Институт Философии
Российской Академии Наук




  2016 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Научные результаты » 2016 год

2016 год

Отчет о научной работе сектора эстетики за 2016 год


ВВЕДЕНИЕ

 

Начата разработка динамической концепции знака (Петровская Е.В. Возмущение знака). Обозначены основные тенденции развития искусства сегодня (угасание зрелищности; внимание к измерению поступка; социальная направленность искусства) (Петровская Е.В. [Выступление на круглом столе «Что такое искусство?»]). Это вписывается и в более широкий контекст низовых глобальных движений, создающих общность как систему продуктивных отношений (Petrovsky H.V. Maidan: Challenge of the Common. Guest Editor’s Introduction).

Продолжена работа по обоснованию нового понимания стихии, позволяющего выйти за рамки эстетических категорий и пересмотреть концепцию эстетического суждения (Аронсон О.В. Товарищество земли. Этика общности в «Стихах о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама). Начат проект, в котором рассматривается взаимосвязь искусства и юриспруденции (Аронсон О.В. Право на искусство).

Продолжено исследование электроакустической музыки на примере творчества Дж.М. Кейджа, использующего принцип управляемой случайности (Липов А.Н. «WATERMUSIC». Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа. Статья первая). Впервые предпринята попытка дать систематический философский анализ основных сфер духовной деятельности и духовного состояния современного общественного бытия (Долгов К.М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т.).

Особое внимание уделено фундаментальным проблемам эстетики – форме-содержанию в искусстве (Бычков В.В. Форма-содержание в искусстве), его духовной наполненности (Бычков В.В. Философия искусства Василия Кандинского), многообразным аспектам эстетического опыта и его главной предпосылке – вкусу (Бычков В.В., МаньковскаяН.Б. Вкус как главная предпосылка эстетического опыта). Проанализированы остроактуальные проблемы, связанные с эстетическойвиртуалистикой; введена и уточнена рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественно-эстетическая виртуалистика). Осмыслены подходы к построению эстетической теории познания, синтезирующей принципы эстетического и познавательного отношения к миру (Кормин Н.А. Познание как произведение: эстетический эскиз).

Выявлены актуальные для современной эстетики проблемы символизации в сюрреализме (Бычков В.В. Искусство сюрреализма в метафизическом измерении), проанализированы вопросы синтеза искусств и синестезии (Маньковская Н.Б. Синестетическая проблематика в эстетике французского символизма и ее современное звучание; Маньковская Н.Б. Звук и буква в эстетике французского символизма). Реконструирована оригинальная эстетическая концепция представителя французского символизма Жозефена Пеладана; показано, что отстаивание им принципа художественности является актуальным и сегодня (Маньковская Н.Б. Эстетическое credo Жозефена Пеладана – «демона» французского символизма).

 

Целью данного года исследований был комплексный анализ эстетических явлений по двум основным направлениям: 1) актуальные вопросы современной эстетики; 2) история эстетической мысли. Как показала практика исследований в предыдущие годы, только такой подход помогает по-настоящему выявить и оценить глубину, масштаб и возможные последствия тех трансформаций, которые эстетика претерпевает буквально на наших глазах.

В последнее время эстетика привлекает все большее внимание исследователей в различных сферах гуманитарной и социальной мысли. Она давно уже перешагнула рамки дисциплины, связанной с философским осмыслением искусства и чувственного опыта познания мира, за которым стояли категории, разработанные в рамках классической метафизической традиции. В современном мире новых технологий, масс-медийной культуры этот язык оказывается явно недостаточным. Совершенно новые способы понимания эстетики в ее связи с социальными и экономическими явлениями показывают, что границы эстетики и этики, эстетики и политики все менее очевидны в мире новых средств массовой коммуникации. В обществе, где для рефлексивного и созерцательного опыта остается все меньше места, где скорость и интенсивность коммуникации и информационных потоков слишком велика, именно обращение к сфере эстетического опыта, снимающего различия между чувственным и рациональным, аффективным и созерцательным порядками, оказывается чрезвычайно важным для понимания процессов, происходящих в глобализированном мире.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Начата разработка динамической концепции знака с привлечением семиотики Ч.С. Пирса и лингвистической философии Ж. Делёза (Петровская Е.В. Возмущение знака). Продолжена работа над аффективным пониманием искусства. Так, на материале психоанализа и его современных трактовок поставлена проблема десимволизации боли; показаны способы преломления последней в произведениях современного искусства (Петровская Е.В. Боль повседневности). Обозначены основные тенденции развития искусства сегодня (угасание зрелищности; внимание к измерению поступка; социальная направленность искусства в качестве эксперимента) (Петровская Е.В. [Выступление на круглом столе «Что такое искусство?»]). Это вписывается и в более широкий контекст низовых глобальных движений, создающих общее – общность – как систему продуктивных отношений (Petrovsky H.V. Maidan: Challenge of the Common. Guest Editor’s Introduction).

Продолжена работа по обоснованию нового понимания стихии, при котором стихия (элемент) диктует иную логику, нежели привычные нам логики атомарного понимания, познания, восприятия предмета. Развитие «элементной» логики позволяет выйти за рамки эстетических категорий и пересмотреть концепцию эстетического суждения (Аронсон О.В. Товарищество земли. Этика общности в «Стихах о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама). Начат новый проект, в котором рассматривается взаимосвязь искусства и юриспруденции, история судебных процессов над писателями в ХIХ веке и суды над художниками в советское время и в нынешней России. Благодаря обращению к тематике права по-новому поставлен вопрос о соотношении современного искусства и понятия ценности (Аронсон О.В. Право на искусство).

Продолжено исследование экспериментальной – электроакустической – музыки с опорой на творчество Дж.М. Кейджа. Преобразование музыкальной ткани, расширение границ искусства музыки за счет использования нового звукового материала, осуществленное Кейджем, рассматривается на примере его композиции «Water Music» («Музыка воды», 1952). Показано, что основными принципами рассматриваемого творческого метода являются управляемая случайность, а также идея единства жизни, природы и искусства, что приводит к радикальному расширению звукового пространства и, по существу, к изменению самого предмета музыки (Липов А.Н. «WATERMUSIC». Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа. Статья первая).

Впервые предпринята попытка дать систематический философский анализ основных сфер духовной деятельности и духовного состояния современного общественного бытия. Основу анализа составляет предельно широкая и наиболее значимая философская категория «Логос», определяющая, по сути дела, категориальные системы всех духовных областей человеческой жизнедеятельности: философии, политики, дипломатии, права, религии, эстетики, литературы и искусства, равно как и культуры в целом. Подобное исследование позволяет раскрыть стратегию развития современного мира и наиболее важных отношений, складывающихся в области политики, экономики, культуры. Тем самым выявляются самые существенные и серьезные недостатки и пороки современного государственного и общественного устройства. Предпринятый анализ раскрывает также диалектику превращения высоких идеалов и ценностей в нечто примитивное, извращенное и антигуманное. Речь идет о высших идеалах и ценностях, а именно о свободе, демократии, добре, любви, милосердии и красоте, и их глубокой трансформации в полном конфликтов и напряженности эмпирическом мире (Долгов К.М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т.).

Группа «Постнеклассическая эстетика» проводила работу по двум главным направлениям: исследование актуальных аспектов современной эстетики и углубление знаний в сфере истории эстетики под углом зрения современной методологии и с использованием новейших достижений гуманитарных наук. В первом направлении особое внимание уделено фундаментальным проблемам эстетики – форме-содержанию в искусстве (Бычков В.В. Форма-содержание в искусстве), его духовной наполненности (Бычков В.В. Философия искусства Василия Кандинского), многообразным аспектам эстетического опыта и его главной предпосылке – вкусу (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Вкус как главная предпосылка эстетического опыта). Показано, что вкус, художественность, форма-содержание являются базовыми принципами искусства, инициирующими событие эстетического опыта. Проанализированы остроактуальные проблемы, связанные с новым разделом постнеклассической эстетики – эстетической виртуалистикой, рассмотрены новейшие виды компьютерно-сетевых арт-практик, введена и уточнена рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы современной эстетики (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественно-эстетическая виртуалистика; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Техногенные аспекты современного искусства). Выявлены и уточнены основные аспекты постнеклассического смысла современной эстетики и философии искусства (Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства; Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс). Осмыслены подходы к построению эстетической теории познания, синтезирующей принципы эстетического и познавательного отношения к миру (Кормин Н.А. Познание как произведение: эстетический эскиз).

В историко-эстетическом плане выявлены актуальные для современной эстетики проблемы символизации в сюрреализме (Бычков В.В. Искусство сюрреализма в метафизическом измерении), проанализированы вопросы синтеза искусств и синестезии в эстетике французского символизма (Маньковская Н.Б. Синестетическая проблематика в эстетике французского символизма и ее современное звучание; Маньковская Н.Б. Звук и буква в эстетике французского символизма). Реконструирована оригинальная эстетическая концепция представителя мистической ветви французского объективного символизма Жозефена Пеладана, проанализированы его представления о миссии художника, эстетическом созерцании и наслаждении, основных эстетических категориях, художественности, символизации в искусстве; показано, что отстаивание им принципа художественности как сущности искусства является актуальным и сегодня (Маньковская Н.Б. Эстетическое credo Жозефена Пеладана – «демона» французского символизма; Маньковская Н.Б. Мистико-символическая метафизика искусства Жозефена Пеладана).

 

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ

  • Монографии и коллективные труды

  1. Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. 2-е изд., перераб. и дополн. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 784 с. 1000 экз. ISBN 978-5-98712-621-9.

  2. Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. 2-е изд., перераб. и дополн. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 496 с. 1000 экз. ISBN 978-5-98712-634-9.

  3. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х т. 3-е изд., перераб. и дополн. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 576 с. 1000 экз. ISBN 978-5-98712-652-3.

  4. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х т. 3-е изд., перераб. и дополн. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 560 с. 1000 экз. ISBN 978-5-98712-653-0.

  5. Кормин Н.А. Познание как произведение: эстетический эскиз. М.: Издательский дом «Языки славянской культуры», 2016. 144 с. 500 экз. ISBN 978-5-94457-272-1.

  6. Долгов К.М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т. Т. 1. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 600 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-6900-6.

  7. Долгов К.М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т. Т. 2. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 648 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-7427-7.

  8. Синий диван. Философско-теоретический журнал. Вып. 20 / Под ред. Е. Петровской. М.: Три квадрата, 2015. 256 с. 700 экз. ISBN 978-5-94607-183-3 (не вошло в отчет 2015 г.).

  • Классические тексты и переводы

      1. Маньковская Н.Б., пер. с фр.: Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского // Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 2016. С. 37–80. 700 экз. ISBN 978-5-386-09656-4.

  • Учебные издания

      1. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М.: КноРус, 2016. 528 с. 278 экз. ISBN 978-5-406-04668-5.

  • Журналы

  1. Russian Studies in Philosophy. Special Issue: Maidan / Ed. H.V. Petrovsky. 2016. Vol. 54. № 3. 251 p. ISSN 1061-1967 (print)/ISSN 1558-0431 (online).

 

1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус. яз.

  1. Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. 2-е изд., перераб. и дополн. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 784 с. 1000 экз. ISBN 978-5-98712-621-9.

Монография представляет собой современное исследование по эстетике, которое автор относит к пространству постнеклассической эстетики, усматривая в ней три взаимодополняющих компонента: метафизическое ядро – классическую эстетическую теорию в ее современном понимании; нонклассику – имплицитную эстетику ХХ века, реконструируемую на основе авангардно-модернистского и постмодернистского искусства прошлого столетия и соответствующих теоретических дискурсов; виртуалистику – нарождающуюся теорию виртуального эстетического опыта, складывающегося в сети Интернет. Соответственно, в первом разделе дается современное понимание предмета эстетики, краткая история эстетической мысли, в которой немалое место занимают новые материалы из истории русской эстетики, по-новому прочитанная система основных эстетических категорий. Особое внимание уделено современным смыслам эстетического и искусства. Второй раздел посвящен реконструкции альтернативного классическому эстетического опыта и сознания ХХ века в контексте анализа основных направлений и феноменов авангардно-модернистско-постмодернистского искусства. В третьем разделе намечены основные проблемы виртуального эстетического опыта и сознания, связанных с новейшими видами компьютерно-сетевых арт-практик. Вводится и уточняется рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы современной эстетики.

  1. Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. 2-е изд., перераб. и дополн. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 496 с. 1000 экз. ISBN 978-5-98712-634-9.

В монографии сложный и многомерный феномен постмодернизма исследуется в его художественно-эстетическом ракурсе. Автор выводит на эксплицитный уровень и вводит в научный обиход имплицитную эстетику постмодернизма. Разрабатывается авторская концепция отечественного постмодернизма, отличающая его от североамериканской и западноевропейской моделей. Обосновывается идея модернизма, постмодернизма и виртуалистики как неклассической эстетики ХХ–ХХI вв., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики. Систематизируются признаки нонклассики в теории и современной художественной практике, дается хронотипология неклассических форм художественно-эстетического сознания. Исследуются теоретические основы эстетики постмодернизма – постфрейдизм, постструктурализм, теория деконструкции. Рассматриваются ее ключевые методологические проблемы – художественный шизоанализ, симулякр, интертекстуальность, иронизм. Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой, массовой культурой. Выдвигается гипотеза о перспективах эволюции постмодернизма, анализируются его инновации – виртуальная реальность в искусстве, технообразы. Раскрываются место и роль постмодернизма в контексте современных процессов глобализации.

  1. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х т. 3-е изд., перераб. и дополн. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 576 с. 1000 экз. ISBN 978-5-98712-652-3. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 560 с. 1000 экз. ISBN 978-5-98712-653-0.

Монография представляет собой уникальное исследование становления, развития и бытия христианской культуры на протяжении всей ее истории под углом зрения формирования в ней художественно-эстетического сознания (имплицитной эстетики) на материале восточнохристианского (православного) ареала: патристика, Византия, южные славяне, Древняя Русь, Россия Нового времени. В книге анализируется совокупность таких феноменов, как христианский символизм (понимание образа, символа, аллегории, знака), антиномизм, концепции духовного эроса, творения и творчества, прекрасного и искусства, актуализация пространственно-временного континуума в искусстве; много внимания уделено феномену иконы (ее богословию, философии, художественному языку), эстетике аскетизма, литургической эстетике и др. Первый том посвящен раннему христианству и Византии. Второй охватывает христианскую культуру от крещения южных и восточных славян до ХХ в. Прослеживается трансформация основных парадигм христианской культуры и эстетического сознания у русских религиозных писателей и мыслителей ΧΙΧ–ΧΧ вв. и в таких духовно-художественных движениях Серебряного века, как неоправославие, символизм, авангард. Наряду с традиционными для христианства темами уделено внимание и дискуссионным темам – софийности, соборности, теургии, новейшим представлениям о символе.

  1. Кормин Н.А. Познание как произведение: эстетический эскиз. М.: Издательский дом «Языки славянской культуры», 2016. 144 с. 500 экз. ISBN 978-5-94457-272-1.

В монографии выявлены подходы к построению эстетической теории познания. Автор исследует проблематику соотношения эстетического и познавательного отношения к миру, рассматривает нестираемую данность эстетического в жизни познания и раскрывает, как эстетическое свойство познающего разума проявляется в кибернетике сознания и искусственного интеллекта. Специальное внимание уделено тому, как производят истину, с одной стороны, философия, эта своеобразная методология души, и, с другой, искусство, как художественно-философские формирования становятся произведенческими структурами когнитивного развития. В исследовании делается вывод о том, что эти культурные образования усиливают рельефные проявления того, что есть, равно как и дополненной реальности.

  1. Долгов К.М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т. Т. 1. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 600 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-6900-6. Т. 2. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 648 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-7427-7.

Книга посвящена анализу фундаментальных проблем философии, политики, культуры прошлого и современности. В разделе «Философия» дается анализ сущности и смысла философии как знания, сознания и самосознания человека и человечества от Платона до представителей русской философии. В разделе «Политика» исследуется развитие политической мысли от древних китайских и греческих философов до современности. Определяются сущность политической философии, стратегии войны и мира, образование и природа суперкласса, обладающего наибольшей полнотой власти и богатства, проблемы политической модернизации современных государств. Особое внимание уделяется истории развития российской политики, а именно деятельности и миросозерцанию князя Владимира. Рассматриваются вопросы мировой политики и международного права. В разделах, посвященных культуре, анализируются основополагающие проблемы развития национальной и мировой культуры в глобализирующемся мире, в частности, развитие науки, литературы, искусства и эстетики в западноевропейских и восточных странах, актуальные проблемы образования, научного знания в России и за рубежом, а также проблемы воспитания молодежи. В разделе «Религия» исследуются проблемы Логоса, то есть взаимоотношения иудаизма, эллинизма, христианства и ислама. Обстоятельно анализируется учение Сергия Радонежского и его значение для судеб России. Рассматривается жизнь и деятельность Оптинских старцев Макария, Амвросия, Варсонофия, а также философско-религиозные взгляды К. Леонтьева и Паисия Святогорца. В книгу включены воспоминания, интервью, материалы встреч и бесед с выдающимися политиками, учеными, деятелями культуры.

  1. Синий диван. Философско-теоретический журнал. Вып. 20 / Под ред. Е. Петровской. М.: Три квадрата, 2015. 256 с. 700 экз. ISBN 978-5-94607-183-3 (не вошло в отчет 2015 г.).

Что такое насилие в современном мире? Какую роль играет оно сегодня, когда мы узнаем о нем прежде всего через СМИ? Авторы выпуска с разных сторон исследуют этот вопрос. Часть текстов посвящена снаффу – такой разновидности кинематографа, которая предполагает передачу реального насилия или настолько высокую степень жестокости самого изображения, что вопрос о его реалистичности оказывается несущественным. Обсуждается статус насилия в жанровом и документальном кино, литературе и живописи, а также в контексте происходящих ныне цивилизационных изменений и связанных с ними угроз, исходящих от исламских экстремистов. Несмотря на разные подходы к пониманию самого насилия, авторы выпуска, похоже, едины в одном: их интересует не насилие «как таковое», а его неразрывная связь с современными медиа.


Журналы:

  1. Russian Studies in Philosophy. Special Issue: Maidan / Ed. H.V. Petrovsky. 2016. Vol. 54. № 3. 251 p. ISSN 1061-1967 (print)/ISSN 1558-0431 (online).

Достижима ли демократия, в том числе абсолютная? Этот вопрос, вдохновленный размышлениями Бенедикта Спинозы, сегодня, похоже, впервые получает вполне конкретный разворот. Протестные движения, начавшиеся по всему миру в 2011 году и нашедшие свое продолжение в последнем киевском Майдане, со всей остротой ставят проблему не опосредованного ничем народовластия. Авторы номера, украинские и российские ученые, со всех сторон исследуют вопрос о том, кто является субъектом современных протестных движений, в каком политическом времени этот субъект находится, с какими себя отождествляет ценностями и почему. В фокусе внимания авторов – недавние события в Украине, требующие вдумчивого, честного и ответственного разговора.


1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу

  1. Dolgov K.M.Power of Word, Thought, Image. 2 Volumes. Moscow; Berlin: Direkt-Media, 2016. Vol. 1. 600 p. 500 copies. ISBN 978-5-4475-6900-6; Vol. 2. 648 p. 500 copies. ISBN 978-5-4475-7427-7.

The book is devoted to the fundamental problems of philosophy, politics, and culture of the past and the present. Particular attention is given to national and world culture in the globalized world, including science, literature, art and aesthetics in the West and the East.

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ

Плановые научные статьи

  1. Статьи в журналах, индексируемых в базах Web of Sciences, Scopus, РИНЦ, Google Scholar, ERIH, входящих в список ВАК

  1. Петровская Е.В. [Круглый стол]. Книга как событие. [Сост. блока Т. Венедиктова]. Подорога В. Антропограммы: Опыт самокритики. М.: Логос, 2014 // Новое литературное обозрение. 2016. № 138 (2). С. 97–100. (ВАК, РИНЦ, RSCI, ERIH PLUS, научнаястатья, ISSN 0869-6365). А также: Петровская Е.В. Комментарий к проекту В.А. Подороги по антропологии литературы // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2016. № 2 (апрель – июнь). C. 130–133. [Электронный ресурс] URL: http://politconcept.sfedu.ru/2016.2/06.pdf (РИНЦ, научная статья, ISSN2218-5518)

  1. Петровская Е.В. Боль повседневности // Vox. Электронный философский журнал. Июнь 2016. Вып. 20. С. 1–7. [Электронный ресурс] URL: http://vox-journal.org/content/Vox20/Vox20-PetrovskayaE.pdf (РИНЦ, научная статья, ISSN 2077-6608)

  2. Петровская Е.В. (Petrovsky H.V.). Maidan: Challenge of the Common. Guest Editor’s Introduction // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. № 3. P. 177–184. DOI: 10.1080/10611967.2016.1251235. (ВАК, Scopus, Web of Sciences, научнаястатья, ISSN 1061-1967)

  3. Петровская Е.В. (Petrovsky H.V.).The Future – Mediator or Participant? // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. № 3. P. 233–238. DOI: 10.1080/10611967.2016.1251241. (ВАК, Scopus, Web of Sciences, научнаястатья, ISSN 1061-1967)

  4. Петровская Е.В. (Petrovsky H.). Beleza sem prata. As polaroides de Andrei Tarkóvski // Kinoruss / Кинорусс. 2016. № 7. P. 180–211. (Научная статья, ISSN 2237-2106)

  5. Бычков В.В. Искусство сюрреализма в метафизическом измерении // Вестник славянских культур. 2016. № 1 (39) (март). С. 171–188. (ВАК, РИНЦ, Web of Sciences, ERIH PLUS, Google Scholar, научнаястатья, ISSN 2073-9567)

  6. Бычков В.В. Форма-содержание в искусстве // Вопр. философии. 2016. № 5. С. 68–79. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1401&Itemid=52 (РИНЦ, ВАК, WebofSciences, RSCI, ERIHPLUS, научная статья,ISSN 0042-8744)

  7. Бычков В.В. Метафизический дух сюрреализма: Хуан Миро // Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 417–429. DOI: 10.7256/1999-2793.2016.3.17083. (ВАК, РИНЦ,ERIH PLUS,научная статья, ISSN 1999-2793)

  8. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Вкус как главная предпосылка эстетического опыта // Вестник славянских культур. 2016. № 2 (40) (июнь). С. 203–218. (ВАК, РИНЦ, Web of Sciences, ERIH PLUS, Google Scholar, научнаястатья, ISSN 2073-9567)

  9. Маньковская Н.Б. Эстетическое credo Жозефена Пеладана – «демона» французского символизма // Вопр. философии. 2016. № 5. С. 80–92. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1403&Itemid=52 (РИНЦ, ВАК, WebofSciences, RSCI, ERIHPLUS, научная статья,ISSN 0042-8744)

  10. Маньковская Н.Б. Мистико-символическая метафизика искусства Жозефена Пеладана // Филология: научные исследования. 2016. № 2 (22). С. 182190. DOI: 10.7256/2305-6177.2016.2.19026. (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, научная статья, ISSN 2305-6177)

  11. Маньковская Н.Б. Синестетическая проблематика в эстетике французского символизма и ее современное звучание // Вестник ВГИК. 2016. № 1 (27). С. 64–77. (ВАК, РИНЦ, научная статья, ISSN 2074-0832)

  12. Долгов К.М. Эстетика личности и жизни (к 100-летию со дня рождения М.Ф. Овсянникова) // Вопр. философии. 2015. № 11. С. 199–203. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1281&Itemid=52(ВАК, РИНЦ, WebofSciences, RSCI, ERIHPLUS, научная статья,ISSN 0042-8744) (не вошло в отчет 2015 г.)

  13. Долгов К.М. Памяти Михаила Леонтьевича Титаренко – философа, ученого, дипломата // Вопр. философии. 2016. № 7. С. 203–205. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1438&Itemid=52(ВАК, РИНЦ, WebofSciences, RSCI, ERIHPLUS, научная статья, ISSN 0042-8744)

  14. Долгов К.М. О выступлениях Папы Римского Франциска // Международная жизнь. 2016. № 9. С. 97–111. (РИНЦ, научная статья, ISSN 0130-9625)

  15. Аронсон О.В. Эпидемиология политического // Новое литературное обозрение. 2015. № 136 (6). С. 37–48. (ВАК, РИНЦ, RSCI, ERIHPLUS, научная статья, ISSN 0869-6365) (не вошло в отчет 2015 г.)

  16. Аронсон О.В. [Круглый стол]. Книга как событие. [Сост. блока Т. Венедиктова]. Подорога В. Антропограммы: Опыт самокритики. М.: Логос, 2014 // Новое литературное обозрение. 2016. № 138 (2). С. 80–86. (ВАК, РИНЦ, Web of Sciences, RSCI, ERIH PLUS, научнаястатья, ISSN 0869-6365)

  17. Аронсон О.В. Формы мысли в границах тела (об аналитической метафизике Валерия Подороги) // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2016. № 3 (июль – сентябрь). C. 103–110. [Электронный ресурс] URL: http://politconcept.sfedu.ru/2016.3/05.pdf (РИНЦ, RSCI, научная статья, ISSN2218-5518)

  18. Аронсон О.В. Товарищество земли. Этика общности в «Стихах о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама // Vox. Электронный философский журнал. Июнь 2016. Вып. 20. С. 1–13. [Электронный ресурс] URL: http://vox-journal.org/content/Vox20/Vox20-AronsonO.pdf (РИНЦ, RSCI, научная статья, ISSN 2077-6608)

  19. Аронсон О.В. Анимация: заметки посторонних. Суздаль-2016. Дискуссия об отношениях анимации и современного искусства // Искусство кино. 2016. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2016/04/animatsiya-zametki-postoronnikh-suzdal-2016(ВАК, доклад, ISSN 0130-6405)

  20. Аронсон О.В. (Aronson O.V.).Maidan: Redefining Democracy // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. № 3. P. 223–232. DOI: 10.1080/10611967.2016.1251240. (ВАК, Scopus, Web of Sciences, научнаястатья, ISSN 1061-1967)

  21. Липов А.Н. «WATER MUSIC». Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа. Статья первая // Культура и искусство. 2016. № 5. С. 643661.DOI: 10.7256/2222-1956.2016.5.18404. [Электронный ресурс] URL: http://ru.aurora-group.eu/library_read_article.php?id=-38610 (ВАК, РИНЦ, научная статья, ISSN 2222-1956)

  22. Маслова В.А. Символ, образ, метафора, аллегория как средства постижения «прекрасного» в поэзии французского символизма // Психология и психотехника. 2016. № 8. С. 642–650. (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, научная статья, ISSN 2070-8955)

  23. Ларионов Д.В. Международная конференция «Поэтический и философский дискурсы: история взаимодействия и современное состояние» (Институт языкознания РАН / Институт философии РАН, 7–9 октября 2015 г.) [в соавт. с Н. Сунгатовым] // Новое литературное обозрение. 2016. № 138 (2). С. 424–429. (ВАК, РИНЦ, RSCI, ERIH PLUS, аналитический обзор, ISSN 0869-6365)

  24. Ларионов Д.В. Расщепление любви (Рец. на кн.: Снытко С. Короли ацетона. М., 2014) // Новое литературное обозрение. 2016. № 138 (2). С. 310–313. (ВАК, РИНЦ, RSCI, ERIH PLUS, рецензия, ISSN 0869-6365)

 

  1. Статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций

  1. Петровская Е.В. Где проходят линии разломов? Коротко о времени в технических искусствах (а также: Petrovskaya E. Wo verlaufen die Bruchlinien? In kurzen Worten über die Zeit in den technischen Künsten) // Die Zukunft fotografieren / Фотографиябудущего. Katalog / Hg. von E. Ruelfs, E. Lazareva, W. Iro. Heidelberg; Berlin, 2015. S. 106–111. (ISBN 978-3-86828-500-0, тираж не указан, научная статья) (не вошло в отчет 2015 г.).

  2. Петровская Е.В. Клод Ланцман: уроки нового архива // Ланцман К. Шоа / Пер. с фр. П. Каштанова. М., 2016. С. 372–385. (ISBN 978-5-98379-205-0, тираж не указан, научная статья).

  3. Петровская Е.В. Комментарий к проекту В.А. Подороги по антропологии литературы // Политика мысли: мастерская Валерия Подороги в оценке учеников и коллег: Сб. ст. / Отв. ред. В.П. Макаренко. Ростов-на-Дону, 2016. С. 83–87. (ISBN 978-5-9275-2018-3, 100 экз., научная статья).

  4. Петровская Е.В. [Выступление на круглом столе «Что такое искусство?»] // Что такое искусство? Материалы дискуссии в Институте философии РАН. М., 2016. С. 56–62. (ISBN 978-5-906072-21-4, 500 экз., материалы круглого стола).

  5. Петровская Е.В. Лаку-Лабарт Филипп // Философы Франции. Словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М.; СПб., 2016. С. 246–248. (ISBN 978-5-98712-632-5, 1000 экз., словарная статья).

  6. Петровская Е.В. Нанси Жан-Люк // Философы Франции. Словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М.; СПб., 2016. С. 335–338. (ISBN 978-5-98712-632-5, 1000 экз., словарная статья).

  7. Бычков В.В. Философия искусства Василия Кандинского // Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 2016. С. 5–36. (ISBN 978-5-386-09656-4, 700 экз., научная статья).

  8. Бычков В.В. [Доклад и выступление на круглом столе «Что такое искусство?»] // Что такое искусство? Материалы дискуссии в Институте философии РАН. М., 2016. С. 6–21; 77–84. (ISBN 978-5-906072-21-4, 500 экз., материалы круглого стола).

  9. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественно-эстетическая виртуалистика // Вопр. теории архитектуры. Архитектура – современный опыт профессиональной саморефлексии. М., 2016. C. 328–342. (ISBN 978-5-9710-0555-1, 500 экз., научная статья).

  10. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Техногенные аспекты современного искусства // Вопр. теории архитектуры. Архитектура – современный опыт профессиональной саморефлексии. М., 2016. C. 55–70. (ISBN 978-5-9710-0555-1, 500 экз., научная статья).

  11. Маньковская Н.Б. Эстетик per se // Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. 3-е изд., перераб. и дополн. М.; СПб., 2016. С. 533–558. (ISBN 978-5-98712-653-0, 1000 экз., научная статья).

  12. Маньковская Н.Б. [Выступление на круглом столе «Что такое искусство?»] // Что такое искусство? Материалы дискуссии в Институте философии РАН. М., 2016. С. 50–56. (ISBN 978-5-906072-21-4, 500 экз., материалы круглого стола).

  13. Маньковская Н.Б. Звук и буква в эстетике французского символизма // Эстетика звука на экране и в книге. М., 2016. С. 64–79. (ISBN 978-5-87149-212-3, 500 экз., научная статья).

  14. Маньковская Н.Б. Батай Жорж, Бодрийар Жан, Делёз Жиль, Камю Альбер, Кристева Юлия, Лиотар Жан-Франсуа, Тодоров Цветан // Философы Франции. Словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М.; СПб., 2016. С. 41–44; 69–71; 148–151; 195–197; 227–229; 284–286; 407–410. (ISBN 978-5-98712-632-5, 1000 экз., словарные статьи).

  15. Аронсон О.В. Формы мысли в границах тела. Об аналитической метафизике Валерия Подороги // Политика мысли: мастерская Валерия Подороги в оценке учеников и коллег: Сб. ст. / Отв. ред. В.П. Макаренко. Ростов-на-Дону, 2016. С. 122–133. (ISBN 978-5-9275-2018-3, 100 экз., научная статья).

  16. Аронсон О.В. Вейль Симона // Философы Франции. Словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М.; СПб., 2016. С. 91–93. (ISBN 978-5-98712-632-5, 1000 экз., словарная статья).

  17. Аронсон О.В. Право на искусство // Синий диван. 2016. Вып. 21. С. 29–49. (ISBN 978-5-94607-183-3, 700 экз., научная статья).

  18. Маслова В.А. Сеятель Арепо управляет колесом, или О социальной функции современного искусства (круглый стол) // Синий диван. 2016. Вып. 21. С. 83–113. (ISBN 978-5-94607-183-3, 700 экз., материалы круглого стола).

  19. Ларионов Д.В. Сеятель Арепо управляет колесом, или О социальной функции современного искусства (круглый стол) // Синий диван. 2016. Вып. 21. С. 83–113. (ISBN 978-5-94607-183-3, 700 экз., материалы круглого стола).

 

  1. Научно-популярные статьи

  1. Долгов К.М. Целомудрие: свобода и ответственность [интервью] // Покров. 2016. № 4/544. С. 49–51. (ISSN 20790-3227, 8000 экз.).

  2. Долгов К.М.Задачи для нового министра // Покров. 2016. № 5/545. С. 4246. (ISSN 20790-3227, 8000 экз.).


           4. Сведения о подготовке и участии в научных мероприятиях:

  • список мероприятий, организованных сектором:

1. Круглый стол «Что такое искусство?» (г. Москва, Институт философии РАН, Министерство культуры РФ, 19 апреля 2016 г., 7 докладчиков). Электронный ресурс [URL]: http://iphras.ru/19_04_2016.htm

2. Научно-методологический семинар сектора:

Заседания научного семинара «Эстетика и ее трансформации в XXI веке» под руководством Е.В. Петровской и О.В. Аронсона (аудиоматериалы доступны на сайте Института: http://iph.ras.ru/page24050962.htm):

1) 3 марта 2016 г. А.В. Семенович, аспирант Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), адвокат: «Эстетические основания судебного процесса».

2) 19 апреля 2016 г. Круглый стол «Что такое искусство?» с участием д.ф.н. В.В. Бычкова, д.ф.н. В.А. Подороги, почетного доктора теологии Тюбингенского университета Е.В. Барабанова, д.ф.н. Н.Б. Маньковской, к.ф.н. Е.В. Петровской.

3) 24 мая 2016 г. О.В. Аронсон, к.ф.н., с.н.с. сектора эстетики: «Право на искусство».

4) 30 июня 2016 г. В.В. Петров, д.ф.н., зав. сектором античной и средневековой философии и науки ИФ РАН: «Телеология конца XIX века и авторы русского модернизма».

5) 24 ноября 2016 г. Е. Габриелев, фотограф: «Вес времени».

  • сведения об участии сотрудников сектора в научных мероприятиях:

  1. Петровская Е.В. «Между “старой объективностью” и “наивным концептуализмом”». Международный симпозиум, посвященный «Свидетельствам» Зофии Рыдет (г. Варшава, Музей современного искусства, 8–9 января 2016 г.). – Доклад на тему: «Исследуя фотографический знак» (на англ. яз.).

  2. Петровская Е.В. Всероссийская конференция с международным участием «Культ естественного государства в контексте социальной эволюции» (г. Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 25–26 марта 2016 г.). – Доклад на тему: «Способы переработки травмы в современных художественных практиках»; участие в круглом столе «Политика мысли: мастерская Валерия Александровича Подороги в контексте опыта учеников и ровесников», а также в презентации журнала «Синий диван» и новых изданий Центра политической концептологии ВШБ ЮФУ.

  3. Петровская Е.В. Круглый стол «Что такое искусство?» (г. Москва, Институт философии РАН, 19 апреля 2016 г.). – Организатор мероприятия и содокладчик.

  4. Петровская Е.В. Международная философская конференция «Нормы возмущения» (г. Фленсбург, Германия, Европейский университет г. Фленсбурга, 4–5 июля 2016 г.). – Пленарный доклад на тему: «Indignation: Disturbance of the Sign» («Возмущение знака») (на англ. яз.).

  5. Петровская Е.В. 10-я Международная Летняя школа Института проблем современного искусства (г. Москва) совместно с Лондонским университетом Голдсмит (г. Вышний Волочек, 28–30 июля 2016 г.). – Выступление на тему: «От логики идентичности (тождественности) к логике множества» (на англ. яз.); лекция на тему: «О лозунгах как перформативах» (на англ. яз.). Электронный ресурс [URL]: http://icamoscow.ru/ru/proekty/letniaia-shkola/

  6. Бычков В.В. IV Международная научная конференция «Музыка – Философия – Культура»: «Родное и вселенское: к 150-летию Вячеслава Иванова» (г. Москва, Российская академия музыки им. Гнесиных, 6–8 апреля 2016 г.). – Доклад на тему: «Эстетика Вячеслава Иванова как анагогический опыт».

  7. Бычков В.В. Круглый стол «Что такое искусство?» (г. Москва, Институт философии РАН, 19 апреля 2016 г.). – Доклад на тему: «Что такое искусство?».

  8. Бычков В.В. Международная конференция «Василий Кандинский: синтез искусств, синтез культур» (г. Москва, РГГУ, 12–15 декабря 2016 г.). – Пленарный доклад на тему: «Искусство как эстетический феномен в теории Кандинского». Электронный ресурс [URL] https://drive.google.com/file/d/0B1BbXBZ0bj6hSlVEY2VHUXZLWFk/view

  9. Маньковская Н.Б. IV Международная научная конференция «Музыка – Философия – Культура»: «Родное и вселенское: к 150-летию Вячеслава Иванова» (г. Москва, Российская академия музыки им. Гнесиных, 6–8 апреля 2016 г.). – Доклад на тему: «Эстетика французского символизма как предтеча символизма в России».

  10. Маньковская Н.Б. VIII конференция «Эстетика экранизации»: «Эстетика звука на экране и в книге» (г. Москва, ВГИК, 12–14 апреля 2016 г.). – Выступление на тему: «Звук и буква в эстетике французского символизма». [Электронный ресурс] URL: http://www.vgik.info/today/creativelife/detail.php?ID=5115

  11. Маньковская Н.Б. Круглый стол «Что такое искусство?» (г. Москва, Институт философии РАН, 19 апреля 2016 г.). – Выступление на тему: «Границы искусства».

  12. Кормин Н.А. XX Международный эстетический конгресс (г. Сеул, Корея, Сеульский национальный университет, 24–29 июля 2016 г.). – Доклад, принятый Оргкомитетом конгресса, на тему: «Convergence as an aesthetic problem». [Электронный ресурс] URL: http://www.ica2016.org/file/July%2026%20(Tue)%201100-1220.pdf

  13. Долгов К.М. XXIV Международные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность» (г. Москва, Московская (городская) епархия Русской Православной Церкви, 25–27 января 2016 г.). – Доклад на тему: «Мировое значение Афона». [Электронный ресурс] URL: http://pk-semya.ru/xxiv-rozhdestvenskie-chteniya-2016.html; https://mroc.pravobraz.ru/o-chteniyax/

  14. Долгов К.М. XI Оптинский форум (гг. Москва, Калуга, Оптина пустынь, 3–5 июня 2016 г.). – Доклад на тему: «Значение Афона для России». [Электронный ресурс] URL: http://www.pravoslavie.ru/93971.html

  15. Долгов К.М. XIX Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской митрополии «Потери и обретения: 1917–2017» (г. Калуга, Московский патриархат, Калужская митрополия, 17–30 сентября 2016 г.). – Доклад на тему: «Поиски праведного пути: обретения и утраты, утраты и обретения». Второй доклад на тему: «Восток, Россия и Европа: перспективы развития современного мира». [Электронный ресурс] URL: http://kalugads.ru/wp-content/uploads/2016/09/Programma-XIX-BROCH_Kaluzhskaya-mitropoliya_-dopolnenie-26.09.2016.pdf

  16. Долгов К.М. Круглый стол на тему: «Церковь и внешняя политика России: традиции, тенденции, перспективы» (г. Москва, МГИМО, Центр «Церковь и международные отношения», 6 декабря 2016 г.). [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4709811.html

  17. Долгов К.М. X Конвент Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) «25 лет внешней политике России» (г. Москва, МГИМО, 8–9 декабря 2016 г.). – Доклад на тему: «Слово, мысль, образ в российской дипломатии». [Электронный ресурс] URL: http://mgimo.ru/upload/2016/12/x-risa-convention_prog_03-12.pdf

  18. Аронсон О.В. Всероссийская конференция с международным участием «Культ естественного государства в контексте социальной эволюции» (г. Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 25–26 марта 2016 г.). – Доклад на тему: «Современное государство и утрата политической формы»; участие в круглом столе «Политика мысли: мастерская Валерия Александровича Подороги в контексте опыта учеников и ровесников», а также в презентации журнала «Синий диван» и новых изданий Центра политической концептологии ВШБ ЮФУ.

  19. Аронсон О.В. XIX Открытая конференция студентов-филологов (г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 18 апреля 2016 г.). – Пленарный доклад: «Механика стихий (специфика анализа фильма)».

  20. Аронсон О.В. Лекция на тему: «Работа Льва Толстого “Что такое искусство?” и экономика бедности» в рамках научного семинара факультета славистики (г. Зальцбург, Австрия, Зальцбургский университет, 9 ноября 2016 г.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР.

Начаты новые проекты: разработка динамической концепции знака, исследование связи искусства и юриспруденции. Продолжена работа и над проектами, которые разрабатывались раньше: это дальнейшее обоснование понятия «стихия» («элемент»), позволяющее переопределить концепцию эстетического суждения, а также углубленный анализ экспериментальной – электроакустической – музыки на примере творчества Дж. Кейджа. Отдельно прослежена трансформация эстетических идеалов и ценностей в современном полном конфликтов и напряженности мире.

 

На обширном иллюстративном материале показано, что в пространстве современного эстетического опыта и новейших арт-практик, ориентирующихся на инновационные и неклассические приемы творчества и осмысления окружающего мира и все чаще формирующихся в сетевой виртуальной среде, свою актуальность сохраняют такие базовые эстетические принципы, как вкус, художественность, символизация, образ и др., наполняясь нередко новым или же модифицированным содержанием.