Институт Философии
Российской Академии Наук




  2012 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Научные результаты » 2012 год

2012 год

Отчет о научной работе

сектора эстетики за 2012 год

 

В рамках основной исследовательской программы сектора получила развитие тема сообщества, трактуемого неинституционально как то, что обнаруживает себя в аффективных отношениях, проявляющихся опосредованно через литературу, искусство, политику и продукты масс-медиа. Такое понимание сообщества позволяет по-новому взглянуть на связь эстетики и политики и установить взаимодействие между критическим мышлением, эстетическим суждением и социальным действием (Петровская Е.В. Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012). Исследованы темы документа и исторического свидетельства, кинематографического текста, а также политического действия. Эти сюжеты объединены общей попыткой ввести в традиционное понимание данных вопросов мотив коммуникативной аффективности, важный для современного истолкования «эстетики отношений» и «эстетики повседневного существования» (Аронсон О.В. К антропологии свидетельства // Онтология. Методология. Антропология / Отв. ред.: О.И.Генисаретский, А.П.Огурцов. М.: ИФ РАН, 2012. С. 131–149). Пристальное внимание уделено проблемам более тесной связи эстетики с жизнью, литературой и конкретными видами искусства, а также воздействию эстетической мысли на духовное возрождение России (Долгов К.М. Истоки единства и развития мировых религий, культур и цивилизаций // Международная жизнь. 2012. № 4. С. 92–108). Дальнейшую разработку получили проблемы музыкального восприятия (Липов А.Н. «Holophonic sound». К бинауральным технологиям восприятия звука // Психология и психотехника. 2012. № 5. С. 83–96).

Исследовательская группа «ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА» показала, что современное постнеклассическое эстетическое сознание приобретает многообразные формы своей реализации как в сфере художественной практики, так и в эстетической теории. Было выявлено, что в границах классической парадигмы искусство опирается на метафизические основания эстетического опыта, включающие в свое пространство традиционные принципы искусства. В сфере нонклассики на первый план выходит диалог эстетики с параэстетическими ситуациями абсурда, случайного, хаосогенного, трансперсонального и т.п. В дигитальной эстетической виртуалистике особое значение приобретает принцип интерактивности. Заново поставлен и решен ряд проблем эстетической теории. Было выявлено, что в современной глобализирующейся культуре повышается роль взаимодействия классики, нонклассики и постнеклассического эстетического сознания в подходе к таким темам, как границы искусства, эстетическое восприятие и религиозно-мистический опыт, «расширение сознания» в художественном опыте, дискурс художника и восприятие искусства, фазы эстетического восприятия, диалектика художественной формы, эстетическая антиномика, герметизм и герменевтика искусства, избыточность и минимализм в искусстве. При анализе проблем современной постнеклассической эстетики проявилось принципиально значимое на современном этапе многообразие научных позиций (Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2012).

Было выявлено, что византийская эстетика сохраняет свою актуальность и в наше время, являясь фундаментальным источником древнерусской эстетики и отдельных направлений русской эстетики рубежа XIX–XX века, а также художественной культуры Серебряного века (Бичков В. Кратка историja византиjске естетике. Београд: Службени гласник, 2012).

Была раскрыта и проанализирована специфика эстетики французского символизма. Показаны пути влияния эстетических взглядов французских символистов на художественный авангард ХХ века, радикализировавший их идеалистическую, метафизическую подоплеку (Маньковская Н.Б. Эстетическое кредо французского символизма // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 5. М.: ИФ РАН, 2012. С. 20–39).