осенний семестр
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ИСТОЧНИКИ.
ЛЕКЦИЯ 2. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
ЛЕКЦИЯ 3. КСЕНОФАН. ПИФАГОР
_________________________________
ПИФАГОР САМОССКИЙ
_________________________________
1. Биография Пифагора.
- Пифагор, сын Мнесарха
- Пифагор и Поликрат
- перстень Поликрата (Геродот, книга третья, 39-42)
- Пифагор и Ферекид
2. Проблема Пифагора. Источники изучения
- 2.1. Проблема Пифагора
- 2.2. Ранние источники
- 2.3. Позднейшие источники
3. Легенды о Пифагоре
- Пифагор и Ферекид Сиросский
- Путешествия на Восток
- Память о прошлых жизнях
- Чудеса
4. Школа Пифагора, или Пифагорейский союз.
5. Акусмы.
- 5.1. Акусмы и акусматики
- 5.2. Акусмы и их толкования.
6. Математика. 4 математических науки.
- 6.1. Арифметика. Теория числа
- 6.2. Гармоника. Гармоничные интервалы
- 6.3. Геометрия. Правильные фигуры.
- 6.4. Теорема Пифагора
- 6.5. Астрономия. Шарообразность Земли. Гармония сфер.
7. Политическая деятельность пифагорейцев.
- Кротон и Сибарис.
- Килонова смута.
8. Пифагорейство и орфизм.
- Учение о душе и ее судьбе после смерти.
9. Пифагор и пифагорейцы
ЛЕКЦИЯ 4. ГЕРАКЛИТ
ЛЕКЦИЯ 5. ЭМПЕДОКЛ. АНАКСАГОР
Пост-парменидовская физика – плюралистические системы.
Физика– учение о живом бытии (physis), рождении (genesis), возникновении.
1. Учение об элементах
- Множество первых (простых) элементов.
- Множество не выводится из одного, оно постулируется. Элементы полагаются вечными.
Эмпедокл: четыре элемента: огонь, воздух, вода, земля.
Анаксагор: множество элементов.
Демокрит: множество элементов.
2. Учение о движении
- Источник движения. Или внешний или внутренний.
Учение о природе. Возникновение (genesis) и уничтожение (phthora) как неверные термины (докса). Соединение и разъединение. Смесь (mixis).
Предел деления видимых тел: первоэлементы.
3. Терминология: элемент, греч. стихия (stoikheion) – неологизма Платона.
- Эмпедокл – корни. ridzomata pantôn
- Анаксагор – семена. spermata.
- Демокрит – атомы = неделимые тела, сущности. atoma sômata.
____________________________________________________________________________
ЭМПЕДОКЛ ИЗ АКРАГАНТА
ΕΜΠΕΔΟΚΛΗΣ.
᾿Εμπεδοκλῆς
____________________________________________________________________________
1. ЖИЗНЬ
1.1. Даты рождения и смерти: 490–430 до н.э.
Основной источник биографических сведений – Диоген Лаэртий, VIII книга.
Умер в 60 лет (фр. 71 - Аристотель).
Колония, основанная на Сицилии родосцами из Гелы в 582/81 году до н.э. Через 14 лет Акрагантом правил тиран Фаларид (16 лет: 568-552), «бык Фаларида».
488-472 – правление Ферона.
Аристократическое происхождение. Дед философа держал скаковых лошадей, был олимпиоником, победителем в конных состязаниях в 71 олимпиаду (496-493 до н.э.).
1.2. Образ жизни
- 1.2.2. Аристократическое рождение и демократическая политическая деятельность.
«Был врачом и выдающимся ритором» (Сатир в «Биографиях»)
Прибыл в Фурии, в совсем новый полис (445-444 до н.э.)
12 (В 111)
Сколько ни есть лекарств от болезней, защиты от старости,
Ты их узнаешь все, ибо я исполню все это для одного тебя.
Ты прекратишь неутомимые ветры, которые налетают на землю
И губят своим дыханием нивы.
А если захочешь, то наведешь и ветры возмездия.
Из черного ливня ты сделаешь людям своевременное вёдро,
А из летней засухи ты сделаешь
Древопитающие потоки, обитающие в эфире.
Ты вернешь из Аида умершего человека.
- 1.2.3. «Запретитель ветров», ветроборец.
- 1.2.4. «Исцеление бездыханной»

1.3. Эмпедокл и другие философы
- 1.3.1. Эмпедокл и Пифагор
«Слушал Пифагора» - Тимей из Тавромения, и его обвинили в плагиате. Следовал Пифагору (ζηλῶσαι) «в торжественном величии образа жизни (ἡ σεμνότης τοῦ βίου) и наружности (σχήμα)». У Диогена Лаэртского биография Эмпедокла включена в состав восьмой пифагорейской книги (вторым после Пифагора).
Фр. B 129 DK, ст. 1-2 (= D.L. VIII, 2)
Жил среди них некий муж, умудренный безмерным познаньем,
Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным...
- 1.3.2. Эмпедокл и Парменид
Теофраст: последователь Парменида, подражатель в поэзии, а потом встретился с пифагорейцами.
Гермипп: последователь Ксенофана, его эпосу подражал
Соученик Зенона. Аристотель говорит, что Эмпедокл первым изобрел риторику, а Зенон – диалектику.
- 1.3.3. Эмпедокл и Анаксагор
Следовал Анаксагору в учении о природе (τοῦ δὲ τὴν φυσιολογίαν)
Был младше Анаксагора, но опубликовал свое сочинение раньше (Аристотель).
Софист Горгий говорит (в изложении историографа Сатира), что «сам присутствовал при том, как Эмпедокл колдовал».
Fr. 1, D.L. (59) τοῦτόν φησιν ὁ Σάτυρος λέγειν (Сатир говорит, что Горгий), ὡς αὐτὸς παρείη τῶι ᾿Εμπεδοκλεῖ γοητεύοντι.
В своих стихах говорит (фр. 111 DK = 12 Bollack)
Жил среди них некий муж, умудренный безмерным познаньем,
Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным...
2. СОЧИНЕНИЯ Эмпедокла
- 2.1. Два философских ссочинения: «О природе» (31DK) и «Очищения» (31DK).
Diels-Kranz. Bollack. Фрагменты ранних греческих философов (Лебедев), нумерация по изданию Боллака.
- 2.2. Язык и стиль Эмпедокла.
- Аристотель [fr. 70]: «писал в гомеровской манере (῾Ομηρικὸς ὁ ᾿Εμπεδοκλῆς) и был изощренным мастером слова (δεινὸς περὶ τὴν φράσιν), используя метафоры и другие приемы поэтического искусства» (диалог «О поэтах», из Диогена Лаэртия).
- Лебедев: «две гексаметрические поэмы, высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида)
- Якубанис, автор книги «Философ, врач и чародей»
2.3. Трагедии.
2.4. «Страсбургский фрагмент».
3. УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ И КОСМОСЕ
https://classics.nsu.ru/plato/vorsokratiker2.htm#31
B 8
Еще скажу тебе: изо всех смертных вещей ни у одной нет ни рожденья (φύσις),
Ни какой бы то ни было кончины от проклятой смерти,
А есть лишь смешение и разделение смешанных [элементов],
Люди же называют это «рождением».
- 3.1. Четыре элемента (корня): огонь, воздух, вода и земля.
56 (В 9)
Всякий раз, как люди заприметят, что [элементы] смешались в облике человека,
Или же в виде породы диких зверей, или в облике древес,
Или в облике птиц, тогда они говорят: «Это родилось».
Когда же они разделятся, то называют это «злосчастной смертью».
Так принято (θέμις), и я тоже следую обычаю (νόμῳ).
- 3.2. Движение и его источник: силы Вражды (Neikos) и Любви (Philia).
- 3.4. Возникновение живых существ.
4. Учение о ПОЗНАНИИ
- Подобное познается подобным
5. ПОЭМА "ОЧИЩЕНИЯ"
АНАКСАГОР
ЖИЗНЬ
- родился в г. Клазомены (около Смирны, совр. Измир, Турция) в знатной и богатой семье. Гора Мимант – с ее вершины Анаксагор наблюдал за небесами, звездами и Луной. А Фалес в Милеете наблюдал с мыса Микале.
- В молодом возрасте А. приехал в Афины (нашествие персов). На основании сведений, сообщаемых Диогеном Лаэртием (D. L. II 7):
1) А. было 20 лет во время вторжения Ксеркса в Ионию и прожил он 72 года (т. е. 500–428);
2) согласно “Хронологии” Аполлодора, А. родился в 70-ю ол. (500–497) и умер в 1-й год 78-й ол. (т. е. 468 до н. э.; однако современные исследователи принимают исправление рукописного 78 на 88, и т. обр. получается 88 ол.=428);
- По известному замечанию Аристотеля, А. был старше Эмпедокла, но опубликовал свое сочинение позднее (Met. I, 984a11= DK59A43= DK31A6).
- В Афинах был дружен с Периклом и Еврипидом.
- в 467 А. прославился предсказанием падения метеорита у Эгоспотам во Фракии (A 11 DK = Plin. Nat. Hist. II, 149) и своей теорией, согласно которой небесные тела, в т. ч. Солнце и Луна, на самом деле состоят из земли и камней.
- был обвинен в нечестии и изгнан из Афин.
Об обстоятельствах судебного разбирательства, характере иска, именах обвинителей, присутствии или отсутствии самого обвиняемого на процессе уже ко времени Диогена Лаэртия сохранились противоречивые свидетельства (см.: D. L. II 13–14; Plut. Pericl. 32; Nicias, 23) — однако ясно, что большую поддержку А. оказал ведущий афинский политик того времени Перикл.
- После суда переехал в Лампсак, где жил до самой смерти.
- Граждане Лампсака с почестями погребли философа, сказавшего о смерти невозмутимо: “спуск в Аид повсюду одинаков” (D. L. II 11), а на упреки в пренебрежении делами отечества отвечавшего, что ему отечество — небеса (ibid. II 7). Школьные аникулы.
- ответ на вопрос, ради чего стоило бы родиться: “чтобы созерцать небо и порядок Вселенной”
СОЧИНЕНИЯ
- Диоген Лаэртий (D.L. I 16) называет А. в числе философов, написавших одно сочинение.
- Большинство сохранившихся фрагментов (DK B1–22) содержатся в комментарии Симпликия к “Физике” Аристотеля; у Симпликия сочинение А. называется либо “Физика”, либо “О природе”.
- Написано оно было “приятным и исполненным величия слогом” (A1) и состояло не менее чем из 2-х книг.
- Согласно Диогену, А. первым издал книгу с чертежами (D. L. II 6).
- Витрувий также приписывает А. книгу о сценической перспективе, а неоплатоник Прокл — по геометрии (DK А38–40).
- Нет сведений, издавал ли А. свои толкования Гомера, как это впоследствии сделал его ученик Метродор из Лампсака.
УЧЕНИЕ
- учение о смеси материальных первоначал и несмешанном с ними Уме, разумном источнике их движения.
- Возникновение и уничтожение понимается в рамках данного учения, — подобно другим влиятельным пост-Парменидовским системам (ср. Эмпедокл, Демокрит), — как соединение и разъединение исходных элементов:
- “О рождении и гибели эллины думают неправильно: на самом деле ничто не рождается и не гибнет, но соединяется из вещей, которые есть, и разделяется” (B 17).
О материи
неподвижная материальная масса, в которой “все вещи были вместе”
Эта масса была приведена в движение Умом, благодаря которому началось первоначальное разделение внутри первовещества.
Смесь состояла из бесконечного числа мельчайших тел (“вещей”, согласно B1, или, в позднейшей терминологии — гомеомерий).
Эту смесь обволакивали влажный воздух и эфир-огонь, из-за чего вся первичная газообразная смесь была качественно “неразличима”, — нельзя сказать, какого она была цвета, запаха, и т. д.
составляющие смесь “вещи” характеризуются качественной определенностью. В смеси находятся мельчайшие частицы воды и земли, воздуха и огня, дерева и металла, плоти, волос, кости, золота и камня и т. д.
А. рассуждал следующим образом: “как из не-волос могут образоваться волосы, а из не-плоти — плоть?” (B 10). То же относится и к цветам: как из сверкания белого снега возникла бы чернота воды? (ср. A 97).
Все должно быть смешано со всем и в еще неразделенной Умом смеси, и после того, как образовался космос:
тела, из которых он состоит, приобретают свою качественную определенность благодаря преобладанию в своем составе элементов того или другого качества: “чего в каждой вещи больше всего содержится, тем она с наибольшей ясноразличимостью была и есть” (B 12).
В состав каждого тела входят компоненты всех других тел, в мире не бывает двух совершенно одинаковых вещей.
Гомеомерии допускают бесконечную делимость (ибо бытие не может превратиться в ничто); но бесконечно делимые тела в сумме дадут бесконечно большое тело, что также допускалось в учении А.: не существует самой большой величины, которую нельзя было бы еще увеличить (B 3).
и “малое бесконечно” (B 1) и большое “равно малому по множеству” (B 3).
Об Уме
Единственной несмешанной вещью является Ум, причина движения материальной смеси, придающий ей первоначальный толчок и круговращение.
Ум-нус безграничен, самодержавен и беспримесен (он пребывает сам по себе)
он есть нечто “самое тонкое и чистое”; знает все обо всем; обладает “великою силой”; он властвует во всех одушевленных существах.