Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лекции
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Лекции

Лекции

осенний семестр


ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ИСТОЧНИКИ.


ЛЕКЦИЯ 2. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА


ЛЕКЦИЯ 3. КСЕНОФАН. ПИФАГОР


_________________________________

ПИФАГОР САМОССКИЙ

_________________________________


1. Биография Пифагора.

2. Проблема Пифагора. Источники изучения

  • 2.1. Проблема Пифагора
  • 2.2. Ранние источники
  • 2.3. Позднейшие источники

3. Легенды о Пифагоре

  • Пифагор и Ферекид Сиросский
  • Путешествия на Восток
  • Память о прошлых жизнях
  • Чудеса

4. Школа Пифагора, или Пифагорейский союз.

  • Список пифагорейцев

5. Акусмы.

  • 5.1. Акусмы и акусматики
  • 5.2. Акусмы и их толкования.

6. Математика. 4 математических науки.

  • 6.1. Арифметика. Теория числа
  • 6.2. Гармоника. Гармоничные интервалы
  • 6.3. Геометрия. Правильные фигуры.
  • 6.4. Теорема Пифагора
  • 6.5. Астрономия. Шарообразность Земли. Гармония сфер.

7. Политическая деятельность пифагорейцев.

  • Кротон и Сибарис.
  • Килонова смута.

8. Пифагорейство и орфизм.

  • Учение о душе и ее судьбе после смерти.

9. Пифагор и пифагорейцы





ЛЕКЦИЯ 4. ГЕРАКЛИТ


ЛЕКЦИЯ 5. ЭМПЕДОКЛ. АНАКСАГОР

 

Пост-парменидовская физика – плюралистические системы.

Физика– учение о живом бытии (physis), рождении (genesis), возникновении.

 

1. Учение об элементах

  • Множество первых (простых) элементов.
  • Множество не выводится из одного, оно постулируется. Элементы полагаются вечными.

Эмпедокл: четыре элемента: огонь, воздух, вода, земля.

Анаксагор: множество элементов.

Демокрит: множество элементов.

2. Учение о движении

  • Источник движения. Или внешний или внутренний.
    Учение о природе. Возникновение (genesis) и уничтожение (phthora) как неверные термины (докса). Соединение и разъединение. Смесь (mixis).
    Предел деления видимых тел: первоэлементы.

3. Терминология:  элемент, греч. стихия (stoikheion) – неологизма Платона.

  • Эмпедокл – корни.  ridzomata pantôn
  • Анаксагор – семена.  spermata.
  • Демокрит – атомы  =  неделимые тела, сущности.  atoma sômata.


 

____________________________________________________________________________

 

ЭМПЕДОКЛ ИЗ АКРАГАНТА

ΕΜΠΕΔΟΚΛΗΣ. 

᾿Εμπεδοκλῆς

____________________________________________________________________________

 

1. ЖИЗНЬ

1.1. Даты рождения и смерти: 490–430 до н.э.

Основной источник биографических сведений – Диоген Лаэртий, VIII книга.
Умер в 60 лет (фр. 71 - Аристотель).
  • 1.1. Акрагант

Колония, основанная на Сицилии родосцами из Гелы в 582/81 году до н.э. Через 14 лет Акрагантом правил тиран Фаларид (16 лет: 568-552), «бык Фаларида».

488-472 – правление Ферона.

  • 1.2. Семья

Аристократическое происхождение. Дед философа держал скаковых лошадей, был олимпиоником, победителем в конных состязаниях в 71 олимпиаду (496-493 до н.э.).

  • При дворе Ферона жили поэты Пиндар (476-474) и Симонид. Ферон принимал активное участие в Олимпийских играх, посылая туда свои колесницы (их победы воспеты в одах Пиндара).

    Пиндар жил при дворах Гиерона I в Сиракузах и Ферона в Акраганте. Список Олимпийских песен

1.2. Образ жизни

  • 1.2.1. Облик.
  • 1.2.2. Аристократическое рождение и демократическая политическая деятельность.

«Был врачом и выдающимся ритором» (Сатир в «Биографиях»)

Прибыл в Фурии, в совсем новый полис (445-444 до н.э.)

12 (В 111)

Сколько ни есть лекарств от болезней, защиты от старости,

Ты их узнаешь все, ибо я исполню все это для одного тебя.

Ты прекратишь неутомимые ветры, которые налетают на землю

И губят своим дыханием нивы.

А если захочешь, то наведешь и ветры возмездия.

Из черного ливня ты сделаешь людям своевременное вёдро,

А из летней засухи ты сделаешь

Древопитающие потоки, обитающие в эфире.

Ты вернешь из Аида умершего человека.

  • 1.2.3. «Запретитель ветров», ветроборец.
  • 1.2.4. «Исцеление бездыханной»
  • 1.2.5. Смерть Эмпедокла.

Жерло вулкана

 

1.3. Эмпедокл и другие философы

  • 1.3.1. Эмпедокл и Пифагор

«Слушал Пифагора» - Тимей из Тавромения, и его обвинили в плагиате. Следовал Пифагору (ζηλῶσαι) «в торжественном величии образа жизни (ἡ σεμνότης τοῦ βίου) и наружности (σχήμα)».  У Диогена Лаэртского биография Эмпедокла включена в состав восьмой пифагорейской книги (вторым после Пифагора).

Фр. B 129 DK, ст. 1-2 (= D.L. VIII, 2)

Жил среди них некий муж, умудренный безмерным познаньем,
Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным...

  • 1.3.2. Эмпедокл и Парменид
Теофраст: последователь Парменида, подражатель в поэзии, а потом встретился с пифагорейцами.
Гермипп: последователь Ксенофана, его эпосу подражал

Соученик Зенона. Аристотель говорит, что Эмпедокл первым изобрел риторику, а Зенон – диалектику.

  • 1.3.3. Эмпедокл и Анаксагор

Следовал Анаксагору в учении о природе (τοῦ δὲ τὴν φυσιολογίαν)

Был младше Анаксагора, но опубликовал свое сочинение раньше (Аристотель).

  • 1.3.4. Эмпедокл и Горгий

Софист Горгий говорит (в изложении историографа Сатира), что «сам присутствовал при том, как Эмпедокл колдовал».

Fr. 1, D.L. (59) τοῦτόν φησιν ὁ Σάτυρος λέγειν (Сатир говорит, что Горгий), ὡς αὐτὸς παρείη τῶι ᾿Εμπεδοκλεῖ γοητεύοντι.

В своих стихах говорит (фр. 111 DK = 12 Bollack)

  Жил среди них некий муж, умудренный безмерным познаньем,
   Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным...


2. СОЧИНЕНИЯ Эмпедокла

  • 2.1. Два философских ссочинения: «О природе» (31DK) и «Очищения» (31DK).

Diels-Kranz. Bollack. Фрагменты ранних греческих философов (Лебедев), нумерация по изданию Боллака.

  • 2.2. Язык и стиль Эмпедокла.
  • Аристотель [fr. 70]: «писал в гомеровской манере (῾Ομηρικὸς ὁ ᾿Εμπεδοκλῆς) и был изощренным мастером слова (δεινὸς περὶ τὴν φράσιν), используя метафоры и другие приемы поэтического искусства» (диалог «О поэтах», из Диогена Лаэртия).
  • Лебедев: «две гексаметрические поэмы, высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида)
  • Якубанис, автор книги «Философ, врач и чародей»

2.3. Трагедии.

2.4. «Страсбургский фрагмент».

 

3. УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ И КОСМОСЕ

https://classics.nsu.ru/plato/vorsokratiker2.htm#31

B 8

Еще скажу тебе: изо всех смертных вещей ни у одной нет ни рожденья (φύσις),

Ни какой бы то ни было кончины от проклятой смерти,

А есть лишь смешение и разделение смешанных [элементов],

Люди же называют это «рождением».

 

  • 3.1. Четыре элемента (корня): огонь, воздух, вода и земля.

56 (В 9)

Всякий раз, как люди заприметят, что [элементы] смешались в облике человека,

Или же в виде породы диких зверей, или в облике древес,

Или в облике птиц, тогда они говорят: «Это родилось».

Когда же они разделятся, то называют это «злосчастной смертью».

Так принято (θέμις), и я тоже следую обычаю (νόμῳ).

  • 3.2. Движение и его источник: силы Вражды (Neikos) и Любви (Philia).
  • 3.3. Космические циклы.
  • 3.4. Возникновение живых существ.


4. Учение о ПОЗНАНИИ

  • Подобное познается подобным


5. ПОЭМА "ОЧИЩЕНИЯ"



АНАКСАГОР


ЖИЗНЬ

  • родился в г. Клазомены (около Смирны, совр. Измир, Турция) в знатной и богатой семье. Гора Мимант – с ее вершины Анаксагор наблюдал за небесами, звездами и Луной. А Фалес в Милеете наблюдал с мыса Микале.
  • В молодом возрасте А. приехал в Афины (нашествие персов). На основании сведений, сообщаемых Диогеном Лаэртием (D. L. II 7):
1) А. было 20 лет во время вторжения Ксеркса в Ионию и прожил он 72 года (т. е. 500–428);
2) согласно “Хронологии” Аполлодора, А. родился в 70-ю ол. (500–497) и умер в 1-й год 78-й ол. (т. е. 468 до н. э.; однако современные исследователи принимают исправление рукописного 78 на 88, и т. обр. получается 88 ол.=428);
  • По известному замечанию Аристотеля, А. был старше Эмпедокла, но опубликовал свое сочинение позднее (Met. I, 984a11= DK59A43= DK31A6).
  • В Афинах был дружен с Периклом и Еврипидом.
  • в 467 А. прославился предсказанием падения метеорита у Эгоспотам во Фракии (A 11 DK = Plin. Nat. Hist. II, 149) и своей теорией, согласно которой небесные тела, в т. ч. Солнце и Луна, на самом деле состоят из земли и камней.
  • был обвинен в нечестии и изгнан из Афин.

Об обстоятельствах судебного разбирательства, характере иска, именах обвинителей, присутствии или отсутствии самого обвиняемого на процессе уже ко времени Диогена Лаэртия сохранились противоречивые свидетельства (см.: D. L. II 13–14; Plut. Pericl. 32; Nicias, 23) — однако ясно, что большую поддержку А. оказал ведущий афинский политик того времени Перикл.

  • После суда переехал в Лампсак, где жил до самой смерти.
  • Граждане Лампсака с почестями погребли философа, сказавшего о смерти невозмутимо: “спуск в Аид повсюду одинаков” (D. L. II 11), а на упреки в пренебрежении делами отечества отвечавшего, что ему отечество — небеса (ibid. II 7). Школьные аникулы.
  • ответ на вопрос, ради чего стоило бы родиться: “чтобы созерцать небо и порядок Вселенной

 

СОЧИНЕНИЯ

  • Диоген Лаэртий (D.L. I 16) называет А. в числе философов, написавших одно сочинение.
  • Большинство сохранившихся фрагментов (DK B1–22) содержатся в комментарии Симпликия к “Физике” Аристотеля; у Симпликия сочинение А. называется либо “Физика”, либо “О природе”.
  • Написано оно было “приятным и исполненным величия слогом” (A1) и состояло не менее чем из 2-х книг.
  • Согласно Диогену, А. первым издал книгу с чертежами (D. L. II 6).
  • Витрувий также приписывает А. книгу о сценической перспективе, а неоплатоник Прокл — по геометрии (DK А38–40).
  • Нет сведений, издавал ли А. свои толкования Гомера, как это впоследствии сделал его ученик Метродор из Лампсака.

УЧЕНИЕ

  • учение о смеси материальных первоначал и несмешанном с ними Уме, разумном источнике их движения.
  • Возникновение и уничтожение понимается в рамках данного учения, — подобно другим влиятельным пост-Парменидовским системам (ср. Эмпедокл, Демокрит), — как соединение и разъединение исходных элементов:
  • “О рождении и гибели эллины думают неправильно: на самом деле ничто не рождается и не гибнет, но соединяется из вещей, которые есть, и разделяется” (B 17).


О материи

неподвижная материальная масса, в которой “все вещи были вместе”

Эта масса была приведена в движение Умом, благодаря которому началось первоначальное разделение внутри первовещества.

Смесь состояла из бесконечного числа мельчайших тел (“вещей”, согласно B1, или, в позднейшей терминологии — гомеомерий).

Эту смесь обволакивали влажный воздух и эфир-огонь, из-за чего вся первичная газообразная смесь была качественно “неразличима”, — нельзя сказать, какого она была цвета, запаха, и т. д.

составляющие смесь “вещи” характеризуются качественной определенностью. В смеси находятся мельчайшие частицы воды и земли, воздуха и огня, дерева и металла, плоти, волос, кости, золота и камня и т. д.

А. рассуждал следующим образом: “как из не-волос могут образоваться волосы, а из не-плоти — плоть?” (B 10). То же относится и к цветам: как из сверкания белого снега возникла бы чернота воды? (ср. A 97).

Все должно быть смешано со всем и в еще неразделенной Умом смеси, и после того, как образовался космос:

тела, из которых он состоит, приобретают свою качественную определенность благодаря преобладанию в своем составе элементов того или другого качества: “чего в каждой вещи больше всего содержится, тем она с наибольшей ясноразличимостью была и есть” (B 12).

В состав каждого тела входят компоненты всех других тел, в мире не бывает двух совершенно одинаковых вещей.

Гомеомерии допускают бесконечную делимость (ибо бытие не может превратиться в ничто); но бесконечно делимые тела в сумме дадут бесконечно большое тело, что также допускалось в учении А.: не существует самой большой величины, которую нельзя было бы еще увеличить (B 3).

и “малое бесконечно” (B 1) и большое “равно малому по множеству” (B 3). 

 

Об Уме

Единственной несмешанной вещью является Ум, причина движения материальной смеси, придающий ей первоначальный толчок и круговращение.

Ум-нус безграничен, самодержавен и беспримесен (он пребывает сам по себе)

он есть нечто “самое тонкое и чистое”; знает все обо всем; обладает “великою силой”; он властвует во всех одушевленных существах.