Институт Философии
Российской Академии Наук




  Результаты научно-исследовательской работы сектора
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории антропологических учений » Результаты научно-исследовательской работы сектора

Результаты научно-исследовательской работы сектора

                                                                                                                                                                                                             
2022 год

 

Цель исследования: выявить практические и прикладные аспекты философской антропологии.

 

Задачи исследования:

  1. Определение проблемных полей исследования философской антропологии как теоретической и практической дисциплины;
  2. Анализ основных направлений развития учений о человеке, их практических и прикладных аспектов;
  3. Исследование человека как проблемы для самого себя в условиях изменяющегося мира;
  4. Изучение антропологических практик, их ценностно-смыслового содержания.


Важнейшие результаты научных исследований, достигнутые сектором за отчетный период в рамках исследовательских тем: 

 

1. Антропологические дискурсы XXI века (Спирова Э.М., Кулагина-Ярцева В.С., Кротовская Н.Г.)

1.1. Обсуждены проблемы, связанные с вызовами новой антропологической реальности с целью выстроить современный и разнообразный антропологический дискурс. В этой связи были актуализированы фундаментальные философские вопросы, а именно: что происходит в наши дни с философским постижением человека? Есть ли у философской антропологии свой предмет и понятийный аппарат? С какими вызовами сегодня сталкивается человек? Как меняется структура и методология гуманитарных наук в связи с тем, что в жизни человека стал необратимо присутствовать алгоритм и нечеловеческий другой? Как соотносятся естественный и искусственный интеллект? Каковы пределы технического отношения человека к самому себе? Есть ли перспективы призракологии в антропологическом дискурсе? Какое знание о человеке несут современные антропопрактики? (Спирова Э.М., Стороженко Н.В. и др. Антропологические дискурсы в XXI веке: Круглый стол в рамках VIII Российского философского конгресса «Философия в полицентричном мире» (28-30 мая 2020 г.) // Человек.RU. 2022. № 17. С. 294–321. DOI: 10.47850/2410-0935-2022-17-294-321(в соавт.)).

1.2. На основе переводов глав из книги М. Мардера «Растения философов: Интеллектуальный гербарий» отечественному читателю представлена авторская концепция философии растений. Мардер предлагает проследить взаимоотношения философии и растений, связав философские идеи и их авторов с определёнными видами растений. В творчестве французского философа Люс Иригарей растительное занимает особое место и стимулирует развитие её мысли. Растения предоставляют для неё модель мышления, жизни и культивирования субъективности. Культивирование в данном случае не означает формирования физиса в соответствии с предопределёнными параметрами разума или насильственного искоренения того, что растёт само по себе. Напротив, культивирование природы, например, означает, что мы ставим себя ей на службу, защищая, соучаствуя и поощряя мириады растений. Иригарей призывает нас прислушаться к приглушённым растительным ритмам нашей жизни и мышления, чей рост был остановлен предрассудками метафизики и аритмией современного существования. Всё то, что западные философы от Аристотеля до Гегеля отвергли и обесценили в отношении растений, в её трудах с любовью извлекается, переоценивается и культивируется (Кулагина-Ярцева В.С., Кротовская Н.Г., пер. с англ.: Мардер М. Растения философов: Интеллектуальный гербарий (Водяная лилия Иригарей (глава 12)) // Философская антропология. 2022. Т. 8. № 2. С. 95–113. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/8334/3913. DOI: 10.21146/2414-3715-2022-8-2-95-113).

 

2. Понятие «новой этики» и её прикладное значение (Кулагина-Ярцева В.С., Кротовская Н.Г.)

2.1. Рассмотрены различные определения «новой этики», освещена история их возникновения и в каждом конкретном случае критически проанализировано содержание данного понятия. Показано, что вопросы о сущности и верном понимании этики и морали, как правило, являются оценочными и не всегда имеют чёткую формулировку. При этом различные определения «новой этики» зачастую расходятся. Авторы исследования приходят к выводу, что «новая этика» отличается от старой лишь тем, что сегодня у нас появилось больше инструментов, которые позволяют уловить и отрефлексировать неравенство и дискриминацию, и больше терминов, которые помогают описать этот опыт (Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С. «Новая этика», истоки и современность (обзор) // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2022. Т. 11. № 2А. С. 241–259. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-philosophy-2022-2/d7-krotovskaya.pdf. DOI: 10.34670/AR.2022. 20.96.020).

 

3. Роль психоаналитической традиции в современных учениях о человеке (Спирова Э.М., Егорова И.В., Шулико Г.А.)

3.1. Проанализирован последовательный антропоцентризм Э. Фромма, определявшего человека в качестве истока и завершения картины мира. Показан вклад американского философа в развитие идей классической антропологии прошлого века. Прослежено маятниковое движение современной западной антропологии в сторону вытеснения человеческого за пределы философских размышлений, замещение антропоцентризма антропологией периферии. Выявлено развитие постгуманистических настроений в западной культуре (Спирова Э.М. От антропоцентризма к антропологии периферии: трансформация идей Э. Фромма в современной западной философии // Психоанализ и общество: Материалы Международной научной конференции, приуроченной к 120-летию со дня рождения Э. Фромма (Институт философии РАН, 27 октября 2020 г.) / Отв. ред. Е.И. Коростиченко; науч. ред. В.В. Старовойтов. М.: Академический проект, 2022. С. 250–259).

3.2. Показано истолкование Э. Фроммом социального характера, его формирование и изменение под влиянием различных экономических, политических и культурных факторов развития общества. Рассмотрены изменения общества под влиянием «новой реальности», вызванной современными условиями жизни и их связь с развитием социального характера (Егорова И.В. Метаморфозы социального характера // Психоанализ и общество: Материалы Международной научной конференции, приуроченной к 120-летию со дня рождения Э. Фромма (Институт философии РАН, 27 октября 2020 г.) / Отв. ред. Е.И. Коростиченко; науч. ред. В.В. Старовойтов. М.: Академический проект, 2022. С. 168‒173).

3.3. Рассмотрен вопрос об отношении Фромма к взглядам К. Маркса и его последователей; о той роли, которую сыграл Фромм в становлении философской традиции западного марксизма; какую роль гуманизм Фромма может играть в возможной реактуализации марксистской философии сегодня (Шулико Г.А. Эрих Фромм как марксист // Психоанализ и общество: Материалы Международной научной конференции, приуроченной к 120-летию со дня рождения Э. Фромма (Институт философии РАН, 27 октября 2020 г.) / Отв. ред. Е.И. Коростиченко; науч. ред. В.В. Старовойтов. М.: Академический проект, 2022. С. 174–185).

3.4. Проанализированы работы известных психоаналитиков Джона Д. Сазерлэнда, Рональда В.Ф. Фэйрберна, Шандора Ференци и Бенджамина Килборна. Дано представление о динамически сложном и противоречивом процессе становления психоаналитических школ и отдельных учений. Рассматриваются проблемы теории психоанализа и психоаналитической техники, обсуждаются вопросы прикладного и клинического психоанализа, развития личности и эмоционального мира человека (Спирова Э.М. Игры бессознательного (по страницам переводов В.В. Старовойтова) // Философская антропология. 2022. Т. 8. № 2. С. 167–182. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/8339/3918. DOI: 10.21146/2414-3715-2022-8-2-167-182).

3.5. Прослежено развитие идей Людвига Бинсвангера в раннем творчестве Мишеля Фуко. Трансформация базовых концепций Dasein-анализа у Фуко приводит его к представлению о человеке как о сновидящем существе и о сновидении как способе понимания онтологических оснований бытия человека. Проанализировано представление Фуко о сущности безумия в его ранних феноменологических работах. Рассмотрено влияние работ Л. Бинсвангера и З. Фрейда на идеи М. Фуко. Выявлено, что в современной философии безумие зачастую рассматривается как способность, отличающая человека от животного, проблема безумия сопоставляется с проблемой реальности. Отмечается недостаточность позитивистского психиатрического подхода для понимания безумия и значимость исследования проблемы безумия для более целостного понимания феномена человека и социокультурных процессов. Показано, как развитые М. Фуко идеи Л. Бинсвангера о сновидении находят продолжение в работах современных российских философов, исследующих феномен безумия (Цветкова О.А. Человек сновидящий в феноменологии безумия Мишеля Фуко // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 1. Ч. 1. С. 100–116. URL: https://ideaidealy.nsuem.ru/storage/uploads/2022/03/06.Tsvetkova-100-116.pdf. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.1-100-116).

3.6. В трактовке философско-антропологических идей Л. Бинсвангера важную роль играет исторический и эпистемологический контекст развития психиатрии начала XX века. В связи с недостаточной освещённостью этой проблематики в русскоязычных источниках, представлен перевод статьи доктора философии Элизабетты Бассо, в которой отражена современная точка зрения на историю психиатрии и философской антропологии начала ХХ века, в частности, на идеи швейцарского философа и психиатра. Взгляды Э. Бассо позволяют расширить понимание основных положений и целей Dasein-анализа Л. Бинсвангера. В исследовании также подняты проблемы исследования шизофрении и других психопатологий. Вместе с этим, Бассо представляет ценный исторический и библиографический материал, относящийся к феноменологическому движению в психиатрии начала ХХ века (Цветкова О.А. Эпистемологические проблемы Dasein-анализа Людвига Бинсвангера. Введение к переводу Э. Бассо // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47. № 4. С. 642–646. URL: http://nomothetika-journal.ru/index.php/journal/article/view/279/274. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-4-642-646; Цветкова О.А., пер. с англ.: Бассо Э. От проблемы природы психоза к феноменологической реформе психиатрии. Исторические и эпистемологические замечания о психиатрическом проекте Людвига Бинсвангера // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47. № 4. С. 647–669. URL: http://nomothetika-journal.ru/index.php/journal/article/view/280/275. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-4-647-669).

3.7. Описан философско-антропологический взгляд на концепцию интерсубъективности в современном клиническом психоанализе и особенности формирования дазайн-аналитического подхода к взаимодействию психиатра и пациента. Представлены особенности психотерапевтической техники Л. Бинсвангера, сформированной в результате синтеза психиатрии, философии и психоанализа. Выдвинута гипотеза о необходимости интеграции современного интерсубъективного психоанализа с идеями швейцарского психиатра для целостного понимания субъективных переживаний пациента (Цветкова О.А. Концепция интерсубъективности Людвига Бинсвангера в контексте современного психоанализа // Научное мнение. 2022. № 12. С. 48–55. DOI: https://doi.org/10.25807/22224378_2022_12_48).

3.8. Рассмотрена проблема исключения теоантропологического модуса из психоаналитического исследования, что сужает человека до его механико-биологических проявлений, а истинную интерсубъективность как бытие-с-Другим сводит к физиологии. Обозначено влияние философии С.Л. Франка на развитие проблемы интерсубъективности в психоаналитических концепциях Л. Бинсвангера и актуальность его идей в настоящее время. Показано, что исключение «теоантропологического» модуса (модуса истинного со-бытия с Другим, взаимного признания) сужает онтологический потенциал человека, формируя невроз «Я-объект в мире объектов» или же формируя психоз, в котором бытие не может быть развёрнуто без признания (быть признанным и признавать самому) Другого. Дазайн-анализ предлагает такой способ взаимодействия с безумием, где признание Я-как-бытия оказывает исцеляющий эффект. Человек оказывается неотделим от пространства, времени, окружения, отношений и воспринимается целостно как Дазайн (Цветкова О.А. Понимание человека через любовь: Л. Бинсвангер и С.Л. Франк // Вестник ВГУ. Серия Философия. 2022. № 4. С. 109–114. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2022/04/2022-04-14.pdf).

 

 

 

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2004-2010 гг.