Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лекции
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Лекции

Лекции


2017

Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)

осенний семестр 2017‒2018 учебного года; 8 лекций (16 ч.)

(зачет: январь 2018 г.)

«ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ»

 БИЛЕТЫ

1. Аристотель: жизнь и сочинения

Биография Аристотеля. Аристотель в Академии Платона: его взгляды, известные по ранним сочинениям академического периода (“Протрептик”, “О философии” и др.).

Научная и педагогическая деятельность Аристотеля в период после смерти Платона. Аристотель как учитель Александра Македонского. Основание Аристотелем философской школы в Афинах. Чем был вызван отъезд Аристотеля из Афин в Халкиду в 323 году?

Общая характеристика Аристотелевского корпуса текстов (тематика, жанровая специфика, вопрос о полноте корпуса: утраченные и сохранившиеся сочинения). Сочинения “эзотерические” и “экзотерические”.

Судьба сочинений после смерти философа в контексте истории перипатетической школы. Схолархи школы после Аристотеля. Первое издание сочинений Аристотеля в античности. Как возникло слово “метафизика” и что оно буквально означает?

Доп. вопросы: показать на карте 1) где находится Стагира ‒ родина Аристотеля; 2) где Халкида и Эвбея. 3) чем знаменит пролив Эврип.

2. Аристотель: логика

Логические произведения Аристотеля: названия, порядок следования в корпусе, основная проблематика. Значение слова «Органон» и «Логика». Аристотель как основоположник логики (отношение к предшествующей традиции и новаторство).

«Категории». Характеристика произведения, основное содержание. Значение слова “категория”. Десять категорий (анализ, конкретные примеры). Анализ содержания первых пяти глав “Категорий” (что такое омонимы и синонимы (1-я гл.), что значит: “находиться в подлежащем”, “не находиться в подлежащем”, “сказываться о подлежащем”, “не сказываться о подлежащем”; высказывание “в связи” и “без связи”, различения “первой” и “второй” сущности. Виды и роды.

Доп. вопрос: Фреска Рафаэля Афинская школа: какие книги Платон и Аристотель держат в руках?  

3. Аристотель: основные философские понятия

Принцип классификации наук согласно Аристотелю. Назовите произведения Аристотеля, относящиеся к разделу теоретических наук, а также к остальным разделам.

Учение Аристотеля о сущности как оно излагается в «Категориях» и «Метафизике». Учение о четырех началах (причинах). Какими терминами обозначается каждая? Разъясните учение Аристотеля на конкретных примерах.

Бытие как «энергия». Учение о бытии в возможности и бытии в действительности.

Доп. вопрос: Как нумеруются по-гречески книги «Метафизики»? Всего в Метафизике 14 книг. Посчитайте первые пять.

4. Аристотель: физика

Принцип классификации наук согласно Аристотелю. Назовите произведения Аристотеля, относящиеся к разделу теоретических наук, а также к остальным разделам. Физические произведения Аристотеля. Значение слова «физика».

Выражения «первое для нас» и «первое по природе». Понятие «природа» у Аристотеля. Прокомментируйте определение: «в первичном и собственном смысле природа есть сущность того, что имеет начало движения в себе как таковом» (Мет. Кн. 5, 1015а13-15), в контексте учения о четырех причинах.

Учение о первоэлементах Аристотеля в сравнении с учениями об элементах Эмпедокла, Демокрита и Платона. Пятый элемент в физике Аристотеля.

Учение о движении. Виды движения. Концепция Перводвигателя как первой причины движения. Каким образом он движет всем?

Доп. вопрос: 1) Что значит слово элемент? Как называли древнегреческие философы элементы.

5. Аристотель: учение о душе

К каким наукам, согласно классификации Аристотеля, относится учение о душе?

Структура трактата «О душе», проблематика трех книг, его составляющих.

Арристотелевское определение души («О душе», кн. 2, гл. 1). Что такое «первая» и «вторая» энтелехия? Учение Аристотеля о частях души в сравнении с учением Платона (общая сравнительная характеристика). Понятие «общего чувства» у Аристотеля.