Институт Философии
Российской Академии Наук




  2020 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории антропологических учений » Результаты научно-исследовательской работы сектора » 2020 год

2020 год

Главной целью разработки темы «Соотношение философских и научных знаний в современных учениях о человеке» стало обозначение основных направлений развития современных учений о человеке и выявление соотношение философских и научных знаний о человеке на нынешнем этапе. 


Задачи данного этапа исследования:

  1. Обосновать возможности конструктивного союза философии и науки в исследовании человека;
  2. Изучить философские проблемы реконструкции человека;
  3. Провести сравнительный анализ разнородных концепций о мозге;
  4. Рассмотреть вопросы биологической эволюции и социальной истории, телесной и психической организации человека, особенностей духовного бытия человека, окружающего мира и виртуальных реальностей, феномена сознания и его формирования;
  5. Подвести итоги исследования, обозначив основные изменения в дискурсе и статусе современной философской антропологии.

 

Важнейшие результаты научных исследований, достигнутые сектором за отчетный период:

  • Проанализированы подходы современной постнеклассики к основным концептам классической антропологии. Доказано, что, прибегая к отрицанию понятия «человеческая природа», мы, по сути, отказываемся от постижения человека. Выявлено, что истоки современного антропологического кризиса лежат в недостаточности метафизического мышления (Гуревич П.С. Концепты постнеклассической антропологии // Мифология века НТР / Отв. ред. Г.Л. Белкина. М., 2020. С. 187–215).
  • Прослежена трансформация представлений о соотношении человека и вещи: от противопоставления этих понятий до овеществления человека. Особое внимание уделено современным дискуссиям о границах между животностью и человечностью (Спирова Э.М. Человек и вещь: опыт философской экспертизы // Мифология века НТР / Отв. ред. Г.Л. Белкина. М., 2020. С. 286–301).
  • Рассмотрено отношение к человеку как техническому устройству в цифровой реальности, приведшее к утрате интереса к его уникальному личностному содержанию (Спирова Э.М. Апофеоз безличного в цифровой реальности // Вестн. Вятск. гос. ун-та. Философия, педагогика, психология. 2020. № 2. С. 7‑16). Дана критическая оценка представлений Ю.Н. Харари о человеке как наборе алгоритмов, подверженном неограниченному переконструированию (Егорова И.В., Спирова Э.М. Философствующий автомобиль // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2020. № 4. Сер.: Филос. науки. Вып. 55. С. 10‒16).
  • На примере концепции Г. Андерса показано развитие идей «негативной антропологии» в XX в. Несовершенство человеческой природы осмыслено им через противопоставление человека технике и переживание «прометеевского стыда» как чувства неполноценности. Прослежена перекличка взглядов Г. Андерса и Ж. Бодрийяра, проанализировавшего судьбу прометеевского проекта в современной цифровой «реальности» (Спирова Э.М. «Негативная антропология» Гюнтера Андерса, или кризис прометеевского проекта // Вестн. Калмыцк. ун-та. 2020. № 4. С. 134–143).
  • Изучена дуальность сакрального и профанного в философии Ж. Батая. Вводя категории непрерывности и запрета, «разрывающие» эту дуальность, он констатирует не просто амбивалентность объективного, а его динамическую субъективность (Стороженко Н.В. Противоречия понятий запрета и непрерывности в философских работах Жоржа Батая // Человек. Культура. Образование. 2020. № 1. С. 23‒32).
  • Исследована проблема ограниченности личностного мира человека в концепции К. Ясперса. Выявлено, что одним из сущностных свойств человека является непрерывное искание целостности и полноты бытия, которое раскрывается через переживание уязвимости (Голиков К.В. Экзистенциальная истина: о личном без границ // Вестн. Мининск. ун-та. 2020. Т. 8. № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1155/812).