Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел историко-философских исследований
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2012 » Отдел историко-философских исследований

Отдел историко-философских исследований

Научный отчет за 2012 год

 

Отдел историко-философских исследований

Зав. отделом – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова

 

Сектор истории западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова

 

В результате анализа отечественной философии 50–80-х гг. XX в. доказано, что даже в условиях доминирования догматической идеологии в разных областях (история философии, философия науки, логика, теория познания и др.) развивалась отечественная творческая мысль, многие результаты которой сопоставимы с достижениями тогдашней западной философии (Мотрошилова Н.В. Отечественная философия 50–80-х годов XX в. и западная мысль. М., 2012).

Вскрыта одна из наиболее драматичных проблем истории отечественной философии 2-й половины ХХ в.: осознание принципиальной несовместимости Марксова идеала общественно полезного, осмысленно-творческого труда с упрочивающейся утилитарно-прагматической организацией повседневной жизни в эпоху застоя. Доказывается, что столь острая для сегодняшней России тематика потребительской культуры была достаточно ярко очерчена уже в эстетической теории 60–70-х гг. (Соловьев Э.Ю. Трагедия красоты в книге К.Кантора «Красота и польза» // Вопр. философии. 2012. № 12. С. 58-65). Проведен сопоставительный анализ учений о предметной деятельности Маркса и Фихте (Длугач Т.Б. Предметная деятельность у Фихте и Маркса. Ч. 2: Маркс о предметной деятельности // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С.Пушкина. 2012. № 1. Т. 2. Философия. С. 25–36).

Вышло в свет новое, дополненное издание четырехтомного учебного пособия по истории философии «История философии: Запад–Россия–Восток». Учебник посвящен комплексному изложению наиболее значительных достижений западной, восточной, русской философии от древности до наших дней в их специфике и единстве (История философии: Запад–Россия-Восток: В 4 кн. 2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. Н.В.Мотрошиловой. М., 2012).

Опубликован очередной, V-й том Полного собрания сочинений Ф.Ницше в 13 т. В данном томе публикуются работы: «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали» и др. (Ницше Ф. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 5: По ту сторону добра и зла; К генеалогии морали; Случай «Вагнер» / Пер. с нем. Н.Полилова, К.Свасьяна; Отв. ред.: Н.В.Мотрошилова, И.А.Эбаноидзе. М., 2012).

Издан «Историко-философский ежегодник’2011» (отв. ред.: Н.В.Мотрошилова, М.А.Солопова). На его страницах опубликован ряд работ сотрудников сектора: фундаментальный труд А.А.Столярова «Школьная философия поздней античности и христианство (некоторые размышления о взаимовлиянии идей)», статья М.А.Солоповой «Аристотель о природе сновидений: физика против мантики». Впервые в отечественной литературе сделан вывод о том, что в разуме (рассудке) Кант видит хранителя целостности внутреннего опыта, а потому и самой вменяемости человека; впервые акцентируется значимость патопсихологических размышлений позднего Канта (Соловьев Э.Ю. «Не дай мне Бог сойти с ума…» (максима самосохранения разума в антропологии Канта) // Историко-философский ежегодник’2011. М., 2012. С. 205–232).

Впервые предпринята попытка дать развернутую интерпретацию известного античного афоризма о краткости жизни, в связи с чем рассмотрены вопросы древней этики и медицины (Солопова М.А. Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа // Филос. журн. 2012. № 1(8). С. 5–25).

 

 

Сектор современной западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук И.С. Вдовина

 

Рассмотрены новые тенденции в современной западной философии, в том числе «экзистенциально-практический поворот», т. е. «регуманизация» философии, возврат к человеку, его смысложизненным проблемам (Вдовина И.С. Поль Рикёр: история философии как самопонимание философии // История философии. № 17. М., 2012. С. 45–62; Вдовина И.С. «Философия жизни» Поля Рикёра // Западная философия конца XX – начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. М., 2012. С. 28–52; Джохадзе И.Д. Ричард Рорти как историк философии // История философии. 2012. № 17. С. 3–24; Мачульская О.И. Этическая концепция А.Конт-Спонвиля: новое учение о вечных добродетелях // Западная философия конца ХХ – начала ХХI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. М., 2012. С. 53–63).

Впервые в отечественной литературе освещается разработанная немецким философом А.Хоннетом концепция борьбы за признание, активно обсуждаемая сегодня зарубежными исследователями (Михайлов И.А. «Борьба за признание». Идея признания в социально-критической теории А.Хоннета // Западная философия конца XX – начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. М., 2012. С. 66–102).

Проанализирована новая проблематика в сфере философии сознания – квантовые подходы к сознанию (Юлина Н.С. Квантовый подход к сознанию и философская критика // Западная философия конца ХХ – начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. М., 2012. С. 126–153; Юлина Н.С. Роджер Пенроуз: поиски локуса ментальности в квантовом микромире // Вопр. философии. 2012. № 6. С. 116–130) и идеи видного теоретика психоанализа У.Биона (Старовойтов В.В. Посткляйнианская школа психоанализа в трудах У.Биона // Западная философия конца XX – начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. М., 2012. С. 154–183).

 

 

Сектор истории русской философии

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Н. Громов

 

Впервые наследие древнерусского ученого и мыслителя Кирика Новгородца исследовано комплексно, на материале трактата «Учение о числах» выявлены стороны его дарований как богослова, философа, математика, астронома, музыканта. Отмечено, что древнерусский автор XII в. по глубине знаний и широте кругозора опередил свое время. Сделан вывод, что сочинение «Вопрошание Кириково» представляет собой оригинальный богословско-философский трактат и одновременно средневековую энциклопедию жизни и быта древних новгородцев. Показано синкретическое единство богословско-канонических и нравственно-этических аспектов произведения. Делается вывод, что Кирик был вдумчивым аналитиком общества своего времени и его духовного состояния. Наряду с анализом содержания дана оценка лингвистических и стилистических особенностей творчества Кирика Новгородца. В издании разностороннее исследование творчества Кирика соединено с публикацией его наследия. Впервые вводятся в научный оборот прежде не публиковавшиеся списки «Учения» и «Вопрошания» (последнее в разных редакциях). Оригинальные тексты снабжены переводом на современный русский язык и подробными комментариями (Кирик Новгородец и древнерусская культура / Отв. ред. В.В.Мильков. Ч. 1–2. Вел. Новгород, 2012).

В рамках анализа основных характерных признаков русской философии выявлены и теоретически очерчены такие её особенности, как открытость, соприкосновение с другими сферами духовной деятельности, большой пласт устного творчества; воплощение философских замыслов в жизни и поведении самих мыслителей, образность и наглядность. Особое внимание в книге обращено на тех представителей русской философии, в творчестве которых наиболее ярко и колоритно проявились ее характерные свойства (Сухов А.Д. Русская философия: характерные признаки и представители, особенности развития. М., 2012).

Впервые предпринят многосторонний анализ традиции осмысления идеи целостности в русской религиозной философии XIX – начала XX в., которая представляла собой мировоззренческую установку, ступенчато развивающуюся и обновляющуюся, не претендующую на полное и окончательное решение («целостность в пути»). Проанализирован круг проблем, к которым было приковано преимущественное внимание русских философов указанного периода: идущее от А.С.Хомякова осмысление Божественного Триединства как целостного духовного начала философствования; русская идея и концепции всеединства, богочеловечества, соборности, разрабатывавшиеся В.С.Соловьевым и последующими религиозными мыслителями; историософские концепции, касающиеся судьбы России; проблемы преодоления зла в связи с непреложностью человеческой свободы в выборе между добром и злом; осмысление трагедии земного существования. Рассмотрена разработка Н.А.Бердяевым, С.Л.Франком, Б.П.Вышеславцевым, В.В.Зеньковским и другими философами способа преодоления односторонностей монизма и дуализма (Лазарев В.В. Идея целостности в русской религиозной философии (середина XIX – начало XX в.). М., 2012).

 

 

Сектор восточных философий

Зав. сектором – доктор филос. наук В.Г. Лысенко

 

Предпринят анализ инновационной и мобилизационной составляющих модернизации Японии и Индии с точки зрения роли традиции как ресурса модернизации. На основании подхода к осмыслению проблем модернизации через призму межкультурного взаимодействия исследованы культурно-адаптационные механизмы национальных духовных традиций, благодаря которым воспроизведение отдельных сегментов западной модели модернизации, в частности, внедрение научно-технических инноваций, происходило без разрушения собственной формы рациональности, ценностей и институтов. В этом же ключе рассмотрены проблемы модернизации в России (Карелова Л.Б. Принципы долга и социальной ответственности в истории формирования японской трудовой и корпоративной этики // Философия и культура. 2012. № 11(59). С. 136–146; Степанянц М.Т. Социально-культурные основания модернизации Индии // Полис. 2012. № 1. С. 26–42; Степанянц М.Т. Культура как гарант российской безопасности // Вопр. философии. 2012. № 1. С. 3–13).

Скептицизм в отношении возможности использовать современные западные термины для анализа инокультурных традиций, основанный на том, что эти термины не только анахронистичны, но и внеконтекстуальны, препятствует интеграции востоковедных исследований в современный научный и философский дискурс. Показано, что ряд современных понятий, таких как «эмерджентность», «квалия», «отелесненный ум» могут быть на законных основаниях применены к ряду буддийских учений – буддийской теории атомов (праманавада), буддийскому учению о сознании и ментальных явлениях (читта и чайтта), буддийской теории причинности (пратиться самутпада) (Лысенко В.Г. Восприятие и телесность в буддизме и в современных когнитивных теориях «отелесненного ума» (embodied mind) // Буддизм Ваджраяны в России. От контактов к взаимодействию. М., 2012. С. 86–94; Лысенко В.Г. Буддийский атомизм в свете современных понятий «эмерджентные свойства» и «квалия» // Наука и буддизм: Материалы научн. конф. (Улан-Удэ–Байкал, 6–8 июля 2012 г.). Улан-Удэ, 2012. С. 47–59).

 

 

Сектор философии исламского мира

Зав. сектором – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов

 

Впервые выделены и описаны основные темы арабского философского дискурса второй половины XX – начала XXI вв.: возрождение арабской культуры, отношение к западной мысли, подражание ей и отстаивание самобытности, оценка роли ислама в современном мире, понимание сущности таких течений, как исламизм и фундаментализм, а также видение будущности арабской культуры (Фролова Е.А. Дискурс современной арабской философии. Ч. 1 / Отв. ред. А.В.Смирнов. М., 2012).

Дано понимание логико-смыслового подхода к исследованию культуры как пути, избегающего крайностей традиционного универсализма, придающего частному культурному опыту общечеловеческий характер, с одной стороны, и цивилизационного подхода, замыкающего культуру в жестких рамках ее отличительных черт, с другой. Логико-смысловой подход позволяет понять культуру как способ смыслополагания, а учет плюральности этих способов – интерпретировать универсализм как все-человеческое, а не обще-человеческое (Смирнов А.В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М., 2012. С. 21–34).

Выделены основные принципы и этапы формирования современной еврейской философской мысли (XVIII–XXI вв.) и составлено энциклопедическое описание взглядов всех основных течений и представителей (Бурмистров К.Ю. Современная еврейская философия, раздел статьи «Еврейская философия» для электронной версии Новой еврейской энциклопедии на сайте ИФ РАН /elib/3672.html#13).

Выявлено расхождение социально-политических воззрений Ибн Халдуна и Аристотеля: для Аристотеля цель государства – утверждение справедливости и добродетели в жизни членов полиса (государства), тогда как для Ибн Халдуна государство служит средством установления господства сильнейшего с опорой на насилие (Насыров И.Р. [Ilshat Nasyrov]. Views of Ibn Khaldun and Aristotle on State // Religious and Philosophical Texts: Re-reading, Understanding and Comprehending them in the 21st Century (Dînî ve Felsefî metinler. Yirmibirinci Yüzyilda Yeniden Okuma, Anlama ve Algilama). Istanbul: 2012. Vol. 1. P. 67–75).

Проведено компаративное исследование фундаментальной проблемы исламской философии – соотношения категорий Единого и множественного. На материале работ Ибн Араби и Махмуда Шабистари удалось выявить существенные различия не только в выстраивании данными авторами категориальных отношений (Ибн Араби пишет о взаимном соответствии противопоставленных категорий без их слияния или отождествления, Шабистари же вовсе отвергает множественность как нечто, существующее вне человеческого сознания), но и в их представлениях о мироустройстве (Лукашев А.А. Ибн Араби и Махмуд Шабистари: два подхода к решению проблемы соотношения единого и множественного // Ишрак: ежегодник исламской философии. М., 2012. С. 252–263). Выявлен и рассмотрен ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме, опиравшийся, с одной стороны, на представления о структуре бытия, где каждая вещь была проявлением Единого Бога (в силу этого обстоятельства, поклонение идолам не препятствовало исповеданию единобожия), а с другой – на утверждение исключительной важности философских взглядов человека в вопросе о религиозной демаркации и, как результат – отказ от внешних признаков религиозной принадлежности как показателя религиозного статуса (Лукашев А.А. Ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // Восток и Запад: приоритеты эпох: Сб. ст. участников ежегодн. научн. конф. М., 2012. С. 347–353). Впервые предпринята попытка определения границ применимости отношения «явное-скрытое» как принципа построения категориальных отношений в персоязычной философской мысли (Лукашев А.А. Об ограниченной применимости принципа «явное-скрытое» в средневековой суфийской философской поэзии (на материале поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны») // VII Международн. конф. «Исторические источники Евразийских и Североафриканских цивилизаций: компьютерные подходы»: Тез. докл. М., 2012. С. 70–71).

Проанализированы структурные особенности философской поэмы «Язык птиц» (Мантик ат-тайр) Фарид ад-Дина Аттара, в которой он представил процессуальное понимание истины в контексте изложения суфийской концепции богопознания. Выявлено, что процессуальность является сущностной характеристикой истины, которая выявляется через соотношение понятий «явное» и «скрытое». В то же время процессуальность является и способом достижения истины, который в философии суфизма связан с понятием «путь [к Богу]» (тарик) (Федорова Ю.Е. Путь к Истине: структура философской поэмы «Язык птиц» Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII в.) // Философия и культура. 2012. № 9(57). С. 83–93).