Институт Философии
Российской Академии Наук




  2016 год
Главная страница » » Сектор истории антропологических учений » Результаты научно-исследовательской работы сектора » 2016 год

2016 год

В 2016 г. продолжена разработка темы «Основные грани человеческого бытия», главной целью которой стало исследование таких феноменов человеческого бытия, как жизнь, смерть, любовь, труд, игра, и их трансформации в современном философском сознании.



Важнейшие результаты научных исследований, достигнутые сектором за отчетный период:

  • Значительное внимание было уделено радикальному переосмыслению самой философской антропологии. Был дан критический анализ неклассической антропологии, которая подвергла переосмыслению едва ли не все базовые положения этой области знания, в том числе и необходимость самой философской антропологии. В этом смысле проведено сопоставление классической и неклассической антропологии. Дана характеристика основных положений классической антропологии в сравнении с неклассической (Гуревич П.С. Новая онтология человека; Гуревич П.С. Горизонты философской антропологии).
  • Теоретические усилия сектора были направлены на восстановление предмета философской антропологии – человека (Гуревич П.С. Человек как предмет стал исчезать… (беседа с Павлом Семеновичем Гуревичем)). Сторонники неклассической антропологии устраняются от изучения природности, историчности человека. Предполагается, что постижение человека возможно только в антропопрактиках. Это приводит к умалению общетеоретической работы в осмыслении человека и его судьбы. Сектор провел анализ философской классики, связанной с темой человека, – Аристотель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше (Гуревич П.С. Антропологические сюжеты Аристотеля; Гуревич П.С. Арсенал повседневного смысла. Предисловие; Гуревич П.С. В потоке книг – Превозможение человека (Рец. на кн.: Самохвалова В.И. Сверхчеловек: образ, метафора, программа. М., 2015)).
  • Подведены промежуточные итоги исследования граней человеческого бытия и их трансформации в современном философском сознании. Показано, что само понятие «граней человеческого бытия» оказалось базовой категорией философской антропологии. Оно отражает наиболее значимые стороны человеческого бытия. Доказана взаимная, нерасторжимая связь граней человеческого бытия друг с другом, выявлены многообразные соотношения между ними. Обосновано, что только через основные грани человеческого бытия возможно постижение феномена «всечеловеческого» (Гуревич П.С., Спирова Э.М. Грани человеческого бытия).
  • Разработана концепция онтопроектирования – способа проектирования бытия человека как открытой возможности, намечаемой к реализации в будущем (Резник Ю.М. К феноменологии возможных миров человека: экзистенциальная онтология проектирования; Резник Ю.М. Философия как метапроектная практика; Резник Ю.М. Проектная философия человека как философия действия; Резник Ю.М. Возможное бытие человека: от анализа к проекту).
  • В развитие тезиса о неотмысливаемости языковой составляющей для философской антропологии показано, что один из наиболее адекватных выходов для философской антропологии на трансцендентную сферу – это выход через ворота трансцендентальности, к которой, в свою очередь, можно выйти через анализ дискурсивных – формальных, семантических и синтаксических – форм языка, поскольку последние являются транспонированной трансцендентальностью (модификациями разнообразной комбинаторики актов чистого и языкового сознания и входящих в них смысловых предметностей (Гоготишвили Л.А. (Gogotishvili L.). La forme interne immanente dialogique chez Bakhtine comme alternative à Humboldt et Potebnja / перевод П. Серио; Гоготишвили Л.А. Номинативность и процессуальность в философии языка Павла Флоренского (именование и дискурс в обратной перспективе)).