Институт Философии
Российской Академии Наук




  Плотин
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары » Неоплатонизм » Плотин

Плотин

ПЛОТИН

(204/5, Ликополь – 270 н. э., Рим)


Плотин (мраморный бюст 3 в. н.э., Museo Ostia Antica, Рим); Плотин с учениками (деталь мраморного саркофага, Museo Gregoriano Profano, Ватикан)


ВОПРОСЫ


1. Жизнь Плотина.

2. Сочинения Плотина.

3. Издание Порфирия и принцип построения "Эннеад".

4. Трактат "О прекрасном".




Словари:

Википедия, Wikipedia, Православная энциклопедия, Stanford Encyclopedia of Philosophy, Античная философия: Энциклопедический словарь

 

  • Шичалин Ю.А. Плотин // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 578—589.
  • Месяц С.В. Плотин // Православная энциклопедия. Т. 56. М., 2019. С. 714—727. — PDF

      • Жизнь

      • Сочинения
      • Учение
      • От космоса к Душе
      • От Души к Уму
      • От Ума к Единому
      • Единое как Абсолют и Первоначало
      • Материя умопостигаемая и материя телесная
      • Природа зла и проблема теодицеи
      • Человеческая душа
      • Влияние и рецепция

 

 

Биография Плотина

Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М.Л. Гаспарова // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 427—440 (приложение)

 

 

 

ЭННЕАДЫ 

 

1. О прекрасном (Enn. I 6)

2. О трех начальных ипостасях (Enn. V 1)

2. О Благе, или Едином (Enn. VI 9)

 

 

О ПРЕКРАСНОМ (Энн. Ι, 6) 

фрагменты

 

ГЛАВА 7

 

ГЛАВА 8 

Обращение к истинной красоте как бегство в дорогое отечество. Пробуждение внутреннего зрения

 

Но как обернуться? С помощью какого средства? Как увидеть непостижную красоту, пребывающую словно внутри в святом храме и не выходящую во вне, — да не увидит непосвященный?

 

Пусть могущий выступит в путь и следует внутрь, оставив вовне взоры очей и не обращаясь к прежнему блеску тел, потому что увидевший телесную красоту не должен стремиться к ней, но поняв, что она — подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является.


Дело в том, что если устремиться за ней с целью ее схватить как истинную, — словно прекрасное отражение на поверхности воды: по моему представлению, примерно это и подразумевает известный миф о том, что пожелавший схватить его погрузился в глубину потока и исчез, — так вот, таким же точно способом тот, кто привержен красоте тел и не отказывается от нее, уже не телом, но душою погрузится в мрачные и безрадостные для ума глубины, где слепым пребывая в Аиде — как здесь, так и там — он будет иметь дело с тенями.

  • Бежим в дорогое отечество

Так бежим в дорогое отечество, — вот что могло бы быть вернейшим призывом.
— Но в чем состоит это бегство? И как нам отплыть?
— Как Одиссей от волшебницы Кирки, говорит поэт, или от Калипсо, подразумевая, представляется мне, что он не пожелал остаться, хоть и знал радость очей и имел дело с немалой зримой красотой.

Отечество же наше там, откуда мы пришли, и там отец.

— Так в чем все-таки состоит этот поход и это бегство?
— Его не свершить пешком, потому что ноги несут нас в другую землю из нашей; и не нужно тебе готовить конной повозки или чего мореходного; все это нужно отставить и не обращать на это внимания, но — словно смежив очи — заменить их на другие и пробудить зрение, которое есть у всякого, а используется немногими.

 

ГЛАВА 9

Постепенное восхождение в свету красоты

 

Что оно такое, зрение, глядящее внутрь

Конечно, если оно только пробудилось, оно не очень-то может взирать на сияющее. Поэтому нужно приучать душу, чтобы она поначалу взирала на прекрасные занятия, затем на прекрасные произведения — не те, что производят ремесла, но мужи, называемые достойными; затем разгляди душу тех, кто производит прекрасные произведения.


Но как разглядеть, какой красотой обладает достойная душа?

 

  • Обращение к себе и воссоединение с самим собой

 

Обернись к самому себе и гляди:

 

и даже если увидишь, что еще не прекрасен, тогда — как создатель статуи, которая должна стать прекрасной, одно убирает, другое соскабливает, это выравнивает, то вычищает, пока не придаст своей статуе прекрасный облик, — так и ты убери, что чрезмерно, и выправь, что криво, очищая темное, сделай, чтобы сияло, и непрерывно созидай свою статую, пока не просияет тебе боговидный блеск добродетели, пока не увидишь здравомыслие, воздвигшееся на священном престоле.

 

Если ты уже стал этим, и увидел его, и, чистый, воссоединился с самим собой, не зная больше никакой помехи к тому, чтобы в этом смысле стать единым, и не имея ничего чужеродного, смешавшегося с тобой внутри, но став целиком одним только истинным светом, который не измеряется величиной и не ограничивается убавляющим его очертанием, но и не возрастает по величине из-за безграничности, а повсюду безмерен, как если бы он превосходил всякую меру и побеждал всякое количество; если ты увидишь, что стал этим, то есть уже стал зрением, потому что доверился себе, и, уже поднявшись и обретаясь там, не нуждаешься больше в наставнике, — пристально вглядывайся.

 

Только такое око видит великую красоту, а если к этому зрелищу подступать с гноящимися от пороков глазами, не очистившись или в немощи, не умея по недостатку мужества взирать на подлинное сияние, — не увидишь ничего, даже ежели кто станет объяснять, что на него можно взирать и оно рядом; потому что только сделав зрящее сродным и подобным зримому должно приступать к этому зрелищу; потому что никогда не могло бы око увидеть солнца, не буду-