Институт Философии
Российской Академии Наук




  Стоические идеи в трактате Г. Гроция «О праве войны и мира»
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Проекты » Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции » Исследовательский семинар » Стоические идеи в трактате Г. Гроция «О праве войны и мира»

Стоические идеи в трактате Г. Гроция «О праве войны и мира»

В докладе на основе систематизации текстологических свидетельств употребления и заимствования отдельных понятий и суждений определяется форма и содержание рецепции элементов стоической философии в трактате Г. Гроция «О праве войны и мира».

 

Самый распространенный тип обращения Гроция к стоикам не отличается от типа обращения к прочим авторам – это использование их как источник эмпирического материала для своих рассуждений или же их иллюстрации. Однако при этом в тексте содержатся и концептуально значимые цитирования, то есть привносящие в теоретические построения Гроция определенную идею или ее обоснование.  Одним из главных заимствований являются антропологические характеристики (общественная природа человека и его разумность), описывая их, Гроций непосредственно ссылается на стоиков. Хотя утверждение об общественной природе иногда принимают за влияние Аристотеля, сам Гроций здесь вполне определенно указывает «учение стоиков» и даже в примечании не указывает Стагирита. Используемая им антропология не может называться исключительно стоической, но цитирование показывает, что Гроций подчерпнул ее в первую очередь из сочинений Цицерона и Сенеки. Так же и саму структуру построения концепции естественного права, когда право определяется через справедливость, а справедливость через соответствие природе человека, а именно его рациональности, Гроций также заимствует из античной философии и судя по постоянным при этом ссылкам на Цицерона и Сенеку, именно из стоической. При этом он заимствует именно аргументацию, опять же отсылающую к антропологии (к социальности человека) – «человеческое об­щество и взаимное общение людей неизбежно разрушились бы», приводит он слова Цицерона, то есть справедливость есть то, что обеспечивает взаимное общение, ее конкретное понимание, как и сама идея справедливости образуются в результате общения. Тот же смыл в цитате Сенеки – «общество не может существовать иначе, как взаимной любовью и заботой о составных частях». При этом цитирование христианских авторов, которые могли бы составить конкуренцию стоикам, остается именно дополнением от авторитета. Важный для Гроция аспект охраны собственности также вводится им через аргументацию Цицерона – «если кто-либо из нас похитит для себя блага, принадлежащие другим … то человеческое об­щество и общежитие неизбежно погибнут».

 

На ряду с важными заимствованиями обнаруживаются и существенные отличия. Гроций не принимает стоическую аксиологию, где разумность не только характеристика человека, но и приоритетная ценность – без нее жизнь не имеет никакой ценности для стоика. Для Гроция же «жизнь есть основа всех благ временных и условие  приобретения вечных благ». Аналогичным образом в рассуждениях о наказании и прощении Гроций также часто упоминает Цицерона и Сенеку, но они уже только дополняют его собственные рассуждения. Гроций находит здесь стоическую аргументацию того, что ««милосердие имеет свободу усмотре­ния», крайне поверхностной и не убедительной, непосредственно критикует Сенеку. Очевидно, что всякая позиция проверяется им его собственной аналитикой, заимствование идет довольно избирательно, то есть ничьим последователем или адептом, а равно и эпигоном он не является. В обращении Гроция с идеями предшественников видно, что он вообще не подозревает какой-либо системы в цитируемых источниках.

 

Текстологический анализ показывает, что обращение Гроция к стоической философии имеет концептуальное значение для его теории естественного права и справедливой войны. Однако, заимствуя у стоиков или посредством их ряд аргументов и антропологических установок античной мысли, Гроций не демонстрирует приверженность стоическому учению в целом. В первую очередь он движим идеей научного знания, рациональной открытости знания миру, характерной не только для античности, но и, например, для схоластики. Гроций заимствует аргументацию и положения, которые представляются ему достаточно рациональными, в этом смысле они для него существуют, работают вне какой-либо философской школы, они универсальны.

 

Литература

 

Апресян Р.Г. Jus Talionis в трактате Гуго Гроция «О праве войны и мира» // Этическая мысль. 2002. № 3. С. 139–165.

Гроций Г. Оправе войны и мира / Пер. А.Л. Саккетти. Москва: Ладомир, 1994.

Darwall  S. Honor, History and Relationship. Essays in Second-Personal Ethics II. Oxford: Oxford University Press, 2013.

Irwin T. The Development of Ethics. A Historical and Critical Study. Vol. II: From Suarez to Rousseau. Oxford: Oxford University Press, 2008.