Институт Философии
Российской Академии Наук




  Важнейшие итоги по плановым темам
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2015 » Важнейшие итоги по плановым темам

Важнейшие итоги по плановым темам

Научный отчет Института философии РАН за 2015 год

Важнейшие итоги по плановым темам

 

ПОЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

(руководитель – академик РАН В.А. Лекторский)

 

Новизна результатов: исследование дискуссионных вопросов, связанных с новым взаимоотношением философии и специальных дисциплин, изучающих сознание и познание (когнитивных наук, исследований конвергентных технологий NBIC, междисциплинарных исследований и др.).

 

Дано новое концептуальное осмысление релятивизма, выявлены основные его разновидности и проявления в современной философии, логике, общественных науках и политических практиках, культуре в целом. Обозначена несостоятельность релятивизма как общефилософской позиции и его непродуктивность в познавательной деятельности (Релятивизм как болезнь современной философии / Отв. ред. В.А. Лекторский).

Осуществлен эпистемологический анализ предвидения и показана целесообразность рассмотрения его как формы познавательной активности, направленной на получение знаний об объектах, не включенных в актуальный опыт. Отдельно проанализирована специфика научного предвидения (Пирожкова С.В. Предвидение как эпистемологическая проблема).

Предложено теоретическое решение проблемы «Сознание и мозг» с использованием информационного подхода и концепции самоорганизации для ответа на вопросы: 1) каким образом явления субъективной реальности, которым нельзя приписывать физические свойства, необходимо связаны с мозговыми процессами; 2) как объяснить психическую причинность, способность явлений субъективной реальности воздействовать на физические процессы, управлять телесными изменениями; 3) как совместить феномен свободы воли с детерминизмом мозговых процессов (Дубровский Д.И. Проблема «Сознание и мозг»: Теоретическое решение).

Исследованы проблемы коммуникации, перевода, методологий изучения субъекта познания в рамках гуманитарных наук, дано комплексное понимание проблемы бессознательного в разных философских и психологических школах (Топосы философии Наталии Автономовой. К юбилею / Отв. ред.-сост.: Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина).

Проведен анализ положения науки в современном обществе, её роли в создании новых технологий, вызовов, которые ставит современный этап научно-технического прогресса перед человеком. Показано, что трансформация человека может пониматься не только как материальная трансформация его природы с помощью современных NBIC-технологий, но и как самотрансформация человека, создание нового «мира человека» под влиянием ценностных представлений, связанных с развитием культуры, философии, искусства, литературы, науки. Сделан вывод о том, что философия и вся гуманитарная наука – это не нечто отжившее, что должно уступить место современной технонауке, а важнейшее условие сохранения человека (Автономова Н.С., Дубровский Д.И., Катунин А.В., Лекторский В.А., Пружинин Б.И., Пирожкова С.В., Труфанова Е.О., Черткова Е.Л., Яковлева А.Ф. Наука. Технологии. Человек. Материалы «Круглого стола»; Лекторский В.А. Возможны ли науки о человеке?).

 

 

НОВЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКИХ ЛОГИК

(руководитель – доктор филос. наук А.С. Карпенко)

 

Новизна результатов: проведено доказательство теоремы о необходимых и достаточных условиях, которыми должна обладать матрица М, чтобы быть изоморфом для классической логики высказываний. Показано, что могут существовать трехзначные замкнутые классы функций, в которых число предполных классов бесконечно. Разработана классификации трехзначных логик в следующем виде: имеется 10 различных классов функций, каждый из которых получается посредством расширения слабой регулярной логики Клини K3w соответствующими импликациями. Эти 10 классов решеточно упорядочены относительно функциональной вложимости одного класса в другой. Исследование полученной решетки показывает, что она обладает огромной эвристической силой и может быть применена для получения нетривиальных результатов в области трехзначных логик. Построена решетка расширений четырехзначной логики Белнапа-Дана, в результате чего выявлен класс фундаментальных четырехзначных модальных логик.

 

Показано значение модального, возможностного мышления, которое противостоит анти-реализму и выводит на арену «сверхреализм», требующий актуализации всего того, что мыслится как возможное. В итоге, знаменитое декартово высказывание о существовании принимает следующий вид: «Существовать – значит мыслить возможное» (Карпенко А.С. В поисках реальности: Исчезновение).

Проведено исследование возможностей типов аргументов: от реальности, от логики, от общественного установления, от самосознания и личного опыта в новых условиях транс-дисциплинарного диалога. Показано, что цели трансдисциплинарности в коммуникациях могут быть поддержаны аргументационной деятельностью на уровне человека высокой культуры мышления (Герасимова И. Типы аргументации и их возможности в трансдисциплинарном диалоге).

Проведено исследование вопроса представления теорий посредством определений в чистой логике предикатов первого порядка. Полученные результаты можно рассматривать как решение проблемы логицизма относительно логики предикатов первого порядка. Доказаны теоремы о том, что теория групп, теория комбинаторов и теория топосов определимы в чистой логике и потому не выводят нас за ее границы (Шалак В.И. (Shalack V.I.). On some applied first-order theories which can be represented by definitions).

Получены новые результаты, указывающие на глубокую связь неклассических логик с классической, в том числе, доказательство о необходимых и достаточных условиях, которыми должна обладать произвольная трехзначная матрица, чтобы быть изоморфом для классической логики высказываний; доказательство теоремы о возможности существования трехзначных замкнутых классов функций, в которых число предполных классов бесконечно; построена новая классификация расширений слабой логики Клини. Установлены необходимые и достаточные условия для того, чтобы трехзначная модель была строгой моделью для классической логики (Девяткин Л.Ю., Преловский Н.Н., Томова Н.Е. В границах трехзначности).

 

 

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ  И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ

(руководитель – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук И.Т. Касавин)

 

Новизна результатов: применение подходов социальной и коммуникативной теории к научному познанию; приложение подходов теории познания к обществу и культуре.

 

Описано, критически проанализировано и сопоставлено с реалиями современной науки и общества новое научное направление в философии науки – «политический поворот». Он осознается в форме проблематизации науки с точки зрения ее познавательной автономности, независимости от истории, культуры, этнической, конфессиональной, гендерной нейтральности, незаинтересованности в собственности и власти. Возникают такие понятия, как «экономика науки», «академический капитализм», «технонаука», «поп наука», «наука как общественное благо», «нечестная наука», отражающие изменение статуса науки в современном обществе под влиянием различных способов внешнего и внутреннего управления наукой. Выявлены основные проблемы политической философии науки и прояснено ее место в системе современных исследований науки и техники в социальном контексте (Касавин И.Т. Как возможна политическая философия науки?).

Исследована теория коммуникаций, но не во всем ее широчайшем формате, а в ее специальном эпистемологическом прочтении. Особое внимание уделяется эволюции обобщенных символических средств коммуникации, прежде всего, универсальным средствам распространения коммуникации (языку, письменности, печати и телекоммуникацию), а также символическим средствам достижения коммуникативного успеха, прежде всего – научной истине, знанию, научной теории. Выявлена специфичность современного знания (научных объяснений, законов, понятий, практик подтверждения обобщений и убеждения) в контексте естественной коммуникации и с точки зрения коммуникативных условий повседневного понимания и взаимопонимания (Антоновский А.Ю. Коммуникативная философия знания: от теории коммуникативных медиа к социальной философии науки).

 

 

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ: КОГНИТИВНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

(руководитель – доктор филос. наук Н.М. Смирнова)

 

Новизна результатов: состоит в обосновании конститутивной роли (интер-)субъективного опыта в процессах генезиса, трансляции и рецепции новых культурных смыслов, обосновании интерактивного подхода к анализу смыслообразующей деятельности человека в научном, художественном и поэтическом творчестве. Акцент сделан на изучении смыслообразующей деятельности человека как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума и новейших тенденций в эпистемологии («телесно-ориентированного» познания, «расширенного» понимания сознания, неявного знания, компьютерной метафоры сознания, нейрофилософии, философии искусственного интеллекта и т. п.) в целях реконструкции когнитивных оснований творческих процессов.

 

Проведен когнитивный анализ смысла как идеальной предметности эпистемологии, исследование когнитивных истоков и генезиса смыслообразующей деятельности человека, анализ теоретических и прикладных аспектов эпистемологии метафоры в рамках понимания творчества как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и социальной организации. Осуществлен анализ порождающих структур смысла в языке: исследования в области эпистемологии метафоры (изучение роли воображения, памяти и «расщепления смыслов» в процессах метафоризации, эвристических функций метафор в процессах научного объяснения) для реконструкции когнитивных механизмов творческого процесса (Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество).

Дополнительный свет на процессы функционирования смысла в языке проливают исследования в области эпистемологии метафоры: проанализированы дискуссионные подходы к анализу когнитивной природы и структуры метафор, особенности интерпретации, генезиса и эвристический потенциал метафорического смысла, а также методы дешифровки мифа как полисмыслового текста (на примере мифологического творчества) (Смирнова Н.М. Эвристический потенциал метафорического смысла; Майданов А.С. Конструирование метафор и мифов и их истолкование).

Дан феноменологический анализ поэтического творчества, проанализированы когнитивные характеристики поэтического образа (особый вид достоверности и фактичности), лирического и поэтического героя (Моркина Ю.С. Человеческое сознание и поэтические смыслы).

 

 

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

(руководитель – доктор филос. наук В.В. Петров, Г.В. Вдовина)

 

Новизна результатов: Выявлены и исследованы философские и научные традиции в истории европейской интеллектуальной традиции, которые до этого не изучались и не считались самостоятельными. Проанализирован ряд важнейших текстов античного и средневекового периода; обнаружено влияние содержащихся в них концепций на учение последующих эпох. Выполнены комментированные переводы с древнегреческого и латинского языков важных памятников философской и научной мысли античности, средневековья и Нового времени.

 

Проведен комплексный анализ возникновения, развития и рецепции философских и научных концепций, лежащих в основании европейского понимания человека и человеческой реальности, как она мыслилась на протяжении многих столетий непрерывной европейской традиции. Изучены вопросы античной этики и аксиологии; рассмотрена античная и средневековая теории мышления и познания, выявлены аспекты христианской теологии, значимые для средневековых концепций интеллектуальной и, шире, духовной жизни человека; проблемы языка и речи; некоторые существенные характеристики европейской культуры, определяющие мироощущение европейца (Мера вещей. Человек в истории европейской мысли / Общ. ред. и сост. Г.В  Вдовиной).

Исследованы позднеантичные антропологические концепции, сформулированные Плотином, и связанные с поисками оснований человеческой индивидуальности. Показано, что Плотин предлагает принять существование идей индивидов, хотя логика теории идей Платона не предполагает идей индивидов (Волкова Н.П. От идеи человека как вида к идеям индивидов).

Проанализирована одна из крайне слабо изученных линий схоластической философии размышлений над природой связанного с телом чувственного смыслообразования и смыслопереживания, показано, что она привела к рождению понятия интенциональной причинности (Вдовина Г.В. Генезис понятия интенциональной причинности в европейской философской традиции).

Исследованы историко-философские источники комплекса экзистенциальных переживаний экстатического характера, определяемые в науке как «океаническое чувство», в том числе история категорем «моря красоты» и «моря бытия» в философии античности и в патристике (Петров В.В. «Океан бытия, жизни и разума» в философской, мистической и психоаналитической традициях).

Показано, что характерный для платоновских текстов «этический максимализм», т.е. позиция, согласно которой всем людям следует стремиться к моральной добродетели ценой любых страданий и даже смерти, основан на эвдемонистической мотивации. Платон придает добродетели столь большую ценность, потому что без нее человек гарантированно несчастен, а счастье есть последняя цель всех человеческих стремлений (Серёгин А.В. Этический максимализм Платона и его эвдемонистическая мотивация).

Выполнен комментированный перевод на русский язык трактата Аристотеля «Об ощущении и ощущаемом», в котором обсуждаются такие проявления душевной деятельности, как воображение, память, припоминание, вожделение; выясняется природа чувственно воспринимаемых качеств – цвета, вкуса и запаха (Аристотель. Об ощущении и ощущаемом / Пер. и примеч. С.В. Месяц).

Проанализированы источники учения Ницше о вечном возвращении, среди которых античные представления об апокатастасисе, палингенесии и «великом годе». Обсуждено влияние сочинений А. Шопенгауэра, Р.И. Бошковича, Г.В. Лейбница, Л.-О. Бланки, И.В. Гёте. Отмечено, что на определённом этапе вечное возвращение было пережито философом в виде мистического опыта, схожего с так называемым «океаническим чувством». Анализируются взгляды Ницше на причинность, тождество, время, пространство, силу, а также на природу познания и науки, научных законов и истин. Сделан вывод, что в ряде случаев соответствующие тексты философа не подлежат семантической редукции, будучи не нарративами, но иллокутивными и перформативными актами (Петров В.В. Фридрих Ницше и вечное возвращение).

 

 

ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ В МИРЕ СЛОЖНОСТИ

(руководитель – доктор филос. наук В.Г. Горохов)

 

Новизна результатов: анализ когнитивных проблем современных конвергентных технологий показал, что для их адекватного рассмотрения необходимо «погружение» их в контекст постнеклассической парадигмы синергетической сложности. Показана принципиальная важность для этого погружения квантовомеханического мышления, выявлено глубокое внутреннее подобие между «квантовым» и «сложностным» мирами.

 

Продолжено изучение эволюции сложности технических систем и инженерии, исследованы методологические проблемы технических наук и современной технонауки. Рассмотрена эволюция идеализированных представлений инженера, менявшихся в ходе эволюции инженерии (Горохов В.Г. Эволюция инженерии: от простоты к сложности).

На материалах градостроительного и архитектурного проектирования проанализированы проблемы оценки сложной технической среды (Розин В.М. Проблема оценки сложной технической среды (на материале градостроительного и архитектурного проектирования)).

Рассмотрена специфика трансдисциплинарного подхода в проблематике управления на этапе постнеклассической научной рациональности (Лепский В.Е. От монодисциплинарности к трансдисциплинарности в эволюции представлений об управлении).

Анализ когнитивных проблем современных конвергентных технологий показал, что для их адекватного рассмотрения необходимо «погружение» их в контекст постнеклассической парадигмы синергетической сложности. Выявлено глубокое внутреннее подобие между «квантовым» и «сложностным» мирами (Аршинов В.И., Буданов В.Г. Квантово-сложностная парадигма. Междисциплинарный контекст; Аршинов В.И., Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель).

Поставлен вопрос о перспективах философии науки как важной части самосознания науки в контексте НБИКС-революции. Обоснована необходимость объединения возможностей философии науки, истории науки, социологии науки, исследований научной политики и менеджмента в науке (Алексеев А.П., Алексеева И.Ю. Экономический позитивизм и будущее науки).

 

 

БУДУЩЕЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ:
 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

(руководитель – доктор филос. наук А.Ю. Севальников)

 

Новизна результатов: исследована тенденция к появлению неклассической эпистемологии; показано, что на фоне усиления внимания к значению прикладного научного знания происходит возрастание интереса к метафизике; проанализировано увеличение роли трансдисциплинарных исследований в философии науки и выдвижение гипотезы о возможном перерастании этой области исследования в меганауку; обосновано существование тенденции к возрастанию этической нагруженности научного знания, порожденной переходом технонауки к исследованию процессов, связанных с повышенными рисками для человека и общества.

 

Дано новое концептуальное описание реальности и дискуссий о применимости математики в этом процессе (Проблема реальности в современном естествознании / Отв. ред. Е.А. Мамчур).

Впервые показано, что часто противопоставляемые программы атомизма и структурного реализма могут быть согласованы. Обосновано, что установление связи между различными математическими версиями атомизма, с одной стороны, и структурного реализма, с другой, поможет сделать феномен «непостижимой эффективности математики в естественных науках» (Ю. Вигнер) более «постижимым» (Мамчур Е.А. (Mamchur E.). Antique atromis, Modern Physics and Structural realism; Мамчур Е.А. Интерпретация квантовой механики в свете проблем реализма).

Показано, что применимость математики обусловлена наличием трансцендентной эйдетической сферы, конституирующей законы и свойства наблюдаемой реальности. Данная картина позволяет избежать крайностей и чисто материалистического подхода, когда наличие математики рассматривается как «идущее от вещей», так и обратного чисто абстрактного, спиритуалистического подхода, отрывающего конкретный, явленный мир от ноуменальной сферы (Севальников А.Ю. Онтология квантовой механики или от физики к философии; Севальников А.Ю. Целевая причина: от античности до синергетики; Севальников А.Ю. Динамизм или эссенциализм? К вопросу об описании реальности).

Утверждается, что характерная для философии науки первой половины XX века идея жесткого разделения формальных (логика и математика) и эмпирических естественных наук ведет к искаженному представлению об истории этих научных дисциплин. В частности, показана неадекватность распространенного представления, согласно которому создание неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским было мотивировано стремлением оторвать геометрию от “оков эмпирической реальности” и превратить ее в чисто умозрительную дисциплину. Предложено новое понятие конструктивного аксиоматического метода, который лучше приспособлен для применения в естественных науках, чем традиционный аксиоматический метод, восходящий к классическим работам Гильберта (Родин А.В. Did Lobachevsky have a model of his Imaginary geometry?; Родин А.В. Constructive Axiomatic Method in Euclid, Hilbert and Voevodsky).

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСКУРСА

(руководитель – кандидат филос. наук Ф.Н. Блюхер)

 

Новизна результатов: впервые эмпирический анализ дискурсивных форм проведен на широком культурологическом материале. В результате исследований были выявлены недостатки первоначальной модели и предложены пути их устранения.

 

Рассмотрены возможные формы взаимодействия дискурсов. Для описания этих форм введены понятия элиминации, колонизации и дополнительности дискурсов. Показано, что именно дополнительность, понятая в смысле, близком к копенгагенской интерпретации квантовой механики, означает трансдискурсивность в собственном смысле слова (Гутнер Г.Б. Трансдисциплинарность как трансдискурсивность; Блюхер Ф.Н. Исторические формы дискурса).

Проведен эмпирический анализ дискурсивных форм на материале современной массовой культуры (Мурзин Н.Н. «Властелин Колец» Толкина как пример преодоления традиционных культурных границ); современной научной и религиозной литературы (Гутнер Г.Б. Христианский и нехристианский дискурсы: формы взаимодействия); русских и европейских философских текстах и в практике их переводов (Павлов-Пинус К.А. Кросс-культурная жизнь философии и ее национальная самобытность; Неретина С.С. Лермонтов и Литтелл: семантика повторов; Хоружий С.С. Неожиданное родство: духовная практика и экзистенциальная аналитика); на историческом материале возникновения русского мифологического сознания (Блюхер Ф.Н. Война и Россия).

 

 

НАУКИ О ЖИЗНИ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

(руководитель – кандидат филос. наук Е.В. Петрова)

 

Новизна результатов: проанализированы основные прорывные открытия и технологии в сфере наук о жизни, ведущие к трансформации действующей картины мира.

 

Показано, как открытия в области наук о жизни влияют на трансформацию традиционных философских представлений. Проанализированы основные прорывные открытия и технологии в сфере наук о жизни, ведущие к трансформации действующих социально-мировоззренческих представлений, закладываемых в формирование современной научной картины мира. Продемонстрировано, что именно новейшие биологические идеи ведут к принципиальным изменениям в понимании современной научной картины мира (Науки о жизни в формировании современной картины мира / Отв. ред. И.К. Лисеев).

Сделан вывод о том, что в настоящее время под воздействием биологических идей формируется новая научная картина мира, отражающая представление о мире на данном этапе развития научного знания не только в его логической форме отображения действительности, но с учетом синтеза всех фундаментальных составляющих философского знания нашего исторического периода, включая мировоззренческие, онтологические, методологические, аксиологические и праксиологические аспекты (Лисеев И.К. Вклад наук о жизни в становление современной научной картины мира).

Показано, что в условиях информационного взрыва весьма актуальна задача анализа позитивных и негативных аспектов процесса адаптации, осмысления новых путей коадаптации человека и антропоэкосистемы, а также новых форм построения информационной среды, максимально отвечающей запросам общества и личности (Петрова Е.В. Экосистемный подход к становлению информационной среды как часть современной научной картины мира).

Проведен мировоззренческий анализ основных положений системного подхода, создающего новую биологическую парадигму (в противоположность традиционной дарвиновской доктрине), основанную на процессах сотрудничества и симбиоза в живой природе. Эти представления, включенные в современное мировоззрение, способны существенно изменить образ универсального эволюционизма (Фесенкова Л.В. Трансформация научной картины мира с позиций современной микробиологии).

Показано, что по мере увеличения объема биологического знания изменяется восприятие человеком природы, которая постепенно превращается из механизма в организм. «Дарвинизм или экосистемная теория эволюции?», – этот чисто академический вопрос обретает многочисленные социальные последствия, как только научная теория становится элементом картины мира (Хен Ю.В. Эволюционные представления в системе картины мира).

Обоснована конвергентная междисциплинарная методология познания, которая отвечает современной актуальной проблематике научного исследования в контексте расширения когнитивного подхода к современной научной картине мира, что, в свою очередь, определяет новые инновационные горизонты в образовательном процессе, который базируется на комплексе нано-, био-, инфо-, когно- и социальных технологий и требует радикального изменения господствующей в настоящее время образовательной парадигмы (Баксанский О.Е. Конвергенция. Естественнонаучные методы познания).

Показана эффективность герменевтического подхода к решению проблемы выбора, детерминированного пониманием человеком «ситуации выбора» (Шульга Е.Н. Выбор как герменевтическая проблема).

 

 

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОРИЙ И ТЕОРИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

(руководитель – доктор филос. наук В.Г. Федотова, доктор филос. наук В.А. Колпаков)

 

Новизна результатов: рассмотрены новые проблемы сегодняшнего этапа модернизации в России и в мире и представлены перспективы ее осуществления и специфики в будущем России, Запада и некоторых стран Азии. Впервые рассмотрена региональная модернизация на примере Дагестана; по-новому осмыслена проблема социально-политической модернизации в аспекте построения гражданского общества в России; перспективы модернизации впервые поставлены в связь с социальной организацией науки и ее способностью к анализу условий модернизации в России; в результате сравнительного анализа процессов модернизации в Китае и России определены направления освоения китайского модернизационного опыта.

 

Изучены новейшие тенденции модернизационной практики, которая требует теоретического обсуждения и распространения своих лучших образцов. Для этого систематизированно изложены новые тренды XXI века, их изменения, прогнозы на будущее и анализ проблемных точек и рисков развития в мире и в России. В том числе, рассмотрены новые проблемы сегодняшнего этапа модернизации в России и в мире и представлены перспективы ее осуществления и специфики в будущем России, Запада и некоторых стран Азии. Рассмотрена региональная модернизация на примере Дагестана (Алиев М.Г. Выбор курса. Проблемы модернизации региона; Алиев М.Г. Неожиданный поворот. Проблемы модернизации региона; Королев С.А. Секуляризация и десекуляризация в контексте концепции псевдоморфного развития России; Канарш Г.Ю. Труд и экономическая культура в контексте российской модернизации).

Показано, что гражданское общество в России должно строиться с большим учетом социальных предпосылок, а имеющиеся политологические модели должны подвергаться тщательному анализу и отбору с точки зрения того, готово ли общество к их принятию (Федотова В.Г. Гражданская культура: концепция для обществ, вступивших в демократию; Сиземская И.Н. «Гражданское общество» как концепт современной картины мира).

Показана значимость роли науки и способов ее социальной организации для осуществления процесса модернизации, сопряженность модернизации с наукой и культурой для поддержания эффективного развития страны. Подчеркивается особая роль экологической проблематики в модернизационных процессах (Федотова В.Г. Соотношение академической и постакадемической науки как социальная проблема; Власова В.Б. Культурная доминанта в современной картине мира; Крылова И.А. Нужно ли реформировать РАН – «мозговой центр страны»?; Олейников Ю.В. Коренное изменение представлений о месте и роли человека в природе и обществе).

Определены направления освоения китайского модернизационного опыта. Основываясь, в том числе, на опыте развития современного Китая, показано, что альтернативу нынешней экономической политике надо искать не в экономических, а в социально-философских и в политэкономических моделях (Колпаков В.А. Реиндустриализация и индустриализация по-китайски: опыт социально-философской рефлексии; Федотова В.Г. Модернизация Китая и ее уроки для России; Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Проблемы выхода из кризиса как вопросы практики, теории и честности).

 

 

АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ УГЛУБЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

(руководитель член-корреспондент РАН, доктор филос. наук Н.И. Лапин)

 

Новизна результатов: дана оценка состояния нематериального капитала в современной России и роли его структурных частей – человеческого, культурного, социального – в модернизации российского общества. Эти части (виды) капитала составляют основу стимулирования инновационной деятельности, инновационного типа экономики. Проявление и действие каждого вида нематериального капитала зависит от всех остальных. Сравнение их состояния со странами Европы показало, что их роль в России неадекватна современным тенденциям мирового развития и недоиспользуется по сравнению с материальным капиталом, прежде всего природным.

 

Сделан вывод о том, что при характерном для России развитом человеческом и культурном капитале отдача от него значительно ниже, чем в других странах с близкими характеристиками. Препятствия в стране создаются институциональными особенностями функционирования экономического капитала (финансового и др.), которые не позволяют полноценно использовать культурные и человеческие ресурсы для создания развитого, современного общества. Обращено внимание на масштаб, структуру, уровни, качество социального капитала в России (Беляева Л.А. Увеличение нематериального капитала – стратегическая задача социокультурной модернизации России).

Показано, что для повышения роли нематериального капитала необходимо преодолеть структурно-институциональные препятствия российской модернизации и использовать поэтапную интегрирующую модернизацию, обеспечивающую движение России к реальному гуманизму как цивилизационному вектору ее эволюции (Лапин Н.И., Беляева ЛА., Касавина Н.А. Фундаментальные ценности цивилизационного выбора России).

Инициативно проанализирован экзистенциальный опыт как социокультурный феномен индивидуального становления, связанный со структурой ценностей, с результатами духовной и художественной деятельности, артефактами и социальными объективациями (Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт в философии и социально-гуманитарных науках).

 

 

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВА

(руководители – доктор филос. наук В.И. Спиридонова, доктор филос. наук В.Н. Шевченко)

 

Новизна результатов: на основе комплексного системно-исторического анализа современного состояния Российского государства показано, что центральная проблема заключается в поиске наиболее оптимальной институциональной формы современного российского государства. Отсутствие общенационального согласия в обществе по этому поводу и является главной причиной устойчивого существования дезинтеграционных процессов в государстве, которые серьезно уменьшают эффективность его ответов на растущие угрозы и вызовы как внутреннего, так и внешнего характера. Показаны наиболее перспективные пути решения указанной проблемы, исходя из глубокого анализа многовекового исторического опыта существования Российского государства.

 

Проведен системный анализ основных причин, формирующих общую тенденцию цикличности в развитии Российского государства, последовательной смены периодов распада и объединения. Показано, что раскол общества сказывается на поведении правящей элиты, на возможности выработки эффективной стратегии развития и усиливает целый ряд имеющихся сегодня явных и скрытых угроз территориальной целостности России, её национальной безопасности. На основе комплексного системно-исторического анализа современного состояния Российского государства показаны методологические аспекты соотношения матрицы российской государственности и конкретно-исторических форм государства, а также сложности становления своего собственного пути развития Российского государства (Интеграционные и дезинтеграционные процессы в истории российского государства: социально-философские аспекты / Отв. ред. В.Н. Шевченко, В.И.Спиридонова; Шевченко В.Н., Соколова Р.И., Спиридонова В.И. Современные проблемы российского государства. Филос. очерки; Шевченко В.Н. К дискуссиям вокруг темы «распад России»: в поисках оптимальной формы российского государства; Шевченко В.Н. Информационная война Запада с исторической памятью россиян: логико-исторический аспект).

Показана востребованность многих идей А. Грамши в эпоху постиндустриализма и глобализации, в частности, анализа современных «цветных революций» с точки зрения его учения о культурной гегемонии (Спиридонова В.И. Абсолютная война – символ XXI века; Шевченко В.Н. Борьба за гражданское общество в эпоху глобализации (А. Грамши и цветные революции нового века)).

Продолжены исследования по теме китайского марксизма, в частности, в области разработки марксистской диалектики китайскими учеными, предлагающими теорию «о троичном характере процесса развития». Специфика «китаизированного» марксизма как идеологии неразрывно связана с обращением к многовековым китайским традициям, выраженным, прежде всего, в учении Конфуция (Буров В.Г. Методология китайских реформ и конфуцианство; Шевченко В.Н. Социализм с китайской спецификой: марксистский взгляд из России).

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

(руководитель – доктор полит. наук М.М. Федорова)

 

Новизна результатов: выявлены типический характер и основные формы современных динамических процессов в политической сфере (соотношение революция/реформа, традиция/новация и др.); показаны особенности формирования эпохи Модерна на пространстве Большой Европы (включая сюда и Россию) и раскрыт механизм частичной модернизации российской социальной системы; предложен подход, позволяющий анализировать связь символического уровня политики (развитие политических идей и идеологий, разворачивание политико-идентификационных процессов и т. п.) с политической динамикой общества.

 

Проведено комплексное исследование феномена революции. Показано, что традиционные политические понятия, отражающие динамические процессы в обществе (в том числе понятие «революция»), в современном социоисторическом контексте наполняются принципиально новым содержанием, соответствующим новому восприятию истории (отказ от прогрессизма и т. п.) (Революция как концепт и событие / Отв. ред.: А.А. Вартумян, С.Г. Ильинская, М.М. Федорова).

Сделан вывод о том, что Октябрьский переворот и коммунистический тоталитаризм связаны не с отходом Русской революции от якобы единственной, западноевропейской схемы прогресса, но, прежде всего – с новой исторической эпохой, со своеобразием исторических условий, внутренних и внешних, в которых разразился революционный взрыв в России. Революция стала одним из условий ускоренной модернизации российского общества и равноправного существования России в системе отношений современных государств, поэтому проблему русской революции 1917 г. предложено рассматривать в более широком контексте, нежели как просто неудавшуюся «социалистическую революцию» (Пантин И.К. Русская революция. Идеи. Идеология. Политическая практика).

Проведена аналитическая реконструкция основных вех формирования современного понимания свободы, начиная с христианского средневековья и заканчивая важнейшими направлениями дискуссии о свободе в XX в. Эксплицированы историко-онтологические основания европейской свободы как «беспричинного» явления, выходящего за рамки традиционных психологических описаний. Доказывается, что сохранение на всем протяжении эпохи Модерна политической свободы в качестве фокуса европейского мировоззрения и главной мотивирующей силы трансформационных общественных практик обеспечивается «неокончательностью» идеи свободы, её бытием в качестве «сущностно оспариваемого понятия». Один из главных выводов исследования заключается в том, что свободу нельзя понять как некоторое состояние, как нечто воплощённое в предметах и «принципах» (конституциях, институтах, категорическом императиве и т. д.) и гарантированное ими. Свобода существует только как практика освобождения и не имеет независимого от последнего определения и значения (Капустин Б.Г., Мюрберг И.И., Федорова М.М. Этюды о свободе. Понятие свободы в европейской общественной мысли).

Показаны значимость марксовых политико-философских исследований в современных реалиях и их новое звучание в постсоветском социально-политическом контексте. В этом контексте оказались актуализированы и востребованы такие классические темы наследия Маркса, как проблематика «средних классов» в работах Маркса, проблема соотношения государства и гражданского общества, тема социального государства и т. д. Кроме того, изучение современного состояния отечественных марксистских исследований показало, что теоретическое измерение марксистских работ в России, освободившееся от догматизма былых времен, получило дальнейшее развитие и перспективу, связанную как с собственным творческим потенциалом, так и с установившейся теоретической связью с мировой марксистской традицией (Баллаев А.Б. Маркс размышляющий).

 

 

ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ:

ТРАДИЦИИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ

(руководитель – доктор филос. наук А.А. Кара-Мурза)

 

Новизна результатов: всестороннее исследование показывает, что в отечественной философии уделяется недостаточно внимания проблеме синтеза идей различной идеологической направленности, сделан вывод о том, что, в частности, разработка идеи либерально-консервативного синтеза способна умерить и примирить российские идейно-политические крайности.

 

Показано, что в отечественной философии уделяется недостаточное внимание соотношению либеральной и консервативной традиций. Сделан вывод о том, что разработка идеи либерально-консервативного синтеза способна умерить и примирить российские идейно-политические крайности (радикализма и охранительства), маргинализировать их и создать модель устойчивого развития России. Исследовано наследие представителей русской пореволюционной эмиграции в Европе, представлявших либерально-консервативное направление русской общественной мысли, таких как крупнейший русский философ и историк XX в. Г.П. Федотов и философ-фронтовик Ф.А. Степун, ставший в ХХ в. классиком русской историософии (Кара-Мурза А.А. Проблема свободы в интеллектуальном творчестве Г.П. Федотова; Кара-Мурза А.А. Степун, Москва и первая мировая война).

Рассмотрено идейное наследие таких русских мыслителей либерально-консервативного направления, как П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, реконструированы их уникальные биографические воспоминания о пребывании в итальянском городе Амальфи, важнейшем общехристианском духовном центре (Кара-Мурза А.А. (Aleksej A. Kara-Murza). Russi ad Amalfi. Suggestioni mediterranee e storie di vita (соавт.: Michail G. Talalay, Olga A. Zukova (итал. яз.)).

Анализ базовых ценностей современной культуры – ценность личности и человеческого достоинства осуществлен на материале идей Н.М. Карамзина, Б.Н. Чичерина, В.В. Вейдле и Ю. Хабермаса, показано, что эти ценности носят универсальный характер и порождаются самой онтологией человеческого существования, поэтому идея их заимствования не отражает действительного механизма их генезиса в культурах (Чижков С.Л. Самосознание и идея человеческого достоинства). В связи с 120-летием со дня рождения В.В. Вейдле (1895–1979), крупнейшего русского культуролога, философа, искусствоведа, реконструированы события 20-х гг. ХХ в., рассмотрено отношение мыслителя к революционным событиям, произошедшим в России, их истокам, дано в целом его видение судьбы России, ее культуры и идентичности (Омелаенко В.В. Две идентичности и две России В.В. Вейдле).

В рамках всестороннего анализа русской политико-философской мысли показана эволюция в русской философской традиции концепции «альтернативности» и «многовариантности» истории. Сделан вывод о том, что идея «альтернативности истории» является важным элементом становления либерально-консервативной традиции в русской общественной мысли (Кара-Мурза А.А. Несостоявшиеся альтернативы русской истории как фактор национального самосознания).

 

 

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В МИРЕ МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР

(руководитель – доктор филос. наук С.А. Никольский)

 

Новизна результатов: конкретизация культурной идентичности с точки зрения понимания национального интереса как проблемы культуры; выявление базовых смыслов и ценностей русского мировоззрения, способных противостоять варварству; анализ оснований культуры в ситуации модерна и постмодерна; изучение механизмов сакрализации традиционных форм социально-культурной организации в современных обществах, выявление их универсальных сторон и культурных ограничений; понимание идентичности в аспекте исторической памяти, с точки зрения презентации и самопрезентации гендерной идентичности, а также религиозных представлений и культовых практик.

 

Показано, что смысл национального существования, или национального интереса, любого народа состоит в его культурной открытости к достижениям других народов и наций, в его способности аккумулировать в своем духовном багаже не только традиционные, но и вновь возникающие идейные, интеллектуальные и эстетические ценности (Межуев В.М. Национальный интерес как проблема культуры).

В рамках исследований проблемы формирования российской нации, ее диалога с Европой фиксируются существенные изменения в характере и содержании такого диалога в направлении все большего противопоставления России европейскому пути развития (Межуев В.М. Россия в диалоге с Европой // Социокультурные факторы национальной безопасности в России).

Акцентируется проявление активизировавшегося в последнее время в российском общественном пространстве варварства, ставшего фундаментальной причиной охлаждения культурных отношений между Россией и Западом. Показано, в какой мере могучий потенциал русской культуры способен остановить продвижение варварства, насколько он освоен в современной России и востребован в Европе (Никольский С.А. Варвары и люди культуры).

Эволюция базовых смыслов и ценностей русского мировоззрения прослеживаются на материалах творческого наследия М.Ю. Лермонтова. Обобщены результаты исследования лермонтовского пророческого феномена, раскрыта изоморфность мировидения поэта национальному самосознанию (Проблемы российского самосознания: мировоззрение М.Ю. Лермонтова. К 200-летию со дня рождения поэта, Материалы 11-й Всерос. конф. «Проблемы российского самосознания» (г. Москва, 2, 8–9 окт. 2014 г.) / Под общ. ред. С.А. Никольского; Симуш П.И. Благодатные заветы Лермонтова поисковому россиеведению).

Рассмотрены механизмы трансляции памяти сельских жителей и горожан разных поколений в контексте трансформации российского общества, формирующие спектр образов, центральным из которых является образ «народа-труженика» (Кознова И.Е. Советская налогово-повинностная система в восприятии сельских жителей (по устным свидетельствам конца 1980–2000-х гг.); Кознова И.Е. Образы кулака в народной памяти). Анализ российской праздничной культуры показал, что в советское и постсоветское время происходило многоразовое перекодирование смыслов т.н. гендерных праздников. Это сделало их семантически пустыми конструктами, что приводит к размыванию представлений о нормах групповой гендерной идентичности (Воронина О.А. Политика памяти: реконструкция «гендерных» праздников в современной России // Проблемы российского самосознания: историческая память народа. Материалы 12-й Всероссийской конференции).

Сфера научной деятельности представлена как срез национальной культурной идентичности. Рассмотрена проблема влияния на национальную идентичность интеллектуального труда, политики власти в сфере науки, негосударственных традиций ее поддержки, эмиграции ученых (Наумова Т.В. Меценатство как форма развития науки в России; Наумова Т.В.Эмиграция ученых из России: интеграция в мировое научное пространство или дезадаптация?).

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НРАВСТВЕННОСТИ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, НОРМАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРИКЛАДНЫЕ РАЗРАБОТКИ

(руководитель – доктор филос. наук Р.Г. Апресян)

 

Новизна результатов: новационный статус проведенных исследований различен. Новизна результатов некоторых исследований предопределена экстраординарностью тематики и подходов. Другие исследования проводятся в развитие в дополнение и развитие идущих дискуссий; соответственно здесь можно ожидать новизну на уровне уточнений в постановке задач и предлагаемых интерпретаций. Еще одна группа исследований направлена на проверку и переосмысление уже имеющихся результатов.

 

Проведен анализ общего нормативного содержания концепта «справедливость», установлены причины, по которым принципы справедливости следует считать нравственными, а не правовыми, предложены аргументы в пользу взаимной дополнительности этики любви и этики справедливости. Выявлены уровни функционирования норм, связанных с понятием «справедливость», и основные практические контексты их применения. Исследована методологическая основа различных концепций справедливости. Установлено, что они могут возникать в порядке критического обобщения и упорядочения общераспространенных нравственных представлений или в порядке вывода частных требований из общих ценностно-нормативных утверждений (Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В., Прокофьев А.В., Троицкий К.Е. Выступления на «Круглом столе»: Обсуждение книги А.В. Прокофьева «Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости»).

На основе анализа понятия «моральное чувство» у раннего Ф. Хатчесона показаны особенности концептуализации и спецификации посредством этого понятия феномена морали (Апресян Р.Г. Понятие морального чувства в этике Фрэнсиса Хатчесона).

Выявлена специфика концепции совершенных и несовершенных прав и обязанностей Ф. Хатчесона, установлено, что эта специфика определяется критикой юридизации морали, свойственной классикам теории естественного закона (Гуго Гроция и С. Пуфендорфа) (Прокофьев А.В. Вопрос об иерархии нравственных требований).

Рассмотрена специфика моральной ответственности как признания действия, слова, мысли и порождаемого ими мира в качестве собственных, как ответственности за деяние другого и человечества в качестве собственного поступка (Зубец О.П. Ответственность за все).

Обосновано рассмотрение речи как поступка: в этом качестве она является моральным явлением и предметом философско-этического рассуждения. Самодостаточность речи как морального поступка исключает ее гносеологическое понимание, а запрет на ложь является условием существования как речи, так и человека (Зубец О.П. Боги не лгут).

Выявлено решающее влияние религиозной книжности Киевской митрополии на становление богословского дискурса в России конец XVII – начало XVIII вв. Несмотря на тенденции опереться на протестантские богословские образцы (Феофан Прокопович), именно религиозное наследие Киевской митрополии определяло облик популярной вероучительной литературы (Корзо М.А. К вопросу о приписываемых Димитрию Ростовскому катехизисах; Корзо М.А. Эпизод из истории адаптации памятников Киевской митрополии в Москве).

Анализ методологических оснований современной «когнитивной науки» показал, что характерная для этой области знания редукция всех ментальных феноменов к процессам переработки информации препятствует адекватному пониманию (описанию и объяснению) некогнитивных феноменов духа – эмоций, ценностно-нормативных установок, интересов и пр. (Максимов Л.В. Когнитивный редукционизм).

Показана парадоксальность и внутренняя противоречивость концепции свободной воли: защищая социальный институт ответственности, она тем самым подрывает собственный методологический фундамент, то есть индетерминизм, поскольку функция указанного социального института как раз и заключается в детерминации воли (Максимов Л.В. Концепт «свобода воли» в этике).

Выявлены три группы сложившихся к XVII веку базовых понятий моральной философии, чье смысловое содержание составило значительную часть семантики современного философского понятия «мораль» (Сочилин А.А. Формирование понятия «мораль»).

 

 

ЭСТЕТИКА И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В XXI ВЕКЕ

(руководитель – кандидат филос. наук Е.В. Петровская)

 

Новизна результатов: продолжена разработка оригинальной несемиотической концепции изображения. Проанализированы «структуры чувства» и отношения в обществе, которые не схватываются привычными аналитическими средствами. Разработана концепция экономики образа. Выявлена многоуровневая структура современного эстетического опыта, намечены подходы к построению эстетической теории познания. Проанализирована символическая эстетика Дионисия Ареопагита, а также художественно-эстетические доминанты французского символизма и их связь с современностью.

 

Разработана оригинальная несемиотическая концепция изображения. На материале фотографии показано, как сама техника производства изображения фиксирует уже изменившимися те «структуры чувства» и отношения в обществе, которые не схватываются с помощью привычного нам мыслительного аппарата. Выявлены точки пересечения современного искусства и неинституционально понимаемой демократии по линии прямого действия (Петровская Е.В. Антифотография 2; Петровская Е.В. Что упускает искусствоведение, говоря о современном искусстве?).

Проанализировано соотношение мышления и аффекта в современной философии и современном искусстве, для интерпретации которого была предложена концепция аффективной экономики (Аронсон О.В., Петровская Е.В. Что остается от искусства; Аронсон О.В. Аффект в координатах нефилософии). Такой подход позволяет также по-новому взглянуть на некоторые стороны марксизма и современной демократии (Аронсон О.В. Грубый коммунизм, или Этика праздности).

Проанализированы эстетические особенности современной глобальной культуры (Долгов К.М. Культура в эпоху глобализации). Исследована эстетика экспериментальной музыки ХХ в. на примере творчества Дж. Кейджа (Липов А.Н. Джон Милтон Кейдж. «4’33» – пьеса молчаливого присутствия. Тишина, или Анархия молчания? Ч. 1–2).

Особое внимание уделялось современным аспектам эстетического опыта – метафизическому и рецептивно-герменевтическому; выявлена его многоуровневая структура, соотношение с ним современного искусства (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Метафизические аспекты эстетического опыта; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Феноменолого-рецептивные аспекты эстетического опыта; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Современное искусство в контексте эстетического опыта).

Осуществлен анализ основных направлений эстетических исследований в современной России (Маньковская Н.Б. (Mankovskaya N.B.) Guest Editor’s Introduction. Contemporary Aesthetics in Russia); намечены подходы к построению эстетической теории познания, синтезирующей принципы эстетического и познавательного отношения к миру (Кормин Н.А. Эстетическая эпистемология).

Показано, что Дионисий Ареопагит создал имплицитную эстетическую систему, основывающуюся на принципах отыскания иерархических, богослужебных, символических посредников между земным миром и трансцендентным Богом (Бычков В.В. Символическая эстетика Дионисия Ареопагита).

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ И ТЕОЛОГИИ

(руководитель доктор филос. наук В.К. Шохин)

 

Новизна результатов: предложено авторское решение проблемы соотношении светской теологии и церковного богословия, особо актуальной в ситуации сегодняшнего введения теологии в систему ВАКовских дисциплин; введено понятие «мистической парадигмы Августина» как ключевой тенденции христианской мистики; установлена связь между практикой духовного чтения и ролевой теорией мистицизма Я. Сундена и Н. Хольма, предложена новая интерпретация практики подражания при помощи понятия «вчувствование» (Einfüllung); установлено, что в советском религиоведении было выработано универсальное понимание «мистического» как веры в возможность непосредственного общения со сверхъестественным, продемонстрировано, что такое понимание мистики было продиктовано эпистемологическими установками отечественного религиоведения, прежде всего «теорией отражения».

 

Предложено авторское решение проблемы соотношения светской теологии и церковного богословия. Обозначены такие критерии демаркации, как исходность для светской теологии рациональности при последующей апелляции к авторитету Традиции (при противоположной «конфигурации» в случае с церковным богословием); неуместность для нее осуществления учительских функций от имени церковной институции (которое определяет деятельность церковного богослова); полная уместность критического отношения в конкретных случаях к освященным временем авторитетным мнениям, которое свойственно всем без исключения научным дисциплинам и без которого невозможен их прогресс (последний пункт обосновывается на примере осмысления ранней александрийской аллегористической экзегезы). Акцентируется и сущностное различие между современным российским и патристическим богословием, состоящее в том, что хотя первое позиционирует себя лишь как естественное продолжение второго, второе было погружено в современность своей эпохи, за которую несло ответственность, а первое хочет отвечать лишь за «церковную археологию» (Шохин В.К. Теология, богословие и музееведение).

Сформулирован и доказан тезис о том, что Аврелий Августин впервые теоретически осмыслил и вербально оформил ключевую тенденцию христианской мистики, заключающуюся в представлении о постепенном духовно-интеллектуальном восхождении человеческой души к Богу, состоящем из трех основных ступеней, или этапов: внешнего, внутреннего и высшего (Фокин А.Р. Парадигма Августина: ab exterioribus ad interiora, ab inferioribus ad superiora в христианской мистике Запада и Востока).

Продемонстрирована связь между практикой духовного чтения и ролевой теорией мистицизма Я. Сундена и Н. Хольма. Установлено, что практики чтения и размышления интерпретировались некоторыми средневековыми авторами (в частности Лудольфом Саксонским в трактате «Жизнь Христа») через практику подражания. Дана интерпретация практики подражания при помощи понятия «вчувствование (Карпов К. (Karpov K.) Lectio divina, meditatio, imitatio as Basic Categories of Medieval Spirituality).

Установлены основные теоретико-методологические особенности изучения мистицизма, характерные для советского и постсоветского религиоведения. Доказано, что в советском религиоведении было выработано универсальное понимание «мистического» как веры в возможность непосредственного общения со сверхъестественным. Показано, что подобная трактовка «мистического» по-прежнему продолжает определять характер его исследований в российской науке (Малевич Т. (Malevich T.). Studies in Mysticism and Mystical Experience in Soviet and Post-Soviet Russia).

Дано определение онто-теологии и показаны перспективы актуальных в настоящее время попыток преодоления метафизики, их истоки и основание. Впервые дана критическая оценка определения метафизики как онто-теологии М. Хайдеггером, а также некоторых проектов постметафизической теологии, основывающихся на данном концепте (Гагинский А.М. Онто-теология и преодоление метафизики: М. Хайдеггер, Ж.-Л. Марион и христианская традиция).

 

 

ОСНОВНЫЕ ГРАНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

(руководитель – доктор филос. наук Э.М. Спирова)

 

Новизна результатов: обосновано новое понятие философской антропологии – грани человеческого бытия, отражающее основные виды человеческого существования – жизнь и смерть, любовь, властолюбие, труд, игра. Впервые осуществлен сравнительный анализ граней человеческого бытия и человеческих экзистенциалов для обнаружения общего и нетождественного. Прослежена трансформация основных феноменов человеческого бытия в современном философском сознании.

 

Обозначены основные тенденции развития философской антропологии на современном этапе. Обосновано новое понятие философской антропологии – грани человеческого бытия. Показано, что человек перестал быть объектом целостного познания, он стал изучаться в своей фрагментарной разорванности и «улавливаться» в частных обнаружениях, что привело к утрате философской антропологией предмета исследования (Гуревич П.С., Спирова Э.М. Размежевания и тенденции современной философской антропологии; Гуревич П.С., Спирова Э.М. Идентичность как социальный и антропологический феномен).

Выявлено, что квантовое мышление меняет ценностное отношение к жизни и смерти. Многие философы толковали смерть как трагедию тела. Проблема в этом случае рассматривается в русле биологии, медицины, социологии или психологии. В минувшем году исследован и критически переосмыслен такой подход к проблеме бессмертия, который М. Хайдеггер называл биолого-онтическим (Гуревич П.С. Бессмертие на том и этом свете).

Поставлен вопрос о правомочности философии труда как особого блока современных знаний. Это обусловлено девальвацией самого понятия «труда» в наши дни, его обязательности и значимости. Потребительское общество вынашивает идею такого социума, где человек выйдет из сферы трудовой активности, передав эти функции машинам. Такая десакрализация труда рождает множество философских проблем (Гуревич П.С. Философия труда).

Раскрыта проблема «Я – Другой» в контексте экзистенциально-феноменологического понимания (Резник Ю.М. Проблема «Я – Другой» в контексте экзистенциально-феноменологического понимания; Резник Ю.М. Человек как экзистенциальный проект (феноменологический анализ); Резник Ю.М. Философия конструирования человека: феноменологический подход).

Продолжена разработка проблемы «Я» как предмета обыденного и философского самопознания. Показано, что для антропологии-Я, вбирающей в себя проблематику трансцендентального и априорного уровней сознания, языковой аспект является неотмысливаемой частью (а иногда и истоком) любой полноценной антропологической теории, поскольку язык не только представляет собой один из наиболее значимых компонентов трансцендентального и априорного уровней сознания, но и участвует в конституировании самих этих уровней (Гоготишвили Л.А. Принцип односторонней дуальности в не-философии Ф. Ларюэля: антропологическое измерение и языковой генезис).

 

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ,
ГУМАНИТАРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

(руководитель – кандидат филос. наук А.В. Рубцов)

 

Новизна результатов: впервые выявлены особенности смены акцентов в идеологии между идеями модернизации и опоры на традицию, показаны переходы от утилитарно-материальной к морально-духовной составляющей идеологии, критически проанализированы перипетии смены ориентации между «Западом» и «Востоком», вестернизацией и цивилизационной самобытностью. 

 

Показано, что в российской идеологии и политике реализуется особый вариант постмодернизма, отличающийся отказом от ряда прогрессивных составляющих модерна и таких атрибутивных черт постмодерна, как критика фундаментализма и рефлективная ирония (Рубцов А.В. Порядок в хаосе: как выйти из политического постмодерна; Рубцов А.В. (Roubcov A.). Modernization in Russia: Ideology and Composition of the Project).

В современной российской идеологии наблюдается смена базовых ориентиров между риторикой модернизации и опоры на традицию. Акценты на утилитарно-материальных аспектах модернизации сменяются большим вниманием к морально-духовной составляющей идеологии (Рубцов А.В. Затемнение: почему рациональное знание вытесняют страстями и верой). Идеологические процессы имеют тенденцию к переходу от рационального дискурса к эксплуатации коллективных эмоций и аффектов. Перипетии смены ориентации между «Западом» и «Востоком», вестернизацией и цивилизационной самобытностью показывают регулярные сложности с позитивной репрезентацией российских ценностей как уникальных и характеризующих особую российскую цивилизацию (Рубцов А.В. Пространства русского постмодерна).

Показано, что публичное пространство есть то место, где происходит взаимодействие власти и культуры, которая используется для достижения признания и влияния. Если власти недостает признания и влияния на социальные процессы, она вынуждена усиливать давление на все слои социума при проведении своих решений в жизнь (Любимова Т.Б. Культура – источник влияния и признания).

Прослежено развитие идеи сверхчеловека – в разных культурах, философских традициях, представлениях в цивилизациях разного времени. В настоящее время идея сверхчеловека вновь и по-новому становится актуальна, ибо контекст безликого массового общества заставляет человека искать иных образов, иные идеалы и т. д. (Самохвалова В.И. Сверхчеловек: образ; метафора; программа).

Библиометрический анализ публикаций о модернизации, относящихся к социальным и гуманитарным наукам, показал, что различные аспекты модернизации обсуждаются в исторических, политических и экономических контекстах, в то время как в естественных науках дискуссии проводятся в терминах технологических инноваций, в которых речь идет о конкретных модернизационных процессах или технологиях (Маршакова-Шайкевич И.В. (Marshakova-Shaikevich I.). Russia and China in DBs Web of Knowledge: Bibliometric Analysis of Publications on Modernization).

 

 

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(руководитель доктор филос. наук П.Д. Тищенко)

 

Новизна результатов: начата философско-методологическая разработка подходов к устранению разрыва между научными знаниями и технологиями и их социальным восприятием (потреблением) в российском обществе. В качестве парадигмального примера избраны проблемы улучшения природы человека. Проведен анализ и опубликованы труды советских марксистов, которые, фактически, создали идеологическое обоснование исследований проблем человека в нашей стране. Исследованы и исторически документированы этапы формирования виртуалистического направления междисциплинарных исследований.

 

На основе анализа конкретных биотехнологических проектов улучшения человека выявлены системные риски инновационных проектов. Проведено картирование возможных социогуманитарных последствий. Дан содержательный анализ трансгуманистических проектов создания искусственного человека. Представлено философско-методологическое обоснование гуманитарной экспертизы трансгуманистических проектов улучшения природы человека и социогуманитарной стратегии их сопровождения (Новое в науках о человеке / Отв. ред. Г.Л. Белкина; Юдин Б.Г. Трансдисциплинарный характер гуманитарной экспертизы).

Проблема экзистенциального выбора человека рассмотрена в контексте новых социокультурных технологий и проблем конструирования человека в массовой культуре (Воронин А.А. Выбор и ответственность; Тищенко П.Д. Об идолах и идеалах биотехнологического самоизобретения человека).

Реконструированы этапы формирования виртуалистического направления междисциплинарных исследований (Пронин М.А. Виртуалистика в Институте человека РАН).

Исследованы новые способы формирования антропологических границ и антропологической нормы в контексте интенсивного развития биотехнологий и тенденций «интимизации» технологической реальности. Дан анализ этико-антропологических проблем конструирования человека (Попова О.В. Этические проблемы биотехнологического конструирования человека; Попова О.В. Телесноориентированные технологии: трансформация интимности; Юдин Б.Г. (Yudin B.). Ethical Reflections on Science and Technology).

 

 

ЧЕЛОВЕК В СИТУАЦИИ ВЫБОРА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

(руководитель доктор филос. наук М.С. Киселева)

 

Новизна результатов: Впервые междисциплинарность как метод создания проективного поля применялась для исследования одной из проблем, включающей в себя ценность и целостность человека, – феномена выбора. Междисциплинарность как методология гуманитарного знания – одно из новых направлений современных научных исследований.

 

Разработана методология междисциплинарной проективности, которая позволила объединить усилия гуманитарных, био-медицинских, социологических и управленческих дисциплин для демонстрации противоречивости проблемы «выбор/решение» в разных областях ее приложения (Киселева М.С. Междисциплинарная проективность проблемы выбора человека, Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всерос. науч. конф. (г. Москва, 27–28 окт. 2015 г.) / Отв. ред. М.С. Киселева).

Проведён анализ философского понимания человека как существа мыслящего и обладающего свободой выбора в своих поступках, исследованы проблемы искусственного интеллекта, коммуникации и социальных сетей. Обнаружены точки соприкосновения философии сознания и теории сетевого общества. Обработан фактический материал, в том числе из истории и теории сетевых сообществ, предложена целостная оригинальная авторская концепция, имеющая ярко выраженный дискуссионный характер (Михайлов И.Ф. Человек, сознание, сети).

Рассмотрена проблематика человеческого потенциала в сфере высшего образования как пространства выбора и самореализации молодого россиянина. Исследованы его приоритеты в инновационной деятельности, возможности выбора общения, обучения и деятельности в информационно-коммуникационных технологиях. По результатам социологических обследований были выявлены представления студентов об инновациях и оценки возможности России двигаться по инновационному пути развития, их готовности к инновационной деятельности (Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Человеческий потенциал студенчества в инновационном развитии России).

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

(руководитель – доктор филос. наук В.А. Подорога)

 

Новизна результатов: Проведен анализ способов репрезентации насилия в кино и соответствующим этим способам топологии и структуры повествования. Проанализированы терминологические и концептуальные возможности описания эффектов новых технологий. Показана возможность особого рода машинной логики в понимании техники, альтернативной традиционным онто-тео-логикам. Предложен анализ сознания как пространства свободы (на примере философии М.К. Мамардашвили). Предложен анализ топологии события через призму отношения вербального и графического. Проведено исследование, обобщающее и развивающее результаты изучения феномена сна в философских, политических и социальных дискурсах модерна. Проведено исследование идеи одомашнивания животного в контексте проблематики бессознательного в современной философии и теоретическом психоанализе.

 

Сделан вывод о том, что эстетическим объектом сегодня становится сам способ передачи изображения; технопроцесс, изготовление объекта замещают сам объект. Показано, что современный кинематограф поддерживает мотивированный интерес не к насилию, а к его двойнику – массовым технологиям разрушения, копирования и воспроизводства образов. Насилие стало игрой в разрушение – это стратегия, которую с успехом осуществляет кинематограф-зрелище, не откликаясь на случайность повседневного насилия и обрекая себя тем самым на выигрыш (Подорога В.А. Скрытое и разрушенное. Насилие в кинематографе).

Проанализированы терминологические и концептуальные возможности описания эффектов новых технологий («техновозвышенное», «паттерн дифракции») Сделан вывод о наличии неустранимого антропологического измерения в современных, претендующих на статус (пост-, не-)человеческих способах описания медиа-процессов (Сосна Н.Н. К вопросу об эстетичности технического опосредования; Сосна Н.Н. Фотография за рамками визуального: виды на множественность).

Показана возможность выявления особого рода машинной логики в понимании техники, альтернативной традиционным онто-тео-логикам, выражающей допредикативный опыт человеческой телесности и чувственности, а также социальных моделей, понятых как своеобразные машины. Проведен анализ трансцендентальных условий возможности такой машины и медийных предпосылок самой трансцендентальности, как своего рода машинного a priori – первичной символической структуры языка (Чубаров И.Н. Машинная антропология. Запоздалый манифест).

Проанализирована проблема сознания как пространства свободы (на примере философии Мамардашвили) (Рыклин М. (Ryklin М.). Bewusstsein als Freiheitsraum. Das Motiv der Metaphysik bei Merab Mamardaschwili).

Рассмотрена проблема топологии события через призму отношений вербального и графического (Парамонов А.А. Геометрия сродства).

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
(ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА)

(руководитель – доктор филос. наук Ю.В. Синеокая)

 

Новизна результатов: проведено исследование наиболее значимых сегодня направлений историко-философского процесса: греко-римской античности, философии средневековья и ее влияния на мысль ренессанса и Нового времени. Поставлены на обсуждение актуальные вопросы мировых философских дискуссий (споры вокруг публикации «Черных тетрадей» Хайдеггера, исследование современных интерпретаций наследия Ницше, анализ философских истоков и специфики формирования постсоветской идентичности России). Сделаны существенные шаги по популяризации академической философии, способствующие вхождению философии в публичное пространство нашей страны.

 

Исследован ряд существенных теоретических и методологических проблем истории классической философии различных периодов (Историко-философский ежегодник’2015 / Отв. ред.: Н.В. Мотрошилова, М.А. Солопова, А.В. Черняев).

Впервые в отечественной литературе проведен всесторонний научный анализ главной философской сенсации 2015 года – публикации «Черных тетрадей» М. Хайдеггера (Schwarz Hefte. Gesamtausgabe. Bd. 94–96). Хайдеггер вел, начиная с 1931 г. и до конца жизни, записи, отражавшие его сокровенные размышления по философским и социально-историческим проблемам. Эти записи образуют корпус из 34 тетрадей в черном переплете. С их издания начинается новый, непредвиденный, этап хайдеггероведения. Продолжена профессиональная дискуссия, связанная с антисемитизмом Хайдеггера и с главными идеями «Черных тетрадей» – в частности, с категориями «Machenschaft(en)», «Rechenschaft(en)», «Riesig(en)», которые Хайдеггер использовал как при анализе Нового времени, так и при характеристике «национальных начал» (Мотрошилова Н.В. «Черные тетради» М. Хайдеггера: по следам публикации).

Процесс формирования постсоветской национальной идентичности России в первые годы XXI столетия впервые в научной литературе рассмотрен сквозь призму российской ницшеаны. Показано, что в последние двадцать пять лет произошла идеологическая трансформация российской идентичности от формулы «Россия как одна из ветвей западной цивилизации» к формуле «Россия как отдельная, обособленная от Запада цивилизация – «большой русский мир»». Проанализирована зависимость положительной или отрицательной оценки философского наследия Ницше отечественными мыслителями от того, рассматривается ли поиск русской идентичности как способ сблизиться с Западом, залог вестернизации России, или же, напротив, как основание изоляционизма через «национализацию» России-не-Европы (Синеокая Ю.В. Философия Фридриха Ницше как зеркало конструирования постсоветской национальной идентичности России).

Исследованы основные элементы рецепции платоновского диалога «Федр» в сохранившихся трудах византийского философа-гуманиста Георгия Гемиста Плифона (1352–1452). Опираясь на неопубликованные рукописные источники, в исследовании показано, что метод интерпретации Плифоном диалога «Федр» имеет много параллелей с прочтением платоновского текста Николаем Кузанским, результаты которого демонстрируют собственноручные маргиналии Кузанца к латинскому переводу «Федра» в рукописи, хранящейся в личной библиотеке Николая Кузанского (Лебедев А.В. «Теогония» Эпименида Критского и происхождение орфико-пифагорейского учения о реинкарнации; Хорьков М.Л. How to Make a New Philosophy from an Old Platonism: Plethon and Cusanus on “Phaedrus”).

На материале идей Гая Музония Руфа – римского философа-стоика I в.н.э., представителя Поздней Стои, исследованы основы практической этики, – так называемой паренетики, или моралистики, оказавшей большое влияние на европейское моральное философствование (Столяров А.А. Гай Музоний Руф (штрихи к портрету римского интеллигента эпохи Клавдиев и Флавиев)).

Исследованы возможности построения учения об абсолюте за пределами учения о бытии. В контексте определенной философской традиции (от неоплатонизма до позднего Шеллинга) анализируется возможность постижения абсолюта как силы, стоящей не только над бытием, но и над отрешенным от бытия единством, а тем самым – над метафизическим универсумом как таковым. Рассмотрен вопрос о том, какой смысл может иметь тезис о небытии Бога именно в этом контексте (Кричевский А.В. Сила небытия: Метафизика за пределами онтологии).

 

 

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХI ВВ.:

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

(руководитель – кандидат филос. наук И.Д. Джохадзе)

 

Новизна результатов: исследовано творчество малоизученных в России авторов (Ф. Равессон, Э. Бетти, Р. Брэндом и др.); раскрыто значение их идей и теоретических разработок для современной западной философии; введен в оборот ряд текстов, ранее не издававшихся на русском языке.

 

Исследовано философское творчество американского прагматиста, профессора Питтсбургского университета Роберта Брэндома, чьи работы оказали значительное влияние на современную философию языка и эпистемологию. Раскрыто содержание ключевых понятий аналитического прагматизма Брэндома («дискурсивное обязательство», «нормативные статусы», «инференциализм» и др.), осуществлена реконструкция анафорической теории истины Брэндома, его интерпретации классиков прагматизма, Канта и Гегеля. Представлен развернутый критический анализ попыток американского философа решить проблему соотношения практического и теоретического, прагматики и семантики, «знания как» и «знания что» (Джохадзе И.Д. Аналитический прагматизм Роберта Брэндома).

Осуществлена критическая реконструкция феноменологии позднего Гуссерля (с позиции экзистенциальной философии), показано, что не столько сам основоположник феноменологии, сколько его лучшие ученики продемонстрировали продуктивные возможности нового типа философствования, который Гуссерлем скорее формулировался как проект и задача, чем как то, что демонстрируется in concreto в предметных феноменологических анализах (Визгин В.П. Поздний Гуссерль: квазирелигия разума как продуктивный тупик).

Изучена проблематика тревоги (на материале сочинений К. Хорни, Г. Салливана, У. Биона и Б. Килборна), к которой обращались многие ведущие представители современного психоанализа (Старовойтов В.В. Тревога и способы ее преодоления). Подготовлен и издан сборник статей западных теоретиков психоанализа Ф.-В. Эйхоффа, Р. Валлерштейна, Р. Шафера, М. Хернандеза, Ф. Цузио и др., ранее не публиковавшихся на русском языке (Эротический и эротизированный перенос / Пер. с англ. В.В. Старовойтова; ред. М.В. Ромашкевич).

Исследованы философские идеи итальянского правоведа и теоретика герменевтики Эмилио Бетти, влияние Николая Гартмана на формирование его герменевтической концепции. Показано, что учение о ценностях Бетти, может быть рассмотрено как совокупность предварительных аргументов для обоснования возможности объективной интерпретации, т. е. решения главной задачи, стоящей перед философской герменевтикой (Россиус Ю.Г. Учение о ценностях в теории интерпретации Эмилио Бетти).

 

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

АЗИАТСКИХ МОДЕЛЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

(руководитель – доктор филос. наук В.Г. Лысенко)

 

Новизна результатов: на основании впервые вводимых в научный оборот философских памятников переосмыслен ряд ключевых концептов индийской, китайской, арабо-мусульманской, вьетнамской мысли; теоретические подходы азиатских традиций к проблемам познания исследованы в связи с концепциями непосредственного восприятия, языка, субъективности, моральных ценностей; изучены концептуальные основания и возможности «межкультурной философии»; применительно к школьному учебному процессу разработаны основные методологические принципы подхода к цивилизационным ценностям основных азиатских традиций.

 

В рамках изучения ценностно-смысловых парадигм азиатских традиций впервые переведены с санскрита и проанализированы фрагменты текстов индийских буддийских философов Дхармакирти и Васубандху, философа школы Адвайта – Дхармораджи (Лысенко В.Г., предисл., пер. и науч. коммент.: Дхармакирти. Прамана-винишчая (Удостоверение инструментов достоверного познания). Гл. 1: Пратьякша (Восприятие). Карики 1–25; Титлин Л.И., предисл., пер. и науч. коммент.: Васубандху. Пудгала-винишчая; Лысенко В.Г., предисл., пер. и науч. коммент.: Дхармараджа Адхвариндра. Веданта-парибхаша. С комментарием «Артхадипика-тика-вибхушита» Дханапатисури Суташивадатты); современного мусульманского политического философа Мухаммада Абдарразика (Ефремова Н.В., предисл., пер. и науч. коммент.: Али Абдарразик. Ислам и принципы правления).

Осуществлен анализ философии восприятия в индийском буддизме и школе адвайта, проблем субъекта в буддизме, концепта «долг-справедливость» в китайской философии (Рыков С.Ю. Долг или справедливость: еще раз о термине и 義 в древнекитайской философии), выявлены особенности изменения китайской языковой картины мира в связи с модернизацией, происходящей в китайской культуре и китайском обществе под влиянием процессов глобализации (Рубец М.В. Влияние процессов модернизации на некоторые аспекты современного китайского языка).

Предпринято комплексное исследование трех главных направлений классической религиозно-философской мысли ислама – калама, фальсафы и суфизм (Ефремова Н.В. Ислам: философия, религия, культура. Теолого-философская мысль), прослежена эволюция национального менталитета во Вьетнаме на фоне развития аграрных отношений Х–ХVI вв. (Деопик Д.В., Никитин А.В. Аграрная история Вьетнама (X – начало XVI вв.)),

Рассмотрено влияние буддийских концепций на формирование трудовой этики в Японии, ставшей важной предпосылкой успешной модернизации этой страны, проведено сопоставление политического и идеологического контекстов модернизации в России и Японии (Карелова Л.Б. (Karelova L.). Politics of Modernization // Japanese and Russian Politics. Polar Opposites or Something in Common?).

Продолжена разработка методологических принципов историко-философского анализа инокультурных философских традиций, преодолевающих европоцентристские установки, в оборот отечественной науки введено понятие «межкультурная философия», рассмотрены история и причины его возникновения (Степанянц М.Т. (Stepanyants М.). Cultural Interaction in Respond to Common Challenges).

Результаты исследований нашли практическое применение в подготовке учебных пособий для ВУЗов и средней школы. Завершена разработка концепции и методики преподавания инновационного курса для школьников 9–10 классов по курсу «Диалог культур», который призван существенно восполнить пробел в отечественной системе образования (Анашина М.В., Громов М.Н., Ефремова Н.В., Лысенко В.Г., Степанянц М.Т., Федорова М.М. Диалог культур. Учеб. пособие для учеников 9–10 кл. / Отв. ред. М.Т. Степанянц).

 

 

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ И ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИИ:

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ПРОБЛЕМНЫЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ КОНТЕКСТ

(руководитель – член-корреспондент РАН, доктор филос. наук А.В. Смирнов)

 

Новизна результатов: показана необходимость дополнения традиционных методов анализа до логико-смысловых, позволяющих учесть вариативность логик осмысления. На материале арабского языка и арабо-мусульманской культуры продемонстрирована эффективность анализа смысловых конструкций в процессуально-ориентированной перспективе на основе соответствующей логики. Выработан принципиально новый подход к анализу философского поэтического текста, позволивший эксплицировать содержание анализируемого текста в соответствии с логикой его выстраивания благодаря использованию соотношения категорий захир – батин (явное – скрытое) в качестве основной интерпретационной модели.

 

Предложено понимание субъект-предикатной склейки как ядерной формы сознания в его основных аспектах: самосознание, чувственное восприятие, дискурсивное мышление. Обоснована принципиальная возможность осмысления любой субъект-предикатной конструкции в двух логиках – субстанциально-ориентированной и процессуально-ориентированной, эксплицирована процессуальная логика смысла. Показана необходимость дополнения традиционных методов анализа до логико-смысловых, позволяющих учесть вариативность логик осмысления. На материале арабского языка и арабо-мусульманской культуры продемонстрирована эффективность анализа смысловых конструкций в процессуально-ориентированной перспективе на основе соответствующей логики (Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл).

Подготовлены избранные переводы из сочинений Ибн ‘Араби (1165–1240), крупнейшего представителя средневековой арабо-мусульманской мысли, показано, что остаются недостаточно исследованными ряд важных тем его творчества: вопрос о влиянии его учения на судьбу исламской мистической традиции, составление полного представления о его письменном наследии и т. д. (Ибн Араби. Избр. произведения. Т. 1 / Пер. с араб. и коммент. И.Р. Насырова / Отв. ред. А.В. Смирнов. 2-е изд.: в 2 т.).

Концептуализированы ключевые темы суфийской философии, такие как: проблема само- и богопознания, соотношение единого божественного бытия и преходящего существования множественного мира при условии одновременной трансцендентности и имманентности Бога миру. Показана смысловая структура поэмы «Язык птиц» Фарид ад-Дина ‘Аттара, которая выстраивается автором как закономерная параллельность внешнего (поэтического) и внутреннего (философского) смысла и отражает фундаментальную, с точки зрения философского суфизма, истину мироздания – «параллельность» (зеркальность) Бога и мира, что позволяет ‘Аттару утверждать единство бытия, при этом сохраняя разделение на два полюса: Бог и мир (Федорова Ю.Е. Маснави Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц» (Мантик ат-тайр): философское прочтение поэтического текста).

Впервые описана иранская традиция комментирования Шабистари (Лукашев А.А. История изучения поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны»), установлен комплексный характер понимания категориального отношения «истина-ложь» в суфийской мысли на материале творчества Махмуда Шабистари (Лукашев А.А. Истина–ложь как фундаментальная оппозиция системы философских взглядов Махмуда Шабистари).

Приведены новые доказательства в пользу тезиса о продолжении Абу Хамидом ал-Газали (1058–1111) рационалистической линии в исламской теологии (калам) (Насыров И.Р. К вопросу о критике философии ’Абу Хамидом ал-Газали).

Проанализирован оригинальный подход к экзегетике библейского текста, сочетающий принципы современной научной текстологии Библии с традиционными правилами еврейской герменевтики и разработанный в начале ХХ в. немецко-еврейским философом Оскаром Гольдбергом, который исходил из традиционного представления о том, что вся Тора представляет собой манифестацию одного божественного Имени и его модификаций (Бурмистров К.Ю. Оскар Гольдберг и «числовая система» Пятикнижия).

 

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ:
 ПЕРВОИСТОЧНИКИ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПУБЛИКАЦИИ

(руководитель – кандидат филос. наук А.В. Черняев)

 

Новизна результатов: наследие Г.В. Флоровского впервые комплексно исследовано и проинтерпретировано в мировом идейном контексте при участии ведущих российских и зарубежных специалистов; положено начало изучения характерных для русского Средневековья представлений о ноуменальной инобытийной сфере – неотъемлемого и до сих пор слабо изученного компонента христианской картины мира.

 

В рамках проекта компаративного анализа наследия русской философии в мировом идейном контексте рассмотрено философско-богословское творчество Г.В. Флоровского. Представлена широкая панорама современных российских и зарубежных исследований и интерпретаций его творчества; с учетом новых данных скорректированы представления об участии Флоровского в евразийском движении; исследованы различные грани созданной мыслителем концепции неопатристического синтеза; сопоставлены идеи Флоровского и ряда русских и западноевропейских философов (А.И. Герцен, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, О. Шпенглер, Г. Марсель). Рассмотрена историко-философская концепция Флоровского и ее значение для истории духовной культуры России (Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева).

Вкладом в исследование генезиса, эволюции и типологии русской философии является работа по реконструкции характерных для русского Средневековья представлений о ноуменальной инобытийной сфере – неотъемлемого и слабоизученного компонента христианской картины мира. В отечественном религиозно-философском наследии выявлено несколько версий инобытийного существования, специфика которых обусловлена влиянием разных школ экзегезы; проанализирована восходящая к антиохийской школе концепция земного рая и отличие ее онтологических оснований от трактовки в русле христианизированного неоплатонизма; рассмотрена теория присутствия ноуменального в феноменальном, которой следовали древнерусские последователи исихазма (Мильков В.В. Древнерусские представления об ином мире).