Отчет о научной работе сектора эстетики за 2016 год ВВЕДЕНИЕ
Начата разработка динамической концепции знака (Петровская Е.В. Возмущение знака). Обозначены основные тенденции развития искусства сегодня (угасание зрелищности; внимание к измерению поступка; социальная направленность искусства) (Петровская Е.В. [Выступление на круглом столе «Что такое искусство?»]). Это вписывается и в более широкий контекст низовых глобальных движений, создающих общность как систему продуктивных отношений (Petrovsky H.V. Maidan: Challenge of the Common. Guest Editor’s Introduction). Продолжена работа по обоснованию нового понимания стихии, позволяющего выйти за рамки эстетических категорий и пересмотреть концепцию эстетического суждения (Аронсон О.В. Товарищество земли. Этика общности в «Стихах о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама). Начат проект, в котором рассматривается взаимосвязь искусства и юриспруденции (Аронсон О.В. Право на искусство). Продолжено исследование электроакустической музыки на примере творчества Дж.М. Кейджа, использующего принцип управляемой случайности (Липов А.Н. «WATERMUSIC». Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа. Статья первая). Впервые предпринята попытка дать систематический философский анализ основных сфер духовной деятельности и духовного состояния современного общественного бытия (Долгов К.М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т.). Особое внимание уделено фундаментальным проблемам эстетики – форме-содержанию в искусстве (Бычков В.В. Форма-содержание в искусстве), его духовной наполненности (Бычков В.В. Философия искусства Василия Кандинского), многообразным аспектам эстетического опыта и его главной предпосылке – вкусу (Бычков В.В., МаньковскаяН.Б. Вкус как главная предпосылка эстетического опыта). Проанализированы остроактуальные проблемы, связанные с эстетическойвиртуалистикой; введена и уточнена рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественно-эстетическая виртуалистика). Осмыслены подходы к построению эстетической теории познания, синтезирующей принципы эстетического и познавательного отношения к миру (Кормин Н.А. Познание как произведение: эстетический эскиз). Выявлены актуальные для современной эстетики проблемы символизации в сюрреализме (Бычков В.В. Искусство сюрреализма в метафизическом измерении), проанализированы вопросы синтеза искусств и синестезии (Маньковская Н.Б. Синестетическая проблематика в эстетике французского символизма и ее современное звучание; Маньковская Н.Б. Звук и буква в эстетике французского символизма). Реконструирована оригинальная эстетическая концепция представителя французского символизма Жозефена Пеладана; показано, что отстаивание им принципа художественности является актуальным и сегодня (Маньковская Н.Б. Эстетическое credo Жозефена Пеладана – «демона» французского символизма).
Целью данного года исследований был комплексный анализ эстетических явлений по двум основным направлениям: 1) актуальные вопросы современной эстетики; 2) история эстетической мысли. Как показала практика исследований в предыдущие годы, только такой подход помогает по-настоящему выявить и оценить глубину, масштаб и возможные последствия тех трансформаций, которые эстетика претерпевает буквально на наших глазах. В последнее время эстетика привлекает все большее внимание исследователей в различных сферах гуманитарной и социальной мысли. Она давно уже перешагнула рамки дисциплины, связанной с философским осмыслением искусства и чувственного опыта познания мира, за которым стояли категории, разработанные в рамках классической метафизической традиции. В современном мире новых технологий, масс-медийной культуры этот язык оказывается явно недостаточным. Совершенно новые способы понимания эстетики в ее связи с социальными и экономическими явлениями показывают, что границы эстетики и этики, эстетики и политики все менее очевидны в мире новых средств массовой коммуникации. В обществе, где для рефлексивного и созерцательного опыта остается все меньше места, где скорость и интенсивность коммуникации и информационных потоков слишком велика, именно обращение к сфере эстетического опыта, снимающего различия между чувственным и рациональным, аффективным и созерцательным порядками, оказывается чрезвычайно важным для понимания процессов, происходящих в глобализированном мире. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Начата разработка динамической концепции знака с привлечением семиотики Ч.С. Пирса и лингвистической философии Ж. Делёза (Петровская Е.В. Возмущение знака). Продолжена работа над аффективным пониманием искусства. Так, на материале психоанализа и его современных трактовок поставлена проблема десимволизации боли; показаны способы преломления последней в произведениях современного искусства (Петровская Е.В. Боль повседневности). Обозначены основные тенденции развития искусства сегодня (угасание зрелищности; внимание к измерению поступка; социальная направленность искусства в качестве эксперимента) (Петровская Е.В. [Выступление на круглом столе «Что такое искусство?»]). Это вписывается и в более широкий контекст низовых глобальных движений, создающих общее – общность – как систему продуктивных отношений (Petrovsky H.V. Maidan: Challenge of the Common. Guest Editor’s Introduction). Продолжена работа по обоснованию нового понимания стихии, при котором стихия (элемент) диктует иную логику, нежели привычные нам логики атомарного понимания, познания, восприятия предмета. Развитие «элементной» логики позволяет выйти за рамки эстетических категорий и пересмотреть концепцию эстетического суждения (Аронсон О.В. Товарищество земли. Этика общности в «Стихах о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама). Начат новый проект, в котором рассматривается взаимосвязь искусства и юриспруденции, история судебных процессов над писателями в ХIХ веке и суды над художниками в советское время и в нынешней России. Благодаря обращению к тематике права по-новому поставлен вопрос о соотношении современного искусства и понятия ценности (Аронсон О.В. Право на искусство). Продолжено исследование экспериментальной – электроакустической – музыки с опорой на творчество Дж.М. Кейджа. Преобразование музыкальной ткани, расширение границ искусства музыки за счет использования нового звукового материала, осуществленное Кейджем, рассматривается на примере его композиции «Water Music» («Музыка воды», 1952). Показано, что основными принципами рассматриваемого творческого метода являются управляемая случайность, а также идея единства жизни, природы и искусства, что приводит к радикальному расширению звукового пространства и, по существу, к изменению самого предмета музыки (Липов А.Н. «WATERMUSIC». Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа. Статья первая). Впервые предпринята попытка дать систематический философский анализ основных сфер духовной деятельности и духовного состояния современного общественного бытия. Основу анализа составляет предельно широкая и наиболее значимая философская категория «Логос», определяющая, по сути дела, категориальные системы всех духовных областей человеческой жизнедеятельности: философии, политики, дипломатии, права, религии, эстетики, литературы и искусства, равно как и культуры в целом. Подобное исследование позволяет раскрыть стратегию развития современного мира и наиболее важных отношений, складывающихся в области политики, экономики, культуры. Тем самым выявляются самые существенные и серьезные недостатки и пороки современного государственного и общественного устройства. Предпринятый анализ раскрывает также диалектику превращения высоких идеалов и ценностей в нечто примитивное, извращенное и антигуманное. Речь идет о высших идеалах и ценностях, а именно о свободе, демократии, добре, любви, милосердии и красоте, и их глубокой трансформации в полном конфликтов и напряженности эмпирическом мире (Долгов К.М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т.). Группа «Постнеклассическая эстетика» проводила работу по двум главным направлениям: исследование актуальных аспектов современной эстетики и углубление знаний в сфере истории эстетики под углом зрения современной методологии и с использованием новейших достижений гуманитарных наук. В первом направлении особое внимание уделено фундаментальным проблемам эстетики – форме-содержанию в искусстве (Бычков В.В. Форма-содержание в искусстве), его духовной наполненности (Бычков В.В. Философия искусства Василия Кандинского), многообразным аспектам эстетического опыта и его главной предпосылке – вкусу (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Вкус как главная предпосылка эстетического опыта). Показано, что вкус, художественность, форма-содержание являются базовыми принципами искусства, инициирующими событие эстетического опыта. Проанализированы остроактуальные проблемы, связанные с новым разделом постнеклассической эстетики – эстетической виртуалистикой, рассмотрены новейшие виды компьютерно-сетевых арт-практик, введена и уточнена рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы современной эстетики (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественно-эстетическая виртуалистика; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Техногенные аспекты современного искусства). Выявлены и уточнены основные аспекты постнеклассического смысла современной эстетики и философии искусства (Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства; Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс). Осмыслены подходы к построению эстетической теории познания, синтезирующей принципы эстетического и познавательного отношения к миру (Кормин Н.А. Познание как произведение: эстетический эскиз). В историко-эстетическом плане выявлены актуальные для современной эстетики проблемы символизации в сюрреализме (Бычков В.В. Искусство сюрреализма в метафизическом измерении), проанализированы вопросы синтеза искусств и синестезии в эстетике французского символизма (Маньковская Н.Б. Синестетическая проблематика в эстетике французского символизма и ее современное звучание; Маньковская Н.Б. Звук и буква в эстетике французского символизма). Реконструирована оригинальная эстетическая концепция представителя мистической ветви французского объективного символизма Жозефена Пеладана, проанализированы его представления о миссии художника, эстетическом созерцании и наслаждении, основных эстетических категориях, художественности, символизации в искусстве; показано, что отстаивание им принципа художественности как сущности искусства является актуальным и сегодня (Маньковская Н.Б. Эстетическое credo Жозефена Пеладана – «демона» французского символизма; Маньковская Н.Б. Мистико-символическая метафизика искусства Жозефена Пеладана).
1. Маньковская Н.Б., пер. с фр.: Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского // Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 2016. С. 37–80. 700 экз. ISBN 978-5-386-09656-4.
1. Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М.: КноРус, 2016. 528 с. 278 экз. ISBN 978-5-406-04668-5.
1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус. яз.
Монография представляет собой современное исследование по эстетике, которое автор относит к пространству постнеклассической эстетики, усматривая в ней три взаимодополняющих компонента: метафизическое ядро – классическую эстетическую теорию в ее современном понимании; нонклассику – имплицитную эстетику ХХ века, реконструируемую на основе авангардно-модернистского и постмодернистского искусства прошлого столетия и соответствующих теоретических дискурсов; виртуалистику – нарождающуюся теорию виртуального эстетического опыта, складывающегося в сети Интернет. Соответственно, в первом разделе дается современное понимание предмета эстетики, краткая история эстетической мысли, в которой немалое место занимают новые материалы из истории русской эстетики, по-новому прочитанная система основных эстетических категорий. Особое внимание уделено современным смыслам эстетического и искусства. Второй раздел посвящен реконструкции альтернативного классическому эстетического опыта и сознания ХХ века в контексте анализа основных направлений и феноменов авангардно-модернистско-постмодернистского искусства. В третьем разделе намечены основные проблемы виртуального эстетического опыта и сознания, связанных с новейшими видами компьютерно-сетевых арт-практик. Вводится и уточняется рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы современной эстетики.
В монографии сложный и многомерный феномен постмодернизма исследуется в его художественно-эстетическом ракурсе. Автор выводит на эксплицитный уровень и вводит в научный обиход имплицитную эстетику постмодернизма. Разрабатывается авторская концепция отечественного постмодернизма, отличающая его от североамериканской и западноевропейской моделей. Обосновывается идея модернизма, постмодернизма и виртуалистики как неклассической эстетики ХХ–ХХI вв., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики. Систематизируются признаки нонклассики в теории и современной художественной практике, дается хронотипология неклассических форм художественно-эстетического сознания. Исследуются теоретические основы эстетики постмодернизма – постфрейдизм, постструктурализм, теория деконструкции. Рассматриваются ее ключевые методологические проблемы – художественный шизоанализ, симулякр, интертекстуальность, иронизм. Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой, массовой культурой. Выдвигается гипотеза о перспективах эволюции постмодернизма, анализируются его инновации – виртуальная реальность в искусстве, технообразы. Раскрываются место и роль постмодернизма в контексте современных процессов глобализации.
Монография представляет собой уникальное исследование становления, развития и бытия христианской культуры на протяжении всей ее истории под углом зрения формирования в ней художественно-эстетического сознания (имплицитной эстетики) на материале восточнохристианского (православного) ареала: патристика, Византия, южные славяне, Древняя Русь, Россия Нового времени. В книге анализируется совокупность таких феноменов, как христианский символизм (понимание образа, символа, аллегории, знака), антиномизм, концепции духовного эроса, творения и творчества, прекрасного и искусства, актуализация пространственно-временного континуума в искусстве; много внимания уделено феномену иконы (ее богословию, философии, художественному языку), эстетике аскетизма, литургической эстетике и др. Первый том посвящен раннему христианству и Византии. Второй охватывает христианскую культуру от крещения южных и восточных славян до ХХ в. Прослеживается трансформация основных парадигм христианской культуры и эстетического сознания у русских религиозных писателей и мыслителей ΧΙΧ–ΧΧ вв. и в таких духовно-художественных движениях Серебряного века, как неоправославие, символизм, авангард. Наряду с традиционными для христианства темами уделено внимание и дискуссионным темам – софийности, соборности, теургии, новейшим представлениям о символе.
В монографии выявлены подходы к построению эстетической теории познания. Автор исследует проблематику соотношения эстетического и познавательного отношения к миру, рассматривает нестираемую данность эстетического в жизни познания и раскрывает, как эстетическое свойство познающего разума проявляется в кибернетике сознания и искусственного интеллекта. Специальное внимание уделено тому, как производят истину, с одной стороны, философия, эта своеобразная методология души, и, с другой, искусство, как художественно-философские формирования становятся произведенческими структурами когнитивного развития. В исследовании делается вывод о том, что эти культурные образования усиливают рельефные проявления того, что есть, равно как и дополненной реальности.
Книга посвящена анализу фундаментальных проблем философии, политики, культуры прошлого и современности. В разделе «Философия» дается анализ сущности и смысла философии как знания, сознания и самосознания человека и человечества от Платона до представителей русской философии. В разделе «Политика» исследуется развитие политической мысли от древних китайских и греческих философов до современности. Определяются сущность политической философии, стратегии войны и мира, образование и природа суперкласса, обладающего наибольшей полнотой власти и богатства, проблемы политической модернизации современных государств. Особое внимание уделяется истории развития российской политики, а именно деятельности и миросозерцанию князя Владимира. Рассматриваются вопросы мировой политики и международного права. В разделах, посвященных культуре, анализируются основополагающие проблемы развития национальной и мировой культуры в глобализирующемся мире, в частности, развитие науки, литературы, искусства и эстетики в западноевропейских и восточных странах, актуальные проблемы образования, научного знания в России и за рубежом, а также проблемы воспитания молодежи. В разделе «Религия» исследуются проблемы Логоса, то есть взаимоотношения иудаизма, эллинизма, христианства и ислама. Обстоятельно анализируется учение Сергия Радонежского и его значение для судеб России. Рассматривается жизнь и деятельность Оптинских старцев Макария, Амвросия, Варсонофия, а также философско-религиозные взгляды К. Леонтьева и Паисия Святогорца. В книгу включены воспоминания, интервью, материалы встреч и бесед с выдающимися политиками, учеными, деятелями культуры.
Что такое насилие в современном мире? Какую роль играет оно сегодня, когда мы узнаем о нем прежде всего через СМИ? Авторы выпуска с разных сторон исследуют этот вопрос. Часть текстов посвящена снаффу – такой разновидности кинематографа, которая предполагает передачу реального насилия или настолько высокую степень жестокости самого изображения, что вопрос о его реалистичности оказывается несущественным. Обсуждается статус насилия в жанровом и документальном кино, литературе и живописи, а также в контексте происходящих ныне цивилизационных изменений и связанных с ними угроз, исходящих от исламских экстремистов. Несмотря на разные подходы к пониманию самого насилия, авторы выпуска, похоже, едины в одном: их интересует не насилие «как таковое», а его неразрывная связь с современными медиа. Журналы:
Достижима ли демократия, в том числе абсолютная? Этот вопрос, вдохновленный размышлениями Бенедикта Спинозы, сегодня, похоже, впервые получает вполне конкретный разворот. Протестные движения, начавшиеся по всему миру в 2011 году и нашедшие свое продолжение в последнем киевском Майдане, со всей остротой ставят проблему не опосредованного ничем народовластия. Авторы номера, украинские и российские ученые, со всех сторон исследуют вопрос о том, кто является субъектом современных протестных движений, в каком политическом времени этот субъект находится, с какими себя отождествляет ценностями и почему. В фокусе внимания авторов – недавние события в Украине, требующие вдумчивого, честного и ответственного разговора. 1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу
The book is devoted to the fundamental problems of philosophy, politics, and culture of the past and the present. Particular attention is given to national and world culture in the globalized world, including science, literature, art and aesthetics in the West and the East.
Плановые научные статьи
4. Сведения о подготовке и участии в научных мероприятиях:
1. Круглый стол «Что такое искусство?» (г. Москва, Институт философии РАН, Министерство культуры РФ, 19 апреля 2016 г., 7 докладчиков). Электронный ресурс [URL]: http://iphras.ru/19_04_2016.htm 2. Научно-методологический семинар сектора: Заседания научного семинара «Эстетика и ее трансформации в XXI веке» под руководством Е.В. Петровской и О.В. Аронсона (аудиоматериалы доступны на сайте Института: http://iph.ras.ru/page24050962.htm): 1) 3 марта 2016 г. А.В. Семенович, аспирант Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), адвокат: «Эстетические основания судебного процесса». 2) 19 апреля 2016 г. Круглый стол «Что такое искусство?» с участием д.ф.н. В.В. Бычкова, д.ф.н. В.А. Подороги, почетного доктора теологии Тюбингенского университета Е.В. Барабанова, д.ф.н. Н.Б. Маньковской, к.ф.н. Е.В. Петровской. 3) 24 мая 2016 г. О.В. Аронсон, к.ф.н., с.н.с. сектора эстетики: «Право на искусство». 4) 30 июня 2016 г. В.В. Петров, д.ф.н., зав. сектором античной и средневековой философии и науки ИФ РАН: «Телеология конца XIX века и авторы русского модернизма». 5) 24 ноября 2016 г. Е. Габриелев, фотограф: «Вес времени».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР. Начаты новые проекты: разработка динамической концепции знака, исследование связи искусства и юриспруденции. Продолжена работа и над проектами, которые разрабатывались раньше: это дальнейшее обоснование понятия «стихия» («элемент»), позволяющее переопределить концепцию эстетического суждения, а также углубленный анализ экспериментальной – электроакустической – музыки на примере творчества Дж. Кейджа. Отдельно прослежена трансформация эстетических идеалов и ценностей в современном полном конфликтов и напряженности мире.
На обширном иллюстративном материале показано, что в пространстве современного эстетического опыта и новейших арт-практик, ориентирующихся на инновационные и неклассические приемы творчества и осмысления окружающего мира и все чаще формирующихся в сетевой виртуальной среде, свою актуальность сохраняют такие базовые эстетические принципы, как вкус, художественность, символизация, образ и др., наполняясь нередко новым или же модифицированным содержанием. |
|||||
|