доверился себе, и, уже поднявшись и обретаясь там, не нуждаешься больше в наставнике, — пристально вглядывайся.
Только такое око видит великую красоту, а если к этому зрелищу подступать с гноящимися от пороков глазами, не очистившись или в немощи, не умея по недостатку мужества взирать на подлинное сияние, — не увидишь ничего, даже ежели кто станет объяснять, что на него можно взирать и оно рядом; потому что только сделав зрящее сродным и подобным зримому должно приступать к этому зрелищу; потому что никогда не могло бы око увидеть солнца, не буду- |
|||||
|