Институт Философии
Российской Академии Наук




  2021 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории антропологических учений » Результаты научно-исследовательской работы сектора » 2021 год

2021 год

 

Цель исследования: выявить практические и прикладные аспекты философской антропологии.


Задачи исследования:

  1. Определение проблемных полей исследования философской антропологии как теоретической и практической дисциплины;
  2. Анализ основных направлений развития учений о человеке, их практических и прикладных аспектов;
  3. Исследование человека как проблемы для самого себя в условиях изменяющегося мира;
  4. Изучение антропологических практик, их ценностно-смыслового содержания.

  

Важнейшие результаты научных исследований, достигнутые сектором за отчетный период:

  • Прослежены истоки становления и развития антропологической темы в русской философии. Показано, что русская философия отличалась редким разнообразием, которое диктовалось культурной спецификой эпохи, идейными предпочтениями и влиянием европейской философии, сохраняя при этом на всех этапах своего развития антропологичность как основополагающую характеристику. Дан ответ на вопрос о влиянии русской философии на философское постижение человека в европейской культуре (Gurevich P. The Theme of Man in Russian Philosophy // Russian Philosophy in the Twenty-First Century: An Anthology / Eds. M. Sergeev, A. Chumakov and M. Theis. Leiden; Boston: Brill Rodopi, 2021. P. 169‑188).
  • Рассмотрена проблематика исследований Сабины Шпильрейн в Институте научной философии (1923‑1924 гг.), обозначена её роль в развитие отечественного психоанализа. Выявлена тесная внутренняя взаимосвязь отечественной психологии и философии в 20–30-е гг. ХХ столетия. Показано, что работы Шпильрейн того времени перекликаются с исследованиями афазии у А.Р. Лурия, а также детского и аутистического мышления у Ж. Пиаже (Спирова Э.М. Сабина Николаевна Шпильрейн // Институт научной философии. Начало / Отв. ред.-сост. А.В. Черняев, Т.Г. Щедрина. М.: Политическая энциклопедия, 2021. С. 312‑326).
  • Проанализированы подходы известных отечественных философов — В.А. Подороги и С.А. Смирнова — к философскому творчеству М.К. Мамардашвили, позволяющие совершенно по-особому, через оригинальную авторскую оптику, взглянуть на философствование отечественного мыслителя (Спирова Э.М. Мераб Мамардашвили: автор со своим голосом и поступком // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 1. С. 205–223. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/6537/3401. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-1-205-223).
  • Проведён критический анализ современных подходов к мемориализации культуры, преобладающих в западноевропейской философской мысли. Сделан вывод о сближении в современных концепциях понятия памяти с понятием информации. Критикуется взгляд на накопление и распространение артефактов во внешнем мире как универсальный способ компенсации коллективного «беспамятства» человечества (Спирова Э.М. «Мумификация культуры»: современные подходы к мемориальным практикам // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 110–118. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/6950/3518. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-2-110-118).
  • Изучены взгляды Седрика Робинсона на марксизм и так называемый «чёрный марксизм». Рассмотрена критика Робинсоном материалистического понимания истории с точки зрения цивилизационного подхода, раскрывается значение понятия «расовый капитализм». Высказаны предположения, как марксизм может парировать критику Робинсона. Проанализированы возможные судьбы марксизма и его чёрной радикальной критики (Шулико Г.А. Седрик Робинсон и антропология «чёрного марксизма» // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 126–134. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/6952/3520. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-2-126-134).
  • На основе комментированного перевода отрывков из ранее не издававшейся на русский язык работы «Психология мировоззрений» проиллюстрированы размышления немецкого философа и психиатра Карла Ясперса о метафоре раковины, введённой для описания ригидной мировоззренческой позиции человека (Голиков К.С., пер. с нем., коммент. и примеч.: Ясперс К. Психология мировоззрений (перевод фрагментов работы) // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 1. С. 116–133. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/6532/3396. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-1-116-133).
  • Рассмотрен феномен человеческого достоинства с экзистенциальной и социальной точек зрения. Обнаружено различие между достоинством, противопоставленным недостоинству в социальной ситуации, и достоинством как целостным феноменом экзистенциального порядка, существующим вне оппозиций, которое обретается в осознании индивидуальной уязвимости через накопление опыта экзистенциального крушения (Голиков К.С. От уязвленности к уязвимости, или экзистенциальный анализ человеческого достоинства // Достоинство человека: основания, перспективы, угрозы: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Нижний Новгород, 24‑25 апреля 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. А.В. Грехова, А.Н. Фатенкова. Нижний Новгород: Изд-во Приволжского исследовательского медицинского университета, 2021. С. 134‑141).
  • Изучена концепция профессора философского факультета Калифорнийского университета Беркли Альвы Ноэ, предложившего рассматривать искусство как исследовательскую практику, как некий «необычный инструмент» для постижения природы человека (Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С. Влияние новых научных подходов на философское постижение человека (обзор последних работ А. Ноэ) // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2021. Т. 10. № 1А. С. 5–21. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-philosophy-2021-1/1-krotovskaya.pdf. DOI: 10.34670/AR.2021. 71.68.001).
  • Охарактеризованы философские взгляды профессора Принстонского и Мельбурнского университетов Питера Сингера, которого называют одним из двенадцати ведущих философов современности. На примере концепций Сингера, показано, как переосмысливается одна из главных философских парадигм – антропоцентризм, – и на смену ей приходит новая система, в которой человек не является «мерой всех вещей», а занимает равноценное и равноправное положение с представителями всех видов жизни на Земле (Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С. Практическая философия и новая этика Питера Сингера // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2021. Т. 10. № 5А. С. 252–270. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-philosophy-2021-5/journal-philosophy-2021-5a.pdf. DOI: 10.34670/AR.2021.64.94.028).
  • На основе переводов глав из книги М. Мардера «Растения философов: Интеллектуальный гербарий» отечественному читателю представлена авторская концепция философии растений. Рассматривая растения как существа с собственной субъективностью, он приходит к выводу о том, что характерное для античного и средневекового мира смешение сходных существ, переходящих друг в друга, является не столько фантастическим вымыслом, сколько проницательным описанием нашего трансгенного настоящего и будущего (Кулагина-Ярцева В.С., Кротовская Н.Г., пер. с англ.: Мардер М. Растения философов: Интеллектуальный гербарий (Философский гербарий (пролог), Платонов платан (глава 1)) // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 1. С. 24–46. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/6528/3392. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-1-24-46; Кулагина-Ярцева В.С., Кротовская Н.Г., пер. с англ.: Мардер М. Растения философов: Интеллектуальный гербарий (Пшеница Аристотеля (глава 2), Сельдерей Авиценны (глава 5)) // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 48–84. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/6947/3515. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-2-48-84).
  • Проанализирована общая история формирования феномена сакрального, а также его потенциал для исследования в контексте истории философской мысли. Показано, что эту проблему можно решить при помощи исторической реконструкции феномена, анализируя его опосредованно, через связь с монотеистическими религиями и языческими культами (Стороженко Н.В. Проблема сакрального в контексте истории философской мысли // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 142–149. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/6954/3522. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-2-142-149).
  • Выявлены опасности, связанные с маргинализацией безумия и исключением его из потенциально возможных свойств человека. Показано, что человек, лишённый различных граней безумия, не рассматривается целостно, разнообразие бытия сводится к единообразному проекту (Цветкова О.А. Техно-трансформация человека: исключение безумия // Достоинство человека: основания, перспективы, угрозы: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Нижний Новгород, 24‑25 апреля 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. А.В. Грехова, А.Н. Фатенкова. Нижний Новгород: Изд-во Приволжского исследовательского медицинского университета, 2021. С. 202‑210).
  • Рассмотрена проблема любви и безумия как противоположных модусов человеческого бытия. С точки зрения феноменологии любви и Dasein-анализа Людвига Бинсвангера, анализируется реципрокное влияние безумия и распада интерсубъективности в условиях антропокризиса на примере интеракции человека и искусственного интеллекта (Цветкова О.А. Распад интерсубъективности: безумие как невозможность любви (по Л. Бинсвангеру) // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 159–170. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/6956/3524. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-2-159-170).
  • Изучена проблема личной свободы в концепции метанойи Р. Лэйнга и Д. Купера. Обоснована актуальность дальнейшего развития идей Лэйнга и Купера в аспекте возможности осуществления экзистенциальной метанойи в современном социокультурном контексте (Устюгова Ю.О. Обретение личной свободы как метанойя в концепциях Р. Лэйнга и Д. Купера // Философская антропология. 2021. Т. 7. № 2. С. 179–187. URL: https://pa.iphras.ru/article/view/6958/3526. DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-2-179-187).