Институт Философии
Российской Академии Наук




  2020 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Научные результаты » 2020 год

2020 год

ВВЕДЕНИЕ

 

Объект исследования: история эстетической мысли, а также изменение предмета, проблемного поля и категориального аппарата эстетики в XXI веке. Объект исследования охватывает такие сферы, как художественный опыт, искусство и его трансформации, социальный опыт, изменение перцептивных и когнитивных практик, медиа-коммуникация, чувственность и ее технологическое расширение.

Актуальность исследования: Анализ истории эстетических учений и идей позволяет проанализировать преемственность и разрыв между классикой и постнеклассическим состоянием науки. Выработка нового концептуального инструментария помогает улавливать динамическое измерение современной социальной и культурной жизни. Современность – это сложное переплетение процессов, за которые раньше отвечали отдельные области человеческой деятельности (экономика, политика, искусство, наука, религия). Сегодня эстетический опыт обнаруживает свои проявления не только в чувственном опыте познания или опыте искусства, но и на пересечении различных областей, которые раньше не имели отношения к эстетике. Такие радикальные общественно-исторические изменения приводят к необходимости пересмотра традиционных эстетических категорий и поиску новых адекватных средств для описания новейшей культурной ситуации.

Цели и задачи: Проанализировать истоки формирования современной чувственности на материале масштабных революционных преобразований начиная с эпохи модерна, выявить их влияние на состояние современной эстетической теории. Изучить трансформацию концептуального аппарата эстетики в контексте формирования массовых обществ и кризиса представления (как философского представления, так и представительной модели демократии). Провести углубленный сравнительный анализ эстетического сознания ряда теоретиков французского символизма и русских религиозных мыслителей,изучитьвлияние символизма на искусство, а также реконструировать целостный феномен символистского художественного сознания. Провести анализ эстетики цвета как элемента трансцендентальной феноменологии.

Методология: философско-эстетический анализ, компаративистика, искусствознание, феноменологический и имманентистский подходы, междисциплинарный анализ, археологический и генеалогический методы изучения историко-культурного материала, пострецептивная герменевтика.

 

Важнейшие результаты исследований:

Анализ истоков новейшей чувственности показал, что их следует искать в масштабных трансформациях эпохи модерна. Вопрос ставится так: как революция меняет традиционные эстетические категории? На искусствоведческом материале (наследие Аби Варбурга) исследована возможность концептуализировать иное время по сравнению c историческим. Речь идет о следах повторяющегося аффективного опыта, присутствующих в изображении (Петровская Е.В. Фотография: формулы памяти // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 1 (38). С. 166–177). Революция интерпретируется как процесс «большой длительности». Ее знаки располагаются вне режима человеческого восприятия: они находятся в зоне «общего чувства», возникающего у глобальной аудитории, захваченной революцией как зрелищем (Aronson O. Preliminary Remarks toward a Formal Understanding of Revolution // The South Atlantic Quarterly. 2020. Vol. 119. № 3. P. 521–533). В условиях современных революций сама перформативная речь выступает отголоском коллективного действия (Petrovsky H. Revolution without Revolution (On the Events in France) // The South Atlantic Quarterly. 2020. Vol. 119. № 3. P. 511–520), а «общее чувство» оборачивается действием, основанным на равенстве и солидарности (Аронсон О.В. От логики общего чувства к эстетике равенства // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 35–47).

В ходе анализа текстов французских символистов было выявлено, что их эстетические идеи символизации в искусстве, его метафизической сущности и анагогической миссии востребованы современной культурой (Маньковская Н.Б. Лебедь, закованный льдом. Эстетические воззрения Стефана Малларме // Художественная культура. 2020. № 1 (32). С. 1–28; Маньковская Н.Б. Нарцисс в зеркальных отражениях. Символистская эстетика Андре Жида // Культура и искусство. 2020. № 4. С. 71–84). Проведенный анализ эстетики и художественной практики раннего французского романтизма раскрыл те их черты, которые послужили предтечами символизма (Маньковская Н.Б. У истоков французского романтизма. Эстетические взгляды Рене де Шатобриана // Художественная культура. 2020. № 3 (34). С. 8–43).

С помощью пострецептивной герменевтики было показано, что художественный символ оказывает существенное влияние на формирование конкретного живописного образа. Выявлены основные тематические линии, которые выводят изображение из узкомиметического контекста и возводят к невербализуемым смыслам (Бычков В.В. Некоторые эстетические аспекты искусства символистов // Философия и культура. 2020. № 2. С. 50–65; Бычков В.В. Метафизика пейзажа в символистском искусстве // Культура и искусство. 2020. № 4. С. 53–70).

Впервые показано, что осуществленный Гуссерлем анализ проблемы восприятия цвета является важнейшей предпосылкой феноменологической концепции интенциональности эстетического сознания (Кормин Н.А. Искусство и эстетические структуры метафизики цвета. Культура и искусство. 2020. № 5. С. 47–76).

Возможная практическая применимость результатов исследования:

Результаты проведенной научно-исследовательской работы могут иметь самое широкое практическое применение. Прежде всего, это касается сферы образования, где результаты исследований могут использоваться для подготовки лекционных курсов по современной философии, эстетике, философии искусства и медиа-теории. Сюда же примыкают и широко востребованные образовательные программы в рамках регулярно проводимых музейных экспозиций, что, без преувеличения, является сегодня общемировой тенденцией, особенно в условиях пандемии, когда эти программы повсюду переводятся в онлайн-формат. Достигнутые результаты способствуют также улучшению различных профессиональных компетенций, связанных с анализом современных форм коммуникаций, поскольку предложенные аналитические инструменты и подходы позволяют рассматривать медиа не как подручное средство или вынесенный вовне объект, но как всеохватную среду обитания человека высокотехнологической культуры. С этим же связаны и разнообразные формы возможной экспертизы, а именно экспертиза медиа- и рекламной продукции, составление прогнозов относительно развития дизайна, оценка урбанистических проектов, включая их социальные аспекты, и др. Наконец, основные результаты и выводы НИР могут успешно использоваться при разработке вопросов актуальной культурной политики и расстановке ее приоритетов.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА О НИР

 

Общей темой последних двух лет исследований стала революция в ее соотношении с эстетикой. Содержательно и методологически это является логичным продолжением проводившихся ранее исследований, посвященных анализу современной культуры как технологической среды, изменяющей как параметры, так и само определение чувственного (главная характеристика «эстетики» в современном мире). Истоки новой чувственности как раз и следует искать в масштабных трансформациях, происходивших в эпоху модерна. Вопрос в самом общем виде формулируется так: как революция меняет привычные эстетические категории? В результате проведенного анализа была установлена связь между формированием массового общества и революционными движениями XIX века. Удалось показать, что уже на уровне своей генеалогии искусство модерна содержит в себе критический взгляд на историю искусства, что открывает возможности для ее истолкования в инновационном духе.

Исследования велись по двум основным направлениям: 1) историческая память; 2) «большая длительность» (понятие школы «Анналов»), которую на языке современного гуманитарного знания можно обозначить как «нечеловеческое время». В избранной методологической перспективе, основанной на междисциплинарном подходе, меняются значения таких понятий, как солидарность, равенство, свобода и т.д.: они утрачивают свои политические и ценностные коннотации, превращаясь в эстетические категории, отвечающие кантовскому представлению об «общем чувстве». С другой стороны, традиционные эстетические категории описывают мир, не затронутый массовыми преобразованиями: это категории индивидуалистические, ориентированные не на действие и коллективную по своей природе чувственность, а на представление и созерцание. Пограничными в этом отношении выступают категории прекрасного и возвышенного (Э. Бёрк, И. Кант) – уже в самой этой паре содержится концептуальное напряжение, если не сказать противоречие, намечающее переход от познающего субъекта к миру, превосходящему своими мощью и масштабом человека и его способность познавать.

Исследована возможность концептуализировать – с помощью фотографии – иное время по сравнению c историческим. Для этой цели привлекается идея «формул пафоса» немецкого искусствоведа Аби Варбурга, а именно представление о повторяющихся элементах изображения, которыми передается бурное движение. Такой отпечаток аффективного опыта сохраняется в произведениях искусства, обеспечивая их продленную («посмертную») жизнь. В качестве устойчивого элемента изображения, передающего разделяемый опыт (понятие энграммы у Варбурга), отпечаток трансформирует изображение в пятно, где действуют силы и приостанавливается механизм уподобления. Но это же справедливо и для другого «отпечатка» – фотографии, которая оказывается местом пересечения множественных отношений. Данный потенциал, присутствовавшей в ней с самого начала, позволяет видеть в фотографии улавливатель иного времени – не исторического, но превосходящего своим масштабом человека (Петровская Е.В. Фотография: формулы памяти // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 1 (38). С. 166–177).

Кризис философского представления проанализирован на примере речевых высказываний, становящихся формой действия в условиях революции. Речь, отголоски которой опознаются как отдельные высказывания в ходе коллективных выступлений, является эффектом совместного действия масс. Когда французский антрополог Мишель де Серто, анализируя события мая 1968-го, приравнивает «взятие речи» (la prise de parole) к взятию Бастилии, то в этом можно усмотреть не обретение индивидом свободы, а скорее гул голосов, который и есть выражение массового действия. Если в социально-политическом плане представительство уступает место прямой демократии, то в области искусства свои права заявляет новая документальность, которая, избегая зрелищности, работает с заимствованной речью. Протестующие массы в конечном счете меняют представление о революции: революции сегодня – ненасильственные массовые действия, приводящие к глубоким трансформациям (Petrovsky H. Revolution without Revolution (On the Events in France) // The South Atlantic Quarterly. 2020. Vol. 119. № 3. P. 511–520; Петровская Е.В. Речь и революция (набросок теории действия) // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 16–34). С другой стороны, насилие – всегда предельный опыт, который ставит под вопрос саму возможность быть изображенным (Петровская Е.В. Насилие: стратегии изображения // Человек. 2020. Т. 31. № 5. С. 167–179).

Революция интерпретируется также и в духе школы «Анналов» – не как событие исторического разрыва, а как процесс большой длительности. Знаки так понятой революции располагаются вне режима человеческого восприятия и созерцания, вне категорий времени и пространства: они находятся в зоне «общего чувства» (sensus communis), возникающего у глобальной аудитории (публики), завороженной зрелищем происходящей революции (Aronson O. Preliminary Remarks toward a Formal Understanding of Revolution // The South Atlantic Quarterly. 2020. Vol. 119. № 3. P. 521–533). Показано, как само массовое общество оказывается эффектом революционного процесса большой длительности. Свобода и равенство в этом случае интерпретируются как элементы «общего чувства», вне которого они непредставимы и неизобразимы. При этом они постоянно получают для себя изобразительные эквиваленты, из которых соткано зрелище (Аронсон О.В. Материя мнимостей (набросок к формальному пониманию революции) // Вопр. философии. 2020. № 8. С. 43‒53).

«Общее чувство» рассматривается как коллективное действие, основанное на равенстве и солидарности. В таком виде оно коррелирует с идеей экзаптации в современной эволюционной биологии, обнаруживая себя в действии социума, для которого свобода, равенство, солидарность перестают быть идеалами и ценностями, становясь формами «общего чувства». Через них описывается «эстетика равенства», преодолевающая как традиционные эстетические категории, ориентированные на чувственный опыт познания индивида, так и рациональные (экономические, правовые, этические) способы понимания равенства (Аронсон О.В. От логики общего чувства к эстетике равенства // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 35–47). Анализируя общество в этом ключе, оказывается возможным заново поставить вопрос о постоянно вытесняемой категории рабства, о зависимости от него в том числе культуры и искусства, а также о возможных способах его преодоления (Аронсон О.В. Свобода, равенство и рабство // Полилог/Polylogos. 2020. Т. 4. № 3. [Электронный ресурс] URL: https://polylog.jes.su/s258770110012636-1-1/).

Были продолжены и другие разработки, имеющие отношение к основной исследовательской теме. В частности, проведен углубленный анализ проблемы образа и изображения. Рассмотрены онтологические аспекты визуального образа, такие как отношения образа и его материальной основы, а также геометрия самого изображения. Удалось не только показать, что материальный носитель и образ задают разные геометрии, но и описать пространственную структуру изображения исходя из этой перспективы (Шаропова Н.Р. Мембраны, оболочки, границы: (им)материальность образа и его топология // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 99–118; Шаропова Н.Р. Дистанция // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 38–45).

С опорой на философию изображения Мари-Жозе Мондзен и другие проекты, генетически связанные с феноменологической традицией, прояснено значение невидимости и пустоты в структуре изображения, отношение изображения к речевому и видимому знакам, а также трансформация желания в процессе производства изображения и его восприятия (Спиваков М.В. Происхождение видимости. Мари-Жозе Мондзен и Андре Леруа-Гуран о становлении изображения, речи и желания // Философская мысль. 2020. № 7. С. 1–9). Рассмотрена метафора зеркала, которая, с одной стороны, предстает объектом эстетики и культуры, а с другой – заявляет о себе как антропологическая и мировоззренческая тема, а также выражение антропологических отношений самих по себе (Липов А.Н., пер. с нем.: Брейер Т. Человек в зеркале другого // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 1. С. 58–84).

Дальнейшее развитие получило исследование локальных и маргинальных явлений культуры. Изучены особенности художественного эффекта наивных (непрофессиональных) копий с классических произведений искусства, широко распространившихся в советское время. Проанализирована производительная способность «наивного» знака и двойственность его восприятия (с опорой на представление о двусложности образа согласно Р. Уоллхейму). Показано, что художественный эффект копии, являясь своеобразным знаковым механизмом, служит инструментом рефлексии о возможности искусства быть зоной общего, а также стимулом к возникновению специфического режима воспринимающей субъективности (Володина А.В. Наивные копии шедевров искусства: к проблеме восприятия «наивного» знака // Шаги / Steps. 2020. Т. 6. № 4. С. 141–150).

Исследована актуальная линия философствования, связанная с интерпретацией знака как «материального тела изменений» и следующая за семиотикой Ч.С. Пирса. Она находит свое развитие в ряде философских, антропологических и биосемиотических проектов, в том числе в книге Е.В. Петровской «Возмущение знака. Культура против трансценденции» (2019). Размышления о живой материальности знаков и о тех способах их действия, которые выпадают из логики изображения, кодирования, нарративизации или удвоения мира, обладают большим потенциалом для исследования процессов современного искусства (Володина А.В. Динамический знак и живая ткань современности // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 149–162).

Начато исследование применимости философского понятия пластичности, изначально сформулированного И.В. Гёте в его эстетической теории и более широко рассмотренного Г.В.Ф. Гегелем, к современным теориям антропоцена с опорой на разработки французского философа К. Малабу. Пластичность как философское понятие является продуктивным инструментом для теоретического осмысления новых представлений о человеке, его отношений с окружающей средой и его возможностей выстраивать стратегии выживания в планетарных масштабах (Узарашвили Л.М. Биологическое как ресурс феминистского сопротивления // Гендерные исследования. 2020. № 24. С. 309–320).

В ситуации глобального кризиса, внезапно разразившегося в 2020 году, международное сотрудничество вылилось в новый оригинальный проект – «Словарь эпохи пандемии». В нем приняли участие сотрудники и аспиранты сектора (Е.В. Петровская (автор идеи), О.В. Аронсон, А.В. Володина, А.С. Московская (Крутова), Н.Р. Шаропова, М.В. Спиваков, Л.М. Узарашвили), а также ученые и писатели из самых разных стран – Украины, Латвии, Узбекистана, Японии, Франции, Канады, США, Швейцарии, Германии и Нидерландов. Этот словарь – первичная попытка концептуализации мира, в котором пошатнулись привычные ориентиры, устои и способы существования. Глобальное явление пандемии, затронувшее все человечество, показало, в частности, что старые представления о границах и свободе уже нерелевантны. Солидарность – одна из форм отныне бесконтактного контакта, которая должна прийти на смену прежним (Московская А.С. Ответственность // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 188–194).

В перспективе переосмысления эстетических традиций относительно недавнего прошлого продолжен анализ советского культурного наследия (Долгов К.М. Д.Д. Шостакович: этюд к портрету // Концепт: философия, религия, культура. 2020. № 4 (1). С. 209–212; Долгов К.М. Воин, философ, гражданин великой державы – Юрий Васильевич Бондарев // Концепт: философия, религия, культура. 2020. № 4 (2). С. 180–193).

В историко-эстетической части исследования была поставлена задача выявления основных творческих идей и принципов мышления крупнейших французских теоретиков символизма – С. Малларме, П. Клоделя, Ж. Пеладана, А. Жида и их последователей, а также ряда русских религиозных мыслителей (Вл. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Лосского и др.). За основу методологии исследования был принят метод философско-эстетического анализа текстов. Было выявлено, что краеугольный камень эстетической концепции С. Малларме – это понятие суггестии, иррационально-мистического внушения, чья специфика – указывать не определяя, цель – вызывать и длить эстетическую эмоцию, а отнюдь не передавать конкретное сообщение. Поэзия для Малларме – идеал духовной деятельности, восхождение от мира земного к воображаемому миру идей. Путь такого восхождения – не рассудочно-умозрительный, а интуитивно-бессознательный, что предопределяет стилистический герметизм его поэтического языка, повышенный интерес к ритмической организации стиха, проблематике синтеза искусств и синестезии в тотальном произведении искусства. Эстетические воззрения Малларме органически сопряжены с созданием им новой суггестивной поэзии – дерзкой, беспрецедентной, более чем за полтора века предвосхитившей опыты леттризма и концептуальной поэзии, а также экспериментальных стихотворений в прозе (Маньковская Н.Б. Лебедь, закованный льдом. Эстетические воззрения Стефана Малларме // Художественная культура. 2020. № 1 (32). С. 1–28).

Реконструкция эстетики П. Клоделя выявила ряд оригинальных идей, которые он внес в эстетическую линию современного католицизма, связанных с художественной символизацией, теургической ролью искусства, космизмом творчества. Раскрыто понимание Клоделем соотношения явления и сущности, видимого и невидимого в искусстве, сосредоточенное на таинственном, загадочном, иллюзорном, передаваемом путем аллюзий. Показана специфика философии искусства Клоделя, символико-герменевтическая трактовка им живописи, музыки, поэзии, выявлены художественные особенности его творчества как поэта и драматурга, проникнутого духом символизма (Маньковская Н.Б. Католические тенденции в эстетике французского символизма. Поль Клодель // Вопр. философии. 2020. № 7. С. 58–67). Анализ эстетики и метафизики искусства Ж. Пеладана как видного представителя мистической ветви французского символизма на материале его полемики со Львом Толстым, Леонардо да Винчи, его трактовки творчества Данте высветил пеладановскую концепцию соотношения искусства и религии, художественного творчества, эстетического созерцания и наслаждения, прекрасного, возвышенного, трагического, эстетического идеала, художественности, символизации в искусстве, его анагогической миссии (Маньковская Н.Б. Принципы диалога с художественным наследием в философии искусства Жозефена Пеладана // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х книгах. Книга первая: Часть I. Вневременные контексты символизма / Отв. ред. и сост.: О.С. Давыдова. М.: БуксМАрт, 2020. С. 291–317).

Выявлен характер реализации А. Жидом в символистский период его творчества идей субъективного, солипсистского символизма, в котором символ сближается с иероглифом, являющим в художественной форме внутренний мир художника, его субъективные переживания, мечты и грезы, тогда как внешний чувственный мир трактуется как иллюзорный, предстает либо комплексом ощущений, либо выносится за скобки как несуществующий (Маньковская Н.Б. Нарцисс в зеркальных отражениях. Символистская эстетика Андре Жида // Культура и искусство. 2020. № 4. С. 71–84). В ходе реконструкции эстетики Р. де Шатобриана, стоявшего у истоков французского романтизма, прослежен характер влияния его творчества не только на следующие поколения романтиков, но и на французских символистов. Раскрывается его эстетическое кредо, связанное с повышенным интересом к религиозным истокам искусства, его духовной наполненности, введением категорий чудесного, трогательного, меланхолического; приоритетным вниманием к категориям прекрасного, возвышенного, величественного, трагического, героического, идеального, романтической иронии; акцентом на «местном колорите», связанном с национальными особенностями искусства и историческими обстоятельствами его генезиса. Выявляются философско-эстетические смыслы и особенности художественного стиля его литературных произведений (Маньковская Н.Б. У истоков французского романтизма. Эстетические взгляды Рене де Шатобриана // Художественная культура. 2020. № 3 (34). С. 8–43).

Изучение эстетических взглядов В. Ходасевича как младшего современника русских символистов показало, что он находился под сильным влиянием их эстетики, но сам в поэзии и литературной критике шел другим путем, что дало ему возможность достаточно объективно усмотреть как позитивные, так и негативные стороны русского символизма. Заслугой символистов Ходасевич считал их стремление превратить искусство в «жизненно-творческий метод», объединяющий искусство и жизнь. К недостаткам символизма относил пронизывающее его декадентство, преувеличенный эстетизм, стремление к изысканности. Ходасевич утверждал идею о религиозно-мифологическом происхождении искусства, отмечал два течения в поэзии – бытийственное и бытовое. Основой искусства, отличающей его от религии, Ходасевич считал художественность, красоту; он выделял в творческом методе два главных компонента: экстаз (восторг) и ремесло (прием); считал главной функцией искусства проникновение в неведомое путем преображения действительности (Бычков В.В. Отзвуки символизма в эстетике Владислава Ходасевича // Вопр. философии. 2020. № 1. С. 85–96).

Проанализированы основные положения русской религиозной эстетики первой половины ХХ века. Показано, что общий смысл этой эстетики заключался в осознании ее создателями высочайшей роли эстетического опыта в целом и искусства в частности в жизни человека и в культуре. Красота, прекрасное, искусство, художественное творчество, образы и символы искусства, сам художник-творец, то есть все основные феномены и понятия эстетического опыта и сознания, рассматривались в русле этой эстетики в предельно возвышенном, духовно заостренном, часто сакрализованном модусах (Bychkov V.V. Chapter 21. Russian Religious Aesthetics in the First Half of the Twentieth Century // The Oxford Handbook of Russian Religious Thought. Oxford: Oxford University Press, 2020. P. 363–378).

Наряду с этим было предпринято эстетическое исследование конкретных произведений искусства художников-символистов с помощью метода пострецептивной герменевтики на предмет выявления специфики организации художественных средств под влиянием символистского мышления. В частности, было показано, что пейзаж символистов являет реципиенту особое одухотворенное пространство, выполняющее роль посредника между визуально осязаемыми образами и неописуемой плеромой метафизического бытия (Бычков В.В. Метафизика пейзажа в символистском искусстве // Культура и искусство. 2020. № 4. С. 53–70).

Выявлены основные художественные приемы, с помощью которых в живописи достигается своеобразный дух символизма. Это лаконизм в пластической выразительности; обобщенная красота линии и силуэта, внутренний созерцательный покой фигур часто по-античному прекрасных; своеобразный минимализм деталей и изобразительных элементов, повышенная музыкальность, особая просветленность и призрачность, интерес к пограничным состояниям дня и ночи, сна и бодрствования; одухотворенное, часто мистическое пространство; полутемное освещение, тенденция к монохромности, абстрагированию и повышенной плавности линий (Бычков В.В. Некоторые эстетические аспекты искусства символистов // Философия и культура. 2020. № 2. С. 50–65).

Проведенный анализ трансцендентального смысла эстетики цвета наметил подходы к пониманию эстетической архитектоники колористики, выявляющие его духовное измерение. Впервые показано, что осуществленный Гуссерлем анализ проблемы восприятия цвета является важнейшей предпосылкой феноменологической концепции интенциональности эстетического сознания. Трансцендентальная феноменология отыскивает фундаментальные основания этой концепции, модально интенционируя понимание смысла цветовосприятия, тонко структурируя и описывая его как проявление активности сознания на его различных уровнях. Показано, что эстетика цвета является ответвлением метафизики света, всей фотонной сферы, представление о которой феноменологически рассмотрено в качестве источника интенциональных излучений в самых различных диапазонах. Феноменология цвета метафизически представлена как событие, где цвет встречает себя в цветности, где он обретает свою перспективу. Выявлено, как происходило художественное перемещение границ участка цветового изображения относительно метафизической системы отсчета (что становится лейтмотивом, например, метафизической живописи Дж. де Кирико), как возможен кросс-платформенный инструментарий, работающий на нескольких аппаратных системах эстетического знания и позволяющий осуществлять анализ эстетических методов исследования самого цвета (Кормин Н.А. Драматургия колористики // Философия и культура. 2020. № 3. С. 1–35; Кормин Н.А. Искусство и эстетические структуры метафизики цвета // Культура и искусство. 2020. № 5. С. 47–76; Кормин Н.А. Цвет как проблема феноменологической эстетики // Философия и культура. 2020. № 9. C. 9–33).

 

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ
  • Монографии и коллективные труды

Petrovsky H. Las comunidades anónimas / Trad. por C. Cámara. Madrid: Brumaria, 2020. 308 p. Тираж не указан. ISBN 978-84-121107-4-6.

 

  • Сборники

Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. 328 с. 500 экз. ISBN 978-5-94607-183-3.

 

1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус. яз.

1) Petrovsky H. Las comunidades anónimas / Trad. por C. Cámara. Madrid: Brumaria, 2020. 308 p. Тираж не указан. ISBN 978-84-121107-4-6.

Книга посвящена практически не исследовавшейся в России проблеме сообщества, понимаемого не как институциональное образование, но как условие прочтения самых разных текстов современной культуры. Подобное толкование сообщества во многом инспирировано философской позицией Ж.-Л. Нанси. Темы, затронутые в исследовании, включают авангардные художественные практики начала ХХ века, утопический импульс в продуктах массовой культуры, образ в противоположность изображению, травму и свидетельство, политическое сопротивление и противоречия исторической памяти как в общем смысле, так и относящиеся конкретно к советскому прошлому. Сообщество, понимаемое внеинституционально, определяет тип коллективности, отличной от существующих социальных детерминаций и отмеченной той аффективной связью, которая оставляет след в различных видах культурной продукции.

2) Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. 328 с. 500 экз. ISBN 978-5-94607-183-3.

«Словарь эпохи пандемии» – это первое совместное приближение авторов из разных стран к осмыслению новой ситуации, в которой оказался мир в условиях глобального кризиса, разразившегося в 2020 году. Как меняются наши ценности, приоритеты и привычки? Каковы возможные последствия того, что теперь привычно именуется «локдауном»? Сегодня масштаб этих последствий, конечно, невозможно оценить, но уже становится понятным, что жить, как прежде, в экономическом, политическом, социальном и культурном смыслах нам, наверное, больше не удастся. Авторы словаря, выбирая по одному слову-понятию из обширного лексикона, описывающего, казалось бы, прежнюю упорядоченную жизнь, пытаются обозначить изменения, происходящие буквально у нас на глазах в проживаемом социальном опыте и способах его фиксации. В этой первичной попытке концептуализации изменившегося общечеловеческого состояния участвуют как исследователи, так и писатели и публицисты из России, Украины, Латвии, Узбекистана, Японии, Франции, Канады, США, а также Швейцарии, Германии и Нидерландов.

 

1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу

Glossary of a Time of Pandemic. Sinii Divan. Philosophical and Theoretical Journal. Ed. by H. Petrovsky. [Vol. 24]. Moscow: Tri kvadrata Publ., 2020. 328 p. 500 copies. ISBN 978-5-94607-183-3.

Scholars and writers from different countries and cultures examine the changing parameters of the world in a time of pandemic. Their reflections are organized into a glossary consisting of 38 entries that reflect the shifts in our common lived experience.

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ

Статьи в журналах

  1. Петровская Е.В. (Petrovsky H.). Revolution without Revolution (On the Events in France) // The South Atlantic Quarterly. 2020. Vol. 119. № 3. P. 511–520. DOI: 10.1215/00382876-8601374. (Web of Science, Scopus, ISSN 1527-8026 (Online), 0038-2876 (Print)).
  2. Петровская Е.В. Susan Buck-Morss with Jonathan Flatley and Helen Petrovsky. What Has Happened to the Left Revolutionary Project?: A Conversation on the Occasion of the Publication of Revolution Today // The South Atlantic Quarterly. 2020. Vol. 119. № 3. P. 605–618. DOI: 10.1215/00382876-8601446. (Web of Science, Scopus, ISSN 1527-8026 (Online), 0038-2876 (Print)).
  3. Петровская Е.В. Фотография: формулы памяти // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 1 (38). С. 166–177. DOI: 10.24411/2079-1100-2020-000013. (ВАК, РИНЦ, Web of Science (RSCI), ISSN 2079-1100).
  4. Петровская Е.В. Насилие: стратегии изображения // Человек. 2020. Т. 31. № 5. С. 167–179. DOI: 10.31857/S023620070012396-2. (ВАК, РИНЦ, ISSN 0236-2007).
  5. Петровская Е.В. Космополитизм и безусловное гостеприимство // Полилог/Polylogos. 2020. Т. 4. № 3. DOI: 10.18254/S258770110010082-2. [Электронный ресурс] URL: https://polylog.jes.su/s258770110010082-2-1/ (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, ISSN 2587-7011).
  6. Петровская Е.В. Речь и революция (набросок теории действия) // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 16–34. DOI: 10.24411/2079-1100-2020-00031. (ВАК, РИНЦ, Web of Science (RSCI), ISSN 2079-1100).
  7. Долгов К.М. Гордость Большого театра // Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 4 (12). С. 206–228. DOI: 10.24833/2541-8831-2019-4-12-206-228. [Электронный ресурс] URL: https://concept.mgimo.ru/jour/article/view/300 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2541-8831 (Print), 2619-0540 (Online)) (не вошло в отчет 2019 г.).
  8. Долгов К.М. Н.Н. Семенов: пророк и укротитель огня и ядерной энергии // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 2. С. 151–157. DOI: 10.21146/2413-9084-2020-25-2-151-157. (ВАК, РИНЦ, Web of Science (RSCI), ERIH PLUS, ISSN 2413-9084 (Print), 2658-7297 (Online)).
  9. Долгов К.М. Джульетто Кьеза – журналист, мыслитель, человек культуры // Международная жизнь. 2020. № 5. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2348 (ВАК, РИНЦ, ISSN 0130-9625).
  10. Долгов К.М. Д.Д. Шостакович: этюд к портрету // Концепт: философия, религия, культура. 2020. № 4 (1). С. 209–212. DOI: 10.24833/2541-8831-2020-1-13-209-212. [Электронный ресурс] URL: https://concept.mgimo.ru/jour/article/view/371/288 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2541-8831 (Print), 2619-0540 (Online)).
  11. Долгов К.М. Воин, философ, гражданин великой державы – Юрий Васильевич Бондарев // Концепт: философия, религия, культура. 2020. № 4 (2). С. 180–193. DOI: 10.24833/2541-8831-2020-2-14-180-193. [Электронный ресурс] URL: https://concept.mgimo.ru/jour/article/view/393/334 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2541-8831 (Print), 2619-0540 (Online)).
  12. Бычков В.В. Отзвуки символизма в эстетике Владислава Ходасевича // Вопр. философии. 2020. № 1. С. 85–96. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-1-85-96. (ВАК, РИНЦ, Web of Science (RSCI), Scopus, ERIH PLUS, ISSN 0042-8744).
  13. Бычков В.В. Некоторые эстетические аспекты искусства символистов // Философия и культура. 2020. № 2. С. 50–65. DOI: 10.7256/2454-0757.2020.2.32137. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pfk/article_32137.html (ВАК, РИНЦ, ISSN 2454-0757).
  14. Бычков В.В. Метафизика пейзажа в символистском искусстве // Культура и искусство. 2020. № 4. С. 53–70. DOI: 10.7256/2454-0625.2020.4.31966. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pki/article_31966.html (ВАК, РИНЦ, ISSN 2454-0625).
  15. Бычков В.В. К эстетике раннего Фридриха Шлегеля // Философия и культура. 2020. № 11. С. 1–14. DOI: 10.7256/2454-0757.0.0.34306. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34306 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2454-0757).
  16. Маньковская Н.Б. Лебедь, закованный льдом. Эстетические воззрения Стефана Малларме // Художественная культура. 2020. № 1 (32). С. 1–28. DOI: 10.24411/2226-0072-2020-00001. [Электронный ресурс] URL: http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/8e7/hk_2020_1_1_28_manykovskaya.pdf (ВАК, РИНЦ, ISSN 2226-0072).
  17. Маньковская Н.Б. Нарцисс в зеркальных отражениях. Символистская эстетика Андре Жида // Культура и искусство. 2020. № 4. С. 71–84. DOI: 10.7256/2454-0625.2020.4.31968. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pki/article_31968.html (ВАК, РИНЦ, ISSN 2454-0625).
  18. Маньковская Н.Б. Католические тенденции в эстетике французского символизма. Поль Клодель // Вопр. философии. 2020. № 7. С. 58–67. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-7-58-67. (ВАК, РИНЦ, Web of Science (RSCI), Scopus, ERIH PLUS, ISSN 0042-8744).
  19. Маньковская Н.Б. У истоков французского романтизма. Эстетические взгляды Рене де Шатобриана // Художественная культура. 2020. № 3 (34). С. 8–43. DOI: 10.24411/2226-0072-2020-00042. [Электронный ресурс] URL: http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/20b/hk_2020_3_8_43_mankovskaya.pdf (ВАК, РИНЦ, ISSN 2226-0072).
  20. Кормин Н.А. Драматургия колористики // Философия и культура. 2020. № 3. С. 1–35. DOI: 10.7256/2454-0757.2020.3.32329. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32329 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2454-0757).
  21. Кормин Н.А. Искусство и эстетические структуры метафизики цвета // Культура и искусство. 2020. № 5. С. 47–76. DOI: 10.7256/2454-0625.2020.3.32877. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32877 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2454-0625).
  22. Кормин Н.А. Цвет как проблема феноменологической эстетики // Философия и культура. 2020. № 9. C. 9–33. DOI: 10.7256/2454-0757.2020.9.33776. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33776 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2454-0757).
  23. Аронсон О.В. (Aronson O.). Preliminary Remarks toward a Formal Understanding of Revolution // The South Atlantic Quarterly. 2020. Vol. 119. № 3. P. 521–533. DOI: 10.1215/00382876-8601386. (Web of Science, Scopus, ISSN 1527-8026 (Online), 0038-2876 (Print)).
  24. Аронсон О.В. Материя мнимостей (набросок к формальному пониманию революции) // Вопр. философии. 2020. № 8. С. 43‒53. DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒8-43-53. (ВАК, РИНЦ, Web of Science (RSCI), Scopus, ERIH PLUS, ISSN 0042-8744).
  25. Аронсон О.В. Свобода, равенство и рабство // Полилог/Polylogos. 2020. Т. 4. № 3. DOI: 10.18254/S258770110012636-1. [Электронный ресурс] URL: https://polylog.jes.su/s258770110012636-1-1/ (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS, ISSN 2587-7011).
  26. Аронсон О.В. От логики общего чувства к эстетике равенства // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 35–47. DOI: 10.24411/2079-1100-2020-00032. (ВАК, РИНЦ, Web of Science (RSCI), ISSN 2079-1100).
  27. Маслова В.А. Концепция эстетического воспитания Фридриха Шиллера // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 6. C. 126–129. (ВАК, РИНЦ, ISSN 2686-9365).
  28. Маслова В.А. Культурный капитал и идеи эстетического воспитания в 20 веке // Социология. 2020. № 6. С. 257–265. (ВАК, РИНЦ, ISSN 1812-9226).
  29. Шаропова Н.Р. Мембраны, оболочки, границы: (им)материальность образа и его топология // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 99–118. DOI: 10.24411/2079-1100-2020-00036. (ВАК, РИНЦ, Web of Science (RSCI), ISSN 2079-1100).
  30. Володина А.В. Динамический знак и живая ткань современности // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3 (40). С. 149–162. DOI: 10.24411/2079-1100-2020-00038. (ВАК, РИНЦ, Web of Science (RSCI), ISSN 2079-1100).
  31. Володина А.В. Наивные копии шедевров искусства: к проблеме восприятия «наивного» знака // Шаги / Steps. 2020. Т. 6. № 4. С. 141–150. DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-4-141-150. [Электронный ресурс] URL: http://shagi.ranepa.ru/files/shagi20_4/shagi20_4_07.pdf (РИНЦ, Scopus, ISSN 2412-9410).
  32. Спиваков М.В. Происхождение видимости. Мари-Жозе Мондзен и Андре Леруа-Гуран о становлении изображения, речи и желания // Философская мысль. 2020. № 7. С. 1–9. DOI: 10.25136/2409-8728.2020.7.33197. [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33197 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2409-8728).

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЧИХ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

Статьи в журналах

  1. Петровская Е.В. По ту сторону человеческого. Беседа Светланы Гусаровой и Елены Петровской // Диалог искусств. 2020. № 3. С. 28–31. (ISSN 1812-304Х, интервью).
  2. Петровская Е.В. Action Time [Рец. на кн.: Brown N. Autonomy. The Social Ontology of Art under Capitalism. Durham; London: Duke University Press, 2019] // nonsite.org. 2020. № 32. [Электронный ресурс] URL: https://nonsite.org/autonomy-the-social-ontology-of-art-under-capitalism/ (ISSN 2164-1668, рецензия).
  3. Долгов К.М. Рыцарь классической словесности // Наш современник. 2019. № 12. С. 102–105. [Электронный ресурс] URL: http://nash-sovremennik.ru/archive/2019/n12/1912-10.pdf (ISSN 0027-8238, научная статья) (не вошло в отчет 2019 г.).
  4. Липов А.Н., пер. с нем.: Реш А. Душа // Vox. Философский журнал. Декабрь 2019. № 27. С. 177–201. DOI: 10.24411/2077-6608-2019-00024. [Электронный ресурс] URL: https://vox-journal.org/html/issues/492/518 (РИНЦ, ISSN 2077-6608, перевод) (не вошло в отчет 2019 г.).
  5. Липов А.Н., пер. с нем.: Брейер Т. Человек в зеркале другого // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 1. С. 58–84. DOI: 10.21146/2414-3715-2020-6-1-58-84. [Электронный ресурс] URL: https://pa.iph.ras.ru/article/view/4880 (РИНЦ, ISSN 2414-3715, перевод).
  6. Липов А.Н. О специфике мышления в искусстве. Л.С. Выготский о соотношении мышления и языка (психологический аспект) // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2020/12/36456
  7. Володина А.В. Обзор работы секции «Место искусства» международной научной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т. 4. № 4. 2019. C. 148–162. [Электронный ресурс] URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10270/11116 (РИНЦ, ISSN 2542-1395, аналитический обзор) (не вошло в отчет 2019 г.).
  8. Володина А.В. Ситуация аффекта: субъективность в пространстве «общего» // Миргород. 2020. № 1 (15). С. 153–166. [Электронный ресурс] URL: https://mirgorodjournalsite.files.wordpress.com/2020/10/09-volodina.pdf (ERIH PLUS, ISSN 1897-1431, научная статья).
  9. Володина А.В. Павел Леонов. Коллекция ММОМА // Диалог искусств. 2020. № 6. С. 116–125. (ISSN 1818-304X, научная статья).
  10. Узарашвили Л.М. Биологическое как ресурс феминистского сопротивления // Гендерные исследования. 2020. № 24. С. 309–320. (ISSN 1682-3265, научная статья).

 

Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборниках докладов конференций

  1. Петровская Е.В. Галлюцинаторная документальность // Неизвестное российское фотоискусство: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. Дм. Новикова. М.: Три квадрата; Фонд сохранения фотонаследия им. С.В. Челнокова, 2019. С. 193–209. (ISBN 978-5-94607-244-1, тираж 1000 экз.) (не вошло в отчет 2019 г.).
  2. Петровская Е.В. Пер. с англ.: Бак-Морс С. История как перевод // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 122–129. (ISBN 978-5-94607-183-3, тираж 500 экз.).
  3. Петровская Е.В. Пер. с фр.: Нанси Ж.-Л. С, бытие-с (avec, l’être-avec) // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 224–229. (ISBN 978-5-94607-183-3, тираж 500 экз.).
  4. Долгов К.М. Философия и жизнь // Доклады кандидатов в члены Российской академии наук (РАН), баллотировавшихся по секции философии, политологии, социологии, психологии и права в 2019 г. / Российская академия наук, Отделение общественных наук РАН, Научно-консультативный совет по правовым, психологическим и социально-экономическим проблемам общества; [сост. Г.А. Тосунян]. М.: Новые печатные технологии, 2020. С. 15–29. (ISBN 978-5- 6045241-4-5, тираж 500 экз.).
  5. Бычков В.В. (Bychkov V.V.). Chapter 21. Russian Religious Aesthetics in the First Half of the Twentieth Century // The Oxford Handbook of Russian Religious Thought. Oxford: Oxford University Press, 2020. P. 363–378. (ISBN 9780198796442, тираж не указан).
  6. Маньковская Н.Б. Принципы диалога с художественным наследием в философии искусства Жозефена Пеладана // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х книгах. Книга первая: Часть I. Вневременные контексты символизма / Отв. ред. и сост.: О.С. Давыдова. М.: БуксМАрт, 2020. С. 291–317. (ISBN 978-5-907267-28-2; 978-5-907269-29-9, тираж 300 экз.).
  7. Маньковская Н.Б. Эстетика французского символизма как предтеча символизма в России // Музыка – философия – культура. Сб. ст. участников цикла конференций (2013–2017) / Ред.-сост.: К.В. Зенкин, О.В. Марченко, Е.В. Ровенко. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020. С. 278–294. (ISBN 978-5-89598-399-7, тираж не указан).
  8. Маньковская Н.Б. Салоны «Роза + Крест» Жозефена Пеладана: мистико-символический эстетический ракурс // Париж около 900-х. «Роза + Крест» Жозефена Пеладана / Автор концепции, сост. и отв. ред. И. Светлов. М.: Азбуковник, 2020. С. 40–54. (ISBN 978-5-91172-202-9, тираж 800 экз.).
  9. Аронсон О.В. Первая мировая война и фотографический опыт общности // Неизвестное российское фотоискусство: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. Дм. Новикова. М.: Три квадрата; Фонд сохранения фотонаследия им. С.В. Челнокова, 2019. С. 183–188. (ISBN 978-5-94607-244-1, тираж 1000 экз.) (не вошло в отчет 2019 г.).
  10. Аронсон О.В. Забастовка искусства [предисловие к книге Льва Толстого «Что такое искусство?»] // Толстой Л. Что такое искусство? / Подготовка издания И. Аксенова. М.: Фонд V-A-C, 2020. C. 5–20. (ISBN 978-5-907183-01-8, тираж 1500 экз.).
  11. Аронсон О.В. Воздух [Физика общего чувства] // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. C. 21–30. (ISBN 978-5-94607-183-3, тираж 500 экз.).
  12. Шаропова Н.Р. Дистанция // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 38–45. (ISBN 978-5-94607-183-3, тираж 500 экз.).
  13. Московская (Крутова) А.С. Ответственность // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 188–194. (ISBN 978-5-94607-183-3, тираж 500 экз.).
  14. Володина А.В. Тепло [Знаки присутствия] // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 285–292. (ISBN 978-5-94607-183-3, тираж 500 экз.).
  15. Спиваков М.В. Огонь [ИВЛ / 5G] // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 178–187. (ISBN 978-5-94607-183-3, тираж 500 экз.).
  16. Узарашвили Л.М. Секс-работа // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: «Три квадрата», 2020. С. 230–238. (ISBN 978-5-94607-183-3, тираж 500 экз.).

 

Научно-популярные статьи

1.Долгов К.М. Мера во всем // Покров. 2020. № 1. С. 44–48. [Электронный ресурс] URL: https://pokrov.pro/%d0%bc%d0%b5%d1%80%d0%b0-%d0%b2%d0%be-%d0%b2%d1%81%d0%b5%d0%bc/ (ISSN 2079-3227).

2.Долгов К.М. Победа Всех Святых // Покров. 2020. № 2. С. 8–12. [Электронный ресурс] URL: http://pokrov.pro/%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85/ (ISSN 2079-3227).

3.Долгов К.М. Щедр и милостив Господь // Покров. 2020. № 3. С. 19–21. [Электронный ресурс] URL: https://pokrov.pro/%d1%89%d0%b5%d0%b4%d1%80-%d0%b8-%d0%bc%d0%b8%d0%bb%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b2-%d0%b3%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%8c/ (ISSN 2079-3227).

4.Долгов К.М. Образование и воспитание – духовное возрождение человека // Покров. 27.06.2020. [Электронный ресурс] URL: https://pokrov.pro/%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b8-%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b4%d1%83%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d0%b2/ (ISSN 2079-3227) (электронная версия журнала).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проанализированы генезис и истоки новой «технологической» чувственности как среды обитания человека глобального мира. В связи с этим рассмотрено влияние революционных процессов XIX–ХХ веков на формирование массового общества и современное состояние эстетической теории. С одной стороны, меняются значения привычных политических понятий (солидарность, равенство, свобода, братство и т.д.): они превращаются в эстетические категории, отвечающие кантовскому представлению об «общем чувстве». С другой стороны, традиционные эстетические категории демонстрируют свою историческую ограниченность, поскольку описывают мир, не затронутый массовыми преобразованиями, приводящими к появлению коллективной чувственности и разделяемого опыта. Новая чувственность диктует и новые средства ее описания и изучения, чем в первую очередь оказываются альтернативные (нелингвистические) модели знака и знакового производства.

Проведен глубокий историко-эстетический анализ символистского художественного сознания на материале французской и русской культуры, а также эстетики и художественной практики раннего французского романтизма. Показано, как художественный символ оказывает существенное влияние на формирование конкретного живописного образа, задавая его метафизическую направленность в иные пространства. Обнаружено, что символистские принципы существенно воздействовали на творческий метод художников, близких к символизму, в результате чего художественная образность строилась так, что смысл переносился с внешне воспринимаемой реальности на внутренние – духовные – уровни сознания реципиента. Анализ трансцендентального смысла эстетики цвета позволил прийти к выводу о том, что эстетика цвета является закономерным ответвлением метафизики света.

Поставленные цели и задачи НИР выполнены в полном объеме.

Результаты проведенных исследований могут быть использованы в образовательных целях (при составлении учебных программ и подготовке образовательных проектов самого широкого профиля), в экспертной и прогностической деятельности, а также при формулировании основных направлений актуальной культурной политики.