Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » » Сектор эстетики » Научные результаты

Научные результаты

Отчет о научной работе сектора эстетики за 2018 год

 

ВВЕДЕНИЕ


Достигнуты значительные результаты в разработке динамической теории знака. Именно кино, фотография и другие технические искусства становятся способом понимания современной жизни и культуры (Петровская Е.В. Мыслить образами. От иконы к динамическому знаку // Вопр. философии. 2018. № 11. С. 57–64). Так понятый знак помогает ухватить постоянную изменчивость и безосновность современной технологической культуры (Петровская Е.В. Возмущение знака. О перформативе, лозунгах и Ленине // Vox. Филос. журнал. Июнь 2018. № 24. С. 1–14. [Электронный ресурс] URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2024/Vox24-1-PetrovskayaE.pdf).

 

Эстетика развивалась также по линии «семиотики стихий», где под стихией понимается динамический организующий принцип материи. В результате кадр, монтаж и план анализируются как элементы чувственности масс (новая стихия), принципиально отличные от изображения, ориентированного на индивидуальный способ восприятия (Аронсон О.В. Философия и кино: от текста к образу. М.: ИФ РАН, 2018. 109 с.: ил.).

 

Продолжено изучение эстетики экспериментальной музыки на примере творчества американского композитора Дж. Кейджа (Липов А.Н. Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа и проблемы американского музыкального авангарда ХХ века // Обсерватория культуры. 2017 [2018]. № 14 (6). C. 702–709).

 

Всесторонне исследована категория духовности в искусстве; раскрыто значение вкуса и художественности как метафизических оснований эстетического опыта искусства (Бычков В.В. О духовности в искусстве // Вопр. философии. 2018. № 5. С. 76–87. Бычков В.В. Вкус. Филос. антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 122–139).

 

Детально проанализирован эстетический аспект постмодернизма. Выявлено, что постмодернизм – это особое художественно-эстетическое пространство культуры последней трети XX – начала XXI в., характеризующееся всеохватным иронизмом (Маньковская Н.Б. Постмодернизм в эстетике // Филос. антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 192–230).

 

Рассмотрены трактовки картезианства в философско-эстетическом наследии И. Канта, Вл. Соловьева и Э. Гуссерля (Кормин Н.А. Cogito ergo sum: постановка эстетического существования // Философия и культура. 2018. № 6 (109). С. 39–47; Кормин Н.А.Эстетическая эгология // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2018. Т. 11. № 3. С. 137–149). Раскрыто понимание красоты в русской религиозной эстетике XIX–XX вв. (Bychkov V. The Meaning of Beauty in Some Nineteenth- and Twentieth-Century Russian Religious Philosophers // Cithara. 2018. Vol. 58. P. 44–64). Проведено глубокое сравнительное исследование эстетики русского и французского символизма (Бычков В.В. Проблема творчества в эстетике русского символизма // Вестн. славянских культур. 2018. Т. 48. С. 235–249; Маньковская Н.Б. Homo creator французского символизма // Человек. 2018. № 3. С. 34–53).

 

Целью данного года исследований был углубленный анализ эстетических явлений по двум основополагающим направлениям: 1) актуальные вопросы современной эстетики и эстетической теории; 2) история эстетической мысли и философско-эстетических учений. Именно подобный комплексный подход помогает увидеть и оценить масштаб культурных трансформаций, происходящих в современных обществах, а это, в свою очередь, требует критического переосмысления категорий и понятий уже самой эстетики.

 

Дисциплина «эстетика» находится сегодня в состоянии перехода от привычного ее понимания как категориального способа размышлений о мире с помощью художественных практик ко все большей автономности. Сегодня эстетика как «чувственное познание» уже не только не противостоит рациональным и созерцательным практикам, но и оказывается гораздо больше связанной с областями этики, политики и экономики, нежели просто с искусством. Более того, современное искусство в виде science art, энвайронментализма, экологического искусства, нейрокинематографа, урбанизма и др. демонстрирует, насколько нечеткой и даже незначимой становится традиционное противопоставление чувственного и рационального. Развитие информационных технологий, анализ общественных потребностей с помощью Big data, организация компьютерных сетевых сообществ и такие инструменты, как блокчейн, предполагают, что радикально меняется само понимание чувственности, которая перестает быть индивидуальной и во все большей степени проявляет себя как «всеобщая», когда человек становится частью общей технологической среды. Перспективой развития эстетики в этой ситуации становится анализ аффективного плана современности, где информационные шоки, огромные объемы данных и новые технологии оказываются нечеловекомерными. Перед эстетикой, которая обращается к современному искусству и масс-медиа как к инструментам анализа уже не индивида, а общества, стоит задача выхода за рамки лингвистических и когнитивных моделей, что предполагает создание семиологии новой технологической чувственности и описание систем включенности в нее современного человека.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Сделан существенный шаг в направлении разработки динамической теории знака, что является развитием и продолжением масштабного проекта по построению несемиотической теории изображения и, шире, культурных явлений современного мира. Такой подход обусловлен пониманием того, что в современных массовых обществах, где коммуникационные потоки начинают трансформировать саму чувственность человека, меняется и способ взаимодействия человека и техники, человека и производимых им творений. Ткань современной жизни такова, что она требует новых – неметафизических – категорий, позволяющих ухватить ее в ее динамике. Само искусство сегодня поставляет инструменты мышления и понимания, а не служит пассивным объектом созерцания или потребления. Именно кино, фотография и другие технически ориентированные искусства становятся способом понимания материи современной культуры (Петровская Е.В. «На стороне новых варваров»: знаки поколения у Балабанова // Новое литературное обозрение. 2018. № 149 (1). С. 489–508. ISSN 0869-6365. УДК 74.01/.09+75; Петровская Е.В. Мыслить образами. От иконы к динамическому знаку // Вопр. философии. 2018. № 11. С. 57–64. ISSN 0042-8744. DOI 10.31857/S004287440001894-8). У этой культуры нет ни беспредпосылочных начал, ни предзаданных извечных оснований. Взамен она находится в состоянии неизменной трансформации, что требует пересмотра традиционных понятийных схем, в том числе и в области эстетики. Разработка теории динамического знака способствует решению этой актуальнейшей задачи (Петровская Е.В. Возмущение знака. О перформативе, лозунгах и Ленине // Vox. Филос. журнал. Июнь 2018. № 24. С. 1–14. ISSN 2077-6608. DOI 10.24411/2077-6608-2017-00033. [Электронный ресурс] URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2024/Vox24-1-PetrovskayaE.pdf).

 

Продолжена разработка эстетической проблематики в рамках разрабатываемой «семиотики стихий», где под стихией понимается динамический организующий принцип материи, вступающий в противоречие с субъект-объектной логикой познания мира. В современном мире такой стихией является общность, или то, что можно назвать «чувственностью масс». В связи с этим кадр, монтаж и план анализируются не как технические средства кино, а как элементы разделяемой чувственности, принципиально отличные от изображения, картины и коллажа, ориентированных на индивидуальные способы восприятия (Аронсон О.В. Философия и кино: от текста к образу. М.: ИФ РАН, 2018. 109 с.: ил. 500 экз. ISBN 978-5-9540-0341-3). На примере кино и современного искусства предпринята попытка проанализировать деньги не как инструмент экономики, а как одну из современных технологий коллективности (Аронсон О.В. От фотогении бедности к киногении денег // Кино/Капитал: Сб. докладов VI Международ. науч. конф. Центра исследований экономической культуры СПбГУ / Сост. А. Артамонов, А. Погребняк. СПб., 2018. С. 29–52. (ISBN 978-5-905669-36-1, тираж 1000 экз.); Аронсон О.В. Шедевры без свойств // Диалог искусств. Журнал Московского музея современного искусства. 2018. № 4. С. 27–31. ISSN 1812-304-X).

 

В более конкретном плане рассмотрена проблема референции в теории образа. Двум понятиям, расширяющим рамки семиотического анализа («репрезентация» согласно Х.-Г. Гадамеру и Г. Бёмe и «экземплификация» у Н. Гудмена), противопоставлено понятие следа (vestigium), которое вводит новые, ранее не описанные в теории образа отношения образа и референта (Шаропова Н.Р. Репрезентация, экземплификация, vestigium: проблема присутствия в теории образа // Культура и искусство. 2018. № 5. С. 59–68. ISSN 2454-0625. DOI 10.7256/2454-0625.2018.5.26232). В рамках технологического искусства проанализированы такие актуальные проблемы философской антропологии, как киборгизация и деантропологизация человека (Московская А.С. Антропологическая тематика в технологическом искусстве // Филос. школа. 2018. № 4. С. 59–63. ISSN 2541-7673. DOI 10.24411/2541-7673-2018-10415). Показано, насколько понятие банальности зла, предложенное Ханной Арендт, является актуальным для описания явлений современного искусства (Московская А.С. Понятие банальности зла Ханны Арендт в пространстве современного искусства // Филология: науч. исследования. 2017. № 4. С. 99–105. ISSN 2454-0749. DOI 10.7256/2454-0749.2017.4.21336).

 

В связи с пониманием новых задач, стоящих перед эстетикой, проведены детальное рассмотрение и самобытная интерпретация эстетической теории Ж. Делёза, оказавшей существенное влияние на современную эстетику и философию искусства, однако на сегодняшний день недостаточно хорошо изученной российскими учеными. Подробно раскрыты такие темы, как специфика трансцендентального эмпиризма Ж. Делёза в эстетическом аспекте, роль понятия ощущения в делёзианской философии и теории образа (Володина А.В. Эстетика Жиля Делёза: к имманентистской философии искусства // Философия и культура. 2018. № 3. С. 49–63. ISSN 2454-0757. DOI 10.7256/2454-0757.2018.3.24571). Предпринята попытка исследования явлений отечественного искусства XX в. с помощью делёзианской оптики (Володина А.В. Живопись «арефьевского круга»: делёзианский подход к исследованию искусства // Культура и искусство. 2017. № 5. С. 94–104. ISSN 2454-0625. DOI 10.7256/2454-0625.2017.5.19539).

 

Продолжено углубленное исследование эстетики экспериментальной авангардной музыки начала ХХ в. на примере творчества американского композитора Дж. Кейджа (Липов А.Н. Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа и проблемы американского музыкального авангарда ХХ века // Обсерватория культуры. 2017 [2018]. № 14 (6). C. 702–709. ISSN 2588-0047. DOI 10.25281/2072-3156-2017-14-6-702-709).

 

Специальное внимание уделено истокам и истории эстетической мысли. На основе междисциплинарного и сравнительного методов исследования анализируется история открытия феномена несоизмеримости и иррациональных пропорций в философии пифагорейцев, что получило дальнейшее воплощение в науке, культуре, архитектуре и искусстве последующих эпох (Липов А.Н.О «несоизмеримых сущностях» в философии пифагорейцев. К философским основаниям иррациональных пропорций в науке и культуре // Филос. мысль. 2018. № 11. С. 93–110. ISSN 2409-8728. DOI 10.25136/2409-8728.2018.11.26855).

 

Особое место отведено творчеству великих деятелей советской культуры, создавших не только выдающиеся произведения искусства, но и основы новой неповторимой эстетики и поэтики, о чем свидетельствует творчество их учеников и последователей во всех сферах российской многонациональной культуры (Долгов К.М. Русская Терпсихора. Личные заметки о Галине Сергеевне Улановой // Человек. 2018. № 3. С. 161–168. ISSN 0236-2007. DOI 10.7868/S0236200718030033; Долгов К.М.Личность ученого и философа (о Бонифатии Михайловиче Кедрове) // Вопр. философии. 2018. № 4. С. 169–173. ISSN 0042-8744. DOI 10.7868/S0042874418050059).

 

Группа «Постнеклассическая эстетика» в рамках основной плановой темы сектора проводила работу по двум главным направлениям: исследование трансформаций в эстетике XX–XXI вв. и углубление знаний в сфере истории эстетики под углом зрения современной методологии и с использованием новейших достижений гуманитарных наук. Показано, что категория духовности в искусстве может быть осмыслена как свойство выдающихся произведений искусства приводить реципиента в созерцательно-медитативное состояние гармонии с универсумом, а также как своего рода сущностный императив искусства, свидетельствующий о высшей степени художественности произведения искусства, о его способности возводить реципиента к духовной плероме бытия. Раскрыто значение вкуса и художественности как метафизических оснований эстетического опыта и критериев определения подлинности искусства, его базовых принципов, инициирующих событие эстетического опыта (Бычков В.В. О духовности в искусстве // Вопр. философии. 2018. № 5. С. 76–87. ISSN 0042-8744. DOI 10.7868/S0042874418050059; Бычков В.В. Вкус // Филос. антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 122–139. УДК 18. ISSN 2414-3715. DOI 10.21146/2414-3715-2018-4-1-122-139). Прослежены модификации экзистенциалистского портрета, воплощавшиеся в соответствующих его философско-эстетической наполненности художественных формах: от мифа, символа, художественного образа в модернизме к постмодернистским симулякрам и далее – к перформативным абрисам арт-практик (Маньковская Н.Б. Трансформации вербальных и визуальных экзистенциалистских портретов в искусстве XX–XXI веков // Филология: науч. исследования. 2018. № 1. С. 108–121. ISSN 2454-0749. DOI 10.7256/2454-0749.2018.1.25363).

 

Проанализирован один из главных аспектов постмодернизма – эстетический. Выявлено, что постмодернизм – это особое пространство в художественно-эстетической культуре последней трети XX – начала XXI в., характеризующееся всепроникающим иронизмом по отношению как к классической традиции, так и к современным поискам в области арт-практик и эстетической теории. Для него характерны произвольное перемешивание культурных кодов и текстов всех времен и народов на принципах деконструкции и шизоанализа, пародийная игра всеми смыслами культуры. Выявлены основные принципы организации постмодернистского художественного текста: интертекстуальность, симуляционность, ризоматика, иронизм (Маньковская Н.Б. Постмодернизм в эстетике // Филос. антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 192–230. ISSN 2414-3715. DOI 10.21146/2414-3715-2018-4-1-193-230).

 

В историко-эстетическом плане были рассмотрены интерпретации картезианства в философско-эстетическом наследии И. Канта, Вл. Соловьева и Э. Гуссерля (Кормин Н.А. Cogito ergo sum: постановка эстетического существования // Философия и культура. 2018. № 6 (109). С. 39–47. ISSN 2454-0757. DOI 10.7256/2454-0757.2018.6.26130; Кормин Н.А. Эстетика и интеллектуальный строй квантовой физики // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 6. С. 74–85. ISSN 0869-8120; Кормин Н.А. Эстетическая эгология // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2018. Т. 11. № 3. С. 137–149. ISSN 2072-0726. DOI 10.21146/2072-0726-2018-11-3-137-149). Раскрыты проблемы красоты в русской религиозной эстетике XIX–XX вв. (Bychkov V.The Meaning of Beauty in Some Nineteenth- and Twentieth-Century Russian Religious Philosophers // Cithara. 2018. Vol. 58. P. 44–64. ISSN 0009-7527). Проведено концептуальное исследование эстетики русского и французского символизма: проанализированы представления о сути и задачах художественного творчества у таких знаковых для различных периодов его развития фигур, как Вяч. Иванов, А. Белый, Н. Бердяев, Ш. Бодлер, С. Малларме, Ж. Пеладан, А. Жид, П. Клодель и бельгиец М. Метерлинк. Выявлены как оригинальные представления каждого из этих художников о творчестве и метафизике искусства, так и то, что их объединяет, – магистральная проблематика символизации и идеализации в искусстве, его анагогической миссии, соответствий духовного и предметного миров, эстетизма, повышенной экспрессивности, суггестии, интуитивного характера художественного творчества (Бычков В.В. Проблема творчества в эстетике русского символизма // Вестн. славянских культур. 2018. Т. 48. С. 235–249. ISSN 2073-9567; Маньковская Н.Б. Homo creator французского символизма // Человек. 2018. № 3. С. 34–53. ISSN 0236-2007. DOI 10.7868/S0236200718030033; Маньковская Н.Б. Философия искусства Мориса Метерлинка // Вестн. ВГИК. 2018. № 1 (35). С. 76–89).

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ
  • Монографии и коллективные труды
  • Учебные издания
  1. Кормин Н.А. Эстетическое пространство философии всеединства и феноменологии: трансцендентализм и творчество. М.: ИФ РАН, 2018. 127 с. 500 экз. ISBN 978-5-9540-0348-2.
  2. Аронсон О.В. Философия и кино: от текста к образу. М.: ИФ РАН, 2018. 109 с.: ил. 500 экз. ISBN 978-5-9540-0341-3.
  1. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М.: КноРус, 2018. 528 с. ISBN 978-5-406-06519-8 (тираж не указан).

 

1.1.  Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус. яз.


Кормин Н.А. Эстетическое пространство философии всеединства и феноменологии: трансцендентализм и творчество. М.: ИФ РАН, 2018. 127 с. 500 экз. ISBN 978-5-9540-0348-2.

Монография – третья книга, в которой реализуется исследовательская программа: «В. Соловьев и Э. Гуссерль: импликация эстетического». В данной книге рассматриваются интерпретации картезианства в философско-эстетическом наследии И. Канта, В. Соловьева и Э. Гуссерля, выявляется значение философии Декарта, западной трансцендентальной традиции и русской философии цельного знания для анализа современных дискуссий о природе искусства, соотношения эстетического и научного знания (в частности, квантовой механики), прослеживаются истоки эгологической традиции в философии искусства.


Аронсон О.В. Философия и кино: от текста к образу. М.: ИФ РАН, 2018. 109 с.: ил. 500 экз. ISBN 978-5-9540-0341-3.

В книге эволюция выразительных средств кино осмысляется средствами современной философии. История кино рассматривается как постоянное столкновение двух типов опыта: искусства и массового зрелища. В первом случае кино предъявляет себя как культурный текст, в основании которого лежат специфические кинематографические средства передачи сообщения. Однако если следовать логике чувственности масс, сами эти средства требуют переосмысления. В книге на примере кадра, монтажа и длинного плана делается попытка показать, как формируется кинематографический образ, выходящий за рамки культурной семиотики и ориентированный уже на совершенно иной тип знаков, которые можно назвать аффективными и которые действуют только в ситуации коллективного восприятия.


Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М.: Кнорус, 2018. 528 с. ISBN 978-5-406-06519-8 (тираж не указан).

Учебник представляет собой полный курс эстетики, включающий краткий обзор истории эстетики, развернутое изложение эстетической теории, основных тем и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях, подробный анализ современного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстетического опыта ХХ в. и современного философско-эстетического дискурса. Особое внимание уделено новейшему разделу эстетики – виртуалистике, изучающей опыт компьютерно-сетевого искусства и его теоретические аспекты.

 

1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу

Kormin N.A. The Aesthetic Space of the Philosophy of All-Unity and Phenomenology: Transcendentalism and Creativity.Moscow: RAS Institute of Philosophy, 2018. 127 p. 500 copies. ISBN 978-5-9540-0348-2.

The monograph is the third book which implements the following research project: “V. Solovyov and E. Husserl: Implication of the Aesthetic.” The book focuses on the interpretations of Cartesianism in the philosophical and aesthetic heritage of Immanuel Kant, Vladimir Solovyov and Edmund Husserl.

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ

Плановые научные статьи

  • Журнальные статьи
  1. Петровская Е.В. «На стороне новых варваров»: знаки поколения у Балабанова // Новое литературное обозрение. 2018. № 149 (1). С. 489–508. ISSN 0869-6365. УДК 74.01/.09+75 (РИНЦ, Web of Science, RSCI, ERIH PLUS).
  2. Петровская Е.В. Возмущение знака. О перформативе, лозунгах и Ленине // Vox. Филос. журнал. Июнь 2018. № 24. С. 1–14. ISSN 2077-6608. DOI 10.24411/2077-6608-2017-00033. [Электронный ресурс] URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2024/Vox24-1-PetrovskayaE.pdf (РИНЦ).
  3. Петровская Е.В. Мыслить образами. От иконы к динамическому знаку // Вопр. философии. 2018. № 11. С. 57–64. ISSN 0042-8744. DOI 10.31857/S004287440001894-8 (РИНЦ, Web of Science, RSCI).
  4. Долгов К.М. Русская Терпсихора. Личные заметки о Галине Сергеевне Улановой // Человек. 2018. № 3. С. 161–168. ISSN 0236-2007. DOI 10.7868/S0236200718030033 (РИНЦ).
  5. Долгов К.М. Личность ученого и философа (о Бонифатии Михайловиче Кедрове) // Вопр. философии. 2018. № 4. С. 169–173. ISSN 0042-8744. DOI 10.7868/S0042874418050059 (РИНЦ, Web of Science, RSCI).
  6. Бычков В.В. О духовности в искусстве // Вопр. философии. 2018. № 5. С. 76–87. ISSN 0042-8744. DOI 10.7868/S0042874418050059 (РИНЦ, Web of Science, RSCI, ERIH PLUS).
  7. Бычков В.В. Вкус // Филос. антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 122–139. УДК 18. ISSN 2414-3715. DOI 10.21146/2414-3715-2018-4-1-122-139. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/phan/2018_1/FA_4(1)2018.pdf (РИНЦ).
  8. Бычков В.В. Проблема творчества в эстетике русского символизма // Вестн. славянских культур. 2018. Т. 48. С. 235–249. УДК 7.0. ББК 85. ISSN 2073-9567. (РИНЦ, Web of Science, ERIH PLUS).
  9. Бычков В. (Bychkov V.). The Meaning of Beauty in Some Nineteenth- and Twentieth-Century Russian Religious Philosophers // Cithara. 2018. Vol. 58. P. 44–64. ISSN 0009-7527. (Web of Science, Scopus).
  10. Маньковская Н.Б. Трансформации вербальных и визуальных экзистенциалистских портретов в искусстве XX–XXI веков // Филология: науч. исследования. 2018. № 1. С. 108–121. ISSN 2454-0749. DOI 10.7256/2454-0749.2018.1.25363. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pfni/article_25363.html(РИНЦ, ERIH PLUS).
  11. Маньковская Н.Б. Homo creator французского символизма // Человек. 2018. № 3. С. 34–53. ISSN 0236-2007. DOI 10.7868/S0236200718030033 (РИНЦ).
  12. Маньковская Н.Б. Постмодернизм в эстетике // Филос. антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 192–230. УДК 18. ISSN 2414-3715. DOI 10.21146/2414-3715-2018-4-1-193-230. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/phan/2018_1/FA_4(1)2018.pdf (РИНЦ).
  13. Кормин Н.А. Cogito ergo sum: постановка эстетического существования // Философия и культура. 2018. № 6 (109). С. 39–47. ISSN 2454-0757. DOI 10.7256/2454-0757.2018.6.26130. [Электронный ресурс] URL: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=26130 (РИНЦ, ERIH PLUS).
  14. Кормин Н.А. Эстетическая эгология // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2018. Т. 11. № 3. С. 137–149. ISSN 2072-0726. DOI 10.21146/2072-0726-2018-11-3-137-149 (РИНЦ, Web of Science, RSCI, ERIH PLUS).
  15. Аронсон О.В. Микеланджело Антониони: переизобретение кадра // Международ. журнал исследований культуры / International Journal of Cultural Research. 2018. № 2 (31). С. 216–227. ISSN 2079-1100. DOI 10.24411/2079-1100-2018-00039 (РИНЦ, RSCI).
  16. Липов А.Н. Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа и проблемы американского музыкального авангарда ХХ века // Обсерватория культуры. 2017. № 14 (6). C. 702–709. ISSN 2588-0047. DOI 10.25281/2072-3156-2017-14-6-702-709 (РИНЦ, RSCI) (не вошло в отчет 2017 г.).
  17. Липов А.Н. О «несоизмеримых сущностях» в философии пифагорейцев. К философским основаниям иррациональных пропорций в науке и культуре // Филос. мысль. 2018. № 11. С. 93–110. ISSN 2409-8728. DOI 10.25136/2409-8728.2018.11.26855 (РИНЦ, ERIH PLUS).
  18. Маслова В.А. Культурный капитал и рынок особенных благ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 6/2. С. 109–117. ISSN 2075-9908. DOI 10.17748/2075-9908-2018-10-6/2-109-117 (ВАК, РИНЦ).
  19. Шаропова Н.Р. Репрезентация, экземплификация, vestigium: проблема присутствия в теории образа // Культура и искусство. 2018. № 5. С. 59–68. ISSN 2454-0625. DOI 10.7256/2454-0625.2018.5.26232. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pki/article_26232.html (РИНЦ, ERIH PLUS).
  20. Московская А.С. Понятие банальности зла Ханны Арендт в пространстве современного искусства // Филология: науч. исследования. 2017. № 4. С. 99–105. ISSN 2454-0749. DOI 10.7256/2454-0749.2017.4.21336. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21336 (РИНЦ, ERIH PLUS) (не вошло в отчет 2017 г.).
  21. Московская А.С. Антропологическая тематика в технологическом искусстве // Филос. школа. 2018. № 4. С. 59–63. ISSN 2541-7673. DOI 10.24411/2541-7673-2018-10415 (РИНЦ).
  22. Володина А.В. Живопись «арефьевского круга»: делёзианский подход к исследованию искусства // Культура и искусство. 2017. № 5. С. 94–104. ISSN 2454-0625. DOI 10.7256/2454-0625.2017.5.19539. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pki/article_19539.html (РИНЦ, ERIH PLUS) (не вошло в отчет 2017 г.).
  23. Володина А.В. Рец. на кн.: Аронсон О.В. Силы ложного: опыты неполитической демократии. М.: Фаланстер, 2017 // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 389–399. ISSN 1728-1938. DOI 10.17323/1728-192X-2018-3-389-399 (РИНЦ, Web of Science, Scopus, RSCI).
  24. Володина А.В. Эстетика Жиля Делёза: к имманентистской философии искусства // Философия и культура. 2018. № 3. С. 49–63. ISSN 2454-0757. DOI 10.7256/2454-0757.2018.3.24571. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pfk/article_24571.html (РИНЦ, ERIH PLUS).
  25. Ларионов Д.В. Интерпретация жеста в повести Евгения Харитонова «Духовка» // Культура и искусство. 2018. № 7. С. 51–59. ISSN 2454-0625. DOI 10.7256/2454-0625.2018.7.23866. [Электронный ресурс] URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23866 (РИНЦ, ERIH PLUS).

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЧИХ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ
  • Публикации в журналах
  1. Петровская Е.В. Демон и демос. Политическое в искусстве Д.А. Пригова // Искусствознание. 2018. № 1. С. 124–137. ISSN 2073-316Х (ВАК, РИНЦ, научная статья).
  2. Петровская Е.В., Аронсон О.В. Ленин, ГУЛАГ, постмодернизм: обзор современной философии в России (интервьюеры: Х. Адзума, Й. Уеда) (на япон. яз.) // Genron Triannual. May 2018. № 8. P. 229–246. ISBN 978-4-907188-25-2 (интервью).
  3. Долгов К.М. Мои встречи и беседы c Войцехом Ярузельским // Концепт: философия, религия, культура. 2018. № 1 (5). С. 172–176. ISSN 2541-8831 (РИНЦ, научная статья).
  4. Долгов К.М. Алексей Владимирович Баталов: актер, режиссер, мыслитель // Концепт: философия, религия, культура. 2018. № 3 (7). С. 178–185. ISSN 2541-8831 (РИНЦ, научная статья).
  5. Маньковская Н.Б. Философия искусства Мориса Метерлинка // Вестн. ВГИК. 2018. № 1 (35). С. 76–89. ISSN 2074-0832 (РИНЦ, научная статья).
  6. Кормин Н.А. Эстетика и интеллектуальный строй квантовой физики // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 6. С. 74–85. ISSN 0869-8120 (РИНЦ, научная статья).
  7. Аронсон О.В. Ленин и клинамен // Синий диван. 2017. № 22. C. 113–126. ISBN 978-5-64607-183-3 (научная статья) (не вошло в отчет 2017 г.).
  8. Аронсон О.В. Сталинский кинематограф и искусство соцреализма // Gendai shisō (Revue de la pensée d’aujourd’hui). 2017. № 10. Vol. 45–19. P. 158–168. ISBN 978-4-7917-1353-0 (на япон. яз.; научная статья) (не вошло в отчет 2017 г.).
  9. Аронсон О.В. (Aronson O.). Der rohe Kommunismus oder die Ethik des Müßiggangs // Wiener Slawistischer Almanach. 2017. Sonderband 91. S. 135–150. ISSN 0256-5234 (на нем. яз.; научная статья) (не вошло в отчет 2017 г.).
  10. Аронсон О.В. Шедевры без свойств // Диалог искусств. Журнал Московского музея современного искусства. 2018. № 4. С. 27–31. ISSN 1812-304-X (научная статья).
  11. Аронсон О.В. Товарищество земли (логика стихий Осипа Мандельштама) // Гендерные исследования. 2018. № 23 (1/2018). С. 60–81. ISSN 1682-3265 (перепечатка главы из кн. «Силы ложного. Опыты неполитической демократии» (М., 2017)).
  12. Володина А.В. Делёзовский взгляд: искусство как нарушение привычных механизмов восприятия и устойчивости воспринимающего субъекта // Гендерные исследования. 2018. № 23 (1/2018). С. 193–201. ISSN 1682-3265 (научная статья).

 

  • Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборниках докладов конференций
  1. Петровская Е. Exploring the Photographic Sign // Object Lessons: Zofia Rydet’s Sociological Record / Ed. by K. Pijarski.Warsaw, 2017. P. 283–301. (ISBN 978-83-64177-37-8, тираж не указан) (не вошло в отчет 2017 г.).
  2. Петровская Е.В. Ужин каннибалов, или О статусе визуального в литературе Владимира Сорокина // «Это просто буквы на бумаге…». Владимир Сорокин: после литературы / Ред.-сост.: Е. Добренко, И. Калинин, М. Липовецкий. М., 2018. С. 435–451. (ISBN 978-5-4448-0755-2, тираж 1000 экз.).
  3. Петровская Е.В. (Petrovsky H.). La photographie: gravitation du demos / Trad. N. Chtchetkina-Rocher et A. Rocher // Dialogue franco-russe en philosophie. Autour de l’œuvre de François Laruelle et de sa réception en Russie / Sous la dir. de M. Dennes et L. Gogotishvili. Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine, 2018. P. 179–189. (ISBN 978-2-85892-474-5, тираж не указан).
  4. Долгов К.М. Русская культура в истории России: обретения и утраты, утраты и обретения // Утраты и обретения: 1917–2017. Устремленность в будущее: Cб. избр. материалов XVIII–ХХ Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии / Комиссия религиозного образования и катехизации Калужской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата / Отв. ред. и сост. Т.В. Анохина. Калуга, 2018. С. 254–278. (ISBN 978-5-91173-561-6, тираж 1500 экз.).
  5. Долгов К.М. Европейский эгалитарно-либеральный прогресс и его критика К.Н. Леонтьевым // Утраты и обретения: 1917–2017. Устремленность в будущее: Cб. избр. материалов XVIII–ХХ Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии / Комиссия религиозного образования и катехизации Калужской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата / Отв. ред. и сост. Т.В. Анохина. Калуга, 2018. С. 376–380. (ISBN 978-5-91173-561-6, тираж 1500 экз.).
  6. Аронсон О.В. От фотогении бедности к киногении денег // Кино/Капитал: Сб. докладов VI Международ. науч. конф. Центра исследований экономической культуры СПбГУ / Сост. А. Артамонов, А. Погребняк. СПб., 2018. С. 29–52. (ISBN 978-5-905669-36-1, тираж 1000 экз.).
  7. Аронсон О.В. (Aronson O.). L’affect à travers les coordonnées de la non-philosophie / Trad. N. Chtchetkina-Rocher et A. Rocher // Dialogue franco-russe en philosophie. Autour de l’œuvre de François Laruelle et de sa réception en Russie / Sous la dir. de M. Dennes et L. Gogotishvili. Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine, 2018. P. 179–189. (ISBN 978-2-85892-474-5, тираж не указан).
  8. Московская А.С. (в соавт. с Е.М. Шкомовой). Этико-антропологические проблемы технобиологического искусства // Проблемы этики: Философско-этический альманах. Выпуск VII. М., 2018. С. 52–56. (ISSN 2411–6513, тираж 500 экз.).
  9. Володина А.В. Переживая общее: о специфике китча в современной культуре // Наивное искусство и китч. Основные проблемы и особенности восприятия: Сб. ст. / Отв. ред. Н.А. Мусянкова. СПб., 2018. С. 230–246. (ISBN 978-5-907115-00-2, тираж не указан).

 

  • Энциклопедические статьи
  1. Бычков В.В. (в соавт. с О.В. Бычковым). Эстетика // Новая российская энциклопедия. Т. 19/1. М.: Энциклопедия, 2017. С. 112–123. (ISBN 978-5-94802-103-4, тираж не указан) (не вошло в отчет 2017 г.).
  2. Бычков В.В. Эстетическое // Новая российская энциклопедия. Т. 19/1. М.: Энциклопедия, 2017. С. 124–125. (ISBN 978-5-94802-103-4, тираж не указан) (не вошло в отчет 2017 г.).

 

  • Научно-популярные статьи
  1. Бычков В.В, Маньковская Н.Б. Страницы истории // Официальный сайт Института философии РАН. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/page19848941.htm
  2. Долгов К.М. Расцвет или закат мировой гегемонии США // Международ. жизнь. 2018. № 5. С. 36–47. (ISSN 0130-9625, тираж 4200 экз.).
  3. Долгов К.М. Глас народа – глас Божий // Покров. 2018. № 1. С. 36–39. (ISSN 2079-3227, тираж 8000 экз.).
  4. Долгов К.М. Святая наука // Покров. 2018. № 2. С. 22–24. (ISSN 2079-3227, тираж 8000 экз.).
  5. Долгов К.М. Русская идея: любовь, уходящая в вечность // Покров. 2018. № 4. С. 20–24. (ISSN 2079-3227, тираж 8000 экз.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР.

 

За отчетный период были достигнуты серьезные результаты в разработке несемиотической теории изображения и, шире, теории культурных артефактов современного мира. Поскольку современные технологические общества отмечены небывалым динамизмом, средствами их анализа должны были такие теоретические инструменты, которые позволяют ухватить и передать саму эту динамику. Это возможно на путях критического пересмотра семиотических – статических – концепций знака, а также при использовании самого искусства в качестве инструмента философского анализа. На материале фотографии, кино, общественных движений и современного искусства показано, что способом осмысления материи современного мира становятся понятия, которые теряют свои метафизические притязания. Такие понятия принадлежат самой материи происходящих изменений, а не являются надстройкой над ней.

 

В связи с этим особенно ценным представляется углубленный анализ подхода Ж. Делёза к эстетической проблематике и к концептуализации чувственного опыта. Выдвинута гипотеза о том, что понятие ощущения как индикатора внешнего (по Делёзу – события, встречи) является ключевым для анализа и развития теоретических разработок Делёза в вопросах эстетики и онтологии. Именно так понимаемое ощущение позволяет мыслить мир вне антропоморфной перспективы, чему и учит нас современная техника. Другими ценными подспорьями в этом отношении оказываются теория фотогении Жана Эпштейна, феноменологический анализ иконы, предпринятый византологом М.-Ж. Мондзен, а также физикалистское понимание образа как отпечатка внешнего тела на нашем теле, что, несомненно, восходит к материалистической философии Б. Спинозы. Во всех этих подходах акцентируется момент соотносительности, то есть образ понимается не как изображение, но как совокупность меняющихся отношений.

 

Один из постоянных и пристальных объектов исследования – это чувственность масс. Такая новая чувственность проявляет себя в кинематографе, в современном искусстве, но также в политике и экономике современного глобального общества. Было показано, что помимо привычного нам индивидуального измерения восприятия кино, даже в его авторских проявлениях, имеет дело с особой семиотикой коллективной чувственности, первичные элементы которой и были проанализированы (кадр, монтаж, длинный план). Также была проделана работа по осмыслению деиндивидуализирующих тенденций в современном искусстве, приводящих к пересмотру базовых эстетических категорий, иному пониманию публики и художественной экспертизы и указывающих на более тесную связь современной эстетики с процессами в глобальной экономике.

 

Углубленный анализ малоизученных аспектов классической и современной эстетики показал, что трансформации в эстетике XX–XXI вв. базируются на фундаменте таких ключевых понятий, как эстетическое, символическое, экзистенциальное. Их модификации в русском символизме привели к выделению в нем трех творческих периодов: теза, антитеза, синтез – и раскрытию двух этапов творчества – восхождение и нисхождение при создании символов искусства; во французском символизме – к концепции художественного творчества как процесса символизации, пониманию символа как выразителя невыражаемого, идеям соответствий духовного и предметного миров, суггестивного внушения. Символические аспекты художественного творчества прослежены на материале анализа трансформаций вербальных и визуальных экзистенциалистских портретов в различных видах и жанрах искусства XX–XXI вв. Раскрыты художественно-эстетические аспекты западного и отечественного постмодернизма. Выявлены специфика эстетического пространства философии всеединства и феноменологии, принципы соотношения эстетического и научного знания, эстетической эгологии.