Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор философии религии
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Сектор философии религии

Сектор философии религии

Научный отчет за 2013 год

Сектор философии религии

Зав. сектором – доктор филос. наук В.К. Шохин

 

Впервые рассмотрена в целой системе контекстов тема этикотеологии – соотношение благодарности к людям и благодарения Бога. На основании исследования материалов современной англо-американской этики были дифференцированы и критически проанализированы контрарные концепции благодарности (gratitude) как справедливой компенсации благодетелю (начиная с Д.Ричардса, Ф.Бергера и К.Кард) и как безличной «признательности» (gratefulness) не кому-то, а только за что-то (начиная с А.Уолкера и П.Фитцжеральда). Продемонстрировано, что в обоих случаях не остается пространства для благодарения Бога. В контексте историко-философском была раскрыта генеалогия этих концепций, восходящих, соответственно, к юридическому пониманию благодарности у Аристотеля и неюридическому у Сенеки (концепция Фомы Аквинского была оценена как «промежуточная») (Шохин В.К. (Shokhin V.). Gratitude as the Foundation of Theistic Ethics; Шохин В.К. Благодарность людям и благодарение Бога: некоторые заметки).

 

Проведен концептуальный философский анализ тезиса французского теолога второй половины XIX в. Теодора де Реньона о различии западной и восточной тринитарных моделей. На примере тринитарной доктрины Аврелия Августина и Великих Каппадокийцев показано наличие различных подходов к решению тринитарной проблемы в патристике, на основе которых впоследствии сформировались западная «психологическая» и восточная «социальная» тринитарные модели. Исследован вопрос о влиянии «парадигмы де Реньона» на восприятие патристической тринитарной теологии известными христианскими богословами и патрологами XX–XXI вв., среди которых были как сторонники, так и критики этой парадигмы. Выдвинут тезис о релевантности и важности «парадигмы де Реньона» для понимания различий между западным и восточным тринитаризмом, а также приведен ряд уточнений и дополнений к этой парадигме (Фокин А.Р. Современные дискуссии о патристическом тринитаризме: парадигма Теодора де Реньона, ее сторонники и критики; Фокин А.Р. Прав ли был Теодор де Реньон?).

 

Осуществлена целостная реконструкция метатеологии Альберта Великого (1193/1206–1280). Показано, что теология, согласно Альберту, является практической наукой, с одной стороны, но превосходит все науки, будучи чистой мудростью, с другой. Выявлены методологические подходы Альберта Великого к продуцированию теологического знания. Проведен сравнительный анализ метатеологии Альберта и представлений о природе теологического знания представителей францисканской школы (Александр Гэльский, Бонавентура) и Фомы Аквинского (Карпов К.В. Теология как наука в философско-теологической мысли Альберта Великого). Впервые в мировых историко-философских штудиях осуществлен перевод первого трактата «Суммы теологии» Альберта Великого (Альберт Великий. Сумма теологии. Трактат I / Пер. с латыни и коммент. К.В.Карпова).

 

Осуществлен критический анализ концепций мистического опыта, сложившихся в современном западном религиоведении в рамках двух подходов – эссенциалистского, предполагающего наличие универсальной сущности мистических переживаний, и конструктивистского, настаивающего на социокультурной детерминированности этих переживаний и отрицающего возможность какого-либо универсального мистического опыта, а также анализ предложенной Р.Стадстиллом в качестве компромиссного решения теории так называемого «мистического плюрализма» (Малевич Т.В. Философия религии о мистическом опыте: дилемма эссенциализма и конструктивизма).

 

Установлена недостаточность традиционных определений понятия истины (корреспондентная, когерентная, прагматическая и др.), продуцирующих логический круг в теории познания, когда истина подменяется знанием, знание требует критерия, а критерий указывает на истину. Предложена теория о том, что более перспективное понимание истины может предполагать ее трансцендентное основание (Гагинский А.М. Критерий, знание, истина).

 

Проведен анализ мистицизма как социокультурного исторического явления, его ценностных ориентаций и духовно-сотериологических экспектаций (Балагушкин Е.Г. Мистицизм в современной России. Теория. Основные представители).