Институт Философии
Российской Академии Наук




  Добродетель и долг в моральной философии Томаса Рида
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Проекты » Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции » Исследовательский семинар » Добродетель и долг в моральной философии Томаса Рида

Добродетель и долг в моральной философии Томаса Рида

Многие исследователи полагают, что понятие добродетели в раннее Новое время смещается на периферию философского интереса, и в фокусе нововременных учений о морали оказываются понятия закона, нормы, долга, обязанностей и пр. Однако неправильно было бы утверждать, что понятие добродетели в этот период вовсе утрачивает свою значимость и становится анахронизмом. Место понятия добродетели в системе других моральных понятий действительно меняется, если сравнивать нововременную этику с античной или средневековой. Это проявляется хотя бы в том, что понятие добродетели перестает быть центральным в морально-философских учениях. Вместе с тем оно продолжает играть важную роль в осмыслении и объяснении морали и даже в тех, учениях, которые построены вокруг понятий закона, нормы, долга, обязанностей.

 

С этой точки зрения, интерес представляет морально-философское учение Томаса Рида. Во-первых, Рид осознавал различие между типами моральных теорий, основанных на понятии добродетели (античная этика) и основанных на понятии обязанности (средневековая этика), во-вторых, он рефлексивно выстраивал свою теорию как этику норм, обязанностей, в-третьих, при этом считал, что понятие добродетели играет в морали незаменимую роль, в-четвертых, предложил свое понимание конфигурации понятий добродетели и долга в моральной системе.

 

Добродетель Рид понимал как качество, которое проявляется в способности человека адекватно различать добро и зло, выносить моральные суждения относительно собственного долга, стараться делать это наилучшим образом и поступать соответственно своему пониманию-убеждению. Роль добродетели в морали состоит в том, что добродетель является необходимым условием исполнения человеком своего долга. Без добродетели исполнение долга невозможно: добродетельность как качество морального субъекта через мотив, через намерение делает добродетельным совершаемый поступок, который сам по себе, каким бы ни был по результату, не может иметь моральных качеств. Посредством понятия добродетели Рид осмысливает важную для нововременной этики идею, согласно которой всякая, осуществляемая в моральном поступке обязанность является внутренне обязывающей через моральный мотив.

 

Литература:

Даруэлл С. Начала морали: добродетель, закон, обязанность / Пер. Р.Г. Апресяна // Этич. мысль / Ethical Thought. 2017.  Т. 1. № 1. С.18–47.

Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла / Пер. с англ. Ю.Е. Милютина. СПб.: Алетейя, 2000.

Cuneo T. Duty, Goodness, and God in Thomas Reid’s Moral Philosophy // Reid on Ethics / Ed. by S. Roeser. London: Palgrave Macmillan, 2010.

Reid Th. Essays on the Active Powers of Man / ed. by K. Haakonssen, J. Harris. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1988.

Reid Th. Practical Ethics: Lectures and Papers on Natural Religion, Self-government, Natural Jurisprudence and the Law of Nations / ed. by K. Haakonssen, 2007.

Schneewind J. The Misfortunates of Virtue // Ethics. 1990. Vol. 101. No. 1. Pр. 42–63.

The Cambridge History of Eighteenth-Century Philosophy / Ed. by K. Haakonssen. Cambridge: Cambridge Universoty Press, 2006.