Институт Философии
Российской Академии Наук




  2017 год
Главная страница » » Сектор истории антропологических учений » Результаты научно-исследовательской работы сектора » 2017 год

2017 год

В 2017 г. завершилась разработка темы «Основные грани человеческого бытия», по итогам работы над которой были сформулированы обобщающие результаты.

 


Важнейшие результаты научных исследований, достигнутые сектором за отчетный период:

  • Выявлены основные черты, тенденции и характеристики двух этапов философского постижения человека — классической и неклассической антропологии, что позволило представить целостный процесс толкования человека в европейской философии (Гуревич П.С. Человек как предмет стал исчезать… (беседа с философом П.С. Гуревичем) // Человек.RU. 2017. № 12. С. 231–244). Особо выделен ницшеанский поворот в изучении человека как радикальный проект, оказавший огромное воздействие на неклассическую антропологию (Гуревич П.С. Из недр архаики // Личность. Культура. Общество. 2017. Т. XIX. Вып. 3–4 (95–96). С. 287–297).
  • Подведены итоги исследования граней человеческого бытия и их трансформации в современном философском сознании. Перечень основных граней дополнен властолюбием. Будучи глубоко укоренённым в человеческой природе, властное стремление обнаруживает себя и как инстинкт, безотчётный неустранимый порыв, и как страсть, чувство захваченности и упоения собственной силой (Гуревич П.С. Ницше о властолюбии // Философия и культура. 2017. № 1. С. 11–14; Рахмановская Е.А. Парадоксы властолюбия // Философия и культура. 2017. № 10. С. 97–109).
  • Впервые в отечественной философии проанализировано философско-антропологическое учение Ф. Ницше, обоснована его структура и направленность. Ницше представлен как проницательный феноменолог эмоционального мира человека, предложивший своеобразную инвентаризацию человеческих чувств. Он едва ли не первым в европейской философии реабилитировал страсти, трактуя их законность, энергетическую мощь и огромную роль в человеческой истории. Вместе с тем философ показал парадоксальность всех человеческих чувств, их подвижность и способность к обнаружению «изнанки» (Гуревич П.С. Антропология чувственности (чувство против рассудочности) // Наука Удмуртии. 2017. № 2 (80). С. 215–226; Спирова Э.М. Европейская литература «сердца» // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сб. ст. по материалам Международ. науч. конф. Гос. клас. акад. им. Маймонида Рос. гос. унив. им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11–15 апреля 2017 г. / Под общ. ред. Я.И. Сушковой-Ириной. М.: Академия имени Маймонида, 2017. С. 330–340).
  • Обозначены смыслы ницшеанского понимания любви и ненависти в контексте человеческой природы, раскрыты вопросы аксиологии любви, дифференцированы контекстуальные смыслы любви и ненависти, их трансформации и инверсии (Чугунова И.О. К проблеме любви в ницшеанской философии // Филос. мысль. 2017. № 1. С. 57–66; Чугунова И.О. Дискурс ненависти в философии Ф. Ницше // Филос. мысль. 2017. № 5. С. 141–152).
  • Раскрыта феноменальная природа бытия человека и определена его возможностная перспектива (Резник Ю.М. Феноменология человека: бытие возможного. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 632 с.).

 

Общие итоги по всему сроку реализации темы:


Исследование показало, что грани человеческого бытия находятся во взаимном пересечении и с наибольшей полнотой отражают феномен «всечеловеческого».