Отчет о научной работе сектора эстетики за 2024 год1. ТЕМА НИР: «ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2022–2024)»
ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования – трансформация предмета эстетики в современных условиях; взаимосвязь эстетики и этики; экологические аспекты восприятия; соотношение эстетики и метафизики; наследие теоретиков и практиков немецкого и французского романтизма; философско-эстетические воззрения Канта; звук и музыка как эстетический феномен. Актуальность и новизна проделанной работы связаны, во-первых, с разработкой проблемы коллективной чувственности на обширном историко-культурном материале, в том числе на материале современного искусства; во-вторых, с выявлением философско-эстетических идей романтиков, оказавших значительное влияние на эстетику и искусство XX–XXI веков; в-третьих, с современным прочтением наследия Канта. Цели и задачи: разработка понятий общности, образа, ощущения, коммуникации, эстетики равенства, действия; реконструкция эстетики представителей романтизма раннего и позднего периодов на основе их теорий и художественной практики; анализ эстетического измерения кантовской трансцендентальной философии. Методология исследования включает философско-эстетический анализ, искусствоведение, компаративистику, феноменологический и имманентистский подходы, междисциплинарный метод. Практическая применимость результатов исследования обусловлена возможностью их использования в научной, образовательной и просветительской деятельности, включая разработку и реализацию музейно-экспозиционных проектов, а также профессиональную экспертизу разных уровней и сложности. Важнейшие результаты исследований: продолжена разработка внелингвистической теории знака и семиотики сил на обширном культурном материале (Петровская Е.В. От созерцания к действию // Новое лит. обозрение. 2024. № 186 (2). С. 26–36; Петровская Е.В. «Противоритмическое прерывание»: роль цезуры в поэзии Елены Фанайловой // Zbornik Matice srpske za slavistiku / Зборник Матице српске за славистику. 2024. No. 106. P. 241–249); исследована критическая функция современного искусства в его аффективном и экологическом измерении (Аронсон О.В. Эстетика как практика равенства // Новое лит. обозрение. 2024. № 186 (2). С. 11–25; Аронсон О.В. «Я не умею с Б-гом разговаривать» (поэзия как теодицея) // Zbornik Matice srpske za slavistiku / Зборник Матице српске за славистику. 2024. No. 106. P. 231–240; Володина А.В. «Размещенная» эстетика и экологическая проблематика в современном искусстве // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманит. инициатив, 2024. С. 322–338); реконструированы имплицитные и эксплицитные философско-эстетические взгляды представителей немецкого и французского романтизма (Бычков В.В. Сполохи романтической эстетики у Йозефа Гёрреса // Вопр. философии. 2024. № 1. С. 150–159; Бычков В.В. Голубой цветок романтизма: Новалис // Философия и культура. 2024. № 2. С. 29–45; Бычков В.В. Грани романтического сознания: Людвиг Тик // Философия и культура. 2024. № 8. С. 129–161; Маньковская Н.Б. Двуликий Янус раннего французского романтизма: Пьер Симон Балланш как эстетик и литератор // Философия и культура. 2024. № 1. С. 45–63; Маньковская Н.Б. Эстетические искания раннего французского романтизма. Жозеф Жубер // Философия и культура. 2024. № 8. С. 162–181); проведено углубленное исследование проблемы метафизического обоснования эстетики в философии Канта (Кормин Н.А. И. Кант: метафизическое обоснование эстетики // Философия и культура. 2024. № 9. С. 1–65; Кормин Н.А. Понятийное поле философии: метафора мира // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманит. инициатив, 2024. С. 79–103).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА О НИР
(Петровская Е.В., Аронсон О.В., Володина А.В., Крутова (Московская) А.С., Шаропова Н.Р.) Объект исследования – радикальное изменение и расширение предметного поля эстетики в современных обществах; аффективный, этический, экологический аспекты актуальных культурных практик; новые параметры субъекта восприятия и действия, связанные с понятиями коллективной чувственности, внутрисредового опыта, а также новых высокотехнологических средств. Актуальность исследования определяется первостепенным вниманием к внеиндивидуальному, то есть разделяемому («размещенному»), измерению чувственности, ее связи с материальным миром, взятым в его полноте. Подобная исследовательская установка позволяет не только анализировать современные социокультурные формы и режимы эстетического восприятия, но и разрабатывать концептуальный инструментарий, пригодный для смежных областей философского и гуманитарного знания (этика, социальная теория, теория литературы, теория искусства, экологическая теория). В цели и задачи исследования входит разработка понятий общности, образа, ощущения, коммуникации, эстетики равенства, действия на основе анализа современных общественных и социокультурных процессов; выявление и концептуализация актуальных тенденций в подвижном реестре современных форм эстетического опыта. Методология исследования охватывает философско-эстетический анализ, искусствоведение, компаративистику, феноменологический и имманентистский подходы, междисциплинарный метод, теорию психоанализа. Практическая применимость проведенных исследований связана с их возможным использованием как в рамках самой критической теории, так и в лекционных курсах и иных формах образовательной и просветительской деятельности в области эстетики, а также теории и философии искусства. Результаты исследований могут быть использованы в дальнейшей научной и экспертной работе по данному кругу проблем, а также в экспозиционно-музейных проектах. Важнейшим результатом исследования является разработка аналитических инструментов для выявления и описания форм коллективной чувственности, актуализирующихся в современных социокультурных и художественных практиках. Различные способы концептуализации знака, образа и восприятия в работах участников проекта позволяют исследовать данную проблематику с самых разных сторон. В ходе продолжающегося исследования бессубъектного аспекта коллективной чувственности рассмотрены три основных блока вопросов: 1) единство природного и социального; 2) образы действия; 3) особая семиотика сил. Мысль о единстве природного и социального проводится на основе размышлений П.А. Кропоткина о таком материалистическом методе мышления, который позволяет рассматривать «изучение общественных учреждений как один из отделов естественных наук». Материализм предстает вариантом антиметафизической философии, в том числе и в свете новейших его разработок. В качестве образов действия взяты идеи о революции как способе трансформации социальной материи (тот же Кропоткин) и философия поступка М.М. Бахтина. У Бахтина акцент ставится на «единый план» поступка, не позволяющий разделять мир культуры, где действие всегда объективировано, и мир жизни, где оно совершается. Наконец, проблема семиотики сил относится к тем способам фиксации изменений материи, которые находятся в откровенной оппозиции к традиционным лингвистическим моделям знака. В связи с этим особого внимания заслуживают понятия образа у Спинозы и Делёза и знака, как его интерпретирует Ч.С. Пирс (Петровская Е.В. От созерцания к действию // Новое лит. обозрение. 2024. № 186 (2). С. 26–36). Проанализированы различные интерпретации термина «концепт», начиная с работы С.А. Аскольдова «Концепт и слово» (1928). Ее автор, толкующий концепт как общее понятие, отмечает такие присущие ему черты, как функция заместительства и потенция к совершению определенных действий. Речь идет о порождающей функции «мысленных общностей» в отношении «мысленных конкретизаций». В концептах в свернутом виде присутствует движение в сторону того, что уже неоднократно совершалось применительно к схожим явлениям. Далекий от представимости, концепт тем не менее необычайно действен своей потенциальностью; с ней и связана его «загадочность». В современных исследованиях культуры (Ю.С. Степанов, Д.С. Лихачев) концепт предстает концентрированным выражением культуры в сознании ее носителей. При этом вновь отмечается заместительная функция концепта (по Лихачеву, это «алгебраическое» выражение значения слова), а также наличие в нем разных уровней, или слоев, актуализация которых происходит в групповом общении (Степанов). Концепт, обладая в отличие от философских понятий подвижностью и транзитивностью, передает динамику становления субъекта внутри языка, а также ритм происходящих ныне масштабных перемен, в том числе и в сфере политического (Петровская Е.В. Возможно ли понятие «концепт»? // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2024. № 2. С. 31–37. DOI: 10.18522/2949-0707.2024.2.3137. [Электронный ресурс] URL: https://politconcept.sfedu.ru/2024.2/05.pdf). С опорой на теоретические размышления Фридриха Гёльдерлина, тщательно реконструированные французским философом Филиппом Лаку-Лабартом (1940–2007), намечены подходы к анализу конструктивной и содержательной роли цезуры (по Гёльдерлину – «противоритмического прерывания») в поэзии Елены Фанайловой. Формальную – конструктивную – роль цезуры подкрепляют, с одной стороны, новаторские идеи Юрия Тынянова о динамической форме литературного произведения и текстовом эквиваленте, а с другой – проницательные заметки писателя и критика Андрея Левкина об устройстве письма (так называемой «машинке») уже в стихах самой Фанайловой. Именно действие цезуры позволяет улавливать меняющиеся ритмы внешнего через собирание и рассеивание собственных имен, соединяющих в себе особенное и всеобщее (Петровская Е.В. «Противоритмическое прерывание»: роль цезуры в поэзии Елены Фанайловой // Zbornik Matice srpske za slavistiku / Зборник Матице српске за славистику. 2024. No. 106. P. 241–249. DOI: https://doi.org/10.18485/ms_zmss.2024.106.14. [Электронный ресурс] URL: https://www.maticasrpska.org.rs/stariSajt/casopisi/ZMSZS_106a.pdf). Предпринята попытка прочертить путь развития эстетики как философской дисциплины от ориентации на чувственное познание к современной художественной практике, выступающей в качестве интеллектуальной критики общества. Проведен анализ взаимодействия эстетического измерения современного мира с его этическим и политическим измерениями. Показано, что вводимое Кантом понятие «sensus communis» в качестве необходимой составляющей способности суждения, то есть «общее чувство», несводимое ни к какому индивидуальному проявлению чувственности, становится в современном мире принципом эстетики равенства. Место философских понятий занимают здесь аффективные образы, воздействующие на публику, и теряется различие между искушенным и наивным восприятием. Равенство в этом случае – уже не политическая ценность, а принцип мышления, черпающий свой потенциал в критической функции искусства (Аронсон О.В. Эстетика как практика равенства // Новое лит. обозрение. 2024. № 186 (2). С. 11–25). Исследование проблематики зла и способов возрождения логики теодицеи в нерелигиозном измерении раскрывалось в двух основных направлениях. В одном случае рассмотрено первостепенное значение связи политики и мира масс-медиа, когда «зло» превращается исключительно в инвективу, указатель политического врага. Чтобы преодолеть это квазирелигиозное понимание зла, предлагается пойти путем «деконструкции монотеизма» (Ж.-Л. Нанси), выявляющей возможности отклонения от политической теологии (Аронсон О.В. Зло как категория современного политического мышления // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2024. № 2. С. 56–65. DOI: 10.18522/2949-0707.2024.2.5665. [Электронный ресурс] URL: https://politconcept.sfedu.ru/2024.2/08.pdf). В другом случае важной становится критическая функция современного икусства (в частности, поэзии), где политическая аффективность находит свою форму высказывания. Показано, что социальная критика аккумулируется в поэтическом проклятии как открытой ненависти, что, в свою очередь, влечет за собой переосмысление ницшевского и шелеровского понимания рессентимента (Аронсон О.В. «Я не умею с Б-гом разговаривать» (поэзия как теодицея) // Zbornik Matice srpske za slavistiku / Зборник Матице српске за славистику. 2024. No. 106. P. 231–240. DOI: https://doi.org/10.18485/ms_zmss.2024.106.13. [Электронный ресурс] URL: https://www.maticasrpska.org.rs/stariSajt/casopisi/ZMSZS_106a.pdf). Продолжено исследование в рамках эстетики кинематографа, связанное с переосмыслением основных элементов кинематографической выразительности как пластических эквивалентов современной мыслительной практики, когда мышление образами вступает в конфликт с понятийным аппаратом, сложившимся в рамках истории философии. Продемонстрировано, как с помощью кинематографических средств режиссер А. Рене создает особый пластический образ памяти, который предполагает пересмотр сложившегося в рамках истории философии отношения мышления и времени. Знаком этого иного отношения становится flashback, кинематографическую природу которого обнажает Рене, фактически нивелируя его повествовательную и психологическую сторону и предъявляя память как своеобразную материю, где тела человеческие, природные и технические не имеют приоритета друг перед другом. Мышление в этом случае становится структурной памятью тел, выраженной в их способности к изменению собственной формы, что находит параллели в теории информации, феноменологии и концепции эмбриогенеза Раймона Руйе (Аронсон О.В. Flashback, или Инстинкт мышления (лаборатория Алена Рене) // Кинема. 2024. № 6/7. С. 73–94). В рамках исследования теоретических основ и практических аспектов эстетического опыта и ощущения рассмотрена концепция «размещенной эстетики» как философской рамки, предполагающей, что восприятие не просто обусловлено окружающей средой, но и обеспечивается постоянным тесным взаимодействием с нею, что делает возможным делегирование или распределение опыта между живым существом и средой, которые функционируют как воспринимающая «сборка». Осмысление таких способов восприятия и проектирование пространств, которые приглашают к «ощущению-в-среде», – важная тенденция в современном искусстве, встраивающаяся в общеэкологический дискурс. Описаны и проанализированы ее основные характеристики и возможности в качестве одного из наиболее перспективных художественных подходов к экологической проблематике (на примере художественных проектов в области био- и ленд-арта). Предложенная исследовательская рамка может быть использована как в художественной и кураторской работе, так и для более глубокого осмысления механики средовых взаимодействий в эпоху экологических кризисов (Володина А.В. «Размещенная» эстетика и экологическая проблематика в современном искусстве // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманит. инициатив, 2024. С. 322–338). В продолжение исследования, посвященного культурной инклюзии и осмыслению неконвенциональных художественных практик, рассмотрено наследие советского художника Павла Леонова, одного из самых известных представителей наивного искусства, в контексте ностальгического восприятия его работ современной публикой. Такое восприятие обусловлено не только их сюжетами и тематикой, но и самим художественным методом автора, основанным на идее изобретения и конструирования. Этот «конструктивистский» подход Леонова соотносится с широко распространенными в советской культуре практиками «сделай сам» (DIY). Для исследования творческого наследия художника предлагается рассматривать наивное искусство не как художественный стиль или направление, а как дискурсивный феномен, когда конкретная художественная стратегия выступает проявлением историко-культурного контекста. Подобный теоретический подход к отдельным художественным явлениям продуктивен и оправдан тем, что история формирования дискурса «наивного» в искусстве и культуре позволяет указать на идейную и ценностную наполненность и сконструированность этого дискурса в советском и постсоветском искусствоведении; оно, со своей стороны, наследует романтическим представлениям о наивности как естественности и простоте (Володина А.В. Динамика ностальгических образов: случай Павла Леонова // Культура и искусство. 2024. № 11. С. 37–46. DOI: 10.7256/2454-0625.2024.11.72089. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72089). Проанализирована современная специфика творчества и художественного авторства в контексте развития искусственного интеллекта и нейронных сетей, актуальной и пока еще недостаточно исследованной области знания. Данная проблема, имеющая непосредственное отношение к философии, теории художественного творчества, а также авторскому праву, осложнена тем, что творчество ранее считалось исключительно прерогативой человека, однако развитие искусственного интеллекта ставит на повестку дня вопрос о главенстве человека как единственного творца на планете. С опорой на рассмотрение отдельных художественных проектов и событий в мире искусства показано, что, несмотря на успехи, которые делает нейросеть в процессе создания различных образцов искусства, говорить о том, что доминирование человека в области творчества подошло к концу, представляется пока преждевременным (Московская А.С. ИИ в образовании и искусстве: соавтор или инструмент? // Социально-гуманит. знания. 2024. № 9. С. 16–18). Предпринято неортодоксальное исследование образа тела в современной визуальной культуре. В связи с этим рассмотрены такие элементы изображений, как надломы и рассечения. Объединить достаточно разнородные элементы в общий класс и предложить попытку его интерпретации позволяет, с одной стороны, понятие образа расчлененного тела (corps morcelé) Ж. Лакана, с другой – знаменитый анализ изображений рассеченных тел, осуществленный К. Леви-Строссом. Обобщенный взгляд на элементы рассечения в изображениях становится возможным через обращение к понятиям графики и пластики в интерпретации указанных авторов, а также благодаря анализу примеров графического дробления (результаты исследований подготовлены к печати Н.Р. Шароповой).
(Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Кормин Н.А.) Объект исследования – история эстетической мысли; эксплицитные и имплицитные взгляды теоретиков и практиков немецкого и французского романтизма; соотношение эстетики и метафизики у Канта. Актуальность исследования связана с выявлением философско-эстетических идей Канта и представителей западноевропейского романтизма, оказавших заметное влияние на эстетику и искусство XX–XXI веков. Цель исследования – анализ и реконструкция эстетики романтизма на основе теоретических воззрений и художественной практики его наиболее репрезентативных представителей; выявление характера и особенностей соотношения эстетики и метафизики в трансцендентальной философии Канта. Многогранность проведенного исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетического, искусствоведческого, а также компаративистского и междисциплинарного методов анализа. Практическая применимость результатов исследований предполагает их использование как в дальнейшей научной работе по данной проблематике, так и в лекционных курсах для студентов и аспирантов, специализирующихся в области эстетики, истории и философии искусства. К важнейшим результатам проведенных исследований относятся выявление ключевых философско-эстетических проблем в наследии Канта и представителей немецкого и французского романтизма; анализ этого наследия в свете достижений современных гуманитарных наук; исследование ранее не изученных аспектов философии Канта и представителей западноевропейской романтической традиции. Продолжено систематическое и глубокое исследование истории эстетической мысли. Так, выявлены основные линии в эстетике немецкого романтизма и реконструирована философия искусства одного из видных немецких романтиков Новалиса, который понимал искусство как свободное выражение «Я» художника, являющееся одновременно и «самосозерцающей, самосозидающей природой». Рассмотрены взгляды Новалиса на специфику художественного творчества, а также взаимосвязи различных видов искусства, тяготеющих к гармонии друг с другом, что предвещает своеобразный синтез искусств. Выше других искусств Новалис ставит поэзию как утверждающую на земле небесную мудрость, возвышающую человека над обыденной жизнью и составляющую основу других искусств. К сущности романтической поэзии, следуя мысли Новалиса, относятся стремление проявить в мире то, что находится вне его, а также сказочность, случайность, недосказанность, волшебные и магические происшествия, прекрасное и гармоническое (Бычков В.В. Голубой цветок романтизма: Новалис // Философия и культура. 2024. № 2. С. 29–45. DOI: 10.7256/2454-0757.2024.2.68966. [Электронный ресурс] URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_68966.html). Анализ эстетики немецкого мыслителя Йозефа Гёрреса, в молодости примыкавшего к романтизму, показал, что, согласно Гёрресу, в произведениях искусства содержится нечто большее в духовном плане, чем представлялось самим художникам: для него искусство иероглифично и символично. Художественно-эстетическое пространство представляется Гёрресу системой оппозиций идей и феноменов внешнего мира, которые снимаются на более высоком уровне художественным идеалом, синтезирующим противоположные начала, устремленным к «высшей гуманности» и тождественным с красотой. Искусства, основывающиеся на идее, характеризуются как «продуктивные», производящие нечто новое, а основывающиеся на природных явлениях – как «эдуктивные», выводящие свои произведения из уже существующих объектов. Продуктивный художник творит на основе фантазии, эдуктивный – на преображении природных образов. Из игры продуктивных и эдуктивных принципов возникает более высокий «идеальный» принцип творчества (Бычков В.В. Сполохи романтической эстетики у Йозефа Гёрреса // Вопр. философии. 2024. № 1. С. 150–159. DOI: 10.21146/0042-8744-2024-1-150-159). На основе художественного творчества Людвига Тика выявлены его эстетические представления. Согласно Тику, в процессе творчества художник живет просветленной, отличной от обыденности жизнью, созерцая иные миры, подобные мирам снов и фантазии, и стремится воплотить их в своих произведениях. Тик утверждает, что искусство бесполезно в утилитарном смысле и символично по своей сути: оно возвышает человеческий дух над обыденной действительностью, но не дает практических советов. Показано, что поэтическое вдохновение Тик трактует как «пророческий транс», а основу художественного творчества составляет иррациональное начало, которое тем не менее упорядочивается разумом. В поэзии важное место занимают «чувственный восторг» и «стремление к боли и страданию»; по Тику, на чувственном фундаменте поэт создает возвышенное произведение, устремленное к незримому и небесному (Бычков В.В. Грани романтического сознания: Людвиг Тик // Философия и культура. 2024. № 8. С. 129–161. DOI: 10.7256/2454-0757.2024.8.70273. [Электронный ресурс] URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_70273.html). Глубоко исследована недостаточно изученная теоретическая мысль известных живописцев романтического направления Филиппа Отто Рунге и Каспара Давида Фридриха. Рунге предлагает собственную диалектику бытия, сущность которой составляют развитие, борьба и взаимоуничтожение в момент достижения совершенства противоположных начал. Ее он и кладет в основу искусства, в котором видит противостояние чувства и рассудка. Особое внимание Рунге уделяет понятию «дух искусства», который возникает на основе чувства взаимосвязи человека со вселенной и предчувствия художником Бога. Искусство в основе своей символично и этим близко к религии, а дух искусства, согласно Рунге, проявляется в том, что можно назвать музыкой, поэзией или символикой произведения. Выявлено, что Каспар Давид Фридрих видел в искусстве духовную сущность мира, различал в нем ремесло и «духовное», полагая, что ремеслу можно научиться, а духовное дается человеку от рождения и далеко не все художники им обладают. Художник, полагал Фридрих, должен изображать то, что «видит в себе» (Бычков В.В. Художники-романтики об искусстве // Культура и искусство. 2023. № 12. С. 195–210. DOI: 10.7256/2454-0625.2023.12.39476. [Электронный ресурс] URL: https://e-notabene.ru/camag/article_39476.html). Тщательно и всесторонне проанализированы эстетические концепции раннего французского романтизма. При анализе эстетических взглядов Жозефа Жубера показано, что в круг его интересов входили все основные эстетические проблемы, волновавшие ранних французских романтиков: сущность искусства, его самоценность; проблемы подражания и изображения, соотношения искусства и природы; творческое воображение художника, реальность и иллюзия; тенденции синтеза искусств, анализ разных его видов, преобладание в них духовного начала над материальным. Он выдвинул концепцию искусства как романтического умножения жизни, а не подражания ей. Особая роль в его размышлениях принадлежит вопросам художественного стиля, тесно связанным с его концепцией эстетического вкуса, приоритетом прекрасного, возвышенного, идеального, совершенного в искусстве. Как строгий моралист, Жубер придает особое значение взаимосвязям эстетики и этики, воспитательной роли искусства, специфике его восприятия. Благодаря своему широкому и гибкому уму Жуберу удалось парадоксальным образом совместить в своей эстетике ряд идей просветителей и новые романтические взгляды. Как в теории, так и в художественной практике он сумел навести мосты между художественно-эстетическими приоритетами последней трети XVIII-го и первой трети XIX века, создать оригинальную эстетическую концепцию, многие линии которой поражают своей актуальностью и в XXI веке (Маньковская Н.Б. Эстетические искания раннего французского романтизма. Жозеф Жубер // Философия и культура. 2024. № 8. С. 162–181. DOI: 10.7256/2454-0757.2024.8.70492. [Электронный ресурс] URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_70492.html). Выявлена специфика эстетики Пьера Симона Балланша, мыслителя и писателя, включающая в себя два разновеликих по содержанию и объему пласта – эксплицитный и имплицитный. В первом в духе характерного для ранних французских романтиков акцента на чувствительности, меланхолии, национальном колорите в строгом академическом стиле вербализуются его представления об искусстве романтизма, поэтическом даре, специфике творческого процесса. После длительной эпохи сосредоточенности французов на античности Балланш призывает их обратиться к национальным традициям – прежде всего христианству, героическому Средневековью, эпохе рыцарства, хотя при этом и не отказывает античным авторам в проявлениях чувствительности. Второй, имплицитный, пласт связан с художественной прозой Балланша. Он включает в себя философско-эстетические эпопеи (центральное место среди них занимает «Опыт социальной палингенезии. Орфей»), свидетельствующие как о литературном даре автора, так и об оригинальности его эстетической позиции, существенном пересмотре идей собственных теоретических трактатов. В отличие от большинства французских романтиков, дистанцирующихся от античной культуры как языческой в пользу христианства и средневекового искусства, Балланш в своих талантливых парафразах мифологических сюжетов романтизирует античность, находя в ней начала будущих христианских идей возвышенной любви, милосердия, жертвенности, красоты и добра. Это своего рода попытка нового ренессанса античного искусства в романтическом ключе. В текстах философских эпопей ощущается как влияние мистической доктрины, так и крепнущая приверженность автора идеям христианского утопического социализма (Маньковская Н.Б. Двуликий Янус раннего французского романтизма: Пьер Симон Балланш как эстетик и литератор // Философия и культура. 2024. № 1. С. 45–63. DOI: 10.7256/2454-0757.2024.1.68938. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68938). Раскрыт характер романтических эстетических взглядов Стендаля раннего периода творчества, во многом способствовавших становлению французского романтизма. Выявлена сущность его представлений о романтизме как искусстве, обращенном к современности, свободном от эстетических догм, что определяет характер его критики классицистической эстетики. Художественно-эстетическим ориентиром романтического искусства он считает Шекспира с его свободой художественных приемов изображения мира, а не Расина, верного классицистическому правилу трех единств. Стендаль видит достоинство романтизма как революционного литературного течения в том, что оно обращено к современной действительности, местному колориту, изображает правду своей эпохи, создавая национальную трагедию в прозе; в нем сочетается богатство мыслей и обилие чувств, выраженных простым, живым, естественным языком. Анализируются его концепции художественной иллюзии, приоритета воображения над подражанием в творческом процессе, переосмысленных в романтическом духе категорий прекрасного, эстетического идеала, трагического, комического, эстетического наслаждения. Раскрыты его представления о специфике эстетического восприятия романтических произведений. Показаны грани философии искусства Стендаля, нашедшие выражение в его театральной эстетике, философии живописи и музыки, литературной критике: приоритетную роль в искусстве он отдает художественности. Эстетические взгляды Стендаля и его художественная практика, насыщенная философскими раздумьями, представляют собой один из ракурсов практической философии (Маньковская Н.Б. Кристаллизация французского романтизма. Эстетические взгляды Стендаля // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманит. инициатив, 2024. С. 285–304). Продолжено углубленное исследование проблемы метафизического обоснования эстетики в философии Канта. Оно осуществлено в ходе анализа двух редакций его введения в «Критику способности суждения». Результаты проведенного исследования позволяют выяснить и установить, насколько кантовская интерпретация эстетики является метафизически нагруженной. На конкретном материале показано, что «Критика способности суждения» – первое в истории мысли произведение, в котором эстетика является системообразующим элементом построения метафизики (Кормин Н.А. И. Кант: метафизическое обоснование эстетики // Философия и культура. 2024. № 9. С. 1–65). В продолжение данной исследовательской линии выявлена неразрывная связь между философской мыслью и художественным творчеством как культурными феноменами, а также предложена новая интерпретация их всемирного охвата через призму критической триады Канта. Эстетика, традиционно занимающаяся изучением этой взаимосвязи, неизменно сталкивается с извечным вопросом: сотворен ли мир или существует вечно? В кантианской философии идея мира олицетворяет возвышенную сущность человеческой природы и сознания, включая обширнейшую сферу неясных представлений, где мерцают эстетические смыслы (Кормин Н.А. Взаимосвязь философской мысли и художественного творчества как культурного феномена в труде «Критика чистого разума» И. Канта // Социология. 2024. № 9. С. 127–131). Выявлено соотношение фундаментальных понятий философии Канта: мирового понятия философии и понятия, построенного на основе анализа его эстетики, – мирового понятия искусства. Одновременно рассматривается кантовская трактовка неподражаемых образцов привнесения эстетического содержания в западноевропейскую метафизическую традицию, а также то, как она воплотилась в трансцендентальном осмыслении мирового понятия философии, этого выражения «гениальности разума» (Кормин Н.А. Соотношение фундаментальных понятий философии и эстетики в работах И. Канта // Социология. 2024. № 9. С. 132–135). Исследование кантовского мирового понятия философии неотделимо от рассмотрения соотношения между эстетикой и метафизикой. Показано, что мировое понятие философии связано с эстетическими значениями, выражаемыми при помощи метафор, персонификаций и других мыслительных форм, а также творческих сил, и соответствует существенным целям человеческого разума. Такой подход, основанный на понимании искусства как созидания, возможного благодаря свободе, предусматривает более тесное переплетение эстетики с эмпирической социальной наукой. Размышление о мировом понятии философии и мировом понятии искусства подкрепляется концептуализацией фигур художника и философа в русле кантовских интуиций, отчасти получивших свое развитие в сотериологии М.К. Мамардашвили (Кормин Н.А. Понятийное поле философии: метафора мира // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманит. инициатив, 2024. С. 79–103).
(Долгов К.М.) Продолжена работа в рамках исследовательского и просветительского проекта, связанного с переосмыслением советского научного, образовательного и общекультурного наследия. Мемуарная публикация, посвященная 120-летию выдающегося российского математика Андрея Николаевича Колмогорова, проливает новый свет на наследие ученого и живую память о нем. Показано, что его фигура была значимой не только для математической науки, но и в мировоззренческом отношении, соединяя вместе различные дисциплинарные, институциональные и социальные контексты в истории советского периода (Долгов К.М. Рыцарь математической поэзии // Эконом. стратегии. 2024. Т. 25. № 5 (197). С. 130–137. DOI: 10.33917/es-5.197.2024.130-137. [Электронный ресурс] URL: https://www.inesnet.ru/article/rycar-matematicheskoj-poezii/). Подготовлена к печати монография «Очерки о православии» объемом около 20 а.л.; рукопись прошла экспертную оценку Издательского Совета Русской Православной Церкви и получила положительный отклик. В настоящий момент монография готовится к публикации.
(Липов А.Н.) Переводы научных статей, авторы которых подробно анализируют идеи американского композитора-авангардиста Джона Кейджа о музыке, звуке и тишине, являются важной частью продолжающегося исследовательского проекта. Согласно Кейджу, музыку можно определить как последовательность звуков, а композитор в таком случае оказывается «организатором звуков»; эти идеи стали ключевыми в музыкальной теории композитора и произвели настоящую революцию в современной музыке. Таким образом понимаемая музыка способна вместить в себя как любые звуки, так и «не звуки», а также молчание, которое становится частью музыкального произведения. В переведенных статьях тишина в произведениях композитора исследуется как некий музыкальный конструкт, в котором звуки продолжаются и исчезают, образуя звучащую скульптуру. Проанализировано значение многогранного наследия композитора и его связь с состоянием современных музыкальных технологий (Липов А.Н., пер. с англ.: Вишер Э. де. Тишина как музыкальная скульптура. Джон Кейдж и инструменты в «4’33» // Музыка и время. 2024. № 1. С. 17–22. DOI: 10.25791/music.1.2024.1272; Липов А.Н., пер. с англ.: Джадкинс Д. Молчание, звук, шум и музыка // Музыка и время. 2024. № 4. С. 3–9. DOI: 10.25791/music.4.2024.1289; Липов А.Н., пер. с англ.: Коллинз Н. Шведский стол – музыкальное меню после Кейджа // Музыка и время. 2024. № 6. С. 3–7. DOI: 10.25791/music.6.2024.1302; Липов А.Н., пер. с англ.: Чэньюй Бу. Звук как тишина: небытие в музыке Антона Веберна и Джона Кейджа // Музыка и время. 2024. № 10. С. 21–27. DOI: 10.25791/music.10.2024.1324).
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
1. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания
2. Перечень прочих опубликованных работ
2. ТЕМА НИР: «ВСЕМИРНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СИСТЕМЫ (ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ) (2022–2024)»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА О НИР
2.1. Эстетика и искусство (Бычков В.В., Маньковская Н.Б.)
В статье представлен современный взгляд на эстетику французских и русских символистов. Выявлены их актуальные для искусства XXI века теоретические идеи. На основе сопоставительного анализа прослежена как общность, так и специфика их концепций прекрасного, символа, художественного образа, аллегории, соответствий, суггестии, художественной интуиции, синестезии, синтеза искусств. Раскрыты философско-эстетические истоки символизма во Франции и в России, его соотношение с декадансом и импрессионизмом. Охарактеризованы основные концептуальные линии – неоплатонико-христианская и солипсистская – во французском символизме, художественная и теургически ориентированная – в русском. Сделан акцент на метафизической сущности искусства как основополагающей для эстетики символизма в целом. Проведен предметный анализ современного звучания эстетических взглядов французских символистов – С. Малларме, Ж. Пеладана, П. Клоделя, А. Жида. Показано, какие из основных идей русских символистов В. Иванова, А. Белого, Эллиса не утрачивают своей актуальности и сегодня. На материале произведений различных видов и жанров искусства выявлена художественная специфика символизма. Концептуальное исследование эстетики символизма в свете ее неизученных аспектов показало, что история эстетики является фундаментальной основой современной эстетики и стимулом ее дальнейшего развития.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
1. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания
|
|||||
|