Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Научные результаты

Научные результаты

Отчет о научной работе сектора эстетики за 2023 год

1. ТЕМА НИР: «ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объект исследования – трансформация предмета эстетики в условиях современного мира; связь между эстетикой и этикой; экологическая теория восприятия; соотношение эстетики и метафизики, эстетики и герменевтики; творчество теоретиков и практиков немецкого и французского романтизма; философско-эстетические воззрения И. Канта.

Актуальность и новизна проделанной работы связаны, во-первых, с разработкой проблемы коллективной чувственности на обширном историческом и современном материале; во-вторых, с выявлением философско-эстетических идей романтиков, оказавших значительное влияние на эстетику и искусство XX–XXI веков; в-третьих, с современным прочтением наследия И. Канта.

Цели и задачи: разработка понятий общности, образа, коммуникации, свободы, солидарности; реконструкция эстетики представителей романтизма раннего и позднего периодов на основе их теорий и художественной практики; анализ эстетического значения кантовского трансцендентализма.

Методология исследования включает философско-эстетический анализ, искусствоведение, компаративистику, феноменологический и имманентистский подходы, междисциплинарный метод.

Практическая применимость результатов исследования обусловлена возможностью их использования в научном и образовательном процессах, а также при подготовке профессиональной экспертизы разных уровней и формулировании основ современной культурой политики.

Важнейшие результаты исследований: продолжена разработка внелингвистической теории знака, ориентированной на действие внешних материальных сил (Petrovsky H. Action and Relation: Toward a New Theory of the Image // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2023. Vol. 81. No. 2. P. 250–259; Аронсон О.В. Рассказ – кино – рассказ’ (Ромер и Эсташ) // Кинема. 2023. № 4/5. C. 10–29); реконструированы лекции Ж.-Л. Нанси, посвященные кантовской эстетике (Нанси Ж.-Л. Лекции о Канте (по конспектам Елены Петровской). М.: Common Place, 2023); проанализированы центральные эстетические установки и проблемы у представителей немецкого и французского романтизма (Бычков В.В. Путь к эстетике романтизма: Жан Поль // Вопр. философии. 2023. № 5. С. 86–96; Бычков В.В. «Фантазии» об искусстве Вакенродера как манифест эстетики романтизма // Философия и культура. 2023. № 8. С. 111–126; Маньковская Н.Б. Человек действия французского романтизма. Эстетические взгляды Виктора Гюго и их воплощение в поэзии и драматургии // Культура и искусство. 2023. № 8. С. 50–73; Маньковская Н.Б. Исповедь белого дрозда. Эстетические взгляды Альфреда де Мюссе и его поэтика // Худож. культура. 2023. № 2. С. 10–57); проведено исследование эстетики как способа самопостроения метафизики (Кормин Н.А. Эстетика и метафизика: коллизии современности // Вопр. философии. 2023. № 8. С. 70–73; Кормин Н.А. И. Кант: эстетика и метафизика как наука // Философия и культура. 2023. № 10. С. 1–53).

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА О НИР

  1. Эстетика общности в современных культурных процессах

(Петровская Е.В., Аронсон О.В., Володина А.В., Крутова (Московская) А.С., Шаропова Н.Р.)

Объект исследования – радикальное изменение предметного поля эстетики под воздействием процессов, происходящих в обществах с развитой технологической инфрастуктурой; обнаружение внутренних связей между эстетикой и этикой; новые параметры субъекта восприятия, связанные с понятиями среды, внутрисредового опыта и социальных отношений.

Актуальность исследования определяется первостепенным вниманием к такому измерению чувственности, которое проявляет ее неантропоморфный, а именно внешний, характер. Подобная трактовка чувственного опыта выходит за привычные концептуальные рамки: акцент переносится на восприимчивость как то, что относится к материальному миру во всей полноте существующих в нем связей и взаимодействий.

В цели и задачи исследования входит дальнейшая разработка понятий общности, образа, коммуникации, свободы и солидарности на материале истории философии, а также современных социально-политических и культурных процессов.

Методология исследования охватывает философско-эстетический анализ, искусствоведение, компаративистику, феноменологический и имманентистский подходы, психоаналитическую теорию, междисциплинарный метод.

Практическая применимость проведенных исследований связана с их возможным использованием как в дальнейшей научной работе по данному кругу проблем, так и в лекционных курсах по современной эстетике, теории и философии искусства; их результаты также могут быть использованы для подготовки профессиональной экспертизы, прежде всего касающейся экспозиционной деятельности с точки зрения ее инклюзивности.

Важнейшим результатом исследования является совместный вклад его участников в построение теории, ориентированной на фиксацию действия материальных сил и определение их роли в формировании неантропоморфного измерения коллективной чувственности.

По рукописным записям конспектов реконструированы лекции о Канте, читавшиеся в Страсбургском университете выдающимся французским философом Жан-Люком Нанси в 1995–1996 учебном году. Наряду с решением очевидной образовательной задачи в этом курсе осуществляется оригинальная попытка представить критическую философию Канта в качестве единого целого, где каждая из трех «Критик» выполняет определенную функцию. Мы имеем дело с по-настоящему современным прочтением кантовской философии: все основные мотивы немецкого философа смещены в сторону проблем, которые станут ключевыми уже в ХХ веке. В частности, такова проблема необеспеченности разума, пронизывающая размышления вокруг трех «Критик». Она появляется у Канта как эффект исчезновения Бога в качестве принципа объяснения природы и морали, в результате чего обоснование суждения и действия выдвигается на первый план. Нанси, по сути, рассуждает об особом беспокойстве разума, которое охватывает нас в тот момент, когда мы больше не можем положиться на нечто очевидное и вынуждены воссоздавать Бога из собственных человеческих способностей, оказываясь тем самым частью техники природы. Сложность мыслить природу как технику состоит, однако, в том, что место Бога опустело и отныне разум становится источником единства – как самой природы, так и создаваемой Кантом философской системы. Нанси показывает, какова в этой системе познания роль свободы, выступающей принципом творения, а также реализованного в эстетическом суждении «искусства ума» (Witz), или человеческой способности к изобретению (Нанси Ж.-Л. Лекции о Канте (по конспектам Елены Петровской). М.: Common Place, 2023).

Продолжена целенаправленная разработка динамической теории знака. Показано, что образ в его современном понимании не совпадает с понятием изображения (репрезентации) и что он должен мыслиться как набор меняющихся отношений. Такой подход связан с переопределением предмета эстетики в качестве дисциплины, возникшей в Новое время, а также с приоритетным вниманием к философии действия в ее различных формах. Новое понимание образа опирается на способы записи изменения, известные из истории философии (Б. Спиноза, Ж. Делёз, Ч.С. Пирс); их свежая трактовка продиктована достижениями современного акционистского искусства (Petrovsky H. Action and Relation: Toward a New Theory of the Image // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2023. Vol. 81. No. 2. P. 250–259).

Проведена работа, посвященная эстетике кинематографа и переосмыслению понятия свободы в терминах кантовской проблематики sensus communis. Показано, как меняется функция повествования под давлением кинематографической образности. Современные повествования, связанные с романной традицией XIX века и возникновением читающей публики, не только становятся одним из аттрактивных элементов кинематографа, но и реанимируют важную фигуру, которая была утрачена литературой и заменена функцией автора, а именно – фигуру рассказчика. Опираясь на эссе Вальтера Беньямина «Рассказчик», можно уловить важное различие между повествовательной составляющей рассказа и коммуникативной, отсылающей к анонимному рассказчику, сохраняющему в устной традиции архаическую мудрость. На примере практики французских режиссеров Эрика Ромера и Жана Эсташа продемонстрировано, как современные технологии производства образов возвращают функцию анонимного рассказчика, вытесненную в культуре фигурой автора (Аронсон О.В. Рассказ – кино – рассказ’ (Ромер и Эсташ) // Кинема. 2023. № 4/5. C. 10–29).

В горизонте кантовского понимания sensus communis ненасилие рассмотрено как исторический феномен, утративший актуальность в форме политического действия. Причиной этого стала невозможность в полной мере отделить насилие от ненасилия, а также неизбежность жертв и страданий, приводящих практику ненасилия к требуемому политическому результату. Инструмент политической власти в современном мире, по отношению к которому ненасильственный протест бессилен, – пытки. Повсеместная практика легализации (или оправдания) пыток под видом борьбы за безопасность государства фактически лишает ненасильственный протест солидарности, в основании которой и лежит минимальный опыт свободы, разделяемой с другими. Такая свобода предстает не как ценность, а как культурная функция «бессилия», принципиально не находимая в мире природы (Аронсон О.В. Ненасилие и бессилие (формализуя ощущение зла) // Новое лит. обозрение. 2023. № 184 (6). С. 91–101).

В продолжение ведущегося исследования материальности и воплощенности эстетического опыта и ощущения рассмотрена социально-практическая проблематика, связанная с внутрисредовым опытом. Статья, написанная А.В. Володиной в соавторстве с Д.Ф. Тестовым, посвящена исследованию социального измерения аффордансов. Связь между социальными аффордансами и нормативностью восприятия анализируется через обращение к концепции воплощенного познания, экологической теории восприятия, экспериментальному дизайну, теории информации, «размещенной» (situated) эстетике и эстетике инвалидности (disability). Центральный вопрос исследования о том, как возможно восприятие ненормативных аффордансов, подводит к следующему заключению: основой такого восприятия может быть ненормативный телесный опыт (или его возможность), носителями которого, в частности, являются люди с опытом инвалидности. Предполагается, что условием восприятия ненормативных аффордансов среды является эмпатия в отношении другого, располагающего отличающимися «аффордансами», и этот эмпатический доступ схватывается понятием «третьего опыта», предложенным авторами. Очерчиваемое рядом примеров из эстетики инвалидности понятие «третьего опыта» выступает своеобразным руководством, позволяющим замечать и проектировать среды, в которых могли бы воплощаться различия без риска соскользнуть в гомогенность, с одной стороны, или в недифференцированное разнообразие – с другой (Володина А.В. (в соавт. с Тестовым Д.Ф.). К теории среды: социальные измерения аффордансов // Полилог/Polylogos. 2023. Т. 7. № 4. [Электронный ресурс] URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110029262-0-1/).

Понятие «третьего опыта» также развернуто в рамках исследования вспомогательных технологий и практик (то есть средств, разработанных для поддержки людей с инвалидностью или особенностями здоровья) как неотъемлемой составляющей многих проектов в области современных визуальных искусств (выставок, арт-сред и перформансов). Показано, что вспомогательные технологии могут служить «точками входа» для разных способов восприятия, свойственных носителям или неносителям опыта инвалидности. Тем самым с помощью вспомогательных технологий создается новое для всех аудиторий пространство, где может состояться встреча с другим без презумпции полного взаимопонимания. Такие пространства и ситуации могут выполнять критическую функцию и сопротивляться идее «принудительной здоровости» (Володина А.В. Выразительность вспомогательных технологий в художественных практиках // Междунар. журн. исслед. культуры. 2023. № 3 (52). С. 78–92).

Н.Р. Шаропова продолжает публиковать предварительные результаты своего обширного диссертационного исследования. В последней из опубликованных статей представлена попытка геометрического выражения изобразительной глубины как одной из версий специфического опыта дистанции, связанного с образом. При этом сохраняется важное для данного понятия измерение недоступности и гетерогенности, то есть опыт глубины не редуцируется до зрительных данных или буквальной геометрии плоского изображения. Продемонстрировано, как, геометрически сконструировав объект, можно интуитивно извлекать из этого построения неочевидные свойства, которые не были бы доступны при непосредственном анализе опыта или иными способами невооруженной рефлексии. Кроме того, представлен небольшой, но емкий обзор существующих исследований, связывающих визуальный материал и математику (Шаропова Н.Р. Геометрия невыразимого: опыт одного построения // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 4. С. 158–179).

 

    1. Историко-эстетические основы художественной практики

(Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Кормин Н.А.)

Продолжено глубокое и систематическое исследование истории эстетической мысли на материале эстетики немецкого и французского романтизма, а также философского и эстетического учения И. Канта. Показано, в частности, что немецкий мыслитель Жан Поль (Рихтер) заложил определенный фундамент эстетики немецкого романтизма путем анализа основных принципов поэзии, понимаемой как художественное слово вообще. Отталкиваясь от «Поэтики» Аристотеля, он утверждает, что поэзия – это прекрасное (равно «духовное») подражание природе, как внешней (чувственно воспринимаемой), так и внутренней (духовно осознаваемой). В результате это «подражание», по существу, предстает преображением действительности. Значимую роль поэтому в создании поэтического произведения играют воображение и фантазия, или «образная сила». Немецкий предромантик сравнивает две поэтические эпохи: древнегреческую, для которой характерны пластичность, красота (идеал), светлый покой и нравственная грация, и современную (романтическую), суть которой проявляется в христианском характере, возвышенном, красоте бесконечного, в чудесном, волшебном, призрачном мире духов, явленных душе воспринимающего субъекта путем особой организации художественного текста (Бычков В.В. Путь к эстетике романтизма: Жан Поль // Вопр. философии. 2023. № 5. С. 86–96).

Анализ трудов одного из ранних романтиков Вакенродера выявил его метафизико-религиозную ориентацию. Искусство он видел теснейшим образом связанным с религией, ибо и то и другое помогает человеку восходить от земной суеты к небесной сфере. Вакенродер выявил два символических языка, с помощью которых человек постигает небесные предметы: язык природы и язык искусства. Творчество основывается на вдохновении, которое является божественным даром. В своем искусстве художник должен опираться на природу, давая ее в преображенном виде. Процесс творчества начинается во внутреннем мире художника, когда он полностью выстраивает в нем будущую картину. Созерцание произведения искусства, согласно Вакенродеру, подобно молитве, поэтому восприятие искусства требует особой подготовки. Реципиент перед общением с искусством должен возбудить в себе способность к восприятию прекрасного и возвышенного. Постижение подлинного произведения искусства неисчерпаемо – его многократное созерцание открывает нашей душе каждый раз что-то новое (Бычков В.В. «Фантазии» об искусстве Вакенродера как манифест эстетики романтизма // Философия и культура. 2023. № 8. С. 111–126).

Немалое внимание уделено взглядам крупнейшего немецкого романтика Э.Т.А. Гофмана, который был убежден, что искусство имеет анагогический характер – возводит человека от обыденной жизни к божественной сфере, чем облагораживает и саму повседневную жизнь. Искусство удаляет художника от мира, являя миру его пророческий дар, который нередко воспринимается как «поэтическое безумие». Фантастическое в искусстве не противоречит художественной правде, как и ужасное и страшное. Элементы ужасного придают художественному произведению философскую значительность и доставляют удовольствие реципиенту. Гофман убежден в бытийственном статусе искусства – оно должно «не означать что-либо, но быть». Художественное творчество полностью вершится во внутреннем мире мастера, в его стремлении к идеалу. При этом Гофман допускает определенную недосказанность в конкретном произведении, что ориентировано на дополнительную эстетическую работу субъекта восприятия, который должен быть внутренне подготовлен к общению с искусством. Немало внимания Гофман уделил иронии как одному из свойств романтического искусства (Бычков В.В. Эстетические воззрения Э.Т.А. Гофмана // Философия и культура. 2023. № 2. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39345).

Анализ софиологии русского мыслителя первой трети ХХ века о. Сергия Булгакова показал, что София, Премудрость Божия, предстает в его философии удивительным и фактически трудноописуемым вербально посредником, явлением, энергетическим и духовным средоточием Бога при откровении Его миру, при контакте с миром и при действии Его в мире: все в Софии и через Софию. София – божественное креативное начало в мире, освящающее и являющее красоту его. София – эстетический посредник между Богом и миром. Софийность мира является в его красоте как внутреннем законе мира, и искусство стремится выразить и закрепить софийность=красоту бытия в своих творениях (Bychkov V. Aesthetic Aspects of Sergei Bulgakov’s Sophiology // Cithara. 2023. Vol. 63. No. 1. P. 39–62).

При анализе основных линий в развитии французского романтизма выявлена фундаментальная философско-эстетическая проблематика в эстетике одного из его лидеров – Виктора Гюго. Прослежена эволюция его эстетических воззрений – от приверженности эстетике классицизма и роялистским взглядам до сложившейся теории и художественной практики романтизма, окрашенных демократическим пафосом. Выявлено ядро эстетики Гюго – оригинальная концепция гротеска, нашедшая убедительное воплощение в его поэзии, драматургии, исторических романах. Рассмотрены такие магистральные темы, как соотношение трагического и комического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, содержания и формы, свободы и упорядоченности, исторической правды и вымысла в искусстве – романтической символизации в контексте становления концепции художественной сущности романтизма у Гюго. Проанализированы особенности его художественно-эстетической концепции, связанные с национальной спецификой искусства, местным колоритом, проблематикой художественного вкуса, вдохновения, воображения, эстетического наслаждения, художественного стиля, гения, таланта. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что вся обозначенная тематика составляет основу суждений Гюго о характере романтической драмы как вершины поэзии XIX века и ее отличий от классицистической трагедии (Маньковская Н.Б. Человек действия французского романтизма. Эстетические взгляды Виктора Гюго и их воплощение в поэзии и драматургии // Культура и искусство. 2023. № 8. С. 50–73).

При реконструкции эстетики Альфреда де Мюссе, мыслителя и художника позднего романтизма, подвергшего пересмотру эстетические взгляды ранних романтиков, а также их современных продолжателей и внесшего тем самым существенный вклад в саморефлексию французского романтизма, показано, что он видел перспективы развития романтизма в обращении не к средневековой, а к национальной французской классицистической традиции с ее ясностью стиля, чистотой языка, обогащенными при этом чувствительностью и меланхоличностью, присущими романтическому настрою. В отличие от своих романтических предшественников, Мюссе отдавал предпочтение трагедии перед драмой, размышлял о правилах построения классических и современных трагедий, ратовал за возрождение принципов аристотелевской «Поэтики» и реформирование на этой основе французского театра. В центре его эстетических интересов – проблемы прекрасного, возвышенного, трагического, комического, художественного творчества, вдохновения, вкуса, соотношения искусства и жизни. Прослежена эволюция поэтики Мюссе в его драматургии, прозе, поэзии (Маньковская Н.Б. Исповедь белого дрозда. Эстетические взгляды Альфреда де Мюссе и его поэтика // Худож. культура. 2023. № 2. С. 10–57).

Раскрыта специфика вербального и визуального выражения экзистенциалистской проблематики в современном искусстве на материале отечественной и зарубежной литературы, кино, театра, арт-практик, Интернет-искусства. Показаны трансформации экзистенциалистских концепций человека в нашем веке по сравнению с предыдущим столетием в соответствующих их философско-эстетической наполненности художественных формах: от мифа, символа, художественного образа в модернизме к постмодернистским симулякрам и далее – к неомифологемам, перформативным абрисам арт-практик, виртуальным аватарам. Сделан вывод о том, что сегодня пессимистическая суть экзистенциалистского видения человека усугубилась апокалиптическими настроениями (Маньковская Н.Б. Экзистенциалистские концепции человека в искусстве XX – начала XXI века // Экзистенциализм и его репрезентация в литературе и кино. М.: ВГИК, 2023. С. 63–81).

Продолжен углубленный анализ условий возможности эстетического у Канта. Обращение к наследию немецкого мыслителя с позиций сегодняшнего дня позволяет прийти к следующему заключению: эстетика входит в метафизическую панораму тогда, когда кантовский трансцендентализм использует художественный прием персонификации при обсуждении вопроса о мировом понятии философии. Будучи результатом метафизического выбора, эстетика всегда является структурацией так называемого метафизического апостериори (Кормин Н.А. Эстетика и метафизика: коллизии современности // Вопр. философии. 2023. № 8. С. 70–73). Проанализированы новые ступени движения к мировому понятию философии, на которых явно или неявно реализуется эстетическое значение базовых структур трансцендентализма: искусство схематизма как мирового понятия эпистемологии; мировое понятие искусства как орган понимания художественных произведений. Воспроизводится трансцендентальный язык, в котором обнаруживается движение эстетической мысли в средоточие мирового понятия философии, где происходит перенос созерцания смысла во всеобщность понятия, в контуры метафизики (Кормин Н.А. И. Кант: эстетика и мировое понятие философии // Философия и культура. 2023. № 9. С. 15–105).

Основными выводами проведенного исследования являются положения об эстетике как метафизике произведения, творящего бесконечность, а также выражающего «музыкальное тождество всего сущего» в эстетической грани мирового понятия философии. Эстетика изначально погружается в ткань метафизического размышления, которое в некоторых культурных традициях описывается как творческое начало. И для эстетики важен вопрос, какова структура этого начала, каков способ выделки его мыслительной ткани (Кормин Н.А. И. Кант: эстетика и метафизика как наука // Философия и культура. 2023. № 10. С. 1–53).

 

    1. Эстетическая мысль: социально-политические аспекты

(Долгов К.М.)

В серии статей рассмотрены различные аспекты международной социально-политической ситуации, оказывающей существенное влияние на культурный ландшафт и возникающие в нем просветительские практики и тенденции в образовательных системах. Показаны преимущества и достижения отечественных научных и образовательных традиций, в первую очередь в свете советского опыта (Долгов К.М. Образование, наука, культура и будущее России // Эконом. стратегии. 2023. Т. 25. № 2 (188). С. 72–79; Долгов К.М. Образование, наука, культура и будущее России // Наш современник. 2023. № 5. С. 182–186). Подготовлена к печати монография «Православие: размышления о вечном»; готовится к печати книга «Мемуары», продолжающая исследовательский и просветительский проект, посвященный переосмыслению советского культурного наследия.

 

    1. Философский анализ современной авангардной музыки

(Липов А.Н.)

Продолжено рассмотрение современной авангардной музыки, в частности творчества Джона Милтона Кейджа, американского авангардного композитора начала ХХ века, музыкального теоретика, а также пионера в области алеаторики в электроакустической музыке. В серии переводов в отечественный научный контекст вводится широкий спектр теоретических вопросов, связанных с теорией музыки и sound studies и раскрытых на материале творчества Кейджа (Липов А.Н., пер. с англ.: Спронк В. Испытание параметров музыки: Хальберштадтское исполнение ORGAN2/ASLSP Джона Кейджа как экспериментальная система // Studia Culturae. 2022. Вып. 3 (53). С. 81–109; Липов А.Н., пер. с англ.: Вольфганг Э. Как можно медленнее? О машинном (не-)ощущении «звукового настоящего» и о цифровой индифферентности по отношению ко «времени» // Культура и технологии. 2023. Т. 8. Вып. 2. С. 87–100). Музыкальная проблематика исследуется также в исторической и социокультурной перспективе. Так, показано, как нацистская партия использовала музыку для усиления воздействия своих политических мероприятий, а также какое влияние деление искусства на «чистое» и «нечистое» оказало на еврейских музыкантов и композиторов (Липов А.Н., пер. с англ.: Нойшвандер Д. Музыка в Третьем рейхе // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 1. Ч. 2. С. 444–458).

Рассмотрен ряд сюжетов, связанных с культурой авангарда и модернизма на материале произведений Джексона Поллока и Казимира Малевича. Обнаружено, что картины Поллока являются результатом его методичных усилий по применению рациональной ясности, сформулированной Альбером Камю, к своей жизни и своему искусству, которой он достиг в течение короткого «классического» периода 1947–1950 годов, и изложенной самим художником в постулате о единстве его картины и его самого, о гармоничном разрешении ясного интеллекта и страсти, жизни и искусства (Липов А.Н., пер. с англ.: Бердсолл У.Ф. Был ли Джексон Поллок когда-нибудь счастлив? // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2023. № 1. С. 82–97).

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

 

1. Перечень опубликованных книг

  • Монографии и коллективные труды
        1. [Петровская Е.В.] Нанси Ж.-Л. Лекции о Канте (по конспектам Елены Петровской). М.: Common Place, 2023. 224 c. 525 экз. ISBN 978-999999-1-65-0.

 

Жан-Люк Нанси (1940–2021) – один из самых известных современных философов, автор множества книг и собственной версии философской деконструкции. Куда менее известна его деятельность как педагога. В настоящем издании публикуется курс лекций о философии Канта, прочитанный им в 1995–1996 учебном году в Страсбургском университете гуманитарных наук и законспектированный Еленой Петровской. В этом курсе предпринимается попытка представить критическую философию Канта в качестве единого целого, где каждая из трех «Критик» выполняет определенную функцию. Нанси предлагает по-настоящему современное прочтение учения Канта: анализ основных его мотивов сосредоточен на проблемах, которые стали ключевыми уже в ХХ веке. В частности, такова проблема необеспеченности разума, пронизывающая размышления вокруг трех «Критик». Она появляется у Канта как эффект исчезновения Бога в качестве принципа объяснения природы и морали, в результате чего обоснование суждения и действия выдвигается на первый план. Нанси, по сути, рассуждает об особом беспокойстве разума, которое охватывает нас в тот момент, когда мы больше не можем положиться на нечто очевидное и вынуждены воссоздавать Бога из своих человеческих способностей, оказываясь тем самым частью техники природы. Сложность мыслить природу как технику состоит, однако, в том, что место Бога опустело и отныне разум становится источником единства – как самой природы, так и создаваемой Кантом философской системы. Нанси показывает, какова в этой системе познания роль свободы, выступающей принципом творения, а также реализованного в эстетическом суждении «искусства ума» (Witz), или человеческой способности к изобретению. Книга будет интересна как специалистам по истории философии, так и широкому кругу читателей.

 

  1. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. 3-е изд. М.: Ленанд, 2023. 400 с. Тираж не указан. ISBN 978-5-9710-6679-8. (Переиздание)
  2. Долгов К.М. От Никколо Макиавелли до Федерико Феллини: поиск истины и красоты: Итальянские этюды. 2-е изд. М.: Ленанд, 2023. 488 с. Тираж не указан. ISBN 978-5-9710-6963-8. (Переиздание)
  3. Долгов К.М. В поисках Бога и человека: курс лекций. 2-е изд. М.: МГИМО-университет, 2023. 356+3 с. Тираж не указан. ISBN 978-5-9228-2749-2. (Переиздание)
  4. Долгов К.М. К.Н. Леонтьев. Записки и донесения. 2-е изд. М.: МГИМО-университет, 2023. 557+1 с. Тираж не указан. ISBN 978-5-9228-2736-2. (Переиздание)

 

2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания

  • Статьи в журналах
  1. Petrovsky H. Action and Relation: Toward a New Theory of the Image // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2023. Vol. 81. No. 2. P. 250–259. DOI: https://doi.org/10.1093/jaac/kpad010. ISSN 0021-8529 (print), 1540-6245 (online). (Scopus, EBSCO, Philosopher’s Index, ERIH PLUS).
  2. Долгов К.М. Апокалипсис нашего времени: лицо и изнанка западной культуры и цивилизации // Междунар. жизнь. 2023. № 9. С. 14–23. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/news/show/42266. ISSN 0130-9625. (ВАК, РИНЦ).
  3. Долгов К.М. Апокалипсис нашего времени: альтер эго Третьего рейха // Междунар. жизнь. 2023. № 10. С. 24–39. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2889. ISSN 0130-9625. (ВАК, РИНЦ).
  4. Долгов К.М. Апокалипсис нашего времени: слуги дьявола перед судом истории // Междунар. жизнь. 2023. № 11. С. 24–35. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2900. ISSN 0130-9625. (ВАК, РИНЦ).
  5. Бычков В.В. Эстетические воззрения Э.Т.А. Гофмана // Философия и культура. 2023. № 2. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39345. ISSN 2454-0757. (ВАК, РИНЦ).
  6. Бычков В.В. Путь к эстетике романтизма: Жан Поль // Вопр. философии. 2023. № 5. С. 86–96. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-5-86-96. ISSN 0042-8744. (ВАК, Scopus, Web of Science, RSCI, ERIH PLUS).
  7. Бычков В.В. «Фантазии» об искусстве Вакенродера как манифест эстетики романтизма // Философия и культура. 2023. № 8. С. 111–126. DOI: 10.7256/2454-0757.2023.8.43886. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43886. ISSN 2454-0757. (ВАК, РИНЦ).
  8. Bychkov V. Aesthetic Aspects of Sergei Bulgakov’s Sophiology // Cithara. 2023. Vol. 63. No. 1. P. 39–62. ISSN 0009-7527. (Scopus, Web of Science).
  9. Маньковская Н.Б. Исповедь белого дрозда. Эстетические взгляды Альфреда де Мюссе и его поэтика // Худож. культура. 2023. № 2. С. 10–57. DOI: https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-2-10-57. ISSN 2226-0072. (ВАК, РИНЦ, EBSCO).
  10. Маньковская Н.Б. Человек действия французского романтизма. Эстетические взгляды Виктора Гюго и их воплощение в поэзии и драматургии // Культура и искусство. 2023. № 8. С. 50–73. DOI: 10.7256/2454-0625.2023.8.39409. [Электронный ресурс] URL: https://e-notabene.ru/pki/article_39409.html. ISSN 2222-1956. (ВАК, РИНЦ).
  11. Кормин Н.А. Эстетика и метафизика: коллизии современности // Вопр. философии. 2023. № 8. С. 70–73. DOI: 10.21146/0042-of8744-2023-8-70-73. ISSN 0042-8744. (ВАК, Scopus, Web of Science, RSCI, ERIH PLUS).
  12. Кормин Н.А. И. Кант: эстетика и мировое понятие философии // Философия и культура. 2023. № 9. С. 15–105. DOI: 10.7256/2454-0757.2023.9.43689. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43689. ISSN 2454-0757. (ВАК, РИНЦ).
  13. Кормин Н.А. И. Кант: эстетика и метафизика как наука // Философия и культура. 2023. № 10. С. 1–53. DOI: 10.7256/2454-0757.2023.10.43687. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43687. ISSN 2454-0757. (ВАК, РИНЦ).
  14. Аронсон О.В. Ненасилие и бессилие (формализуя ощущение зла) // Новое лит. обозрение. 2023. № 184 (6). С. 91–101. DOI: 10.53953/08696365_2023_184_6_91. ISSN 0869-6365. (ВАК, Web of Science, RSCI, Scopus, РИНЦ).
  15. Липов А.Н., пер. с англ.: Нойшвандер Д. Музыка в Третьем рейхе // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 1. Ч. 2. С. 444–458. DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.1.2-444-458. ISSN 2075-0862 (print), 2658-350X (online). (ВАК, РИНЦ).
  16. Володина А.В. Выразительность вспомогательных технологий в художественных практиках // Междунар. журн. исслед. культуры. 2023. № 3 (52). С. 78–92. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_3_78. ISSN 2079-1100. (ВАК, RSCI, РИНЦ).
  17. Володина А.В. (в соавт. с Тестовым Д.Ф.). К теории среды: социальные измерения аффордансов // Полилог/Polylogos. 2023. Т. 7. № 4. DOI: 10.18254/S258770110029262-0. [Электронный ресурс] URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110029262-0-1/. ISSN 2587-7011. (ВАК, РИНЦ).
  18. Шаропова Н.Р. Геометрия невыразимого: опыт одного построения // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 4. С. 158–179. DOI: 10.21146/2072-0726-2023-16-4-158-179. ISSN 2072-0726. (ВАК, РИНЦ, Scopus, Web of Science).

 

3. Перечень прочих опубликованных работ

  • Статьи в журналах
  1. Долгов К.М. Образование, наука, культура и будущее России // Эконом. стратегии. 2023. Т. 25. № 2 (188). С. 72–79. DOI: 10.33917/es-2.188.2023.72-79. [Электронный ресурс] URL: https://www.inesnet.ru/article/obrazovanie-nauka-kultura-i-budushhee-rossii/. ISSN 1680-094X (print). (РИНЦ).
  2. Аронсон О.В. Рассказ – кино – рассказ’ (Ромер и Эсташ) // Кинема. 2023. № 4/5. C. 10–29. ISSN 2782-537Х.
  3. Аронсон О.В. Bruderschaft & Schwesternschaft im Schach. Beleuchtet anhand der zwei Filme ‘Chess Pride’ & ‘Glory to the Queen’ // Schach. 2023. No. 11. S. 9–15. ISSN 0048-9328.
  4. Липов А.Н., пер. с англ.: Спронк В. Испытание параметров музыки: Хальберштадтское исполнение ORGAN2/ASLSP Джона Кейджа как экспериментальная система // Studia Culturae. 2022. Вып. 3 (53). С. 81–109. DOI: 10.31312/2310-1245-2022-53-81-109. ISSN 2310-1245. (РИНЦ) (не вошло в отчет 2022 г.).
  5. Липов А.Н., пер. с нем.: Рем Р. Контраст и знание. Мотивы супрематических форм Казимира Малевича и наука // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2022. № 1. С. 89–103. ISSN 2658-3437 (печатн.), 2686-7443 (электр.). (РИНЦ) (не вошло в отчет 2022 г.).
  6. Липов А.Н., пер. с англ.: Вольфганг Э. Как можно медленнее? О машинном (не-)ощущении «звукового настоящего» и о цифровой индифферентности по отношению ко «времени» // Культура и технологии. 2023. Т. 8. Вып. 2. С. 87–100. DOI: 10.17586/2587-800X-2023-8-2-87-100.[Электронный ресурс] URL: http://cat.itmo.ru/ru/2023/v8-i2/414. ISSN 2587-800X. (РИНЦ).
  7. Липов А.Н., пер. с англ.: Бердсолл У.Ф. Был ли Джексон Поллок когда-нибудь счастлив? // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2023. № 1. С. 82–97. DOI: 10.24412/2686-7443-2023-1-82-97. [Электронный ресурс] URL: https://ojs.newartstudies.ru/index.php/journal/article/view/286/279. ISSN 2658-3437 (печатн.), 2686-7443 (электр.). (РИНЦ).
  8. Липов А.Н., пер. с англ.: Науккаринен О. Современная эстетика: перспективы на время, пространство и содержание // Studia Culturae. 2023. Вып. 2 (56). С. 164–189. DOI: 10.31312/2310-1245-2023-56-164-189. ISSN 2310-1245. (РИНЦ).
  9. Липов А.Н., пер. с англ.: Петти М.М. Свет, пространство, восприятие: взаимосвязь и дизайн визуальной среды // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2023. Т. 8. № 2. С. 160–172. ISSN 2542-1395. (РИНЦ).
  10. Шаропова Н.Р. Конечность бесконечных дорог: о фотоархиве Зофьи Рыдет и книге Елены Петровской // Vox. Филос. журн. 2023. Вып. 43. DOI: 10.37769/2077-6608-2023-43-5. [Электронный ресурс] URL: https://vox-journal.org/html/issues/744/749.html. ISSN 2077-6608. (РИНЦ).

 

  • Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборниках докладов конференций
  1. Petrovsky H. A Life with No Analogon (Remembering Jean-Luc Nancy) // Thinking With – Jean-Luc Nancy / Ed. by S. Lindberg, A. Magun, M. Tatari. Zurich: Diaphanes, 2023. P. 53–62. ISBN 978-3-0358-0552-9. (Тираж не указан).
  2. Аронсон О.В. Кино против музея // Музей как медиа. Дискуссии в Музее Бориса Ельцина. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2022. C. 14–41. ISBN 978-5-7584-0673-1. (Тираж не указан) (не вошло в отчет 2022 г.).
  3. Маньковская Н.Б. Экзистенциалистские концепции человека в искусстве XX – начала XXI века // Экзистенциализм и его репрезентация в литературе и кино. М.: ВГИК, 2023. С. 63–81. ISBN 978-5-87149-298-7. (Тираж 100 экз.).

 

  • Научно-популярные статьи
  1. Долгов К.М. Разрушили, к счастью, не всё. Ключевая задача российского образования – восстановить свою репутацию // Лит. газета. 18.01.2023. [Электронный ресурс] URL: https://lgz.ru/article/-1-2-6867-18-01-2023/razrushili-k-schastyu-ne-vsye/. ISSN 0233-4305.
  2. Долгов К.М. Образование, наука, культура и будущее России // Наш современник. 2023. № 5. С. 182–186. ISSN 0027-8238.
  3. Долгов К.М. Воспитание и образование человека: поиск истины // Наш современник. 2023. № 9. С. 206–219. [Электронный ресурс] URL: https://xn--sovremennik-9-2023/. ISSN 0027-8238.
  4. Долгов К.М. Невидимый свет и тепло Старца Паисия // Покров. 2023. № 1 (258). C. 44–47. ISSN 2079-3227.
  5. Долгов К.М. Любочестие великого старца Паисия Святогорца // Покров. 2023. № 2 (259). С. 68–70. ISSN 2079-3227.
  6. Долгов К.М. Скромный свет высокой звезды. Руководитель Компартии Эстонии Карл Вайно и писатели республики // Лит. газета. 2023. № 45 (6910). С. 4. ISSN 0233-4305.

 

2. ТЕМА НИР: «ВСЕМИРНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СИСТЕМЫ (ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)»

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА О НИР

2.1. Эстетика и искусство

(Бычков В.В., Маньковская Н.Б.)

 

В статье показано, что возвышенное – это одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и одновременно страха, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания. При этом субъект переживает свою глубинную онтологическую и энергетическую сопричастность или самому «высокому» объекту, свое родство с ним, или трансцендентному архетипу, духовным силам, стоящим за ним; ощущает отсутствие угрозы реальной опасности для себя, то есть свою внутреннюю свободу и духовное равноправие в системе взаимодействия несоизмеримых величин, где он предстает бесконечно малой величиной. Прослежено понимание возвышенного в имплицитной и эксплицитной эстетике, а также в Современности (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Возвышенное // Электронная филос. энциклопедия. 2023. Вып. 20. [Электронный ресурс] URL: https://www.elenph.org/individual?uri=https%3A%2F%2Flitvinovg.pro%2Ftext_structures%23elenphArticle%2F2023_T_20_bychkov_mankovskaya_vosvyshennoe).

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

 

1. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания

1. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Возвышенное // Электронная филос. энциклопедия. 2023. Вып. 20. [Электронный ресурс] URL: https://www.elenph.org/individual?uri=https%3A%2F%2Flitvinovg.pro%2Ftext_structures%23elenphArticle%2F2023_T_20_bychkov_mankovskaya_vosvyshennoe