Отчет о научной работе сектора эстетики за 2019 год
ВВЕДЕНИЕ Цели и задачи исследований определялись двумя основными направлениями научной работы сектора: 1) анализ актуальных проблем современной эстетики и эстетической теории; 2) изучение проблематики классической эстетики и ее трансформаций в XXI веке. В связи с первым направлением исследований существенное развитие получила концепция динамического знака как способа анализа современных культурных процессов, для описания которых еще не выработаны готовые формулы и схемы. Предлагаемая модель не опирается на лингвистику и традиционную семиотику, но пытается сохранить верность динамике меняющихся отношений. Так понимаемый знак оказывается выражением самой изменчивости, поскольку является проводником действия безличных физических сил (Петровская Е.В. Возмущение знака. Культура против трансценденции. М.: Common place, 2019). Продолжен анализ масс-медийной эстетики, связанный с выявлением особой чувственности масс, проявляющей себя в области кинематографа, в политике и экономике. Сделана попытка концептуализировать заново кантовскую идею «общего чувства», что позволяет связать эстетику в массовом обществе с категориями свободы, справедливости и солидарности (Аронсон О.В. Огонь и запрет // Искусство кино. 2019. № 1/2. С. 22–32; Aronson O.V. From the Photogeny of Poverty to the Cinegeny of Money // Russian Studies in Philosophy. 2019. Vol. 57. № 2. P. 155–169).
По линии анализа преемственности классической и постнеклассической эстетики показано, что эстетический опыт может служить одной из духовных опор постсекулярного человека (Bychkov V. Aesthetic Experience as a Spiritual Support of Homo Post-Secularis // Religions. 2019. Vol. 10. № 4. [250]. DOI: 10.3390/rel10040250). Рассмотрены предпосылки метафизического обоснования эстетической способности суждения в «Метафизике» и «Никомаховой этике» Аристотеля, «Критике чистого разума» Канта (Кормин Н.А. Эстетический регистр способности суждения: метафизические ключи // Философия и культура. 2019. № 10. С. 7–49). Современный взгляд на эстетику русских и французских символистов позволил выдвинуть тезис о том, что в наши дни духовно-художественные искания символистов могут служить одним из ориентиров возвращения к фундаментальным основам классической культуры (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Современный взгляд на эстетику символизма // Вестн. славянских культур. 2018. Т. 50. С. 246–265). Этот тезис подкреплен предметным анализом эстетических воззрений Д. Мережковского, А. Блока и В. Брюсова, а также М. Метерлинка и Ш. Бодлера (Бычков В.В. У истоков русского символизма: Дмитрий Мережковский // Художественная культура. 2019. № 1. С. 92–119; Маньковская Н.Б. Парадокс о поэте. Эстетические взгляды Шарля Бодлера и их современное звучание // Вопр. философии. 2019. № 5. С. 94–106).
Задачи данного этапа исследования выполнены полностью. На следующих этапах целесообразно продолжить разработку концептуального аппарата современной эстетики, а также изучение истории эстетических течений и идей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Целью данного года исследований был анализ эстетических проблем по двум основным направлениям: 1) актуальные вопросы современной эстетики и эстетической теории; 2) изучение проблематики классической эстетики и ее трансформаций в XXI веке. Подобный системно-сравнительный подход помогает оценить масштаб и глубину культурных трансформаций, происходящих в современном мире, и требует критического переосмысления категориального и понятийного аппарата классической эстетики.
Существенное развитие получила концепция динамического знака как способа анализа современных культурных процессов в их постоянной трансформации. Предлагаемая модель не опирается на лингвистические схемы, но пытается сохранить верность динамике меняющихся отношений. Так понимаемый знак, не дублируя мир, оказывается его прямым агентом, поскольку является проводником действия физических сил, в своей основе множественных и безличных. В результате сами культурные явления понимаются не как набор готовых форм, но как материя, находящаяся в непрерывном становлении. Это верно как для культурных явлений (современная литература, живопись, кино, фотография), так и для явлений политических (массовые выступления 1917 и 1968 годов) (Петровская Е.В. Возмущение знака. Культура против трансценденции. М.: Common place, 2019; Петровская Е.В. “Brainy Is the New Sexy”: Шерлок Холмс, абдукция и нейросети // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 1. С. 74–89). Эта же линия продолжена в исследовании такого сверхсовременного явления, как нейросети. Нейросети бросают вызов привычным семиотическим моделям и требуют новых инструментов для своего анализа и описания. Исследования в области современной нейробиологии указывают в сторону единства и пластичности всего живого. Это бросает вызов философии, требуя от нее радикального пересмотра своего концептуального аппарата, а также преодоления дихотомии духа и тела. Развитие подобных технических средств заставляет по-новому поставить вопрос и о человеческой чувственности, особенно в связи с изменившимся соотношением человеческого и технического, а также принципиально новым пониманием техники в условиях распространения нейросетей (нейросеть обладает свойством самообучения и исправления допущенных ошибок). Такая работа, по необходимости междисциплинарная, может и должна вестись совместными усилиями исследователей из разных стран (Синий диван. Философско-теоретический журнал. Вып. 23 / Под ред. Е. Петровской. М.: «Три квадрата», 2019).
Успешно продолжен анализ специфики масс-медийной эстетики. Это касается выявления особой чувственности масс, проявляющей себя в области кинематографа, в политике и экономике. На примере эффекта тиражирования лица показано различие принципов восприятия лица в культуре, ориентированной на субъект (в искусстве – на портрет), и в современной культуре (как в поп-арте Уорхола, так и в кинематографе) (Аронсон О.В. Лицо в массовой культуре // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 3. С. 170–184). Сделана также попытка концептуализировать заново кантовскую идею «общего чувства» (sensus communis), что позволило связать эстетику в массовом обществе с категориями свободы, справедливости и солидарности, ранее рассматривавшимися исключительно в рамках моральной философии или философии права. «Общее чувство», несводимое ни к какому индивидуальному восприятию, позволяет вплотную подойти к пониманию нового состояния культуры, при котором десубъективированное пространство больших данных и машинного обучения оказывается своеобразной информационной экосредой существования современного мира (Аронсон О.В. Огонь и запрет // Искусство кино. 2019. № 1/2. С. 22–32; Аронсон О.В. Musica minima (послесловие) // Мартынов В. Конец времени композиторов. М., 2019. С. 371–386).
Уделено внимание рассмотрению локальных и маргинальных явлений культуры и искусства – на сегодняшний день малоизученных, однако позволяющих раскрыть актуальную философскую проблематику, если исследовать их с опорой на концепцию субъективности в философии Ж. Делёза, где на смену понятию субъекта приходит динамическая, не тождественная себе субъективность (Володина А.В. Делёзианский подход к проблеме динамической субъективности: случай аутсайдер-арта // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. 2019. Т. 14. № 1/185. С. 167–179). Иного подхода требует столь же малоизученный вопрос специфики визуальных образов, создаваемых нейросетями; актуальность осмысления влияния нейросетей на окружающую нас современную визуальную и коммуникативную среду не вызывает сомнений (Володина А.В. Искусство GAN и зыбкая образность // Синий диван. 2019. Вып. 23. С. 152–158).
Продолжено исследование образа и с опорой на феноменологию М. Мерло-Понти. Вопрос об отношении видимого и взгляда в визуальных образах, с одной стороны, и проблема образа как дистанции, с другой, рассмотрены в тесном единстве. Эта связь изучалась в связи с понятием глубины, которая задана взглядом и дистанцией как постоянно отступающим горизонтом. Связь глубины и взгляда ведет к другой теоретической области, а именно к проективной геометрии. В зоне напряжения между этими двумя элементами – взглядом и бесконечно отстоящим от него горизонтом – и находится визуальный образ (Шаропова Н.Р. Взгляд и дистанция: проблема глубины в исследованиях образов // Человек. 2019. Т. 30. № 5. С. 136–155).
На примере кинематографа Ларса фон Триера рассмотрена проблема зла в современной культуре. Связь зла с рационалистической культурой Просвещения анализируется через поведение главного героя фильма «Дом, который построил Джек»: этот герой рассмотрен в качестве «банального злодея» (Х. Арендт), принимающего на веру просвещенческие доктрины и неспособного к рефлексии над ними. Посредством изображения такого злодея фон Триер стремится указать на невозможность зла в современной «изнеженной» культуре, по выражению ее глубокого аналитика Ж. Бодрийяра (Московская А.С. Образ злодея в фильме Л. фон Триера «Дом, который построил Джек» // Культура и искусство. 2019. № 11. С. 17–29).
Продолжено исследование творчества американского авангардного композитора начала ХХ века Джона Милтона Кейджа. Размышления над работами этого музыкального теоретика и пионера в области алеаторики в электроакустической музыке дополнены рассмотрением феномена американского музыкального инструментализма, развивавшегося усилиями таких известных композиторов ХХ века, как Г. Коуэлл, Л. Харрисон и Дж. Крам (Липов А.Н. Джон Милтон Кейдж. Музыкант, который изменил лицо музыки ХХ века // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 9. С. 116–127; Липов А.Н. Американский музыкальный экспериментализм в начале ХХ века. Традиции и инновации // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019. № 3. С. 112–127).
Специальное внимание уделено творческому наследию деятелей русской и советской культуры, заложивших основы эстетических учений и особенной поэтики, продолжающих не только вдохновлять их многочисленных учеников и последователей, но и использоваться ими (Долгов К.М. Шолохов М.А.: почти случайные встречи и беседы // Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 2 (10). С. 182–188; Долгов К.М. Елена Образцова: голос любви // Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 3 (11). С. 215–220).
Направлением исследований группы «Постнеклассическая эстетика» в рамках основной плановой темы сектора было изучение проблематики классической эстетики и ее трансформаций в эстетике XXI века. Такой выбор обусловлен тем, что эстетическая классика и инновационные тенденции в современной эстетике являются органическими составляющими постнеклассической эстетики. Методы их анализа – историко-эстетический, философско-эстетический, искусствоведческий подходы, системный анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Показано, что эстетический опыт может служить одной из духовных опор постсекулярного человека. Обратившись в свое время только к секулярной культуре, человек Нового и новейшего времен ощутил дефицит духовной пищи и отчасти обрел ее в искусстве и других формах эстетического опыта (Bychkov V. Aesthetic Experience as a Spiritual Support of Homo Post-Secularis // Religions. 2019. Vol. 10. № 4. [250]. DOI: 10.3390/rel10040250). Рассмотрены предпосылки метафизического обоснования эстетической способности суждения в «Метафизике» и «Никомаховой этике» Аристотеля, «Критике чистого разума» Канта. Метафизически понятое эстетическое рассматривается как имманентное мировоззрению, создающему картину художественного смысла, участвующего в творческом изменении мира (Кормин Н.А. Эстетический регистр способности суждения: метафизические ключи // Философия и культура. 2019. № 10. С. 7–49). Проанализирован цветовой спектр как эстетический обертон трансцендентализма, создающий предпосылки для философского описания контуров означивания произведения искусства, его семантических особенностей, матрицы для визуального синтеза цвета, перспективы в живописи. Проблема трансцендентального смысла эстетики цвета соотносится с кантовским подходом, показывающим, насколько колористику как науку можно рассматривать в качестве реализующей интенцию вопрошания о художественной истине и совпадающей с феноменологией видеть-как-расцвечивать (Кормин Н.А. Трансцендентальный спектр цвета: эстетическая размерность // Культура и искусство. 2019. № 6. С. 22–44).
Современный взгляд на эстетику русских и французских символистов позволил выявить их актуальные для современного искусства теоретические идеи. На основе сопоставительного анализа прослежена как общность, так и специфика их концепций прекрасного, символа, художественного образа, аллегории, соответствий, суггестии, художественной интуиции, синестезии, синтеза искусств. Раскрыты философско-эстетические истоки символизма в России и Франции, его соотношение с декадансом и импрессионизмом. Охарактеризованы основные концептуальные линии – неоплатонико-христианская и солипсистская – во французском символизме, идеалистического и реалистического символизма, теургии – в русском. Сделан акцент на метафизической сущности искусства как основополагающей для эстетики символизма в целом. Выдвинут тезис о том, что в наши дни, в ситуации разрушения принципов классической культуры, духовно-художественные искания символистов могут служить одним из ориентиров возвращения к ее фундаментальным основам (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Современный взгляд на эстетику символизма // Вестн. славянских культур. 2018. Т. 50. С. 246–265). В этом ракурсе проведен предметный анализ современного звучания эстетических взглядов Д. Мережковского, А. Блока, В. Брюсова. Мережковский одним из первых в России конца XIX – начала XX века заговорил о художественности, эстетическом качестве литературы и искусства, о красоте как сущностном принципе искусства, его эстетическом аспекте, в русле которого возможна и общественная значимость. Брюсов выдвигал понимание искусства как выразителя во внешних формах не выражаемых иным способом «поэтических идей», личностного понимания художником метафизической сущности предметов и явлений видимого мира, усматривал выражение в чувственном сверхчувственного, а к сущности произведения искусства относил его принципиальную многосмысленность и иррациональность. Блок видел в искусстве один из путей преодоления кризиса духовности своего времени, когда человек будущего станет «человеком-артистом» (Бычков В.В. У истоков русского символизма: Дмитрий Мережковский // Художественная культура. 2019. № 1. С. 92–119; Бычков В.В. Эстетическое сознание Александра Блока // Вопр. философии. 2019. № 5. С. 81–93; Бычков В.В. Символистская эстетика Валерия Брюсова // Вестн. славянских культур. 2019. Т. 52. С. 20–36).
С современных позиций рассмотрены эстетические воззрения Ш. Бодлера и М. Метерлинка. Раскрыт парадоксальный характер творчества Бодлера – резкий контраст между идеально-возвышенной устремленностью к Богу в эстетических воззрениях и демонически ориентированными поэтическими «цветами зла». В своей философии искусства Бодлер выступал приверженцем идеалов романтизма, противопоставляемых позитивизму и натурализму, резко критиковал дух буржуазности в искусстве. В эстетике Метерлинка уделено специальное внимание тем аспектам, которые предвосхищают идеи театра абсурда и современного постдраматического театра. Показано, какие из основных идей франкоязычных символистов не утрачивают своей актуальности, востребованы и сегодня (Маньковская Н.Б. Парадокс о поэте. Эстетические взгляды Шарля Бодлера и их современное звучание // Вопр. философии. 2019. № 5. С. 94–106; Маньковская Н.Б. Поэзия соответствий. Философия искусства Шарля Бодлера // Филология: научные исследования. 2019. № 2. С. 260–275; Маньковская Н.Б. Судьба стучится в дверь. Философско-эстетические взгляды Мориса Метерлинка // Художественная культура. 2019. № 1. С. 2–42). Раскрыта тема вечно женственного в символистской живописи (Бычков В.В. Мотив Вечно Женственного в символистском искусстве // Культура и искусство. 2019. № 2. С. 44–56). Концептуальное исследование эстетики символизма на материале ее неизученных аспектов показало, что история эстетики является фундаментальной основой современной эстетики и стимулом ее новейшего развития.
Задачи данного этапа исследований выполнены в полном объеме. На следующих этапах целесообразно продолжить углубленный анализ современных эстетических явлений и объектов, а также работу, связанную с их концептуализацией. Предстоит и дальше исследовать трансформации классической эстетики в ХХI веке на основе расширенного изучения многообразных сторон эстетики и философии искусства символизма, а также других направлений и идей из истории эстетических учений, которые до сих пор сохраняют свою актуальность.
1. Петровская Е.В. Возмущение знака. Культура против трансценденции. М.: Common place, 2019. 288 c. + 32 с. вкл. 500 экз. ISBN 978-999999-1-00-1.
1. Синий диван. Философско-теоретический журнал. Вып. 23 / Под ред. Е. Петровской. М.: «Три квадрата», 2019. 184 с. 700 экз. ISBN 978-5-94607-183-3. 1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус. яз. Петровская Е.В. Возмущение знака. Культура против трансценденции. М.: Common place, 2019. 288 c. + 32 с. вкл. 500 экз. ISBN 978-999999-1-00-1.
Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М.: Кнорус, 2019. 528 с. ISBN 978-5-406-06519-8 (тираж не указан).
Синий диван. Философско-теоретический журнал. Вып. 23 / Под ред. Е. Петровской. М.: «Три квадрата», 2019. 184 с. 700 экз. ISBN 978-5-94607-183-3.
1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу Petrovsky H. Disturbance of the Sign, or, Culture Against Transcendence. Moscow: Common Place, 2019. 288 p. + 32 p. plates. 500 copies. ISBN 978-999999-1-00-1.
Плановые научные статьи
1. Долгов К.М. Еще раз об образовании и воспитании // Покров. 2019. № 3/557. С. 46–49. (ISSN 2079-3227, тираж 8000 экз.). 2. Долгов К.М. Добродетели по наследству // Покров. 2019. № 4/558. С. 14–17. (ISSN 2079-3227, тираж 8000 экз.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Разработан новый концептуальный подход к явлениям современной культуры, опирающийся на понятие динамического знака. Продолжен анализ эстетики масс-медийного общества с акцентом на особую чувственность масс, обусловленную общей технической экосредой существования современного мира. Проанализированы локальные и маргинальные явления культуры и искусства, где на смену понятию субъекта приходит динамическая, не тождественная себе субъективность. Особое внимание уделено проблеме образа, изучавшегося как технический продукт (нейросеть и границы мимесиса) и в феноменологической перспективе (соотношение глубины и взгляда). Рассмотрена проблема зла в современной культуре на примере кинематографа Л. фон Триера. Продолжено исследование творчества Дж.М. Кейджа в контексте современной американской авангардной музыки. Изучены новые аспекты наследия выдающихся деятелей русской и советской культуры (А.Ф. Лосев, С.Т. Коненков, Н.И. Сац, М.А. Шолохов и др.). Раскрыта роль эстетического опыта и искусства в жизни постсекулярного человека XXI века. Проанализирована трансцендентальная экспозиция эстетического суждения о цвете, развернуто понимание структур, изначальных по отношению к световой волне и цветовосприятию субъекта, которые можно назвать трансцендентальной колористикой. Сделан вывод о возможностях рассмотрения цвета в контексте мировой типологии художественного сознания. Раскрыты предпосылки метафизического обоснования эстетического в «Критике чистого разума» Канта. Выявлена специфика понимания искусства в эстетике русского и французского символизма. Показано, что принцип символизации в искусстве является одним из фундаментальных для всей сферы художественной деятельности как таковой. Поставленные задачи выполнены в полном объеме. Результаты НИР могут быть использованы для подготовки лекционных курсов по современной философии, эстетике и философии искусства, при формировании образовательных программ в рамках масштабных музейных экспозиций, в дискуссиях о роли культурных учреждений в развитии городской среды и, шире, как полноценный экспертный материал при разработке вопросов современной культурной политики. |
|||||
|