Институт Философии
Российской Академии Наук




  Весенний семестр
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » БИЛЕТЫ » Весенний семестр

Весенний семестр

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Второй семестр 

  

В каждом билете два вопроса:

из части I. Философия Аристотеля 

и из части II. Эллинистическая философия. Неоплатонизм.  

 

 I. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ  

 

1. Жизнь и сочинения Аристотеля Стагирита 

Периодизация жизни и творчества. Аристотель и Платон. Аристотель и Александр Македонский. Аристотель как глава философской школы в Афинах. 

Периодизация творчества Аристотеля. Общая характеристика корпуса аристотелевских сочинений. Назовите известные Вам произведения Аристотеля (не менее восьми). История появления слова «метафизика».

 

 

2. Логика Аристотеля. Сочинения Аристотеля по логике, их названия и основное содержание. Что значит слово "Органон"? 

Сочинение Аристотеля "Категории". Значение слова "категория". Аристотель об омонимах и синонимах, сказанном "в связи" и "без связи", "находящемся в подлежащем" и "сказанном о подлежащем"

Десять категорий. Учение о первой и второй сущности.  

Поясните высказывание Аристотеля из "Категорий", 5, 3b34: "сущность не допускает большей и меньшей степени".

Что Аристотель называет "главной особенностью сущности"? (см. 4а10 и далее).



3.  Логика. Классификация наук согласно Аристотелю и место логических произведений среди прочих наук. 

Учение Аристотеля о доказательстве. В каком произведении содержится учение о доказательстве и силлогизмах? Что такое силлогизм, как строится силлогизм, виды силлогизмов. особенность научного силлогизма.

Аристотель о том, как познаются начала доказательства (см. "Вторая Аналитика", II, 19). Поясните высказывание Аристотеля II, 19, 100b13: "наука не может быть началом науки".


4. Генезис познания и классификация наук согласно Аристотелю

Генезис познания от чувственного восприятия к мудрости (софии) (см. "Метафизика" I, 1). Наука (episteme) как знание причин.

Поясните высказывание Аристотеля "все люди от природы стремятся к знанию" (I, 1, 980a1)

Какие виды наук выделает Аристотель. В чем отличие наук теоретических от практических? 

 

5. Физика Аристотеля.

Назовите сочинения Аристотеля по физике. Чем отличается их проблематика? (общая характеристика). 

Метод исследования от «более понятного для нас» к «более понятному по природе» (Физика I, 1).

Поясните терминологическое различение "привходящее" и "само по себе". 

 

6. Учение Аристотеля о четырех причинах (Физика II, 3; II, 7 и Метафизика I, 3).

Охарактеризуйте каждую из причин, которые называет Аристотель

В чем отличие природных тел от искусственных предметов в контексте учения о четырех причинах (приведите примеры).  

Понятие "природа" в контексте аристотелевского учения о четырех причинах. Природа и искусство как причины возникновения. Природа как целевая причина, телеологизм натурфилософии Аристотеля.   


7. Физика Аристотеля.

К каким наукам относится физика - теоретическим, практическим или деятельным? Предмет физики как науки.

Учение Аристотеля об элементах, их движении, взаимопревращении и первичных качествах.

Учение об элементах Аристотеля в сравнении с учением об элементах Платона. 

Понятие "естественных мест" в физике Аристотеля.

Пятый элемент в аристотелевской физике, довод в пользу его существования.

Мир надлунный и подлунный. Строение космоса ("неба"). Вечность космоса.  

 

8. Физика Аристотеля

Учение Аристотеля о движении.  Виды движения. Виды перемещения. Определение движения. Причина движения.

Аристотель о Перводвигателе. 

Учение о бытии в возможности и бытии в действительности (согласно 2-й книге "Физики").  


9. Учение Аристотеля о душе. 

Определение Аристотелем души как "первой энтелехии" (ΙΙ, 1).

Аристотель о трех частях души, общая характеристика каждой из частей.

Аристотель о душе чувственно воспринимающей. Чувственное восприятие, органы чувственного восприятия и воспринимаемые предметы. Условие чувственного восприятия.


10. Учение Аристотеля о душе. 

Учение о трех частях (способностях) души, характеристика каждой из частей.

Понятие "общего чувства".

Мышление и ум как проблема философии Аристотеля. Может ли ум мыслить без образных представлений?

Учение о двух умах в третьей книге трактата "О душе" (III, 5).  


11. "Метафизика" Аристотеля


История возникновения книги и заголовка "Метафизика". 

Место первой философии среди других философских наук.

Первая философия и ее предмет "сущее поскольку оно сущее" (смысл данного определения Аристотеля). См. "Метафизика", IV, 1, 1003а21.

Учение о сущности: согласно книгам четвертой, шестой и седьмой.  


12. "Метафизика" Аристотеля. 


Учение Аристотеля о бытии в действительности (= сущем в действительности) и бытии в возможности (=сущем в возможности).
Поясните, что значат аристотелевские термины "энергия" и "энтелехия". 


13. Этика Аристотеля.

 
Назовите произведения Аристотеля по этике.

Место этики среди других философских наук.

Аристотель о видах благ и о высшем благе.

Аристотелевская критика Платона в учении о благе.

Аристотель о нравственных добродетелях, пути их достижения, учение о добродетели как середине (примеры).

Добродетельный поступок и его условия.

Определение счастья у Аристотеля. Почему Аристотелевская этика характеризуется как "эвдемонистическая"?


14. Этика Аристотеля. 

Аристотель о двух видах добродетелей в связи с разделением души на две части. Условия добродетельного (морального) поступка.

Понятие "сознательный выбор". Поступки добровольные и недобровольные.

Добродетели мыслительные ("дианоэтические") в отличие от нравственных (6-я книга "Никомаховой этики").

Середина и "верный разум" ("правильное суждение"). Определение счастья у Аристотеля.  


15. "Политика" Аристотеля

 

Место политики среди других философских наук. Соотношение этики и политики.

Понимание государства (полиса) как «общения». Семья - город - государство как "виды общения". Смысл определения человека как «животного политического» в первой книге "Политики". Формы государственных устройств. "Политика" Аристотеля в сравнении с "Государством" Платона. 

 

 

II. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. НЕОПЛАТОНИЗМ

 

  • 16. Эпикуреизм. Жизнь Эпикура и его философская школа. Источники изучения философии Эпикура. Разделение философии на части. Атомистическое учение Эпикура в сопоставлении с учением Демокрита. Этика Эпикура. учение об удовольствии и страдании, понятия атараксии (безмятежности) и о счастье. Идеал мудреца; значение понятия “дружба” в эпикуреизме. Последователи Эпикура в Римский период.  
  • 17.  Стоицизм. Периодизация истории стоической школы. Философское учение Ранней Стои, основные представители. Источники изучения. Определение философии и школьное разделение философии. Четыре стоических категории; учение о космосе и боге (основная терминология). Природа души, части души, «ведущее начало». Вопрос о судьбе души после смерти в стоицизме. 
  • 18. Стоическая этика. Место этики среди трех философских дисциплин. Учение о первичной склонности (самосохранении). Учение о благе, зле и безразличном. Учение о добродетели (арете). Тезис "следовать природе" в стоицизме. Понятие надлежащего (долга). Понятие "апатии". Идеал мудреца в стоицизме.  
  • 19. Античный скептицизм. Противопоставление “скептиков” и “догматиков”. Учение Пиррона. Три вопроса и три ответа скептика. Смысл терминов “эпохе” и “атараксия”.Академический скептицизм (Средняя Академия: Карнеад). Скептические тропы Энесидема и Агриппы.  
  • 20.  Римский стоицизм: основные представители, тексты, особенности учения. Смысл тезиса “следовать природе” в этике стоицизма. Термины "то, что в нашей власти" и "то, что не в нашей власти". "Согласие" как принятие ответственности. Сенека. 
  • 21.  Римский стоицизм: основные представители, тексты, особенности учения. Смысл тезиса “следовать природе” в этике стоицизма. Термины "то, что в нашей власти" и "то, что не в нашей власти". "Согласие" как принятие ответственности. Эпиктет и Маркс Аврелий.  
  • 23Неоплатонизм: Плотин.

Философия Плотина в сравнении с предществующей традицией платонизма. Общая  характеристика "Эннеад" Плотина. Что означает ссылка: Enn. VI,9[9], 1.1–4.  
Особенности учения Плотина. Плотин о бытии и трех ипостасях: о Душе, Уме и Едином.

24. Учение Плотина о Едином (основные положения). Трактат Плотина "О Благе, или Едином" - VI, 9.
Трактат "О трех начальных сущностях" (ипостасях) - V, 1.
  • 25*НеоплатонизмПорфирий и Ямвлих.  
Сочинения Порфирия. Порфирий и начало комментаторской традиции неоплатонизма. Роль сочинений Аристотеля в образовательной программе неоплатонизма. 
Сочинения Ямвлиха. Проблема первоначала (Единого) в философии Ямвлиха. "теургия" у Ямвлиха. Реформа комментария у Ямвлиха.  

_______________________________

 

 

Весенний семестр 2023 уч.г.

 

  • В каждом билете два вопроса – из части I (Философия Аристотеля) и из части II (Эллинистическая философия. Неоплатонизм)

 

 

Ч. I. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

 

  • 1. Жизнь и сочинения Аристотеля. Основные даты и события жизни (Аристотель и Платон. Аристотель и Александр Македонский. Аристотель как глава философской школы в Афинах). Периодизация творчества. Общая характеристика корпуса аристотелевских сочинений (сохранность текстов, жанровая специфика); смысл деления текстов на «эзотерические» и «экзотерические».

 

  • 2. Логическое учение Аристотеля. Логика как философская дисциплина. Значение термина «органон». Сочинения Аристотеля по логике, их основное содержание. "Категории". Значение термина "категория". Аристотель об омонимах и синонимах, сказанном "в связи" и "без связи", "находящемся в подлежащем" и "сказанном о подлежащем". Десять категорий. Аристотель о силлогизмах: что такое силлогизм, виды силлогизмов, особенность научного силлогизма.

 

  • 3. Учение Аристотеля о первой и второй сущности согласно «Категориям». "Суть бытия" (to ti en einai, "чтойность") как одна из четырех причин (Физ. II, 3; II, 7 и Мет. I, 3 - сопоставление текстовв).

 

  • 4. Классификация наук согласно Аристотелю; чем науки теоретические отличаются от практических? Генезис познания от чувственного восприятия к мудрости (софии). Знание (episteme) как знание причин (Физ. II, 3 и Мет. I, 1). Учение Аристотеля о четырех причинах (Физ. II, 3; II, 7 и Мет. I, 3 - сопоставление текстов).

 

  • 5. Физика как теоретическая наука. Сочинения Аристотеля по физике и их проблематика. Метод исследования от «более понятного для нас» к «более понятному по природе» (Физ. I, глава 1). Понятие "природа". Природа и искусство как причины движения. Природа как целевая причина и тезис "природа ничего не делает напрасно".

 

  • 6. Физика. Учение Аристотеля об элементах и первичных качествах (сравнить с учением Платона). Движения простых тел и их взаимные превращения. Пятый элемент в аристотелевской физике. Мир надлунный и подлунный.

 

  • 7. Физика. Учение Аристотеля о форме, материи и лишенности. Определение движения как энтелехии. Бытие в возможности и бытие в действительности. Вечность космоса. Перводвигатель.

 

  • 8. Учение Аристотеля о душе. Определение души как "первой энтелехии". Учение о трех частях (способностях) души, характеристика каждой из частей. Мышление и ум как проблема философии Аристотеля.

 

  • 9. "Метафизика" Аристотеля. Первая философия и ее предмет "сущее поскольку оно сущее" (смысл данного выражения). Учение о сущем (бытии), сущности и мышлении.

 

  • 10. Практическая философия Аристотеля: Этика. Аристотель о видах благ и высшем благе. Учение о нравственных добродетелях как серединах во 2-й книге "Никомаховой этики". Середина и "верный разум". Поступки добровольные и недобровольные. Добродетели мыслительные ("дианоэтические"). Идеал счастья в этике Аристотеля.

 

  • 11*. Практическая философия Аристотеля: Политика. Понимание государства (полиса) как «общения» (koinonia). Семья - город - государство как "виды общения". Смысл определения человека как «существа политического». Формы государственных устройств.

 

Ч. II. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. НЕОПЛАТОНИЗМ

 

  • 12. Эпикуреизм. Жизнь Эпикура и его философская школа. Источники изучения философии Эпикура. Разделение философии на части. Атомистическое учение Эпикура в сопоставлении с учением Демокрита. Этика Эпикура. учение об удовольствии и страдании, понятия атараксии (безмятежности) и о счастье. Идеал мудреца; значение понятия “дружба” в эпикуреизме. Последователи Эпикура в Римский период.

 

  • 13. Стоицизм. Периодизация истории стоической школы. Философское учение Ранней Стои, основные представители. Источники изучения. Определение философии и школьное разделение философии. Четыре стоических категории; учение о космосе и боге (основная терминология). Природа души, части души, «ведущее начало». Вопрос о судьбе души после смерти в стоицизме.

 

  • 14. Античный скептицизм. Противопоставление “скептиков” и “догматиков”. Учение Пиррона. Три вопроса и три ответа скептика. Смысл терминов “эпохе” и “атараксия”.Академический скептицизм (Средняя Академия: Карнеад). Скептические тропы Энесидема и Агриппы.

 

  • 15. Римский стоицизм: основные представители, тексты, особенности учения. Смысл тезиса “следовать природе” в этике стоицизма. Термины "то, что в нашей власти" и "то, что не в нашей власти". "Согласие" как принятие ответственности

Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

 

  • 16. Платонизм 1 в. до н.э. - 2 в. н.э.: общая характеристика, основные события, мыслители и тексты. Издания корпуса платоновских и аристотелевских сочинений. Новые жанры философской литературы: комментарии и учебники.

 

  • 17. Неоплатонизм: Философия Плотина (в сравнении с предществующей традицией платонизма). Особенности учения Плотина о Душе, Уме и Едином. Поясните значение терминов "эманация" и "ипостась". Общая характеристика "Эннеад" Плотина. Что означает ссылка: Enn. VI,9[9], 1.1–4.

 

  • 18*. Неоплатонизм: Порфирий и Ямвлих. Сочинения. Особенности учения. Проблема первоначала (Единого) в философии Ямвлиха. Поясните термины: "приобщимое", "неприобщимое", "теургия" у Ямвлиха. Три основные школы неоплатонизма IV-VI вв. Комментаторская традиция неоплатонизма: какие тексты комментировали неоплатоники?