|
22.12.2016. 13-е заседание. Чтение и обсуждение пятой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 5, 409b6–410a26)
Почему предшествующие философы утверждали, что душа состоит из элементов? И можно ли признать это учение истинным? Критика основного принципа древнегреческой эпистемологии о познании подобного подобным.
Аудиозапись
|
|
24.11.2016. 12-е заседание. Чтение и обсуждение четвертой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 4, 408b30–409b7)
Аристотель подвергает критике учение Ксенократа о душе как о самодвижном числе. По мнению философа, это изначально эклектическое учение содержит трудности двоякого рода: (1) связанные с представлением о душе как о чем-то подвижном, и (2) связанные с представлением о ней как о числе. Всякое число состоит из единиц, поэтому если душа – число, то она – множество единиц. Поскольку душа находится в теле, она занимает определенное место в пространстве. Но единицы, имеющие положение в пространстве, являются точками, следовательно, душа представляет собой совокупность движущихся точек. Сводя таким образом учение Ксенократа к некоему подобию атомизма, Аристотель подвергает его уничтожительной критике.
Аудиозапись
|
|
27.10.2016. 11-е заседание. Чтение и обсуждение четвертой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 4, 408b–409a2)
Аристотель спрашивает, почему душевные способности (такие как зрение, память, мышление) ослабевают в старости? Можно ли приписывать эти изменения душе? Или и здесь, как в случае со страхом, гневом, радостью и т.п., изменению подвергается не сама душа, а одушевленное тело? Особое внимание Аристотель уделяет вопросу об уме: зависит ли его деятельность от тела, и уничтожается ли вместе с гибелью разумного существа? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, о каком уме идет речь: о т.н. "пассивном" или "активном"? Что думали по этому поводу античные комментаторы Аристотеля: Александр Афродисийский, Иоанн Филопон и Симпликий?
Аудиозапись
|
|
29.09.2016. 10-е заседание. Чтение и обсуждение четвертой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 4, 408a18–408b30)
Опровергнув учение о душе как гармонии тела и упрекнув Эмпедокла за приверженность этому учению, Аристотель возвращается к вопросу о движении души. В предыдущей главе он уже доказал, что душа не может самостоятельно совершать пространственные перемещения, так как не является пространственной величиной. Теперь же он задается вопросом, присущи ли ей качественные превращения, и можно ли считать такие претерпевания как страх, радость, печаль, гнев, размышления движениями души или же агентом здесь выступает не душа, но состоящее из души и тела живое существо?
Аудиозапись
|
|
26.05.2016. 9-е заседание. Чтение и обсуждение четвертой главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 4, 407b28–408a18)
Доказав, что душа не может быть самодвижной сущностью и что движение может быть присущей ей только привходящим образом, Аристотель обращается к теории души как гармонии тела, которую также подвергает критике. Пифагорейское учение о душе как гармонии тела исходит из иного, нежели у Аристотеля (и Платона) понимания жизни. Если Аристотель мыслит жизнь как самовоспроизводящееся движение, то пифагорейцы (в частности, Алкмеон Кротонский) понимаютт ее как баланс противоположных сил, замечая, что только живое может примирять в себе противоположности (горячее – холодное, сухое – влажное), поскольку неживое всегда – лишь какая-то одна из них. Но если жизнь есть баланс и соединение противоположностей, то есть гармония, то и душа как принцип жизни есть гармония. Аристотель вслед за Платоном возражает против такого учение о душе, исходя из иного понимания жизни.
Аудиозапись
|
|
21.04.2016. 8-е заседание. Чтение и обсуждение третьей главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 3, 406b10–407a31)
В третьей главе трактата Аристотель продолжает критиковать платоновское представление о душе как о самодвижной сущности, обращаясь на этот раз к «Тимею», где душа представлена в виде двух кругов – круга тождественного и круга иного, пересекающихся в двух точках и вращающихся вокург общего центра. Вопрос, которым задается философ: может ли мысль быть телесной?
Аудиозапись
|
|
31.03.2016. 7-е заседание. Чтение и обсуждение третьей главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 3, 406a1–406b10)
Основной проблемой, обсуждавшейся на заседании, стал вопрос о том, присуще ли душе движение. Обязательно ли душе двигаться самой, чтобы приводить в движение тело, как считал Платон, или она способна сообщать движение, оставаясь неподвижной? Участники выделили несколько аргументов против признания души самодвижной сущностью. Во-первых, движущему не обязательно двигаться самому: в частности, первый двигатель мирового движения обязан быть неподвижным. Во-вторых, анализ понятия самодвижного показывает, что самодвижное обязательно должно состоять из двух элементов: неподвижного двигателя и того, что он приводит в движение. В-третьих, если движение присуще душе по природе и по сущности, то она будет совершать пространственное движение, причем, как в теле, так и вне его, что противоречит очевидности.
Аудиозапись
|
|
02.02.2016. 6-е заседание. Чтение и обсуждение второй главы первой книги трактата «О душе» (De anima I, 2, 405a19–405b30)
Аристотель продолжает критическое изложение учений предшествующих философов о душе. На этот раз Стагирит обращается к тем мыслителям, которые считали душу первоначалом и отождествляли ее с одним из основных четырех элементов: водой (Гиппас), огнем (Гераклит), воздухом (Диоген из Аполлонии) и т.д. Особое внимание участники уделили сообщению о Гераклите, согласно которому тот считал душу "вечно текучим" (ρεον αει) сухим испарением. Участники связали данное свидетельство со знаменитым фрагментом Гераклита про реки (фр. 40), расценив его как еще один аргумент в пользу нового толкования фрагмента, предложенного А.В. Лебедевым в недавно вышедшей монографии «Логос Гераклита» (2014).
Аудиозапись
|
|