Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отдел историко-философских исследований
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2011 » Отдел историко-философских исследований

Отдел историко-философских исследований

Научный отчет за 2011 год

 

Отдел историко-философских исследований

Зав. отделом – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова

 

Сектор истории западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова


В контексте развернувшихся во всем мире дебатов о новом истолковании философии К.Маркса и марксизма доказано, что сегодня наиболее актуально сохранение и дальнейшее развитие научных идей Маркса, и прежде всего гуманистического, критического потенциала марксистского мировоззрения (Ойзерман Т.И. Возникновения философии марксизма). Критически исследованы Марксовы решения проблем стихийности и прогресса в истории (Длугач Т.Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом?).

Впервые в оригинальном теоретико-методологическом повороте систематически сопоставлены учения Гольбаха и Канта. Философия Гольбаха представлена как одна из главных попыток обоснования механицизма в качестве философского мировоззрения и метода, а философия И.Канта рассмотрена в свете его новой трактовки априоризма (Длугач Т.Б. Две философские рефлексии: от Гольбаха к Канту (сравнительно-исторический анализ)).

Внесен содержательный вклад в новейшие историко-философские дискуссии по проблемам гегелевских и шеллинговских философско-теологических трактовок диалектики понятия, места мира и человека в философии абсолюта (Кричевский А.В. Абсолютный дух сквозь лики триединства: сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга).

Издан греческий текст и параллельный перевод «Евдемовой этики» Аристотеля (Аристотель. Евдемова этика (Греческий текст, русский перевод) / Пер. Т.В. Васильевой, Т.А. Миллер, М.А. Солоповой / Издание подготовила М.А. Солопова).

Впервые в отечественной и мировой литературе выявлены правозащитные аспекты творчества Л.Н.Толстого (Соловьев Э.Ю. Этика ненасилия и проблема правового нигилизма).

С философской точки зрения проанализированы дискуссии в ФРГ (в политике, прессе, гражданских дебатах) в связи с 25-летием Чернобыля и аварией АС в Фукусиме (Мотрошилова Н.В. Чернобыль, Фукусима – что дальше? Филос. репортаж из Германии).

 

Сектор современной западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук А.М. Руткевич


Дан философский анализ новых структур коммуникативного опыта, сложившихся к концу XX – началу XXI вв. в результате бурного развития информационных технологий; исследована взаимосвязь когнитивной деятельности и коммуникативных практик, а также роль коммуникации в формировании стереотипов поведения и мышления. Рассмотрены концепции Т.В.Адорно и М.Маклюэна, раскрывших в своем творчестве конститутивную роль средств коммуникации в структурировании различных типов ментальности и форм человеческой жизнедеятельности (Кузнецов М.М. Опыт коммуникации в информационную эпоху. Исследовательские стратегии Т.В.Адорно и М.Маклюэна).

Рассмотрены вопросы, связанные с философским обоснованием этики, независимой от религии. Выдвинуты аргументы в защиту так называемого «экзистенциального атеизма» против религиозно-теологической установки, с одной стороны, и радикального («метафизического») анти-теизма, с другой. Поставлены и освещены вопросы, волнующие как верующих людей, так и атеистов: в чём корень различия между религиозной моралью и «светской» нравственностью? универсально ли золотое правило христианской этики? откуда происходит миф о врождённой религиозности человека? (Джохадзе И.Д. По ту сторону этики).

 

Сектор восточных философий

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Т. Степанянц


Осуществлена систематизация философии буддизма. Буддистская философия представлена во всем многообразии ее культурно-исторического бытования в границах буддистской цивилизации. Основное внимание уделено анализу ключевых идей и понятий индийского буддизма, а также трансформации буддийского категориального аппарата в контексте дальневосточной культуры: конфуцианства, даосизма, синтоизма и др. (Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М.Т.Степанянц).

Впервые в отечественной литературе исследованы индийские теории восприятия в двух аспектах: в терминах автохтонной индийской эпистемологии, а также в терминах современного западного философского дискурса. Разносторонне представлена полемика между буддистами и брахманистскими мыслителями школ ньяя, вайшешика и миманса (Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение текстов)).

Выпущено новое издание учебника-антологии по основным направлениям восточных философских традиций. Написаны новые главы, за счет новейших переводов наполовину изменен состав текстов, включенных в антологию (Степанянц М.Т. Восточные философии. Учебник для вузов).

 

Сектор философии исламского мира

Зав. сектором – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов


Выявлены логико-смысловые основания классической арабоязычной философии, позволяющие понять ее как не-западную (Смирнов А.В. Возможна ли не-западная философия?). Продолжено исследование логико-смысловой архитектоники арабо-мусульманской культуры. Понимание логики отношения между «явным» (захир) и «скрытым» (батин) позволило уточнить соотношение между категориями «знание» и «вера» в исламской культуре (Смирнов А.В. Cultural Diversity as Logic-and-Meaning Otherness: the Case of Knowledge and Faith) и показать общность смыслополагания в вербальной и невербальной сферах (Смирнов А.В. Суфийский принцип “растерянности” и исламское искусство – на перс. яз.). На этой же основе уточнены концептуальные основания исламского мистицизма (суфизма). Исследование отношения между категориями «явное» и «скрытое» в работах Ибн Араби и Абу Талиба ал‑Макки выявило характерный для исламской культуры способ решения проблемы единства и противоположности физического и метафизического (работы И.Р.Насырова «The Problem of Faith and Knowledge in Qutal-qulub (The Food of Hearts)» и «Ибн ‘Араби. “О знании числа [божественных] тайн”… Пер. и исследование»). Установлено, что тезис об отсутствии инаковости Бога и мира М.Шабистари трактует через идею о полном проявлении Первоначала в каждой отдельной вещи множественного мира (Лукашев А.А. Первые главы философской поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны»).

Опубликован первый перевод на русский язык части текста главного произведения основателя школы ишракизма ас-Сухраварди, исследованы его взгляды (Смирнов А.В. Пер. с араб. и коммент.: Шихаб ад-Дин Йахйа ас-Сухраварди. Мудрость озарения (отрывок); Светоносный мир: логико-смысловой анализ оснований философии ас-Сухраварди). Изучена предложенная М.А. аль-Джабири, одним из наиболее известных современных арабских философов (Марокко), концепция преобразования общественного сознания как важнейшего условия нового возрождения арабского мира (Фролова Е.А. Концепция эпистемологического разрыва у аль-Джабири).

Выделены основные принципы и этапы формирования еврейской философской мысли и еврейского мистицизма и составлено энциклопедическое описание взглядов всех основных течений и представителей (Бурмистров К.Ю. Еврейская философия; Еврейский мистицизм. Каббала).

 

Сектор истории русской философии

Зав. сектором – доктор филос. наук М.Н. Громов


На обширном рукописном материале показано, что Кирик Новгородец представлял христианизированную традицию платонизма, в его наследии выявлены пифагорейские мотивы. Сделан вывод о том, что Кирик был не только средневековым ученым, но и религиозным философом, который относится к кирилло-мефодиевскому направлению религиозно-философской мысли Древней Руси. Тексты Кирика Новгородца воспроизводятся на языке оригинала с параллельным переводом на современный русский язык и подробными комментариями (Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. Вып. VII).

На основе собраний сочинений классиков русского естествознания XIX–XX столетий – И.М. Сеченова, Д.И.Менделеева, И.И.Мечникова, К.А.Тимирязева, И.П.Павлова, К.Э.Циолковского, а также архивных данных, материалов из музеев названных естествоиспытателей. Систематизирована совокупность их философских взглядов, в том числе проявления философского материализма (Сухов А.Д. Материалистическое философствование в русском естествознании XIX–XX вв.).

Продолжена разработка концепции генезиса и типологии русской философии, связанная с кирилло-мефодиевским наследием. Подчеркнута пластичность русской философии, связанная с пластичностью языка как средства выражения мысли. Введена идея византийско-славянского синтеза духовной культуры, когда после крещения Руси произошел перенос византийского гуманитарного тривиума, выражавшегося в единстве филологии, философии, богословия. Выдвинута идея латентности и поливариантности философской мысли советского периода (Громов М.Н. Типология русской философии в контексте европейской культурной традиции).