Отчет о научной работе сектора эстетики за 2015 год
ВВЕДЕНИЕ Продолжена разработка оригинальной несемиотической концепции изображения. На материале фотографии показано, как сама техника производства изображения фиксирует уже изменившимися те «структуры чувства» и отношения в обществе, которые не схватываются с помощью привычного нам мыслительного аппарата. Выявлены точки пересечения современного искусства и неинституционально понимаемой демократии по линии прямого действия (Петровская Е.В. Антифотография 2; Петровская Е.В. Что упускает искусствоведение, говоря о современном искусстве?). Разрабатывалось соотношение мышления и аффекта в современной философии и современном искусстве, для интерпретации которого была предложена концепция аффективной экономики (Аронсон О.В., Петровская Е.В. Что остается от искусства; Аронсон О.В. Аффект в координатах нефилософии). Такой подход позволяет также по-новому взглянуть на некоторые стороны марксизма и современной демократии (Аронсон О.В. Грубый коммунизм, или Этика праздности). Проанализированы эстетические особенности современной глобальной культуры (Долгов К.М. Культура в эпоху глобализации). Исследована эстетика экспериментальной музыки ХХ в. на примере творчества Дж. Кейджа (Липов А.Н. Джон Милтон Кейдж. «4’33» – пьеса молчаливого присутствия. Тишина или анархия молчания? Ч. 1–2). Особое внимание уделялось современным аспектам эстетического опыта – метафизическому и рецептивно-герменевтическому; выявлена его многоуровневая структура, соотношение с ним современного искусства (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Метафизические аспекты эстетического опыта; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Феноменолого-рецептивные аспекты эстетического опыта; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Современное искусство в контексте эстетического опыта). Показано, что художественность является сущностным принципом искусства, инициирующим событие эстетического опыта (Бычков В.В. Художественность как сущностный принцип искусства). Осуществлен анализ основных направлений эстетических исследований в современной России (Mankovskaya N.B. Guest Editor’s Introduction. Contemporary Aesthetics in Russia); намечены подходы к построению эстетической теории познания, синтезирующей принципы эстетического и познавательного отношения к миру (Кормин Н.А. Эстетическая эпистемология). В монографическом исследовании символической эстетики Дионисия Ареопагита показано, что им была создана имплицитная эстетическая система, основывающаяся на принципах отыскания иерархических, богослужебных, символических посредников между земным миром и трансцендентным Богом (Бычков В.В. Символическая эстетика Дионисия Ареопагита). Выявлены актуальные для современной эстетики художественно-эстетические доминанты французского символизма (Маньковская Н.Б. Что выбрал «демон» французского символизма? Полемика Жозефена Пеладана с Л.Н. Толстым и Леонардо да Винчи и ее значение для современности). Целью данного года исследований был сбалансированный анализ эстетических явлений по двум основным направлениям: 1) актуальные вопросы современной эстетики; 2) история эстетической мысли. Только подобный комплексный подход помогает в полной мере выявить и оценить всю глубину трансформаций, претерпеваемых эстетикой в настоящее время. Пристальный интерес к эстетике в западной философской и гуманитарной мысли обусловлен как определенным кризисом тех типов рациональности, которые были напрямую связаны с западной метафизической традицией, так и все сильнее заявляющим себя медийным характером восприятия и познания действительности. Именно в уточнении и частичном пересмотре прежнего категориального аппарата эстетики удается найти пути интерпретации тех аспектов современной жизни (от этики до политики, от экологии до экономики), которые прежде понимались узкодисциплинарно. Сегодня, когда в силу появления все новых и новых средств коммуникации, интенсификации информационных потоков, крайней степени политизации медиа-среды меняются привычные соотношения аффективного и интеллектуального, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального, именно в области эстетики и в опыте искусства можно обнаружить те аналитические механизмы, которые позволяют устанавливать рефлексивные отношения с многоликой и динамичной современностью. Продолжена разработка оригинальной несемиотической концепции изображения. На материале фотографии показано, как сама техника производства изображения фиксирует уже изменившимися те «структуры чувства» и отношения в обществе, которые не схватываются с помощью привычного нам мыслительного аппарата. Выявлены точки пересечения современного искусства и неинституционально понимаемой демократии; проанализирован интервенционизм как искусство прямого, социально направленного действия (Петровская Е.В. Антифотография 2; Петровская Е.В. Что упускает искусствоведение, говоря о современном искусстве?). Разрабатывалось соотношение мышления и аффекта в современной философии и современном искусстве. Для интерпретации последнего была предложена концепция аффективной экономики (Аронсон О.В., Петровская Е.В. Что остается от искусства; Аронсон О.В. Аффект в координатах нефилософии). Такой подход позволяет также по-новому взглянуть на некоторые стороны марксизма и современной демократии (Аронсон О.В. Грубый коммунизм, или Этика праздности; Aronson O., Havlin T. Trust in Distrust: Myths and Values of the European Union inUkraine). Проанализированы эстетические особенности современной глобальной культуры (Долгов К.М. Культура в эпоху глобализации). Исследована эстетика экспериментальной музыки ХХ в., включая изменение понятий музыки и музыкального материала, на примере творчества известного американского композитора Дж. Кейджа, развивавшего идею расширения музыкального пространства за счет использования природных и искусственных звуков (Липов А.Н. Джон Милтон Кейдж. «4’33» – пьеса молчаливого присутствия. Тишина или анархия молчания? Ч. 1–2). Выделены основные уровни постнеклассического смысла современной эстетики (Bychkov V.V. The Post-Nonclassical Sense of Contemporary Aesthetics). Особое внимание уделялось современным аспектам эстетического опыта – метафизическому и рецептивно-герменевтическому; выявлена его многоуровневая структура, соотношение с ним современного искусства (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Метафизические аспекты эстетического опыта; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Феноменолого-рецептивные аспекты эстетического опыта; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Современное искусство в контексте эстетического опыта). Показано, что художественность является сущностным принципом искусства, инициирующим событие эстетического опыта (Бычков В.В. Художественность как сущностный принцип искусства). Осуществлен анализ основных направлений эстетических исследований в современной России (Mankovskaya N.B. Guest Editor’s Introduction. Contemporary Aesthetics in Russia); намечены подходы к построению эстетической теории познания, синтезирующей принципы эстетического и познавательного отношения к миру (Кормин Н.А. Эстетическая эпистемология). В монографическом исследовании символической эстетики Дионисия Ареопагита показано, что им была создана практически целостная, имплицитно данная эстетическая система, основывающаяся на принципах отыскания иерархических, богослужебных, символических посредников между земным миром и трансцендентным Богом. Обнаружено, что она включает в себя все основные феномены эстетического опыта: понятия красоты, света, благоухания, образа, символа, неподобного подобия, внерационального знания и др. (Бычков В.В. Символическая эстетика Дионисия Ареопагита). Выявлены актуальные для современной эстетики художественно-эстетические доминанты французского символизма, получившие оригинальное развитие в споре Жозефена Пеладана с Л.Н. Толстым и Леонардо да Винчи; показано, что отстаивание им принципа художественности как сущности искусства является актуальным и сегодня (Маньковская Н.Б. Что выбрал «демон» французского символизма? Полемика Жозефена Пеладана с Л.Н. Толстым и Леонардо да Винчи и ее значение для современности).
1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ Монографии и коллективные труды:
Журналы:
1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус. яз. (до 1 стр.).
Сборником статей Олега Аронсона и Елены Петровской Институт проблем современного искусства (ИПСИ) продолжает знакомить отечественную художественную общественность с трудами преподавателей института, посвященными актуальным проблемам современного искусства и тем направлениям в философии ХХ века, которые исследуют цели и смыслы эстетических практик. Обсуждение тем, которые затрагивают в своих статьях и диалогах Олег Аронсон и Елена Петровская, помогает читателю осознанно интерпретировать актуальную художественную проблематику в контексте кризиса основ неолиберального капитализма.
В книге на примере фотографии автор предлагает свой подход к анализу визуальных образов. Фотография рассматривается не как эстетический объект и не в качестве системы знаков, подлежащих дешифровке. Акцент переносится на то, что не поддается мгновенному схватыванию и обнаружению, а проявляет себя косвенно через «узнавание», основанное на аффективной общности с другими, и «документальность», утверждающую коллективную память на месте утраченного или не состоявшегося индивидуального воспоминания. В исследовании на материале фотографий С. Шерман и Б. Михайлова, поляроидов А. Тарковского и др. показано, как сама техника производства изображения фиксирует уже изменившимися те «структуры чувства» и отношения в обществе, которые не постигаются с помощью привычного нам мыслительного аппарата. Обозначаются точки пересечения современного искусства и политики по линии выявления демократического потенциала, который в обоих случаях не связан с «представлением»: с одной стороны, это вызов устоявшейся логике изображения, с другой – политическому представительству, которое всегда воплощалось в фигуре посредника.
Монография посвящена изучению эстетических представлений крупнейшего мыслителя ранней Византии (рубеж V–VI вв.), оказавшего сильнейшее влияние на средневековое богословие и эстетику греко-православного мира (включая Древнюю Русь) и Западной Европы. В работе путем анализа взглядов самого Ареопагита, его основных предшественников и ближайших комментаторов выявляется достаточно целостная эстетическая система, основывающаяся на принципах отыскания иерархических, богослужебных, символических посредников между земным миром и трансцендентным Богом. В центре ее стоят понятия красоты, света, благоухания, образа, символа, неподобного подобия, внерационального знания и др. Монографическое исследование на эту тему предпринимается впервые в мировой науке.
В специальном выпуске журнала «Философские исследования в России» – «Современная эстетика в России» – проанализированы основные направления и жанры эстетических исследований, в которых работают современные эстетики России, представлены статьи, свидетельствующие о широком и многообразном диапазоне их творческих поисков. При обсуждении актуальных эстетических проблем В. Бычков раскрывает постнеклассический смысл современной эстетики и ее структуру (классическая эстетическая метафизика; оппозиционная к ней неклассическая эстетика; эстетическая виртуалистика). Статья Е. Кондратьева посвящена роли внесистемных элементов в системе художественного произведения, Н. Мариевской – времени в кино. Обращаясь к истории эстетики, Н. Маньковская выявляет специфику эстетики французского символизма, Л. Кошелева – эстетические особенности «Мира искусства», Л. Кудаев – парадокс совершенства в эстетике Николая Бердяева. Текст Я. Жемойтелите, написанный в жанре эстетической эссеистики, посвящен лирическим философско-эстетическим раздумьям о силе и непредсказуемости любовного чувства, воспетого художниками в разные времена.
В монографии впервые дается сравнительный анализ подходов к трактовке эстетического в философии В. Соловьева и Э. Гуссерля, которые исходят из признания необходимости новой философской формы логики, оперирующей возможностями понимания структурного отношения между интуитивным и дискурсивным и в эстетическом сознании. Эта форма была эксплицирована и поставлена ими и в виде проблемы эстетического – некой аксиомы интеллигибельности в философии, к которой можно подойти и логически, но только в случае допущения некоторых фактических ограничений; они не опознаются в понятии, а возвращают нас к своего рода тайне смысла, проступающей на вершине очевидности.
6. Кормин Н.А. Эстетическая эпистемология. М.: Издательский дом «Академия», 2015. 64 с. (4 а.л.). В работе анализируются подходы к построению эстетической теории познания, проблематика соотношения эстетического и познавательного отношения к миру, рассматривается нестираемая данность эстетического в жизни познания, раскрывается, как эстетическое свойство познающего разума проявляется в глобальной культуре технологических инноваций. В сферу исследования включается сюжет, способствующий пониманию того, как философия и искусство создают истину, являясь, по сути, ее произведенческими структурами, как эти культурные образования рельефнее представляют то, что есть.
Достижима ли демократия, в том числе абсолютная? Этот вопрос, вдохновленный размышлениями Бенедикта Спинозы, сегодня, похоже, впервые получает вполне конкретный разворот. Протестные движения, начавшиеся по всему миру в 2011 году и нашедшие свое продолжение в последнем киевском Майдане, со всей остротой ставят проблему не опосредованного ничем народовластия. Авторы номера, среди которых украинские, российские, американские ученые, а также итальянский философ-марксист, со всех сторон исследуют вопрос о том, кто является субъектом современных протестных движений, в каком политическом времени этот субъект находится, с какими себя отождествляет ценностями и почему. В фокусе внимания авторов – недавние события в Украине, требующие вдумчивого, честного и ответственного разговора.
1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу (250 знаков). Petrovsky H. Anti-Photography 2. 2nd Augmented Edition.Moscow: Tri kvadrata, 2015. 184 p.: 48 p. inset (“Artes and media” collection, Vol. 7). The book treats photography as neither aesthetic object nor a system of signs calling for decipherment. Instead emphasis is laid on that which indirectly manifests itself through “recognition” based on an affective community with others, as well as “documentariness” that asserts collective memory in place of a lost or failed individual reminiscence.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ Плановые научные статьи Научные статьи 1. Петровская Е.В. Будущее – посредник или участник? // Синий диван. 2014. № 19. С. 143–151. (А также: IZIN (Украина). 21.11.14. URL: http://izin.com.ua/helen-petrovsky-on-maidan/ (дата обращения: 21.11.2015).) (0,4 а.л.) (не вошло в отчет 2014 г.). 2. Петровская Е.В. Фотография без фотографии // 5,6. Журнал о фотографии (Украина). Ноябрь 2014. № 9. С. 5. (0,1 а.л.) (не вошло в отчет 2014 г.). 3. Петровская Е.В. Что упускает искусствоведение, говоря о современном искусстве? (Лекция, прочитанная в рамках выставки номинантов Премии Кандинского) // THEORY&PRACTICE. 09.12.14. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/10003-chto-upuskaet-iskusstvovedenie (дата обращения: 21.11.2015). (0,7 а.л.) (не вошло в отчет 2014 г.). 4. Петровская Е.В. Искусство быть паразитом // Диалог искусств. 2015. № 1. С. 50. (0,2 а.л.) 5. Петровская Е.В. Фотография: гравитация демоса // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1. С. 23–32. (0,7 а.л.) (РИНЦ). 6. Петровская Е.В. (Pietrovskaja J.). Mała historia fotografii Waltera Benjamina jako przewodnik po sztuce fotografii // Przewodniki w kulturze. Prace Kulturoznawcze XVII / Pod red. K. Łukasiewicza, I. Topp.Wrocław, 2015. S. 245–252. (0,5 а.л.) (http://impactfactor.pl/czasopisma/20082-prace-kulturoznawcze). 7. Петровская Е.В. За вычетом идеи искусства. Беседа Олега Аронсона, Елены Петровской и Лии Адашевской // Диалог искусств. 2015. № 3. С. 42–44. (0,5 а.л.; инд. 0,2 а.л.). 8. Петровская Е.В. Послесловие // Лаку-Лабарт Ф. Поэзия как опыт / Пер. с фр. Н. Мавлевич; пер. с нем.; послесл. Е. Петровской. М., 2015. С. 171–189. (0,9 а.л.). 9. Петровская Е.В. Вторжение и гостеприимство // Топосы философии Наталии Автономовой. К юбилею / Отв. ред.-сост. Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина; науч. ред. Т.Г. Щедрина. М., 2015. С. 636–645. (0,6 а.л.). 10. Бычков В.В. Эстетика отрицания эстетического // Лев Николаевич Толстой. М., 2014. С. 327–347 (1,3 а.л.) (не вошло в отчет 2014 г.). 11. Долгов К.М. Слово о Валентине Фердинандовиче Асмусе // Вопросы философии. 2015. № 6. С. 210–212. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1179&Itemid=52 (дата обращения: 05.12.2015). (0,2 а.л.) (ВАК, РИНЦ). 12. Аронсон О.В. (Aronson O.). Personification and Consumption // Criticism. Summer 2014. Vol. 56. № 3. P. 525–534. (0,6 а.л.) (https://muse.jhu.edu/journals/criticism/, JSTORE) (не вошло в отчет 2014 г.) 13. Аронсон О.В. Аффект в координатах нефилософии // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1. С. 33–46. (0,9 а.л.) (РИНЦ) 14. Аронсон О.В. За вычетом идеи искусства. Беседа Олега Аронсона, Елены Петровской и Лии Адашевской // Диалог искусств. 2015. № 3. С. 42–44. (0,5 а.л.; инд. 0,2 а.л.) 15. Липов А.Н. Бионические принципы формообразования в современной архитектуре // Przegląd Wschodnioeuropejski. Wydawnictwo Uniwersytetu Warminsko-Mazurskiego w Olsztynie (Polska). 2014. T. V. № 2. S. 121–137. (1 а.л.) (не вошло в отчет 2014 г.) 16. Липов А.Н. Джон Милтон Кейдж. «4’33» – пьеса молчаливого присутствия. Тишина или анархия молчания? Ч. 1-я // Культура и искусство. 2015. № 4. С. 436–454. (1,8 а.л.) (РИНЦ, DOI: 10.7256/2222-1956.2015.4.15062) 17. Липов А.Н. Джон Милтон Кейдж. «4’33» – пьеса молчаливого присутствия. Тишина или анархия молчания? Ч. 2-я // Культура и искусство. 2015. № 6. С. 669–686. (1,9 а.л.) (РИНЦ, DOI: 10.7256/2222-1956.2015.6.16411). 18. Маслова В.А. Культура и эстетика французского символизма: обзор проблемы концептуализации // Философия и культура. 2015. № 12. С. 1877–1885 (1 а.л.). (ВАК, РИНЦ). 19. Володина А.В. Аутсайдер-арт как art mineur // Syg.ma. 18.03.2015. URL: http://syg.ma/@alieksandra-volodina/autsaidier-art-kak-art-mineur (дата обращения: 26.11.2015). (0,4 а.л.). 20. Володина А.В. Мысль – это насилие. Делёзианский взгляд на искусство // Синий диван. 2015. № 20. С. 145–162 (0,7 а.л.). 21. Ларионов Д.В. Свои другие (о прозе Олега Юрьева) // Юрьев О. Статьи и материалы. Премия «Различие» / Под ред. К.М. Корчагина и Л.В. Оборина. М., 2015. С. 91–102. (0,2 а.л.). 22. Ларионов Д.В. Единство и одиночество // Новый мир. 2015. № 2. С. 147–153. (0,4 а.л.) 23. Ларионов Д.В. Похвала бесформенности, или Бумажный человек выходит из дома // Новое литературное обозрение. 2015. № 3 (133). С. 320–324. (0,4 а.л.). (ВАК, РИНЦ). 24. Бычков В.В. Художественность как сущностный принцип искусства // Вопросы философии. 2015. № 3. С. 3–13. (1 а.л.) (ВАК, РИНЦ). 25. Bychkov V.V. The Post-Nonclassical Sense of Contemporary Aesthetics // Russian Studies in Philosophy. Special Issue: Contemporary Aesthetics in Russia / Ed. N.B. Mankovskaya. 2015. Vol. 53. Issue 1. P. 8–26. (1,3 а.л.). 26. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Метафизические аспекты эстетического опыта // Вестник славянских культур. 2015. № 1 (35). С. 161–176. (1 а.л.) (ВАК, РИНЦ). 27. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Феноменолого-рецептивные аспекты эстетического опыта // Вестник славянских культур. 2015. № 2 (36). С. 179–194. (1 а.л.) (ВАК, РИНЦ). 28. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Современное искусство в контексте эстетического опыта // Искусствознание. 2015. № 3–4. С. 260–281. (1,6 а.л.) (ВАК, РИНЦ). 29. Mankovskaya N.B. Guest Editor’s Introduction. Contemporary Aesthetics in Russia // Russian Studies in Philosophy. Special Issue: Contemporary Aesthetics in Russia / Ed. N.B. Mankovskaya. 2015. Vol. 53. Issue 1. P. 1–7. (0,4 а.л.).
Переводы:
Доклад, тезисы, выступления:
1. Бычков В.В. Византийские истоки синтеза искусств // Галеевские чтения. «От синестезии к синтезу искусств» («Прометей» – 2015). (К 75-летию со дня рождения Б.М. Галеева). Материалы международной научно-практической конференции. Казань, 2–4 октября 2015 года. Казань, 2015. С. 169–172. (0,3 а.л.). 2. Маньковская Н.Б. Что выбрал «демон» французского символизма? Полемика Жозефена Пеладана с Л.Н. Толстым и Леонардо да Винчи и ее значение для современности // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции 27–28 октября 2015 года, ИФ РАН (Москва). М., 2015. С. 216–223. (0,6 а.л.) 3. Маньковская Н.Б. Проблема синестезии и синтеза искусств в эстетике французского символизма и их актуализация в современных мультимедийных арт-практиках // Галеевские чтения. «От синестезии к синтезу искусств» («Прометей» – 2015). (К 75-летию со дня рождения Б.М. Галеева). Материалы международной научно-практической конференции. Казань, 2–4 октября 2015 года. Казань, 2015. С. 103–107. (0,3 а.л.) 4. Кормин Н.А. Философия всеединства и феноменология: соотношение логического и эстетического (постановка проблемы) // Felix aestheticus: гуманитарная миссия эстетики. Воспоминания и научные доклады / Материалы VII Овсянниковской международной эстетической конференции (ОМЭК VII). Москва, МГУ, 19–20 ноября 2015 года. М., 2015. C. 191–204 (0,7 а.л.). 5. Долгов К.М. Культура в эпоху глобализации // Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты. Материалы Московского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева / Под общ. ред. Н.М. Мамедова, А.Н. Чумакова. Отв. ред. А.А. Гезалов, И.Р. Мамед-заде. М., 2015. С. 30–38. (0,4 а.л.).
Научно-популярные статьи:
Рецензии, обзоры:
3. НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Перечень проведенных и запланированных на декабрь научных мероприятий, особо выделяя те, что на сегодняшний день не отражены на сайте (название, дата проведения, место проведения, организации-участники, количество участников) Информация об участии сотрудников сектора в научных мероприятиях (Ф.И.О., название конференции и доклада, дата) 1) Петровская Е.В. 12–13 декабря 2015: 4-й фестиваль интеллектуальной литературы «Зимний книжный фестиваль» (г. Казань, Центр современной культуры «Смена»). – Выступление с лекцией на тему: «Что остается от искусства. Об акционизме и роли действия в современном искусстве» (50 чел.). 2) Петровская Е.В. 25–26 декабря 2015: Международная научная конференция «Современный взгляд на роль искусства в эпоху радикальных социально-политических изменений» (г. Москва, РГГУ). – Круглый стол по теме: «Кино и политическое высказывание» (30 чел.).
Научно-методологический семинар сектора: Заседания научного семинара «Эстетика и ее трансформации в XXI веке» под руководством Е.В. Петровской и О.В. Аронсона (аудиоматериалы доступны на сайте Института: /page24050962.htm): 1) 25 декабря 2014 г. Александр Вадимович Рубцов, руководитель Центра философских исследований идеологических процессов ИФ РАН: «Жертвы стиля: постмодернизм в политике и эстетике»; 2) 19 февраля 2015 г. Аслан Гусаевич Гаджикурбанов, доцент кафедры этики философского факультета МГУ: «Стилистика субстанции в универсуме Спинозы»; 3) 19 марта 2015 г. Павел Митенко, акционист и исследователь: «Критика сцены и внесценическое действие»; 4) 23 апреля 2015 г. Шандор Шайо, доцент Университета им. Лоранда Этвёша (Будапешт, Венгрия): «Трансцендентальная философия неоднозначности» (на англ. яз. с пер.); 5) 12 мая 2015 г. Драган Куюнжич, профессор Университета Флориды (Гейнсвилл, США): «Против течения: Дунай, видео и биологически неразлагаемое Европы»; 6) 28 мая 2015 г. Андрей Александрович Россиус, доктор филологических наук, профессор Школы философии НИУ ВШЭ, внештатный сотрудник ИФ РАН: «Перипатетическая школа о природе гениальности и механизмах эстетического воздействия».
4. НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Петровская Е.В. «Синий диван», № 20 (сост., общ. ред., предисл., редактура, корректура, 10,3 а.л.; в печати). 2. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Специальный выпуск журнала «Russian Studies in Philosophy»: Special Issue: Contemporary Aesthetics in Russia / Ed. N.B. Mankovskaya. 2015. Vol. 53. Issue 1. 110 р. (сост., ред., 7,2 а.л.). 3. Маньковская Н.Б. Специальный выпуск журнала «Russian Studies in Philosophy»: Special Issue: Contemporary Aesthetics in Russia / Ed. N.B. Mankovskaya. 2015. Vol. 53. Issue 1. 110 р. (приглашенный редактор, 7,2 а.л.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР. Продолжена разработка оригинальной несемиотической концепции изображения. Проанализированы «структуры чувства» и отношения в обществе, которые не схватываются привычными аналитическими средствами. Разработана концепция экономики образа, исследовано соотношение мышления и аффекта в современной философии и современном искусстве. Проанализированы эстетические особенности современной глобальной культуры. Исследована эстетика экспериментальной музыки ХХ в. на примере творчества известного американского композитора Дж. Кейджа. Выявлена многоуровневая структура современного эстетического опыта, соотношение с ним современного искусства. На материале философии В. Соловьева и Э. Гуссерля намечены подходы к построению эстетической теории познания. Проанализирована символическая эстетика Дионисия Ареопагита, имеющая имплицитный характер, а также художественно-эстетические доминанты французского символизма и их актуальность для новейших арт-практик. Анализ эстетических явлений проводился по двум основным направлениям: 1) актуальные вопросы современной эстетики; 2) история эстетической мысли. Только комплексный подход, составляющий цель данного и последующих этапов НИР, помогает в полной мере выявить и оценить масштаб трансформаций, претерпеваемых эстетикой в эпоху цифровых технологий и глобального обращения образов.
|
|||||
|