Институт Философии
Российской Академии Наук




  Платон. Государство
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » КОНСПЕКТЫ » Платон. Государство

Платон. Государство

ГОСУДАРСТВО

 

КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА


______________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст приводится согласно разделу "Примечания. Указатели" в конце третьего тома собрания сочинений Платона:

Маханьков И.И. Государство. Композиция диалога // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Том 3. М.: Мысль, 1993. С. 560‒565. (pdf)

 

 

КНИГА I


Рассказ Сократа о пребывании на празднествах в Пирее и приглашении к Полемарху, где и состоялась беседа (327а‒328с)

Разговор Сократа с Кефалом (328с—331d) о старости как времени успокоения и освобождения от страстей при условии сознания справедливо прожитой жизни.

Начало обсуждения справедливости. Собеседники пытаются определить ее как честность и возврат взятого в долг (331cd).

Справедливое государство как земное воплощение идеи блага

Проблема определения справедливости (331е‒369b).

Опровержение определения справедливости как воздаяния каждому должного (331е‒336а) в беседе Сократа и Полемарха .

Фрасимах вступает в беседу (336b‒338b) с утверждением, что справедливо пригодное сильнейшему (338с).

Сократ возражает, что

  • сильнейший не всегда верно понимает свою выгоду (339е),
  • а всякое искусство, в том числе и искусство управления, имеет в виду не собственную выгоду, а выгоду предмета, которому служит (342с‒е).

Речь Фрасимаха в защиту несправедливости и несправедливого человека (343b‒344с), который только и может называться счастливым.

Собеседники рассматривают власть (345b‒347е) и чьей выгоде служит обладающий ею — своей или подчиненных:

подлинный правитель имеет целью выгоду подвластного (347d).

Справедливость сравнивается с несправедливостью (347е‒352d):

  • добродетель — это справедливость, а несправедливость есть порочность (348с);
  • человек справедливый — мудр, а несправедливый — невежда (350с);
  • совершенная несправедливость делает человека неспособным к действию (352а);
  • боги враждебны к несправедливым и благосклонны к справедливым (352b).

Обсуждение вопроса о счастье человека справедливого и несправедливого (352а—354с).

Фрасимах соглашается, что, поскольку справедливость — это достоинство души, а несправедливость — недостаток, первый будет счастлив, а второй — несчастлив (353е‒354а).

 

КНИГА II

 

Главкон ставит вопрос о том, к какому виду блага может быть отнесена справедливость (357а‒357b),

а затем формулирует точку зрения единомышленников Фрасимаха (358с‒362с):

  • справедливость — это изобретение слабых людей, неспособных творить несправедливость (359b),
  • а несправедливость всегда выгодна (360d),
  • и возможно сравнивать, насколько счастливы человек справедливый и человек несправедливый, только рассматривая их у их предела (361d‒362с).

Адимант дополняет (362d‒367е): справедливость одобряется людьми не сама по себе, но

  • из-за доброй славы
  • и расположения богов, которые она несет (363а‒с),
  • а также из-за загробного воздаяния (с‒е).

Поэтому притворная благопристойность в сочетании с несправедливостью — наилучший образец жизни для человека (366b).

Адимант требует, чтобы Сократ показал преимущества справедливости самой по себе перед несправедливостью (367b‒368е).

Сократ предлагает (368а‒369b) сначала рассмотреть справедливость не отдельного человека, а государства, которому она также присуща (368е‒369а).

 

Начало обсуждения вопроса о происхождении государства (369b‒374d),

Сократ и Адимант обсуждают:

1) как возникает государство (369с), в частности

  • государство с упрощенным бытом (369d‒371с)
  • и государство богатое (372е‒373d),

2) а также войны, которые богатое государство вынуждено вести (373е), в связи с чем

3) понадобится войско из профессиональных военных — стражей (373е‒374d).

 

Стражи в совершенном государстве (374е‒419а).

1) Свойства стражей (374е‒376с). По своей природе страж должен обладать стремлением к мудрости, мужеством и силой,

2) Воспитание стражей (376с‒415d) будет

  • гимнастическим и
  • мусическим (376е).

Сначала разбирается мусическое искусство (376е‒402а).

В воспитательных целях из мифов должно быть изъято все недостойное богов (378b‒383с).

 

КНИГА III

 

Мифы должны воспитывать в стражах мужество (386а);

мифы, вызывающие страх и жалость, следует изъять (386b‒388d)

как побуждающие к излишней смешливости, лживости, невоздержности, несправедливости (388е‒392b).

Из способов выражения (392с‒398b) предпочтительнее повествование как соответствующее свойствам, которые необходимо воспитать у стражей, а подражание приемлемо только в случае подражания достойным людям (398b).

Рассматривается мелическая поэзия и ее свойства: слова, гармония и ритм, а также приемлемые в совершенном государстве музыкальные лады, стихотворные размеры и инструменты (398с‒402а).

Внешность человека должна соответствовать душевным качествам (402а‒403с), причем душа определяет состояние тела (403d).

Гимнастическое воспитание, питание и образ жизни вообще должны быть простыми, отвечая требованиям военного искусства (403е‒404е).

Врачебное искусство (405а‒410а) должно заниматься только телесно полноценными людьми, предоставляя прочим вымирать (410а);

судебное же искусство (405а‒с, 409а‒е) должно уничтожать людей несправедливых (410а).

Мусическое и гимнастическое воспитание должны друг другу соответствовать (410b‒412b), второе служит первому, поскольку они не самоцель, а направлены на создание совершенной души (411е‒412а).

За сохранностью государства, прежде всего в отношении воспитания, будут надзирать правители (412а), которых следует отбирать из стражей (412b‒414b).

Миф о порождении людей всеобщей матерью-землей (414с‒415d) завершает воспитание граждан.

Стражи не имеют частной собственности и предметов роскоши, живут и питаются вместе (415d‒417b).

 

КНИГА IV

 

Вопрос о счастье стражей ([Адимант], 419а): наложенные на них ограничения сделают их несчастливыми.

 

4. Основы правильного устройства государства (420а‒427 с).

Сократ возражает: надо создать счастливое государство, а не осчастливливать отдельные сословия (420b‒421с).

Богатство и бедность, раскалывающие государство,— основная помеха для его счастья (421с‒423а).

Чтобы не повредить единству, не следует чрезмерно увеличивать размеры государства (423b‒d) .

Стражи владеют всем сообща (423е); более всего следует оберегать воспитывающие искусства: гимнастическое и мусическое (424b‒е).

В государстве должны соблюдаться элементарные нормы поведения (425аb), а законы не должны вникать в мелочи: жизнь будет строиться согласно укорененным в обществе понятиям о справедливости (425с‒427а);

нуждаются в регламентации только законы о культе (427bс).

 

5. Справедливость государства и человека (427d‒445е).

Основные добродетели совершенного государства: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость ([Сократ с Главконом], 427е‒434 е).

Справедливость состоит в том (432b‒434е), чтобы каждый занимался своим делом и не вмешивался в чужие (433b).

Свойства совершенного государства переносятся на человека (434е‒435с),

в душе которого выделяются (435с‒436b) три начала: познающее, гневное и вожделеющее.

Следует детальный разбор начал души (436b ‒444а);

каждому началу соответствуют те же добродетели, что и в государстве: мудрость, мужество и рассудительность. Справедливость человека — это упорядоченность и согласованность начал души (443с‒444а).

Несправедливость человека уподобляется болезни, а справедливость — здоровью (444а‒445с).

Как здоровое состояние человека — одно, а болезней много, так и среди государств имеется одно совершенное устройство и четыре основных вида извращенных, что соответствует пяти типам души (445с‒е ) .

 

КНИГА V

 

Адимант требует более подробного разбора вопроса об общности жен и детей у стражей (449b‒451b).

 

6. Женщины и дети в совершенном государстве (451с‒461е).

Обязанности женщин те же, что и мужчин, одинаковым должно быть и их воспитание (451d‒457с).

Для получения наилучшего потомства правители озаботятся тем, чтобы лучшие мужчины сходились с лучшими женщинами и давали больший приплод, при этом женщины стражей будут общими, а дети будут воспитываться вместе, чтобы никто не знал своих детей, а дети не знали родителей (457d‒460d).

Люди в расцвете сил могут производить детей на свет, потомство прочих уничтожается (460d‒461с).

Все стражи будут считаться родственниками (461de), и государство окажется наиболее сплоченным (462а‒466d).

 

7. Война и совершенное государство (466е‒471b).

Женщины и дети будут участвовать в войнах (466е‒467е),

отличившиеся в войне должны быть отмечены почетом и наградами (468а‒469b),

а правила поведения в войне с эллинами и с варварами должны различаться (469b‒471b).

 

8. Осуществимость совершенного государства (471с‒541b).

Вопрос этот ставит Главкон (471с‒472b), видя преимущества совершенного государства перед прочими.

Чтобы совершенное государство осуществилось, необходимо слияние власти с философией (472b ‒474с), но для начала следует определить, кто такой философ. Философы — это люди, стремящиеся к созерцанию прекрасного и бытия самих по себе и способные познавать истину (474с‒480а).

 

КНИГА VI

 

Свойства стражей с точки зрения философии (484а‒486е).

Неверно, что философия бесполезна для государства (487а‒499а).

Совершенное государство может осуществиться в случае прихода к власти философов и установления ими намеченных законов (499b‒ 504с),

Чтобы стать философом, необходимо овладеть не обыкновенным кругом знаний, но наиболее важным знанием — о благе (504d).

Благо само по себе подобно Солнцу: чем является Солнце для области видимого, тем же — благо для умопостигаемой области (504е‒509с).

Благо (беспредпосылочное начало) постигается при помощи диалектической способности разума (509d‒511е).

 

КНИГА VII

 

Люди подобны узникам в пещере, а философ — это человек, вышедший из пещеры на свет (514а‒517а).

Как направить человека к созерцанию вечных сущностей, чтобы, руководясь ими, должным образом управлять государством (517b‒521с)?

Рассмотрены науки (521d‒534е), которые помогают достичь этого:

  • арифметика (522с‒526с),
  • геометрия (526d‒527с),
  • теоретическая астрономия (527d‒530с),
  • музыка (530d‒531с)
  • и венчающая их диалектика (531с‒534е).

Свойства правителей-философов (535а‒536а); как и когда их воспитывать (536b‒540с). Совершенное государственное устройство осуществимо в любом государстве: население старше десяти лет высылается, а оставшихся воспитают философы (540d‒541b).

 

КНИГА VIII

 

9. Виды государственного устройства и соответствующие им типы людей (543а‒592b). Сократ и Главкон разбирают основные виды государств, в которые последовательно перерождается совершенное государство, и соответствующих им людей:

  • тимократию (545с‒550b),
  • олигархию (550с‒556е)
  • демократию (557а‒561е).

Подробно разбирается тирания (562а‒580а):

  • каким образом она возникает из демократии (562а‒565с),
  • откуда появляется и как действует тиран (565d‒567d),
  • на какое войско он опирается (567d‒568е)
  • и как из заступника превращается в поработителя народа (569а‒с).

 

КНИГА IX

 

В душе человека с тираническими наклонностями господствуют дурные вожделения (571а ‒575b),

и когда таких людей становится много, из их среды является тиран (575с‒576b).

Тиран — это наиболее несчастный из всех людей, средоточие всяческого зла (576с‒580а).

В каком государстве человек наиболее счастлив, а в каком — несчастлив (580b‒588а)? Для ответа необходимо различить виды удовольствий, различным началам души и сословиям в государстве соответствуют различные удовольствия (581d‒583а), при этом философ наиболее сведущ во всех их видах.

Кроме того, необходимо отличать удовольствия подлинные от мнимых (583b‒587а), причем и в этом отношении философу также принадлежит первенство.

Вычисляется превосходство человека совершенного государства над остальными (587а‒588а).

Человеку следует быть справедливым для согласования начал души и подчинения ее разумному началу (588b‒589е).

 

КНИГА X

 

10. Искусство и совершенное государство (595а‒608b).

Вещи в мире, которым подражает искусство, суть подражание вещам самим по себе, поэтому художник — творец призраков, далеко отстоящих от действительности (595с — 598d).

Гомер лишь представлялся всеведущим (598d‒600е).

Художник-подражатель не знает подлинных свойств отображаемых предметов (600е‒602а),

в своем творчестве он опирается на сбивчивость восприятий души; у искусства нет критериев истинного и ложного (602b‒d).

Искусство имеет дело с низменным, легко воспроизводимым началом души, помогая ему возобладать над разумным (603а‒606d).

Поэтому в совершенном государстве поэзия допускается лишь в виде гимнов богам и хвалы добродетельным людям (606е‒608b).

 

III. Заключение

 

Бессмертие души и загробное воздаяние

Обсуждаются воздаяния, на которые может рассчитывать справедливый человек (608bс).

Поскольку душа бессмертна (608d‒611а),

ее существование не ограничивается земной жизнью (611b‒612а).

Хотя справедливый пользуется всеми благами уже на земле (612а‒613е),

главное воздаяние ждет людей после смерти (614а‒621d):

  • души добродетельных попадают на небо, где вознаграждаются вдесятеро,
  • а души порочных — под землю, где терпят десятикратно большие муки (615аb),
  • величайшие же преступники ввергаются в Тартар (616а).
  • Через тысячу лет душам дается право вновь выбрать себе жизнь — любого человека или животного (618а),
  • и от прошлого земного опыта души зависит правильность ее выбора, т.е. станет ли душа более или менее справедливой в результате следующей жизни (618b‒619 b).